Содержание I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Принципы и подходы реализации программы 1.1.2. Цели и задачи реализации программы II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Основные задачи музыкального развития детей дошкольного возраста 2.2. Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет 2.3. Содержательные работы по музыкальному развитию детей от 3 до 4 лет 2.4. Интеграция с другими образовательными областями 2.5. Программно-методический комплекс образовательного пероцессса III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Технологии обучения 3.2. Структура занятия по музыкальному развитию детей дошкольного возраста 3.3. Учебный план по музыкальному развитию детей от 3 до 4 лет. Список литературы 1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…». В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Рабочая программа по реализации образовательной области «Художественноэстетическое развитие» (музыкальное развитие дошкольников) разработана с учетом основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Так же в соответствии со следующими нормативными документами: ✓ Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ ✓ Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. ✓ СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» ✓ Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО). ✓ Устав ДОУ. ✓ Образовательная программа ДОУ Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. 1.1. 1. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке Программы ориентировались на комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. Программа строится на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и на научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Программа: соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; ✓ строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; ✓ основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса; ✓ предусматривает совместной деятельности решение дошкольников программных не только образовательных в рамках задач в непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; ✓ предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра; ✓ строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Программа определёнными дошкольного сформирована Федеральными образования: в соответствии государственными с принципами и образовательными построение образовательной деятельности подходами, стандартами на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей. 1.1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Ведущими целями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой являются: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка к жизни в современном обществе; к обучению в школе; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Для достижения целей программы первостепенное значение имеют: ✓ забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; ✓ создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; ✓ максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; ✓ творческая организация (креативность) воспитательнообразовательного процесса; ✓ вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; ✓ уважительное отношение к результатам детского творчества; ✓ единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семей воспитанников. ✓ соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. Цель музыкального развития: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи: развитие музыкально-художественной деятельности; ✓ ✓ приобщение к музыкальному искусству; ✓ развитие музыкальности детей; Раздел «СЛУШАНИЕ» ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; пьес, развитие способности различать характер песен, инструментальных средств их выразительности; формирование музыкального вкуса. развитие способности эмоционально воспринимать музыку. Раздел «ПЕНИЕ» формирование у детей певческих умений и навыков обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента ✓ развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок ✓ развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» ✓ ✓ развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок ✓ игры, обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через пляски и упражнения ✓ развитие художественно-творческих способностей Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» ✓ совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка, ✓ становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. ✓ развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. ✓ знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них. ✓ развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма. II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Основные задачи музыкального развития детей дошкольного возраста развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству; развитие музыкальности детей. Раздел «СЛУШАНИЕ» ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса; развитие способности эмоционально воспринимать музыку. Раздел «ПЕНИЕ» формирование у детей певческих умений и навыков; обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента; развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок; развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. Раздел «МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений; обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения; наиболее яркими средствами музыкальной выразительности; развитие пространственных и временных ориентировок; обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения; развитие художественно-творческих способностей. Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка, становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них. развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма. 2.2 Возрастные особенности детей 3 - 4 лет Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Реализация рабочей программы осуществляется нерегламентированную деятельность: через регламентированную и непосредственно образовательная деятельность (комплексные, доминантные, тематические, авторские); самостоятельная досуговая деятельность. Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся образовательного процесса. Учет активными качества участниками усвоения музыкально- программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом. 2.3 Содержание работы по музыкальному развитию для детей 3 - 4 лет Цель музыкального развития: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; формирование умения узнавать знакомые песни, пьесы; развитие музыкальной памяти, умения чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать. Раздел «СЛУШАНИЕ» Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). Раздел «ПЕНИЕ» Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково) Раздел «ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу. Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения (с предметами, игрушками, без них). Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов (идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.). Формировать навыки ориентировки в пространстве. Развивать танцевально-игровое творчество. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных. Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами (дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном), а также их звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков подигрывания на них. На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, в соответствиями с требованиями СанПина. Программа рассчитана на 72 занятия в год. Раз в месяц проводится развлечение. Тематические и календарные праздники и утренники (6 мероприятий). К концу года дети могут: слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы); замечать изменения в звучании (тихо - громко); петь, не отставая, и не опережая друг друга; выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.); различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.). 2.4 Интеграция с другими образовательными областями «Физическое развитие » развитие физических качеств в музыкально - ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности «Познание» расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества «Социально- развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области коммуникативное развитие» музыки; развитие театрализованной всех компонентов деятельности; устной практическое речи в овладение воспитанниками нормами речи; формирование музыкальном формирование представлений искусстве; о музыкальной развитие гендерной, игровой семейной, культуре и деятельности; гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу «Художественно эстетическое развитие» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания занятий по музыкальному развитию детей. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие детского творчества. «Речевое развитие» использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия детской художественной литературы, развитие артикуляционного аппарата, развитие слухового восприятия; развитие активного словаря. 2.5 Программно-методический комплекс образовательного процесса Раздел Учебно-методический комплекс музыкальной деятельности Раздел «СЛУШАНИЕ» 1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999. 2. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений в 12 частях (2-х томах). – М., 2000. 3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7 аудиокассет. 4. Портреты русских и зарубежных композиторов 5. Наглядно - иллюстративный материал: - сюжетные картины; - пейзажи (времена года); - комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаикасинтез»). 6. Музыкальный центр. Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Раздел «ПЕНИЕ» «Птица и птенчики»; «Музыкальное лото»; «Мишка и мышка»; «До, ре, ми»; «Чудесный мешочек»; «Лестница»; «Курица и цыплята»; «Угадай колокольчик»; «Петушок большой и маленький»; «Три поросенка»; «Угадай-ка»; «На чем играю?»; «Кто как идет?» «Громкая и тихая музыка»; «Узнай какой инструмент» - ладовое чувство - чувство ритма «Колпачки»; «Грустно-весело»; «Солнышко и тучка»; «Выполни задание»; «Слушаем «Грустно-весело» внимательно» «Прогулка»; «Ритмическое эхо»; «Что делают дети»; «Наше путешествие; «Зайцы» «Определи по ритму» Наглядно-иллюстративный материал Раздел 1. Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к «МУЗЫКАЛЬНО- программе О.В. Усовой. «Развитие личности ребенка средствами РИТМИЧЕСКИЕ хореографии»), 2000. ДВИЖЕНИЯ» 2. Усова О.В. «Театр танца» комплект из 6 дисков. 3. Разноцветные шарфы 4. Разноцветны платочки 5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка. 6. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух. 7. Косынки (желтые, красные) Раздел «ИГРА НА Детские музыкальные инструменты: ДЕТСКИХ 1. Не озвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр) МУЗЫКАЛЬНЫХ 2. Ударные инструменты: бубен, барабан, деревянные ложки трещотка, ИНСТРУМЕНТАХ» треугольник, колотушка, коробочка, музыкальные молоточки, колокольчики, металлофон (хроматический), маракас, металлофон (диатонический), ксилофон 3. Духовые инструменты: свистульки, дудочка, губная гармошка 4. Струнные инструменты: арфа; цитра. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Технологии обучения - игровая технология; - технология, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В.Давыдов); - технология проблемного обучения; - технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.); - проектная технология. Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности Игровая технология Концептуальные идеи и принципы: • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения; • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности; • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий; • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует; • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины; • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут; • механизмы потребности личности игровой в деятельности самовыражении, опираются на самоутверждении, фундаментальные саморегуляции, самореализации. Технология, опирающаяся на познавательный интерес Концептуальные идеи и принципы: • активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности); • обучение с учётом закономерностей детского развития; • опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»); • ребёнок является полноценным субъектом деятельности. Технология проблемного обучения Концептуальные идеи и принципы: • создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками; • целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей; • проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации; • проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям; • проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Технология сотрудничества Концептуальные идеи и принципы: • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность; • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности; • неотъемлемой составляющей субъект - субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности; • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители; • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике; • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Проектная технология Концептуальные идеи и принципы: • развития развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды; • особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы; • способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию); • интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность; • завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 3.2 Структура занятия по музыкальному развитию детей дошкольного возраста 1. Вступительная часть Музыкально-ритмические упражнения Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах. 2. Основная часть Слушание музыки Цель – приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение Цель – развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто, интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем. В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей. 3. Заключительная часть Пляска и игра. Цель – доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание посещать их. 3.3 Учебный план по музыкальному развитию детей от 3до 4 лет. Раздел «СЛУШАНИЕ» Месяц Сентябрь Задачи Репертуар Учить слушать музыкальное произведение «Грустный дождик», «Вальс», до конца Кабалевского; «Листопад», муз. Т. Попатенко; «Осенью», муз. С. Майкапара; «Марш», муз. М. Журбина; Узнавать и определять, сколько частей в «Плясовая», рус. нар. мелодия; «Ласковая произведении. песенка», муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи. На занятиях Подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), атрибутов для ряженья, ТСО. Игры в «праздники», «концерт». Подбор музыкальных игрушек, театральных кукол. Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты Октябрь Понимать характер музыки. Декабрь Развивать способность различать звуки по «Колыбельная», муз. С. Разаренова; высоте в пределах октавы — септимы, «Плакса», «Злюка» и «Резвушка», муз. Д. замечать изменение в силе звучания Кабалевского. мелодии (громко, тихо). Подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), атрибутов для ряженья, ТСО. Игры в «праздники», «концерт». Январь Совершенствовать умение различать на слух звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). Совершенствовать умение различать на слух звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). Ноябрь Февраль муз. Д. «Солдатский марш», муз. Р. Шумана; Подбор музыкальных игрушек, «Елочка», муз. М. Красева; «Мишка с куклой театральных кукол. пляшут полечку», муз. М. Качурбиной; «Марш», муз. Ю. Чичкова; рус. плясовые Экспериментирование со звуками, мелодии по усмотрению музыкального используя музыкальные игрушки и руководителя. шумовые инструменты Март Апрель Май Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать на слух звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). Совершенствовать умение различать на слух звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). «Весною», муз. С. Майкапара; «Подснежники», муз. В. Калинникова; «Зайчик», муз. Л. Лядовой; «Медведь», муз. Е. Тиличеевой. «Резвушка» и «Капризуля», муз. В. Волкова; «Дождик», муз. Н. Любарского; «Воробей», муз. А. Руббах. Иллюстрации: дети танцуют, играют, спят. Чтение стихотворения. «Зайка прыгал на лужайке» «Игра в лошадки», муз. П. Чайковского; Картинки. Куклы. Игрушки. «Марш», муз. Д. Шостаковича; рус. Нар. Музыкальные инструменты. Плясовые мелодии и колыбельные песни Раздел «ПЕНИЕ» Месяц Задачи Репертуар Сентябрь Способствовать развитию певческих «Лю-лю, бай», рус. нар. колыбельная; навыков: петь без напряжения в диапазоне «Колыбель-ная», муз. М. Раухвергера; «Я иду ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, с цветами», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой. На занятиях Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. ТСО Октябрь Чисто ясно произносить слова, передавать «Петушок» и «Ладушки», рус. нар. песни; характер песни (весело, протяжно, «Зайчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева; ласково, напевно). «Осенью», укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. Н. Плакиды;. Ноябрь Учить допевать мелодии колыбельных «Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, Музыкально-дидактические песен на слог «баю-баю» и веселые сл. Н. Френкель Импровизация на инструментах мелодии на слог «ля-ля». Музыкально-дидактические игры Декабрь Формировать навыки сочинительства «Маме улыбаемся», муз. В. Агафонникова, Аккомпанемент в пении, танце и др. веселых и грустных мелодий по образцу. сл. З. Петровой; пение народной потешки Детский ансамбль, оркестр «Солнышко-ведрышко». Январь Чисто ясно произносить слова, передавать «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; Игры в «концерт», «спектакль», характер песни (весело, протяжно, «Наша елочка», муз. М. Красева, сл. М. «музыкальные занятия», «оркестр», ласково, напевно). Клоковой; «Плачет котик», муз. М. «телевизор». Парцхаладзе; Февраль Учить допевать мелодии колыбельных «Прокати, лошадка, нас», муз. В. песен на слог «баю-баю» и веселые Агафонникова и К. Козыревой, сл. И. мелодии на слог «ля-ля». Михайловой; «Маме в день 8 Марта», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен; «Маме песенку пою», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко. Учить детей узнавать песню по «Солнышко-ведрышко», муз. В. Карасевой, вступлению и любому отрывку, начинать и сл. на-родные; «Солнышко», укр. нар. заканчивать пение с музыкой. мелодия, обраб. Н. Метлова, сл. Е. Переплетчиковой. А. Продолжить учить узнавать песню по «Гуси», рус. нар. песня, обраб. Н. Метлова; любому отрывку, начинать и заканчивать «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. пение с музыкой. Март Апрель Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей: -песенного творчества (сочинение грустных и веселых мелодий), Музыкально-дидактические игры. Импровизация на инструментах Музыкально-дидактические игры Аккомпанемент в пении, танце и др. Детский ансамбль, оркестр Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр», «телевизор». Май Учить детей проявлять творчество. М. Клоковой; «Машина», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой; «Цыплята», муз. М. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Игра с Музыкально-дидактические игры. лошадкой», муз. И. Кишко, сл. В. Импровизация на инструментах Кукловской. Музыкально-дидактические игры Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» Формы работы Месяц Задачи Репертуар На занятиях Сентябрь Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. «Ладушки», муз. Н. Римского-Корсакова; Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, «Марш», муз. Э. Парло-ва; «Кто хочет побегать?», лит. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкаревой; Подбор макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару». Атрибуты для театрализации, элементов костюмов различных персонажей, атрибутов для самостоятельного танцевального творчества (ленточки, платочки, косыночки и т.д.). ТСО Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетноролевая игра), способствующих Октябрь Ноябрь Декабрь Ходьба и бег под музыку «Марш и бег» Ан. Александрова. Развивать умение кружиться в парах, «Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко; выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно Январь Февраль Март Апрель Май темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального «Шагаем как физкультур-ники», муз. Т. Ломовой; «Топотушки», муз. М. Раухвергера. «Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой; активизации выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии «Медвежата», муз. М. Красе-ва, сл. Н. Френкель; «Птички летают», муз. Л. Банниковой. Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии «Птички летают», муз. Л. Банниковой; Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетноролевая игра), способствующих активизации выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии перекатывание мяча под музыку Д. Шостаковича (вальс-шутка); бег с хлопками под музыку Р. Шумана (игра в жмурки). «Птички», муз. Л. Банниковой, «Жуки», венгер. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкарева. Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии произведения с игрушками и без них. предметами, Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» Месяц Задачи Сентябрь Знакомить детей с некоторыми «Ладушки», муз. Н. Римского-Корсакова. детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Способствовать приобретению «Марш», муз. Э. Парлова; «Кто хочет элементарных навыков подыгрывания побегать?». на детских ударных музыкальных инструментах Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Репертуар Знакомить детей с некоторыми «Бай-бай, бай-бай»,. детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Способствовать приобретению «Лю-лю, бай», рус. нар. колыбельные; элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах Знакомить детей детскими инструментами: с некоторыми «Человек идет», муз. М. Лазарева, сл. Л. музыкальными Дымовой дудочкой, На занятиях Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек. Подбор макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. ТСО Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками, Музыкально-дидактические игры Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек. Подбор макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Февраль Март Апрель Май Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах репертуару», театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. ТСО «Как тебя зовут?», «Спой колыбельную», «Ах Игра на шумовых музыкальных ты, котенька-коток», рус. нар. колыбельная. инструментах; экспериментирование со звуками, Музыкально-дидактические игры «Закличка солнца», сл. нар., обраб. И. Подбор макетов инструментов, Лазарева и М. Лазарева; придумывание хорошо иллюстрированных колыбельной мелодии и плясовой мелодии. «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. ТСО «Гуси», рус. нар. песня, обраб. Н. Метлова; Игра на шумовых музыкальных «Зима прошла», инструментах; экспериментирование со звуками, Музыкально-дидактические игры муз. Н. Метлова, сл. Клоковой; «Машина», Развитие музыкально-художественной деятельности: 1. Галянт, И.Г. Технология по программе «ОРФЕЙ» [Текст] / И.А. Галянт. – Челябинск, 2000. 2. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. М.: Вако, 2006 3. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. 4. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2006. 5. Каплунова И.М., Новооскольцева И.А. Ладушки. Праздник каждый день: Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999. 6. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий. М.: Скрипторий 2003, 2010. 7. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в дет. саду. М.: Скрипторий 2003, 2010. 8. Коренева, К.В. Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: В 2частях. М.: ВЛАДОС, 2001. – ч 1. 9. Костина, Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Э. П. Костина.– М.: Просвещение, 2006. 10. Матяшина, А.А. Путешествие в страну «хореография»: программа развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства [Текст] /А.А. Матяшина. – М.: «Владос», 1999. 11. Меркулова, Л.Р. Оркестр в дет. саду: программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки . Л.Р. Меркулова. – М., 1999. 12. Петрова, В.А. Малыш: программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. 13. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. –Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Рн/Д.: Феникс, 2011. 14. Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2–3 лет. СПб., 2001. 15. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. М.: Мозаика-синтез, 2001.