1
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной
рабочей программы воспитания.
В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с
федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на уровне основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОДНКНР»
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов
России" носит культурологический и воспитательный характер, главный
результат обучения ОДНКНР - духовно-нравственное развитие обучающихся
в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают
возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в
рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о
структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем
родной страны, находить в истории российского общества существенные
связи с традиционной духовно-нравственной культурой России.
Курс ОДНКНР формируется и преподается в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности
содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям
возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса «ОДНКНР» обучающиеся получают
представление о существенных взаимосвязях между материальной и
духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно-нравственным обликом, изучают основные
компоненты культуры, ее специфические инструменты самопрезентации,
исторические и современные особенности духовно-нравственного развития
народов России.
Рабочая программа по учебному курсу «ОДНКНР» разработана с
учетом
формирования
функциональной
грамотности
школьников
(читательская
грамотность,
естественно-научная
грамотность,
математическая грамотность и т.д.). Формирование компонентов
функциональной грамотности обучающихся в рамках учебного курса
«ОДНКНР» реализуется через планируемые результаты, сформулированные
в соответствии с ФГОС нового поколения начального (основного) общего
3
образования. Обучение по программе учебного курса «ОДНКНР»
осуществляется с использованием верифицированных электронных и
цифровых образовательных ресурсов».
Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование
нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и
воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина
своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию
макроуровня
(Россия
в
целом
как
многонациональное,
поликонфессиональное государство с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями), на
микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой
Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к
которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР означает
важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие
культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании
предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании ОДНКНР
означает важность терминологического единства, необходимость освоения
основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной
терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным
феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и
психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным
зонам ближайшего развития для 5 класса, когнитивным способностям и
социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и
общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса
ОДНКНР
включает
осознание
важности
наднационального
и
надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине.
Данный принцип реализуется через поиск объединяющих черт в духовнонравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом
развитии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОДНКНР»
Целями изучения учебного курса ОДНКНР являются: формирование
общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
4
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и
мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу
Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также
способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития Российской
Федерации.
Цели курса ОДНКНР определяют следующие задачи:
овладение
предметными
компетенциями,
имеющими
преимущественное значение для формирования гражданской идентичности
обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как
способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы,
истории, изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений,
оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов Российской Федерации;
содействие
осознанному
формированию
мировоззренческих
ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовнонравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания
через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности
социального взаимодействия, гражданской идентичности.
Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, способствуя:
5
расширению и систематизации знаний и представлений обучающихся о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях,
полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики,
окружающего мира, литературного чтения и других предметов начального
общего образования;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов Российской Федерации, их роли в развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощенных в
семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на
соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание
своих обязанностей перед обществом и государством;
воспитанию патриотизма, уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов Российской
Федерации, толерантному отношению к людям другой культуры, умению
принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и
особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска
общих культурных стратегий и идеалов;
осознанию
приоритетной
значимости
духовно-нравственных
ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных,
альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского
общества, объединяющих светскость и духовность;
формированию ответственного отношения к учению и труду,
готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору
ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и ее функциях,
особенностях взаимодействия с социальными институтами, способности их
применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и
культуре Российской Федерации и современном обществе, давать
нравственные оценки поступков и событий на основе осознания
главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в
отборе, использовании и структурировании информации, а также
возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОДНКНР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР в 5
классе - 34 часа (1 час в неделю
6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс.
3.1. Тематический блок 1. "Россия - наш общий дом".
Тема 1. Зачем изучать курс "Основы духовно-нравственной культуры
народов России"?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и
Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья.
Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое
культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре
народов России.
Тема 2. Наш дом - Россия.
Россия - многонациональная страна. Многонациональный народ
Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки
народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык - язык общения и язык возможностей. Русский
язык - основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад
народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий
проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех
народов России. Возможности, которые дает русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни
общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного
пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт,
техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными
ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и
знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, ее роль в жизни общества и
человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в
религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
7
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний.
Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию
человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным
человеком? Знание о культуре народов России.
159.3.2. Тематический блок 2. "Семья и духовно-нравственные
ценности".
Тема 11. Семья - хранитель духовных ценностей.
Семья - базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и
культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества.
Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи.
Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения
устного поэтического творчества (сказки, поговорки и другие) о семье и
семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов
искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о
своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и другого).
Семейное древо. Семейные традиции.
159.3.3. Тематический блок 3. "Духовно-нравственное богатство
личности".
Тема 17. Личность - общество - культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне
общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек - творец культуры. Культура
как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм.
Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы
творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур.
Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как
реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и
нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие,
любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
159.3.4. Тематический блок 4. "Культурное единство России".
8
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи - часть истории
народа, государства, человечества. Важность исторической памяти,
недопустимость ее фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От
сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир
человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие
культур.
Межпоколенная
и
межкультурная
трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры
межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовнонравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и
социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален.
Малая Родина - часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции
в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение
духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные,
архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические
здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные
ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История
народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и
поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его
9
ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство
культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны - залог будущего России.
Россия - единая страна. Русский мир. Общая история, сходство
культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов
России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОДНКНР на уровне основного общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания учебного предмета.
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного
курса.
Планируемые личностные результаты освоения курса представляют
собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов
освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу
образовательной программы по ОДНКНР.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают:
осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
В результате изучения курса ОДНКНР на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты в части:
1) патриотического воспитания:
10
самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении
российской государственности;
2) гражданского воспитания:
осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества и знание основных норм морали,
нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению
в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
3) ценности познавательной деятельности:
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через
развитие
способностей
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
4) духовно-нравственного воспитания.
сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам, осознание значения семьи в жизни человека и
11
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению
в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты освоения программы по ОДНКНР
включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются
в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия
(познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность их
использовать в учебной, познавательной и социальной практике, готовность
к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности
и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории,
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с
учетом назначения информации и ее аудитории.
В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие познавательные
универсальные учебные действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и проводить выводы (логические универсальные
учебные действия);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические/моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативные
универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное
сотрудничество);
12
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(информационно
коммуникационная компетентность).
У обучающегося будут сформированы следующие регулятивные
универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности (целеполагание);
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией (контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
(познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты освоения программы по ОДНКНР на уровне
основного общего образования.
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных
знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области, предпосылки научного типа мышления, виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании проектов.
К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по ОДНКНР:
Тематический блок 1. "Россия - наш общий дом".
Тема 1. Зачем изучать курс "Основы духовно-нравственной культуры
народов России"?
Знать цель и предназначение курса "Основы духовно-нравственной
культуры народов России", понимать важность изучения культуры и
13
гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина
России;
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о
понятиях "мораль и нравственность", "семья", "традиционные ценности", об
угрозах духовно-нравственному единству страны;
понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовнонравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом - Россия.
Иметь представление об историческом пути формирования
многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном
характере и причинах его формирования;
знать о современном состоянии культурного и религиозного
разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных
различий;
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного
сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы
между народами и нациями, обосновывать их необходимость.
Тема 3. Язык и история.
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и
влияние на миропонимание личности;
иметь базовые представления о формировании языка как носителя
духовно-нравственных смыслов культуры;
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в
организации межкультурного диалога и взаимодействия;
обосновывать свое понимание необходимости нравственной чистоты
языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык - язык общения и язык возможностей.
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского
языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
знать и уметь обосновать важность русского языка как
культурообразующего языка народов России, важность его для
существования государства и общества;
понимать, что русский язык - не только важнейший элемент
национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние
российского государства, уметь приводить примеры;
иметь представление о нравственных категориях русского языка и их
происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Иметь сформированное представление о понятие "культура";
осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы, знать
основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с
реальными проявлениями культурного многообразия;
14
уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура.
Иметь представление об артефактах культуры;
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства:
земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями
духовной культуры;
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов
народов России от географии их массового расселения, природных условий и
взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура.
Иметь представление о таких культурных концептах как "искусство",
"наука", "религия";
знать и давать определения терминам "мораль", "нравственность",
"духовные ценности", "духовность" на доступном для обучающихся уровне
осмысления;
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их
репрезентации в культуре;
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный
смысл культурных артефактов;
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными
явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия.
Иметь представление о понятии "религия", уметь пояснить ее роль в
жизни общества и основные социально-культурные функции;
осознавать связь религии и морали;
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов
России;
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их
картины мира.
Тема 9. Культура и образование.
Характеризовать термин "образование" и уметь обосновать его
важность для личности и общества;
иметь представление об основных ступенях образования в России и их
необходимости;
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и
личностным и профессиональным ростом человека;
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным
развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность
процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
15
Иметь сформированные представления о закономерностях развития
культуры и истории народов, их культурных особенностях;
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний
о культуре своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно-нравственными ценностями на основе местной культурноисторической специфики;
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как
источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности
современного общества.
Тематический блок 2. "Семья и духовно-нравственные ценности".
Тема 11. Семья - хранитель духовных ценностей.
Знать и понимать смысл термина "семья";
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и
особенностями семейного быта и отношений в семье;
осознавать значение термина "поколение" и его взаимосвязь с
культурными особенностями своего времени;
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурноисторическими условиями ее существования;
понимать и обосновывать такие понятия, как "счастливая семья",
"семейное счастье";
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций
и ее воспитательную роль;
понимать смысл терминов "сиротство", "социальное сиротство",
обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах
помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
Знать и уметь объяснить понятие "Родина";
осознавать взаимосвязь и различия между концептами "Отечество" и
"Родина";
понимать, что такое история семьи, каковы формы ее выражения и
сохранения;
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории
народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их
важность как ключевых элементах семейных отношений;
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры
собственного этноса;
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов
России, собственной семьи;
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции
ценностей, духовно-нравственных идеалов.
16
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о
семье, семейных обязанностях;
уметь обосновывать свое понимание семейных ценностей, выраженных
в фольклорных сюжетах;
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в
литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с
участием семьи в произведениях художественной культуры;
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с
использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального
института, характеризовать роль домашнего труда и распределение
экономических функций в семье;
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей;
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его
важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Иметь сформированные представления о закономерностях развития
семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные
закономерности на региональных материалах и примерах из жизни
собственной семьи;
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и
культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего
народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно-нравственными ценностями семьи;
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора
культурной преемственности.
Тематический блок 3. "Духовно-нравственное богатство личности".
Тема 17. Личность - общество - культура.
Знать и понимать значение термина "человек" в контексте духовнонравственной культуры;
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело века и
общества, человека и культуры;
понимать и объяснять различия между обоснованием термина
"личность" в быту, в контексте культуры и творчества;
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в
культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек - творец культуры.
17
Знать значение термина "творчество" в нескольких аспектах и
понимать границы их применимости;
осознавать
и
доказывать
важность
морально-нравственных
ограничений в творчестве;
обосновывать важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека;
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в
жизни человека;
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов
добра и зла;
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей,
как "взаимопомощь", "сострадание", "милосердие", "любовь", "дружба",
"коллективизм", "патриотизм", "любовь к близким".
Тематический блок 4. "Культурное единство России".
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Понимать и уметь объяснять суть термина "история", знать основные
исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового
исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими
событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как
духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Знать и понимать отличия литературы от других видов
художественного творчества;
рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять
простые выразительные средства литературного языка;
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Иметь представление о значении терминов "взаимодействие культур",
"культурный обмен" как формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества;
понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры
межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовнонравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
18
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России;
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых
общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт
"полиэтничность";
называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они
традиционно проживают;
уметь объяснить значение словосочетаний "многонациональный народ
Российской Федерации", "государствообразующий народ", "титульный
этнос";
понимать ценность многообразия культурных укладов народов
Российской Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их
важность как элементов культуры;
устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
различать основные типы праздников;
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и
собственной семьи;
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
понимать основной смысл семейных праздников;
определять нравственный смысл праздников народов России;
осознавать значение праздников как элементов культурной памяти
народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России.
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы
памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и
особенностями культуры и этапами исторического развития;
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной
деятельности;
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научнотехнического развития и типами жилищ;
19
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями
архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
устанавливать связь между историей памятника и историей края,
характеризовать памятники истории и культуры;
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой
работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования,
выделять простые выразительные средства музыкального языка;
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления,
как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла музыкальных произведений;
знать основные темы музыкального творчества народов России,
народные инструменты.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных
средствах изобразительного искусства;
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика,
фольклорные орнаменты;
обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как
культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла изобразительного искусства;
знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать
важность и нужность этих языковых выразительных средств;
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания
фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и
нравственности;
знать, что такое национальная литература и каковы ее выразительные
средства;
оценивать
морально-нравственный
потенциал
национальной
литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом.
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными
условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего
региона;
20
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития
культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций,
многообразия культур;
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты
взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и
гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с
учетом их возрастных особенностей);
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей,
как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической
и политической географии;
понимать, что такое культурная карта народов России;
описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их
особенностями.
Тема 32. Единство страны - залог будущего России.
Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре
народов России для обоснования ее территориального, политического и
экономического единства;
понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
159.5.4.2. К концу обучения в 6 классе обучающийся получит
следующие предметные результаты по отдельным темам программы по
ОДНКНР.
Тематический блок 1. "Культура как социальность".
Тема 1. Мир культуры: его структура.
Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от
природных явлений;
уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры
и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным
состоянием общества;
понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов;
уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и
этапами развития социума.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Характеризовать административно-территориальное деление России;
знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа,
уметь показать их на административной карте России;
21
понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства
в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти
отдельных этносов;
объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости
от его принадлежности к тому или иному народу;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов
Российской Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
характеризовать духовную культуру всех народов России как общее
достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 3. История быта как история культуры.
Понимать смысл понятия "домашнее хозяйство" и характеризовать его
типы;
понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов
России и особенностями исторического периода;
находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов
России от их локализации в конкретных климатических, географических и
культурно-исторических условиях.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный.
Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда,
характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;
осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества,
роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и
экономически благоприятной среды;
демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его
социальной и духовно-нравственной важности;
понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и
изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности
общества.
Тема 5. Образование в культуре народов России.
Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на
различных этапах его развития;
понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость
от процесса познания;
понимать специфику каждого уровня образования, ее роль в
современных общественных процессах;
обосновывать важность образования в современном мире и ценность
знания;
характеризовать образование как часть процесса формирования
духовно-нравственных ориентиров человека.
Тема 6. Права и обязанности человека.
22
Знать термины "права человека", "естественные права человека",
"правовая культура";
характеризовать историю формирования комплекса понятий,
связанных с правами;
понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и
обязанности человека;
понимать необходимость соблюдения прав человека;
понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета
между правами и обязанностями человека в обществе;
приводить примеры формирования правовой культуры из истории
народов России.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Знать и понимать смысл терминов "религия", "конфессия", "атеизм",
"свободомыслие";
характеризовать основные культурообразующие конфессии;
знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном
этапе общественного развития;
понимать и обосновывать роль религий как источника культурного
развития общества.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Характеризовать основные процессы, протекающие в современном
обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития
человека и общества в целом для сохранения социально-экономического
благополучия;
называть и характеризовать основные источники этого процесса, уметь
доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из
истории и культуры России.
Тематический блок 2. "Человек и его отражение в культуре".
Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание
личных качеств человека;
осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными
моральными и нравственными ценностями;
понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия
общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных
процессах;
характеризовать взаимосвязь таких понятий как "свобода",
"ответственность", "право" и "долг";
понимать важность коллективизма как ценности современной России и
его приоритет перед идеологией индивидуализма;
23
приводить примеры идеалов человека в историко-культурном
пространстве современной России.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.
Понимать
различие
между
процессами
антропогенеза
и
антропосоциогенеза; характеризовать процесс взросления человека и его
основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития
существования на каждом из этапов;
обосновывать важность взаимодействия человека и общества,
характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
знать и уметь демонстрировать свое понимание самостоятельности, ее
роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Характеризовать нравственный потенциал религии;
знать
и
уметь
излагать
нравственные
принципы
государствообразующих конфессий России;
знать основные требования к нравственному идеалу человека в
государствообразующих религиях современной России;
уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных
ценностей для современного общества.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке.
Понимать и характеризовать смысл понятия "гуманитарное знание";
определять нравственный смысл гуманитарного знания, его
системообразующую роль в современной культуре;
характеризовать понятие "культура" как процесс самопознания
общества, как его внутреннюю самоактуализацию;
осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей
гуманитарного знания.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Характеризовать многосторонность понятия "этика";
понимать особенности этики как науки;
объяснять понятия "добро" и "зло" с помощью примеров в истории и
культуре народов России и соотносить их с личным опытом;
обосновывать важность и необходимость нравственности для
социального благополучия общества и личности.
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Характеризовать
понятия
"самопознание",
"автобиография",
"автопортрет", "рефлексия";
уметь соотносить понятия "мораль", "нравственность", "ценности" с
самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
Тематический блок 3. "Человек как член общества".
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
24
соотносить понятия "добросовестный труд" и "экономическое
благополучие"; объяснять понятия "безделье", "лень", "тунеядство";
понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления
для самого себя;
оценивать общественные процессы в области общественной оценки
труда;
осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых
подвигов, социальной ответственности за свой труд;
объяснять важность труда и его экономической стоимости;
знать и объяснять понятия "безделье", "лень", "тунеядство", с одной
стороны, и "трудолюбие", "подвиг труда", "ответственность", с другой
стороны, а также "общественная оценка труда".
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Характеризовать понятия "подвиг", "героизм", "самопожертвование";
понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
уметь доказывать важность героических примеров для жизни
общества;
знать и называть героев современного общества и исторических
личностей;
обосновывать разграничение понятий "героизм" и "псевдогероизм"
через значимость для общества и понимание последствий.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Характеризовать понятие "социальные отношения";
понимать смысл понятия "человек как субъект социальных отношений"
в приложении к его нравственному и духовному развитию;
осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном
состоянии личности;
обосновывать
понятия
"дружба",
"предательство",
"честь",
"коллективизм" и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
обосновывать важность и находить нравственные основания
социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности;
понимать и характеризовать понятие "этика предпринимательства" в
социальном аспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания.
Характеризовать понятие "социальные проблемы современного
общества" как многостороннее явление, в том числе обусловленное
несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;
приводить примеры таких понятий как "бедность", "асоциальная
семья", "сиротство", знать и уметь обосновывать пути преодоления их
последствий на доступном для понимания уровне;
25
обосновывать важность понимания роли государства в преодолении
этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний
со стороны общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Характеризовать понятия "благотворительность", "меценатство",
"милосердие", "волонтерство", "социальный проект", "гражданская и
социальная ответственность", "общественные блага", "коллективизм" в их
взаимосвязи;
анализировать
и
выявлять
общие
черты
традиций
благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у
представителей разных этносов и религий;
уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных,
волонтерских и социальных проектах в регионе своего проживания.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Характеризовать понятие "гуманизм" как источник духовнонравственных ценностей российского народа;
находить и обосновывать проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России;
знать и понимать важность гуманизма для формирования
высоконравственной
личности,
государственной
политики,
взаимоотношений в обществе;
находить и объяснять гуманистические проявления в современной
культуре.
Тема 21. Социальные профессии, их важность для сохранения духовнонравственного облика общества.
Характеризовать понятия "социальные профессии", "помогающие
профессии";
иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых
представителям социальных профессий;
осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе
социальных профессий;
приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,
подтверждающие данную точку зрения.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность
как нравственный долг.
Характеризовать понятие "благотворительность" и его эволюцию в
истории России;
доказывать важность меценатства в современном обществе для
общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого
мецената;
характеризовать понятие "социальный долг", обосновывать его важную
роль в жизни общества;
26
приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и
современной России;
понимать
смысл
внеэкономической
благотворительности:
волонтерской деятельности, аргументированно объяснять ее важность.
Тема 23. Выдающиеся ученые России. Наука как источник социального
и духовного прогресса общества.
Характеризовать понятие "наука";
уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном
обществе, прослеживать ее связь с научно-техническим и социальным
прогрессом;
называть имена выдающихся ученых России;
обосновывать важность понимания истории науки, получения и
обоснования научного знания;
характеризовать и доказывать важность науки для благополучия
общества, страны и государства;
обосновывать важность морали и нравственности в науке, ее роль и
вклад в доказательство этих понятий.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Характеризовать понятие "профессия", предполагать характер и цель
труда в определенной профессии;
обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать ее
вклад в общество, называть духовно-нравственные качества человека,
необходимые в этом виде труда.
Тематический блок 4. "Родина и патриотизм".
Тема 25. Гражданин.
Характеризовать понятия "Родина" и "гражданство", объяснять их
взаимосвязь;
понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей
гражданского самосознания;
понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм.
Характеризовать понятие "патриотизм";
приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на
ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
уметь обосновывать важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Характеризовать понятия "война" и "мир";
доказывать важность сохранения мира и согласия;
обосновывать роль защиты Отечества, ее важность для гражданина;
понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке,
культуре;
27
характеризовать понятия "военный подвиг", "честь", "доблесть",
обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений.
Тема 28. Государство. Россия - наша родина.
Характеризовать понятие "государство";
уметь выделять и формулировать основные особенности Российского
государства с использованием исторических фактов и духовно-нравственные
ценностей;
характеризовать понятие "закон" как существенную часть гражданской
идентичности человека;
характеризовать понятие "гражданская идентичность", соотносить это
понятие с необходимыми нравственными качествами человека.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).
Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, ее составляющие:
этническую, религиозную, гендерную идентичности;
обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина,
указывать их источники.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Характеризовать понятие "добрые дела" в контексте оценки
собственных действий, их нравственного характера;
находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к
потребностям класса.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Характеризовать понятие "человек" как духовно-нравственный идеал;
приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые
ему присущи.
Тема 32. Человек и культура (проект).
Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
уметь описать в выбранном направлении с помощью известных
примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры;
показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
характеризовать
основные
признаки
понятия
"человек"
с
использованием исторических и культурных примеров, их осмысление и
оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.
28
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п
/
п
Количество часов
Наименование
разделов и тем
программы
Всег
о
Контрольн
ые работы
Практически
е работы
Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
https://uchebnik.m
os.ru/material_vie
w/lesson_template
s/2868042?menuR
eferrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material_vie
w/lesson_template
s/2320891?menuR
eferrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/267377?menuRef
errer=catalogue
1
Россия – наш общий
дом
11
0
1
https://uchebnik.m
os.ru/material_vie
w/atomic_objects/
7274133?menuRe
ferrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/198243?menuRef
errer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material_vie
w/atomic_objects/
7790120?menuRe
ferrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material_vie
29
w/atomic_objects/
7747379?menuRe
ferrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/257126?menuRef
errer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material_vie
w/atomic_objects/
10759242?menuR
eferrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/245438?menuRef
errer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/70055?menuRefe
rrer=catalogue
2
Семья и духовнонравственные
ценности.
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/248466?menuRef
errer=catalogue
6
0
1
https://uchebnik.m
os.ru/material_vie
w/atomic_objects/
721541?menuRef
errer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/323280?menuRef
errer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/246059?menuRef
errer=catalogue
30
https://uchebnik.m
os.ru/material_vie
w/atomic_objects/
7464917?menuRe
ferrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/29119?menuRefe
rrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/60191?menuRefe
rrer=catalogue
3
Духовно-нравственное
богатство личности.
3
0
0
https://uchebnik.m
os.ru/material_vie
w/atomic_objects/
7523454?menuRe
ferrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material_vie
w/lesson_template
s/2577038?menuR
eferrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material_vie
w/atomic_objects/
7464802?menuRe
ferrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/293252?menuRef
errer=catalogue
4
Культурное единство
России.
14
0
2
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/1777?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
31
/1777?menuReferr
er=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material_vie
w/atomic_objects/
9840859?menuRe
ferrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/260994?menuRef
errer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/244977?menuRef
errer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/201097?menuRef
errer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/267440?menuRef
errer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/351659?menuRef
errer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/324662?menuRef
errer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/69915?menuRefe
rrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
32
/21250?menuRefe
rrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/189512?menuRef
errer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material_vie
w/atomic_objects/
9029258?menuRe
ferrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/83493?menuRefe
rrer=catalogue
https://uchebnik.m
os.ru/material/app
/281180?menuRef
errer=catalogue
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
4
33
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Конт
Прак
рольн тичес
Вс
ые
кие
его
работ
работ
ы
ы
1
Зачем изучать курс
"Основы духовнонравственной культуры
народов России"?
1
2
Наш дом - Россия.
1
3
Язык и история.
Русский язык - язык
общения и язык
возможностей
1
5
Истоки родной
культуры
1
6
Материальная культура
1
7
Духовная культура
1
8
Культура и религия
1
9
Культура и образование
1
10
11
12
Многообразие культур
России (практическое
занятие)
Обобщение по теме
«Россия – наш общий
дом»
Семья — хранитель
духовных ценностей
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/lesson_templates/28680
42?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/lesson_templates/23208
91?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/267377?menuReferrer=ca
talogue
1
4
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/727413
3?menuReferrer=catalogue
1
1
1
1
34
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/198243?menuReferrer=ca
talogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/779012
0?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/774737
9?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/257126?menuReferrer=ca
talogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/113832?menuReferrer=ca
talogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/107592
42?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/107592
42?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/245438?menuReferrer=ca
talogue
13
Родина начинается с
семьи
1
14
Традиции семейного
воспитания в России
1
15
Образ семьи в культуре
народов России
1
16
Труд в истории семьи
1
17
Семья в современном
мире
(практическое занятие)
1
18
Личность — общество
— культура
1
19
Духовный мир человека.
Человек — творец
культуры
1
20
Личность и духовнонравственные ценности
1
21
Историческая память
как духовнонравственная ценность
1
22
Литература как язык
культуры
1
23
Взаимовлияние культур
1
24
25
Духовно-нравственные
ценности российского
народа
Регионы России:
культурное
1
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/70055?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/248466?menuReferrer=ca
talogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/721541
?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/323280?menuReferrer=ca
talogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/246059?menuReferrer=ca
talogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/746491
7?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/29119?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/60191?menuReferrer=cat
alogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/752345
4?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/lesson_templates/25770
38?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/746480
2?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/293252?menuReferrer=ca
talogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/1777?menuReferrer=catal
ogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/1777?menuReferrer=catal
ogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/984085
9?menuReferrer=catalogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/260994?menuReferrer=ca
1
1
35
многообразие
26
Праздники в культуре
народов России
1
27
Памятники в культуре
народов России
1
28
Музыкальная культура
народов России
1
29
Изобразительное
искусство народов
России
1
30
Фольклор и литература
народов России
31
Бытовые
традиции
народов России: пища,
одежда, дом
32
Бытовые
традиции
народов России: пища,
одежда,
дом
(практическое
занятие)
33
Культурная
карта
России
(практическое занятие)
34
Итоговая проверочная
работа
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
talogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/244977?menuReferrer=ca
talogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/267440?menuReferrer=ca
talogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/351659?menuReferrer=ca
talogue
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/324662?menuReferrer=ca
talogue
1
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/21250?menuReferrer=cat
alogue
1
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/189512?menuReferrer=ca
talogue
1
1
1
34
1
https://uchebnik.mos.ru/materia
l_view/atomic_objects/902925
8?menuReferrer=catalogue
1
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/83493?menuReferrer=cat
alogue
0
https://uchebnik.mos.ru/materia
l/app/281180?menuReferrer=ca
talogue
4
36
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Виноградова Н.Ф., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной
культуры народов России. 5 класс, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Виноградова Н.Ф., Методическое пособие для учителя. Основы
духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс.
2. Бутримова И. В., к. филол. н., старший методист, Самойлова И. С.,
методист отдела начального общего образования Адресные
методические рекомендации «О преподавании учебных предметов
“Основы религиозных культур и светской этики”, «Основы духовнонравственной культуры народов России» в 2023- 2024 учебном году»
3. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для
учителя / Н. Ф.Виноградова,
Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и
др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Российский учебник :
Вентана – Граф, 2018. – 288 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://pedsovet.su/load/27
https://proshkolu.ru/
https://resh.edu.ru/subject/13/5/
https://www.yaklass.ru/
http://old-rozental.ru/
https://uchi.ru/
https://rusyaz-online.ru/
https://uchitel.pro
https://edu.skysmart.ru
https://uchebnik.mos.ru/
37
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Мультимедийное оборудование, интерактивные доски, персональный
компьютер учителя.
38
39