МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ГО Богданович
МАОУ Чернокоровская СОШ
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
протокол № 1
от «28» 08 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Плавание»
для 1– 4 классов
Составитель: Бутакова Ирина Владимировна
Учитель физической культуры
с.Чернокоровское 2023г
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Плавание» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной
образовательной программой начального общего образования МАОУ Чернокоровская средняя общеобразовательная школа, обеспечена УМК для 1 – 4
кл., авторов В.И. Ляха, А,А, Зданевича.
Цели изадачи ступени основного общего образованя по учебному предмету «Плавание»
Главной целью данной программы является формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве
общечеловеческой культуры.
Специфической целью программы является подготовка ребенка к здоровому образу жизни и поиск индивидуального пути
самосовершенствования.
Образовательный процесс курса, в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на решение следующих задач:
Формирование всесторонней развитой личности,
посредством приобщения детей к здоровому образу жизни.
развитие у учащихся двигательной активности для нормального физического развития;
приобретения детьми теоретических знаний о роли физических упражнений и
воспитание у детей стремления к высоким спортивным достижениям;
приобретение учащимися жизненно важных навыков для выживания в экстремальных ситуациях;
формирование умения использовать эти навыки.
владение умением проплыть 25м, соблюдая правильную координацию рук, ног
в сочетании с дыханием, а также умение прыгать и погружаться в глубокую воду.
Закрепление и совершенствование достигнутого в приобщение к водной среде.
Закрепление и совершенствование двигательного стереотипа безопорных скольжений.
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься плаванием, применять их в целях отдыха; укрепления здоровья,
самостоятельного сознательного обеспечения безопасности на открытых водоемах;
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Определение всестороннего развития личности предполагает овладение детьми младшего школьного возраста основами плавания и умения
свободно держаться на воде. В это определение можно включить крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, своеобразный и новый
уровень двигательных способностей, знания и навыки в плавании, мотивы и умения (освоенные способы плавания) вести физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность, предпосылки для самостоятельных занятий, а так - же прикладную значимость в плавание на
открытых водоемах в периоды летнего отдыха.
Реализация данной программы будет способствовать развитию навыков плавательной подготовки детей, знаниям и умениям в области
личной гигиены и закаливания, безопасном поведении их на открытых водоёмах, а также общему укреплению здоровья детей и формированию
сознательного стремления к занятиям спортом и физической культурой.
Материал курса представлен в программе следующими содержательными линиями:
Кроль на груди.
Кроль на спине.
Брасс.
Батерфляй.
Принципы, лежащие в основе построения программы:
личностно-ориентированные: Российская гражданская идентичность, Осознанное уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, умениям использовать ценности физической культуры, положительном отношении к занятиям
двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической
культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве.
культурно-ориентированные: знать об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности в
соответствии их возрастно-половым нормативам, способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и
взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
деятельностно-ориентированные: деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной
деятельности ученика, смыслового отношения к миру, адаптивности, умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное
сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
Методы реализации программы: практический, объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый, наблюдение, информативный.
Способы и средства: технические средства, модели и таблицы; рисунки, дидактический материал.
Формы организации урока: фронтальный, групповой, в парах, индивидуальный.
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль
взаимоконтроль
итоговый, включающий сдачу контрольных нормативов
Итоговый контроль - цель: проверить уровень достижения предметных и метапредметных результатов, обучающихся по пройденному в текущем учебном
году программному материалу, отследить уровень усвоения обучающимися учебного материала на базовом и повышенных уровнях.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1 класс.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
– умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Мета предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их
исправлять;
2 класс.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
– умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Мета предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств
физической культуры;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их
исправлять;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
3 класс.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
– умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми.
Личностными результатами освоения обучащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей
Мета предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации
места занятий;
– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной
деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по - развитию
физических качеств;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их
исправлять;
– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и
элементы;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
4 класс.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе образования по физической культуре являются:
– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
– умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Мета предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации
места занятий;
– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной
деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно
объяснять ошибки и способы их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения
и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по - развитию
физических качеств;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и
элементы;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся,
вариативных условиях.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе образования по физической культуре являются:
– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
– умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми.
Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Мета предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации
места занятий;
– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной
деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно
объяснять ошибки и способы их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
– организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения
и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию
физических качеств;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и
элементы;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса
Должны знать:
Правила техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации;
Правила личной гигиены;
Влияние плавания на организм занимающихся;
Спортивные способы плавания;
Средства спасения на воде;
Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на спине;
Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на груди;
Технику выполнения плавательных движений в способе брасс.
Должны уметь:
Выполнять упражнения лежа на груди и на спине;
Выполнять упражнения на скольжение;
Проплыть 25м способом кроль на спине;
Проплыть 25м способом кроль на груди;
Проплыть 25м способом брасс;
Проплыть 50м без учета времени любым способом.
Контрольные упражнения и нормативы:
проплыть 25 м способом кроль на спине;
проплыть 25 м способом кроль на груди;
проплыть 25 м способом брасс;
скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от
стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения;
Прыжок в воду вниз головой со стартовой тумбочки.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненнопрактические задачи:
- вести здоровый образ жизни;
- соблюдать правила личной гигиены;
-вести физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность,
- использовать свои навыки и умения на открытых водоемах в периоды
летнего отдыха.
Нормативы по освоению навыков и умений.
В 4 классе форма оценки освоения навыков и умений осуществляется в форме зачета
(зачет или незачет), в основу критерия оценки входят следующие показатели:
- Посещение уроков плавания с работой на них;
(Более 50 % посещённых занятий).
- Выполнение упражнений указанных в программном материале разделе
«Практические знания».
(выполнение данных упражнений согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, выполнение с
незначительными отклонениями, выполнение с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, выполнение упражнений с
поддерживающими поясами, в жилетах без значительных ошибок в технике выполнения - зачет)
- Проплывание дистанций без учета времени в полной координации изученных элементов способов плавания «Кроль на спине» и «Кроль на
груди»
(Дистанции 25 м., выбранную по желанию учащегося, проплывание выбранной дистанции согласно установленным преподавателем
стандартов без существенных ошибок, проплывание с незначительными отклонениями, проплывание с несколькими незначительными и одной
грубой ошибкой, проплывание дистанции с поддерживающими поясами без значительных ошибок в технике выполнения - зачет).
Дети, посетившие менее 20% занятий, с работой на них, не оцениваются, если они не выполняют указанных нормативов с допустимыми
отклонениями от стандартов установленных преподавателем.
Требования к уровню подготовки учащихся
1 класс
В результате изучения курса
Должны знать:
Названия плавательных упражнений.
Способы плавания и предметы для обучения.
Влияние плавания на состояние здоровья.
Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.
Должны уметь:
Входить в воду самостоятельно;
Передвигаться свободно в воде с любым плавательным средством;
Выполнять упражнения на всплывание;
Выполнять упражнения лежа на груди и на спине.
Контрольные упражнения:
1. погружение в воду с открытыми глазами и продолжительным выдохом под водой (10-15 погружений в воду;
2. скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от стены бассейна. Оценка выставляется
за технику и дальность скольжения;
3. соскок в воду вниз ногами с низкого бортика.
Нормативы по освоению навыков и умений.
1 класс.
В 1-х классах форма оценки освоения навыков и умений осуществляется в форме зачета
(зачет или незачет) в основу критерий оценки входят следующие показатели.
-Посещение уроков плавания: (более 50% посещений занятий)
- Выполнение упражнений, указанных в программном материале раздела:
упражнения на всплывание и расслабление «звездочка», «поплавок», «медуза»,
выполнение
данных упражнений в течение 5 секунд.
-Дыхательные упражнения в воде.
погружение с выдохом в воду, выполнение в полной координации.
-Упражнения в безопорных скольжениях.
выполнение упражнений «Стрелочка па спине», «стрелочка па груди» в полной координации на расстояние не менее 5-10 метров.
Выполнение данных упражнений допускается с поддерживающими поясами и плотиками.
Положительно оцениваются упражнения, выполненные детьми в полной координации без ощущений водобоязни в водной среде. Дети,
посетившие менее 20% занятий- не оцениваются, если они не выполняют указанных нормативов.
Контрольные упражнения и нормативы (оценивается техника движений):
1. проплыть 6-8 м облегчённым способом на спине;
2. проплыть 6-8 м облегчённым способом кроль на груди.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- вести здоровый образ жизни;
- соблюдать правила личной гигиены;
-вести физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность,
- использовать свои навыки и умения на открытых водоемах в периоды летнего отдыха.
2 класс
В результате изучения курса
Должны знать:
Названия плавательных упражнений.
Способы плавания и предметы для обучения.
Влияние плавания на состояние здоровья.
Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.
Должны уметь:
Входить в воду самостоятельно;
Передвигаться свободно в воде с любым плавательным средством;
Выполнять упражнения на всплывание;
Выполнять упражнения лежа на груди и на спине.
Проплыть 25м любым способом.
Нормативы по освоению навыков и умений.
Во 2 классе форма оценки освоения навыков и умений осуществляется в форме зачета
(зачет или незачет), в основу критерия оценки входят следующие показатели:
- Посещение уроков плавания с работой на них;
(Более 50 % посещённых занятий).
- Выполнение упражнений, указанных в программном материале разделе
«Практические знания».
(выполнение данных упражнений согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, выполнение с
незначительными отклонениями, выполнение с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, выполнение упражнений с
поддерживающими поясами, в жилетах без значительных ошибок в технике выполнения - зачет)
- Проплывание дистанций без учета времени в полной координации изученных элементов способов плавания «Кроль на спине» и «Кроль на
груди»
(Дистанции 12 м., выбранную по желанию учащегося, проплывание выбранной дистанции
согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, проплывание с незначительными отклонениями,
проплывание с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, проплывание дистанции с поддерживающими поясами без
значительных ошибок в технике выполнения - зачет).
Дети, посетившие менее 20% занятий, с работой на них, не оцениваются, если они не выполняют указанных нормативов с допустимыми
отклонениями от стандартов, установленных преподавателем.
Контрольные упражнения и нормативы:
1. проплыть 25 м одним из способов по выбору;
2) погружение в воду с открытыми глазами и продолжительным выдохом под водой
15. огружений в воду;
1. скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от
стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения;
4. соскок в воду вниз ногами с низкого бортика.
Контрольные упражнения:
5. погружение в воду с открытыми глазами и продолжительным выдохом под водой (10-15 погружений в воду;
6. скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от стены бассейна. Оценка выставляется
за технику и дальность скольжения;
7. соскок в воду вниз ногами с низкого бортика.
Контрольные упражнения и нормативы (оценивается техника движений):
2. проплыть 8-12 м облегчённым способом на спине;
3. проплыть 8-12 м облегчённым способом кроль на груди
3 класс
Должны знать:
Правила техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации;
История развития плавания. Сведения о значение плавания для человека.
Средства спасения на воде.
Понятие о здоровье и факторах влияющие на него. Критерии состояния здоровья.
Основные факторы закаливания и здоровье. Самоконтроль при плавании и купании в открытых водоемах, бассейне.
Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на спине;
Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на груди.
Должны уметь:
Выполнять упражнения лежа на груди и на спине.
Выполнять упражнения на скольжение.
Проплыть 25м способом кроль на спине;
Проплыть 25м способом кроль на груди.
Нормативы по освоению навыков и умений.
В 3 классе форма оценки освоения навыков и умений осуществляется в форме
зачета
(зачет или незачет), в основу критерия оценки входят следующие показатели:
- Посещение уроков плавания с работой на них;
(Более 50 % посещённых занятий).
- Выполнение упражнений, указанных в программном материале разделе
«Практические знания».
(выполнение данных упражнений согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, выполнение с
незначительными отклонениями, выполнение с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, выполнение упражнений с
поддерживающими поясами, в жилетах без значительных ошибок в технике выполнения - зачет)
- Проплывание дистанций без учета времени в полной координации изученных элементов способов плавания «Кроль на спине» и «Кроль на
груди»
(Дистанции 25 м., выбранную по желанию учащегося, проплывание выбранной дистанции согласно установленным преподавателем
стандартов без существенных ошибок, проплывание с незначительными отклонениями, проплывание с несколькими незначительными и
одной грубой ошибкой, проплывание дистанции с поддерживающими поясами без значительных ошибок в технике выполнения - зачет).
Дети, посетившие менее 20% занятий, с работой на них, не оцениваются, если они не выполняют указанных нормативов с допустимыми
отклонениями от стандартов, установленных преподавателем.
Контрольные упражнения и нормативы:
проплыть 25 м одним способом кроль на спине;
проплыть 25 м одним способом кроль на груди;
погружение в воду с открытыми глазами и продолжительным выдохом под водой
15. погружений в воду);
скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от
стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения;
Прыжок в воду вниз головой с низкого бортика.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- вести здоровый образ жизни;
- соблюдать правила личной гигиены;
-вести физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность,
- использовать свои навыки и умения на открытых водоемах в периоды летнего отдыха.
4 класс
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса
Должны знать:
Правила техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации;
Правила личной гигиены;
Влияние плавания на организм занимающихся;
Спортивные способы плавания;
Средства спасения на воде;
Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на спине;
Технику выполнения плавательных движений в способах кроль на груди;
Технику выполнения плавательных движений в способе брасс.
Должны уметь:
Выполнять упражнения лежа на груди и на спине;
Выполнять упражнения на скольжение;
Проплыть 25м способом кроль на спине;
Проплыть 25м способом кроль на груди;
Проплыть 25м способом брасс;
Проплыть 50м без учета времени любым способом.
Контрольные упражнения и нормативы:
проплыть 25 м способом кроль на спине;
проплыть 25 м способом кроль на груди;
проплыть 25 м способом брасс;
скольжение на груди (руки вытянуты вперёд) и на спине, (руки у бёдер) с помощью толчка от
стены бассейна. Оценка выставляется за технику и дальность скольжения;
Прыжок в воду вниз головой со стартовой тумбочки.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненнопрактические задачи:
- вести здоровый образ жизни;
- соблюдать правила личной гигиены;
-вести физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность,
- использовать свои навыки и умения на открытых водоемах в периоды
летнего отдыха.
Нормативы по освоению навыков и умений.
В 4 классе форма оценки освоения навыков и умений осуществляется в форме зачета
(зачет или незачет), в основу критерия оценки входят следующие показатели:
- Посещение уроков плавания с работой на них;
(Более 50 % посещённых занятий).
- Выполнение упражнений, указанных в программном материале разделе
«Практические знания».
(выполнение данных упражнений согласно установленным преподавателем стандартов без существенных ошибок, выполнение с
незначительными отклонениями, выполнение с несколькими незначительными и одной грубой ошибкой, выполнение упражнений с
поддерживающими поясами, в жилетах без значительных ошибок в технике выполнения - зачет)
- Проплывание дистанций без учета времени в полной координации изученных элементов способов плавания «Кроль на спине» и «Кроль на
груди»
(Дистанции 25 м., выбранную по желанию учащегося, проплывание выбранной дистанции согласно установленным преподавателем
стандартов без существенных ошибок, проплывание с незначительными отклонениями, проплывание с несколькими незначительными и
одной грубой ошибкой, проплывание дистанции с поддерживающими поясами без значительных ошибок в технике выполнения - зачет).
Дети, посетившие менее 20% занятий, с работой на них, не оцениваются, если они не выполняют указанных нормативов с допустимыми
отклонениями от стандартов, установленных преподавателем.
III.
Содержание учебного предмета.
1 класс.
Теория. Основы знаний.
1.Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде.
Краткие и доступные сведения о влиянии занятий плавания на организм детей, как закаливающего организм фактора, как прикладного вида
спорта, двигательные навыки которого необходимы в повседневной жизни, значение воды как естественной силы природы. Данные темы
вариативно по желанию преподавателя можно включать в объяснения в течение урока на протяжении всего учебного года.
Так же детям объясняются правила и меры безопасности поведения на открытых водоемах.
2. Гигиена занятий в плавательном бассейне и купания в открытых водоемах.
Основные требования к местам купания в летний период..Принадлежности (купальный костюм, шапочка, тапочки, очки для плавания).
Требования медицинского персонала бассейна в отношении внешнего вида и посторонних предметов (украшения, заколки для волос и т.п.).
Гигиена приема душевых процедур, принадлежности личной гигиены.
Освоение водной среды.
1. Приобщение к водной среде, упражнения для освоения с водной средой.
Упражнения на суше, «Сухое плавание» (используются как упражнения для вводной части урока в процессе изучения нового плавательного
движения) или разминочного варианта.
2. Дыхательные упражнения в воде.
В воде подняться на носки, сделать вдох широко открытым ртом, задержать дыхание (закрыть рот и надуть щеки), погрузиться в воду и
медленно выдыхать, сложив губы трубочкой, то же, но с более длительной задержкой дыхания (выдох выполняется во время вставания из
воды в воду). Выдохи на воду, в воду, стоя свободно, вдох и выдох без задержки дыхания, наклонившись в воду (голову в воду, только лицо
в воду).
3. Безопорные скольжения, упражнения для ознакомления с первыми движениями в плавании.
Спортивный способ «Кроль на спине».
Начинают с изучения движений на суше (сухое плавание).
Выполнение их в воде.
После выполнения упражнений у бортиков дети могут выполнять его без поддержки руками.
Движения руками. На суше. В воде.
Способ плавания «Кроль на груди»
Движения ногами начинаю осваивать также на суше.
Следующий этап движения ногами в воде. Ученики в воде, поворачиваются лицом к бортику, захватывают край руками и принимают
горизонтальное положение, разучивают работу ног'.
Упражнения для ознакомления с техникой движения руками.
На суше. Ученики принимают удобное исходное положение в наклоне.
В воде. Из прежнего исходного положения (как на суше), но подбородок на поверхности воды, делают непрерывные движения руками, как
при плавании кролем па груди. Затем те же движения, но опустив лицо в воду.
4. Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного.
Подвижные игры в воде
2 класс.
Теория. Основы знаний.
1. Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде.
Доступные сведения о значении для жизни каждого человека умения держаться на воде и
умения плавать, о влиянии плавания в открытых водоемах и в плавательных бассейнах на
укрепление здоровья и закаливание организма человека. Умение плавать - является также и обязательным условием для большинства
профессий.
Правила поведения и техники безопасности в плавательном бассейне и на открытых водоемах в различное время года, основные требования
к местам купания в летний период.
2. Гигиена занятий в плавательном бассейне и купания в открытых водоемах.
Цели и значение плавательных принадлежностей (купальный костюм, шапочка, тапочки, очки для плавания). Гигиенические личные
принадлежности для процедур перед плаванием (полотенце, мыло, мочалка) их применение. Требования медицинского персонала бассейна в
отношении внешнего вида и посторонних предметов (украшения, заколки для волос и т.п.). Определяется значимость ухода за кожей,
объясняется детям причины и последствия различных травм и заболеваний кожного покрова. Гигиена ухода за кожей на занятиях в бассейне
и купания в летний период в открытых водоемах.
3. Техника выполнения плавательных движений способом «Кроль на спине».
4.Техника выполнения плавательных движений способом «Кроль на груди».
Освоение водной среды. Практические знания.
Приобщение к водной среде, упражнения для освоения с водой.
Всевозможные усложнения упражнений, или выполнение их в описанных ранее вариантах, осуществляется по усмотрению преподавателя.
Ранее используемые упражнения применяются для обучения вновь прибывших детей или не имевших возможность ранее для занятий
плаванием.
Упражнения на суше. Упражнения в воде.
Упражнения на всплывание и расслабление:
Дыхательные упражнения в воде.
Спортивный способ «Кроль на спине».
Упражнения для ознакомления с техникой движений ногами и руками.
На суше. В воде.
Способ плавания «Кроль на груди».
Упражнения для ознакомления с техникой движений ногами и руками.
На суше. В воде.
5.Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного.
3 класс.
Теория. Основы знаний.
1.Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде.
История развития плавания. Сведения о значение плавания для человека. Правила поведения и техники безопасности, правила купания и меры
безопасности в оборудованных и необорудованных местах. Знаки безопасности на водеСпособы спасения. Оказание помощи при бедствии на
воде и на льду. Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде.
2. Гигиена занятий плаванием в бассейне и открытых водоемах.
Требования к соблюдению правил личной гигиены, занимающихся в бассейне и во время купания в открытых водоемах. Основы здорового
образа жизни человека. Понятие о здоровье и факторах, влияющих на него. Критерии состояния здоровья. Основные факторы закаливания и
здоровье - сберегающие технологии. Самоконтроль при плавании и купании в открытых водоемах, бассейне.
3. Техника выполнения плавательных движений в способах плавания
«Кроль на спине» и «Кроль на груди».
-Техника движений ног, рук.
-Положение тела:
-Положение головы и дыхание:
-Общая координация движений:
Практические знания
1. Приобщение к водной среде.
Упражнения для освоения с водой.
Дыхательные упражнения в воде.
Безопорные скольжения.
Данная часть практических знаний используется из программного материала 1 — 2 классов, применяется в случаях с учащимися не имеющих
плавательной практики, плавательных навыков, позволяющих освоить программный материал 3-х классов.
2. Упражнения для освоения техники движений руками и ногами в способах плавания «Кроль на спине - груди». «Кроль на спине»:
3.Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного.
Игры, способствующие совершенствованию техники плавания:
Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного.
4 класс.
Теоретические знания.
1.Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде.
История развития плавания. Сведения о значение плавания для человека. Правила поведения и техники безопасности, правила купания и меры
безопасности в оборудованных и необорудованных местах. Знаки безопасности на воде «Место купания» «Купание запрещено» и др. Способы
спасения. Оказание помощи при бедствии на воде и на льду. Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности.
Основные и подручные средства спасения на воде.
2. Гигиена занятий плаванием в бассейне и открытых водоемах.
Требования к соблюдению правил личной гигиены, занимающихся в бассейне и во время купания в открытых водоемах. Основы здорового
образа жизни человека. Понятие о здоровье и факторах, влияющих на него. Критерии состояния здоровья. Основные факторы закаливания и
здоровье - сберегающие технологии. Самоконтроль при плавании и купании в открытых водоемах, бассейне.
3. Техника выполнения плавательных движений в способах плавания
«Кроль на спине» и «Кроль на груди».
-Техника движений ног:
-Техника движений рук:
-Положение головы и дыхание:
-Общая координация движений:
Практические знания
1. Приобщение к водной среде. Упражнения для освоения с водой.
Дыхательные упражнения в воде. Безопорные скольжения.
Данная часть практических знаний используется из программного материала 1-2 классов, применяется в случаях с учащимися не имеющих
плавательной практики, плавательных навыков, позволяющих освоить программный материал 3- 4 классов.
2. Упражнения для освоения техники движений руками и ногами в способах плавания «Кроль на спине - груди». «Кроль на спине»:
3.Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного.
Игры, способствующие совершенствованию техники плавания.
IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1 класс.
№
Количество часов
тема
п/п
Техника безопасности и правила поведения в бассейне
1
1
Правила
гигиены
учащихся
в
бассейне.
2
1
Закаливание организма водой.
3
1
Закаливание организма водой.
4
1
Элементарные движения ног в воде.
5
1
Дыхательные упражнения.
6
1
Согласование работы ног и выдохов в воду
7
1
Лежание и всплывание на воде
8
1
Лежание
и
всплывание
на
воде
9
1
Скольжение на воде.
10
1
Скольжение на груди и на спине.
11
1
Кроль
на
груди.
12
1
Техника работы рук
13
1
Техника работы рук и дыхания
14
1
Техника работы рук и дыхания
15
1
Согласование дыхания с работой рук
16
1
Согласование дыхания с работой рук
17
1
Проплывание
коротких
отрезков.
18
1
Проплывание
коротких
отрезков.
19
1
Координация движений в кроле на груди.
20
1
Координация движений в кроле на груди.
21
1
Кроль
на
спине.
22
1
Техника работы ног.
23
1
Техника работы рук
24
1
Согласование движений рук и ног.
25
1
Согласование движений рук и ног.
26
1
Весёлые старты на воде.
27
1
28
29
30
31
32
33
Эстафетное плавание
Эстафетное плавание
Эстафета кролем на спине
Игры и развлечения на воде.
Игры и развлечения на воде.
Игры и развлечения на воде.
1
1
1
1
1
1
2 класс.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
тема
Техника безопасности и правила поведения в бассейне
Правила гигиены учащихся в бассейне.
Закаливание организма водой.
Элементарные движения рук и ног в воде.
Работа ног кролем на груди.
Дыхательные упражнения
Лежание и всплывание в воде
Согласованность дыхательных упражнений и погружений.
Скольжения на воде.
Техника скольжения на груди.
Скольжение на спине.
Работа рук и ног кролем на груди на задержке дыхания.
Работа рук и ног кролем на груди на задержке дыхания.
Техника работы рук спортивным способом кроль на груди
Техника работы рук и дыхания спортивным способом плавания кроль
на груди.
Техника работы рук и дыхания спортивным способом плавания кроль
на груди.
Согласование дыхания с работой рук в плавни кроль на груди
Согласование дыхания с работой рук в плавни кроль на груди
Проплывание коротких отрезков кролем на груди с правильным
дыханием.
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Проплывание коротких отрезков кролем на груди с правильным
дыханием.
Совершенствование координации движений в кроле на груди.
Совершенствование координации движений в кроле на груди.
Движениям ног кролем на спине.
Техника движения ног в кроле на спине
Движениям рук в спортивном способе кролем на спине.
Согласование движений рук и ног в спортивном способе кроль на
спине.
Согласование движений рук и ног в спортивном способе кроль на
спине.
Согласование движений рук и ног в спортивном способе кроль на
спине.
Весёлые старты на воде.
Эстафетное плавание
Эстафетное плавание
Эстафетное плавание
Игры и развлечения на воде.
Игры и развлечения на воде.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
тема
Техника безопасности и правила поведения в бассейне
Правила гигиены учащихся в бассейне.
Закаливание организма водой.
Дыхательные упражнения.
Погружения в воду.
Согласованность дыхательных упражнений и погружений
Согласованность дыхательных упражнений и погружений
Безопорные скольжения.
Движение ног кролем на груди.
Работа рук и техника дыхания кролем на груди.
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Согласование рук, ног и дыхания в плавании кроль на груди
Согласование рук, ног и дыхания в плавании кроль на груди
Движение рук в кроле на груди.
Совершенствование координации движений в кроле на груди.
Поворот «маятник» в кроле на груди.
Старт с тумбочки в плавании кролем на груди.
Проплывание отрезков 25 м.
Проплывание отрезков 50 м.
Сдача контрольных нормативов
Совершенствование движений ног в спортивном способе кроль на
спине.
Совершенствование движений рук в способе кроль на спине
Совершенствование движений рук в способе кроль на спине.
Совершенствование общей координации движений в кроле на спине
Совершенствование общей координации движений в кроле на спине
Совершенствование техники поворота и старта кролем на спине
Техника плавания кролем на спине.
Сдача контрольных нормативов
Техника движения ног в спортивном способе брасс.
Совершенствование техники движения ног в спортивном способе брасс.
Техника движения рук в спортивном способе брасс.
Согласованность движения рук и дыхания в спортивном способе брасс.
Эстафетное плавание.
Эстафетное плавание.
Игры и развлечения на воде.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс
№
п/п
1
2
3
тема
Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в бассейне.
Спортивное плавание. Виды плавания.
Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка
пловца на суше.
Количество часов
1
1
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Движение ног кролем на груди
на груди с выдохом в воду.
Движение рук кролем на груди.
Движение рук кролем на груди.
Движение рук кролем на груди.
Согласование рук, ног и дыхания в плавании кроль на груди
Совершенствование координации движений в кроле на груди.
Совершенствование движений ног в спортивном способе кроль на
спине.
Совершенствование движений ног в спортивном способе кроль на
спине.
Совершенствование движений рук в способе кроль на спине.
Совершенствование движений рук в способе кроль на спине.
Совершенствование общей координации движений в кроле на спине
Совершенствование общей координации движений в кроле на спине
Совершенствование техники поворота и старта кролем на спине
Совершенствование техники поворота и старта кролем на спине
Сдача контрольных нормативов.
Техника движения ног в спортивном способе брасс.
Техника движения ног в спортивном способе брасс.
Совершенствование техники движения ног в спортивном способе
брасс.
Совершенствование техники движения ног в спортивном способе
брасс.
Техника движения рук в спортивном способе брасс.
Совершенствование техники движения рук в спортивном способе
брасс.
Совершенствование техники движения рук в спортивном способе
брасс.
Согласованность движения рук и дыхания в
спортивном способе
брасс.
Согласованность движения рук и дыхания в спортивном способе брасс.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
29
30
31
32
33
34
Согласованность движения рук и дыхания в спортивном способе брасс.
Техника поворота и старта в способе брасс.
Техника поворота и старта в способе брасс.
Комплексная эстафета
Эстафета кролем на груди
Игры на воде. Водное поло.
Игры на воде. Водное поло.
1
1
1
1
1
1
1
V. Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Основная литература для учителя
Стандарт начального общего образования по физической культуре
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.:
Просвещение, 2008.
Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение»
2006.
Рабочая программа по физической культуре
Дополнительная литература для учителя
Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания 2001г.
Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1- 6
классы. Издательство «Первое сентября» 2002 г.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 1998.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 1-4 класс, Москва «Вако» 2006
Булгакова Н.Ж. Плавание._ М.:Физкультура и спорт, 1999 г.
Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.:Физкультура и спорт, 1983 г.
Водные виды спорта, Булгакова Н.Ж. «Академ» - 2010 г.
Плавание, Викулов А.Д. , «Владос Пресс» - 2010 г.
Игры у воды, на воде, под водой, Булгакова Н.Ж. , М. «ФиС» - 2011 г.
Дополнительная литература для обучающихся
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту,
олимпийскому движению
Учебно-практическое оборудование
Доска для плавания
Мячи резиновые
колобашки
ласты
Кегли
Обруч пластиковый детский
Пояс для аквааэробики
Пояс спасательный
Крги надувные
Флажки разметочные
Дорожки разделительные
Аптечка