ДООП Моя малая Родина

Возраст: от 8 до 16 лет
План приема: до 10 детей
Форма обучения: очная
Программа «Моя малая Родина» направлена на то, чтобы поддерживать познавательный
интерес к культурному наследию края, его обычаям и традициям и дает возможность
учащимся открывать и развивать творческие, интеллектуальные, эстетические
способности.
Кружок "Моя малая Родина" отличается объемом и способами преподнесения
обучающимся краеведческой информации, исследовательская и конкурсная деятельность,
участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания.
Содержание познавательного блока составляют сведения о природе нашего края, истории
образования села, людях, населяющих родной край. Каждый человек связан с прошлым,
настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои
истоки, историю, культуру своего края.
Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую,
практикоориентирующую и развлекательную функции, призвана помочь увязать
краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в
реальной ситуации.
В этом случае на помощь приходит кружок «Моя малая Родина», являющийся
закономерным продолжением урока, его дополнением. Пояснительная записка, рабочая
программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» включает следующие
основные направления
курса – историческое, краеведение, изучение родного края, для детей 8 - 16 лет, в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования. Срок реализации: 1 год.
Воспитание интереса к кружку должно пробуждать у учащихся стремление расширять
свои знания о родном крае, совершенствовать свою речь.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Моя малая Родина» разработана на основе ФГОС НОО,
«Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».
(Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся
в мир истории и культуры наших предков.
Актуальность программы обусловлена тем, что краеведческая деятельность даёт
большие возможности для воспитания подрастающего поколения. Сегодня мало говорить
о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную
культуру, народные традиции, исторические особенности. Все это относится и к нашим
родным местам – к замечательной земле, родному селу Чернокоровское , где мы живем,
где жили наши предки, ведь именно тот человек может считать себя гражданином и
патриотом земли родной, кто знает свои истоки, свою родословную, свои корни.
Именно все это побудило создать дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу «Моя малая Родина».
Программа исторической - краеведческой направленности
Новизна программы заключается в том, что занятия с учащимися проходят не за
партой, а в пространстве школьного музея, социуме, что дает возможность познакомиться
с ценными историческими материалами. Историей малой родины, в процессе
исследования и изучения материалов и экспонатов музея, и ориентирована не на
запоминание обучающимися информации, которой снабжает учитель, а на активное
участие самих школьников в процессе ее приобретения. В основе реализации программы
лежит системно – деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие
таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и
настоящему родного края. Живое общение, встречи со свидетелями исторических

событий, старожилами, творческими людьми села дает возможность обогатить знания о
своей малой родине, пополнить новыми материалами школьный музей.
Отличительные особенности организации внеурочных занятий
Отличительной особенностью программы является вовлечение семей учащихся, жителей
села, в конструктивную деятельность. Основной акцент сделан на формирование
универсальных учебных действий: умения работать с предъявленной информацией,
понимать скрытый смысл текстов. Регулярная работа с архивными документами и
сведениями, добытыми обучающимися, позволит диагностировать продвижение
обучающихся в личностном развитии.
Преимущество данной программы выражено в выборе методов работы. Наиболее
эффективным будет использование исследовательского, поискового, проблемного
методов, которые позволяют учащимся проявить самостоятельность, ответственность, за
выполнение учебного задания. Занятия по программе требует от учащихся большой
концентрации душевных сил, терпения, наблюдательности, а от педагога – постоянного
общения с детьми и практической помощи каждому.
Важное место отводится практической деятельности учащихся в работе с
материальными, духовными памятниками истории, письменными источниками. В
результате освоения программы учащиеся смогут применять приобретенные знания
умения и навыки для самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами
своего края, поиска нужной информации о родном крае, людях, внесших вклад в развитие
малой родины, родного края.
Данная программа будет реализовываться ежегодно с внесением необходимых
корректировок.
Адресат программы
Программа адресована обучающимся 2-9 классов (8-16 лет).
Данная программа педагогически целесообразна.
При организации работы по программе с подростками необходимо опираться на
особенности их поведения, склонности и интересы, тогда образовательный процесс будет
увлекательным и полезным.
Ведь подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий. Они с готовностью
берутся за изготовление наглядных пособий, стендов, живо откликаются на предложение
педагога.
Подростки ярко проявляют себя во время экскурсий, игр-путешествий, они стремятся к
самостоятельности, предъявляют высокие требования к рассказу педагога, им нужны
доказательства и убедительность, могут вступить в спор с педагогом, отстаивая свою
точку зрения.
Поисково-исследовательская деятельность может быть интересна
детям подросткового возраста при правильной организации образовательного
процесса. Краеведческая работа требует от учащихся большой концентрации душевных
сил, терпения, наблюдательности, а от педагога – постоянного общения с детьми и
практической помощи каждому.
Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами.
Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние
на формирование личности подростка. Педагог должен использовать это, давая
коллективные, групповые, задания учащимся.
Курс рассчитан на 51 занятие в год (1.5 час в неделю). Занятия проходят в рамках
внеурочной деятельности.
Для обучающихся 2-9-х классов продолжительность учебной программы составляет
51 час, занятий внеурочной деятельности – 45 минут. Срок реализации освоения
программы «Моя малая Родина»: 1 год
Объем программы Общее количество учебных часов, запланированных на весь срок
реализации, необходимых для освоения программы

Организационные формы обучения:
Форма обучения – очная.
Уровень освоения программы – базовый.
Формы реализации образовательной программы – традиционная.
Групповая форма обучения является целесообразной формой организации детей на
учебном занятии. Результативной является работа с одновозрастными группами, с
количеством учащихся в них не более 10 человек. В рамках коллективной и групповой
деятельности большое значение и место занимает индивидуально-личностный подход к
каждому учащемуся.
Режим занятий
К занятиям допускаются учащиеся с 8 лет. Наполняемость группы – не более
10 человек. Занятия по программе организованы в соответствии с нормами СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 04.07.2014 г. № 41.
Занятия проводятся 1,5 раз в неделю (среда), по 45 минут, в 15.00ч
1.2.Цель программы:
Формирование познавательного интереса учащегося к истории малой родины, родного
края, в процессе краеведческой деятельности.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
обучающие:
- формирование знания о природных, культурных исторических особенностях родного
края, быте, традициях наших предков, их хозяйственной деятельности;
- пополнение знаний учащихся, о людях, прославивших родной край;
- формирование практических навыков работы с музейными материалами, семейными
архивами;
- формирование навыков и поисково-исследовательской деятельности.
развивающие:
- формирование социально активной, творческой, ответственной,
высоконравственной личности средствами краеведения;
- развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности;
- развитие коммуникативных навыков;
- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию.
воспитательные:
-сохранение исторической памяти, прерванной связи времен и поколений;
-воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности к судьбам земляков;
-воспитание патриотизма и гражданственности, на примерах событий истории малой
родины и опыта предшествующих поколений.
Основные направления:
Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления учебной
деятельности: историческое, краеведение.
Формы проведения занятий:
 Практические
 Рассказ педагога и рассказы детей
 Беседы
 Дискуссии
 Встречи с интересными людьми
 Походы, экскурсии
 Конкурсы, викторины
 Составление презентаций Power Point
 Работа с документами, СМИ, Интернет-ресурсами

 Исследовательская

деятельность
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют
чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном селе.
Прогнозируемые результаты:
- формирование у детей знания основ народной жизни;
Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на
уроках истории, литературы, географии. Ожидается развитие и укрепление у детей
чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края
происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями,
умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности
народной культуры.
Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость
успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой
деятельности.
Что должны знать и уметь:
 Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
 Составлять доклады, рефераты
 Оформлять дневник похода
 Применять полученные знания на практике
 Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
 Практиковаться в умении проводить экскурсии
Планируемые результаты изучения курса.
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Моя малая
родина»
являются следующие умения и качества:
- формировать основы российской гражданской идентичности;
- воспитывать чувство гордости за достижения своих земляков;
- прививать уважительное отношение к своему селу, краю, своей семье;
- формировать гуманное отношение, толерантность к людям, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания;
- понимать роль человека в обществе, принимать нормы нравственного поведения в
природе, обществе, правильного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Моя малая
родина» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на занятии внеурочной деятельностью в
диалоге с учителем и одноклассниками;
– обнаруживать и формулировать проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;
– выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного
способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками;
– высказывать свое предположение, предлагать способ его проверки;
– работать по инструкции, по плану, сначала предложенному учителем, позже
составленному
в сотрудничестве и под руководством учителя, а затем и самостоятельно;
– определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться
отличать верно выполненное задание от неверного, учиться корректировать результаты
своей деятельности;
– оценивать свою работу и работу одноклассников по критериям, вначале заданным
учителем, затем устанавливаемым в сотрудничестве с одноклассниками;
– проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий,

состоящих из нескольких операций;
– совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
класса на уроке.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в
способе действия с помощью учителя и одноклассников;
– добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя
справочный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии,
ИКТ-ресурсы;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказ по
результатам исследований, читать таблицы, диаграммы, подробно пересказывать
небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
– формулировать собственное мнение и позицию; оформлять свою мысль в устной и
письменной речи;
– слушать и понимать речь других;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
– договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе общеклассной
дискуссии или групповой работы;
– работать в паре/группе по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера,
выполнять различные роли в группе.
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Моя малая
Родина» является формирование следующих знаний и умений:
должны знать:
- родословную своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
историю своей школы, своего города, края, различных культурных учреждений села, края;
-основные краеведческие термины и понятия;
-основные этапы и ключевые события из истории села
должны уметь:
-рассказывать об истории своей семьи, происхождении своего имени и фамилии,
семейных традиций;
-рассказывать о важнейших событиях истории села
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных
достопримечательностей, памятников природы;
-работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать
информацию;
-правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
-описывать традиции народов своего края;
-понимать свою личную сопричастность к жизни школы, села, края;
-экологически грамотно вести себя в природе;
-выполнять творческие и исследовательские проекты и защищать их.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Программа реализуется за счет бюджета, полностью бесплатная для обучающихся.
Возможно посещение для детей с ОВЗ, для расширения кругозора ребенка.
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся:
-представлять интересные факты из истории своей семьи;
-рассказывать истории окружающих их вещей и предметов быта;
-анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
-самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации;

-владеть некоторыми навыками исследовательской работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания;
- составлять доклады, рефераты;
- оформлять дневник похода;
- применять полученные знания на практике;
- самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний;
- практиковаться в умении проводить экскурсии.
Принципы обучения:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на
следующих принципах:
• гуманистической направленности;
• системности;
• вариативности;
• креативности;
• занимательность;
• научность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• доступность;
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к учащимся;
• успешности и социальной значимости.
Общая характеристика курса
Программа «Моя малая Родина» предполагает ознакомление школьников с историей,
культурой и природой своей малой Родины как части Родины большой, так как ценности
небольшого круга людей, живущих в определённой местности в определённый отрезок
времени являются одновременно ценностями общегосударственными,
общечеловеческими и общеисторическими, Основное направление курса – историческое,
краеведение, исследовательская и практическая деятельность. Объектом этой
деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют
практическую направленность и требуют от ребёнка разнообразной деятельности как в
классе и на уроке, так и вне школы самостоятельно и с помощью взрослых. Важное место
при изучении курса отводится теме ВОВ в истории села. Великая Отечественная война –
ярчайший пример подвига и героизма, совершенного настоящими патриотами своей
Родины. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение,
уважение к людям старшего поколения.
Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это
история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в
прошлом родного края.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Свято относись к символике своей страны.
Дорожи историей своего народа.
Цени и оберегай свою семью, своё отечество.
Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа.
Береги красоту своего края.
Педагогические условия формирования ценностного отношения к своей малой
родине у
школьников во внеурочной деятельности:
1) реализация комплекса мероприятий по формированию ценностного представления о
любви к своей малой родине у школьников во внеурочной деятельности;
2) создание комфортного психологического микроклимата на занятиях внеурочной

деятельности;
3) организация участия детей в реализации социально-значимых проектов
Принципы реализации программы:
- личностно-ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных
качеств личности;
- деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической
деятельности;
 оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в
кoллективе;
 неразрывная связь с воспитательными факторами
среды: родителями, работниками сельской библиотеки, сельского ДК и др. .
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе – коллективная, групповая, индивидуальная.
Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую,
познавательную виды деятельности.
Занятия являются комплексными – на них используются различные виды деятельности
как теоретического, так и практического характера.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми,
просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально
познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, выставки, создание
творческих проектов, участие в акциях.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс должен быть оснащен
современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности,
игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется,
вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной
деятельности каждого ребенка.
Методы работы:
 словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
 наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
 практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса
краеведческого кружка «Моя малая Родина» необходимо использовать
такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами,
практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их
причастность
к культурному наследию народа, его ценностям.
Методические материалы
При организации образовательного процесса используются
следующие педагогические технологии:
-личностно - ориентированные технологии в обучении и воспитании;
-технологии исследовательского обучения;
-технология диалогового взаимодействия;
-технология организации самостоятельной деятельности учащегося;
-обучение в сотрудничестве;
-игровые технологии.
Данные технологии дают возможность создать на каждом занятии «ситуацию успеха»,

что позволяет каждому учащемуся проявить и развить свои способности.
Методы обучения, используемые во время проведения занятий
1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с
краеведческой литературой).
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (воспитывающие
ситуации, наблюдения, демонстрация видеоматериалов и иллюстраций).
3. Стимулирование деятельности и мотивация поведения (познавательные игры,
дискуссии, поощрение)
4. Контроль эффективности образовательного процесса (устный опрос, самостоятельная
работа, тестирование, защита исследовательской работы).
5. Исследовательский метод (исследовательская, поисковая деятельность в музее, поиск
информации в различных источниках, социологический опрос, изучение личных и
семейных
архивов).
Методы воспитания: мотивация, стимулирование, убеждение
Формы занятий:
- на основе коммуникативного взаимодействия педагога и учащихся занятие - лекция,
экскурсия, конкурс, конференция.
- по дидактической цели: вводное занятие, занятия закрепления знаний, практические
занятия, занятия по контролю ЗУН, занятия по обобщению и систематизации знаний,
комбинированные занятия.
Основные этапы учебного занятия
1.Организация начала занятия, сообщение темы занятия, постановка цели занятия
2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы
(если
это необходимо).
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
4. Закрепление, полученных ЗУН, на практике
5. Подведение итогов занятия, рефлексия.
Дидактические материалы
1. Раздаточный материал для самостоятельных работы (опросники, анкеты, тесты,
викторины, исследовательские задания).
2. Тематика исследований: «Живой символ малой родины», «Человек-легенда»,
«Традиции моей семьи», «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»,
«Уходили на фронт добровольцы».
Формы аттестации учащихся
Уровень обучения, развития, воспитанности учащихся отслеживается в течение всего
срока реализации программы посредством различных форм диагностики.
В сентябре, в начале учебного года, проводится входная диагностика, которая позволяет
определить уровень ЗУН в краеведческой деятельности, выяснить, на сколько учащийся
готов к освоению данной программы.
В декабре проводится промежуточный контроль (диагностика) по основным темам
учебного плана и выявлению уровня освоения ЗУН, развития и воспитанности
учащегося.
В мае проводится также промежуточная аттестация по выявлению результативности
освоения программы за учебный год.
Результаты диагностики заносятся в таблицу результатов освоения программы. В конце
года выводится средний балл освоения программы каждым учащимся.
Личные достижения учащихся отслеживаются по результатам участия в районных
конкурсах и конференциях, Региональных мероприятиях, где учащиеся представляют
результаты краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
Для определения уровня воспитанности учащихся используются:

-анкетирование;
-беседы;
-метод педагогического наблюдения.
Используются следующие формы аттестации:
-открытый урок;
- конкурс;
-защита исследовательской работы;
-презентации творческих работ.
Оценочные материалы
- протоколы результатов промежуточной аттестации учащихся;
- изучения уровня воспитанности учащихся (методика Капустиной Н.П.);
- тестовые задания;
- дидактические материалы;
- викторины;
- анкеты;
- исследовательские работы учащихся, презентационные материалы
Рабочая программа
Учебный план. Срок реализации - 1 год
Название
Формы
№
Количество
раздела
промежуточной
п/п
часов
программы
аттестации
всего теория
практика
Оформление
1.
 Введение.
1
1
стенда
Моя семья (4
2.
4
2
2
часа)
Наша школа (4
3.
2
2
2
часа)
Мой край на
Защита
карте
4.
9
2
5
исследовательских
Родины (9
работ
часов)
Знакомство со
школьным
5.
6
6
2
музеем
(6 часов)
Знакомые
незнакомцы.
6
Вещи
9
5
2
вокруг нас.(9
часов)
Промежуточная
7
1
1
Проект
аттестация
Итого 51
32
19
Содержание:
Введение (1 час)
Краеведение- наука о родном крае.
Моя семья (4 часа)
Я и моё имя. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в
моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
Наша школа (2 часа)

« Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников.
Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции
школы.
Мой край на карте Родины (9 часов)
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с
географической картой России. Моя малая родина. Чернокоровское на карте
Свердловской области и России . Герб города Богданович.
Географические названия населённых пунктов нашей местности. Что даёт наш край
стране?
Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного края
Конференция «Достопримечательности родного края» (выступления обучающихся,
Улицы нашего села)
Знакомство со школьным музеем(6 часов)
Экскурсия в школьный музей Музейные профессии Творческая работа "Музей"(группа
представляет один музей по результатам самостоятельной работы с ресурсами
Интернета.)
Фонды музея. Работа с фондами школьного музея. Оформление альбома "Трудом славен
человек"
Знакомые незнакомцы. Вещи вокруг нас.(9 часов)
Самовар. Утюг. Лапти. Прялка. Бабушкины полотенца. Ткацкий станок. Русская печь.
Промежуточная аттестация (1ч)
Тематическое планирование
№
Раздел и тема
Теория
Практика
Дата
п/п
34 часа
Введение (1
час)
Краеведение- наука о
1
1
1
01.09
родном крае.
Моя семья
(4часа)
2
Я и моё имя.
1
08.09
3
Моя родословная.
1
15.09
Наша дружная семья.
4
1
22.09
Традиции моей семьи.
Профессии в
29.09
моей семье.
Творческий конкурс
5
«Старая фотография
1
06.10
рассказала…»
Наша школа
(4 часа)
Знакомство с историей
6
1
13.10
возникновения школы.
Школьный архив.
7
1
Судьбы выпускников.
Сбор интересного
8
материала о выпускниках 1
20.10
своей школы.
Гордость школы.
9
1
27.10
Традиции школы.

Мой край на
карте
Родины (9
часов)

10

11

12
13

14

15

Россия - Родина моя.
Символы государства –
герб и флаг. Гимн
России. Работа с
географической картой
России.
Моя малая родина.
Чернокоровское на карте
Свердловской области и
России. Герб города
Богданович.
Географические названия
населённых пунктов
нашей местности.
Что даёт наш край
стране?
Особенности
хозяйственной
деятельности,
быта и культуры родного
края

18

19-20

21-24

10.11

2

17.11
02.02

1

24.11

1

01.12

3

08.12
02.05

Конференция
«Достопримечательности
родного края»
(выступления
обучающихся)

4

Улицы нашего села.

1

22.12

1

29.12

16
Знакомство со
школьным
музеем (8 часов)
17

1

Экскурсия в
школьный музей
Музейные
профессии.
Творческая работа
"Музей"(группа
представляет один
музей по
результатам
самостоятельной
работы с ресурсами
Интернета.)
Фонды музея.
Работа с фондами
школьного
музея. Оформление

15.12

Посещение
хлебоуборочной
площадки
Посещение мини
музея «Русская
горница».
Храма Петра и
Павла.
Святого ключа.

1

2

12.01
19.01

1

4

В течении
года

альбома "Трудом
славен
человек"
Знакомые
незнакомцы.
Вещи вокруг
нас.(9 часов)
25
26
27
28
29
30-31

Самовар
Утюг
Прялка
Предметы быта
Бабушкины
полотенца, кружева,
вышивки.

1
1
1
1

1
09.03
16.03
23.03

02.03

1

1

06.04

Ткацкий станок

1

1

13.04
20.04

1

27.04

1

18.05

1

25.05

Русская печь
Закоуловские
33
мастера и
мастерицы
Заключительное
34
занятие
Календарный учебный график
32

Количество
учебных недель
Календарный учебный
график

36 недель
с 01.09.2023 г. по
31.12.2023 г., 17 учебных
недель
с 01.01.2024 г. по
08.01.2024 г.

Первое
полугодие
Каникулы

Второе
полугодие
Промежуточная
аттестация

Формы текущего
контроля /
промежуточной
аттестации

с 08.01.2024 по 31.05.2024 г., 19
учебных недель
25.05.2024 г.
Периодичность
проведения текущего
контроля - в конце первого
полугодия
Определение сроков и
периодичности
промежуточной
аттестации - 1 раз к
промежуточной
аттестации по итогам
реализации программы.
Перечень возможных
форм текущего контроля
промежуточной

аттестации:
конкурс..
Условия необходимые для реализации образовательной программы
Организационные: теоретические занятия проводятся в кабинете начальных классов,
практические занятия в школьном музее, где созданы все условия, для познавательной,
поисковой, исследовательской деятельности учащихся.
Психологические:
развитие внутренней мотивации к самовыражению личности и созданию комфортных
условий для самореализации в краеведческом кружке.
Материально - техническая база:
столы, стулья, интерактивная доска, шкафы для хранения учебно-методических
материалов.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеоаппаратура, фотоаппарат.
Учебно-методический инструментарий
-дидактические материалы;
-сценарии краеведческих, познавательных интеллектуальных мероприятий;
- краеведческие викторины, тестовые задания;
- положения о проведении районных, региональных конкурсов, конференций;
-материалы школьного историко-краеведческого музея;
- литература, материалы СМИ;
-банк фото и видео материалов
Список литературы
Нормативно-правовая база для проектирования программы:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
2. Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20
ноября 1989 г.;
3. Государственная программы РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг.
(постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г.
№ 1642);
4. Концепции развития дополнительного образования детей
(утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
6. Основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р);
7. Программы патриотического воспитания граждан на период 2016-2020 годов
(постановление Правительства РФ от 30.12. 2015 N 1493);
8. Указа Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской
общественногосударственной детско-юношеской организации «Российское движение
школьников» (от
29.10.2015 г. № 536);
9. Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»
(Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 № 298н);
10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
11. Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;

12. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014г.№41«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций ДО детей.
13. Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ).
14. Письма Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»);
15. Устава МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановского района Новосибирской области.
Литературы для педагога
1. Дайцева Т.В., Тарасов В.Н. С поклоном к тебе, земля Чановская. – Новосибирск.
ЦЭРИС.
2010г.
2. Зоркий М.М. Краеведение. Новосибирск. ОблСЮТ. 1990г.
3. Кривоногов Ю.П.Все мечены общей войною.- ГУПП НСО «Бараба».
4. Каталог памятников участникам Великой Отечественной войны Чановского района. –
Администрация Чановского района. – Новосибирск, 2015г.
5. Материалы газеты «Чановские вести». Чаны.1998 – 2015гг.
6. Мордкович М.Г.. Бараба - страна диковинная. - ООО «Наука-центр». Новосибирск.
2003г.
7. Т. Рублева Н. Сибирский календарь. Управление по делам молодежи Новосибирской
области. Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Центр
патриотического воспитания граждан». Межрегиональный Центр русского боевого
искусства «Русский щит» 2009г.
8.Тупицин И.М. История Блюдчанского совхоза. Том1-5. с. Блюдчанское, 1970 - 1985гг.
Литературы для детей и родителей
1.Материалы школьного музея
2.Материалы периодической печати.
3.Материалы Интернет ресурсов
4.Дайцева Т.В., Тарасов В.Н. С поклоном к тебе, земля Чановская. – Новосибирск.
ЦЭРИС.
2010г.
5.Тупицин И.М. История Блюдчанского совхоза. Том1-5. с. Блюдчанское, 1970 1985гг.
Заключение:
Данная система изучения своей малой Родины-погружение в мир изучаемого предмета на
месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует
навыки
взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Она способствует духовному развитию
ребенка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».