ДООП основы декоративно-прикладного творчества _Вдохновение_

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Чернокоровская средняя общеобразовательная школа

Рассмотр~но: на заседании

ШМО протокол №

от

/4/ {)?

,/
2023r.

Дополнительная образовательная общеразвива1ощая
программа

«Основы декоративно

-

прu1<Ладного творчества»

Направленность: худо:жественная
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации:

1 год

Автор - составитель :

Ситникова Надежда Александровна
педагог дополнительного образования

Чернокоровское 2023г.

СОДЕРЖАНИЕ
Наименование

№ страницы

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Принципы, методы и формы реализации Программы
2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОГРАММЫ
2.1. Тематический план к реализации Программы

3
3
5
5
7

2.2. Содержание тематического плана реализации Программы
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ

8
10

3.1. Планируемые результаты освоения Программы

10

4. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
4.1. Условия реализации программы

11

4.2. Формы и виды контроля

11

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

7

11

13

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования –
дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени.
Условия организации образовательного процесса в системе дополнительного
образования детей регулируют следующие нормативные документы:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №27З-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ № 273).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам),
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573), (далее —
СанПиН).
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 29.032016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
Приказ Минобрнауки России от 09.012014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
Порядок организации и осуществления МАОУ Чернокоровской СОШ
образовательной деятельности по дополнительным программам от ….
Устав школы, утвержден Постановлением Главы ГО Богданович № 334 от
25.02.2019 г.
Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме,
познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные
проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к
самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что
действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.
Участие обучающихся в творческих коллективах по интересам позволяет каждому
ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно
2

добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах
сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время
способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать
свое время. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его
мировоззрения.
Современное общество глубоко заинтересовано в художественно-эстетическом
воспитании подрастающего поколения. Художественно- эстетическое воспитание является
неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности.
Декоративное – прикладное творчество является составной частью художественно
эстетического направления дополнительного образования. Оно наряду с другими видами
искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с
различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного
опыта у обучающихся складывается отношение к собственной художественной
деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает
широту интересов, любознательность. Воспитывает чуткое отношение к прекрасному,
способствует формированию творческой гармонично развитой личности, что «является
базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Отсюда очевидна
актуальная необходимость создания системы художественной подготовки воспитанников,
разработки обучающих технологий, использование разнообразных видов декоративноприкладной деятельности, которые обеспечивают развитие будущей творческой личности.
Нужно отметить ещё одну уникальную особенность дополнительной программы по
художественно – эстетической направленности кружка декоративно – прикладного
искусства - дать растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию
успеха (и притом неоднократно!). Каждый обучающийся посещающий кружок, может
найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином виде деятельности. Этот
момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе,
страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении
школьных дисциплин.
Дополнительная программа художественно – эстетического направления, кружка
декоративно прикладного искусства для обучающихся 11 – 16 лет.
Одновременно кружок могут посещать от 5 – 15 обучающихся.
Режим работы кружка декоративно - прикладного искусства: Понедельник 16.00 - 17.00
Cреда 16.00 – 17.00, Пятница 16.00 - 17.00.
Период обучения для освоения программы художественно – эстетического направления,
кружка декоративно прикладного искусства включает 105 часов практической и
теоретической деятельности обучающихся.
Срок освоения программы художественно – эстетического направления, кружка
декоративно прикладного искусства – 1 год.
Форма занятий: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая групповая.
Типы занятий:
Комбинированные занятия (Освоение нового материала, повторение и закрепление
пройденного);
Форма подведения результатов: беседа, мастер-класс, презентация, практическое
занятие, открытое занятие, выставка творческих работ.

3

1.2. Цель и задачи дополнительной программы декоративно – прикладного
направления.
Ведущая цель реализации дополнительной программы кружка декоративно –
прикладного искусства:
Создание условий для развития способностей обучающихся к самоопределению через
развитие их творческих и индивидуальных возможностей.
Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач:
Обучающие:
- Способствовать овладению знаний, представлений обучающихся о многообразии видов
декоративно – прикладного искусства.
- Знакомить с техниками и приемами выполнения творческих работ, навыкам работы с
инструментами и приспособлениями.
- Формирование личности, умеющей применять свои знания на практике,
самосовершенствоваться в процессе творческой деятельности.
Развивающие:
- Развивать творческий потенциал обучающихся.
- Расширить возможности для самореализации личности ребёнка через практическую
творческую деятельность.
Воспитательные:
- Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

4

1.3. Принципы, методы и формы реализации Программы
Принцип гуманизма означает признание обучающегося ценностью со всем своим
внутренним миром, интересами, особенностями, способностями; активным субъектом
учебно-развивающегося процесса, позволяющим раскрыться ему как личность и получить
социальное призвание, которое реализуется в атмосфере доброжелательности и
сотрудничества.
Принцип природосообразности. Отличительной чертой подросткового возраста
необходимо учитывать возрастную, половую дифференцированную; законы природы при
выборе содержания, форм, методов обучения и взаимодействия педагога и обучающегося,
что позволит восполнить дефицит общения у обучающегося.
Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая
обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося,
совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов
Принцип культуросообразности – отражение культурных ценностей через содержание,
формы и методы обучения. Создание среды, «Растящей и питающей личности» (П.
Флоренский).
Принцип демократизма и сотрудничества реализуется на равноправном общении как
обучающегося с педагогом, так и между детьми, что позволяет обучающемуся свободно
мыслить, находить новые идеи и решения, поставленные педагогом или самим
обучающимся.
Принцип включения личности в социально- значимую активную деятельность учит
преодолевать психические барьеры и трудности, которые препятствуют активно
развиваться и реализоваться.
Принцип самореализации в творчестве позволяет обучающемуся раскрыть, развить и
реализовать имеющиеся у него возможности и интересы.

Методы и приемы реализации Программы
1.Наглядные методы:
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц,
презентаций, наглядных пособий;
- показ способов действия с инструментами и материалами.
2. Словесные методы:
- беседа;
- использование художественного слова;
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- указания, пояснения;
- анализ выполненных работ.
3. Практические методы:
- обучение способам изготовления декоративных изделий;
- самостоятельное выполнение декоративных изделий;
- использование различных инструментов и материалов для реализации замысла;
- индивидуальный подход.
6. Игровые методы:
- игровые ситуации.

5

2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ,
основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся
практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой
предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию
умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению
художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе
труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и
личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения
к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
2.1. Тематический план к рабочей программе по декоративно – прикладному
искусству
Количество часов
Название раздела, темы
п/п

Всего

Формы контроля

Теория Практика

Вводное занятие

1

1

-

Беседа

Основы оригами

6

2

4

Наблюдение

Базовые формы оригами

5

2

3

Цветущий сад оригами

11

2

9

Тематические
композиции
Модульное оригами

15

3

12

Обсуждение, анализ
заготовленного материала
Обсуждение, анализ
сделанной работы
Беседа, анализ работ

3

1

2

Узоры из бумаги

3

1

2

Плетение из бумажных
полос
Открытки, подарки

2

1

1

4

1

3

Зоопарк оригами

6

1

5

Открытки и сувениры

6

1

5

Итого занятий

62

16

46

1.
2.
3
4
5
6
7
8

9

Беседа, наблюдение, анализ
работы
Обсуждение, анализ
сделанной работы
Обсуждение, анализ
заготовленного материала
Обсуждение, анализ
заготовленного материала,
выполненных работ.

10
11

6

Анализ работ. Выставка.

2.2. Содержание тематического плана реализации Программы
1. Вводное занятие
Знакомство с детьми. Рассказ об истории возникновения бумаги с
использованием слайдовой презентации. Виды бумаги, её свойства. Знакомство с
программой. Рассказ о работе объединения. Инструменты, материалы. Правила
техники безопасности.
2. Основы оригами
Рассказ об истории возникновения и развития оригами, культуре и традициях
Японии. Виды оригами. Образцы оригамских фигурок. Знакомство с творчеством
известных оригамистов. Термины, принятые в оригами.
Практика: упражнения в складывании
3. Базовые формы оригами
Условные знаки и приёмы складывания. Базовые формы: треугольник,
воздушный змей, книжка, дверь, блинчик, квадрат, водяная бомбочка, дом.
Практическая часть
Упражнение в складывании базовых форм. Игры-упражнения с формами с целью
изучения возможностей и свойств бумаги. Выполнение фигурок на основе базовых
форм. Упражнение в чтении схем.
4. Цветущий сад оригами
Конструктивные особенности строения стеблей, листьев, лепестков. Приёмы
складывания цветов однорядной конструкции и цветов, сложенных из целого листа
бумаги. Особенности работы с цветной, упаковочной, бархатной бумагой, цветной
калькой. Способы декорирования фона. Цвет как средство выразительности.
Основные правила композиционного построения на листе бумаги
(вертикальный и горизонтальный формат листа). Композиционный центр.
Равновесие в композиции.
Практическая часть
Упражнения на составление композиций из геометрических фигур.
Экспериментирование с подбором фона.
Складывание простых лепестковых цветов и цветов, сложенных из целого
листа бумаги: ромашка, мак, колокольчик, роза, цветик - семицветик. Оформление
цветочных композиций. Дидактические игры «Танец дружных красок», «Ссора
красок».

5. Тематические композиции
Индивидуальные и коллективные тематические композиции. Решение
композиционных задач. Совершенствование техники складывания фигурок в
технике оригами. Пространственное расположение предметов на плоскости.
7

Использование приёмов аппликации, рваной аппликации, оригами при оформлении
работ. Сочетаемость фона и деталей по цвету. Симметрия и асимметрия в природе.

Практическая часть
Упражнение в складывании фигурок по схемам и по показу. Свободное и
симметричное вырезание предметов. Упражнения на составление композиций из
геометрических фигур. Экспериментирование в подборе формы и пропорции
предметов. Создание панно на различные темы: «Аквариум», «мотивы», по сказкам
«Теремок», «Колобок».

6. Модульное оригами
Разнообразие многомодульных моделей. Способы складывания и соединения
модулей. Чтение схем. Цветовое сочетание. Использование дополнительных
материалов для оформления готовых изделий.
Понятие орнамента. Виды
орнаментов, их характерные признаки. Основные принципы построения орнамента:
повтор, чередование, инверсия, симметрия.
Практическая часть
Понятие орнамента. Виды орнаментов, их характерные признаки. Основные
принципы построения орнамента: повтор, чередование, инверсия, симметрия,
складывание элементов по схемам и по показу педагога.
Конструирование звёзд, орнаментов.

7. Узоры из бумаги
Знакомство с искусством народных вырезок с использованием слайдовой
презентации. Виды разметок: по шаблону, трафарету, сгибанием. Свободное и
симметричное вырезание. Схемы складывания бумаги для вырезок. Способы
вырезания одноцветных узоров.
Практическая часть
Вырезание салфеток, розеток, вазонов. Оформление работ.

8. Плетение из бумажных полос
Способы плетения и соединения полос. Гармоничное сочетание цветов.
Практическая часть
Плетение салфеток, листочков и других плоскостных фигур.
Оформление работ. Экспериментирование с цветом и формой.
9. Открытки, подарки
Закрепление навыков бумажного конструирования. Закрепление понятий
цветоведения и законов композиции.
Практическая часть
Изготовление открыток, рамок для фотографий, коробок и т. п. Самостоятельный
выбор объектов моделирования, подбор материалов.
10.
Зоопарк оригами
Способы складывания животных и птиц в технике оригами. Конструирование
из одного листа бумаги и нескольких. Форма, пропорции фигурки, как средство
выразительности при создании образа.
8

Практическая часть
Складывание фигурок животных и птиц в технике оригами.
11. Открытки и сувениры
Закрепление навыков бумажного конструирования. Закрепление понятий
цветоведения и законов композиции.
Практическая часть
Изготовление открыток, рамок для фотографий, коробок и т. п.
Самостоятельный выбор объектов моделирования, подбор материалов.
Итоговое занятие
Подведение итогов. Выявление освоения знаний, умений и навыков. Отбор
работ для итоговой выставки.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
3.1. Планируемые результаты освоения Программы
Результаты реализации программы сформулированы исходя из принципа
«дополнительности к основному образованию», с учётом стандартов общего образования
и ориентированы на достижение учащимися личностных,
метапредметных
и
предметных результатов через формирование универсальных учебных действий.
Личностные результаты
•
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
•
воспитание
бережного и
внимательного
отношения к
результатам своего и коллективного труда;

•
•

развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
развитие ответственности, инициативы, умения и желания преодолевать
трудности;

•

формирование потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
Метапредметные результаты
•
овладение способностью ставить цель и осуществлять поиск путей ее
осуществления;
•
развитие любознательности, интереса к познавательной деятельности;
•
развитие интереса к экспериментированию как средству развития
самостоятельной творческой деятельности.
•
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты

•

освоение
учащимися
предусмотренных программой;

техник

и

приёмов

бумагопластики,

•

знание терминов, основных геометрических понятий, условных знаков и
базовых форм;

•

знание основных видов материалов,
инструментов и приспособлений;

названия и назначение ручных

•

работы

формирование
приспособлениями;

навыков

правильной
9

с

инструментами

и

•

знание основных понятий в области композиции, формообразования,
цветоведения;

•

формирование умения создавать из бумаги изделия, композиции, опираясь
на схемы, образцы, иллюстрации;
•
использование приобретённых знаний и умений для творческого
решения несложных
конструкторских, технологических
и
организационных задач;

•

формирование умения анализировать с помощью педагога образец,
выделяя форму, определяя способ создания фигурки, её части, детали.

•

планирование под руководством педагога процесс создания поделки.

4. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
4.1.Условия реализации программы:
Занятия проводятся в специально помещении, соответствующей санитарно –
гигиеническим нормам: помещение хорошо проветривается и хорошо освещается.
Освещение естественное и искусственное. Техническое оснащение и мебель (столы,
стулья, шкафы) отвечают требованиям, предъявляемым к оборудованию для
обучающихся данного возраста.
Материально-техническое оснащение занятий включает в себя инструменты:
ножницы, клей ПВА, клей карандаш, линейки, треугольники.
Материалы: бумага для оригами, офисная бумага, наборы цветной бумаги для, кисти
для рисования разных видов, баночки для воды, простые карандаши и ластики,
4.2. Формы и виды контроля
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет
собой специально организованную деятельность педагога и обучающихся, направленную
на решение задач обучения, воспитания и развитие детей. Процесс обучения декоративно –
прикладному искусству имеет менее формализованный характер по сравнению с
общеобразовательными учебными дисциплинами и не имеет жестких рамок.
При обучении художественно – прикладному искусству происходит индивидуализация
обучения детей, которая осуществляется самим обучающимся (т.е. ребенок сам
осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности). Педагог выступает не только
как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
Однако необходимо проводит контроль обучающихся. В педагогической теории и
практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в
центре внимания, поскольку они лежит в основе определения эффективности и
дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации
обучения. Специфика деятельности предполагает творческий подход к выбору форм
педагогического контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Педагог свободен в
выборе форм контроля. В таком случае, лучше остановиться на той форме, которая бы была
интересной и увлекательной для обучающихся.
Каждая созданная работа наглядно показывает возможности обучающегося. Уровень
усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических
работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо
внимательное, чуткое и доброе отношение. Выбирается дифференцированный подход к
10

обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично
и
мягко
исправляются.
Контролируется
качество выполнения изделий по всем разделам с
учетом следующих критериев:
▪ удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным
требованиям;
▪ четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
▪ художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно,
создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное
время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В
связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа обучающихся на
различных сроках обучения:
▪ аккуратность;
▪ четкость выполнения изделия;
▪ самостоятельность выполнения;
▪ наличие творческого элемента.
Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки,
викторины, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях
кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами,
дипломами, подарками.

11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для
начальной школы. – Москва: Аким, 1995.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. – СПб: Кристалл, 2004.

3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. – СПб: Литера, 1998.
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Волшебные шары кусудамы. – СПб: Кристалл,
5.
6.
7.
8.
9.

2001.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами зоопарк в кармане. – СПб: Химия, 1994.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами зоопарк в другом кармане. – СПб:
Химиздат, 1998.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами собаки и коты бумажные хвосты. – СПб:
Химия, 1995.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Универсальный бумажный конструктор оригами. – Москва: Аким, 1997.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Ферма оригами. – СПб: Химия, 1996.

10.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. – СПб: Химия, 1995.
11. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. – СПб:
Кристалл, 2001.
12. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – Москва: Просвещение, 1992.
13. Гончар Д.Р. Деятельностное познание мира средствами оригами – изящно,
конкретно, эффективно. – Москва,2001.
14. Джун Джексон. Поделки из бумаги. – Москва: Просвещение, 1979.
15. Калмыков С. Вырезаем из бумаги. – СПб: Корона, 1998.
16. Корнеева Г.М. Поделки из бумаги. – СПб: Кристалл, 2001.
17. Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. – Москва: Аким, 1998.
18. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги. – Москва: Эксмо, 2004.
Соколова С. Школа оригами: Аппликация и мозаика. – Москва: Эксмо, 2003.
19. Соколова-Кубай Н. Узоры из бумаги: белорусская выцинанка. – Москва: Культура
и традиции, 2006.
20. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребёнка. – Ярославль: Академия развития,
1996.

12

Лист коррекции
изменений и дополнений в рабочей программе
ФИО педагога:
№

Количество
часов по плану

Количество
часов
фактически

Причина несоответствия

1.

Вывод:

13

Коррекция

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».