Приложение 2

Приложение 2
Утверждено
приказом директора
№ 93 от 01.09.2020

Учебный план МАОУ Чернокоровской СОШ для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Учебный план МАОУ Чернокоровской СОШ для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение
по классам и учебным предметам.
В соответствии с требованиями Стандарта (п.1.13), который устанавливает сроки освоения
АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
течение 9-13 лет годовой и недельный учебные планы представлены в 1 варианте:
1 вариант – I-IV; V-IX классы (9 лет);
Выбор вариантов сроков обучения осуществляется с учетом:
- особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материальнотехнические).
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете
особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру
учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;

- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (логопедическими, педагогическими и психокоррекционными) и
ритмикой. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Занятия по направлениям внеурочной деятельности (духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) неотъемлемая часть образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность выбора занятий,
направленных на их развитие.
Направления внеурочной деятельности и распределение на них часов в рамках общего
количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического
развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут
разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Учебный план школы на 2020-2021 учебный год составлен на основе базисного
учебного плана специального образовательного учреждения (школы) 8 вида для детей с
умственной отсталостью (разработчик И.М. Бгажнокова, профессор МИПКРО), утвержден
следующими документами:
1. Федерального закона РФ от 26 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г.
№ 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями);
3. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014года №
1599;
4. Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016года № ВК-452-07 «О
введении ФГОС ОВЗ»;
5. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от
22.12.2015 № 4/15);
6. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации и
Государственного стандарта общего образования согласно приказу Министерства
образования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п.
7. Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи» от 28.09.2020 № 28, (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №
61573).
8. Письмом Министерства образования и науки России от 19.11.2010 № 6842-03/30 «О
введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки
обучающихся в общеобразовательных учреждениях».

9. Письмом от 08.10.2010 г. № ИК – 1494/19 «О введении третьего часа физической
культуры», приложение «Методические рекомендации о введении третьего часа
физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся
общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
10. Письмом Министерства образования РФ от 31.10.2003 г. № 13 – 15 -263/123 «Об
оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе для занятий физической культурой».
11. Письмами Минобрнауки России от 14.122015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ», от 13.11.2015 №07-3735
«О направлении методических рекомендаций» (о распространении практик по
образованию детей с ОВЗ)».
12.Устава МАОУ Чернокоровской СОШ.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей
и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой
категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Обязательная
часть представлена следующими образовательными областями и
учебными предметами:
 Язык и речевая практика: русский язык, чтение, речевая практика;
 Математика: математика;
 Естествознание: мир природы и человека;
 Искусство: музыка, рисование;
 Технологии: ручной труд;
 Физическая культура: физкультура.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося.
Количество часов, отведённых на усвоение учебного плана, состоящего из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в
совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной
нагрузки обучающихся в соответствии с СанПиН.
Учебный план для детей с нарушением интеллекта включает общеобразовательные
учебные предметы,
содержание
которых
адаптировано

к возможностям умственно отсталых обучающихся и предметов коррекционной
направленности. Кроме того план содержит индивидуальные и групповые коррекционные
занятия, направленные на коррекцию имеющихся нарушений.
Обучение
общеобразовательным
учебными
предметам
имеет
практическую
направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль
обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями: Вариант 1 – психокоррекционные занятия –
2 часа,
логопедические занятия – 2 часа, ритмика-2 часа.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится по Варианту 1 – 6 часов.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности духовнонравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
спортивнооздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в
общеобразовательной организации.
Всего на реализацию внеурочной деятельности отводится 2 часа в неделю.
Остальные часы реализуются через различные внутришкольные мероприятия и проекты.
Освоение адаптированной образовательной программы, в том числе отдельной части
или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) адаптированной
образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и
промежуточной аттестацией учащихся.
Индивидуальный учебный план учащегося 4 класса, обучающегося по адаптированной основной
общеобразовательной программе образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вариант №1. Приказ №1599.

Предметные области

Учебные предметы

Количество
часов в неделю

Всего

3
3
1
3
1
1
1
3

3
3
1
3
1
1
1
3

Обязательная нагрузка
Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Музыка
Рисование
Физическая культура

Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Искусство
Физическая культура
Технология

Ручной труд
1
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Язык и речевая практика
Русский язык
1
Математика
Естествознание
Итого

1
1

Чтение

2

2

Математика
Мир природы и человека

2
1
23

2
1
23

2
2
2
6

2
2
2
6

Коррекционно - развивающая область
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
Ритмика
Итого
Внеурочная деятельность

Общеинтеллектуальное

Увлекательный мир
информатики
Умники и умницы

Итого
Итого по индивидуальному плану

1

1

1

1

2
31

2
31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».