Приложение 1 Утверждено приказом директора № 93 от 01.09.2020 Приложение 1. Учебный план внеурочной деятельности на 2020-2021 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. План внеурочной деятельности начального общего образования МАОУ Чернокоровской СОШ является нормативным документом и составлен в соответствии с нормативными документами: 1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 13 декабря 2013 года); 3) Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ» от 10.07.2015 № 26; 4) Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 5) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»; 6) Письмо Министерства образования Российской Федерации № 220/1112 от 22.02.1999 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы»; 1 Примерная основная образовательная программа начального общего образования ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15; 8) Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 01.09.2017 № 02-01-81/7541 «О направлении методических рекомендаций внеурочной деятельности»; 9) Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; 10) Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Чернокоровской средней общеобразовательной школы; 11) Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ Чернокоровской СОШ. Общая характеристика учебного плана Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие с учетом индивидуальных особенностей и потребностей, запросов родителей (законных представителей) обучающихся, а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием. Внеурочная деятельность позволяет обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи и является инструментом реализации индивидуального запроса родителей и учащихся. Внеурочная деятельность - это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательнообразовательной деятельности по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей. 7) Цель организации внеурочной деятельности: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка, создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Задачи способствовать овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением 2 адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять своё здоровье и физическую культуру; сформировать у обучающихся правильное отношение к окружающему миру, этическим и нравственным нормам, эстетическим нормам, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности; сформировать знания, умения и способы деятельности определяющие степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки; поддержка интегративного освоения проектной, исследовательской, технической деятельности и использования информационных и коммуникационных технологий. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образовании с учетом интересов обучающихся и возможностями учебного учреждения. Внеурочная деятельность образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на уровне начального общего образования (не более 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей МАОУ Чернокоровской СОШ. План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией и должен быть направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В учебном плане по внеурочной деятельности указан объём часах по каждому направлению. Внеурочная деятельность реализуется во второй половине дня, где предусматривается перерыв между уроками и внеурочной деятельностью до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на открытом воздухе, в спортивном зале или в рекреациях. Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения в МАОУ Чернокоровской СОШ имеются следующие условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, спортивный зал, актовый зал, библиотека, ) класс «Светофор», компьютерный класс, спортивная площадка. Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным инвентарем. МАОУ Чернокоровская СОШ располагает материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов запланированной внеурочной деятельности обучающихся. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам, установленным для обслуживания этой базы. 3 Занятия по внеурочной деятельности проводят квалифицированные педагоги школы: учителя - предметники. Уровень квалификации педагогов соответствует требованиям, предъявляемым к квалификации по должности «учитель» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»). К методическому обеспечению внеурочной деятельности относятся: - методические пособия, - интернет-ресурсы, - мультимедийный блок. Рабочие программы по внеурочной деятельности утверждены на заседании педагогического совета школы. Рабочие программы по внеурочной деятельности разработаны в соответствии с методическим конструктором и локальным актом школы, утверждены на заседании педагогического совета школы. К условиям организации внеурочной деятельности относятся: •количество часов учебного плана; •форма организации занятий отличная от урочной; •связь с урочной деятельностью; •выход на личностные, предметные и метапредметные результаты; •часы внеурочной деятельности не входят в недельную нагрузку. 3.Содержание внеурочной деятельности Содержание внеурочной деятельности сформировано с учетом запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), учитывает особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся и организуется по направлениям развития личности. Внеурочная деятельность включает в себя следующие направления: •Духовно-нравственное •Социальное •Общеинтеллектуальное •Общекультурное •Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное направление Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи. Основные задачи: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, 4 социально ориентированной деятельности на основе нравственныхустановок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции— «становиться лучше»; укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ морали, осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; формирование основ нравственного самосознания личности (совести), способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности должна обеспечить: - осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; - развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности; - понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. В основу работы по данному направлению разработана программа «Культура безопасности жизнедеятельности», «Эколята», а также данное направление реализуется через внутришкольные мероприятия и проекты. Социальное направление Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне начального общего и основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и 5 конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основными задачами являются: формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основы культуры межэтнического общения; формирование отношения к семье как к основе российского общества; воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. Данное направление реализуется через внутришкольные мероприятия и проекты. Спортивно-оздоровительное направление Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на уровне основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования Основными задачами являются: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Данное направление реализуется через внутришкольные мероприятия и проекты. Общекультурное направление Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основными задачами являются: 6 формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; становление активной жизненной позиции; воспитание уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и малышам; формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности. Данное направление реализуется через традиционные школьные мероприятия и мероприятия творческой и прикладной направленности. Общеинтеллектуальное направление Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Основными задачами являются: формирование навыков научно-интеллектуального труда; развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; овладение навыками универсальных учебных действий. В основу работы по данному направлению разработаны программы «Увлекательный мир информатики», «Умники и умницы» Каждое направление внеурочной деятельности реализуется следующими курсами: Внеурочная деятельность (1-4 классы) 1.Общеинтеллектуальное «Увлекательный мир информатики» -1, 2, 3, 4 классы по 1 часу в неделю. «Умники и умницы»- 1 класс по 2 часа в неделю, 3 класс по 1 часу в неделю. 2. Духовно-нравственное « Культура безопасности жизнедеятельности» - 2, 3, 4 классы по 1 часу в неделю. « Эколята» - 2 класс по 1 часу в неделю 7 Учебный план внеурочной деятельности Направление развития личности Духовно - нравственное Общеинтеллектуальное Итого Количество часов в неделю Количество часов за год 4 класс 4 2 3 1 1 2 3 класс класс класс класс класс класс класс 2 1 1 68 34 34 3 1 2 1 99 34 68 34 3 3 3 2 99 102 102 Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создания ученического коллектива и органов самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Внеурочная деятельность на уровне класса организуется классными руководителями, вожатыми, воспитателями при активном участии самих учащихся и с привлечением родителей. На уровне параллели классов или на общешкольном уровне внеурочная деятельность организуется заместителем директора по воспитательной работе, педагогом-организатором согласно плану воспитательной работы и в соответствии с программой воспитания и социализации обучающихся. Индивидуальные формы внеурочной деятельности – творческие проекты по различным направлениям: художественным, общекультурным, научным, техническим и др. При организации внеурочной деятельности учитываются социокультурные и национально-региональные особенности, общешкольные традиции, интересы учащихся основной ступени школы. Основными формами внеурочной деятельности массового характера являются социально значимые дела, трудовые акции, вечера, дискотеки, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, посещение театров и музеев с последующим обсуждением увиденного, а также праздники, которые могут быть центральным ядром, объединяющим различные сферы жизнедеятельности школы (учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование, неформальную социокультурную деятельность). Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 8 68 художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. Групповыми формами внеурочной деятельности могут быть различные объединения детей и подростков, (а также детско-взрослые объединения) клубного характера – кружки, секции. Внеурочная деятельность реализуется через разные организационные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, тематические лагерные смены, социально – значимые проекты. 4.Ожидаемые результаты развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; приобретение учащимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; воспитание уважительного отношения к своему городу, гимназии; получение школьником опыта самостоятельного социального действия; формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; формирования у детей социокультурной идентичности увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образажизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. 9 Недельный учебный план внеурочной деятельности Направление развития личности Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Итого Количество часов в неделю 1 класс 2 класс 3 класс 3 3 2 1 3 4 класс 1 2 3 1 1 2 Количество часов за неделю 4 7 11 Годовой учебный план внеурочной деятельности Направление развития личности Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Итого Количество часов в каждом классе 1 2 3 4 класс класс класс класс 68 34 34 99 34 68 34 99 102 102 68 10 Количество часов за год 136 235 371