Приложение 2 Утверждено приказом директора № 93 от 01.09.2020 Учебный план МАОУ Чернокоровской СОШ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Учебный план МАОУ Чернокоровской СОШ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. В соответствии с требованиями Стандарта (п.1.13), который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный учебные планы представлены в 1 варианте: 1 вариант – I-IV; V-IX классы (9 лет); Выбор вариантов сроков обучения осуществляется с учетом: - особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; - наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материальнотехнические). Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: - учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими, педагогическими и психокоррекционными) и ритмикой. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Занятия по направлениям внеурочной деятельности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) неотъемлемая часть образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность выбора занятий, направленных на их развитие. Направления внеурочной деятельности и распределение на них часов в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательная организация. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Учебный план школы на 2020-2021 учебный год составлен на основе базисного учебного плана специального образовательного учреждения (школы) 8 вида для детей с умственной отсталостью (разработчик И.М. Бгажнокова, профессор МИПКРО), утвержден следующими документами: 1. Федерального закона РФ от 26 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями); 3. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014года № 1599; 4. Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016года № ВК-452-07 «О введении ФГОС ОВЗ»; 5. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от 22.12.2015 № 4/15); 6. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Государственного стандарта общего образования согласно приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п. 7. Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 28.09.2020 № 28, (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573). 8. Письмом Министерства образования и науки России от 19.11.2010 № 6842-03/30 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях». 9. Письмом от 08.10.2010 г. № ИК – 1494/19 «О введении третьего часа физической культуры», приложение «Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации». 10. Письмом Министерства образования РФ от 31.10.2003 г. № 13 – 15 -263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой». 11. Письмами Минобрнауки России от 14.122015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», от 13.11.2015 №07-3735 «О направлении методических рекомендаций» (о распространении практик по образованию детей с ОВЗ)». 12.Устава МАОУ Чернокоровской СОШ. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Обязательная часть представлена следующими образовательными областями и учебными предметами: Язык и речевая практика: русский язык, чтение, речевая практика; Математика: математика; Естествознание: мир природы и человека; Искусство: музыка, рисование; Технологии: ручной труд; Физическая культура: физкультура. Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Количество часов, отведённых на усвоение учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с СанПиН. Учебный план для детей с нарушением интеллекта включает общеобразовательные учебные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям умственно отсталых обучающихся и предметов коррекционной направленности. Кроме того план содержит индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на коррекцию имеющихся нарушений. Обучение общеобразовательным учебными предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями: Вариант 1 – психокоррекционные занятия – 2 часа, логопедические занятия – 2 часа, ритмика-2 часа. Всего на коррекционно-развивающую область отводится по Варианту 1 – 6 часов. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Всего на реализацию внеурочной деятельности отводится 2 часа в неделю. Остальные часы реализуются через различные внутришкольные мероприятия и проекты. Освоение адаптированной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) адаптированной образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Индивидуальный учебный план учащегося 4 класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант №1. Приказ №1599. Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего 3 3 1 3 1 1 1 3 3 3 1 3 1 1 1 3 Обязательная нагрузка Русский язык Чтение Речевая практика Математика Мир природы и человека Музыка Рисование Физическая культура Язык и речевая практика Математика Естествознание Искусство Физическая культура Технология Ручной труд 1 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Язык и речевая практика Русский язык 1 Математика Естествознание Итого 1 1 Чтение 2 2 Математика Мир природы и человека 2 1 23 2 1 23 2 2 2 6 2 2 2 6 Коррекционно - развивающая область Логопедические занятия Психокоррекционные занятия Ритмика Итого Внеурочная деятельность Общеинтеллектуальное Увлекательный мир информатики Умники и умницы Итого Итого по индивидуальному плану 1 1 1 1 2 31 2 31