1. Пояснительная записка Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Программа внеурочной деятельности МАОУ Чернокоровской СОШ для обучающихся 5 класса на 2023-2024 учебный год разработана на основе федеральных и региональных нормативных документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России № 373 от 6 октября 2009 г.; Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России № 287 от 31 мая 2021 г.; Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»; Примерной федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370; Требований СанПиНа (постановление Главного государственного врача РФ № 189 от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»); Устава МАОУ Чернокоровской СОШ; Образовательной программы основного общего образования МАОУ Чернокоровской СОШ. 2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Планируемые личностные результаты обучающихся по данной программе: -обогащение внутреннего мира ребенка умение сопереживать. - понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория; ориентироваться в историческом времени; определять на карте границы и крупные города России; рассказывать о родной стране, своем городе (селе); различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения; уважительно относиться к защитникам Родины; читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания; различать художественную и научно-популярную литературу; анализировать ответы товарищей; осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе. Обучающийся получит возможность научиться: -понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории; - приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех); - различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво); анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний; на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи; - уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД): -определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги. учиться работать по предложенному учителем плану. ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении), находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. -подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировать тексты. -оформлять свои мысли в устной и письменной форме. слушать и понимать речь других. -выразительно читать и пересказывать текст. -работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 3. Содержание курса внеурочной деятельности. Человек. Деятельность человека (7 часов) Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Социальная сфера жизни общества (5 часов) Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. Сфера духовной культуры (5 часов) Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Экономика (7 ч.) Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Государство в экономической жизни людей – история и современность. Занятость и трудоустройство в современной России. Выбор профессии. Бюджет. Затраты. Из чего формируется доход семьи? Разделение труда и специализация. Производительность труда. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источник доходов и расходов семьи. Гражданин и государство (10 ч.) Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство- люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина. Москва - столица России. История Москвы. Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения. Народы России. История народов России. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах). Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные). Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах). Государственные символы России. История моей семьи. 4. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему № урока 1-2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27-28 29-30 31 32 33 34 Содержание Человек. Деятельность человека Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Отношения между поколениями. Практикум. Человек. Деятельность человека. Социальная сфера жизни общества Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Практикум. Социальная сфера жизни общества. Сфера духовной культуры Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Самообразования. Практикум. Сфера духовной культуры. Экономика Разделение труда и специализация. Производительность труда. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источник доходов и расходов семьи. Практикум. Экономика. Гражданин и государство Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы России. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Россия – многонациональное государство. Отношения между нациями. Практикум. Гражданин и государство. Количество часов 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 34