1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: 2 — знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); — развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; — обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; — развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа. 3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» Россия — наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: — понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; — формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; — понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; — понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; — осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; — строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; — соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; — строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; — понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; — понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; — формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить 5 наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; — совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; — совершенствовать умения в области работы с информационного поиска для выполнения учебных заданий; информацией, осуществления — овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; — овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; — формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; — совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: — ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); — использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); — применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; — признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. 6 Работа с информацией: — воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; — использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); — находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); — анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. Коммуникативные УУД: — использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; — создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: — проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; — проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; — анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); — выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; 7 — проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: — выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; — владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; — готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений: — выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; — выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; — выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; — рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми; — раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях; — соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России; — раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий; — рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, 8 Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1—2 примера); — рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими; — рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции); — раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России; — распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре; — рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды); — излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности; — первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; — приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; — выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; — называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; — выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России. 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы всего контрольные практические работы работы Модуль 1. Основы религиозных культур народов России 1.1. Россия — наша Родина 1 0 0 Пользоваться условными обозначениями учебника; Устный опрос; Вести учебный, межкультурный диалог; Оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности; Понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества; Осознавать ценность дружеских отношений между людьми; Электронное приложение к учебнику https://www.uchportal.ru/load/271-1-0-93210? ysclid=l4gxr3klg128140329 Определять общее настроение текста; Понимать идею (главную мысль) текста и его тему; Основы гражданской идентичности; своей этнической принадлежности в форме осознания "Я" как члена семьи; представителя народа; гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину; народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; ; 1.2. Культура и религия. Возникновение религий. Мировые религии и их основатели 4 0 0 Понимать значение понятий: ритуал, материальная культура и духовная культура, пантеон, Завет, вера в Единого Бога, иудаизм, христианство, ислам, буддизм; Прогнозировать содержание урока; Рассказывать об основных религиях, распространённых на территории России; о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, истории и религии, о предпосылках возникновения и нравственных основах религий; о первых религиях, об истории возникновения иудаизма, христианства, ислама и буддизма; Работать с картой; Сопоставлять особенности мировых и национальных религий; Определять религиозные основы отдельных явлений культуры; Выявлять в них общность и различие, приводить примеры; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; Делать вывод; что одно событие стало причиной другого события; Понимать идею (главную мысль) текста и его тему; Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ; 10 Устный опрос; Тестирование; https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-modulosnovimirovih-religioznih-kultur-na-temu-kultura-i-religiyakl3352084.html https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2013/02/18/kultura-i-religiya? https://uchitelya.com/orkse/62630prezentaciyavozniknovenie-religiy-4-klass.html videouroki.net › vozniknovieniie-rielighii-rielighii-mira-iikhosnovatieli 1.3. Священные книги религий мира 2 0 0 Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий Завет, Устный опрос; Новый Завет, Евангелие, Коран; Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма, христианства, ислама; Определять сходство этических постулатов священных книг религий мира; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; videouroki.net › tests › sviashchiennyie-knighi-rielighii-mira https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2019/03/28/prezentatsiya-k-urokuorksesvyashchennye-knigi-religiy-mira? 1.4. Хранители предания 2 в религиях мира 0 0 Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ, священник, Устный опрос; имам, лама; Тестирование; Прогнозировать содержание урока; Рассказывать о том, когда появились хранители предания; кто такие жрецы; какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об организации мусульманской общины; о буддистской сангхе и ламах; https://videouroki.net/tests/orkse.html https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orksehranitelipredaniya-v-religiyah-mira-2116215.html? 1.5. Добро и Понятие раскаяния воздаяния 0 0 Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние, Устный опрос; воздаяние — в контексте религиозных традиций мира; Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста; Рассказывать о причинах появления зла и возможностях его преодоления в контексте традиций буддизма, христианства, ислама и иудаизма; Соотносить понятия добра и зла с личным опытом, опытом других людей; Электронное приложение к учебнику https://uchitelya.com/orkse/33651-prezentaciya-dobro-izloponyatie-greha-raskayaniya-i-vozdayaniya.html https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2012/11/11/omrk-dobro-i-zlo? 1.6. Человек в религиозных традициях мира 0 0 Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз, мантра; Устный опрос; Тестирование; Прогнозировать содержание урока; Рассказывать об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира, о том, что делает верующий человек для общения с Богом, что такое молитва, таинство, намаз, мантра; Приводить примеры религиозного поведения людей из личного опыта и опыта других людей, из литературных источников; Выражать позитивное ценностное отношение к поведению религиозных людей; Электронное приложение к учебнику зло. 2 греха, и 2 11 https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2019/12/15/chelovek-v-religioznyhtraditsiyahmira? 1.7. Священные сооружения 2 0 0 Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа, Устный опрос; пагода; Тестирование; Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста; Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви, мечети, ступы и пагоды; Осознавать при нахождении в священных сооружениях необходимость соблюдения правил поведения, принятых в соответствующей религиозной общине; Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы; Электронное приложение к учебнику https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-vklassesvyaschennie-sooruzheniya-3428555.html? 1.8. Искусство в религиозной культуре 2 0 0 Понимать роль искусства в религиозных культурах; Устный опрос; Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание Тестирование; прочитанного текста; Рассказывать об общих особенностях искусства в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме; Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями веры; Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления взаимосвязи светского и религиозного искусства; Электронное приложение к учебнику https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-natemuiskusstvov-religioznoy-kulture-2366920.html? 1.9. Творческие работы учащихся 2 0 0 Иметь представление о материале, изученном на уроках Защита модуля«Основы религиозных культур народов России», о проектов; содержании учебного проекта и способах его реализации; Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста; Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать самостоятельную работу; Работать в группе; Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность; Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы; Электронное приложение к учебнику 12 1.10. История религий в России 2 0 0 Рассказывать об основных этапах возникновения и развития православия и других религий в России, о том, как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую роль сыграло православие в истории России, какую роль в истории России сыграли люди, исповедовавшие ислам, буддизм, иудаизм, католическую и протестантскую веру; Работать в группе и представлять результаты коллективной работы; Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями; Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему; 1.11. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни 4 0 0 Устный опрос; Понимать значение понятия «обряды», паломничество, Тестирование; реликвии, мощи; Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме; о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме; Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста; Осознавать: важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур; этический смысл паломничеств и святынь в религиозных традициях; Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы; https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/72799prezentaciyareligioznye-ritualy-obychai-i-obryady-4klass.html 1.12. Праздники и календари 2 Понимать значение понятий: паломничество, реликвии, мощи; Рассказывать о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме; Прогнозировать содержание урока; Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста; Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями; Рассказывать о главных праздниках иудеев, христиан, мусульман, буддистов; https://infourok.ru/material.html?mid=44599& электронное приложение к учебнику 0 13 0 Устный опрос; Тестирование; Устный опрос; Электронное приложение к учебнику https://uchitelya.com/orkse/96549-prezentaciyaaistriyareligiy-v-rossii-4-klass.html https://infourok.ru/urok-i-prezentaciya-poorksepalomnichestva-i-svyatini-3782777.html? электронное приложение к учебнику 1.13. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 2 0 0 Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственном учении ислама, о буддийском учении, о поведении человека; Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста; Развивать ценностное отношение к собственным поступкам; Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления нравственного содержания религий; Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы; Устный опрос; Тестирование; https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/71775prezentaciyareligiya-i-moral-nravstvennye-zapovedi-vreligiyah- mira.html электронное приложение к учебнику 1.14. Милосердие, забота о 1 слабых, взаимопомощь 0 0 Объяснять нравственный смысл милостыни; Прогнозировать содержание урока; Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста; Рассказывать о традициях милосердия в иудаизме, христианстве, исламе и буддизме, о том, как разные религии учат состраданию, милосердию и помощи людям; Понимать необходимость проявления милосердия в собственном поведении; Устный опрос; https://infourok.ru/material.html?mid=45749& электронное приложение к учебнику 1.15. Семья 1 0 0 Рассказывать о том, как традиционные религии России Устный опрос; относятся к семье; Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста; Понимать необходимость ответственного отношения к семейным ценностям; Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы; Электронное приложение к учебнику 1.16. Долг, свобода, ответственность, труд 1 0 0 Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд https://rutube.ru/video/97047be2020daaf900cfd88dfdc86b32/ — в контексте традиционных религий; Прогнозировать содержание урока; Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста; Использовать личный опыт, опыт других людей, знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности долга, ответственности, труда в светской и религиозных традициях; Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы; 14 Устный опрос; Тестирование; 1.17. Любовь и уважение к 1 Отечеству 0 0 Рассказывать об исторических этапах становления духовных Устный опрос; традиций в России; Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста; Объяснять значение духовных традиций народов России, важность их изучения и сохранения; Сопоставлять понятия «духовная традиция», https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2015/04/19/lyubov-i-uvazhenie-k-otechestvu? «патриотизм»,«Отечество», «служение»; Размышлять о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества; 1.18. Обобщающий урок. Подведение итогов 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 0 0 0 15 Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать самостоятельную работу; Работать в группе; Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность; Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы; Самооценка с Электронное приложение к учебнику использованием« Оценочного листа»; ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Количество часов № Дата Виды, формы п/п изучения контроля всего контрольные практические работы работы 1. Россия – наша Родина 1 0 0 Устный опрос; 2. Культура и духовные традиции 1 0 0 Устный опрос; Тестирование 3. Возникновение религии. Мифология и религия 1 0 0 ; Устный опрос; 4. Политеизм и монотеизм 1 0 0 Устный опрос; Тестирование 5. Иудаизм — первая 1 монотеистическая религия 0 0 Устный опрос; 6. Христианство и его направления 1 0 0 Устный опрос; Тестирование 7. Православие 1 0 0 Устный опрос; Тестирование 8. Ислам и его святыни 1 0 0 Устный опрос; Тестирование 9. Буддизм — древнейшая 1 мировая религия 0 0 Устный опрос; 10. Священная книга Буддизма. Три корзины мудрости 1 0 0 Устный опрос; Тестирование 11. Священные книги Иудаизма и Христианства 1 0 0 Устный опрос; Тестирование 12. Коран — священная книга мусульман 1 0 0 Устный опрос; 13. Хранители священной мудрости 1 0 0 Устный опрос; Тестирование 14. Связь человека и Бога: 1 молитва в разных религиях 0 0 Устный опрос; 15. Дома молитвы 0 0 Устный опрос; 1 16 16. Искусство и религия 17. Подведение итогов. Творческие и практические работы 1 1 0 0 0 Устный опрос; Тестирование 0 Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 17 18. История религий в России 1 0 0 Устный опрос; 19. Религиозное происхождение морали 1 0 0 Устный опрос; 20. Нравственный смысл заповедей. Золотое правило этики 1 0 0 Устный опрос; 21. 1 0 0 Устный опрос; 22. Ритуалы и их 1 символическое значение 0 0 Устный опрос; 23. Обряды и обычаи в разных 1 религиях 0 0 Устный опрос; 24. Святые места и паломничество 1 0 0 Устный опрос; 25. Отражение ритуалов в искусстве 1 0 0 Устный опрос; 26. 1 0 0 Устный опрос; 27. Религиозные праздники 1 0 0 Устный опрос; 28. Религиозные праздники 1 0 0 Устный опрос; 29. Семья и её ценности в 1 разных религиях 0 0 Устный опрос; 30. 0 0 Устный опрос; Тестирование Понятия добра и зла, греха и праведности, раскаяния и воздаяния Календари и летоисчисление в разных религиях Свобода и ответственность, долг и трудолюбие 1 18 1 0 0 Устный опрос; 32. Человек и природа 1 0 0 Устный опрос; 33. Любовь к Родине. Уважение и Защита Отечества 1 0 0 Устный опрос; 34. Россия - наш общий дом 1 0 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0 31. Сострадание, забота слабых и благотворительность религиозной культуре о в Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 19 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс/Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. "Мифы народов мира» Н.И. Девятайкина «Феникс» Ростов-на-Дону «Цитадель-трейд» Москва 2006. 2. «Традиционная народная культура – педагогические и досуговые технологии» Учебное пособие Р.Г. Салахутдинов Казань 2005. 3. «Проверь свои знания» энциклопедия для детей Н.Л. Вадченко ИКФ «Сталкер» 1997 (5 том, Буддизм). ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Электронное приложение к учебнику https://www.uchportal.ru/load/271-1-093210?ysclid=l4gxr3klg128140329 https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/18/kultura-ireligiya? https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2019/03/28/prezentatsiya-k-uroku-orkse-svyashchennye-knigireligiy-mira? https://uchitelya.com/orkse/33651-prezentaciya-dobro-i-zlo-ponyatie-greha-raskayaniya-i-vozdayaniya.html https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/11/11/omrk-dobro-i-zlo? https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2019/12/15/chelovek-v-religioznyh-traditsiyah-mira? https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkse-v-klasse-svyaschennie-sooruzheniya-3428555.html? https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-na-temuiskusstvo-v-religioznoy-kulture-2366920.html? https://uchitelya.com/orkse/96549-prezentaciya-aistriya-religiy-v-rossii-4-klass.html https://infourok.ru/material.html?mid=44599& https://infourok.ru/material.html?mid=45749& 20 https://rutube.ru/video/97047be2020daaf900cfd88dfdc86b32/ https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2015/04/19/lyubov-i-uvazhenie-k-otechestvu? МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Набор рабочих листов, дидактические игры ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска 21 22