1
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 6
классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией
Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки
России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по
учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и
родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по
общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
(РУССКАЯ)»
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие
возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания
жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают
высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их
приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому
в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур.
Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную
российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку
и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального
общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная
литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета
«Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой
культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная
литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета
«Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
—
отбором произведений русской литературы, в которыхнаиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и
традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
— более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых
литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности
школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской
3
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не
ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому
учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык
и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в
основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор
обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской
классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности
русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в
соответствии со спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии
(три проблемно-тематических блока):
— «Россия — родина моя»;
— «Русские традиции»;
— «Русский характер — русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной
русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к
литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в
произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и
родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и
литературе народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы
строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов.
Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и
современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном
литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия
проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших
дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в
сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами
других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между
ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и
поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и
литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и
родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию
4
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в
разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих
целей:
— воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной
русской
литературы и
обладающей
гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием,
чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу
России;
— формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа,
включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его
культурному наследию;
—
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
— развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском
государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
— приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и
культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
— осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей;
— выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование
представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения
материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
— получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её
взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
— выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе;
создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу
прочитанного;
— формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности;
— накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной
русской литературы;
5
— формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской
литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
— развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа,
обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В 6 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю, суммарно изучение литературы в 6 классе
по программе основного общего образования рассчитано на 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Россия — Родина моя Преданья старины глубокой
Богатыри и богатырство
Былины (одна былина по выбору). Например: «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
Стихотворения (не менее одного). Например: И. А. Бунин «Святогор и Илья». М.
М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север
С. Г. Писахов. «Ледяна колокольня» (не менее одной главы по выбору, например: «Морожены
песни»).
Б. В. Шергин. «Поморские были и сказания» (не менее двух глав по выбору, например: «Детство в
Архангельске», «Миша Ласкин»).
Родные просторы
Зима в русской поэзии
Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Встреча Зимы», А. А. Блок «Снег да
снег. Всю избу занесло…», Н. М. Рубцов «Первый снег» и др.
По мотивам русских сказок о зиме Е.
Л. Шварц. «Два брата».
Раздел 2. Русские традиции Праздники русского мира Масленица
Стихотворения (не менее двух). Например: М. Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…», А. Д.
Дементьев «Прощёное воскресенье» и др.
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
6
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю
Стихотворения (не менее одного). Например: В. А. Рождественский «Русская природа» и др.
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
Раздел 3. Русский характер — русская душа Не до ордена — была бы Родина
Оборона Севастополя
Стихотворения (не менее трех). Например: А. Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А. А.
Фет «Севастопольское братское кладбище», Рюрик Ивнев «Севастополь» и др.
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Стихотворения (не менее одного). Например: Ф. И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…» и др.
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках Реальность
и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (один фрагмент по выбору).
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке
Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт «Русский язык», Ю. П. Мориц «Язык
обид — язык не русский…» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 6 классе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на
уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования,
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на
уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
7
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности
на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
—
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
8
—
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернетсреде;
—
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать
и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
—
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среды;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
— способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
10
—
— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
11
—
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
—
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
12
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
—
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
—
составлять
план
действий
(план
реализации
намеченного
алгоритма
решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
14
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
—
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
—
оценивать соответствие
результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; — выявлять
и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; —
регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— принимать себя и других, не осуждая;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской
литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте
героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики,
проблематики, образов; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и
нравственные смыслы в произведениях о русском севере и русской зиме;
2)
иметь представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов
России, о русских национальных традициях в произведениях о русской масленице, о родном крае и
русском доме;
3)
иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках
русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне 1853—1856 годов, об оптимизме
и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках
и о богатстве русского языка и родной речи;
4)
владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе
наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные
1)
15
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос,
анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения;
владеть начальными навыками осуществления самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и
простейшими способами её обработки и презентации.
5)
16
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование
п/п разделов и тем
программы
Количество часов
Виды деятельности
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1.1. Преданья старины
глубокой
1
0
0
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи Устный
к разделу учебника;
опрос;
Выразительно читать фрагменты былины, в том числе по ролям, и стихотворения;
Российская электронная
школа resh.edu.ru
Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий;
Владеть разными видами пересказа эпизодов былин;
Отвечать на вопросы по содержанию; Определять тему, идею
произведения;
Проводить сопоставительный анализ героев русских былин и героического эпоса народов
России, а также стихотворений, близких по тематике;
1.2. Города земли русской 1
0
0
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи Устный
к разделу учебника;
опрос;
Выразительно читать фрагменты текста, в том числе по ролям; Работать со словом,
составлять историко-культурный комментарий;
Владеть разными видами пересказа;
Готовиться к написанию сочинения;
Знакомиться с фактами биографии писателя;
;
Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание
1.3. Родные просторы
2
0
0
произведения;
Практическая Российская электронная
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию
работа;
школа resh.edu.ru
теоретической статьи к разделу учебника; Знакомиться с фактами биографии
поэтов;
Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть, эмоционально воспринимать
текст;
Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий;
Владеть разными видами пересказа;
Анализировать художественное произведение;
Сопоставлять тематически близкие произведения фольклора, русской и зарубежной
литературы;
Итого по разделу
4
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Российская электронная
школа resh.edu.ru
2.1.
Праздники русского мира 2
2..2. Тепло родного дома
2
0
0
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической Устный
статьи к разделу учебника;
опрос;
Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение, в том числе
наизусть;
Знакомиться с фактами биографии поэтов и писателей;
Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать близко к тексту;
Определять роль названия в литературном произведении; Выражать
личное читательское отношение к прочитанному;
Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения,
выявлять средства художественной изобразительности;
Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные
связи; Выявлять детали, создающие комический эффект;
Работать с иллюстративным материалом учебника;
0
0
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической Тестирование; Российская электронная школа
статьи к разделу учебника;
resh.edu.ru
Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение, в том числе
наизусть;
Знакомиться с фактами биографии поэта и писателей;
Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать близко к тексту;
Российская электронная школа
resh.edu.ru
Определять роль названия в литературном произведении; Выражать
личное читательское отношение к прочитанному;
Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения,
выявлять средства художественной изобразительности;
Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные
связи; Составлять план рассказа;
Характеризовать героев произведения (портрет, поведение, особенности характера и
т.д.);
Писать отзыв на прочитанное произведение;
Итого по разделу
3.1.
Не до ордена — была бы
Родина
4
2
0
18
0
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию
теоретической статьи к разделу учебника;
Выразительно читать
стихотворения; Определять их тематическое единство;
Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях
(эпитет, олицетворение, сравнение);
Сопоставлять поэтические художественные тексты, в том числе с произведениями
других видов искусств;
Заучивать стихотворения наизусть;
Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворений;
Уметь работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений;
Устный
опрос;
Российская электронная школа
resh.edu.ru
3.2.
Загадки русской души
2
0
0
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической Устный
статьи к разделу учебника;
опрос;
Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы;
;
Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст прозаического произведения;
Российская электронная школа
resh.edu.ru
Характеризовать героев;
Анализировать детали, выявляющие авторское отношение к персонажам; Определять
художественные средства, создающие эмоциональный настрой повествования;
Аргументированно высказывать своё отношение к героям произведения;
Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений;
3.3.
О ваших ровесниках
2
0
1
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической
статьи к разделу учебника;
Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, самостоятельно
составлять вопросы к тексту, владеть различными видами пересказов; Составлять
план эпизода и выделять наиболее яркие эпизоды произведения;
Определять тему, идею повествования;
Характеризовать главных героев произведений; Определять роль
пейзажных описаний в произведении;
Сопоставлять художественный текст с произведениями других видов искусств;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Российская электронная школа
resh.edu.ru
Писать сочинение на одну из тем или письменно отвечать на проблемный вопрос;
3.4.
Лишь слову жизнь дана
Итого по разделу
1
1
0
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической Контрольная
статьи к разделу учебника;
работа;
Выразительно читать поэтический текст, в том числе наизусть;
Определять идейно-художественное содержание стихотворения, выявлять средства
художественной выразительности;
Определять взаимосвязь пейзажных картин с душевным состоянием и настроением
человека;
Российская электронная школа
resh.edu.ru
0
0
письменно высказать отношение к прочитанному
Российская электронная школа
resh.edu.ru
7
Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
4.1. Развитие устной и
письменной речи
1
Итого по разделу
1
Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
19
Письменный
контроль;
5.1.
Итоговая контрольная
работа
1
Итого по разделу
1
Резервное время
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 17
ПО ПРОГРАММЕ
0
0
1
1
20
Контрольная
работа;
Российская электронная школа
resh.edu.ru
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Количество часов
№
Дата
п/п
изучения Виды, формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1. Славна богатырями земля
1
0
0
Устный
опрос;
Русская. Илья Муромец и
Святогор. Былина. И.А.
Бунин "Святогор и Илья".
М.М. Пришвин "Певец
Былин".
2.
Архангельск - столица
Русского Севера. С.Г.
1
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
Писахов "Ледяна
Колокольня". "Морожены
песни". Б.В. Шергин
"Поморские были и
сказания".
3.
Волшебница - зима. И.С.
Никитин «Встреча зимы",
А.А. Блок "Снег да снег.
Всю избу занесло...". Н.М.
Рубцов "Первый снег".
1
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
4.
По мотивам "зимних"
сказок. Е.Л. Шварц "Два
брата".
1
0
0
Устный
опрос;
5.
Масленица. М.Ю.
Лермонтов "Посреди
небесных тел...". А.Д.
Дементьев "Прощеное
воскресенье"
1
0
0
Устный
опрос;
6.
А.П.Чехов "Блины". Тэффи
"Блины"
1
0
0
Устный
опрос;
Тестирование
21
7.
"Всюду
родимую
узнаю...". Вс.А.
Русь 1
0
0
;
Практическая
работа;
Рождественский "Русская
природа". К.Г. Паустовский
"Заботливый цветок"
8.
Ю.В. Бондарев "Поздним
вечером"
1
0
0
9.
Оборона Севастополя. А.Н.
Апухтин "Солдатская песня
о Севастополе"
1
0
0
Практическая
работа;
10.
А.А. Фет " Севастопольское
братское кладбище". Р.
Ивнев " Севастополь"
1
0
0
Практическая
работа;
11.
Чудеса надо делать своими
руками. Ф.И. Тютчев "Чему
бы жизнь нас ни учила...".
Н.С. Лесков "Неразменный
рубль"
1
0
0
Устный
опрос;
12. В.П. Астафьев "Бабушка с
малиной"
1
0
0
Устный
опрос;
Тестирование;
13.
1
0
0
Устный
опрос;
14. Е.С. Велтистов "Миллион и 1
один день каникул"
0
0
Устный
опрос;
15.
0
1
Письменный
контроль;
Реальность и мечты. Р.П.
Погодин
"Кирпичные
острова. Рассказы про
Кешку и его друзей"
Развитие
речи.
Письменный
ответ
на
проблемный вопрос.
1
Устный опрос;
22
16. "На русском дышим
языке...". К.Д. Бальмонт
"Русский язык". Ю.П.
1
0
0
Устный
опрос;
1
1
0
Контрольная
работа;
17
1
1
Мориц "Язык обид - язык не
русский"
17.
Итоговая контрольная работа
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Родная русская литература, 6 класс О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева / 6 класс
Москва "Просвещение"
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)
(для 5—9 классов образовательных организаций)
МОСКВА 2021
Родная русская литература, 6 класс О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева / 6 класс
Москва "Просвещение"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа
resh.edu.ru
Дистанционное образование для школьников . Учи ру
uchi.ru
ЯКласс
23
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
24