РП по родному языку (русский), 3 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, с учётом учебного плана на
2019-2020 год, в соответствии с которым на изучение учебного предмета «Родной (русский)
язык» в 3 классе отводится 0,5 часа в неделю из компонента ОУ, рабочая программа
разработана на 17 часов в год.
1. Планируемые результаты освоения курса «Родной (русский) язык»
Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения,
приобретённые при изучении родного (русского) языка в начальной школе, являются
фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же время в
начальной школе этот предмет является основой овладения родным языком через речевую
деятельность, через восприятие речи и говорение. Владение словом – инструментом
общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может
развиваться без языкового материала.
Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Таким образом, родной язык является эффективным средством развития личности школьника.
Основная цель обучения родному (русскому) языку – способствовать более прочному и
сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей,
совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень
языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку,
решать проблемы интеллектуального развития младших школьников, готовить ученика к
активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Цель курса:
 расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку,
показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а
увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
 развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
 приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
 пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
 развитие мотивации к изучению русского языка;
 развитие творчества и обогащение словарного запаса;
 совершенствование общего языкового развития учащихся;
 углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
 воспитание культуры обращения с книгой;
 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
 развивать смекалку и сообразительность;
 приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
 развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Ведущим принципом, лежащим в основе программы, является занимательность. Каждое
занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках,
кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию
интереса к изучению родного русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала. В
основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности,
систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и
активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы,
которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы
проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащихся на
уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во
внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения
на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом
индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к
занятиям. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной
грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов
и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность –
это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает любознательность.
Для учащихся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е.
приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их
разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью
формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому
обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и
жизненные интересы обучающихся.


Результаты изучения родного (русского) языка
3--й класс
Личностные результаты
 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия–
умение осознавать и определять эмоции
других
людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
 чувство
прекрасного
–
умение чувствовать красоту
и
выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;

 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
2. Содержание учебного курса «Родной (русский) язык»
Русский язык: прошлое и настоящее 10 ч.
Где путь прямой, там не езди по кривой.
Кто друг прямой, тот брат родной..
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
Сошлись два друга - мороз да вьюга.
Ветер без крыльев летает.
Какой лес без чудес.
Дело мастера боится.
Заиграйте, мои гусли...
Что ни город, то норов.
У земли ясно солнце,
у человека - слово.
Язык в действии 5ч.
Для чего нужны суффиксы.
Какие особенности рода имен существительных есть в русском
языке?
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?
Как изменяются имена существительные во множественном числе?
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Секреты речи и текста 2 ч.
Создаем тексты-рассуждения.
Создаем тексты-повествования

3. Тематическое планирование
курса «Родной (русский) язык» в 3классе
на 2023/2024 учебный год
Количество учебных часов по программе 17, количество учебных часов 1 раз в неделю 1
полугодие.
№

Тема урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Русский язык: прошлое и настоящее 10 ч.
Где путь прямой, там не езди по кривой.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
Сошлись два друга - мороз да вьюга.
Ветер без крыльев летает.
Какой лес без чудес.
Дело мастера боится.
Заиграйте, мои гусли...
Что ни город, то норов.
У земли ясно солнце,
у человека - слово.
Язык в действии 5ч.

11

Для чего нужны суффиксы.

12

Какие особенности рода имен существительных есть в
русском языке?
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по
числам?
Как изменяются имена существительные во
множественном числе?
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Секреты речи и текста 2 ч.
Создаем тексты-рассуждения.
Создаем тексты-повествования

13
14
15
16
17

Дата

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».