Содержание I. Целевой раздел программы 1.1.Пояснительная записка 1.2.Цели и задачи реализации программы 1.2.1. Обязательной части программы 1.2.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений 1.3. Принципы и подходы к формированию программы 1.3.1. Обязательной части программы 1.3.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений 1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 1.5. Планируемые результаты освоения программы 1.5.1. Обязательной части программы 1.5.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений II. Содержательный раздел программы 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в области физическое развитие в обязательной части программы 2.2. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в области физическое развитиев части программы формируемой участниками образовательных отношений 2.3. Интеграция образовательных областей 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы в обязательной части программы и части формируемой участниками образовательных отношений 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников III. Организационный раздел программы 3.1. Материально-техническое обеспечение в обязательной части программы и части формируемой участниками образовательных отношений 3.2.Обеспечение методическими материала и средствами обучения и воспитания 3.3. Распорядок и режим дня 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в обязательной части программы и части формируемой участниками образовательных отношений 3.5. Особенности организации предметно-пространственной среды 2 3 3 3 3 4 4 4 6 8 10 10 11 11 11 17 22 23 26 31 31 33 33 41 43 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1.Пояснительная записка 1.1 Пояснительная записка Рабочая программа (далее-Программа) разработана в соответствии с основной образовательной учреждение программой Муниципальное Чернокоровская средняя автономное общеобразовательное общеобразовательная школа группа общеразвивающей направленности, далее (школа, ГОН) с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов сохранения и укрепления здоровья детей. Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ от 17 октября 2013 года № 1155) и Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Полноценное физическое развитие ребёнка дошкольного возраста - это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений; развитие интереса к различным, доступным нравственно-волевых ребенку черт видам характера движений; личности; воспитание содействие в положительных стимулировании деятельности сердечно -сосудистой и дыхательной систем, в формировании опорнодвигательного аппарата, как основу правильной осанки. Большое значение для развития дошкольника приобретают занятия физической культуры не только в зале, но и на улице, они являются одним из средств закаливания и профилактики заболеваний. Данная программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основному направлению – «Физическое развитие». 1.2 Цели и задачи реализации программы 1.2.1 Обязательной части программы Цель программы: построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников педагогического процесса, обеспечивающей оптимальные условия для перехода на новый, более высокий уровень работы по физическому развитию детей, формированию у них физических способностей и качеств с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и склонностей, обеспечивающей охрану и укрепление здоровья, формирование основ здорового образа жизни. Для достижения цели программы первостепенное значение имеет решение следующих задач: 3 - развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации; - накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье); - формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; - воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка - формирование ценностей здорового образа жизни. 1.2.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений Часть программы, формируемой участниками образовательных отношений реализуется с учётом парциальной программы физического развития детей дошкольного возраста «Малыши крепыши» (О.В. Бережнова, В.В. Бойко). Цель: Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование привычки к здоровому образу жизни, развитие его физических качеств и совершенствование двигательных навыков. Задачи: - приобретение детьми опыта в двигательной деятельности (выполнение упражнений, нацеленных на развитие координации гибкости); - формирование начальных представлении о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей ЗОЖ; - создание условий для укрепления и охраны здоровья детей; - приобщение детей к физической культуре. 1.3 Принципы и подходы к формированию программы 1.3.1 Обязательная часть программа Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155; 4 С использованием следующих нормативных правовых документов: -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; -Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; -Постановление Главного государственного санитарного врача СанПиНом 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Программа разработана с учетом: -Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду: Средняягруппа». Принципы к формированию программы: -принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; -принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); -принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; -принцип культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании; -программа соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»); -обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников. 5 Подходы:программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также интегративных качеств; -индивидуальный подход к воспитанию и обучению детей в школе ГОН, определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приёмов и средств воспитания и обучения в соответствии с учётом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников; -деятельностный деятельности в общем взаимосвязанными подход направлен контексте мотивами и на организацию образовательного целями; видами целенаправленной процесса: ее деятельности структурой, (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребёнка при включении в образовательную деятельность; -культурно-исторический подход предусматривает развитие ребёнкапо двум линиям. Первая следует путём естественного созревания, вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаковое – символическими средствами, в первую очередь речью и языком; -проблемный подход предусматривает проектирование и реализацию деятельности образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между возможностями школы ГОН, интересами общества (запросами родителей) и потребностями ребёнка. 1.3.2 Части программы, формируемой участниками образовательных отношений Принципы: - принцип психологической комфортности: взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи; - принцип деятельности: основной акцент делается на организацию самостоятельных детских открытий в процессе разнообразных видов деятельности и активности детей (в первую очередь – двигательной, а также игровой, коммуникативной; педагог выступает прежде всего, как организатор образовательной деятельности; 6 - принцип целостности: стратегия и тактика образовательной деятельности с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка (у ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, своих физических возможностях, ценностях здорового образа жизни); -принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории физического развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума; - принцип творчества: образовательная деятельность ориентирована на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта двигательной деятельности и активности; - принцип вариативности: детям предоставляются возможности выбора видов двигательной активности, участников совместной деятельности, материалов и атрибутов, способа действия и др.; - принцип непрерывности: обеспечивается преемственность в содержании, технологиях и методах между дошкольными и начальным общим образованием, определяется дальняя перспектива физического развития. Подходы: - личностно – ориентированный подход, предусматривает организацию образовательного процесса с учётом того, что развитие личности ребёнка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно – ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учётом признания уникальности личности, её интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; - диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие её творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъектсубъектных отношений; - культурологический культуросообразного подход, содержания имеющий дошкольного высокий образования, потенциал позволяет в отборе выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребёнка с культурой, овладевая которой на уровне определённых средств, ребёнок становится субъектом культуры и её творцом; 7 - социально-педагогический подход в воспитании и обучении в школе ГОН, предусматривает единство и согласованность действий социальных институтов воспитания ребёнка вне зависимости от их функционального предназначения в целях гармонизации взаимодействия ребёнка и социума.При этом социальный подход пронизывает все сферы жизнедеятельности ребёнка, связанные с переживанием им своего места в семье, группе и обществе и отношений с людьми, пониманием и преобразованием окружающего мира; - системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. 1.4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. Школа ГОН функционирует в режиме 10,5 – часового пребывания воспитанников в период с 7-30 до 18-00 при 5- дневной рабочей неделе. Рабочая программа пофизической культуре для детей 4-5 лет рассчитана на проведение 108 часов непрерывной образовательной деятельности в учебный год (3 раза в неделю), длительностью по 20 минут. Обязательная часть программы в содержательном отношении разработана с учётом основной общеобразовательной программы школыГОН. Объём обязательной части программы составляет не менее 60% от её общего объёма. Объём части программы формируемой участниками образовательных отношений составляет не более 40%. Содержательные и организационные аспекты данной части ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей, художественно – эстетическое развитие воспитанников, поддержку инициативы и свободной спонтанной игры. Школа, ГОН расположена в селе Чернокоровском, Богдановичского района, Свердловской области. Природно-климатические, географические и экологические особенности села Чернокоровского, Свердловской области обусловлены тем, что село расположено на левом берегу реки Большой Калиновки. В 12 км. на юго-восток от административного цент округа – города Богдановича. Вдоль северного края проходит Сибирский тракт. Климатические условия связаны с тем, что село находится в зоне континентального климата с холодной и продолжительной зимой. Достаточно выгодное географическое положение (в том числе близость к региональному центру – 111 км, от города Екатеринбурга). 8 В связи с этим, при планировании образовательного процесса предусмотрены вариативные режимы дня: холодный и теплый периоды.В содержании образования особое внимание уделяется миру природы, объектам неживой природы и природным явлениям с учетом специфики их протекания в данной местности, к животным и растениям, встречающимся в Богдановичском районе, а также ознакомлению детей с деятельностью сельских жителей в тот или иной сезон с учетом реальной климатической обстановки. В с.Чернокоровском, городском округе Богданович Свердловской области – развиты отрасли сельского хозяйства. Главные отрасли растениеводства: зерновое хозяйство, кормопроизводство, овощеводство и картофелеводство и т.д. Основные отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство, пчеловодство. В 12 км. от с.Чернокоровского находится ГО Богданович – промышленный город, образующее предприятие ОАО «Огнеупоры». Завод производит кирпичи, необходимые для строительства огнеупорных печей для черной металлургии. В городе Богданович функционируют: комбикормовый завод, Комбинат строительных материалов, хлебозавод, предприятие «ВЭС» и т.д. Относительно неблагоприятная экологическая ситуация определяет необходимость вести углубленную работу экологической направленности. Национально-культурные и этнокультурные особенности Население с.Чернокоровского многонациональное. В результате миграционных процессов в селе значительно выросло количество этнически русских, бывших граждан государств СНГ. Но при этом в школе ГОН этнический состав семей воспитанников в основном имеет однородный характер, основной контингент - дети из русскоязычных семей. В содержании образовательной программы учитывается многонациональность, многоконфессиональность Уральского региона, культура народов региона (национальные обычаи и традиции). Исторически сложившиеся народы Среднего Урала - русские, удмурты, татары, башкиры, марийцы, чуваши. С учетом национально-культурных традиций народов Среднего Урала осуществлен отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора, народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством, народных игр, средств оздоровления. Особое внимание уделяется к формированию толерантного и уважительного 9 отношения к людям другой национальности. И в то же время созданы условия для обеспечения возможности почувствовать гордость своей национальной принадлежности. Возрастные и индивидуальные особенностидетейот 4 до 5 лет На пятом году жизни движения ребёнка становятся более уверенными и координированными. совершенствуется Внимание зрительное, приобретает слуховое и всё более осязательное устойчивый восприятия, характер, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. Появляется интерес к результатам движения. Потребность выполнять его в соответствии с образцом. Двигательная активность ребёнка этого возраста характеризуется соответствующими изменениями в основных движениях.Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений. 1.5 Планируемые результаты освоения программы. 1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; 2. Воспитание культурно-гигиенических навыков; 3.Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни; 4.Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); 5.Накопление и обогащение двигательного опыта детей; 6.Овладение основными видами движения; 7.Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. 1.5.1 Обязательной части программы Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров: - ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам; 10 - способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной музыкальной деятельности; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах физкультурной деятельности, и прежде всего в спортивных играх; владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную - ситуации; - умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам,умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать; - у ребенка повышается способности к предварительному программированию как пространственных, так и временных параметров движений; после выполнения движений ребенок способен самостоятельно подключиться к анализу полученных результатов и установлению необходимых корректировок. - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; - ребенок при соответствующих условиях может быстро достигать высокого результата в точности выполнения сложных движений; - проявляет ответственность за начатое дело; - проявляет уважение к старшим и заботу о младших. 1.5.2.Части программы, формируемой участниками образовательных отношений - Ребенок имеет представление о ценностях здоровья; - у ребёнка сформировано желание вести здоровый образ жизни; - имеет представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы; - ребенок знаком с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма, имеет представление о необходимости закаливания; - у ребенка наблюдается повышение выносливости к осуществлению динамической работы. II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в области физического развития в обязательной части программы. Содержательный раздел разработан и сформирован с учётом образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. 11 Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду: Средняя группа». Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и физическое развитие. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Конкретное содержание образовательной области соответствует примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы. Задачи и содержание работы по физическому развитию в средней группе(от 4-5) Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств, для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат). Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. 12 Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания. Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»). Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. Задачи по физической культуре: 1.Формировать правильную осанку. 2.Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. 3.Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. 4.Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево). 5.Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку. 6.Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди). 7.Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу. 8.Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору. 9.Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения. 10.Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др. 13 11.Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры. 12.Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Подвижные игры. Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д. Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к выполнению действий по сигналу. Примерный перечень основных движений, спортивных игр и упражнений Основные движения Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, ходьба с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону (направо и налево). Ходьба в колонне по одному, по двое (парами). Ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ зала, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук); ходьба в чередовании с бегом, прыжками, изменением направления, темпа, со сменой направляющего. Упражнения в равновесии. Ходьба между линиями (расстояние 10–15 см), по линии, по веревке (диаметр 1,5–3 см), по доске, гимнастической скамейке, бревну (с перешагиванием через предметы, с поворотом, с мешочком на голове, ставя ногу с носка, руки в стороны). Ходьба по ребристой доске, ходьба и бег по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15–20 см, высота 30–35 см). Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой на 20–25 см от пола, через набивной мяч (поочередно через 5–6 мячей, положенных на расстоянии друг от друга), с разными положениями рук. Кружение в обе стороны (руки на поясе). Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бег в колонне (по одному, по двое); бег в разных направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Бег с изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1–1,5 минуты. Бег на расстояние 40–60 м со средней скоростью; челночный бег 3 раза по 10 м; бег на 20 м (5,5–6 секунд; к концу года). Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной 14 и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед. Пролезание в обруч, перелезание через бревно, гимнастическую скамейку. Лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и влево). Прыжки. Прыжки на месте на двух ногах (20 прыжков 2–3 раза в чередовании с ходьбой), продвигаясь вперед (расстояние 2–3 м), с поворотом кругом. Прыжки: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге (на правой и левой поочередно). Прыжки через линию, поочередно через 4–5 линий, расстояние между которыми 40–50 см. Прыжки через 2–3 предмета (поочередно через каждый) высотой 5–10 см. Прыжки с высоты 20–25 см, в длину с места (не менее 70 см). Прыжки с короткой скакалкой. Катание, бросание, ловля, метание. Прокатывание мячей, обручей друг другу между предметами. Бросание мяча друг другу снизу, из-за головы и ловля его (на расстоянии 1,5 м); перебрасывание мяча двумя руками из-за головы и одной рукой через препятствия (с расстояния 2 м). Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (3–4 раза подряд), отбивание мяча о землю правой и левой рукой (не менее 5 раз подряд). Метание предметов на дальность (не менее 3,5–6,5 м), в горизонтальную цель (с расстояния 2–2,5 м) правой и левой рукой, в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5–2 м. Групповыеупражнения с переходами. Построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг; перестроение в колонну по два, по три; равнение по ориентирам; повороты направо, налево, кругом; размыкание и смыкание. Ритмическая гимнастика. Выполнение знакомых, разученных ранее упражнений и цикличных движений под музыку. Общеразвивающие упражнения Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вперед, в стороны, вверх (одновременно, поочередно), отводить руки за спину из положений: руки вниз, руки на поясе, руки перед грудью; размахивать руками вперед-назад; выполнять круговые движения руками, согнутыми в локтях. Закладывать руки за голову, разводить их в стороны и опускать. Поднимать руки через стороны вверх, плотно прижимаясь спиной к спинке стула (к стенке); поднимать палку (обруч) вверх, опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук; вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны. 15 Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в стороны; наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног. Наклоняться, выполняя задание: класть и брать предметы из разных исходных положений (ноги вместе, ноги врозь). Наклоняться в стороны, держа руки на поясе. Прокатывать мяч вокруг себя из исходного положения (сидя и стоя на коленях); перекладывать предметы из одной руки в другую под приподнятой ногой (правой и левой); сидя приподнимать обе ноги над полом; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из исходных положений лежа на спине, сидя. Поворачиваться со спины на живот, держа в вытянутых руках предмет. Приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на животе. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подниматься на носки; поочередно выставлять ногу вперед на пятку, на носок; выполнять притопы; полуприседания (4–5 раз подряд); приседания, держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в стороны. Поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях. Ходить по палке или по канату, опираясь носками о пол, пятками о палку (канат). Захватывать и перекладывать предметы с места на место стопами ног. Статические упражнения. Сохранять равновесие в разных позах: стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе (5–7 секунд). Спортивные упражнения. Катание на санках. Скатываться на санках с горки, тормозить при спуске с нее, подниматься с санками на гору. Ходьба на лыжах. Передвигаться на лыжах по лыжне скользящим шагом. Выполнять повороты на месте (направо и налево) переступанием. Подниматься на склон прямо ступающим шагом, полуелочкой (прямо и наискось). Проходить на лыжах до 500 м. Игры на лыжах. «Карусель в лесу», «Чем дальше, тем лучше», «Воротца». Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном и двухколесном велосипедах по прямой, по кругу. Выполнять повороты направо и налево. Подвижные игры С бегом. «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки». С прыжками. «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается». С ползанием и лазаньем. «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята». 16 С бросанием и ловлей. «Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку». На ориентировку в пространстве, на внимание. «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки». Народные игры. «У медведя во бору» и др. 2.2 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в области физическое развитие в части программы, формируемой участниками образовательных отношений с описанием вариативных форм, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в обязательной. Таблица 1 Образовательная Направления Задачи область Физическая Создание культура для условий - охраны Организовывать разнообразную и двигательную активность детей в разных укрепления здоровья формах(утренняя гимнастика, физкультурные детей занятия, подвижные игры идр.) - продолжать работу по осуществлению мероприятий, способствующих сохранению здоровья детей, закаливанию, повышению защитных сил организма; - осуществлять контроль над формированием у детей правильной осанки; - продолжать поддерживать родителей в самообразовании в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, в стремлении участвовать в педагогическом процессе и жизни детского сада в целом. Формирование детей Формировать у детей потребность в начальных бережном отношении к своему здоровью, представлений ЗОЖ у - о желание вести ЗОЖ; - воспитывать у детей потребность соблюдать правила здоровьесберегающего поведения. 17 Приобщение детей к - Расширять у детей представления и знания о физической культуре многообразии физических и спортивных упражнений; - вызывать у детей стремление к выражению своих возможностей в процессе выполнения физических упражнений: правильно оценивать свои силы, мобилизировать их адекватно поставленным целям; - приступить к целенаправленному развитию физических качеств скоростно-силовых, детей: скоростных, силы, гибкости, выносливости; - развивать у детей чувство равновесия, координацию движений, улучшать ориентировку в пространстве; - закреплять приобретенные ранее умения и навыки детей в процессе организации различных форм двигательной активности; - обучать детей элементам техники выполнения всех видов жизненно важных движений, спортивным играм и упражнениям; - развивать у детей умение бегать с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, змейкой, врассыпную, с преодолением препятсвий; организовывать непрерывный бег (не более 2мин) - закреплять умение детей прыгать с высоты в обозначенное место (не более 30см) прыгать через короткую и длинную скакалки; - обучать детей бросанию мяча вверх, об пол (о землю) и ловле его двумя руками, перебрасывать мяч из одной руки в другую, 18 друг другу из разных и.п. и построений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди); - закреплять умения детей метать предметы на дальность, в горизонтальную и вертикальную цели (с расстояния не более 4м); - совершенствовать навыки ползания, перелезания через различные препятствия, лазание по гимнастической стенке с изменением темпа, перелезания с одного пролета на другой; - побуждать детей осознанно и самостоятельно использовать определенный объем знаний и умений в различных условиях; - обогащать двигательный опыт детей и формировать у них двигательной активности потребность и в физическом совершенствовании; - способствовать развитию у детей интерес к движению и повышению своих результатов; - поддерживать интерес детей к различным видам спорта сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны. 19 Организация образовательной деятельности по приобщению детей 4-5 лет к физической культуре. Таблица 2 Основные формы и методы Периодичность и особенности организации детей Занятие по физическому развитию 3 раза в неделю с группой или подгруппой детей(один раз – на улице) . 15-20 мин Организованная деятельность по 2 раза в неделю с подгруппой .20 мин физическому развитию детей в бассейне Эмоционально – стимулирующая утренняя Ежедневно с подгруппой или группой детей( в гимнастика. Составляется комплекс теплое время года – на улице). 7-10 мин общеразвивающих упражнений(далее – ОРУ)с предметами и без них. Через каждые две недели он меняется. В него входят упражнения : для развития и укрепления кистей рук, мышц плечевого пояса, спины, гибкости позвоночника, мышц брюшного пресса и ног. Подвижные игры и физические Ежедневно с группой или подгруппой детей. упражнения на прогулке. 10-12 мин Оздоровительная гимнастика пробуждение Ежедневно с группой детей. 10-12 мин. после дневного сна с включением ОРУ. Самостоятельная деятельность детей Ежедневно в разные отрезки режима дня. Таблица 3 Образовательная Принципы область Физическое развитие Научно – методические принципы: - принцип первенства физической (двигательной) активности; - принцип своевременного начала физического воспитания; - принцип целеполагания; - игровой принцип; 20 - принцип интеграции; - психосоматический принцип; - принцип дозированной помощи; - принцип возрастающей независимости (эмансипации) от взрослых и самостоятельности в творческом решении. Дидактические принципы: - систематичность и последовательность; - развивающее обучение; - доступность; - воспитывающее обучение; - учет индивидуальных и возрастных особенностей; - сознательность и активность ребенка; - наглядность. Специальные принципы: - непрерывность; - последовательность наращивания тренирующих воздействий; - цикличность. Гигиенические принципы: - сбалансированность нагрузок; - рациональность чередования деятельности и отдыха; - возрастная адекватность; - оздоровительная направленность всего образовательного процесса; - осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания. Формы, способы, методы и средства реализации обязательной части программы Таблица 4 Образователь- Содержание Деятельностный модуль ные образовательн Виды детской Формы и приемы направления ых областей деятельности организации образовательного развития процесса 21 Физическое Формирование Двигательная (овладение Совместная образовательная развитие представлений основными движениями), деятельность педагогов и детей. о здоровом формы образе активности Самостоятельная деятельность жизни. ребенка. детей. Физическая Образовательная деятельность в культура. семье. Вариативность форм образовательной деятельности Таблица 5 Виды деятельности Возможные формы работы Игровая Подвижные игры, игры малой подвижности, физминутки, пальчиковые игры Коммуникативная Беседы. Ситуативный разговор. Игры с правилами. Трудовая Совместные действия. Поручение. Задание. Реализация проектов Познавательно-исследовательская Экскурсии. Разрешение проблемных ситуаций. Реализация проекта. Игры с правилами Продуктивная Реализация проектов Музыкально-художественная Слушание. Подвижные игры. Чтение Разучивание Двигательная Подвижные дидактические игры. Подвижные игры с правилами. Игровые упражнения. Соревнования 2.3. Интеграция образовательных областей Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. 22 Связь с другими образовательными областями Таблица 6 ОО «Физическое Развитие физических качеств для спортивной деятельности, развитие» использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. ОО «Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области физкультуры; развитие всех компонентов устной речи в спортивной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия движений на занятии ОО «Познавательное Расширение кругозора детей в области физической развитие » культуры направлено на достижение целей развития у детей спортивных интересов ОО «Социально – Формирование представлений о физической культуре коммуникативное направлено на достижение целей овладения развитие» конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. ОО «Художественно – Развитие физических качеств направлено на достижение эстетическое развитие» целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы в обязательной части программы и части формируемой участниками образовательных отношений. Психолого – педагогические условия реализации программы Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском 23 саду должно доставлять ребенку радость, а занятия по физической культуре должны быть увлекательными. Развивать координации движений в крупных и мелких мышечных группах, равновесие. Укреплять мышечный аппарат стопы, мышечно-связочного аппарата ног и туловища. Развивать мышцы плечевого пояса. Укреплять мышечный корсет позвоночника. Укреплять опорно-двигательный аппарат. Увеличивать амплитуду движений в голеностопных суставах стоп и пальцев ног. Формировать правильную осанку, навыки правильного положения головы. Развивать быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах. Учить расслаблению мышц. Обучать правильному носовому дыханию, восстановлению дыхания. Формировать ритмичный вдох и выдох, углубленное дыхание. Тренировать дыхательную мускулатуру грудной клетки. Укрепление мышц лица. Формировать правильный стереотип ходьбы и навыки правильной осанки. Укреплять суставы (голеностопный), мышечный корсет туловища и конечностей, мышцы тазового пояса ног. Укреплять мышечно-связочного аппарата ног и туловища. Укреплять опорно-двигательный аппарат. Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы. Улучшать координацию движений. Компенсировать деформации восстанавливать свод стопы. Общее укрепление мышц туловища и конечностей. Тренировать правильное носовое дыхание (вдох носом, выдох ртом). Укреплять мышцы лица, круговую мышцу рта. Тренировать дыхательную мускулатуру грудной клетки. Вырабатывать навык диафрагмально-релаксационного дыхания, спокойное дыхание. Способы и направления поддержки деткой инициативы: вселять ребенку уверенность в себе: «Я тебе доверяю! Ты сможешь это сделать! Я рада за тебя!» поощрять добрую волю и достигнутое; 24 оценивать успехи и инициативу, а не ошибки детей; показывать детям радость и позитивное чувство; обучить детей практическим навыкам, а для этого надо вместе играть; использовать технологии проектирования, как средство развития познавательной инициативы (способностей); использование косвенных методов руководства игрой (деятельностью детей) – метод проблемных ситуаций (способствует развитию мыслительных процессов, познавательной активности во время игры); доброжелательное отношение взрослых; общение строить на принципах сотрудничества и партнерства; поддерживать формы общения в соответствии с возрастом; создавать большое количество ситуаций, предметов, подталкивающих ребенка к общению со взрослым; педагогическое общение строить на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, как условии полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка; педагогически грамотно относиться к ошибкам ребенка – не как к неуспеху, а как нормальному инициирующему моменту развития; развивать самостоятельность ребенка (в раннем возрасте в самообслуживании, предметно-игровой деятельности, общении). Создание условий для физического развития Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа «Я» тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью. Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно: •ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться; •обучать детей правилам безопасности; •создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; 25 • использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать. 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Дошкольный возраст – это фундамент здоровой личности, а следовательно, и здорового общества в настоящем и будущем. Развитие физической культуры – одно из приоритетных направлений государственной политики, нацеленной на укрепление и здоровье детей. Формирование у ребёнка потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, возможности окружающих его взрослых создать благоприятные условия для физического развития. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников. Основной целью взаимодействия является создание условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни дошкольной образовательной организации. Задачи взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей: изучить отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в организации и семье; дошкольной познакомить педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей в образовательной организации и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; создавать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечь семьи воспитанников к участию в совместных мероприятиях различного уровня; 26 поощрять родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. Основные формы взаимодействия с родителями воспитанников Таблица 6 Название Задачи - выявить роль семьи в физическом Помогает определить воспитании и оздоровлении детей; эффективность - систематизировать знания родителей в области физической Анкетирование Результат культуры; физкультурнооздоровительной деятельности школы ГОН и разработать стратегию - заинтересовать родителей к новым дальнейшего формам семейного досуга; взаимодействия всех участников образовательного процесса Родительские собрания - ознакомить родителей с - Расширяются физкультурно-оздоровительной представления о работой в школе ГОН; особенностях - воздействовать на родителей с целью привлечения к совместным физического развития детей; - появляется интерес к занятиям. физической культуре. Изготовление наглядного материала и атрибутов для физкультурных занятий - привлекать родителей к - Родители узнают, совместному изготовлению атрибутов какими атрибутами для ежедневных физкультурных можно пополнить свой занятий в группе и дома; арсенал пособий для - знакомить родителей с вариантами 27 ежедневных использования атрибутов для физкультурных занятий и привлечения детей к занятиям игр дома; физической культуры; - знакомятся со способами - способствовать созданию в семье использования данного условий для реализации потребности оборудования для детей в физической активности. повышения двигательной активности детей. - повышать интерес детей к - Способствует физической культуре и спорту; повышению интереса Оформление - воспитывать желание вести ЗОЖ; фотовыставок - воздействовать на родителей с Выставки совместных целью привлечения к совместным работ занятиям спортом; детей к физической культуре, выполнению физических упражнений; - дети знакомятся со спортивными - расширять представление родителей увлечениями своих и детей о формах семейного досуга. родственников. - повысит у детей и их родителей Во время проведения интерес к физической культуре и совместных мероприятий спорту; царит атмосфера - совершенствовать двигательные навыки спортивного азарта, доброжелательности и эмоционального подъема. Дни и недели открытых - воспитывать физические и дверей Дети, видя, как родители морально-ролевые качества; вместе с ними принимают - закреплять у детей гигиенические участие в соревнованиях, навыки. начинают проявлять Конкурсы Совместные мероприятия больший интерес к физической культуре, эмоционально отзываются на все задания, стремятся выполнять их как можно 28 лучше, поскольку за ними наблюдают их родные. Советы специалистов Консультации Совместные практикумы - рассказывать о значение Такие мероприятия физкультуры для человека; вызывают у родителей - повышать интерес к физической культуре; желание заниматься сортом. В результате родители могут отвести - воспитывать желание вести ЗОЖ; своего ребёнка в - формировать интерес к занятиям спортивную секцию или физкультурой кружок. Планирование работы с родителями Таблица 7 В обязательной части программы В части программы, формируемой участниками образовательных отношений Сентябрь - Организация и проведение индивидуальных - Оформление спортивного стенда на тему бесед с родителями (по запросу родителей); «Закаливание»; - привлечение родителей к подготовке к празднику «День знаний» Октябрь - Организация и проведение консультации - Мастер-класс на тему «Ритмичные «Роль дыхательной гимнастики, как метод движения под детские песни» оздоровления дошкольников» - Участие родителей в спортивном соревновании «Я и моя семья». Ноябрь 29 - Организация и проведение консультаций по -Участие родителей к показательному запросу родителей; выступлению с мячами и обручами, - оформление стенда «Как научить ребенка посвящённого«Дню матери»; делать упражнения в домашних условиях»; - организация и проведение индивидуальных бесед с родителями (по запросу родителей). Декабрь - Организация и проведение родительского - Участие родителей в подготовке к собрания «Правила поведения на праздниках в «Новому году» детском саду»; - оформление спортивного стенда на тему «Новогодние игры»; - участие родителей в новогодней эстафете на лыжах Январь - Организация и проведение по запросам - Мастер-класс на тему «Самые гибкие» родителей на актуальные темы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста; - организация и проведение индивидуальных бесед с родителями (по запросу родителей); - оформление спортивного стенда на тему «Музыкальная терапия» Февраль - Участие родителей в празднике, посвящённом - Привлечение родителей к подготовке Дню защитника Отечества; детей к соревнованиюк Дню Защитника - организация и проведение консультации «10 Отечества. причин отдать ребенка в спортивную школу»; - оформление спортивного стенда на тему «Папа всякие нужны, папы разные важны » Март - Организация и проведение консультаций по Привлечение родителей к подготовке 30 запросу родителей; костюмов на праздники - участие родителей в празднике, посвящённом Международному женскому дню; - оформление спортивного стенда на тему «Спортивный танец для любимой мамы». Апрель - Организация и проведение консультации на - Участие родителей в празднике, тему «Спорт в жизни ребенка»; посвящённом дню смеха; - организация и проведение индивидуальных бесед с родителями (по запросу родителей). Май - Участие родителей в празднике, посвященный - Привлечение родителей к подготовке 9 мая; детей к соревнованиям по легкой атлетике» - участие родителей в выпускном празднике «До свидания детский сад! Здравствуй, школа!» 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение в обязательной части программы и части формируемой участниками образовательных отношений Материально-техническое обеспечение программы обеспечивает полноценное развитие личности детей в соответствии с одной образовательной области: художественно-эстетическое развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям. Физкультурное оборудование и инвентарь К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчета активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование — безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить правильную обработку деревянных предметов (скамейки, гимнастической стенки и др.). Во избежание 31 травм они должны быть хорошо отполированы (окрашены). Всё оборудование проверяется педагогом перед занятием на устойчивость, прочность и т.д. В нашем дошкольном отделении и спортивном зале имеется следующее оборудование: Центры «Крепешы»; «Здоровячок». Таблица 8 Мячи резиновые: большие, средние, маленькие 11/11/13шт. Мячи надувные 14 шт. Гимнастические палки 10 шт. Скакалки 20 шт. Кегли 22 шт. Обручи 20 шт. Цветные флажки 37 шт. Цветные ленты 20 шт. Гантели 12 (пар) Мешочки с песком 15 шт. Коврики гимнастические 20 шт. Городки 1 шт. Клюшки, шайба 1 (пара) Бадминтон 1 шт. Мягкие модули (кубики и т.д.) 11шт. Спортивный зал Гимнастический мат, гимнастические палки 11/2 шт. Гимнастические скамейки 4 шт. Стенка гимнастическая (деревянная) 6 шт. Конус 5 шт. Дуга для подлезания 1 шт. Санки 2 шт. Велосипед 2 шт. Канат, Шнуры 1/2 шт. Самокаты 2 шт. Лыжи, лыжные палки 11(пар)/11 (пар) Теннисные ракетки, мяч 2 шт. Сетка 1 шт. Кольцо баскетбольное Щит для метания, 2/2 шт. 32 Набивные мячи 6 шт. Баскетбольные мячи, Волейбольные мячи, Футбольные мячи 11/12/5 шт. Стойки 4 шт. Газовые кольца 6 шт. Рукава для эстафеты 2 шт. Напольное бревно 1 шт. 3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания Таблица 9 Образовательная область Перечень методических пособий, технологий В обязательной В части программы, формируемой части участниками образовательных отношений программы Физическое Пензулаева Л.И. О.В. Бережнова, В.В. Бойко Физическое развитие развитие. Физическая культура детском детей 3-7 лет «Малыши-крепыши», 2016-135с. в Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и саду: динамические паузы в дошкольных Средняя группа. образовательных учреждениях: практ. пособие / – М.МОЗАИКА И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – СИНТЕЗ, 4-5 – 144 с. лет. 20014. Э.Я. Степаненкова. Сборник подвижн игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021. – 168 с. 3.3. Распорядок и режим дня Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления. 33 При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание). Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности. Формирование культурно-гигиенических навыков. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы. Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми. Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду, и время работы родителей. Группа общеразвивающей направленности работает по режиму пятидневной недели, время пребывания детей 10,5 часов: 7.30 – 18.00. Режим дня (на холодный период) Таблица 10 Режимные моменты Временной промежуток Приход детей, самостоятельная деятельность 7.30-8.00 Утренняя гимнастика, Утренний круг 8.00-8.20 Подготовка к завтраку, завтрак 8.20-8.50 34 Игры, самостоятельная деятельность детей 8.50-9.00 Организованная детская деятельность /Самостоятельная деятельность (игры) Динамическая пауза (10 мин) после каждого занятия Второй завтрак 9.00-10.00 10.00-10.10 Подготовка к прогулке, прогулка 10.10-12.05 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 12.05-12.20 Подготовка к обеду, обед 12.20-12.50 Подготовка ко сну, дневной сон 12.50-15.00 Постепенный подъем, самостоятельная деятельность 15.00-15.25 Подготовка к полднику, полдник Игры, самостоятельная и организованная деятельность Вечерний круг Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой 15.25-15.50 15.50-16.20 16.20-16.30 16.30-18.00 Режим дня на июнь при 10,5 часового пребывания детей раннего и дошкольного возраста Таблица 11 Режимные моменты Временной промежуток Утренний приём, на улице, прогулка 7.30-8.15 Утренняя гимнастика на улице 8.15-8.25 Возвращение с прогулки. Санитарно –гигиенические 8.25-8.45 процедуры. Пальчиковая и артикуляционная гимнастики. Подготовка к завтраку. Завтрак. Двигательная активность. 8.45-09.00 Проблемные, игровые ситуации. Игровая деятельность Совместная и самостоятельная деятельность(игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, самообслуживание, бытовой труд). 35 09.00-10.10 Двигательная, игровая активность. Второй завтрак Подготовка к прогулке. Прогулка. 10.10-12.10 Возращение с прогулки, самообслуживание. Гигиенические 12.10-12.30 процедуры. Подготовка к обеду Обед 12.30-12.50 Подготовка ко сну. 12.50-15.00 Дневной сон. Постепенный подъём. Ленивая гимнастика. 15:00-15:20 Гигиенические, закаливающие процедуры. Подготовка к полднику. Полдник. 15.20-15.40 Совместная деятельность(игровая, коммуникативная, 15.40-16.00 познавательно– исследовательская, самообслуживание, бытовой труд). Подготовка к прогулке Прогулка, уход домой 16.00-18.00 36 Расписание непрерывной образовательной деятельности. Таблица 12 Понедельник 9.10 – 9.30 Музыка 9.40 – 10.00 Ознакомление с окружающим миром Вторник 9.10 – 9.30 Физическая культура 9.40 – 10.00 Развитие речи Среда 9.10 – 9.30 Музыка 9.40 – 10.00 Формирование элементарных математических представлений Четверг 9.10 – 9.30 Физическая культура 9.40 – 10.00 Лепка/аппликация Пятница 9.20 – 9.40 Рисование 11.45 – 12.05 Физическая культура на воздухе Режим двигательной активности детей дошкольного возраста Таблица 13 Формы работы Виды занятий Количество и длительность занятий (в мин) в зависимости от возраста детей 4 – 5 лет Физкультурные занятия в помещении 2 раза в неделю 20 на воздухе 1 раз в неделю 20 Физкультурно – утренняя гимнастика Ежедневно оздоровительная работа в режиме дня 5–6 подвижные и спортивные Ежедневно игры и упражнения на 2 раза прогулке (утром и вечером) 20 физкультминутки 3 – 5 ежедневно в зависимости от (в середине вида и содержания занятий статистического занятия) Активный отдых физкультурный досуг 1 раз в месяц 20 – 30 физкультурный праздник 2 раза в год до 40 мин день здоровья 1 раз в квартал Самостоятельная самостоятельное ежедневно двигательная использование 38 деятельность физкультурного и спортивно – игрового оборудования самостоятельные ежедневно подвижные и спортивные игры Система физкультурной – оздоровительной работы. Цель: Удовлетворять биологическую потребность растущего организма ребёнка в двигательной деятельности, давать возможность ему ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом. Таблица 14 № Мероприятия Периодичность Ответственный ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Утренняя гимнастика Ежедневно Воспитатели групп или инструктор по физкультуре 2. Физическая культура 3 раза в неделю: Инструктор по физкультуре 2 раза в физ.зале, 1 раз на воздухе, 3. Подвижные игры 2 раза в день Воспитатели групп или инструктор по физкультуре 4. Гимнастика после Ежедневно Воспитатели дневного сна 5. Спортивные упражнения групп или инструктор по физкультуре 2 раза в неделю Воспитатели групп или инструктор по физкультуре 6. Спортивные игры 2 раза в неделю Воспитатели групп или инструктор по физкультуре 7. Физкультурные досуги 1 раз в месяц Инструктор по физкультуре 8. Физкультурные 2 раза в год Инструктор 39 по физкультуре, праздники музыкальный руководитель, воспитатели групп 9. День здоровья 2 раз в год Инструктор по музыкальный физкультуре, руководитель, воспитатели групп 11. Динамические паузы Ежедневно Инструктор по физкультуре или музыкальный руководитель или воспитатели 12. Оздоровительный бег (в 2 раза в неделю Инструктор по физкультуре конце прогулки) ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ 1. Профилактика гриппа и В Воспитатели, простудных заболеваний неблагоприятные физкультуре (режимы проветривания, периоды работа с родителями) Инструктор (осень- весна) возникновения инфекции) 2. Кварцевание групп Воспитатели ЗАКАЛИВАНИЕ 1. Ходьба босиком 2. Облегченная 3. После сна Воспитатели одежда В течение дня Воспитатели, младшие детей воспитатели Мытье рук, лица, шеи В течение дня Воспитатели, младшие прохладной водой воспитатели 40 по 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Каждое учреждение, несмотря на одинаковое предназначение, имеет свои отличительные особенности. С годами складываются свои традиции, так или иначе связанные с жизнедеятельностью участников образовательных отношений. В настоящее время они становятся все разнообразнее. В Программе, реализуемой нашим учреждением, обозначены собственные традиции, становление которых начиналось с основания учреждения. Коллектив учреждения придает важное значение по физическому воспитанию, укреплению и сохранению здоровья наших воспитанников, в связи с этим у нас сложились следующие традиции: устраиваются совместные с детьми спортивные праздники: спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья» с участием детей и родителей. Непременной традицией нашего коллектива является проведение «Недели здоровья». Для этого дня заранее составляются специальные сценарии в каждой группе, приглашаются родители. Совершенствование работы взаимодействия с родителями является ежегодно одной из задач нашего коллектива. Традицией стало для нас проведение «Зимних игр спорта» для воспитанников детского сада. Проведение родительских встреч в «семейных гостиных», посвященных определенным темам. Содержание культурно-досуговой деятельности планируется педагогическими работниками физической (воспитателями, культуре) музыкальными совместно в руководителями, соответствии с инструкторами по комплексно-тематическим планированием. Культурно-досуговая деятельность организуется во всех возрастных группах еженедельно. 41 Примерное комплексно тематическое планирование работы с детьми 5-го года жизни. Таблица 15 № 1 2 Время проведения Сентябрь Октябрь Мероприятия Ответственные Физкультурный досуг «Осень в гости просим» Инструктор по Развлечение Ф.К., «В стране спортивных игр»(эстафеты). воспитатели Развлечение «Солнышко встает» Инструктор по Досуг «всем на старт» Ф.К., воспитатели 3 4 5 Ноябрь Декабрь Январь Праздник «День здоровья» Инструктор по Развлечение «Джунгли зовут» Ф.К., Досуг «До свиданья осень» воспитатели Развлечение «Здравствуй Зимушка, Зима» Инструктор по Развлечение «Мы мороза не боимся» Ф.К., Досуг «Зимушка зима, спортивная пора» воспитатели Праздник «Зимние олимпийские игры» Инструктор по Досуг «Пришла зима хрустальная, с забавами Ф.К., и играми» воспитатели Развлечение «Веселый стадион» 6 7 Февраль Март Развлечение «Спортивная семейка» Инструктор по Досуг «День защитника Отечества» Ф.К., День здоровья воспитатели Досуг Мам «Мама, папа, я спортивная семья» Инструктор по Развлечение «Веселые старты» Ф.К., Досуг «Весна идет и все мы рады» воспитатели 42 8 Апрель Досуг «День юмора в стране спортландии» Инструктор по Развлечение «Что бы в космос полететь, надо Ф.К., спортом заниматься» воспитатели Развлечение «В стране дорожных знаков» 9 Май Развлечение «Мой веселый, звонкий мяч» Инструктор по Развлечение «Спасибо деду за Победу» Ф.К., День здоровья воспитатели Таблица 16 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Месячник по Формирование ценностных безопасности представлений о здоровье и гостях у простудихи», здоровом образе жизни, о «Веселый светофорик», правилах дорожной и «Юные пожарники». пожарной безопасности. Проектная деятельность. День семьи Февраль Спортивные праздники «В Формирование первичных Последняя Спортивные соревнования ценностных представлений о неделя мая. «Мама, папа, я – спортивная семье, семейных традициях, семья» обязанностях. Посадка цветов на участке детского сада 3.5.Особенности организации предметно-пространственной среды Основой реализации программы является развивающая предметная среда, необходимая для развития ребенка во всех детских видах деятельности. Развивающая предметно-пространственная образовательного среда пространства обеспечивает дошкольного максимальную отделения, а также реализацию территории, прилегающей к дошкольному отделению. В дошкольном учреждении она построена таким образом, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное, речевое и социальное развитие ребенка. Все помещения детского сада соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников. 43 Принципы построения развивающей дошкольном учреждении: - насыщенность; - трансформируемость; - полифункциональность; - вариативность; - доступность; - безопасность. 44 предметно-пространственной среды в