Содержание 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 2. Содержание учебного предмета 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 2 9 11 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным 3 • принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 4 интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; • приверженность ид еям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национа лизма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: • нравственное сознание и поведен ие на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возмо жностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно -техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально -экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки р азумного природопользования, 5 нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результ аты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: ▪ ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; • положительный образ семьи, родительства (отцовства и мате ринства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение дет ьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится: • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окр ужающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • сопоставлять получ енный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится: 6 • • • • • • 3. • • • • • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить н а его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно -схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отно шении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: осуществлять дел овую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуще ствлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную ко ммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты В результате изучения учебного предмета «Индивидуальный проект» на уровне среднего общего образования: • Планируемые результаты освоения учебного предмета • сформированность навыков коммуникативной, учебно -исследовательской деятельности, критического мышления; • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отб ора и интерпретации необходимой информации, 7 структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Учащимся будет предоставлена возможность освоить: ▪ основные понятия исследовательской деятельности (проект, аспект, гипотеза, исследование, объект и предмет исследования, проблема, теория, анализ, синтез и другие); классификацию типов и видов проектов; 8 ▪ методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, метод восхождения от абстрактного к конкретному; виды проблемных ситуаций виды продуктов проектной деятельности виды исследований ▪ этапы проектирования, содержание работы над проектом на каждом этапе правила оформления проекта; формы защиты презентаций ▪ требования к проектной работе и критерии оценок проекта и его публичной ▪ защиты 2.Содержание учебного предмета (10 класс) Модуль 1. Культура исследования и проектирования (11 ч). Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов. Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. Раздел 1.2. Анализ проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии). Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации. Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование. Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся. Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические. Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником. Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей ITтехнологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека. Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования. Модуль 2. Самоопределение (8 ч). Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам. Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями. Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования. 9 Модуль 3. Замысел проекта (10 ч). Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом. Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта. Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов. Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта. Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. Модуль 4. Условия реализации проекта (5 ч). Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин. Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель. Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг. Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте. Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами. 11 класс Модуль 5. Трудности реализации проекта (10 ч) Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация. Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления. Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика». Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация. Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (8 ч) Раздел 6.1. Позиция эксперта. Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка. Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (14 ч) Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии. 10 Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру. Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, генеральная интернет-опрос, совокупность, выборка респондентов. Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (2 ч) Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов. Итоговое занятие проходит в форме научно-практической конференции. 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п Тема Основное содержание Кол-во часов Модуль 1. Культура исследования и проектирования (11 ч) 1 Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно Понятие проекта. Происхождение понятия. Цели проектов. Проекты, оказавшие влияние на жизнь большей части человечества. Отечественные и зарубежные масштабные проекты. Непредсказуемые последствия проектов. 1 2 Учимся анализировать проекты Замысел проекта. Реализация проекта. Основные видимые признаки проекта. Сложности понимания и осуществления идей проекта. 1 3 Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего Конечный результат проекта. Логика работы проектировщика. Отличие проектирования от занятий искусством, математикой и других профессиональных занятий. Реальное и воображаемое в проектировании. 1 4 «Сто двадцать лет на службе Понятие о сторонниках и стране». Проект П. А. противниках проекта. Необходимость аргументации Столыпина. своей позиции при проектировании. Сопоставление различных аргументов 11 1 5 Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности Понятие «техносфера». Искусственная среда. Конструирование и конструкции. Анализ и синтез вариантов конструкции. Функция конструкции. Личное действие в проекте. Отчуждаемый продукт. 1 6 Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём Отличие проекта от дела. Социальное проектирование. Старт социального проекта. Отношения, ценности и нормы в социальном проекте. Проектирование ценности. Проектирование способов деятельности. Мероприятия проекта. 1 7 Волонтёрские сообщества Личная ответственность за происходящее вокруг нас. 2018 год — год добровольца (волонтёра) в РФ. Организация «Добровольцы России» 1 8 Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца» Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта. 1 9 Анализируем проекты сверстников: возможности ITтехнологий для междисциплинарных проектов Математическое моделирование, ком-пьютерное моделирование, программ-ное обеспечение, агроинженерия 1 1011 Исследование как элемент Цель и результат исследования. Исследования фундаментальные и проекта и как тип деятельности прикладные. Монодисциплинарные и междисциплинарные исследования. Гипотеза и метод исследования. Способ и методика исследования. 2 проекты и Модуль 2. Самоопределение (8 ч) 1213 Проекты и технологии: выбираем Приоритетные направления развития: сферы деятельности транспорт, связь, новые материалы, здоровое питание, агробиотехнологии, «умные дома» и «умные города». 2 14 Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом Позитивный образ будущего для себя и для других. Понятие качества жизни. 1 1516 Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? Проблемы практические, научные, мировоззренческие. Проблемы глобальные, национальные, региональные, локальные. Комплексные проблемы. 2 12 17 Знакомимся с проектными движениями Президентский форум «Месторождение талантов», молодёжные программы «Шаг 1 в будущее», «Билет в будущее» 1819 Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования Варианты самоопределения при выборе темы: актуальность, желание осуществить изменения, стремление обеспечить развитие, получение новых знаний и др. 2 Модуль 3. Замысел проекта (10ч) 20 Понятия «проблема» и «позиция» Проблемная ситуация. Позиции при осуществлении конструктора, учёного, управленца, проектирования финансиста. 1 21 Формулирование цели проекта Цели и ценности проекта. Личное отношение к ситуации. Соотнесение прогноза и идеала. Постановка цели и принятие цели. Заказчик проекта. 1 2223 Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта Перевод проблемы и цели в задачи. Соотношение имеющихся и отсутствующих знаний и ресурсов. 2 24 Роль акции в реализации проекта 1 Понятие и сущность акции. Отличие акции от проекта. Роль акции в реализации проекта 25 Ресурсы проекта и бюджет 2629 Поиск недостающей информации, её обработка и анализ Ресурс для реализации проекта. Средства достижения цели проекта. Участники проекта. Интересанты проекта 1 Информационный ресурс. Объективность информации. Экспертное знание. Совпадающие и различающиеся позиции. Выявление оснований расхождения мнений. 4 Модуль 4. Условия реализации проекта (5 ч) 3031 Планирование действий — шаг за Понятие планирования. Основная шагом по пути к реализации функция планирования. Инструменты проекта планирования. Контрольные точки планируемых работ. 13 2 32 Источники финансирования проекта Понятие бюджета проекта. Собственные средства. Привлечённые средства. Источники финансирования. Венчурные фонды. 1 33 Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника Работа с разными позициями. Противники проекта. Сторонники проекта. Команда проекта 1 34 Модели управления проектами Контрольная точка. Ленточная диаграмма (карта Ганта). Дорожная карта. 1 11 класс Модуль 5. Трудности реализации проекта (10 ч) 3536 Переход от замысла к реализации Жизненный цикл проекта. Жизненный проекта цикл продукта. Переосмысление замысла. Несовпадение замысла и его реализации. 2 3738 Риски проекта Возможные риски проекта. Способы предупреждения рисков. 2 3940 Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика» Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта. Средства реализации проекта. Вариативность средств. Прорывные технологии и фундаментальные знания. 2 4142 Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов Анализ ситуации. Критерии сравнения проектных замыслов. 2 4344 Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение Анализ ситуации. Образ желаемого будущего. Оригинальность идеи проекта. Бизнес-план. Маркетинговые риски. 2 Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (8 ч) 45 Позиция эксперта Экспертная позиция. Экспертное мнение и суждение. Разные подходы к проблематике проектов. Запрос на ноухау и иные вопросы эксперту 14 1 4649 Предварительная защита проектных и исследовательских работ 4 50 Оцениваем проекты сверстников: Описание ситуации для постановки проект «Разработка портативного проблемы и задач на примере металлоискателя» проектно-конструкторской работы. Преимущество проектируемого инструмента. Анализ ограничений существующих аналогов. Цель проекта. Дорожная карта проекта 1 5152 Оценка начального этапа исследования Актуальность темы исследования. Масштаб постановки цели. Методики исследования. Ход проведения исследования. Обзор научной литературы. Достоверность выводов 2 Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (14ч) 53-54 Технология как мост от идеи к продукту 55 56 Изобретения. Технологии. Технологические долины. Наукограды.Использование технологий для решения проблем. 2 Видим за проектом Инфраструктура. Базовый 2 инфраструктуру производственный процесс. Вспомогательные процессы и структуры.Свойстваинфраструктуры. 2 57-58 Опросы как эффективный инструмент проектирования исследования. 59 Возможности социальных сетей. 60-63 Использование видеоролика в продвижении проекта Социологический опрос как метод Использование опроса при проектировании и реализации проекта. Интернетопросы.Понятие генеральной совокупности. Возможности сетей для поиска. Сетевые формы проектов единомышленников и продвижения проектов Создание видеоролика как средство продвижения проекта.Создание«эффекта присутствия». Сценарий.Съёмка. Монтаж. . 15 2 1 3 6467 6869 Оформление и предъявление Выстраивание структуры текста для результатов проектной и защиты. Основные пункты и тезисы исследовательской деятельности выступления. Наглядность, ёмкость, информативность выступления Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (2ч) 16 4 2 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)