Приложение 1
Утверждено
приказом директора
№ 93 от 01.09.2020
Приложение 1. Учебный план внеурочной деятельности
на 2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности
учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и
целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно
Федеральному
базисному
учебному
плану
для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на
внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах,
отличных от урочной системы обучения.
План внеурочной деятельности начального общего образования
МАОУ Чернокоровской
СОШ является нормативным документом и
составлен в соответствии с нормативными документами:
1)
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N
1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам-образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями на 13 декабря 2013
года);
3)
Постановлением Главного Государственного санитарного врача
Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по АООП для обучающихся с ОВЗ» от 10.07.2015 № 26;
4)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №
373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
5)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного стандарта общего образования»;
6)
Письмо Министерства образования Российской Федерации № 220/1112 от 22.02.1999 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной
школы»;
1
Примерная основная образовательная программа начального общего
образования ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением
по общему образованию протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
8)
Письмо Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 01.09.2017 № 02-01-81/7541 «О направлении
методических рекомендаций внеурочной деятельности»;
9)
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об
образовании в Свердловской области";
10)
Устав
Муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения Чернокоровской средней общеобразовательной школы;
11)
Основная образовательная программа начального общего образования
МАОУ Чернокоровской СОШ.
Общая характеристика учебного плана
Внеурочная
деятельность
является
неотъемлемой
частью
образовательной деятельности в школе и позволяет реализовать требования
федерального государственного образовательного стандарта общего
образования в полной мере. Особенностями данного компонента являются
предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий,
направленных на их развитие с учетом индивидуальных особенностей и
потребностей, запросов родителей (законных представителей) обучающихся,
а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе
наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием. Внеурочная
деятельность позволяет обеспечить духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как
основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных
навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества,
взаимопомощи и является инструментом реализации индивидуального
запроса родителей и учащихся.
Внеурочная деятельность - это форма творческого целенаправленного
взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательнообразовательной деятельности по созданию условий для освоения
обучающимися социально-культурных ценностей.
7)
Цель
организации
внеурочной
деятельности:
обеспечение
соответствующей возрасту адаптации ребенка, создание условий для
проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного
выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных
традиций.
Задачи
способствовать овладению обучающимися в соответствии с
возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной,
трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением
2
адаптироваться к окружающей природной и социальной среде,
поддерживать и укреплять своё здоровье и физическую культуру;
сформировать у обучающихся правильное отношение к окружающему
миру, этическим и нравственным нормам, эстетическим нормам,
желание участвовать в разнообразной творческой деятельности;
сформировать знания, умения и способы деятельности определяющие
степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие
элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки;
поддержка
интегративного
освоения
проектной,
исследовательской, технической
деятельности и использования
информационных и коммуникационных технологий.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности
обучающихся на ступени начального общего образовании с учетом
интересов обучающихся и возможностями учебного учреждения.
Внеурочная деятельность образовательной организации определяет
состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной
деятельности для обучающихся на уровне начального общего образования
(не более 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов
обучающихся и возможностей МАОУ Чернокоровской СОШ.
План внеурочной деятельности формируется образовательной
организацией и должен быть направлен на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования. В учебном плане по внеурочной
деятельности указан объём часах по каждому направлению.
Внеурочная деятельность реализуется во второй половине дня, где
предусматривается перерыв между уроками и внеурочной деятельностью до
45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию
двигательно-активных видов деятельности обучающихся на открытом
воздухе, в спортивном зале или в рекреациях.
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго
поколения в МАОУ Чернокоровской СОШ имеются следующие условия:
занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой
организовано двухразовое питание, спортивный зал, актовый зал,
библиотека, ) класс «Светофор», компьютерный класс, спортивная площадка.
Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным
инвентарем.
МАОУ Чернокоровская
СОШ располагает материальной и
технической базой, обеспечивающей организацию и проведение всех видов
запланированной внеурочной деятельности обучающихся. Материальная и
техническая
база
соответствует
действующим
санитарным
и
противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми
нормативам, установленным для обслуживания этой базы.
3
Занятия по внеурочной деятельности проводят квалифицированные
педагоги школы: учителя - предметники. Уровень квалификации педагогов
соответствует требованиям, предъявляемым к квалификации по должности
«учитель» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»).
К
методическому обеспечению
внеурочной деятельности
относятся:
- методические пособия,
- интернет-ресурсы,
- мультимедийный блок.
Рабочие программы по внеурочной деятельности утверждены на
заседании педагогического совета школы.
Рабочие программы по внеурочной деятельности разработаны в
соответствии с методическим конструктором и локальным актом школы,
утверждены на заседании педагогического совета школы.
К условиям организации внеурочной деятельности относятся:
•количество часов учебного плана;
•форма организации занятий отличная от урочной;
•связь с урочной деятельностью;
•выход на личностные, предметные и метапредметные результаты;
•часы внеурочной деятельности не входят в недельную нагрузку.
3.Содержание внеурочной деятельности
Содержание внеурочной деятельности сформировано с учетом
запросов обучающихся
и их родителей (законных представителей),
учитывает особенности, образовательные потребности и интересы
обучающихся и организуется по направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность включает в себя следующие
направления:
•Духовно-нравственное
•Социальное
•Общеинтеллектуальное
•Общекультурное
•Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное направление
Целесообразность
названного
направления
заключается
в
обеспечении духовно- нравственного развития обучающихся в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной
педагогической работе образовательного учреждения, семьи.
Основные задачи:
формирование способности к духовному развитию, реализации
творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной,
4
социально
ориентированной
деятельности
на
основе
нравственныхустановок
и
моральных
норм,
непрерывного
образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной
компетенции— «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных
отечественных традициях, внутренней установки личности школьника
поступать согласно своей совести;
формирование основ морали, осознанной обучающимся необходимости
определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе
представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление
у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и
самоуважения, жизненного оптимизма;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести),
способности школьника формулировать собственные нравственные
обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от
себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим
и чужим поступкам;
принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за
Отечество;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности
должна обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих
национальных
нравственных ценностей;
- развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как
любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и
старших, ответственность за другого человека.
В основу работы по данному направлению разработана программа
«Культура безопасности жизнедеятельности», «Эколята», а также данное
направление реализуется через внутришкольные мероприятия и проекты.
Социальное направление
Целесообразность названного направления заключается в активизации
внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению
нового социального опыта на уровне начального общего и основного общего
образования, в формировании социальных, коммуникативных и
5
конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного
взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
формирование психологической культуры и коммуникативной
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме;
формирование способности обучающегося сознательно
выстраивать и оценивать отношения в социуме;
становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
формирование основы культуры межэтнического общения;
формирование отношения к семье как к основе российского
общества;
воспитание у школьников почтительного отношения к
родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему
поколению.
Данное направление реализуется через внутришкольные мероприятия и
проекты.
Спортивно-оздоровительное направление
Целесообразность данного направления заключается в формировании
знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся на уровне основного общего
образования как одной из ценностных составляющих, способствующих
познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования и основной образовательной программы
основного общего образования
Основными задачами являются:
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с
учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Данное направление реализуется через внутришкольные мероприятия и
проекты.
Общекультурное направление
Целесообразность данного направления заключается в воспитании
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры,
знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными
ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями
многонационального народа России и народов других стран.
Основными задачами являются:
6
формирование ценностных ориентаций общечеловеческого
содержания;
становление активной жизненной позиции;
воспитание уважительного отношения к родителям, старшим,
доброжелательного отношения к сверстникам и малышам;
формирование
эстетического
отношения
к
красоте
окружающего мира, развитие стремления к творческой
самореализации средствами художественной деятельности.
Данное направление реализуется через традиционные школьные
мероприятия и мероприятия творческой и прикладной направленности.
Общеинтеллектуальное направление
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Основными задачами являются:
формирование навыков научно-интеллектуального труда;
развитие культуры логического и алгоритмического мышления,
воображения;
формирование
первоначального
опыта
практической преобразовательной деятельности;
овладение навыками универсальных учебных действий.
В основу работы по данному направлению разработаны программы
«Увлекательный мир информатики», «Умники и умницы»
Каждое направление внеурочной деятельности реализуется
следующими курсами:
Внеурочная деятельность (1-4 классы)
1.Общеинтеллектуальное
«Увлекательный мир информатики» -1, 2, 3, 4 классы по 1 часу в неделю.
«Умники и умницы»- 1 класс по 2 часа в неделю, 3 класс по 1 часу в неделю.
2. Духовно-нравственное
« Культура безопасности жизнедеятельности» - 2, 3, 4 классы по 1 часу в
неделю.
« Эколята» - 2 класс по 1 часу в неделю
7
Учебный план внеурочной деятельности
Направление развития
личности
Духовно - нравственное
Общеинтеллектуальное
Итого
Количество часов в неделю Количество часов за год
4 класс
4
2
3
1
1
2
3
класс класс класс класс класс класс класс
2
1
1
68
34
34
3
1
2
1
99
34
68
34
3
3
3
2
99
102
102
Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации
межличностных отношений в классе между одноклассниками, между
учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе.
Это возможность создания ученического коллектива и органов
самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно
обеспечить
развитие
общекультурных
интересов
школьников,
способствовать решению задач нравственного воспитания.
Внеурочная деятельность на уровне класса организуется классными
руководителями, вожатыми, воспитателями при активном участии самих
учащихся и с привлечением родителей. На уровне параллели классов или на
общешкольном уровне внеурочная деятельность организуется заместителем
директора по воспитательной работе, педагогом-организатором согласно
плану воспитательной работы и в соответствии с программой воспитания и
социализации обучающихся.
Индивидуальные формы внеурочной деятельности
– творческие
проекты по различным направлениям: художественным, общекультурным,
научным, техническим и др.
При
организации
внеурочной
деятельности
учитываются
социокультурные и национально-региональные особенности, общешкольные
традиции, интересы учащихся основной ступени школы.
Основными формами внеурочной деятельности массового характера
являются социально значимые дела, трудовые акции, вечера, дискотеки,
встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, посещение театров и
музеев с последующим обсуждением увиденного, а также праздники,
которые могут быть центральным ядром, объединяющим различные сферы
жизнедеятельности школы (учебную и внеурочную деятельность,
дополнительное
образование,
неформальную
социокультурную
деятельность).
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной
деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
8
68
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая
добровольческая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Групповыми формами внеурочной деятельности могут быть различные
объединения детей и подростков, (а также детско-взрослые объединения)
клубного характера – кружки, секции.
Внеурочная деятельность реализуется через разные организационные
формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты,
школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и
научные исследования, общественно полезные практики, тематические
лагерные смены, социально – значимые проекты.
4.Ожидаемые результаты
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
приобретение учащимся социальных знаний (об общественных нормах,
об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной
реальности и повседневной жизни;
формирование позитивных отношений школьника к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом;
воспитание уважительного отношения к своему городу, гимназии;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской
компетентности школьников;
формирования у детей социокультурной идентичности
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образажизни;
формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой
культуры,
осознанного
отношения
к
профессиональному
самоопределению;
реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение
учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
9
Недельный учебный план внеурочной деятельности
Направление развития
личности
Духовно-нравственное
Общеинтеллектуальное
Итого
Количество часов в неделю
1 класс
2 класс
3 класс
3
3
2
1
3
4 класс
1
2
3
1
1
2
Количество
часов
за неделю
4
7
11
Годовой учебный план внеурочной деятельности
Направление развития
личности
Духовно-нравственное
Общеинтеллектуальное
Итого
Количество часов в каждом классе
1
2
3
4 класс
класс
класс
класс
68
34
34
99
34
68
34
99
102
102
68
10
Количество
часов
за год
136
235
371