Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чернокоровская средняя общеобразовательная школа ПРИНЯТО Советом школы Протокол № 1 от 31.08.2021 года УТВЕРЖДЕНО и введено в действие приказом от 01.09.2021 года №73 «ОД» Положение о системе оценивания образовательных результатов обучающихся МАОУ Чернокоровской СОШ Общие положения 1. Положение о системе оценивания образовательных результатов обучающихся МАОУ Чернокоровской СОШ (далее – Положение) обеспечивает объективность и единые подходы в оценивании образовательных результатов обучающихся, регламентирует порядок, периодичность и нормы оценивания образовательных результатов обучающихся.. 2. Настоящее положение устанавливает требования к оценке учебных результатов. 3. Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми документами: -Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 58)(далее-273ФЗ); -Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ; -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 со всеми изменениями; -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России 17.12.2010 №1897 со всеми изменениями; -Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 со всеми изменениями; -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115; -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 (с изменениями, внесенными Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196"); -Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 г. № 458); -СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28) Методические рекомендации по совершенствованию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях (направлены письмом Минпросвещения России от 20 августа 2020 г. N 07-4977); -Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году (совместное письмо Министерства просвещения России от 06.08.2021 № СК228/03 и Рособрнадзора от 06.08.2021 № 01-169/08-01); - Устав МАОУ Чернокоровской СОШ; - Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ Чернокоровской СОШ; - Положение об организации обучения по индивидуальному учебному плану; 4. Положение распространяется на педагогов, осуществляющих текущий контроль и промежуточную аттестацию обучающихся Школы, на обучающихся 1-11 классов Порядок, периодичность и нормы оценивания образовательных результатов обучающихся 5. В настоящем Положении используются следующие термины: отметка – это цифровое (балльное) выражение знаний обучающихся, фиксирующее уровень их обученности; оценка – это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении. Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок. 6. Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. 7. Учителю запрещается выставлять текущую отметку за: - поведение обучающегося на уроке или на перемене; - отсутствие у обучающегося необходимых учебных материалов; - работу, которую обучающийся не выполнял в связи с отсутствием на уроке, когда эта работа проводилась. 8. Система отметочного оценивания в МАОУ Чернокоровской СОШ подчиняется правилам: - в первых классах – безотметочное обучение, балльные отметки не выставляются. - отметка для контроля и оценки предметных знаний, умений и навыков начинает применяться со второго класса. - отметки выставляются только по предметам учебного плана, по которым предусмотрено оценивание отметкой, это указано в рабочей программе по учебному предмету и в учебном плане МАОУ Чернокоровской СОШ, внеурочная деятельность осуществляется без балльного оценивания. - отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности. - отметка является связующим звеном между учителем, обучающимся и родителями. 9. Принципы выставления школьной отметки: - справедливость и объективность; - знание обучающимися критериев оценивания; - учет индивидуальных особенностей обучающихся; - доступность и понятность информации, возможность проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы об учебных достижениях обучающихся; - своевременность – отметка выставляется в течение времени, указанного в данном Положении. 10. Система оценки образовательных достижений опирается на технологию оценивания образовательных результатов. При этом оцениваются результаты – предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего 2 успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. Алгоритм самооценки: 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто помогал, в чем)? Со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований (см. 4-е правило), к этому алгоритму может быть добавлен новый шаг. 5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания? Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности (см. далее) к этому алгоритму могут добавляться новые шаги для оценивания учеником своих успехов и определения своей отметки в баллах. 6 шаг. Каков был уровень задачи/задания? – Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.) – В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень.) – Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень.) 7 шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8 шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь. Отметка ставится за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающую овладение конкретным действием. За устные ответы с места, активную работу на уроке отметка не ставится, а ответы оцениваются словесно. Отметки накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений». Таблицы образовательных результатов составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Группы таблиц: - таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов; - таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов; - таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Они заполняются на основе не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику. Оценки заносятся в таблицы результатов: Обязательно (минимум): 3 – за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно), – за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно). По желанию и возможностям учителя (максимум): – за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения. Отметка ставится по критерию трех уровней успешности: Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Этого достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки: «хорошо, но не отлично» (решение задачи с недочётами). Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось: – либо действие в новой, непривычной ситуации, – либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами). Максимальный уровень (необязательный) – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся материалы, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка: «превосходно». Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по 5балльной шкале. Уровни успешности Ученик либо не выполнил работу, либо допустил количество ошибок более, чем определено на отметку «2» Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача Необходимый (базовый) уровень Качественная оценка «очень плохо» 5-балльная шкала «1» «2» ниже нормы, «неудовлетворительно» неудовлетворительно «удовлетворительно», «неплохо» Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания 4 «3» норма, зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «хорошо» Повышенный (программный) «хорошо» или «почти отлично» уровень Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной «отлично» ситуации Максимальный (необязательный) «превосходно». уровень Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения «4» хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) «4» близко к отлично. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «5» отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) «5» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «5 и 5» превосходно. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) 11. Текущие отметки ставятся по желанию ученика, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. Во время обучения в работе ученика учитель может подчеркнуть ошибку и дать ученику возможность ее исправить или, не указывая на ошибки, отметить их наличие, и ученик сам их находит и исправляет. Такая работа по нахождению и исправлению ошибок не влияет на отметку при изучении темы. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать один раз. 12. В контрольных и тематических проверочных работах учитель может ставить отметки за каждое задание, демонстрирующее отдельное умение обучающегося, и выставлять их в журнал, если есть свободные клеточки; также учитель вправе, оценив каждое задание отметкой, поставить в журнал одну отметку - среднее арифметическое отметок по законам математического округления. 5 13. Для оценивания предметных результатов в МАОУ Чернокоровской СОШ установлена 5- балльная шкала отметок. «5» - отлично. Максимальный, высокий уровень достижения планируемых результатов деятельности. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно). Устный ответ, письменная работа, практическая деятельность учащегося в полном объеме соответствует учебной программе и составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях, обосновывать свои суждения, применять знания на практике, приводить собственные примеры). «4» - хорошо. Повышенный (программный) уровень достижения планируемых результатов деятельности. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). Устный ответ учащегося, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в целом соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна грубая или две негрубые ошибки, или три недочета, объем составляет 66-89% содержания (правильный, но не совсем точный ответ). «3» - удовлетворительно, норма, зачёт. Базовый (необходимый) уровень достижения планируемых результатов деятельности. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). Устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2 недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочета, или 4-5 недочетов. Учащийся владеет 50-65% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно). «2» - неудовлетворительно, пониженный уровень достижений. Не достигнут необходимый уровень результатов деятельности. Устный ответ учащегося, письменная работа, практическая деятельность и её результаты не соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем знаний учащегося составляет 20-49% содержания (неправильный ответ). «1»- плохо, низкий уровень достижений. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь. Выполнение 0-19% заданий либо несданная работа. 14. Положение устанавливает сроки проверки работ: - по русскому языку: •контрольный диктант, контрольная работа, контрольный тест проверяются к следующему уроку; •изложение - через 2-3 дня после проведения работы; •сочинение - через неделю после проведения работы. - по математике: •5-8 классы – контрольные работы проверяются к следующему уроку; •9-11 классы – работы проверяются не позднее чем через 1 урок. - по другим предметам: контрольные работы проверяются к следующему уроку. Оценки выставляются в журнал за то число месяца, когда проводилась работа. 6 15. Отметки за диктант с грамматическим заданием, сочинение, изложение выставляются в классный журнал через дробь. 16. Оценка работ по предметам подчиняется следующим требованиям: Начальное общее образование Русский язык Объем диктанта: 1 класс – 15-17 слов; 2 класс – 40-45 слов; 3 класс – 55-60 слов; 4 класс – 75-85 слов. Объем словарного диктанта: 1 класс – 7-8 слов; 2 класс – 10-12 слов; 3 класс – 12-15 слов; 4 класс – до 20 слов. Ошибкой в диктанте следует считать: - нарушение правил орфографии при написании слов; - пропуск и искажение букв в словах; - отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; - неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе данного класса); - недописанное слово. Не считаются ошибкой: - ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих не изучались (такие орфограммы следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них слово на доске); - единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с большой буквы. Негрубые ошибки: - повторение одной и той же буквы в слове; - перенос слова. При проверке итогового диктанта следует руководствоваться следующими положениями: Если ученик допустил несколько ошибок на одно и то же орфографическое правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибки отмечать (подчеркивать), но засчитывать их за одну ошибку. Например, если ученик допустил ошибки в трех словах с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», то они приравниваются к одной ошибке: бродить, осенью, деньки (подчеркнуты три ошибки, но засчитываются как они как одна ошибка); если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, например, в словах деревья, давно, стоят, каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности ученика (например, небольшой словарный запас, неумение подбирать проверочное слово, плохая зрительная (моторная, долговременная) память и т.п.). Исправления, допущенные учеником, не учитываются при подсчете ошибок и не влияют на оценку и отметку работы. Качество почерка и аккуратность оформления работы также не влияю на отметку при выполнении итогового диктанта. Оценка списывания с текста При оценке текущих и проверочных работ обучающихся, представляющих собой списывание текста, применяются следующие нормы оценивания: отметка «5» - безошибочное и аккуратное выполнение работы; отметка «4» - 1 орфографическая ошибка и 1 исправление; отметка «3» - 2 ошибки и 1 исправление; отметка «2» - 3 ошибки; отметка «1» - ошибок более, чем принято для выставления отметки «2». 7 Оценка тестовой работы: Выполнено 90-100% - отметка «5» 66-89% - отметка «4» 50-65% - отметка «3» 20-49% - отметка «2» 0-19% - отметка «1» Чтение и читательская деятельность Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: • в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения, осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25—30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений; • во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45— 50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев; • в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными за дачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65—70 слов в минуту (вслух) и 85—90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка; • в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80— 90 слов в минуту (вслух) и 115—120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, таки не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); • неправильная постановка ударений (более 2); • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; • нетвердое знание наизусть подготовленного текста; • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: • не более двух неправильных ударений; • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; 8 • неточности при формулировке основной мысли произведения; • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при пере дачи характера персонажа. Математика Оценивание письменных работ В основе данного оценивания лежат следующие показателя: правильность выполнения и объем выполненного задания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; • неправильный выбор действий, операций; • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков; • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа; • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам; • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. Недочеты: • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; • неверные вычисления в случае, когда щель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; • наличие записи действий; • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. Оценивание устных ответов В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки: • неправильный ответ на поставленный вопрос; • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты: • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его; • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; • неправильное произношение математических терминов. Окружающий мир Классификации ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: 9 • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие вы сказанное суждение; • отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: • преобладание при описании объекта несущественных его признаков; • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; • неточности при нахождении объекта на карте. Основное общее образование и среднее общее образование Русский язык: Требования к тексту диктанта, словарного диктанта Количество в диктанте Класс Количество Слов с слов в непроверяемыми словарном орфограммами диктанте Слов Орфограмм Пунктограмм 5 90 – 100 12 2–3 5 15 – 20 6 100 – 110 16 3–4 7 20 – 25 7 110 - 120 20 4–5 10 25 – 30 8 120 – 150 24 10 10 30 – 35 9 150 - 170 24 15 10 35 – 40 10 Нормы оценивания диктантов Нормы выставления отметок по количеству ошибок Вид диктанта Контроль ный «5» «4» «3» «2» «1» 1 негрубая орфографич еская + 1 негрубая пунктуацион ная -2 орфографич еские + 2 пунктуацион ные; -1 орфографич еская + 3 пунктуацион ные; -0 орфографич еских + 4 пунктуацион ные -7 орфографичес ких + 7 пунктуационн ых; -6 орфографичес ких + 8 пунктуационн ых; -5 орфографичес кие + 9 пунктуационн ые; -8 орфографичес кие + 6 пунктуационн ые Большее количество ошибок, чем на «2» Словарн ый 0 1-2 -4 орфографич еские + 4 пунктуацион ные; -3 орфографич еские + 5 пунктуацион ные; -0 орфографич еские + 7 пунктуацион ные; -6 орфографич еские + 6 пунктуацион ные (если есть однотипные и негрубые орф. и пунк. ошибки) 3-4 5-6 Более 6 Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта 1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки. К неверным написаниям относятся: - описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля); - ошибка на правило, не изучаемое в школе; - ошибка в переносе слова; - ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная); - ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа. 2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки: - в исключениях из правил; - в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях; - в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; - в 11 случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого; - в написании ы и и после приставок; - в случаях трудного различения не и ни; - в собственных именах нерусского происхождения. К негрубым пунктуационным относятся ошибки: - в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; - в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности; - при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов). При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки. 3. Повторяющиеся и однотипные ошибки. Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий. Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий. Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Отметка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания. Примечание. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант. 12 Отм етка «5» «4» «3» «2» «1» Нормы оценивания сочинений и изложений Основные критерии оценки сочинений и изложений Содержание и речь Грамотность Содержание работы полностью соответствует теме. Допускается: Фактические ошибки отсутствуют; в изложении 1 негрубая сохранено не менее 70% исходного текста. Содержание орфографическая или 1 работы излагается последовательно. пунктуационная или 1 Текст отличается богатством лексики, точностью грамматическая ошибка употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. Допускается 1 недочет в содержании. Содержание работы в основном соответствует теме, Допускаются: имеются незначительные отклонения от темы. -2 орфографические Содержание в основном достоверно, но имеются + 2 пунктуационные единичные фактические неточности; при этом в работе + 3 грамматические; сохранено не менее 70% исходного текста. - 1 орфографическая Имеются незначительные нарушения последовательности + 3 пунктуационные в изложении мыслей. + 3 грамматические; Лексический и грамматический строй речи достаточно 0 орфографических разнообразен. + 4 пунктуационные Стиль работы отличается единством и достаточной + 3 грамматические. выразительностью. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. Допускаются: Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней 0 орф. + 7 пунк.; допущены 3 – 4 фактические ошибки. Объем изложения 1 орф. + 4-7 пунк. + 4 грам.; составляет менее 70% исходного текста. Допущено 2 орф. + 3-6 пунк. + 4 грам.; нарушение последовательности изложения. Лексика 3 орф. + 5 пунк. + 4 грам.; бедна, встречается неправильное употребление слов. Речь 4 орф. + 4 пунк. + 4 грам. недостаточно выразительна. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов Работа не соответствует заявленной теме. Допускаются: Допущено много фактических неточностей; объем 5 и более грубых изложения составляет менее 50% исходного текста; орфографических ошибок нарушена последовательность изложения мыслей во всех независимо от количества частях работы, нет связи между ними. Текст не пунктуационных; соответствует плану. 8 и более пунктуационных Лексика бедна. Работа написана короткими однотипными ошибок независимо от предложениями, часты случаи неправильного количества употребления слов. орфографических. Нарушено стилевое единство текста. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 Имеется по 7 и более речевых недочетов разных ошибок 13 Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Речь. Речевая деятельность». Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов. Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия темы; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить отметку на 1 балл. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это не ошибка, а некоторая шероховатость речи. Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Наличие речевых недочетов не влияют на отметку. Речевыми недочетами можно считать: - повторение одного и того же слова; - однообразие словарных конструкций; - неудачный порядок слов; - различного рода стилевые смешения. 14 Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка «1» ставится при отсутствии ответа или полном незнании материала. Математика: Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике. Ответ оценивается отметкой «5», если: 1) работа выполнена полностью; 2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; 3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала). Отметка «4» ставится, если: 1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); 2) допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки). Отметка «3» ставится, если: 1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если: 1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере. Отметка «1» ставится, если: 15 1) работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий. Оценка устных ответов обучающихся по математике. Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; - изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности; - правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания; - продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если - удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: -неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в Рабочей программе по учебному предмету «математика»); - имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; - при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. 16 Отметка «1» ставится, если: - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу. Иностранный язык Критерии оценивания письменных работ. За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов: Контрольные Отметка Тестовые работы, работы словарные диктанты Отметка «5» От 91% до 100% От 95% до 100% Отметка «4» От 70% до 90% От 75% до 94% Отметка «3» От 50% до 69% От 60% до 74% Отметка «2» От 30% до 49% От 30% до 59% Отметка «1» Менее 30%, Менее невыполнение работы работы 30%, невыполнение Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы, вт.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям: 1.Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости). 2.Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы); 3.Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку); 4.Грамматика(использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку); 5.Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых). 17 Критерии оценки творческих письменных работ (письма, сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах) Отметка Критерии оценивания 1.Содержание: 2.Организация 3. Лексика работы «5» коммуникативн ая задача решена полностью. высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы. «4» коммуникативн ая задача решена полностью. высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден лексика соответств ует поставленн ой задаче и требования м данного года обучения. 4. Грамматика использованы разнообразны е грамматическ ие конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматическ ие ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникати вной задачи. лексика использованы соответств разнообразны ует е поставленн грамматическ ой задаче и ие требования конструкции м данного в 18 5. Орфография и пунктуация орфографические ошибки отсутствуют, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. незначительные орфографические ошибки, соблюдены правила пунктуации: предложения «3» Коммуникатив ная задача решена. формат высказывания и текст поделен на абзацы. года обучения. Но имеются незначител ьные ошибки. высказывание нелогично, неадекватно использованы средства логической связи, текст неправильно поделен на абзацы, но формат высказывания соблюден. местами неадекватн ое употреблен ие лексики. 19 соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматическ ие ошибки незначительн о препятствуют решению коммуникати вной задачи. имеются грубые грамматическ ие ошибки. начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. незначительные орфографические ошибки, не всегда соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых. «2» Коммуникатив ная задача не решена. высказывание нелогично, не использованы средства логической связи, не соблюден формат высказывания, текст не поделен на абзацы. «1» Работа не выполнена большое количество лексически х ошибок большое количество грамматическ их ошибок. значительные орфографические ошибки, не соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых. Критерии оценки устных развернутых ответов (монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах) Устные ответы оцениваются по пяти критериям: 1. Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости). 2. Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение); 3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку); 4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку); 5. Произношение (правильное произнесение звуков иностранного языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях). 20 Отм Содержание етка Коммуникатив Лексика Грамматика ное взаимодействи е Лексика Использованы Адекватная адекватна разные естественная реакция напоставленной грамматич. задаче и конструкций реплики требованиям в собеседника. данного года соответствии с Проявляется задачей и обучения речевая требованиям инициатива для языку. данного года решения обучения поставленных языку. Редкие коммуникативн грамматическ ых задач. ие ошибки не мешают коммуникаци и. «5» Соблюден объем высказывания. Высказывание соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на уровне, нормы вежливости соблюдены. «4» Не полный Коммуникация объем немного высказывания. затруднена. Высказывание соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, Лексические ошибки незначительн о влияют на восприятие речи учащегося. указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация не всегда на соответствующе м уровне, но нормы вежливости соблюдены. Грамматическ ие незначительн о влияют на восприятие речи учащегося. Произнош ение Речь звучит в естественн ом темпе, нет грубых фонетическ их ошибок. Речь иногда неоправдан но паузирован а. В отдельных словах допускают ся фонетическ ие ошибки (замена, английских фонем сходными русскими). Общая интонация обусловлен а влиянием родного языка. 21 «3» Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи не в полной мере соответствует типу задания, аргументация не на соответствующе м уровне, нормы вежливости не соблюдены. Коммуникация Учащийся существенно делает затруднена, большое учащийся неколичество проявляет грубых лексических речевой ошибок. инициативы. «2» Учащийся не Коммуникативн Учащийся не понимает смысла ая задача не может задания. Аспекты, решена. построить указанные в высказывание задании, не учтены. «1» Ответа нет Учащийся делает большое количество грубых грамматическ их ошибок. Речь восприним ается с трудом изза большого количества фонетическ их ошибок. Интонация обусловлен а влиянием родного языка. Учащийся не может грамматическ и верно построить высказывание Речь понять невозможн о. Критерии оценки овладения чтением. Основным показателем успешности овладения чтением является степень извлечения информации из прочитанного текста. В жизни мы читаем тексты с разными задачами по извлечению информации. В связи с этим различают виды чтения с такими речевыми задачами как понимание основного содержания и основных фактов, содержащихся в тексте, полное понимание имеющейся в тексте информации и, наконец, нахождение в тексте или ряде текстов нужной нам или заданной информации. Поскольку практической целью изучения иностранного языка является овладение общением на изучаемом языке, то учащийся должен овладеть всеми видами чтения, различающимися по степени извлечения информации из текста: чтением с пониманием основного содержания читаемого (обычно в методике его называют ознакомительным), чтением с полным пониманием содержания, включая детали (изучающее чтение) и чтением с извлечением нужной либо интересующей читателя информации (просмотровое). Совершенно очевидно, что проверку умений, связанных с каждым из перечисленных видов чтения, необходимо проводить отдельно. 22 Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное) Оценка «5» «4» «3» «2» «1» Критерии Понять основное содержание оригинального текста, выделить основную мысль, определить основные факты, догадаться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. понять основное содержание оригинального текста, выделить основную мысль, определить отдельные факты. Недостаточно развита языковая догадка, затруднение в понимании некоторых незнакомых слов. не совсем понятно основное содержание прочитанного, может выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка. текст не понятен или содержание текста понято неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику. ученик вообще не может прочитать текст Скорость чтения Скорость чтения несколько замедлена по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Темп чтения более замедленен, чем на родном языке. Темп чтения значительно медленнее, чем на родном языке. Темп чтения значительно медленнее, чем на родном языке. Чтение с полным пониманием содержания (изучающее) Оценка «5» «4» «3» «2» «1» Критерии Ученик полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта), использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ). полностью понял текст, но многократно обращался к словарю. понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки. текст учеником не понят, с трудом может найти незнакомые слова в словаре. ученик вообще не может прочитать текст Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое) Оценка «5» «4» «3» Критерии Ученик может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию. При достаточно быстром просмотре текста, ученик находит только примерно 2/3 заданной информации. если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации. 23 «2» «1» ученик практически не ориентируется в тексте. ученик вообще не может прочитать текст Физическая культура Знания Оценка 5 За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности Оценка 4 За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки Оценка 3 За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике Оценка 2 За непонимание и незнание материала программы Техника владения двигательными умениями и навыками Оценка 5 Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив Оценка 4 При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок Оценка 3 Двигательные действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и с сложных в сравнении с уроком условиях 24 Оценка 2 Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка Владение способами и умениями осуществлять физкультурно – оздоровительную деятельность Оценка 5 Учащийся умеет: самостоятельно организовать место занятий; подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги Оценка 4 Учащийся: организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств; контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги Оценка 3 Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов Оценка 2 Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов Уровень физической подготовленности учащихся Оценка 5 Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени Оценка 4 Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста Оценка 3 Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту 25 Оценка 2 Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны предоставлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки. 17. По остальным предметам отметка ставится по требованиям, указанным в п. 12. 18. Оценивание проекта Оценивание проекта осуществляется комиссией, в которую входят учителя школы, администрация. Критерии оценки проектной работы разработаны с учётом целей и задач проектной деятельности. Индивидуальный проект оценивается по следующим критериям: 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. 26 Содержательное описание каждого критерия Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Способность к Работа в целом самостоятельно свидетельствует му о способности приобретению самостоятельно с знаний и опорой на помощь решению руководителя проблем ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстриров ана способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного. Сформированн ость предметных знаний и способов действий Повышенный Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Повышенный высокий Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления; умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать, реализовывать и апробировать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, прогнозировать. Продемонстриро Продемонстрировано вано понимание свободное владение предметом проектной содержания деятельности. Ошибки выполненной работы. В работе и отсутствуют. Грамотно и обоснованно в в ответах на соответствии с вопросы по рассматриваемой содержанию проблемой(темой) работы использовал имеющиеся отсутствуют знания и способы грубые ошибки. действий. Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы. 27 Сформированн ость регулятивных действий Продемонстриро ваны навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося. Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоят ельно. Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоя тельно Сформированн ость коммуникативн ых действий Продемонстриро ваны навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызыва ет некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор владеет культурой общения с аудиторией. Работа/сообщение вызыва ет большой интерес. Автор свободно и аргументировано отвечает на вопросы. 19. Порядок проверки тетрадей, контурных карт обучающихся: по математике -в 1-5 классах и первом полугодии 6 класса проверяются все домашние и классные работы обучающихся; -во втором полугодии 6 класса и в 7-11 классах - ежедневно проверяются классные и домашние работы у обучающихся, имеющих учебные дефициты, у всех остальных наиболее значимые работы, но не реже 1 раза в неделю, обязательно проверяются все виды контрольных и самостоятельных работ. по русскому языку -в 1-5 классах и первом полугодии 6 класса - проверяются все домашние и классные работы обучающихся; 28 -во втором полугодии 6 класса и в 7-11 классах - ежедневно проверяются классные и домашние работы у обучающихся, имеющих учебные дефициты, у всех остальных наиболее значимые работы, но не реже 1 раза в неделю, обязательно проверяются все виды контрольных и самостоятельных работ. по литературе -в 5-8 - х классах проверка тетрадей проводится 2 раза в месяц; -в 9-11- х классах - один раз в месяц. Проверяются все виды контрольных работ у всех обучающихся. по истории - тетради обучающихся всех классов проверяются не реже двух раз в учебную четверть. Проверяются все работы в контурных картах. Проверяются все виды контрольных работ у всех обучающихся. по географии - тетради все обучающихся всех классов проверяются не реже двух раз в учебную четверть. Проверяются все работы в контурных картах. Проверяются все виды контрольных работ у всех обучающихся. по изобразительному искусству учитель контролирует наличие у обучающихся альбомов для рисования и черчения, проверяет каждую работу у обучающихся всего класса; по химии, физике тетради обучающихся всех классов проверяются не реже двух раз в учебную четверть. Проверяются все лабораторные и практические работы. Проверяются все виды контрольных работ у всех обучающихся. по биологии тетради все обучающихся всех классов проверяются не реже двух раз в учебную четверть; Проверяются все виды практических работ. Проверяются все виды контрольных работ у всех обучающихся. по информатике тетради обучающихся всех классов проверяются не реже двух раз в учебную четверть. Проверяются все виды контрольных работ у всех обучающихся. Тетради на печатной основе проверяются не реже 2 раз в месяц. 20. Учитель имеет право обязать обучающегося выполнить пропущенную им работу, за которую обязательно выставляется отметка, во время дополнительных занятий по предмету или на другом уроке, на котором присутствует обучающийся 21. Если ученик отсутствовал на уроке, учитель не вправе ставить неудовлетворительную отметку на следующем уроке. 22. В первый урок четверти по предмету учителю не рекомендуется ставить обучающемуся неудовлетворительную отметку. 23. Обучающийся, пропустивший урок (уроки) по уважительной причине, имеет право получить консультацию учителя по конкретным вопросам. 24. В случае выставления неудовлетворительной отметки за четверть или полугодие учитель обязан принять меры по оказанию помощи обучающемуся в освоении программы по предмету в течение следующей учебной четверти или полугодия. 25. В случае несогласия с отметкой за промежуточную аттестацию родители (законные представители) обучающегося имеют право письменно обратиться к директору школы или к заместителю директора по учебно-воспитательной работе с просьбой о проверке ее объективности по результатам отметок в течение четверти (полугодия). В данном случае 29 конфликтная ситуация регулируется Положением по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Ответственность 26. Все учителя МАОУ Чернокоровской СОШ несут ответственность за неукоснительное исполнение настоящего Положения, а заместители директора школы по учебновоспитательной работе осуществляют постоянный контроль оценочной сферы деятельности педагогического коллектива, принимают все меры к разрешению спорных и конфликтных ситуаций, считая безусловным приоритетом законные интересы обучающегося. 27. Все учителя МАОУ Чернокоровской СОШ несут ответственность за своевременность информирования через классного руководителя родителей (законных представителей) обучающихся о текущей успеваемости обучающихся на родительских собраниях, приглашая родителей в школу либо обращаясь к ним письменно. 30