Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чернокоровская средняя общеобразовательная школа ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 13 от 13 августа 2021года УТВЕРЖДЕНО Приказ № 46 ВР от 13 августа _2021года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МАОУ Чернокоровской СОШ на 2021-2025 ГГ. с.Чернокоровское ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................................................................3 РАЗДЕЛ I. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» .................................................................................................................................................5 РАЗДЕЛ II. «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ» ....................................................................................7 РАЗДЕЛ III. «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ...............................................10 3.1. ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ .................................................................................................10 3.1.1. Модуль «Классное руководство».............................................................................................10 3.1.2. Модуль «Школьный урок» .......................................................................................................11 3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» ...................12 3.1.4. Модуль «Самоуправление» ......................................................................................................11 3.1.5. «Профориентация» ....................................................................................................................13 3.1.6. Модуль «Работа с родителями» ...............................................................................................13 3.2. Вариативные модели .......................................................................................................................15 3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» .............................................................................15 3.2.2. Модуль «Детские общественные объединения» ....................................................................18 3.2.3 Модуль «Школьные СМИ» .......................................................................................................19 3.2.4. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» ......................................................19 3.2.5. Модуль «Экскурсии и походы» ...............................................................................................21 3.2.6. Модуль «Школьный музей» .....................................................................................................21 3.2.7. Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний» ....................................................22 3.2.8. Модуль «РДШ»………………………………………………………………………………23 Раздел IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .....25 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа воспитания муниципального общеобразовательного учреждения Чернокоровской средней общеобразовательной школы (далее - Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее ФГОС) НОО, ООО, СОО, Приказом «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» (Минпросвещения России, 2020, №172). Рабочая программа воспитания является обязательной частью Основной образовательной программы НОО, ООО, СОО МАОУ Чернокоровской СОШ. Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Одним из результатов реализации Программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально - значимой деятельности. Программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники (учитель, классный руководитель, заместитель директора, педагог дополнительного образования, тьютор и т.п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. В центре Программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) НОО, ООО, СОО находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Программа воспитания — это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и методов работы с обучающимися. Программа воспитания МАОУ Чернокоровской СОШ включает четыре основных раздела: 1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором кратко описана специфика деятельности школы в сфере воспитания: информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на обучающихся, значимых партнерах школы, особенностях контингента обучающихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания. 2. Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели. 3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы. Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования», «Работа с родителями», «Детское самоуправление», «Профориентация». Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Детские объединения», «Школьные СМИ», «Экскурсии, походы», «Организация предметно-эстетической среды», «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний». Модули в Программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогических работников МАОУ Чернокоровской СОШ в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения Основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования. 4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводится перечень основных направлений самоанализа, который дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления. К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы. Программа воспитания не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает не документ, а педагогический работник - своими действиями, словами, отношениями. Программа позволяет педагогическим работникам МАОУ Чернокороской СОШ скоординировать свои усилия, направленные на воспитание младших и старших школьников. РАЗДЕЛ I. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА». Специфика расположения школы. Здание МАОУ Чернокоровской СОШ находится по адресу: Свердловская область, Богдановичский р-н, с.Чернокоровской, ул.Комсомольская, 47а. Природно - климатические особенности в Центральной России характеризуется как умеренно-континентальные. Зима умеренно морозная, снежная, с устойчивым снежным покровом, что позволяет уделять большое внимание зимним видам спорта. Лето в Средней полосе России теплое, умеренно влажное, с преобладанием переменной облачной погоды. Летние месяцы позволяют организовывать летние лагеря с дневным пребыванием детей. Территориальные особенности. Образовательное учреждение располагается у федеральной трассы Екатеринбург - Тюмень. Большую часть села занимает частный сектор. В районе школы находятся Чернокоровский дом культуры, Управление Чернокоровской сельской территорией, сельская библиотека. Социально- экономическая сфера в селе развита слабо. Рассмотрев социальный статус населения села, можно сделать вывод о его неоднородности: большинство населения - люди преклонного возраста, существует полинациональность (узбеки, таджики, украинцы, грузины). В социальном заказе родители ставят на первое место план обеспечение социальной адаптации, развитие индивидуальных способностей, профессиональное самоопределение. В школу без ограничений принимаются дети, проживающие в селе. Транспортные подъезды к школе удобны и доступны для безопасного перемещения учащихся, живущих в других селах. Уникальность школы состоит в том, что она имеет две группы общеразвивающей направленности, которые посещают дети дошкольного возраста. В школе созданы все необходимые условия для обучения и воспитания детей любой категории: в соответствии с требованиями ФГОС обустроены и оснащены современным учебным оборудованием учебные кабинеты, обеспечены компьютерной техникой и доступом в интернет через подключение Wi-Fi, имеется спортзал. Необходимые меры доступности и безопасности обеспечены в соответствии с нормативными требованиями. Особенности социального окружения. На территории школы и в шаговой доступности от нее расположены организации, полезные для проведения экскурсионных мероприятий с обучающимися: Сельская библиотека, музей. Значимые партнеры школы. Это подрядные организации, которые на договорной основе обеспечивают охрану и антитеррористическую защищенность здания школы, содержание и жизнедеятельность здания, питание в школьной столовой. Особенности контингента учащихся. В 1 - 11 классах школы обучается до 100-110 обучающихся в зависимости от ежегодного набора первоклассников. Состав обучающихся школы неоднороден и различается: - по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребёнка и его уровня подготовки к обучению в школе. Основными проблемами в развитии являются нарушения речи, задержка психического развития, есть дети с умственной отсталостью. Наряду с Основной образовательной программой начального и основного общего образования в школе реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы. Кроме того, ежегодно разрабатываются рабочие программы по курсам внеурочной деятельности. Источники положительного или отрицательного влияния на детей. Команда администрации - квалифицированные, имеющие достаточный управленческий опыт руководители, в педагогическом составе - одинаковое соотношение стажистов с большим опытом педагогической практики и молодых педагогов с достаточно высоким уровнем творческой активности и профессиональной инициативы. В педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые для сопровождения всех категорий обучающихся в школе. Педагоги - основной источник положительного влияния на детей, грамотно организуют образовательный процесс, о чем свидетельствуют позитивная динамика результатов деятельности по качеству обеспечиваемого образования. Возможные отрицательные источники влияния на детей - социальные сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием и организацией досуга своего ребёнка. Оригинальные воспитательные находки школы. 1) Воспитательные системы класса, разработанные классными руководителями на основе системы персональных поручений, целенаправленных воспитательных мероприятий и оценочных инструментов; 2) Модель сотрудничества с родителями обучающихся, построенная на установлении конструктивных отношений и целенаправленной организации совместной деятельности по развитию школьного уклада; 3) Практический день, как форма организации целенаправленной системной работы по развитию проектной деятельности школьников, позволяет интегрировать содержание урочной и внеурочной деятельности; 4) Обеспечение 100% - ного охвата внеурочной деятельностью всех категорий обучающихся за счет профессионального ресурса педагогов школы с привлечением педагогов дополнительного образования; 5) Модель управления результатами образования на основе системы распределения профессиональных поручений с учетом свободного выбора, обеспечивающая повышение уровня персональной ответственности каждого педагога за качество выполненной работы. Принципы взаимодействия педагогов, школьников и их родителей, на которых основывается процесс воспитания в МАОУ Чернокоровской СОШ: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников, педагогов и родителей; реализация процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу при активном привлечении родителей учащихся; организация основных совместных дел школьников, педагогов и родителей как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основные традиции воспитания в МАОУ Чернокоровской СОШ: стержень годового цикла воспитательной работы школы - ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; важная составляющая каждого ключевого дела и большинства совместных дел педагогов и школьников - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение иколлективный анализ их результатов; условия в школе создаются для обеспечения по мере взросления ребёнка его растущей роли в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); отсутствие соревновательности между классами в проведении общешкольных дел, поощрение конструктивного межклассного и межвозрастного взаимодействия школьников, их социальной активности; педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; ключевая фигура воспитания в школе - классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. РАЗДЕЛ II. «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ» Современный национальный идеал личности, воспитанной в школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1 в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2 в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3 в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровням основного общего образования: В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. Добросовестная работа педагогических работников, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Задачи воспитания: 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) способствовать развитию детского самоуправления в начальной школе через внедрение элементов ученического самоуправления на уровне классных сообществ; 6) организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 7) организовать работу школьных бумажных и электронных СМИ, реализовывать их воспитательный потенциал; 8) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; 9) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. РАЗДЕЛ III. «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ 3.1.1. Модуль «Классное руководство» Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказаниенеобходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормыи правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) - со школьным психологом. поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить. индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи. - коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: - регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; - проведение педагогических консилиумов, направленных на решение конкретных проблемкласса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся; - привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; - привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся: - регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; - помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией образовательной организации и учителямипредметниками; - организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; - создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей. 3.1.2. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования преимущественно осуществляется через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позициейи установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности. Познавательная Деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира («Занимательная экономика», «История России в лицах», «Конституционное право в России», «Потребительское право», «Занимательная математика» и др.). Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей («Дискуссионный клуб», «Юный журналист» и др.). Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда («Моя Ярославия»). Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых («Школьный спортивный клуб»). Трудовая деятельность Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. 3.1.4. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся 1-11 классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога- куратора) в детско-взрослое самоуправление. Соуправление в начальной школе осуществляется следующим образом: На уровне школы: - через чередование традиционных поручений (ЧТП), создаваемого для участия каждого школьника по вопросам участия в делах школы и соуправления («Совет старшеклассников»), а также взаимодействие со старшеклассниками. - через деятельность старшеклассников, объединяющих инициативных обучающихся классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; . На уровне классов: - через деятельность «Совета старшеклассников» представляющего интересы класса в общешкольных делах и призванного информировать об основных общешкольных делах. На индивидуальном уровне: - через чередование традиционных поручений (ЧТП), наставничество, вовлечение младших школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; - через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 3.1.5. «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. На внешнем уровне: • экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления осуществующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии. На уровне школы: • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования. На уровне класса: • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; Индивидуальный уровень • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в будущем в процессе выбора ими профессии. 3.1.6. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности На групповом уровне: • Общешкольный родительский комитет и Управляющий совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; • родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастерклассы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболееострых проблем обучения и воспитания школьников; • семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; • родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; • индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 3.2. Вариативные модули 3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими работниками для учеников. Вовлечение обучающихся в ключевые общешкольные мероприятия способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. Воспитательная работа по реализации модуля. Содержание и виды деятельности Формы деятельности Вне образовательной организации: Ежегодные совместно разрабатываемые и Социально - значимые проекты реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел экологической, (благотворительной, патриотической, трудовой направленности), преобразование ориентированные на окружающего школу социума; Проводимые для жителей села и организуемые Спортивные состязания, праздники, фестивали, совместно с семьями обучающихся виды представления спортивной и творческой деятельности, которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих; Посвященные значимым отечественным и международным событиям. На уровне образовательной организации: Ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы. Связанные с переходом обучающихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность обучающихся; Активное участие обучающихся и педагогических работников в жизни школы, защита чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы На уровне классов: Делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных заподготовку общешкольных ключевых дел; Реализация общешкольных ключевых дел; Итоговый анализ общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов классов. На уровне обучающихся: Вовлечение каждого обучающегося в ключевые дела школы (по возможности) в качестве ответственного участника в роли: постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); Освоение навыков подготовки, проведения и Всероссийские акции Общешкольные праздники. Торжественные ритуалы. ПосвященияФестиваль образовательных достижений Церемонии награждения (по итогам года) Выборные собрания учащихся Участие классов Отчетный концерт для обучающихся, педагогов иродителей Распределение и поручение ролей учащимсякласса Индивидуальная помощь обучающемуся (при анализа ключевых дел; необходимости) Наблюдение за поведением обучающегося, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми; Коррекция поведения обучающегося (при необходимости) через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Организованные ситуации Частные беседы с обучающимся; Включение в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося 3.2.2. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе образовательной организации детские общественные объединения это добровольные и целенаправленные формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через: утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других (такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферыи др.); поддержку и развитие в детском объединении его традиций, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении; участие членов детских общественных объединений в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся. В МАОУ Чернокоровской СОШ действуют следующие основные детские объединения Название Дружина юных пожарных (ДЮП) Кла сс 1-11 Содержание деятельности Это объединение детей и подростков, которое создано в целях воспитания у них профессиональных пожарно-технических навыков, гражданского мужества, благородства, находчивости, бережного отношения к общественной собственности, коллективизма и творчества, а также физической закалки, что дает возможность овладеть основами пожарного дела. Основные направления деятельности отряда: - обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае пожара; - изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой , средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной сигнализацией; - организация и проведение разъяснительной работы с детьми и взрослыми; - изучение истории развития пожарной охраны в России; - проведение занятий, конкурсов, соревнований; - участие в конкурсах, слетах ДЮП разного уровня. Юные инспектора дорожного движения (ЮИД) 1-11 Создан для широкого привлечения участников к изучению ПДД и организации деятельности по профилактике безопасного поведения на дорогах и улицах среди детей и взрослых, снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма, воспитания законопослушных участников дорожного движения, чувства дисциплинированности, ответственности за свои поступки. Основные направления деятельности отряда: учебнопознавательная, информационная, пропагандистская, творческая, шефская, работа с родителями. 3.2.3 Модуль «Школьные СМИ» Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) - развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: информационно-техническая поддержка школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных мероприятий; школьная Интернет-группа - сообщество обучающихся и педагогов, поддерживающее Интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к образовательной организации, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями (законными представителями) могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы. 3.2.4. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы. Воспитательная работа по реализации модуля. Содержание и виды деятельности Формирование наглядными средствами положительных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия Формы деятельности Оформление интерьера школьных помещений(вестибюля, коридоров, рекреаций, залов и т.п.) и их периодическая переориентация Конкурс «Лучший школьный коридор» Размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций для расширения представлений о разнообразии эстетическогоосмысления мира Оборудование спортивных, оздоровительнорекреационных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся Формирование познавательного интереса кчтению через доступные формы общего пользования книгами Проявление фантазии и творческих способностей, создающих повод для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися; Оформление пространства проведенияконкретных школьных событий Совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой школьной символики, используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации Благоустройство различных участков пришкольной территории Акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно- эстетической среды на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. Выставки творческих работ обучающихся; картин определенного художественного стиля фотоотчетов об интересных школьных событиях: Благотворительная ярмарка семейных поделок в пользу нуждающихся в помощи Зоны активного и тихого отдыха в свободномпространстве школы; Стеллажи книгообмена школы свободного ввестибюле Совместное благоустройство классных кабинетов силами педагогов, учащихся и ихродителей Событийный дизайн праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих проектов,выставок, собраний, конференций и т.п. Символика класса и школы: флаг школы (класса), гимн школы (класса), эмблема школы (класса), логотип, элементы школьного костюма и т.п. Конкурсы творческих проектов Стенды, плакаты, инсталляции Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда образовательной организации обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой образовательной организации как: оформление интерьера школьных помещений (коридоров, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия; размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, встречах с интересными людьми и т.п.); озеленение пришкольной территории; благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее ученикам проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации - во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах. 3.2.5. Модуль «Экскурсии, походы» Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, поездках, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс знатоков лекарственных растений, творческий конкурс туристов, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету и т.п; поездки –экскурсии в музеи, театры, природные парки, памятники природы, предприятия и фабрики ГО Богданович, г. Екатеринбург и Свердловской области; пешие прогулки, однодневные классные походы по окрестностям Чернокоровской сельской территории совместно с классным руководителем и родителями (по возможности). 3.2.6. Модуль «Школьный музей» Формированию ценностного отношения обучающихся к общественным ценностям, усвоению ими социально значимых знаний, приобретению опыта поведения в соответствии с этими ценностями в образовательной организации во многом способствуют материалы школьного музея. В работе музея используются разнообразные формы и методы, соответствующие современным требованиям и условиям, интересам, возможностям, особенностям обучающихся. Работая индивидуально, учащиеся самостоятельно готовят доклады, рефераты, оформляют выставки фотографий, записывают воспоминания ветеранов, берут интервью у жителей села, выпускников школы и т.д. Групповые и коллективные общности, как правило, разновозрастные, при этом обучающиеся проживают различные социальные роли. Дети в группах создают музейные экспедиции, готовят буклеты по различной тематике, составляют путеводители по селу. Материалы музея широко используются при проведении уроков, внеурочных мероприятиях. При этом дети не просто прослушивают информацию учителя, но погружаются в среду, перемещаются в историческом пространстве. Они непосредственно включаются в деятельность, и занятия становятся наиболее запоминающимися и результативными. В совместной деятельности педагогов и обучающихся разрабатывается школьная символика, которая используется в повседневной школьной жизни, при проведении важных торжественных событий, закрепляются лучшие традиции. Основными экспозиционными разделами школьного музея МАОУ Чернокоровской СОШ являются «Быт и ремесла»», «Герои воинской славы», «Школа: вчера, сегодня, завтра...». Обучающиеся школы принимают участие в организации выставок по основным темам «История школы в лицах», «Предметы советского быта», «Была война. Была Победа.». Особое внимание в учебном году в рамках деятельности школьного музея уделяется изучению истории села Чернокоровского, в соответствии с чем проектно- исследовательская деятельность обучающихся, организуемая в рамках школьного музея, предполагает подготовку учениками проектов и исследовательских работ по истории села. 3.2.7. Модуль «Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний» Модуль «Безопасность жизнедеятельности» реализуется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы. Для каждого класса разработан перечень классных часов в рамках данного модуля ,представленный в и индивидуальных планах воспитательной работы. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы: «Уроки доброты», классные часы, интерактивные игры для формирования толерантного отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу; Интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры общения (коммуникативные умения), формирование умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки; Реализация интегрированной программы «Мой выбор», направленной на позитивное отношение к ЗОЖ; Реализация программ дополнительного образования направленных на формирование ценностного отношения к своему здоровью, расширение представления учащихся о здоровом образе жизни формировать потребность в соблюдении правил здорового образа жизни,о здоровом питании, необходимости употребления в пищу. продуктов, богатых витаминами, о рациональном питании. На индивидуальном уровне: Консультации, тренинги, беседы, диагностику. Выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие личности и способствующие совершению им правонарушений. Помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной самооценки, развитие познавательной и нравственно-эстетической и патриотической культуры, в формировании навыков самопознания, развитии коммуникативных и поведенческих навыков, навыков саморегуляции и др. Социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления проблем. Психодиагностическое обследование ребенка: определение типа акцентуаций характера, уровня познавательного развития, выявление интересов ребенка, уровня тревожности, особенности детско-родительских отношений и др. Организация психокоррекционной работы. Оказание помощи в профессиональном самоопределении. Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона воспитания ребенка. Сегодня слабая подготовка младших школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей. Процесс формирования опыта безопасного поведения у младших школьников является важным этапом в развитии ребенка. Осуществление же данного процесса воспитания будет более продуктивным при включении учеников младшего звена в разнообразные формы внеклассной и учебной деятельности. 3.2.8. Модуль «РДШ» Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. Участником школьного отделения РДШ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДШ. РДШ развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микроклимат для детей в школе, семье, ближайшем социальном окружении. Воспитание в РДШ осуществляется через направления: Личностное развитие – участие в городских, региональных или российских творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; на популяризацию профессий направлены уроки «Моя профессиональная карьера»; любовь к здоровому образу жизни прививается на соревнованиях «Веселые старты», ГТО; Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и десанты; оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную работу с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения. Военно-патриотическое направление – деятельность отрядов Юных инспекторов дорожного движения, Дружины юных пожарных. Информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в работе школьных редакций; создании и поддержке странички на сайте школы и РДШ, в социальных сетях, организации деятельности школьного пресс-центра, учатся писать статьи, собирать фотоматериалы, вести блоги и сообщества в социальных сетях. Основными формами деятельности членов РДШ являются: участие в днях единых действий и в совместных социально значимых мероприятиях; коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших; информационно-просветительские мероприятия; разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся; организация наставничества «Дети обучают детей» и др. Школьное отделение региональной общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» 1 Раздел IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗАВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Цель самоанализа воспитательной работы: получение достоверной информации о ее состоянии и выявления перечня основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся. Основные направления, критерии, способы получения информации и ответственные отражены в таблице: Направление 1.Результаты воспитания, социализации саморазвития обучающихся Критерий Метод или методика Динамика Педагогиче личностного ское и развития наблюдение обучающихся каждого класса Ответственн ые Цель Где осуществля ется принятие управленчес ких решений Классные Проанализиров ШМО руководител ать, какие классных и 1-11 прежде руководител классов, существовавш ей или Педагогие проблемы педагогичес психолог, личностного ком совете Зам.директор развития а по ВР обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над 2.Состояние организуемой школе совместной деятельности обучающихся взрослых. чем далее предстоит работать педагогическо му коллективу. Наличие в Беседы с Классные Анализ в школе обучающим руководител качества: интересной, ися и их и 1-11 проводимых событийно родителями классов, общешкольных насыщенной Беседы с Зам.директор ключевых дел; и и личностно педагогами, а по ВР, совместной развивающей со Совет деятельности совместной старостами, старшекласс классных деятельности или ников, руководителей обучающихся анкетирован Родительские и их классов; и взрослых ие комитеты организуемой классов в школе внеурочной деятельности; реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; существующег о в школе ученического самоуправлени я; профориентац ионной работы школы; организации предметноэстетической среды школы; взаимодействи я школы и семей обучающихся. ШМО классных руководител ей или на педагогичес ком совете АНКЕТА для самоанализа организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых Оцените качество организуемой в нашей школе совместной деятельности детей и взрослых. Ваша оценка может находиться в пределах от 1 до 10 баллов. Пожалуйста, познакомьтесь с основными «крайними» характеристиками этой деятельности, а после этого обведите на каждой шкале балл, соответствующий Вашей личной оценке. Проблемы, которых следует избегать Оценочная шкала Идеал, на который ориентироваться следует Качество общешкольных ключевых дел Общешкольные дела придумываются Общешкольные дела всегда только взрослыми, школьники не планируются, организуются, проводятся участвуют в планировании, организации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 и анализируются совместно – и анализе этих дел школьниками и педагогами Дела не интересны большинству Дела интересны большинству школьников 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 школьников Участие школьников в этих делах Участие школьников в этих делах принудительное, посещение – сопровождается их увлечением общей обязательное, а сотрудничество друг с 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 работой, радостью и взаимной другом обеспечивается только волей поддержкой педагогов Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов Классные руководители не пользуются Классные руководители являются авторитетом у детей своих классов значимыми взрослыми для большинства 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 детей своих классов. Школьники доверяют своим классным руководителям Большинство решений, касающихся Большинство решений, касающихся жизни класса, принимаются классным жизни класса, принимаются совместно руководителем единолично. Поручения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 классным руководителем и классом, у классного руководителя дети часто детей есть возможность проявить свою выполняют из страха или по инициативу принуждению В отношениях между детьми В классе дети чувствуют себя преобладают равнодушие, грубость, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 комфортно, здесь преобладают случаются травли детей товарищеские отношения, школьники внимательны друг к другу Качество организуемых в школе курсов внеурочной деятельности и программ дополнительного образования Внеурочная деятельность в школе В школе реализуются разнообразные организуется преимущественно в виде виды внеурочной деятельности познавательной деятельности, как 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 школьников: познавательная, игровая, продолжение учебных занятий трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, художественное творчество и т.п. Участие школьников в занятиях курсов Занятия в рамках курсов внеурочной внеурочной деятельности часто 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 деятельности интересны для принудительное школьников, школьники стремятся участвовать в этих занятиях Результаты внеурочной деятельности С результатами внеурочной детей никак не представлены в школы деятельности детей могут 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 познакомиться другие школьники, родители, гости (например, на концертах, выставках, ярмарках, родительских собраниях, сайте школы и т.п.) Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков Уроки скучны для большинства Дети заинтересованы в происходящем на школьников 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 уроке и вовлечены в организуемую учителем деятельность Уроки обычно однообразны, Учителя часто используют на уроке преобладают лекционные формы работы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Уроки ориентированы преимущественно на подготовку учащихся к ВПР, ОГЭ, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ЕГЭ и другим формам проверки знаний игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы Уроки не только дают детям знания, но и побуждают их задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах Качество существующего в школе ученического самоуправления Школьники занимают пассивную Ребята чувствуют свою ответственность позицию по отношению к 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 за происходящее в школе, понимают, на происходящему в школе, чувствуют, что что именно они могут повлиять в не могут повлиять на это школьной жизни и знают, как это можно сделать Ребята не вовлечены в организацию Ребята часто выступают инициаторами, школьной жизни, школьное организаторами тех или иных школьных самоуправление имитируется (например, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 или внутриклассных дел, имеют органы самоуправления не имеют возможность выбирать зоны своей реальных полномочий, дети поставлены ответственности за то или иное дело педагогами в позицию исполнителей, самоуправление часто сводится к проведению дней самоуправления и т.п.) Лидеры ученического самоуправления Лидеры ученического самоуправления безынициативны или вовсе отсутствуют 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 выступают с инициативой, являются в школе. Они преимущественно активными участниками и назначаются взрослыми и реализуют организаторами событий в школе и за ее только их идеи пределами Качество функционирующих на базе школы детских объединений Детские объединения существуют лишь Детские объединения привлекательны, формально, они не работают, нет детей, школьники стремятся участвовать в которые позиционируют себя как его 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 организуемой ими деятельности. Дети, члены состоящие в объединениях, гордятся этим, всячески подчеркивают свою принадлежность к объединениям Деятельность объединений ограничивается рамками самих 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 объединений, она не ориентирована на интересы и потребности других людей Деятельность, которую ведут детские объединения, предоставляет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ограниченные возможности для самореализации школьников Деятельность объединений направлена на помощь другим людям, социально значима Деятельность, которую ведут детские объединения, дает возможность каждому ребенку найти себе дело по силам и по желанию Качество профилактической работы Профилактическая работа в школе Профилактическая работа в школе организована формально. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 направлена на выявление Воспитательные мероприятия с правонарушений и преступлений, обучающимися, склонными к оказание положительного совершению правонарушений и воспитательного воздействия на преступлений, не проводятся. обучающихся, нарушивших общественный правопорядок. Профилактические мероприятия проходят преимущественно в одной 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 форме – короткая беседа, проводимая Профилактические мероприятия носят разнообразный характер; для работы с классом приглашаются специалисты классным руководителем системы профилактики правонарушений Качество профориентационной работы школы Профориентационная работа Профориентационная работа ориентирована лишь на ознакомление 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ориентирована на формирование у школьников с рынком труда и школьников трудолюбия, готовности к основными профессиями. планированию своего жизненного пути, выбору будущей профессиональной сферы деятельности и необходимого для этого образования Профориентационной работой Профориентационной работой занимается только классный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 занимается команда педагогов с руководитель привлечением социальных партнеров Профориентационные занятия проходят Формы профориентационной работы формально, дети занимают пассивную 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 разнообразны, дети заинтересованы в позицию. Формы профориентационной происходящем и вовлечены в работы носят преимущественно организуемую деятельность лекционный характер Качество работы школьных медиа Деятельность школьных медиа В школе существует разнообразие обеспечивается силами взрослых с 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 школьных медиа, их деятельность минимальным участием детей. обеспечивается силами учащихся при Школьникам не предоставлен спектр поддержке педагогов. Совместное ролей, которые они могут выполнять, их распределение обязанностей в школьных интересы и потребности не учитываются медиа осуществляется с учетом интересов и потребностей ребят В содержании работы школьных медиа В содержании работы школьных медиа отсутствуют темы, отражающие жизнь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 представлена актуальная жизнь школы, школы, значимые для ребят разного проблемы, волнующие современных возраста вопросы, не представлены их детей разных возрастов. Здесь находят точки зрения по этим вопросам отражение различные позиции школьников по тем или иным вопросам В школьных медиа не уделяется В школьных медиа уделяется внимание внимания нормам культуры общения, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 нормам культуры общения, эстетике эстетике представления материала, не представления материала, обращается обращается внимание на достоверность внимание на достоверность используемых фактов используемых фактов Качество оформления школы, организации ее предметно-эстетической среды Оформлению школы не уделяется Пространство школы оформлено со внимания. Оформление кабинетов, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 вкусом, отражает дух школы, учитывает коридоров, рекреаций и т.п. безвкусно возрастные особенности детей, или напоминает оформление офисных предусматривает зоны как тихого, так и помещений, а не пространства для детей активного отдыха. Время от времени происходит смена оформления школьных помещений В оформлении школы не участвуют ни Оформление школы часто дети, ни педагоги. Здесь нет места 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 осуществляется совместно педагогами и проявлению их творческой инициативы детьми (иногда с привлечением специалистов). В нем используются творческие работы учеников и учителей, здесь представлена актуальная жизнь школы Содержание плакатов, стендов, Элементы оформления в пространственных композиций носит 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 привлекательных для ребят формах формальный характер, на них редко обращают внимание школьники акцентируют внимание на важных ценностях школы, ее нормах и традициях Качество взаимодействия школы и семей школьников Большинство родителей безразлично к Большинство родителей поддерживает участию ребенка в школьных делах, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 участие ребенка в школьных делах, высказывает недовольство, если это может координировать свои планы с влияет на их планы планами ребенка, связанными с его участием в делах школы Работа с родителями сводится Школе удалось наладить взаимодействие преимущественно к информированию об с родителями в вопросах воспитания успеваемости детей, предстоящих 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 детей (информирование, обучение, конкурсах, мероприятиях. Реакция консультирование и т.п.), его формы родителей на нее формальна востребованы и пользуются доверием со стороны родителей Педагоги испытывают трудности в Педагоги организовали эффективный организации диалога с родителями по 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 диалог с родителями по вопросам вопросам воспитания детей. Родители в воспитания детей. Большая часть основном игнорируют мнение педагогов, родителей прислушивается к мнению вступают с ними и друг с другом в педагогов, считая их профессионалами конфликты, нередко привлекая к ним своего дела, помогает и поддерживает учеников класса. В организации их, выступает с инициативами в сфере совместных с детьми дел педагоги могут воспитания детей и помогает в их рассчитывать только на себя реализации Анкету заполняют: - директор и его заместители, курирующие в школе воспитательную работу; - 3, 4, 5 педагогов, которые активно включены в воспитательную работу школы и имеют о ней свое собственное мнение (пусть и не всегда совпадающее с мнением школьной администрации); - 3, 4, 5 родителей, но лишь в том случае, если они действительно хорошо знакомы со школой и тем, что в ней происходит; - 3, 4, 5 старшеклассников, которые также хорошо знакомы с тем, что происходит во всей школе, а не только в их собственном классе, и которые смогут дать свою оценку происходящему здесь. Разумеется, это все это будет субъективной оценкой администрации, педагогов, родителей и детей. Но именно субъективная оценка здесь и важна. Ведь это оценка тех, кто непосредственно вовлечен в деятельность школы. Именно их субъективное мнение и поможет обнаруживать ошибки, исправлять их, видеть перспективы и стремиться к ним. Ведь именно для этого (а не для формальных отчетов) и необходим самоанализ. Итогом самоанализа результатов реализации школой своей программы воспитания может стать перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу в дальнейшем, и, как его итог, – проект направленных на это управленческих решений.