МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГО Богданович МАОУ Чернокоровская СОШ РАССМОТРЕНО на педагогическом совете протокол № 1 от «28» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Плавание» для 1– 4 классов Составитель: Бутакова Ирина Владимировна Учитель физической культуры с.Чернокоровское 2023г 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Плавание» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МАОУ Чернокоровская средняя общеобразовательная школа, обеспечена УМК для 1 – 4 кл., авторов В.И. Ляха, А,А, Зданевича. Цели изадачи ступени основного общего образованя по учебному предмету «Плавание» Главной целью данной программы является формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Специфической целью программы является подготовка ребенка к здоровому образу жизни и поиск индивидуального пути самосовершенствования. Образовательный процесс курса, в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на решение следующих задач: Формирование всесторонней развитой личности, посредством приобщения детей к здоровому образу жизни. развитие у учащихся двигательной активности для нормального физического развития; приобретения детьми теоретических знаний о роли физических упражнений и воспитание у детей стремления к высоким спортивным достижениям; приобретение учащимися жизненно важных навыков для выживания в экстремальных ситуациях; формирование умения использовать эти навыки. владение умением проплыть 25м, соблюдая правильную координацию рук, ног в сочетании с дыханием, а также умение прыгать и погружаться в глубокую воду. Закрепление и совершенствование достигнутого в приобщение к водной среде. Закрепление и совершенствование двигательного стереотипа безопорных скольжений. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься плаванием, применять их в целях отдыха; укрепления здоровья, самостоятельного сознательного обеспечения безопасности на открытых водоемах; Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности. Определение всестороннего развития личности предполагает овладение детьми младшего школьного возраста основами плавания и умения свободно держаться на воде. В это определение можно включить крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, своеобразный и новый уровень двигательных способностей, знания и навыки в плавании, мотивы и умения (освоенные способы плавания) вести физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность, предпосылки для самостоятельных занятий, а так - же прикладную значимость в плавание на открытых водоемах в периоды летнего отдыха. Реализация данной программы будет способствовать развитию навыков плавательной подготовки детей, знаниям и умениям в области личной гигиены и закаливания, безопасном поведении их на открытых водоёмах, а также общему укреплению здоровья детей и формированию сознательного стремления к занятиям спортом и физической культурой. Материал курса представлен в программе следующими содержательными линиями: Кроль на груди. Кроль на спине. Брасс. Батерфляй. Принципы, лежащие в основе построения программы: личностно-ориентированные: Российская гражданская идентичность, Осознанное уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, умениям использовать ценности физической культуры, положительном отношении к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. культурно-ориентированные: знать об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности в соответствии их возрастно-половым нормативам, способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований; деятельностно-ориентированные: деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, смыслового отношения к миру, адаптивности, умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха; Методы реализации программы: практический, объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый, наблюдение, информативный. Способы и средства: технические средства, модели и таблицы; рисунки, дидактический материал. Формы организации урока: фронтальный, групповой, в парах, индивидуальный. В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний: самоконтроль взаимоконтроль итоговый, включающий сдачу контрольных нормативов Итоговый контроль - цель: проверить уровень достижения предметных и метапредметных результатов, обучающихся по пройденному в текущем учебном году программному материалу, отследить уровень усвоения обучающимися учебного материала на базовом и повышенных уровнях. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета. 1 класс. Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются: – умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; – умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; – проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; – оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Мета предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; – обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; – видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; – представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; – бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; – в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; 2 класс. Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются: – умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; – умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; – проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; – проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; Мета предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; – обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; – анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; – видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; – оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; – представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; – измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; – бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; – взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; – в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; – выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. 3 класс. Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются: – умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; – умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; – умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения обучащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; – проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей Мета предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; – находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; – обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; – организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; – планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения; – анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; – видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; – оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; – технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; – представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; – измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; – бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; – характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по - развитию физических качеств; – взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; – в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; – находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; – выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. 4 класс. Универсальными компетенциями учащихся на этапе образования по физической культуре являются: – умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; – умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; – умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; – проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; – проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; – оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Мета предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; – общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; – обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; – организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; – планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения; – видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; – оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; – управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; – технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; – измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; – оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; – организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований; – бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; – организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; – характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по - развитию физических качеств; – взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; – подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; – находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; – выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Универсальными компетенциями учащихся на этапе образования по физической культуре являются: – умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; – умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; – умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; – проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; – проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; – оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Мета предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; – общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; – обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; – организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; – планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения; – видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; – оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; – управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; – технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; – представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; – измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; – оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; – организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований; – бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; – организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; – характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств; – взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; – подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; – находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; – выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса Должны знать: Правила техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации; Правила личной гигиены; Влияние плавания на организм занимающихся; Спортивные способы плавания; Средства спасения на воде; Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на спине; Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на груди; Технику выполнения плавательных движений в способе брасс. Должны уметь: Выполнять упражнения лежа на груди и на спине; Выполнять упражнения на скольжение; Проплыть 25м способом кроль на спине; Проплыть 25м способом кроль на груди; Проплыть 25м способом брасс; Проплыть 50м без учета времени любым способом. Контрольные упражнения и нормативы: проплыть 25 м способом кроль на спине; проплыть 25 м способом кроль на груди; проплыть 25 м способом брасс; скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения; Прыжок в воду вниз головой со стартовой тумбочки. Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненнопрактические задачи: - вести здоровый образ жизни; - соблюдать правила личной гигиены; -вести физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, - использовать свои навыки и умения на открытых водоемах в периоды летнего отдыха. Нормативы по освоению навыков и умений. В 4 классе форма оценки освоения навыков и умений осуществляется в форме зачета (зачет или незачет), в основу критерия оценки входят следующие показатели: - Посещение уроков плавания с работой на них; (Более 50 % посещённых занятий). - Выполнение упражнений указанных в программном материале разделе «Практические знания». (выполнение данных упражнений согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, выполнение с незначительными отклонениями, выполнение с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, выполнение упражнений с поддерживающими поясами, в жилетах без значительных ошибок в технике выполнения - зачет) - Проплывание дистанций без учета времени в полной координации изученных элементов способов плавания «Кроль на спине» и «Кроль на груди» (Дистанции 25 м., выбранную по желанию учащегося, проплывание выбранной дистанции согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, проплывание с незначительными отклонениями, проплывание с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, проплывание дистанции с поддерживающими поясами без значительных ошибок в технике выполнения - зачет). Дети, посетившие менее 20% занятий, с работой на них, не оцениваются, если они не выполняют указанных нормативов с допустимыми отклонениями от стандартов установленных преподавателем. Требования к уровню подготовки учащихся 1 класс В результате изучения курса Должны знать: Названия плавательных упражнений. Способы плавания и предметы для обучения. Влияние плавания на состояние здоровья. Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации. Должны уметь: Входить в воду самостоятельно; Передвигаться свободно в воде с любым плавательным средством; Выполнять упражнения на всплывание; Выполнять упражнения лежа на груди и на спине. Контрольные упражнения: 1. погружение в воду с открытыми глазами и продолжительным выдохом под водой (10-15 погружений в воду; 2. скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения; 3. соскок в воду вниз ногами с низкого бортика. Нормативы по освоению навыков и умений. 1 класс. В 1-х классах форма оценки освоения навыков и умений осуществляется в форме зачета (зачет или незачет) в основу критерий оценки входят следующие показатели. -Посещение уроков плавания: (более 50% посещений занятий) - Выполнение упражнений, указанных в программном материале раздела: упражнения на всплывание и расслабление «звездочка», «поплавок», «медуза», выполнение данных упражнений в течение 5 секунд. -Дыхательные упражнения в воде. погружение с выдохом в воду, выполнение в полной координации. -Упражнения в безопорных скольжениях. выполнение упражнений «Стрелочка па спине», «стрелочка па груди» в полной координации на расстояние не менее 5-10 метров. Выполнение данных упражнений допускается с поддерживающими поясами и плотиками. Положительно оцениваются упражнения, выполненные детьми в полной координации без ощущений водобоязни в водной среде. Дети, посетившие менее 20% занятий- не оцениваются, если они не выполняют указанных нормативов. Контрольные упражнения и нормативы (оценивается техника движений): 1. проплыть 6-8 м облегчённым способом на спине; 2. проплыть 6-8 м облегчённым способом кроль на груди. Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи: - вести здоровый образ жизни; - соблюдать правила личной гигиены; -вести физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, - использовать свои навыки и умения на открытых водоемах в периоды летнего отдыха. 2 класс В результате изучения курса Должны знать: Названия плавательных упражнений. Способы плавания и предметы для обучения. Влияние плавания на состояние здоровья. Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации. Должны уметь: Входить в воду самостоятельно; Передвигаться свободно в воде с любым плавательным средством; Выполнять упражнения на всплывание; Выполнять упражнения лежа на груди и на спине. Проплыть 25м любым способом. Нормативы по освоению навыков и умений. Во 2 классе форма оценки освоения навыков и умений осуществляется в форме зачета (зачет или незачет), в основу критерия оценки входят следующие показатели: - Посещение уроков плавания с работой на них; (Более 50 % посещённых занятий). - Выполнение упражнений, указанных в программном материале разделе «Практические знания». (выполнение данных упражнений согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, выполнение с незначительными отклонениями, выполнение с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, выполнение упражнений с поддерживающими поясами, в жилетах без значительных ошибок в технике выполнения - зачет) - Проплывание дистанций без учета времени в полной координации изученных элементов способов плавания «Кроль на спине» и «Кроль на груди» (Дистанции 12 м., выбранную по желанию учащегося, проплывание выбранной дистанции согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, проплывание с незначительными отклонениями, проплывание с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, проплывание дистанции с поддерживающими поясами без значительных ошибок в технике выполнения - зачет). Дети, посетившие менее 20% занятий, с работой на них, не оцениваются, если они не выполняют указанных нормативов с допустимыми отклонениями от стандартов, установленных преподавателем. Контрольные упражнения и нормативы: 1. проплыть 25 м одним из способов по выбору; 2) погружение в воду с открытыми глазами и продолжительным выдохом под водой 15. огружений в воду; 1. скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения; 4. соскок в воду вниз ногами с низкого бортика. Контрольные упражнения: 5. погружение в воду с открытыми глазами и продолжительным выдохом под водой (10-15 погружений в воду; 6. скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения; 7. соскок в воду вниз ногами с низкого бортика. Контрольные упражнения и нормативы (оценивается техника движений): 2. проплыть 8-12 м облегчённым способом на спине; 3. проплыть 8-12 м облегчённым способом кроль на груди 3 класс Должны знать: Правила техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации; История развития плавания. Сведения о значение плавания для человека. Средства спасения на воде. Понятие о здоровье и факторах влияющие на него. Критерии состояния здоровья. Основные факторы закаливания и здоровье. Самоконтроль при плавании и купании в открытых водоемах, бассейне. Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на спине; Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на груди. Должны уметь: Выполнять упражнения лежа на груди и на спине. Выполнять упражнения на скольжение. Проплыть 25м способом кроль на спине; Проплыть 25м способом кроль на груди. Нормативы по освоению навыков и умений. В 3 классе форма оценки освоения навыков и умений осуществляется в форме зачета (зачет или незачет), в основу критерия оценки входят следующие показатели: - Посещение уроков плавания с работой на них; (Более 50 % посещённых занятий). - Выполнение упражнений, указанных в программном материале разделе «Практические знания». (выполнение данных упражнений согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, выполнение с незначительными отклонениями, выполнение с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, выполнение упражнений с поддерживающими поясами, в жилетах без значительных ошибок в технике выполнения - зачет) - Проплывание дистанций без учета времени в полной координации изученных элементов способов плавания «Кроль на спине» и «Кроль на груди» (Дистанции 25 м., выбранную по желанию учащегося, проплывание выбранной дистанции согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, проплывание с незначительными отклонениями, проплывание с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, проплывание дистанции с поддерживающими поясами без значительных ошибок в технике выполнения - зачет). Дети, посетившие менее 20% занятий, с работой на них, не оцениваются, если они не выполняют указанных нормативов с допустимыми отклонениями от стандартов, установленных преподавателем. Контрольные упражнения и нормативы: проплыть 25 м одним способом кроль на спине; проплыть 25 м одним способом кроль на груди; погружение в воду с открытыми глазами и продолжительным выдохом под водой 15. погружений в воду); скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения; Прыжок в воду вниз головой с низкого бортика. Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи: - вести здоровый образ жизни; - соблюдать правила личной гигиены; -вести физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, - использовать свои навыки и умения на открытых водоемах в периоды летнего отдыха. 4 класс Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса Должны знать: Правила техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации; Правила личной гигиены; Влияние плавания на организм занимающихся; Спортивные способы плавания; Средства спасения на воде; Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на спине; Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на груди; Технику выполнения плавательных движений в способе брасс. Должны уметь: Выполнять упражнения лежа на груди и на спине; Выполнять упражнения на скольжение; Проплыть 25м способом кроль на спине; Проплыть 25м способом кроль на груди; Проплыть 25м способом брасс; Проплыть 50м без учета времени любым способом. Контрольные упражнения и нормативы: проплыть 25 м способом кроль на спине; проплыть 25 м способом кроль на груди; проплыть 25 м способом брасс; скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения; Прыжок в воду вниз головой со стартовой тумбочки. Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненнопрактические задачи: - вести здоровый образ жизни; - соблюдать правила личной гигиены; -вести физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, - использовать свои навыки и умения на открытых водоемах в периоды летнего отдыха. Нормативы по освоению навыков и умений. В 4 классе форма оценки освоения навыков и умений осуществляется в форме зачета (зачет или незачет), в основу критерия оценки входят следующие показатели: - Посещение уроков плавания с работой на них; (Более 50 % посещённых занятий). - Выполнение упражнений, указанных в программном материале разделе «Практические знания». (выполнение данных упражнений согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, выполнение с незначительными отклонениями, выполнение с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, выполнение упражнений с поддерживающими поясами, в жилетах без значительных ошибок в технике выполнения - зачет) - Проплывание дистанций без учета времени в полной координации изученных элементов способов плавания «Кроль на спине» и «Кроль на груди» (Дистанции 25 м., выбранную по желанию учащегося, проплывание выбранной дистанции согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, проплывание с незначительными отклонениями, проплывание с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, проплывание дистанции с поддерживающими поясами без значительных ошибок в технике выполнения - зачет). Дети, посетившие менее 20% занятий, с работой на них, не оцениваются, если они не выполняют указанных нормативов с допустимыми отклонениями от стандартов, установленных преподавателем. III. Содержание учебного предмета. 1 класс. Теория. Основы знаний. 1.Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде. Краткие и доступные сведения о влиянии занятий плавания на организм детей, как закаливающего организм фактора, как прикладного вида спорта, двигательные навыки которого необходимы в повседневной жизни, значение воды как естественной силы природы. Данные темы вариативно по желанию преподавателя можно включать в объяснения в течение урока на протяжении всего учебного года. Так же детям объясняются правила и меры безопасности поведения на открытых водоемах. 2. Гигиена занятий в плавательном бассейне и купания в открытых водоемах. Основные требования к местам купания в летний период..Принадлежности (купальный костюм, шапочка, тапочки, очки для плавания). Требования медицинского персонала бассейна в отношении внешнего вида и посторонних предметов (украшения, заколки для волос и т.п.). Гигиена приема душевых процедур, принадлежности личной гигиены. Освоение водной среды. 1. Приобщение к водной среде, упражнения для освоения с водной средой. Упражнения на суше, «Сухое плавание» (используются как упражнения для вводной части урока в процессе изучения нового плавательного движения) или разминочного варианта. 2. Дыхательные упражнения в воде. В воде подняться на носки, сделать вдох широко открытым ртом, задержать дыхание (закрыть рот и надуть щеки), погрузиться в воду и медленно выдыхать, сложив губы трубочкой, то же, но с более длительной задержкой дыхания (выдох выполняется во время вставания из воды в воду). Выдохи на воду, в воду, стоя свободно, вдох и выдох без задержки дыхания, наклонившись в воду (голову в воду, только лицо в воду). 3. Безопорные скольжения, упражнения для ознакомления с первыми движениями в плавании. Спортивный способ «Кроль на спине». Начинают с изучения движений на суше (сухое плавание). Выполнение их в воде. После выполнения упражнений у бортиков дети могут выполнять его без поддержки руками. Движения руками. На суше. В воде. Способ плавания «Кроль на груди» Движения ногами начинаю осваивать также на суше. Следующий этап движения ногами в воде. Ученики в воде, поворачиваются лицом к бортику, захватывают край руками и принимают горизонтальное положение, разучивают работу ног'. Упражнения для ознакомления с техникой движения руками. На суше. Ученики принимают удобное исходное положение в наклоне. В воде. Из прежнего исходного положения (как на суше), но подбородок на поверхности воды, делают непрерывные движения руками, как при плавании кролем па груди. Затем те же движения, но опустив лицо в воду. 4. Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного. Подвижные игры в воде 2 класс. Теория. Основы знаний. 1. Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде. Доступные сведения о значении для жизни каждого человека умения держаться на воде и умения плавать, о влиянии плавания в открытых водоемах и в плавательных бассейнах на укрепление здоровья и закаливание организма человека. Умение плавать - является также и обязательным условием для большинства профессий. Правила поведения и техники безопасности в плавательном бассейне и на открытых водоемах в различное время года, основные требования к местам купания в летний период. 2. Гигиена занятий в плавательном бассейне и купания в открытых водоемах. Цели и значение плавательных принадлежностей (купальный костюм, шапочка, тапочки, очки для плавания). Гигиенические личные принадлежности для процедур перед плаванием (полотенце, мыло, мочалка) их применение. Требования медицинского персонала бассейна в отношении внешнего вида и посторонних предметов (украшения, заколки для волос и т.п.). Определяется значимость ухода за кожей, объясняется детям причины и последствия различных травм и заболеваний кожного покрова. Гигиена ухода за кожей на занятиях в бассейне и купания в летний период в открытых водоемах. 3. Техника выполнения плавательных движений способом «Кроль на спине». 4.Техника выполнения плавательных движений способом «Кроль на груди». Освоение водной среды. Практические знания. Приобщение к водной среде, упражнения для освоения с водой. Всевозможные усложнения упражнений, или выполнение их в описанных ранее вариантах, осуществляется по усмотрению преподавателя. Ранее используемые упражнения применяются для обучения вновь прибывших детей или не имевших возможность ранее для занятий плаванием. Упражнения на суше. Упражнения в воде. Упражнения на всплывание и расслабление: Дыхательные упражнения в воде. Спортивный способ «Кроль на спине». Упражнения для ознакомления с техникой движений ногами и руками. На суше. В воде. Способ плавания «Кроль на груди». Упражнения для ознакомления с техникой движений ногами и руками. На суше. В воде. 5.Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного. 3 класс. Теория. Основы знаний. 1.Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде. История развития плавания. Сведения о значение плавания для человека. Правила поведения и техники безопасности, правила купания и меры безопасности в оборудованных и необорудованных местах. Знаки безопасности на водеСпособы спасения. Оказание помощи при бедствии на воде и на льду. Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде. 2. Гигиена занятий плаванием в бассейне и открытых водоемах. Требования к соблюдению правил личной гигиены, занимающихся в бассейне и во время купания в открытых водоемах. Основы здорового образа жизни человека. Понятие о здоровье и факторах, влияющих на него. Критерии состояния здоровья. Основные факторы закаливания и здоровье - сберегающие технологии. Самоконтроль при плавании и купании в открытых водоемах, бассейне. 3. Техника выполнения плавательных движений в способах плавания «Кроль на спине» и «Кроль на груди». -Техника движений ног, рук. -Положение тела: -Положение головы и дыхание: -Общая координация движений: Практические знания 1. Приобщение к водной среде. Упражнения для освоения с водой. Дыхательные упражнения в воде. Безопорные скольжения. Данная часть практических знаний используется из программного материала 1 — 2 классов, применяется в случаях с учащимися не имеющих плавательной практики, плавательных навыков, позволяющих освоить программный материал 3-х классов. 2. Упражнения для освоения техники движений руками и ногами в способах плавания «Кроль на спине - груди». «Кроль на спине»: 3.Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного. Игры, способствующие совершенствованию техники плавания: Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного. 4 класс. Теоретические знания. 1.Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде. История развития плавания. Сведения о значение плавания для человека. Правила поведения и техники безопасности, правила купания и меры безопасности в оборудованных и необорудованных местах. Знаки безопасности на воде «Место купания» «Купание запрещено» и др. Способы спасения. Оказание помощи при бедствии на воде и на льду. Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде. 2. Гигиена занятий плаванием в бассейне и открытых водоемах. Требования к соблюдению правил личной гигиены, занимающихся в бассейне и во время купания в открытых водоемах. Основы здорового образа жизни человека. Понятие о здоровье и факторах, влияющих на него. Критерии состояния здоровья. Основные факторы закаливания и здоровье - сберегающие технологии. Самоконтроль при плавании и купании в открытых водоемах, бассейне. 3. Техника выполнения плавательных движений в способах плавания «Кроль на спине» и «Кроль на груди». -Техника движений ног: -Техника движений рук: -Положение головы и дыхание: -Общая координация движений: Практические знания 1. Приобщение к водной среде. Упражнения для освоения с водой. Дыхательные упражнения в воде. Безопорные скольжения. Данная часть практических знаний используется из программного материала 1-2 классов, применяется в случаях с учащимися не имеющих плавательной практики, плавательных навыков, позволяющих освоить программный материал 3- 4 классов. 2. Упражнения для освоения техники движений руками и ногами в способах плавания «Кроль на спине - груди». «Кроль на спине»: 3.Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного. Игры, способствующие совершенствованию техники плавания. IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1 класс. № Количество часов тема п/п Техника безопасности и правила поведения в бассейне 1 1 Правила гигиены учащихся в бассейне. 2 1 Закаливание организма водой. 3 1 Закаливание организма водой. 4 1 Элементарные движения ног в воде. 5 1 Дыхательные упражнения. 6 1 Согласование работы ног и выдохов в воду 7 1 Лежание и всплывание на воде 8 1 Лежание и всплывание на воде 9 1 Скольжение на воде. 10 1 Скольжение на груди и на спине. 11 1 Кроль на груди. 12 1 Техника работы рук 13 1 Техника работы рук и дыхания 14 1 Техника работы рук и дыхания 15 1 Согласование дыхания с работой рук 16 1 Согласование дыхания с работой рук 17 1 Проплывание коротких отрезков. 18 1 Проплывание коротких отрезков. 19 1 Координация движений в кроле на груди. 20 1 Координация движений в кроле на груди. 21 1 Кроль на спине. 22 1 Техника работы ног. 23 1 Техника работы рук 24 1 Согласование движений рук и ног. 25 1 Согласование движений рук и ног. 26 1 Весёлые старты на воде. 27 1 28 29 30 31 32 33 Эстафетное плавание Эстафетное плавание Эстафета кролем на спине Игры и развлечения на воде. Игры и развлечения на воде. Игры и развлечения на воде. 1 1 1 1 1 1 2 класс. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 тема Техника безопасности и правила поведения в бассейне Правила гигиены учащихся в бассейне. Закаливание организма водой. Элементарные движения рук и ног в воде. Работа ног кролем на груди. Дыхательные упражнения Лежание и всплывание в воде Согласованность дыхательных упражнений и погружений. Скольжения на воде. Техника скольжения на груди. Скольжение на спине. Работа рук и ног кролем на груди на задержке дыхания. Работа рук и ног кролем на груди на задержке дыхания. Техника работы рук спортивным способом кроль на груди Техника работы рук и дыхания спортивным способом плавания кроль на груди. Техника работы рук и дыхания спортивным способом плавания кроль на груди. Согласование дыхания с работой рук в плавни кроль на груди Согласование дыхания с работой рук в плавни кроль на груди Проплывание коротких отрезков кролем на груди с правильным дыханием. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Проплывание коротких отрезков кролем на груди с правильным дыханием. Совершенствование координации движений в кроле на груди. Совершенствование координации движений в кроле на груди. Движениям ног кролем на спине. Техника движения ног в кроле на спине Движениям рук в спортивном способе кролем на спине. Согласование движений рук и ног в спортивном способе кроль на спине. Согласование движений рук и ног в спортивном способе кроль на спине. Согласование движений рук и ног в спортивном способе кроль на спине. Весёлые старты на воде. Эстафетное плавание Эстафетное плавание Эстафетное плавание Игры и развлечения на воде. Игры и развлечения на воде. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 класс. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 тема Техника безопасности и правила поведения в бассейне Правила гигиены учащихся в бассейне. Закаливание организма водой. Дыхательные упражнения. Погружения в воду. Согласованность дыхательных упражнений и погружений Согласованность дыхательных упражнений и погружений Безопорные скольжения. Движение ног кролем на груди. Работа рук и техника дыхания кролем на груди. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Согласование рук, ног и дыхания в плавании кроль на груди Согласование рук, ног и дыхания в плавании кроль на груди Движение рук в кроле на груди. Совершенствование координации движений в кроле на груди. Поворот «маятник» в кроле на груди. Старт с тумбочки в плавании кролем на груди. Проплывание отрезков 25 м. Проплывание отрезков 50 м. Сдача контрольных нормативов Совершенствование движений ног в спортивном способе кроль на спине. Совершенствование движений рук в способе кроль на спине Совершенствование движений рук в способе кроль на спине. Совершенствование общей координации движений в кроле на спине Совершенствование общей координации движений в кроле на спине Совершенствование техники поворота и старта кролем на спине Техника плавания кролем на спине. Сдача контрольных нормативов Техника движения ног в спортивном способе брасс. Совершенствование техники движения ног в спортивном способе брасс. Техника движения рук в спортивном способе брасс. Согласованность движения рук и дыхания в спортивном способе брасс. Эстафетное плавание. Эстафетное плавание. Игры и развлечения на воде. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 класс № п/п 1 2 3 тема Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в бассейне. Спортивное плавание. Виды плавания. Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка пловца на суше. Количество часов 1 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Движение ног кролем на груди на груди с выдохом в воду. Движение рук кролем на груди. Движение рук кролем на груди. Движение рук кролем на груди. Согласование рук, ног и дыхания в плавании кроль на груди Совершенствование координации движений в кроле на груди. Совершенствование движений ног в спортивном способе кроль на спине. Совершенствование движений ног в спортивном способе кроль на спине. Совершенствование движений рук в способе кроль на спине. Совершенствование движений рук в способе кроль на спине. Совершенствование общей координации движений в кроле на спине Совершенствование общей координации движений в кроле на спине Совершенствование техники поворота и старта кролем на спине Совершенствование техники поворота и старта кролем на спине Сдача контрольных нормативов. Техника движения ног в спортивном способе брасс. Техника движения ног в спортивном способе брасс. Совершенствование техники движения ног в спортивном способе брасс. Совершенствование техники движения ног в спортивном способе брасс. Техника движения рук в спортивном способе брасс. Совершенствование техники движения рук в спортивном способе брасс. Совершенствование техники движения рук в спортивном способе брасс. Согласованность движения рук и дыхания в спортивном способе брасс. Согласованность движения рук и дыхания в спортивном способе брасс. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 Согласованность движения рук и дыхания в спортивном способе брасс. Техника поворота и старта в способе брасс. Техника поворота и старта в способе брасс. Комплексная эстафета Эстафета кролем на груди Игры на воде. Водное поло. Игры на воде. Водное поло. 1 1 1 1 1 1 1 V. Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности Основная литература для учителя Стандарт начального общего образования по физической культуре Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008. Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2006. Рабочая программа по физической культуре Дополнительная литература для учителя Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания 2001г. Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1- 6 классы. Издательство «Первое сентября» 2002 г. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 1998. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 1-4 класс, Москва «Вако» 2006 Булгакова Н.Ж. Плавание._ М.:Физкультура и спорт, 1999 г. Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.:Физкультура и спорт, 1983 г. Водные виды спорта, Булгакова Н.Ж. «Академ» - 2010 г. Плавание, Викулов А.Д. , «Владос Пресс» - 2010 г. Игры у воды, на воде, под водой, Булгакова Н.Ж. , М. «ФиС» - 2011 г. Дополнительная литература для обучающихся Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению Учебно-практическое оборудование Доска для плавания Мячи резиновые колобашки ласты Кегли Обруч пластиковый детский Пояс для аквааэробики Пояс спасательный Крги надувные Флажки разметочные Дорожки разделительные Аптечка