1 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 6 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (РУССКАЯ)» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена: — отбором произведений русской литературы, в которыхнаиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры; — более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним. Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской 3 национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса. В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока): — «Россия — родина моя»; — «Русские традиции»; — «Русский характер — русская душа». Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др. Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности. В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие). В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре). ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию 4 характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации. Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей: — воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России; — формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию; — осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры; — развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве. Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач: — приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации; — осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей; — выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе; — получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния; — выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; — формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; — накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы; 5 — формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; — развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В 6 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю, суммарно изучение литературы в 6 классе по программе основного общего образования рассчитано на 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Россия — Родина моя Преданья старины глубокой Богатыри и богатырство Былины (одна былина по выбору). Например: «Илья Муромец и Святогор». Былинные сюжеты и герои в русской литературе Стихотворения (не менее одного). Например: И. А. Бунин «Святогор и Илья». М. М. Пришвин. «Певец былин». Города земли русской Русский Север С. Г. Писахов. «Ледяна колокольня» (не менее одной главы по выбору, например: «Морожены песни»). Б. В. Шергин. «Поморские были и сказания» (не менее двух глав по выбору, например: «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин»). Родные просторы Зима в русской поэзии Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Встреча Зимы», А. А. Блок «Снег да снег. Всю избу занесло…», Н. М. Рубцов «Первый снег» и др. По мотивам русских сказок о зиме Е. Л. Шварц. «Два брата». Раздел 2. Русские традиции Праздники русского мира Масленица Стихотворения (не менее двух). Например: М. Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…», А. Д. Дементьев «Прощёное воскресенье» и др. А. П. Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины». 6 Тепло родного дома Всюду родимую Русь узнаю Стихотворения (не менее одного). Например: В. А. Рождественский «Русская природа» и др. К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером». Раздел 3. Русский характер — русская душа Не до ордена — была бы Родина Оборона Севастополя Стихотворения (не менее трех). Например: А. Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А. А. Фет «Севастопольское братское кладбище», Рюрик Ивнев «Севастополь» и др. Загадки русской души Чудеса нужно делать своими руками Стихотворения (не менее одного). Например: Ф. И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…» и др. Н. С. Лесков. «Неразменный рубль». В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной». О ваших ровесниках Реальность и мечты Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»). Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (один фрагмент по выбору). Лишь слову жизнь дана На русском дышим языке Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт «Русский язык», Ю. П. Мориц «Язык обид — язык не русский…» и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 6 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся 7 руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; — активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны; — неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; — понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; — представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; — представление о способах противодействия коррупции; — готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; — готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней); Патриотического воспитания: — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; — уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; Духовно-нравственного воспитания: — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; 8 — людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; — активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; Эстетического воспитания: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; — осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; — понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; — стремление к самовыражению в разных видах искусства; Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — осознание ценности жизни; — ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); — осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; — соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; — умение принимать себя и других, не осуждая; — умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; — сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; Трудового воспитания: — установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; — интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; — — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; — уважение к труду и результатам трудовой деятельности; — осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; Экологического воспитания: — ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; — повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; — активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; — осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды; — готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; — овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; — овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; — способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; 10 — — способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; — умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; — умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; — способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями. Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); — устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; — с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; — выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; — самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: 11 — — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; — проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; — оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых 12 условиях и контекстах. Работа с информацией: — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; — находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; — эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями. 1) Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; — выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; — распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; — понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; — в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); — выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; — сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. 1) Самоорганизация: — выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; — ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); — самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; — делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: — владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; — давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; 14 — учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; — объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; — оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональный интеллект: — различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; — выявлять и анализировать причины эмоций; — ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; — регулировать способ выражения эмоций. 4) Принятие себя и других: — осознанно относиться к другому человеку, его мнению; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого; — принимать себя и других, не осуждая; — открытость себе и другим; — осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о русском севере и русской зиме; 2) иметь представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России, о русских национальных традициях в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме; 3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне 1853—1856 годов, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи; 4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные 1) 15 комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; владеть начальными навыками осуществления самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и простейшими способами её обработки и презентации. 5) 16 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование п/п разделов и тем программы Количество часов Виды деятельности всего контрольные практические работы работы Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 1.1. Преданья старины глубокой 1 0 0 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи Устный к разделу учебника; опрос; Выразительно читать фрагменты былины, в том числе по ролям, и стихотворения; Российская электронная школа resh.edu.ru Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий; Владеть разными видами пересказа эпизодов былин; Отвечать на вопросы по содержанию; Определять тему, идею произведения; Проводить сопоставительный анализ героев русских былин и героического эпоса народов России, а также стихотворений, близких по тематике; 1.2. Города земли русской 1 0 0 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи Устный к разделу учебника; опрос; Выразительно читать фрагменты текста, в том числе по ролям; Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий; Владеть разными видами пересказа; Готовиться к написанию сочинения; Знакомиться с фактами биографии писателя; ; Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание 1.3. Родные просторы 2 0 0 произведения; Практическая Российская электронная Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию работа; школа resh.edu.ru теоретической статьи к разделу учебника; Знакомиться с фактами биографии поэтов; Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть, эмоционально воспринимать текст; Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий; Владеть разными видами пересказа; Анализировать художественное произведение; Сопоставлять тематически близкие произведения фольклора, русской и зарубежной литературы; Итого по разделу 4 Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ Российская электронная школа resh.edu.ru 2.1. Праздники русского мира 2 2..2. Тепло родного дома 2 0 0 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической Устный статьи к разделу учебника; опрос; Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть; Знакомиться с фактами биографии поэтов и писателей; Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения, выявлять средства художественной изобразительности; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Выявлять детали, создающие комический эффект; Работать с иллюстративным материалом учебника; 0 0 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической Тестирование; Российская электронная школа статьи к разделу учебника; resh.edu.ru Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть; Знакомиться с фактами биографии поэта и писателей; Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать близко к тексту; Российская электронная школа resh.edu.ru Определять роль названия в литературном произведении; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения, выявлять средства художественной изобразительности; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Составлять план рассказа; Характеризовать героев произведения (портрет, поведение, особенности характера и т.д.); Писать отзыв на прочитанное произведение; Итого по разделу 3.1. Не до ордена — была бы Родина 4 2 0 18 0 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать стихотворения; Определять их тематическое единство; Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, олицетворение, сравнение); Сопоставлять поэтические художественные тексты, в том числе с произведениями других видов искусств; Заучивать стихотворения наизусть; Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворений; Уметь работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений; Устный опрос; Российская электронная школа resh.edu.ru 3.2. Загадки русской души 2 0 0 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической Устный статьи к разделу учебника; опрос; Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы; ; Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст прозаического произведения; Российская электронная школа resh.edu.ru Характеризовать героев; Анализировать детали, выявляющие авторское отношение к персонажам; Определять художественные средства, создающие эмоциональный настрой повествования; Аргументированно высказывать своё отношение к героям произведения; Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений; 3.3. О ваших ровесниках 2 0 1 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, самостоятельно составлять вопросы к тексту, владеть различными видами пересказов; Составлять план эпизода и выделять наиболее яркие эпизоды произведения; Определять тему, идею повествования; Характеризовать главных героев произведений; Определять роль пейзажных описаний в произведении; Сопоставлять художественный текст с произведениями других видов искусств; Письменный контроль; Устный опрос; Российская электронная школа resh.edu.ru Писать сочинение на одну из тем или письменно отвечать на проблемный вопрос; 3.4. Лишь слову жизнь дана Итого по разделу 1 1 0 Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической Контрольная статьи к разделу учебника; работа; Выразительно читать поэтический текст, в том числе наизусть; Определять идейно-художественное содержание стихотворения, выявлять средства художественной выразительности; Определять взаимосвязь пейзажных картин с душевным состоянием и настроением человека; Российская электронная школа resh.edu.ru 0 0 письменно высказать отношение к прочитанному Российская электронная школа resh.edu.ru 7 Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ 4.1. Развитие устной и письменной речи 1 Итого по разделу 1 Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 19 Письменный контроль; 5.1. Итоговая контрольная работа 1 Итого по разделу 1 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 17 ПО ПРОГРАММЕ 0 0 1 1 20 Контрольная работа; Российская электронная школа resh.edu.ru ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Количество часов № Дата п/п изучения Виды, формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Славна богатырями земля 1 0 0 Устный опрос; Русская. Илья Муромец и Святогор. Былина. И.А. Бунин "Святогор и Илья". М.М. Пришвин "Певец Былин". 2. Архангельск - столица Русского Севера. С.Г. 1 0 0 Устный опрос; Тестирование; Писахов "Ледяна Колокольня". "Морожены песни". Б.В. Шергин "Поморские были и сказания". 3. Волшебница - зима. И.С. Никитин «Встреча зимы", А.А. Блок "Снег да снег. Всю избу занесло...". Н.М. Рубцов "Первый снег". 1 0 0 Устный опрос; Тестирование; 4. По мотивам "зимних" сказок. Е.Л. Шварц "Два брата". 1 0 0 Устный опрос; 5. Масленица. М.Ю. Лермонтов "Посреди небесных тел...". А.Д. Дементьев "Прощеное воскресенье" 1 0 0 Устный опрос; 6. А.П.Чехов "Блины". Тэффи "Блины" 1 0 0 Устный опрос; Тестирование 21 7. "Всюду родимую узнаю...". Вс.А. Русь 1 0 0 ; Практическая работа; Рождественский "Русская природа". К.Г. Паустовский "Заботливый цветок" 8. Ю.В. Бондарев "Поздним вечером" 1 0 0 9. Оборона Севастополя. А.Н. Апухтин "Солдатская песня о Севастополе" 1 0 0 Практическая работа; 10. А.А. Фет " Севастопольское братское кладбище". Р. Ивнев " Севастополь" 1 0 0 Практическая работа; 11. Чудеса надо делать своими руками. Ф.И. Тютчев "Чему бы жизнь нас ни учила...". Н.С. Лесков "Неразменный рубль" 1 0 0 Устный опрос; 12. В.П. Астафьев "Бабушка с малиной" 1 0 0 Устный опрос; Тестирование; 13. 1 0 0 Устный опрос; 14. Е.С. Велтистов "Миллион и 1 один день каникул" 0 0 Устный опрос; 15. 0 1 Письменный контроль; Реальность и мечты. Р.П. Погодин "Кирпичные острова. Рассказы про Кешку и его друзей" Развитие речи. Письменный ответ на проблемный вопрос. 1 Устный опрос; 22 16. "На русском дышим языке...". К.Д. Бальмонт "Русский язык". Ю.П. 1 0 0 Устный опрос; 1 1 0 Контрольная работа; 17 1 1 Мориц "Язык обид - язык не русский" 17. Итоговая контрольная работа ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Родная русская литература, 6 класс О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева / 6 класс Москва "Просвещение" Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ) (для 5—9 классов образовательных организаций) МОСКВА 2021 Родная русская литература, 6 класс О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева / 6 класс Москва "Просвещение" ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа resh.edu.ru Дистанционное образование для школьников . Учи ру uchi.ru ЯКласс 23 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ 24