Рабочая программа по физиеской культуре. Старшая группа (2)

1

Содержание
I. Целевой раздел программы

3

1.1.Пояснительная записка

3

1.2.Цели и задачи реализации программы

3

1.2.1. Обязательной части программы

3

1.2.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений

4

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

4

1.3.1. Обязательной части программы

4

1.3.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений

6

1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе

7

характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
1.5. Планируемые результаты освоения программы

10

1.5.1. Обязательной части программы

10

1.5.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений

11

II. Содержательный раздел программы

11

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка,

11

представленными в области физическое развитие в обязательной части программы
2.2. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка,

17

представленными в области физическое развитиев части программы формируемой
участниками образовательных отношений
2.3. Интеграция образовательных областей

22

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы в обязательной части

23

программы и части формируемой участниками образовательных отношений
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

26

воспитанников
III. Организационный раздел программы

31

3.1. Материально-техническое обеспечение в обязательной части программы и части

31

формируемой участниками образовательных отношений
3.2.Обеспечение методическими материала и средствами обучения и воспитания

32

3.3. Распорядок и режим дня

33

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в обязательной

40

части программы и части формируемой участниками образовательных отношений
3.5. Особенности организации предметно-пространственной среды

2

42

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа (далее-Программа) разработана в соответствии с основной
образовательной
учреждение

программой

Муниципальное

Чернокоровская

средняя

автономное

общеобразовательное

общеобразовательная

школа

группа

общеразвивающей направленности, далее (школа, ГОН) с учетом основных принципов,
требований к организации и содержанию различных видов сохранения и укрепления
здоровья детей. Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом (Приказ от 17 октября 2013 года № 1155) и Примерной
основной образовательной программы дошкольного образования.
Полноценное физическое развитие ребёнка дошкольного возраста - это прежде
всего своевременное формирование двигательных навыков и умений; развитие интереса к
различным,

доступным

нравственно-волевых

ребенку

черт

видам

характера

движений;

личности;

воспитание

содействие

в

положительных
стимулировании

деятельности сердечно -сосудистой и дыхательной систем, в формировании опорнодвигательного аппарата, как основу правильной осанки. Большое значение для развития
дошкольника приобретают занятия физической культуры не только в зале, но и на улице,
они являются одним из средств закаливания и профилактики заболеваний.
Данная программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их
возрастных и индивидуальных особенностей по основному направлению – «Физическое
развитие».
1.2 Цели и задачи реализации программы
1.2.1 Обязательной части программы
Цель программы: построение целостной системы с активным взаимодействием
всех участников педагогического процесса, обеспечивающей оптимальные условия для
перехода на новый, более высокий уровень работы по физическому развитию детей,
формированию у них физических способностей и качеств с учетом их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и склонностей, обеспечивающей охрану и
укрепление здоровья, формирование основ здорового образа жизни.
Для достижения цели программы первостепенное значение имеет решение
следующих задач:
- развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости,
координации;
3

- накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными
двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);
-

формирование потребности

в

двигательной

активности

и

физическом

совершенствовании;
- воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически
совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка
- формирование ценностей здорового образа жизни.
1.2.2.

Части

программы,

формируемой

участниками

образовательных

отношений
Часть программы, формируемой участниками образовательных отношений
реализуется с учётом парциальной программы физического развития детей дошкольного
возраста «Малыши крепыши» (О.В. Бережнова, В.В. Бойко).
Цель:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование
привычки

к

здоровому

образу

жизни,

развитие

его

физических

качеств

и

совершенствование двигательных навыков.
Задачи:
- приобретение детьми опыта в двигательной деятельности (выполнение
упражнений, нацеленных на развитие координации гибкости);
- формирование начальных представлении о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей ЗОЖ;
- создание условий для укрепления и охраны здоровья детей;
- приобщение детей к физической культуре.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1.3.1 Обязательная часть программа
Программа разработана на основе требований Федерального государственного
образовательного

стандарта

дошкольного

образования,

утверждённого

приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года
№1155;
С использованием следующих нормативных правовых документов:
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования";
4

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
-Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

СанПиНом

2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
Программа разработана с учетом:
-Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой.Рабочая программа ориентирована на использование
учебно-методического комплекта: Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском
саду:Старшаягруппа».
Принципы к формированию программы:
-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует
основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
-принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
-принцип культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в
образовании;
-программа соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале,
максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
-обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию дошкольников.
Подходы:
программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей, а также интегративных качеств;
-индивидуальный подход к воспитанию и обучению детей в школе ГОН,
определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приёмов
и средств воспитания и обучения в соответствии с учётом индивидуального уровня
подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников;
-деятельностный
деятельности

в

общем

подход

направлен

контексте

на

организацию

образовательного
5

процесса:

целенаправленной
ее

структурой,

взаимосвязанными

мотивами

и

целями;

видами

деятельности

(нравственная,

познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и
методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребёнка при включении в
образовательную деятельность;
-культурно-исторический подход предусматривает развитие ребёнкапо двум
линиям. Первая следует путём естественного созревания, вторая состоит в овладении
культурными способами поведения и мышления. Развитие мышления и других
психических функций происходит в первую очередь через их саморазвитие, а через
овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаковое – символическими
средствами, в первую очередь речью и языком;
-проблемный подход предусматривает проектирование и реализацию деятельности
образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями
между возможностями школы ГОН, интересами общества (запросами родителей) и
потребностями ребёнка.
1.3.2

Части

программы,

формируемой

участниками

образовательных

отношений
Принципы:
- принцип психологической комфортности: взаимоотношения между детьми и
взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;
-

принцип

деятельности:

основной

акцент

делается

на

организацию

самостоятельных детских открытий в процессе разнообразных видов деятельности и
активности детей (в первую очередь – двигательной, а также игровой, коммуникативной;
педагог выступает прежде всего, как организатор образовательной деятельности;
- принцип целостности: стратегия и тактика образовательной деятельности с
детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка (у ребенка
формируется целостное представление о мире, себе самом, своих физических
возможностях, ценностях здорового образа жизни);
-принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по
индивидуальной траектории физического развития и саморазвития – в своем темпе, на
уровне своего возможного максимума;
- принцип творчества: образовательная деятельность ориентирована на развитие
творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта
двигательной деятельности и активности;
- принцип вариативности: детям предоставляются возможности выбора видов
двигательной активности, участников совместной деятельности, материалов и атрибутов,
способа действия и др.;
6

- принцип непрерывности: обеспечивается преемственность в содержании,
технологиях и методах между дошкольными и начальным общим образованием,
определяется дальняя перспектива физического развития.
Подходы:
-

личностно

–

ориентированный

подход,

предусматривает

организацию

образовательного процесса с учётом того, что развитие личности ребёнка является
главным

критерием

его

эффективности.

Механизм

реализации

личностно

–

ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения
ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учётом признания уникальности
личности, её интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;
- диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие её
творческих

возможностей,

самосовершенствование

в

условиях

равноправных

взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъектсубъектных отношений;
-

культурологический

культуросообразного

подход,

содержания

имеющий

высокий

дошкольного

потенциал

образования,

позволяет

в

отборе

выбирать

технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребёнка с культурой,
овладевая которой на уровне определённых средств, ребёнок становится субъектом
культуры и её творцом;
- социально-педагогический подход в воспитании и обучении в школе ГОН,
предусматривает

единство

и

согласованность

действий

социальных

институтов

воспитания ребёнка вне зависимости от их функционального предназначения в целях
гармонизации взаимодействия ребёнка и социума.При этом социальный подход
пронизывает все сферы жизнедеятельности ребёнка, связанные с переживанием им своего
места в семье, группе и обществе и отношений с людьми, пониманием и преобразованием
окружающего мира;
- системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как
целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.
1.4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе

характеристики

особенностей

развития

детей

дошкольного

возраста.
Школа ГОН функционирует в режиме 10,5 – часового пребывания воспитанников в
период с 7-30 до 18-00 при 5- дневной рабочей неделе. Рабочая программа пофизической
культуре для детей 5-6 лет рассчитана на проведение 108 часов непрерывной
образовательной деятельности в учебный год (3 раза в неделю), длительностью по 25
минут.
7

Обязательная часть программы в содержательном отношении разработана с учётом
основной общеобразовательной программы школыГОН. Объём обязательной части
программы составляет не менее 60% от её общего объёма. Объём части программы
формируемой участниками образовательных отношений составляет не более 40%.
Содержательные и организационные аспекты данной части ориентированы на сохранение
и укрепление здоровья детей, художественно – эстетическое развитие воспитанников,
поддержку инициативы и свободной спонтанной игры.
Школа, ГОН расположена в селе Чернокоровском, Богдановичского района,
Свердловской области. Природно-климатические, географические и экологические
особенности села Чернокоровского, Свердловской области обусловлены тем, что село
расположено на левом берегу реки Большой Калиновки. В 12 км. на юго-восток от
административного цент округа – города Богдановича. Вдоль северного края проходит
Сибирский тракт.

Климатические условия связаны с тем, что село находится в зоне

континентального климата с холодной и продолжительной зимой. Достаточно выгодное
географическое положение (в том числе близость к региональному центру – 111 км, от
города Екатеринбурга).
В связи с этим, при планировании образовательного процесса предусмотрены
вариативные режимы дня: холодный и теплый периоды.В содержании образования особое
внимание уделяется миру природы, объектам неживой природы и природным явлениям с
учетом специфики их протекания в данной местности, к животным и растениям,
встречающимся в Богдановичском районе, а также ознакомлению детей с деятельностью
сельских жителей в тот или иной сезон с учетом реальной климатической обстановки.
В с.Чернокоровском, городском округе Богданович Свердловской области –
развиты отрасли сельского хозяйства. Главные отрасли растениеводства: зерновое
хозяйство, кормопроизводство, овощеводство и картофелеводство и т.д.

Основные

отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство, пчеловодство. В 12 км. от
с.Чернокоровского находится ГО Богданович – промышленный город, образующее
предприятие ОАО «Огнеупоры». Завод производит кирпичи, необходимые для
строительства огнеупорных печей для черной металлургии. В городе Богданович
функционируют: комбикормовый завод, Комбинат строительных материалов, хлебозавод,
предприятие «ВЭС» и т.д.
Относительно неблагоприятная экологическая ситуация определяет необходимость
вести углубленную работу экологической направленности.
Национально-культурные и этнокультурные особенности
Население с.Чернокоровского многонациональное. В результате миграционных
процессов в селе значительно выросло количество этнически русских, бывших граждан
8

государств СНГ. Но при этом в школе ГОН этнический состав семей воспитанников в
основном имеет однородный характер, основной контингент - дети из русскоязычных
семей.
В содержании образовательной программы учитывается многонациональность,
многоконфессиональность Уральского региона, культура народов региона (национальные
обычаи и традиции). Исторически сложившиеся народы Среднего Урала - русские,
удмурты, татары, башкиры, марийцы, чуваши. С учетом национально-культурных
традиций народов Среднего Урала осуществлен отбор произведений национальных
(местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального
(местного) фольклора, народных художественных промыслов при ознакомлении детей с
искусством, народных игр, средств оздоровления. Особое внимание уделяется к
формированию

толерантного

и

уважительного

отношения

к

людям

другой

национальности. И в то же время созданы условия для обеспечения возможности
почувствовать гордость своей национальной принадлежности.
Возрастные и индивидуальные особенности детей старшей группы.
Двигательная деятельность ребёнка становится всё более многообразной. Дети уже
достаточно

хорошо

владеют

основными

движениями,

им

знакомы

различные

гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных
способов выполнения спортивных упражнений многих видов. Возрастают проявления
самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий, их
комбинаций и вариантов. Начинают создаваться небольшие группки по интересу к тому
или иному виду упражнений. На 6-м году жизни ребёнка его движения становятся всё
более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать
задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога. Дети
обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить,
почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребёнка возникает
мысленное представление о движении, его направлении, последовательности составных
частей. Дети постепенно овладевают умением планировать свои практические и игровые
действия, стремятся к их результативности. Оценка ребёнком движений, как своих, так и
товарищей, приобретает более развёрнутый и обоснованный характер, что обусловливает
большую её объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать
связь между способом движения и полученным результатом. Дети начинают упражняться
в движениях по своей инициативе, многократно повторять их без напоминаний, пытаясь
освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают
трудности. Растёт уровень физической подготовленности дошкольников, создаются
9

прочные

психологические

работоспособности

путём

и

физиологические

целенаправленного

основания

для

повышения

развития двигательных качеств.

их
В

результате регулярных занятий физической культурой, организованных воспитателем и
самостоятельных, а также благодаря двигательной активности детей в повседневной
жизни и играх повышается уровень развития их физических сил и возможностей,
двигательных качеств и работоспособности. Для старших дошкольников характерно
стремление к совершенствованию в двигательной деятельности.
1.5 Планируемые результаты освоения программы.


Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;



Воспитание культурно-гигиенических навыков;



Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;



Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);



Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение

основными

движениями);


Сформированность у воспитанников потребности в двигательной

активности и

физическом совершенствовании.
1.5.1 Обязательной части программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка,
высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не
позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных
образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов
освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров:
- ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою
позицию по разным вопросам;
- способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские
функции в совместной музыкальной деятельности;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
физкультурной деятельности, и прежде всего в спортивных играх;

10

владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную

-

ситуации;
- умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам,умеет распознавать
различные ситуации и адекватно их оценивать;
- у ребенка повышается способности к предварительному программированию как
пространственных, так и временных параметров движений; после выполнения движений
ребенок способен самостоятельно подключиться к анализу полученных результатов и
установлению необходимых корректировок
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- ребенок при соответствующих условиях может быстро достигать высокого
результата в точности выполнения сложных движений;
- проявляет ответственность за начатое дело;
- проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
1.5.2.Части

программы,

формируемой

участниками

образовательных

отношений
- Ребенок имеет представление о ценностях здоровья;
- у ребёнка сформировано желание вести здоровый образ жизни;
- имеет представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения
вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы;
- ребенок знаком с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы
организма, имеет представление о необходимости закаливания;
- у ребенка наблюдается повышение выносливости к осуществлению динамической
работы.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития
ребёнка, представленными в области физического развития в обязательной части
программы.
Содержательный раздел разработан и сформирован с учётом образовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Рабочая программа ориентирована на
использование учебно-методического комплекта: Л.И. Пензулаева «Физическая культура
в детском саду: Старшаягруппа».
Содержание

программы

обеспечивает

развитие

личности,

мотивации

способностей детей в различных видах деятельности и физическое развитие.
11

и

Физическое

развитие включает

приобретение

опыта

в

следующих

видах

деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
(в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.).
Конкретное

содержание

образовательной

области

соответствует примерной

основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до
школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы.
Задачи и содержание работы по физическому развитию в старшей группе (от 5-6)
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни


Расширять представления об особенностях функционирования и целостности
человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их
организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне
нужно носить очки»).



Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа
жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши
лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.



Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного
питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных
ощущениях.



Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.



Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не
шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к
болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие.



Знакомить детей с возможностями здорового человека.



Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к
физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.



Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
12



Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном
зале и на спортивной площадке.

Задачи по физической культуре


Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять
движения.



Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.



Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.



Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры.



Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.



Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.



Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и
приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через
длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.



Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной
рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.



Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с
горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, отталкиваясь
одной ногой (правой и левой). Учить ориентироваться в пространстве.



Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играмэстафетам.



Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям
физическими упражнениями, убирать его на место.



Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые
сведения о событиях спортивной жизни страны.

Подвижные игры.


Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные
игры, проявляя инициативу и творчество.



Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования,
играх-эстафетах.



Учить спортивным играм и упражнениям.

Примерный перечень основных движений, спортивных игр и упражнений
Основные движения
Ходьба. Ходьба обычная, на носках (руки за голову), на пятках, на наружных сторонах
стоп, с высоким подниманием колена (бедра), перекатом с пятки на носок, приставным

13

шагом вправо и влево. Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, вдоль стен зала с
поворотом, с выполнением различных заданий воспитателя.
Упражнения в равновесии. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, веревке
(диаметр 1,5–3 см), по наклонной доске прямо и боком, на носках. Ходьба по
гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на
середине, раскладыванием и собиранием предметов, прокатыванием перед собой мяча
двумя руками, боком (приставным шагом), с мешочком песка на голове. Ходьба по
наклонной доске вверх и вниз на носках, боком (приставным шагом). Кружение парами,
держась за руки.
Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким
шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врассыпную, с препятствиями.
Непрерывный бег в течение 1,5–2 минут в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80–
120 м (2–3 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость:
20 м примерно за 5–5,5 секунды (к концу года — 30 м за 7,5–8,5 секунды). Бег по
наклонной доске вверх и вниз на носках, боком, приставным шагом. Кружение парами,
держась за руки.
Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках змейкой между предметами в
чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятствия; ползание на
четвереньках (расстояние 3–4 м), толкая головой мяч; ползание по гимнастической
скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание
через несколько предметов подряд, пролезание в обруч разными способами, лазанье по
гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с одного пролета
на другой, пролезание между рейками.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (по 30–40 прыжков 2–3 раза) в чередовании с
ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги врозь, одна нога вперед — другая
назад), продвигаясь вперед (на расстояние 3–4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой)
на месте и продвигаясь вперед, в высоту с места прямо и боком через 5–6 предметов —
поочередно через каждый (высота 15–20 см). Прыжки на мягкое покрытие высотой 20 см,
прыжки с высоты 30 см в обозначенное место, прыжки в длину с места (не менее 80 см), в
длину с разбега (примерно 100 см), в высоту с разбега (30–40 см). Прыжки через короткую
скакалку, вращая ее вперед и назад, через длинную скакалку (неподвижную и
качающуюся).
Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не
менее 10 раз подряд); одной рукой (правой, левой не менее 4–6 раз); бросание мяча вверх
и ловля его с хлопками. Перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из
разных исходных положений и построений, различными способами (снизу, из-за головы,
14

от груди, с отскоком от земли). Отбивание мяча о землю на месте с продвижением шагом
вперед (на расстояние 5–6 м), прокатывание набивных мячей (вес 1 кг). Метание
предметов на дальность (не менее 5–9 м), в горизонтальную и вертикальную цель (центр
мишени на высоте 1 м) с расстояния 3–4 м.
Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, в шеренгу,
круг; перестроение в колонну по двое, по трое; равнение в затылок, в колонне, в шеренге.
Размыкание в колонне — на вытянутые руки вперед, в шеренге — на вытянутые руки в
стороны. Повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.
Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение знакомых физических
упражнений под музыку. Согласование ритма движений с музыкальным сопровождением.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.
Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и
разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову. Поднимать руки со
сцепленными в замок пальцами (кисти повернуты тыльной стороной внутрь) впередвверх; поднимать руки вверх назад попеременно, одновременно. Поднимать и опускать
кисти; сжимать и разжимать пальцы.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.
Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены и касаясь ее затылком, плечами,
спиной, ягодицами и пятками. Поочередно поднимать согнутые прямые ноги,
прижавшись к гимнастической стенке и взявшись руками за рейку на уровне пояса.
Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положений руки перед грудью, руки за
голову. Поочередно отводить ноги в стороны из упора, присев; двигать ногами, скрещивая
их из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ноги к груди
(группироваться).
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Переступать
на месте, не отрывая носки ног от пола. Приседать (с каждым разом все ниже), поднимая
руки вперед, вверх, отводя их за спину. Поднимать прямые ноги вперед (махом);
выполнять выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения
вперед, в сторону, вверх). Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опускать
их; перекладывать, передвигать их с места на место. Переступать приставным шагом в
сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).
Статические упражнения.
Сохранять равновесие, стоя на гимнастической скамейке на носках, приседая на носках;
сохранять равновесие после бега и прыжков (приседая на носках, руки в стороны), стоя на
одной ноге, руки на поясе.
15

Спортивные упражнения
Катание на санках. Катать друг друга на санках, кататься с горки по двое. Выполнять
повороты при спуске.
Ходьба на лыжах. Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять повороты на месте и
в движении. Подниматься на горку лесенкой, спускаться с нее в низкой стойке. Проходить
на лыжах в медленном темпе дистанцию 1–2 км.
Игры на лыжах. «Кто первый повернется?», «Слалом», «Подними», «Догонялки».
Катание на велосипеде и самокате. Самостоятельно кататься на двухколесном
велосипеде по прямой, выполнять повороты налево и направо. Кататься на самокате,
отталкиваясь правой и левой ногой.
Спортивные игры
Городки. Бросать биты сбоку, занимая правильное исходное положение. Знать 3–4
фигуры. Выбивать городки с полукона (2–3 м) и кона (5–6 м).
Элементы баскетбола. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч
правой, левой рукой.Бросок мяча в корзину после ведения с фиксацией остановки. Бросок
мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его. Бросать мяч в корзину двумя
руками от груди. Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную
сторону. Играть в паре с воспитателем.
Элементы футбола. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении.
Обводить мяч вокруг предметов; закатывать в лунки, ворота; передавать ногой друг другу
в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.Ведение мяча вокруг предметов –
«обводка». Остановка подошвой стопы катящегося и опускающегося мяча.
Элементы хоккея(без коньков — на снегу, на площадке). Прокатывать шайбу клюшкой в
заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в
парах.Ведение шайбы, не отрывая от клюшки, по прямой. Ведение шайбы, не отрывая от
клюшки по кругу. Ведение шайбы, не глядя на неё. Ведение шайбы с постепенным
увеличением скорости передвижения.
Подвижные игры
С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята»,
«Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки», «Хитрая лиса»,
«Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».
С прыжками. «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на
кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».
С лазаньем и ползанием. «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы»,
«Пожарные на ученье».
16

С метанием. «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч»,
«Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо». Эстафеты. «Эстафета парами»,
«Пронеси мяч, не задев кеглю», «За брось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».
Сэлементами хоккея. «Гонка хоккеистов», «Мяч – печать», «Салочки с шайбой»,
«Шайба по кругу».
С элементами баскетбола. «За мячом», «Поймай мяч», «Кого назвали, тот ловит мяч».
С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Кто
быстрее?», «Кто выше?».
Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.
Игры-эстафеты с использованием физкультурного инвентаря
Эстафеты с использованием кубиков «Бег спиной вперед», «В середину круга за
кубиком», «На одной ножке», «По дорожке», «Поменяй кубики местами», «Поменяй
расположение

кубиков»,

« Только

боком»,

«Через

препятствие».

Эстафеты

с

использованием мячей «На головой, за спиной, под ногой и под другой», «Передай под
ногой», «Прокати вокруг себя», «Поймал, садись», «Гонка мяча по улице». Эстафеты с
использованием обручей «Бег из обруча в обруч», «Боковой галоп парами», «Вдвоем в
обруче», «Вокруг команды», «Восьмерка», «Впрыгни, подними и передай», «Два обруча»,
«Змейка», «Ловкий я, ловкие руки у меня», «Ноги вместе – ноги врозь», «От последнего к
первому», « Прыжок с поворотом». Эстафеты с использованием гимнастических палок
«Бегом вокруг палки», «Из рук в руки», «Палка на лопатках», «Пять раз – правой, пять раз
– левой». Эстафеты с использованием скакалок «Вращение скакалки», «Вправо–влево»,
«Сложи–разложи». Эстафеты с использованием разных предметов «Быстро все передавай,
но при этом не теряй», «Вокруг обруча с мячом», «Не урони обруч», «Самый большой»,
«Через воротники», «Тук-тук. Кто в домике живет?», «Тяни толкай», «Эй, прокачу!».
2.2 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития
ребёнка, представленными в области физическое развитие в части программы,
формируемой участниками образовательных отношений с описанием вариативных
форм, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов в обязательной.

17

Таблица 1
Образовательная

Направления

Задачи

область
Физическая

Создание

культура

для

условий -

охраны

Организовывать

разнообразную

и двигательную активность детей в разных

укрепления здоровья формах(утренняя гимнастика, физкультурные
детей

занятия, подвижные игры идр.)
- продолжать работу по осуществлению
мероприятий, способствующих сохранению
здоровья детей, закаливанию, повышению
защитных сил организма;
- осуществлять контроль над формированием
у детей правильной осанки;
-

продолжать поддерживать родителей в

самообразовании

в

вопросах

охраны

и

укрепления здоровья детей, в стремлении
участвовать в педагогическом процессе и
жизни детского сада в целом.
Формирование
детей

у -

Формировать

у детей

потребность

в

начальных бережном отношении к своему здоровью,

представлений

о желание вести ЗОЖ;

ЗОЖ

- воспитывать у детей потребность соблюдать
правила здоровьесберегающего поведения.

Приобщение детей к

- Расширять у детей представления и знания о

физической культуре многообразии

физических

и

спортивных

упражнений;
- вызывать у детей стремление к выражению
своих возможностей в процессе выполнения
физических

упражнений:

правильно

оценивать свои силы, мобилизировать их
адекватно поставленным целям;
- приступить к целенаправленному развитию
физических
18

качеств

детей:

скоростных,

скоростно-силовых,

силы,

гибкости,

выносливости;
- развивать у детей чувство равновесия,
координацию

движений,

улучшать

ориентировку в пространстве;
- закреплять приобретенные ранее умения и
навыки

детей

в

процессе

организации

различных форм двигательной активности;
-

обучать

детей

элементам

техники

выполнения всех видов жизненно важных
движений,

спортивным

играм

и

упражнениям;
- развивать у детей умение бегать с высоким
подниманием колен, мелким и широким
шагом, змейкой, врассыпную, с преодолением
препятствий; организовывать непрерывный
бег(не более 2мин)
- закреплять умение детей прыгать с высоты в
обозначенное место(не более 30см) прыгать
через короткую и длинную скакалки;
- обучать детей бросанию мяча вверх, об
пол(о землю) и ловле его двумя руками,
перебрасывать мяч из одной руки в другую,
друг другу из разных и.п. и построений,
различными способами(снизу, из-за головы,
от груди);
- закреплять умения детей метать предметы
на

дальность,

в

горизонтальную

и

вертикальнуюцели(с расстояния не более 4м);
-

совершенствовать

навыки

ползания,

перелезания через различные препятствия,
лазание

по

гимнастической

стенке

сизменением темпа, перелезания с одного
пролета на другой;
19

побуждать

детей

осознанно

и

самостоятельно использовать определенный
объем знаний и уменийв различных условиях;
-

обогащать двигательный опыт детей и

формировать

у

них

двигательной

активности

потребность
и

в

физическом

совершенствовании;
- способствовать развитию у детей интерес к
движению и повышению своих результатов;
- поддерживать интерес детей к различным
видам

спорта

сообщать

им

некоторые

сведения о событиях спортивной жизни
страны.

Организация образовательной деятельности
по приобщению детей 5-6 лет к физической культуре.
Таблица 2
Основные формы и методы

Периодичность и особенности
организации детей

занятие по физическому развитию

3 раза в неделю с группой или подгруппой
детей (один раз – на улице). 25 мин

Организованная деятельность по

2 раза в неделю с подгруппой .25 мин

физическому развитию детей в бассейне
Эмоционально – стимулирующая утренняя

Ежедневно с подгруппой или группой

гимнастика. Составляется комплекс

детей (в теплое время года – на улице). 10-

общеразвивающих упражнений(далее –

12 мин

ОРУ)с предметами и без них. Через каждые
две недели он меняется. В него входят
упражнения : для развития и укрепления
кистей рук, мышц плечевого пояса, спины,
гибкости позвоночника, мышц брюшного
пресса и ног.
Подвижные игры и физические упражнения

Ежедневно с группой или подгруппой

на прогулке.

детей. 12-15 мин

20

Оздоровительная гимнастика пробуждение

Ежедневно с группой детей. 10-12 мин.

после дневного сна с включением ОРУ.
Самостоятельная деятельность детей

Ежедневно в разные отрезки режима дня.

Принципы с учётом образовательной области физическое развитие
Таблица 3
Образовательная

Принципы

область
Физическое развитие

Научно – методические принципы:
-

принцип

первенства

физической

(двигательной)

активности;
-

принцип своевременного начала физического воспитания;

-

принцип целеполагания;

-

игровой принцип;

-

принцип интеграции;

-

психосоматический принцип;

-

принцип дозированной помощи;

-

принцип возрастающей независимости (эмансипации) от
взрослых и самостоятельности в творческом решении.
Дидактические принципы:

-

систематичность и последовательность;

-

развивающее обучение;

-

доступность;

-

воспитывающее обучение;

-

учет индивидуальных и возрастных особенностей;

-

сознательность и активность ребенка;

-

наглядность.
Специальные принципы:

-

непрерывность;

-

последовательность

наращивания

тренирующих

воздействий;
-

цикличность.
Гигиенические принципы:

-

сбалансированность нагрузок;

-

рациональность чередования деятельности и отдыха;
21

-

возрастная адекватность;

-

оздоровительная направленность всего образовательного
процесса;

-

осуществление личностно-ориентированного обучения и
воспитания.

Формы, способы, методы и средства реализации обязательной части программы
Таблица 4

Образователь

Содержание

Деятельностный модуль

ные

образовательн

Виды детской

Формы и приемы

направления

ых областей

деятельности

организации

развития

образовательного процесса

Физическое

Формирование

Двигательная (овладение Совместная образовательная

развитие

представлений

основными движениями), деятельность педагогов и

о

здоровом формы

образе

активности детей.

жизни. ребенка.

Самостоятельная

Физическая

деятельность детей.

культура.

Образовательная
деятельность в семье.

Вариативность форм образовательной деятельности
Таблица 5
Виды деятельности

Возможные формы работы

Игровая

Подвижные игры, игры малой подвижности, физминутки,
пальчиковые игры

Коммуникативная

Беседы. Ситуативный разговор. Игры с правилами.

Трудовая

Совместные действия. Поручение. Задание. Реализация
проектов

Познавательно-исследовательская

Экскурсии. Разрешение проблемных ситуаций. Реализация
проекта. Игры с правилами

Продуктивная

Реализация проектов

Музыкально-художественная

Слушание. Подвижные игры.

Чтение

Разучивание
22

Двигательная

Подвижные дидактические игры. Подвижные игры с
правилами. Игровые упражнения. Соревнования

2.3. Интеграция образовательных областей
Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области
как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Связь с другими образовательными областями
Таблица 6
ОО «Физическое

Развитие физических качеств для спортивной деятельности,

развитие»

использование музыкальных произведений в качестве
музыкального сопровождения различных видов детской
деятельности и двигательной активности.
Сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей, формирование представлений о здоровом
образе жизни, релаксация.

ОО «Речевое развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в
области физкультуры; развитие всех компонентов устной
речи в спортивной деятельности; практическое овладение
воспитанниками нормами речи. Использование
музыкальных произведений с целью усиления
эмоционального восприятия движений на занятии

ОО «Познавательное

Расширение кругозора детей в области физической

развитие »

культуры направлено на достижение целей развития у детей
спортивных интересов

ОО «Социально –

Формирование представлений о физической культуре

коммуникативное

направлено на достижение целей овладения

развитие»

конструктивными способами и средствами взаимодействия
с окружающими людьми.

ОО «Художественно –

Развитие физических качеств направлено на достижение

эстетическое развитие»

целей формирования интереса к эстетической стороне
окружающей

действительности,

потребности детей в самовыражении.

23

удовлетворение

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы в обязательной части
программы и части формируемой участниками образовательных отношений.
Психолого – педагогические условия реализации программы
Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и
эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском
саду должно доставлять ребенку радость, а занятия по физической культуре должны быть
увлекательными.
Развивать координации движений в крупных и мелких мышечных группах,
равновесие. Укреплять мышечный аппарат стопы, мышечно-связочного аппарата ног и
туловища. Развивать мышцы плечевого пояса.
Укреплять мышечный корсет позвоночника.
Укреплять опорно-двигательный аппарат.
Увеличивать амплитуду движений в голеностопных суставах

стоп и пальцев

ног. Формировать правильную осанку, навыки правильного положения головы.
Развивать быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах.
Учить расслаблению мышц.
Обучать правильному носовому

дыханию, восстановлению дыхания.

Формировать ритмичный вдох и выдох, углубленное дыхание.
Тренировать дыхательную мускулатуру грудной клетки.
Укрепление мышц лица.
Формировать правильный стереотип ходьбы и навыки правильной осанки.
Укреплять суставы (голеностопный), мышечный корсет туловища и конечностей,
мышцы тазового пояса ног.
Укреплять мышечно-связочного аппарата ног и туловища.
Укреплять опорно-двигательный аппарат.
Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода
стопы.
Улучшать координацию движений.
Компенсировать деформации восстанавливать свод стопы.
Общее укрепление мышц туловища и конечностей.
Тренировать правильное носовое дыхание (вдох носом, выдох ртом).
Укреплять мышцы лица, круговую мышцу рта.
Тренировать дыхательную мускулатуру грудной клетки.
Вырабатывать навык диафрагмально-релаксационного дыхания, спокойное дыхание.
Способы и направления поддержки деткой инициативы:
24

 вселять ребенку уверенность в себе: «Я тебе доверяю! Ты сможешь это сделать!
Я рада за тебя!»  поощрять добрую волю и достигнутое;
 оценивать успехи и инициативу, а не ошибки детей; показывать детям радость и
позитивное чувство;
 обучить детей практическим навыкам, а для этого надо вместе играть;
 использовать технологии проектирования, как средство развития познавательной
инициативы (способностей);
 использование косвенных методов руководства игрой (деятельностью детей) –
метод

проблемных

ситуаций

(способствует

развитию

мыслительных

процессов,

познавательной активности во время игры);
 доброжелательное отношение взрослых;
 общение строить на принципах сотрудничества и партнерства;
 поддерживать формы общения в соответствии с возрастом;
 создавать большое количество ситуаций, предметов, подталкивающих ребенка к
общению со взрослым;
 педагогическое общение строить на принципах любви, понимания, терпимости и
упорядоченности деятельности, как условии полноценного развития позитивной свободы
и самостоятельности ребенка;
 педагогически грамотно относиться к ошибкам ребенка – не как к неуспеху, а как
нормальному инициирующему моменту развития;
 развивать самостоятельность ребенка (в раннем возрасте в самообслуживании,
предметно-игровой деятельности, общении).
Создание условий для физического развития
Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет
реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности,
образа «Я» тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью,
подвижностью, активностью.
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:
•ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
•обучать детей правилам безопасности;
•создавать

доброжелательную

атмосферу

эмоционального

принятия,

способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в
двигательной сфере;
• использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем
физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
25

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия школы ГОН с семьей установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами,
объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими
проблемами и совместно их решать.
Дошкольный возраст – это фундамент здоровой личности, аследовательно, и
здорового общества в настоящем и будущем. Развитие физической культуры – одно из
приоритетных направлений государственной политики, нацеленной на укрепление и
здоровье детей. Формирование у ребёнка потребности в движении в значительной степени
зависит от особенностей жизни и воспитания, возможности окружающих его взрослых
создать благоприятные условия для физического развития.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка
является развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.
Основной целью взаимодействия является создание условий для формирования
ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности
родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни
дошкольной образовательной организации.
Задачи взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей:


изучить отношения педагогов и родителей к различным вопросам

воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности
в организации и семье;


дошкольной

познакомить педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей в
образовательной

организации

и

семье,

а

также

с

трудностями,

возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;


создавать

условия

для

разнообразного

по

содержанию

и

формам

сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов
и родителей с детьми;


привлечь семьи воспитанников к участию в совместных мероприятиях

различного уровня;


поощрять

родителей

за внимательное отношение к разнообразным

стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их
удовлетворения в семье.

26

Основные формы взаимодействия с родителями воспитанников
Таблица 6
Название

Задачи

Результат

- выявить роль семьи в физическом Помогает
эффективность

воспитании и оздоровлении детей;
-

систематизировать

родителей в области
Анкетирование

определить

знания
физической

культуры;

физкультурнооздоровительной
деятельности

ГОН

разработать

и

стратегию

- заинтересовать родителей к новым дальнейшего
формам семейного досуга;
взаимодействия

всех

участников
образовательного
процесса
-

Родительские собрания

ознакомить

родителей

с -

Расширяются

физкультурно-оздоровительной

представления

работой ГОН;

особенностях

- воздействовать на родителей с
целью привлечения к совместным

физического

о
развития

детей;
- появляется интерес к

занятиям.

физической культуре.
-

привлекать

родителей

к -

Родители

совместному изготовлению атрибутов какими
для

ежедневных

физкультурных можно

Изготовление наглядного
материала и атрибутов
для физкультурных
занятий

- знакомить родителей с вариантами
использования
привлечения

атрибутов
детей

к

для

занятиям

физической культуры;
- способствовать созданию в семье
условий для реализации потребности
детей в физической активности.
27

атрибутами
пополнить

свой

пособий

для

арсенал

занятий в группе и дома;

узнают,

ежедневных
физкультурных занятий и
игр дома;
- знакомятся со способами
использования
оборудования

данного
для

повышения двигательной

активности детей.

-

повышать

интерес

детей

к -

Способствует

повышению

физической культуре и спорту;

детей

интереса

к

физической

Оформление

- воспитывать желание вести ЗОЖ;

фотовыставок

- воздействовать на родителей с физических упражнений;
целью привлечения к совместным
- дети знакомятся со
занятиям спортом;
спортивными
- расширять представление родителей увлечениями
своих

Выставки совместных
работ

культуре,

и детей о формах семейного досуга.

выполнению

родственников.

- повысит у детей и их родителей Во

время

проведения

интерес к физической культуре и совместных мероприятий
царит

спорту;
-

совершенствовать

двигательные

навыки
Дни и недели открытых
дверей
Конкурсы

воспитывать

физические

атмосфера

спортивного

азарта,

доброжелательности

и

эмоционального подъема.
и Дети, видя, как родители

морально-ролевые качества;

вместе с ними принимают

- закреплять у детей гигиенические участие в соревнованиях,
начинают
проявлять
навыки.
больший

Совместные мероприятия

интерес

физической

к

культуре,

эмоционально отзываются
на все задания, стремятся
выполнять их как можно
лучше, поскольку за ними
наблюдают их родные.
Советы специалистов
Консультации

рассказывать

о

значение Такие

физкультуры для человека;
- повышать интерес к физической
культуре;

мероприятия

вызывают

у

желание
сортом.

родителей
заниматься

В

результате

родители могут отвести

Совместные практикумы
28

своего

- воспитывать желание вести ЗОЖ;
- формировать интерес к занятиям
физкультурой

ребёнка

в

спортивную секцию или
кружок.

Планирование работы с родителями
Таблица 7
В обязательной части программы

В части программы, формируемой
участниками образовательных
отношений
Сентябрь

- Организация и проведение индивидуальных - Оформление спортивного стенда на тему
бесед с родителями (по запросу родителей);

«Закаливание»;

- привлечение родителей к подготовке к
празднику «День знаний»
Октябрь
- Организация и проведение консультации - Мастер-класс на тему «Ритмичные
«Роль дыхательной гимнастики, как метод движения под детские песни»
оздоровления дошкольников»
- Участие родителей в спортивном
соревновании «Я и моя семья».
Ноябрь
- Организация и проведение консультаций по

-Участие родителей к показательному

запросу родителей;

выступлению с мячами и обручами,

- оформление стенда «Как научить ребенка

посвящённого«Дню матери»;

делать упражнения в домашних условиях»;
- организация и проведение индивидуальных
бесед с родителями (по запросу родителей).
Декабрь
- Организация и проведение родительского - Участие родителей в подготовке к
собрания «Правила поведения на праздниках в «Новому году»
детском саду»;
- оформление спортивного стенда на тему
«Новогодние игры»;
- участие родителей в новогодней эстафете на
29

лыжах
Январь
- Организация и проведение по запросам - Мастер-класс на тему «Самые гибкие»
родителей на актуальные темы физического
воспитания детей

раннего

и дошкольного

возраста;
- организация и проведение индивидуальных
бесед с родителями (по запросу родителей);
- оформление спортивного стенда на тему
«Музыкальная терапия»
Февраль
- Участие родителей в празднике, посвящённом

- Привлечение родителей к подготовке

Дню защитника Отечества;

детей к соревнованиюк Дню Защитника

- организация и проведение консультации «10

Отечества.

причин отдать ребенка в спортивную школу»;
- оформление спортивного стенда на тему
«Папа всякие нужны, папы разные важны »
Март
- Организация и проведение консультаций по

Привлечение родителей к подготовке

запросу родителей;

костюмов на праздники

- участие родителей в празднике, посвящённом
Международному женскому дню;
- оформление спортивного стенда на тему
«Спортивный танец для любимой мамы».
Апрель
- Организация и проведение консультации на

- Участие родителей в празднике,

тему «Спорт в жизни ребенка»;

посвящённом дню смеха;

- организация и проведение индивидуальных
бесед с родителями (по запросу родителей).
Май
- Участие родителей в празднике, посвященный

- Привлечение родителей к подготовке

9 мая;

детей к соревнованиям по легкой атлетике»

- участие родителей в выпускном празднике
«До свидания детский сад!
Здравствуй, школа!»
30

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение в обязательной части программы и части
формируемой участниками образовательных отношений
Материально-техническое обеспечение программы обеспечивает полноценное
развитие

личности

детей

в

соответствии

с

одной

образовательной

области:

художественно-эстетическое развития личности детей на фоне их эмоционального
благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Физкультурное оборудование и инвентарь
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и
гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами
физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать
возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчета
активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование — безопасность
физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить правильную
обработку деревянных предметов (скамейки, гимнастической стенки и др.). Во избежание
травм они должны быть хорошо отполированы (окрашены). Всё оборудование
проверяется педагогом перед занятием на устойчивость, прочность и т.д. В нашем
дошкольном отделении и спортивном зале имеется следующее оборудование:
Центры «Крепешы»; «Здоровячок»
Таблица 8
Мячи резиновые: большие, средние, маленькие

11/11/13шт.

Мячи надувные

14 шт.

Гимнастические палки

10 шт.

Скакалки

20 шт.

Кегли

22 шт.

Обручи

20 шт.

Цветные флажки

37 шт.

Цветные ленты

20 шт.

Гантели

12 (пар)

Мешочки с песком

15 шт.

Коврики гимнастические

20 шт.

Городки

1 шт.

Клюшки, шайба

1 (пара)

Бадминтон

1 шт.

Мягкие модули (кубики и т.д.)

11шт.

Спортивный зал
Гимнастический мат, гимнастические палки

11/2 шт.

Гимнастические скамейки

4 шт.

Стенка гимнастическая (деревянная)

6 шт.

Конус

5 шт.

Дуга для подлезания

1 шт.

Санки

2 шт.

Велосипед

2 шт.

Канат, Шнуры

1/2 шт.

Самокаты

2 шт.

Лыжи, лыжные палки

11(пар)/11 (пар)

Теннисные ракетки, мяч

2 шт.

Сетка

1 шт.

Кольцо баскетбольное Щит для метания,

2/2 шт.

Набивные мячи

6 шт.

Баскетбольные мячи, Волейбольные мячи, Футбольные мячи

11/12/5 шт.

Стойки

4 шт.

Газовые кольца

6 шт.

Рукава для эстафеты

2 шт.

Напольное бревно

1 шт.

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Таблица 9
Образовательная
область

Перечень методических пособий, технологий
В обязательной

В части программы, формируемой

части

участниками образовательных отношений

программы
Физическое

Пензулаева Л.И. О.В. Бережнова, В.В. Бойко Физическое развитие

развитие.

Физическая
культура
детском

детей 3-7 лет «Малыши-крепыши», 2016-135с.
в Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и
саду: динамические

паузы

в

дошкольных

Старшая группа. образовательных учреждениях: практ. пособие /
– М.МОЗАИКА И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
– СИНТЕЗ, 5-6 – 144 с.
лет. 20014.

Э.Я. Степаненкова. Сборник подвижн игр. Для
32

занятий с детьми 2-7 лет. – 2-е изд., испр. И доп.
– М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021. – 168 с.

3.3. Распорядок и режим дня
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни,
предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность
различных видов деятельности и отдыха.
У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает
через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в
деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается
на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил.


Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей
(сон, питание).



Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.



Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение
самостоятельности и активности.



Формирование культурно-гигиенических навыков.



Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.



Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.



Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку,
устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от
состояния их нервной системы.

Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его
компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон,
общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в
детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с
детьми.
Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста
ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать
возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима

33

дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду, и время
работы родителей.
Группа общеразвивающей направленности работает по режиму пятидневной недели,
время пребывания детей 10,5 часов: 7.30 – 18.00.
Режим дня (на холодный период)

Таблица 10

Режимные моменты

Временной промежуток

Приход детей в детский сад, свободная игра,
самостоятельная деятельность
Утренняя гимнастика, утренний круг

7.30-8.00

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25-8.50

Игры, самостоятельная деятельность детей

8.50-9.00

Организованная детская деятельность /Самостоятельная
деятельность (игры)
Динамическая пауза (10 мин) после каждого занятия
Второй завтрак

9.00-10.50

10.05-10.15

Подготовка к прогулке, прогулка

10.50-12.30

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.30-12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10-15.00

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник
Организованная детская деятельность/Самостоятельная
деятельность (игры)
Динамическая пауза (10 мин) после каждого занятия
Вечерний круг
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

15.25-15.40
15.40-16.40

34

8.00-8.25

16.40-16.50
16.50-18.00

Режим дня на июнь при 10,5часового пребывания детей раннего и
дошкольного возраста
Таблица 11
Режимные моменты
Утренний приём, на улице, прогулка
Утренняя гимнастика на улице

Временной
промежуток
7.30-8.15
8.15-8.25

Возвращение с прогулки. Санитарно –гигиенические процедуры.

8.25-8.45

Пальчиковая и артикуляционная гимнастики.
Подготовка к завтраку. Завтрак.
Двигательная активность.

8.45-09.00

Проблемные, игровые ситуации. Игровая деятельность
Совместная и самостоятельная деятельность(игровая,

09.00-10.10

коммуникативная, познавательно – исследовательская,
самообслуживание, бытовой труд).
Двигательная, игровая активность.
Второй завтрак
Подготовка к прогулке. Прогулка.

10.10-12.10

Возращение с прогулки, самообслуживание. Гигиенические

12.10-12.30

процедуры. Подготовка к обеду
Обед

12.30-12.50

Подготовка ко сну.

12.50-15.00

Дневной сон.
Постепенный подъём. Ленивая гимнастика.

15:00-15:20

Гигиенические, закаливающие процедуры.
Подготовка к полднику.Полдник.

15.20-15.40

Совместная деятельность(игровая, коммуникативная,

15.40-16.00

познавательно– исследовательская, самообслуживание, бытовой
труд). Подготовка к прогулке
Прогулка, уход домой

16.00-18.00

35

Расписание непрерывной образовательной деятельности.
Таблица 12
Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

9.00-9.30

9.00 – 9.30

9.00 – 9.30

9.00 – 9.30

9.00 – 9.30

Физическая
культура в
помещении

Музыка

Физическая
культура в
помещении

Музыка

Физическая
культура на
воздухе

10.20 – 10.50
Развитие речи

10.20 – 10.50
Формирование
элементарных
математических
представлений
16.10-16.40

10.20 – 10.50
Развитие речи
16.10 – 16.40
Лепка/аппликац
ия

Рисование

10.20 –
10.50
Формиров
ание
элементар
ных
математич
еских
представл
ений
15.40 –
16.10
Рисование

36

10.20 – 10.50
Ознакомление
с
окружающим
миром

Режим двигательной активности детей дошкольного возраста
Таблица 13
Формы работы

Виды занятий

Количество и длительность
занятий (в мин) в
зависимости от возраста
детей 5 – 6 лет

Физкультурные занятия

в помещении

2 раза в
неделю
25

на воздухе

1 раз в
неделю
25

Физкультурно –

утренняя гимнастика

Ежедневно

оздоровительная работа в
режиме дня

7–8
подвижные и спортивные

Ежедневно

игры и упражнения на

2 раза

прогулке

(утром и
вечером)
10

физкультминутки

3 – 5 ежедневно в зависимости от

(в середине

вида и содержания занятий

статистического занятия)
Активный отдых

физкультурный досуг

1 раз
в
месяц
30 40

физкультурный праздник

2

раза в год до60
мин

день здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельная

самостоятельное

ежедневно

двигательная

использование

деятельность

физкультурного и
37

спортивно – игрового
оборудования
самостоятельные

ежедневно

подвижные и спортивные
игры

Система физкультурной – оздоровительной работы.
Цель: Удовлетворять биологическую потребность растущего организма ребёнка в
двигательной деятельности, давать возможность ему ощущать радость и удовольствие от
умения управлять своим телом.
Таблица 14
№

Мероприятия

Периодичность

Ответственный

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Воспитатели групп или инструктор
по физкультуре

2.

Физическая культура

3 раза в неделю:

2 Инструктор по физкультуре

раза в физ.зале, 1 раз
на воздухе
3.

Подвижные игры

2 раза в день

Воспитатели групп или инструктор
по физкультуре

4.

Гимнастика

после Ежедневно

Воспитатели групп или инструктор

дневного сна
5.

Спортивные

по физкультуре
2 раза в неделю

упражнения
6.

Спортивные игры

Воспитатели групп или инструктор
по физкультуре

2 раза в неделю

Воспитатели групп или инструктор
по физкультуре

7.

Физкультурные

1 раз в месяц

Инструктор по физкультуре

досуги

38

8.

Физкультурные

2 раза в год

Инструктор

праздники

по

музыкальный

физкультуре,
руководитель,

воспитатели групп
9.

День здоровья

2 раз в год

Инструктор

по

музыкальный

физкультуре,
руководитель,

воспитатели групп
11. Динамические паузы

Ежедневно

Инструктор по физкультуре или
музыкальный

руководитель

или

воспитатели
12. Оздоровительный бег 2 раза в неделю

Инструктор по физкультуре

(в конце прогулки)
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1.

Профилактика гриппа В
и

неблагоприятные Воспитатели,

простудных периоды

Инструктор

по

(осень- физкультуре

заболеваний (режимы весна)

2.

проветривания,

возникновения

работа с родителями)

инфекции)

Кварцевание групп и Воспитатели
кабинетов

ЗАКАЛИВАНИЕ
1.

Ходьба босиком

После сна

2.

Облегченная одежда В течение дня

Воспитатели
Воспитатели, младшие воспитатели

детей
3.

Мытье рук, лица, шеи В течение дня

Воспитатели, младшие воспитатели

прохладной водой

39

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Каждое учреждение, несмотря на одинаковое предназначение, имеет свои
отличительные особенности. С годами складываются свои традиции, так или иначе
связанные с жизнедеятельностью участников образовательных отношений. В настоящее
время они становятся все разнообразнее. В Программе, реализуемой нашим учреждением,
обозначены собственные традиции, становление которых начиналось с основания
учреждения.
Коллектив учреждения придает важное значение по физическому воспитанию,
укреплению и сохранению здоровья наших воспитанников, в связи с этим у нас
сложились следующие традиции: устраиваются совместные с детьми спортивные
праздники: спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья» с участием детей и
родителей. Непременной традицией нашего коллектива является проведение «Недели
здоровья». Для этого дня заранее составляются специальные сценарии в каждой группе,
приглашаются родители.
Совершенствование работы взаимодействия с родителями является ежегодно одной
из задач нашего коллектива.
Традицией стало для нас проведение «Зимних игр спорта» для воспитанников детского
сада.

Проведение

родительских

встреч

в

«семейных

гостиных»,

посвященных

определенным темам.
Содержание культурно-досуговой деятельности планируется педагогическими
работниками
физической

(воспитателями,
культуре)

музыкальными

совместно

в

руководителями,

соответствии

с

инструкторами

по

комплексно-тематическим

планированием.
Культурно-досуговая деятельность организуется во всех возрастных группах
еженедельно.
Примерное комплексно тематическое планирование работы с детьми 6-го года
жизни.
Таблица 15
№
1

Время проведения
Сентябрь

Мероприятия

Ответственные

Физкультурный досуг «Осень в гости просим»

Инструктор по

Развлечение

Ф.К.,

«В

игр»(эстафеты).

40

стране

спортивных

воспитатели

2

Октябрь

Развлечение «Солнышко встает»

Инструктор по

Досуг «всем на старт»

Ф.К.,
воспитатели

3

4

5

Ноябрь

Декабрь

Январь

Праздник «День здоровья»

Инструктор по

Развлечение «Джунгли зовут»

Ф.К.,

Досуг «До свиданья осень»

воспитатели

Развлечение «Здравствуй Зимушка, Зима»

Инструктор по

Развлечение «Мы мороза не боимся»

Ф.К.,

Досуг «Зимушка зима, спортивная пора»

воспитатели

Праздник «Зимние олимпийские игры»

Инструктор по

Досуг «Пришла зима хрустальная, с забавами

Ф.К.,

и играми»

воспитатели

Развлечение «Веселый стадион»
6

7

8

Февраль

Март

Апрель

Развлечение «Спортивная семейка»

Инструктор по

Досуг «День защитника Отечества»

Ф.К.,

День здоровья

воспитатели

Досуг Мам «Мама, папа, я спортивная семья»

Инструктор по

Развлечение «Веселые старты»

Ф.К.,

Досуг «Весна идет и все мы рады»

воспитатели

Досуг «День юмора в стране спортландии»

Инструктор по

Развлечение «Что бы в космос полететь, надо

Ф.К.,

спортом заниматься»

воспитатели

Развлечение «В стране дорожных знаков»
9

Май

Развлечение «Мой веселый, звонкий мяч»

Инструктор по

Развлечение «Спасибо деду за Победу»

Ф.К.,

День здоровья

воспитатели

41

Таблица 16
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Месячник по

Формирование ценностных

безопасности

представлений о здоровье и

гостях у простудихи»,

здоровом образе жизни, о

«Веселый светофорик»,

правилах дорожной и

«Юные пожарники».

пожарной безопасности.

Проектная деятельность.

День семьи

Февраль

Спортивные праздники «В

Формирование первичных

Последняя

Спортивные соревнования

ценностных представлений о

неделя мая.

«Мама, папа, я – спортивная

семье, семейных традициях,

семья»

обязанностях.

Посадка цветов на участке
детского сада

3.5.Особенности организации предметно-пространственной среды
Основой реализации программы является развивающая предметная среда,
необходимая для развития ребенка во всех детских видах деятельности. Развивающая
предметно-пространственная
образовательного

среда

пространства

обеспечивает

дошкольного

максимальную

отделения,

а

также

реализацию
территории,

прилегающей к дошкольному отделению. В дошкольном учреждении она построена
таким образом, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное,
речевое и социальное развитие ребенка.
Все помещения детского сада соответствуют санитарным и гигиеническим нормам,
нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и
работников.
Принципы

построения

развивающей

дошкольном учреждении:
- насыщенность;
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативность;
- доступность;
- безопасность.

42

предметно-пространственной

среды в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».