ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана по учебному предмету «Родной язык» и ориентирована на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения, на реализацию в процессе преподавания родного языка (русского) современных подходов к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования. В рабочей программе определены и структурированы планируемые результаты обучения, содержание учебного предмета «Родной язык)» на базовом уровне по годам обучения в соответствии с ФГОС СОО (Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. №732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»); Примерной основной образовательной программой среднего общего образования; Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), разработано календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания курса родного русского языка в средней общеобразовательной школе. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК» Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по родному языку (русскому), заданных соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом для базового уровня. В то же время программа курса русского языка в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеет определённые особенности. Учебный предмет «Родной язык)» дополняет содержание курса «Русский язык» в аспектах, связанных с отражением в русском языке культуры, истории русского народа и других народов России, с совершенствованием культуры речи и текстовой деятельности обучающихся. Предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» отличаются от предметных результатов по другим родным языкам народов Российской Федерации в силу того, что в курсе русского родного языка не рассматриваются вопросы системного устройства языка и письменного оформления речи. Изучение предмета «Родной язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок среднего общего образования: в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; духовно-нравственном развитии и воспитании школьников, формировании способности к организации своей деятельности. В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам России. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исто-рического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру». Государственная поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, этнокультурного развития русского народа и других народов Российской Федерации, их творческого потенциала, являющегося важнейшим стратегическим ресурсом российского общества, — один из важнейших принципов национальной политики Российской Федерации. В этом контексте возрастает значимость выполнения русским языком не только функций государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов нашей страны, но и его функции как языка национального, являющегося основой сохранения русской и общероссийской культуры. Системообразующей доминантной содержания курса родного русского языка на уровне среднего общего образования, как и на предыдущих уровнях образования, является идея изучения родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. В соответствии с этим содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» имеет следующие особенности: 1) внимание не к внутреннему системному устройству языка, а к факторам социолингвистического и культурологического характера — многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом; 2) направленность на формирование представлений о русском языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности в русском языке (включая его лексику, формы существования, стилистическую систему, а также нормы русского литературного словоупотребления); 3) ориентированность во всех содержательных блоках учебного предмета прежде всего на анализ отражения в фактах языка русской языковой картины мира и концептосферы русского народа, особенностей русского менталитета и морально-нравственных ценностей. Школьный курс родного русского языка опирается на содержание курса русского языка, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка, но не дублируют их. Первая содержательная линия «Язык и культура» представлена в программе темами, связанными с особенностями русской языковой картины мира и отражения в ней менталитета русского народа; основные типы национальноспецифической лексики русского языка; активные процессы и новые тенденции в развитии русского языка новейшего периода; особенности и разновидности письменной речи начала XXI в. в современной цифровой (виртуальной) коммуникации; словари русского языка, отражающие словарный состав русского языка в новейший период его истории. Вторая содержательная линия «Культура речи», раскрывающая проблемы современной речевой культуры, нацелена на формирование у обучающихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, развитие способности обучающихся старшеклассников ориентироваться в современной речевой среде с учётом требований экологии языка и повышение их речевой культуры; на формирование представлений о культуре речи как компоненте национальной культуры, о вариантах языковой нормы. Третья содержательная линия «Речь. Речевая деятельность. Текст» нацелена на формирование осознанного отношения к тексту как средству передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа; культурной связи поколений. В разделе предусмотрено освоение приёмов работы с традиционными линейными текстами, ознакомление с приёмами оптимизации процессов чтения и понимания гипертекстов, с современными информационносправочными ресурсами, электронными базами, пространством блогосферы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК» Целями изучения родного языка по программам среднего общего образования являются: формирование у обучающихся общероссийской гражданской идентичности, гражданского самосознания, патриотизма, чувства сопричастности к судьбе Отечества, ответственности за его настоящее и будущее; представления о традиционных российских духовно-нравственных ценностях как основе российского общества; воспитание культуры межнационального общения; воспитание познавательного интереса и любви к родному русскому языку, отношения к нему как к духовной, нравственной и культурной ценности, а через него — к родной культуре; ответственности за языковую культуру как национальное достояние; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; расширение представлений о родном языке как базе общезначимых интеллектуальных и морально-нравственных ценностей и поведенческих стереотипов; знаний о родном русском языке как форме выражения национальной культуры и национального мировосприятия, истории говорящего на нём народа; об актуальных процессах и новых тенденциях в развитии русского языка новейшего периода; о русском литературном языке как высшей форме национального языка, о вариативности нормы, типах речевой культуры, стилистической норме русского языка; о тексте как средстве хранения и передачи культурных ценностей и истории народа; совершенствование устной и письменной речевой культуры, формирование гибких навыков использования языка в разных сферах и ситуациях общения на основе представлений о русском языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности в русском языке (включая его лексику, формы существования, стилистическую систему, а также нормы русского литературного словоупотребления); обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения; совершенствование умений функциональной грамотности: текстовой деятельности, умений осуществлять информационный поиск, дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста; овладение стратегиями, обеспечивающими оптимизацию чтения и понимания текстов различных форматов (гипертекст, графика, инфографика и др.); умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Родной язык»представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС СОО, Примерной основной образовательной программе среднего общего образования. На изучение предмета «Родной язык (русский)» в 10—11 классах на базовом уровне отводится 1 ч в неделю. Количество времени на два года обучения ориентировочно составляет 68 ч (соответственно по 68 ч или 34 ч в каждом классе). Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права обучающихся, изучающих иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования по родному языку (русскому) достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Личностные результаты освоения обучающимися Примерной рабочей программы среднего общего образования по родному языку (русскому) должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества; расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. 2. Патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, родной язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению и защите Оте-чества, ответственность за его судьбу. 3. Духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность адекватно оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 4. Эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоцио-нальное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества, в том числе словесного; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному русскому языку. 5. Физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 6. Трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного русского языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, переводчиков, педагогов; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. 7. Экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. 8. Ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность по родному языку индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации; способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский и жизненный опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) для среднего общего образования должны отра- жать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения, в том числе на материале русского родного языка; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия рассматриваемых явлений и процессов; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия при выполнении проектов по родному языку; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с опорой на собственный читательский опыт; 2) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в контексте изучения предмета «Родной язык (русский)», навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владеть видами деятельности по получению нового знания, в том числе по родному русскому языку, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; 3) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (текст, презентация, таблица, схема, диаграмма, график и др.); оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке родного языка и во внеурочной деятельности по предмету; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать свою точку зрения; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке родного языка и во внеурочной деятельности; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, развивать творческие способности и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; самостоятельно составлять план действий при анализе и создании текста, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; 3) принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 класс Язык и культура Осознавать и объяснять роль родного языка в жизни человека, общества, государства; смысл понятия «традиционные российские духовнонравственные ценности»; объяснять роль русского языка в сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Осознавать и аргументировать необходимость ответственного отношения к использованию родного русского языка во всех сферах жизни; иметь представление о языковом многообразии Российской Федерации; проявлять уважительное отношение к национальным культурам и языкам народов России. Осознавать взаимосвязь родного языка и родной культуры, иметь представление о ключевых словах русской культуры и их основных разрядах; анализировать и комментировать текст с точки зрения употребления в нём ключевых слов русской культуры (в рамках изученного). Иметь представление о языке как развивающемся явлении; характеризовать процессы актуализации и пассивизации различных разрядов слов и устойчивых словосочетаний в процессе исторического развития общества и культуры народа, приводить соответствующие примеры. Извлекать из словарей различных типов и комментировать информацию об истории и традиционной культуре, особенностях русского быта и мировоззрения русского народа. Культура речи Осознавать и комментировать основные причины изменения языковых норм, приводить примеры, иллюстрирующие динамику языковой нормы (в рамках изученного). Иметь представление об основных типах речевой культуры, комментировать основные типы речевой культуры человека. Иметь представление об изменениях орфоэпических норм современного русского литературного языка, актуальных вариантах орфоэпической и акцентологической норм современного русского литературного языка; анализировать примеры вариантов произношения и ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного) с опорой на словарные пометы в орфоэпических словарях ХХI в. Иметь представление об изменениях лексических норм современного русского литературного языка, осознавать и объяснять причины их изменений; понимать значение словарных помет в толковых словарях ХХI в. (в рамках изученного). Иметь представление об изменениях морфологических норм современного русского литературного языка; анализировать и сопоставлять варианты форм имени существительного, глагола. Иметь представление об орфографической вариативности в современном русском языке, орфографическом варианте; анализировать орфографические варианты (на отдельных примерах). Анализировать и оценивать с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка. Использовать современные толковые словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; орфоэпические словари, грамматические словари и справочники русского языка; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации. Речь. Речевая деятельность. Текст Иметь представление о тексте как средстве передачи и хранения культур- ных ценностей, опыта и истории народа; как памятнике культуры. Иметь представление о новых форматах текстов, функционирующих в цифровой среде; об их отличиях от традиционных текстов; о возможностях использования в текстах различных знаковых систем; об отражении в этих текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации общения. Владеть основными стратегиями, приёмами оптимизации процессов чтения и понимания текста. Осуществлять информационную переработку линейных текстов и гипертекстов. Использовать графику как средство упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста при создании вторичных текстов. Иметь представление о специфике устной речи. Осознавать и использовать свой речевой опыт в процессе коммуникации. Иметь представление о коммуникации в Рунете как одной из сфер общения, отражающей современное состояние русского языка и тенденции его развития; владеть культурой электронного общения. Использовать Обучающий корпус Национального корпуса русского языка (НКРЯ) как информационно-справочный ресурс. 11 класс Язык и культура Иметь представление о динамических процессах и новых тенденциях в развитии русского языка новейшего периода и комментировать их (в рамках изученного); приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции в развитии русского языка. Иметь представление о цифровой (виртуальной, электронноопосредованной) коммуникации и её формах, комментировать её основные особенности; характеризовать основные отличия устно-письменной разновидности электронной речи от традиционной письменной речи (в рамках изученного); анализировать фрагменты устно-письменной речи разных жанров (блог, форум, чат и др.). Комментировать активные процессы в развитии лексики русского языка в XXI в., характеризовать особенности процесса заимствования иноязычной лексики и основные способы её освоения русским языком в новейший период его развития (в рамках изученного). Определять значения новейших иноязычных лексических заимствований (с использованием словарей иностранных слов), оценивать целесообразность их употребления; целесообразно употреблять иноязычные слова. Иметь представление об актуальных способах создания морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего периода; определять значения и способы словообразования морфологических неологизмов, характеризовать пути образования сематических неологизмов (в рамках изученного), приводить соответствующие примеры. Объяснять причины появления новых фразеологизмов, характеризовать основные тенденции в развитии фразеологии русского языка новейшего периода; определять значения новых фразеологизмов, характеризовать их с точки зрения происхождения (на отдельных примерах, в рамках изученного), при- надлежности к определённому тематическому разряду, особенностей употребления. Культура речи Иметь представление об изменениях синтаксических норм современного русского литературного языка, современных вариантах синтаксической нормы; анализировать и сопоставлять варианты форм, связанные с управлением, согласованием сказуемого с подлежащим; анализировать колебания в употреблении предлогов. Иметь представление о факультативных, альтернативных знаках препинания; анализировать примеры использования факультативных знаков препинания в текстах. Иметь представление о специфике устной и письменной речи в сфере профессионально-делового общения; характеризовать основные виды делового общения (в рамках изученного); анализировать речевое поведение человека, участвующего в деловой беседе, телефонных деловых разговорах с учётом речевой ситуации, с позиции требований к речевому этикету делового общения; делать выводы об особенностях эффективного делового речевого взаимодействия. Характеризовать языковые особенности, функции, виды делового письма (в рамках изученного); анализировать деловое письмо как текст официальноделового стиля; создавать текст делового письма в соответствии с целью, речевой ситуацией и стилистическими нормами официально-делового стиля (в рамках изученного). Характеризовать особенности учебно-научного общения; анализировать речевое поведение человека, участвующего в учебно-научном общении, с учётом речевой ситуации, норм научного стиля, требований к речевому этикету учебно-научного общения. Анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместного использования языковых средств в соответствии с условиями и сферой общения; создавать монологические и диалогические высказывания с учётом особенностей делового и учебно-научного общения. Осознавать и характеризовать речевую агрессию как нарушение экологии языка; анализировать речевое поведение человека в ситуации противостояния речевой агрессии. Использовать современные толковые словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; орфоэпические словари, грамматические словари и справочники русского языка; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации. Речь. Речевая деятельность. Текст Иметь представление о прецедентных текстах как средстве культурной связи поколений. Распознавать прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена; характеризовать их место в культурном наследии. Характеризовать различия в представлении информации в сплошных и не- сплошных текстах. Выявлять роль иллюстративного материала в содержательном наполнении несплошных текстов разных видов. Распознавать тексты инструктивного типа, характеризовать их с точки зрения назначения. Осуществлять информационную переработку вербальных и невербальных инструкций. Владеть приёмами работы с текстами публицистического стиля; характеризовать способы выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля. Распознавать информационные ловушки. Различать основные жанры интернет-коммуникации. Иметь представление о блогосфере. Владеть средствами создания коммуникативного комфорта. Характеризовать традиции и новаторство в художественных текстах. Иметь представление о стилизации. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 10 КЛАСС Раздел 1. Язык и культура Родной язык в жизни человека, общества, государства. Понятие родного языка, значение родного языка в жизни человека. Родной язык как явление национальной культуры. Русский язык в кругу других родных языков народов Российской Федерации. Культура родной речи как фактор сохранения культурной преемственности поколений. Русская языковая картина мира и отражение в языке менталитета русского народа. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Национально-специфическая лексика русского языка и её основные типы (повторение, обобщение). Особенности русской языковой картины мира (общее представление). Ключевые слова русской культуры, основные разряды ключевых слов и их особенности (повторение, обобщение). История русского народа и русской культуры сквозь призму лексики и фразеологии русского языка (повторение, обобщение). Актуализация и пассивизация различных разрядов слов и устойчивых словосочетаний в процессе исторического развития общества и культуры русского народа. Переосмысление значений слов. Старославянская лексика в русском языке: прошлое и настоящее. Роль старославянизмов в формировании лексического состава русского литературного языка и высокого стиля русской речи. Актуализация старославянизмов в русском языке новейшего времени. Словари русского языка как хранилище сведений об истории и культуре русского народа (обзор, общее представление). Общие толковые словари русского языка, отражающие прошлые периоды его истории. Специальные исторические и этимологические словари русского языка. Словари, отражающие словарный состав русского языка в новейший период его истории (рубеж XX—XXI вв. и начало XXI в.). Раздел 2. Культура речи Русский литературный язык как высшая форма национального языка. Языковая норма и современный русский литературный язык. Языковая норма и история её развития. Устойчивость и изменчивость нормы. Основные причины изменения языковых норм. Вариантность нормы как естественное свойство литературного языка. Типы речевой культуры носителей языка. Речь правильная и речь хорошая. Речевая культура и её типы (общее представление). Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Изменения в ударении и в произношении. Варианты ударения и произношения. Орфоэпические словари ХХI в. Лексические нормы современного русского литературного языка. Изменения лексических норм: переосмысление значений слов, освоение терминологической лексики, изменение стилистической окраски слов. Современные словарные пометы. Толковые словари ХХI в. Словари лексической сочетаемости слов русского языка ХХI в. Морфологические нормы современного русского литературного языка Изменения морфологических норм: варианты форм имени существительного, глагольных форм. Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в. Орфографические варианты. Орфографическая вариативность в современном русском языке. Орфографический вариант (общее представление). Орфографические словари и справочники русского языка ХХI в. Языковая игра. Отступление от языковых норм в языковой игре. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Текст как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа. Тексты как памятники культуры. Отражение в памятниках письменности патриотизма русских людей. Значение труда летописца в истории русской культуры. Библиотеки как культурные центры. Линейный текст и гипертекст. Гипертекст как разветвлённая система текстов, связанных гиперссылками. Использование линейного и нелинейного чтения с целью ознакомления с содержанием текста и его усвоения. Современные тексты как особое явление в практике общения. Возможности использования в тексте различных знаковых систем. Отражение в текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации общения. Стратегии чтения и понимания текста. Приёмы оптимизации процессов чтения и понимания текста. Приёмы использования графики как средства упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста. Русский язык в повседневном устном общении. Специфика устной речи. Речевой опыт. Социальные роли. Письменная речь в Рунете. Коммуникация в Рунете как отражение современного состояния русского языка и основных тенденций его развития. Коммуникативные площадки Рунета. Культура электронного общения. Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как информационно-справочный ресурс. Состав и структура Национального корпуса русского языка. Возможности работы с Обучающим корпусом НКРЯ. 11 КЛАСС Раздел 1. Язык и культура Динамические процессы и новые тенденции в развитии русского языка новейшего периода. Основные направления современного развития русского языка. Изменения в формах существования русского языка, его функциональных и социальных разновидностях, способах речевой коммуникации и формах русской речи в новейший период его развития (общее представление). Русский язык в современной цифровой (виртуальной) коммуникации. Современная цифровая (виртуальная, электронно-опосредованная) коммуникация, её особенности и формы (общее представление). Электронная (цифровая, клавиатурная) письменная русская речь и её особенности. Устнописьменная речь как новая форма реализации русского языка (общее представление). Активные процессы в развитии лексики русского языка XXI в. Расширение словарного состава русского языка в XXI в. Актуальные пути появления новых слов (общее представление). Новая иноязычная лексика в русском языке XXI в. и процессы её адаптации. Причины пополнения русского языка новыми иноязычными заимствованиями. Языки-источники новых иноязычных заимствований и расширение сфер массового употребления заимствованных инноваций. Особенности процессов иноязычного заимствования лексики и фразеологии в новейший период развития русского языка. Основные направления и способы освоения русским языком новых иноязычных слов в XXI в. (общее представление). Актуальные способы создания морфологических и семантических неологизмов в русском языке новейшего периода. Образование производных и сложносоставных новых слов (морфологических неологизмов) на базе иноязычных инноваций. Семантические неологизмы в русском языке новейшего периода, основные пути их образования. Новая фразеология русского языка. Причины появления новых фразеологизмов. Основные тенденции в развитии фразеологии русского языка новейшего периода. Фразеологические неологизмы иноязычного происхождения. Новая фразеология исконно русского происхождения и её источники. Раздел 2. Культура речи Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Изменения синтаксических норм: варианты форм, связанные с управлением; вариативность в согласовании сказуемого с подлежащим; колебания в употреблении предлогов. Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в. Факультативные знаки препинания. Факультативные, альтернативные знаки препинания (общее представление). Справочники по пунктуации русского языка ХХI в. Культура устного делового общения. Устная деловая речь. Условия ус- пешной профессионально-деловой коммуникации. Этикет и речевой этикет делового общения. Деловая беседа. Деловой разговор по телефону. Культура письменного делового общения. Документ как деловая бумага. Однозначность лексики, использование терминов, недопустимость двусмысленности. Деловое письмо. Функции и виды делового письма. Оформление деловых писем (общее представление). Культура учебно-научного общения. Разновидности учебно-научного общения, их особенности. Речевой этикет в учебно-научной коммуникации, его специфика (общее представление). Невербальные средства общения в речевом этикете (замещающие и сопровождающие жесты). Культура оформления научного текста. Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема современной межличностной коммуникации. Понятие речевой агрессии как нарушение экологии языка. Способы противостояния речевой агрессии. Основные правила речевого общения. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Прецедентный текст как средство культурной связи поколений. Прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена. Сплошные и несплошные тексты. Виды несплошных текстов. Роль иллюстративного материала в содержательном наполнении текста. Тексты инструктивного типа. Назначение текстов инструктивного типа. Инструкции вербальные и невербальные. Приёмы работы с текстом публицистического стиля. Способы выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля. Информационные ловушки. Основные жанры интернет-коммуникации. Блогосфера. Средства создания коммуникативного комфорта и языковая игра. Традиции и новаторство в художественных текстах. Стилизация. Сетевые жанры. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование представлено по годам обучения, в нём указано рекомендуемое количество часов, отводимое на изучение тем, повторение и различного вида творческие/проверочные/контрольные работы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения. Тематическое планирование представлено для двух вариантов учебного плана: на 68 часов и на 34 часа. 10 КЛАСС Общее количество — 34 ч, из них: проверочные работы/представление результатов проектных, исследовательских работ — 6 ч; резерв — 2 ч. Тематические блоки, темы Родной язык в жизни человека, общества, государства (1 ч) Основное содержание ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (10 ч) Разные подходы к определению понятия «родной язык» (общее представление, обзор). Русский язык среди других родных языков народов России. Русский язык — база традиционных общероссийских духовно-нравственных ценностей, объединяющих нашу многонациональную и многоконфессиональную страну. Сохранение родного русского языка — нравственная обязанность его современных носителей Основные виды деятельности обучающихся Объяснять роль родного языка в жизни человека, общества, государства; смысл понятия «традиционные российские духовно-нравственные ценности»; объяснять роль русского языка в сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей; аргументировать необходимость ответственного отношения к использованию родного русского языка во всех сферах жизни. Создавать высказывания о языковом многообразии Российской Федерации, приводить соответствующие примеры; объяснять необходимость уважительного отношения к национальным культурам и языкам народов России Русская языковая картина мира и отражение в языке менталитета русского народа (повторение, обобщение) (3 ч) Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Восприятие человеком мира через призму родного языка. Языковая картина мира (общее представление). Основные разряды ключевых слов русской культуры Приводить примеры, иллюстрирующие взаимосвязи языка и культуры, языка и истории народа и комментировать их; сравнивать примеры своеобразного членения действительности и концептуализации мира в русском языке и в других языках; опознавать слова, обладающие национально-специфическим значением, определять их лексические значения; проводить классификацию национальноспецифической лексики русского языка, приводить соответствующие примеры и комментировать их; правильно употреблять слова с национально-культурным компонентом значения. Характеризовать основные признаки ключевых слов русской культуры, определять основные разряды ключевых слов русской культуры, приводить соответствующие примеры и комментировать их; проводить классификацию ключевых слов по тематической принадлежности, проводить смысловой анализ текстов о ключевых словах русской культуры; комментировать фрагменты текстов с точки зрения употребления в них ключевых слов русской культуры; создавать текст на заданную тему. Использовать толковые словари, в том числе «Толковый словарь живого великорусского языка» История русского народа и русской культуры сквозь призму лексики и фразеологии русского языка (повторение, обобщение) (1 ч) Процессы актуализации и пассивизации слов и устойчивых сочетаний под влиянием трансформаций в общественной жизни, культуре и определённых исторических событий; переосмысление значений слов Старославянская лексика в русском языке: прошлое и настоящее (2 ч) Старославянизмы и их признаки (повторение, обобщение). Старославянизмы в русской языковой картине мира. Роль старославянизмов в формировании лексического состава русского литературного языка и высокого стиля русской речи. Узкое и широкое значение термина «старославянизм». В. И. Даля, фразеологический словарь, словарь крылатых слов, школьный этимологический словарь Опознавать и комментировать устаревшие слова, традиционные русские фразеологизмы, пословицы и поговорки; прецедентные имена, называющие важнейшие события русской истории и культуры или тесно связанные с ними с точки зрения отражения в них исторических событий, особенностей жизни людей в тот или иной исторический период; истолковывать значения устаревших слов; опознавать и характеризовать значения слов, вернувшихся в новейший период развития русского языка в его активный запас, приводить примеры таких слов, объяснять причины их актуализации. Использовать толковые словари, в том числе «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, фразеологический словарь, словари пословиц и поговорок, словарь устаревших слов, школьный этимологический словарь Комментировать влияние старославянского языка на развитие национального русского языка и формирование русского литературного языка как его высшей разновидности; опознавать старославянизмы по их характерным признакам, приводить соответствующие примеры; объяснять употребление Судьба старославянской лексики в советский период развития русского языка. Актуализация старославянизмов в русском языке новейшего времени. Тенденция к повышению функционально-стилистической значимости старославянизмов в современных текстах. Возрождение религиознопроповеднического стиля русского литературного языка Словари русского языка как хранилище сведений об истории и культуре народа (общее представление) (1 ч) Словари устаревших слов, исторические и этимологические словари как источники сведений об истории и культуре русского народа. Словарь русской ментальности. Словари новых слов, словари новых иностранных слов Проверочная работа 1. Проектно-исследовательская деятель- Представление проектов, результатов исследовательской работы термина «старославянизм» в узком и широком значениях; комментировать причины пассивизации старославянизмов в советский период и их актуализации на рубеже XX— XXI вв. Анализировать текст и характеризовать роль старославянской лексики в создании стилистической тональности текста; анализировать и характеризовать фрагменты текстов религиозно-проповеднического стиля с точки зрения языковых особенностей (в рамках изученного). Характеризовать словари разных типов с точки зрения отражения в них истории и традиционной культуры, особенностей русского быта и мировоззрения русского народа (Словарь Академии Российской; Словарь церковнославянского и русского языка, Словарь живого великорусского языка В. И. Даля, словарь устаревших слов, исторический и этимологический словари, Словарь русской ментальности, словари новых слов, словари новых иностранных слов). Извлекать из словарей информацию об истории и традиционной культуре, особенностях русского быта и мировоззрения народа и комментировать её Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного ность (2 ч) Типы речевой культуры носителей языка (1 ч) Языковая норма и современный русский литературный язык (1 ч) Орфоэпические нормы современного русского литературного языка (1 ч) лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты КУЛЬТУРА РЕЧИ (10 ч) Речь правильная и речь хорошая. Речевая культура и её типы (общее представление) Языковая норма и история её развития. Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка. Устойчивость и изменчивость нормы. Основные причины изменения языковых норм. Вариантность нормы как естественное свойство современного русского литературного языка. Нормативные и ненормативные варианты. Равноправные варианты Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Изменения в ударении и в произношении. Нормативные и ненормативные варианты ударения и произношения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного). Орфоэпические словари ХХI в. Комментировать основные типы речевой культуры человека, приводить соответствующие примеры. Анализировать тексты, содержащие примеры проявления разных типов речевого поведения человека Комментировать основные причины изменения языковых норм, приводить примеры, иллюстрирующие динамику языковой нормы (в рамках изученного) Анализировать примеры вариантов произношения и ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного) с опорой на современные словарные пометы в орфоэпических словарях ХХI в. Комментировать изменения орфоэпических норм современного русского литературного Лексические нормы современного русского литературного языка (2 ч) Морфологические нормы современного русского литературного языка (1 ч) Орфографические варианты (1 ч) Языковая игра (1 ч) Лексические нормы современного русского литературного языка. Изменения лексических норм: переосмысление значений слов, освоение терминологической лексики, изменение стилистической окраски слов. Современные словарные пометы. Толковые словари ХХI в. Словари лексической сочетаемости слов русского языка Морфологические нормы современного русского литературного языка. Изменения морфологических норм: варианты форм имени существительного, глагола. Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в. Русская орфография: нормы и варианты, правила и исключения (обобщение и повторение). Орфографическая вариативность в современном русском языке. Орфографический вариант (общее представление). Орфографические словари и справочники русского языка ХХI в. Языковая игра как тип речевого поведения. Отступление от языковых норм в языковой игре. Графические, фонетические, лексиче- языка, современные варианты орфоэпической и акцентологической нормы современного русского литературного языка. Использовать орфоэпический словарь Комментировать примеры, иллюстрирующие изменения лексических норм современного русского литературного языка. Объяснять значение словарных помет в толковых словарях ХХI в. (в рамках изученного) Характеризовать изменения морфологических норм современного русского литературного языка. Анализировать и сопоставлять примеры, включающие варианты форм имени существительного, глагола. Использовать современные грамматические словари и справочники русского языка Анализировать примеры орфографических вариантов. Использовать современные орфографические словари и справочники русского языка Комментировать примеры отступления от языковых норм в языковой игре; сопоставлять примеры языковой игры и примеры ские, слово-образовательные, морфологические, синтаксические особенности языковой игры в художественном тексте (общее представление) Проверочная работа 2. Проектно-исследовательская деятельность. «Ошибка в рекламе? Не может быть!» (исследуем текст рекламы) (2 ч) Текст как средство передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа (2 ч) Линейный текст и гипертекст (1 ч) нарушения языковых норм. Анализировать и оценивать с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка речевые высказывания. Корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка Представление проектов, результатов иссле- Публично представлять результаты проведовательской работы дённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ (12 ч) Тексты как памятники культуры. Отражение Характеризовать тексты как средство перев памятниках письменности патриотизма дачи и хранения культурных ценностей, русских людей. Значение труда летописца в опыта и истории народа; как памятники истории русской культуры. Библиотеки как культуры. культурные центры Выявлять структурно-смысловые компоненты и анализировать языковые особенности художественных текстов; интерпретировать художественные тексты Гипертекст как разветвлённая система текРазличать линейный текст и гипертекст; стов, связанных гипер-ссылками. Использоиспользовать гиперссылки при создании и вание линейного и нелинейного чтения с восприятии гипертекстов. целью ознакомления с содержанием текста и Приводить соответствующие примеры лиего усвоения нейного текста и гипертекста, комментиро- Современные тексты как особое явление в практике общения (1 ч) Возможности использования в тексте различных знаковых систем. Отражение в текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации общения. Графические, орфографические и пунктуационные средства выразительности Стратегии чтения и понимания текста (2 ч) Приёмы оптимизации процессов чтения и понимания текста (глоссарий, гиперссылки, приём постановки вопросов). Приёмы использования графики как средства упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста Русская речь в повседневном устном общении (1 ч) Специфика устной речи. Речевой опыт. Социальные роли в повседневном общении вать их. Осуществлять информационную переработку линейных текстов и гипертекстов Дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного или прослушанного текста; выявлять роль фактического и иллюстративного материала в содержательном наполнении текста; устанавливать логическую связь между выявленными фактами. Анализировать прослушанный или прочитанный текст с учётом различных способов представления в нём информации Использовать основные стратегии, приёмы оптимизации процессов чтения и понимания текста (создание глоссария, гиперссылок; использование приёма постановки вопросов, графических организаторов информации, обеспечивающих понимание текста: кластеры, таблицы, граф-схемы и др.). Использовать графику как средство упорядочения информации прочитанного и/или услышанного текста Оценивать устные высказывания с точки зрения их эффективности; точного, уместного и выразительного словоупотребления. Выявлять основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Использовать свой речевой опыт в процессе коммуникации Письменная речь в Рунете (1 ч) Коммуникация в Рунете как отражение современного состояния русского языка и основных тенденций его развития. Коммуникативные площадки Рунета. Культура электронного общения Обучающий корпус Национального корпуса русского языка как информационносправочный ресурс (2 ч) Обучающий корпус Национального корпуса русского языка (НКРЯ). Состав и структура НКРЯ. Возможности работы с Обучающим корпусом Проверочная работа 3. Проектно-исследовательская деятельность (2 ч) Представление проектов, результатов исследовательской работы Оценивать особенности функционирования современного русского языка, проявляющиеся в интернет-коммуникации. Использовать возможности преодоления негативных тенденций развития современного русского литературного языка. Владеть культурой электронного общения Использовать Национальный корпус русского языка как информационно-справочный ресурс. Использовать современные электронные базы, онлайн-ресурсы для решения учебных задач Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты Резерв (2 ч) 11 КЛАСС Общее количество — 34 ч, из них: проверочные работы/представление результатов проектных, исследовательских работ — 6 ч; резерв — 2 ч. Тематические блоки, темы Основное содержание ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (10 ч) Основные виды деятельности обучающихся Динамические процессы и новые тенденции в развитии русского языка новейшего периода (2 ч) Основные направления развития русского языка в XXI в., касающиеся его системной организации. Основные направления развития русского языка в XXI в., касающиеся форм его существования, функциональных и социальных разновидностей, изменений в его функционировании в «реальном» и виртуальном пространстве. Русский язык в современной цифровой (виртуальной) коммуникации (1 ч) Устно-письменная речь как новая форма реализации русского языка (общее представление) Характеризовать основные направления развития русского языка в XXI в., касающиеся его системной организации, приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции в развитии русского языка новейшего периода. Характеризовать основные направления развития русского языка в XXI в., касающиеся форм его существования, функциональных и социальных разновидностей, изменений в его функционировании в «реальном» и виртуальном пространстве; приводить соответствующие примеры; сравнивать фрагменты словарных статей в словарях, отражающих русский язык постсоветского (конец XX в.) и новейшего (первая четверть XXI в.) времени. Анализировать фрагменты текстов электронной устно-письменной речи, характеризовать основные признаки таких текстов (на уровне общего представления) Выявлять и характеризовать основные отличия устно-письменной разновидности электронной речи от традиционной письменной речи; приводить соответствующие примеры. Комментировать основные тенденции развития современной электронной письменной речи; анализировать фрагменты устнописьменной речи разных жанров (блог, форум, чат и др.), отмечать и комментировать Активные процессы в развитии лексики в русском языке XXI в. (1 ч) Актуальные пути и способы появления новых слов Новая иноязычная лексика в русском языке XXI в. и процессы ее адаптации (2 ч) Смысловое освоение новых иноязычных слов. Возможности грамматического, орфографического и графического освоения иноязычных инноваций (общее представление) Актуальные способы создания морфологических и семантиче- Семантические неологизмы. Развитие новых переносных значений общеупотреби- основные языковые особенности и особенности графического оформления устнописьменной речи (на отдельных примерах) Характеризовать основные тенденции в развитии словарного состава русского языка в XXI в., характеризовать пути и способы пополнения словарного состава русского языка; различать новые иноязычные лексические заимствования и новые слова, образованные из имеющихся в русском языке ресурсов, приводить соответствующие примеры и комментировать их. Определять лексические значения новых слов новейшего периода развития русского языка, употреблять новые слова в соответствии с их лексическими значениями Определять значения новейших иноязычных лексических заимствований (в необходимых случаях с использованием словарей иностранных слов), оценивать целесообразность их употребления; целесообразно употреблять иноязычные слова. Характеризовать направления и способы освоения русским языком новых иноязычных слов в XXI в. (в рамках изученного), приводить соответствующие примеры и комментировать их Опознавать семантические неологизмы, характеризовать пути образования семати- ских неологизмов в русском языке новейшего периода (1 ч) тельных слов русского языка при их использовании в сфере виртуальной коммуникации Новая фразеология русского языка (1 ч) Фразеологические неологизмы иноязычного происхождения. Калькирование как основной способ освоения русским языком иноязычных фразеологизмов. Образование новых фразеологических оборотов на исконно русской почве Проверочная работа 1. Проектно-исследовательская деятельность (2 ч) Представление проектов, результатов исследовательской работы Синтаксические нормы современного русского литературного языка (2 ч) КУЛЬТУРА РЕЧИ (10 ч) Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Изменения синтаксических норм: варианты форм, связанные с управлением, согласованием сказуемого с подлежащим, колебания в употреблении предлогов. Грамматические словари и справочники русского языка ХХI в. ческих неологизмов в русском языке новейшего периода, приводить примеры морфологических и семантических неологизмов, правильно употреблять их Объяснять причины появления новых фразеологизмов в русском языке; истолковывать значения новых фразеологизмов, характеризовать их с точки зрения происхождения (на отдельных примерах), принадлежности к определённому тематическому разряду, особенностей употребления; уместно употреблять фразеологические неологизмы Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты Комментировать изменения синтаксических норм современного русского литературного языка, современные варианты синтаксической нормы. Анализировать и сопоставлять примеры, включающие варианты форм, связанные с управлением, согласованием сказуемого с подлежащим, анализировать колебания Факультативные знаки препинания (1 ч) Факультативные, альтернативные знаки препинания (общее представление). Справочники по пунктуации русского языка ХХI в. Культура устного делового общения (1 ч) Культура устного делового общения. Устная деловая речь. Условия успешной профессионально-деловой коммуникации. Этикет и речевой этикет делового общения Культура письменного делового общения. Деловое письмо (2 ч) Культура письменного делового общения. Документ как деловая бумага. Однозначность лексики, использование терминов, недопустимость двусмысленности. Деловое письмо. Функции и виды делового письма. Оформление деловых писем (общее представление) Культура учебно-научного общения. Разновидности учебнонаучного общения, их особенности (1 ч) Культура учебно-научного общения. Разновидности учебно-научного общения, их особенности. Речевой этикет в учебно-научной коммуникации, его специфика. Невербальные средства общения в речевом этикете (замещающие и сопровождающие жесты) (общее представление). в употреблении предлогов. Использовать современные грамматические словари и справочники русского языка Анализировать примеры использования факультативных знаков препинания в текстах. Использовать современные грамматические словари и справочники русского языка по пунктуации Комментировать особенности устной речи в сфере профессионально-делового общения. Анализировать примеры речевого поведения человека в ситуациях учебно-научного и профессионально-делового общения Характеризовать функции, виды делового письма, его языковые особенности (в рамках изученного); анализировать деловое письмо как текст официально-делового стиля. Создавать текст делового письма в соответствии с целью, речевой ситуацией и стилистическими нормами официально-делового стиля (в рамках изученного) Характеризовать особенности учебнонаучного общения, речевой этикет в учебнонаучной коммуникации. Анализировать речевое поведение человека, участвующего в учебно-научном общении с учётом речевой ситуации, норм научного стиля, требований к речевому этикету учеб- Культура оформления научного текста Противостояние речевой агрессии как актуальная проблема современной межличностной коммуникации (1 ч) Проверочная работа 2. Проектно-исследовательская деятельность (2 ч) Прецедентный текст как средство культурной связи поколений (2 ч) но-научного общения. Анализировать способы оформления научного текста. Правильно оформлять цитаты, ссылки, список используемой литературы в структуре научного текста Понятие речевой агрессии как нарушение Характеризовать речевую агрессию как наэкологии языка. Противостояние речевой рушение экологии языка; анализировать агрессии как актуальная проблема совретексты, содержащие примеры речевого поменной межличностной коммуникации. ведения человека в ситуации противостояСпособы противостояния речевой агрессии ния речевой агрессии Представление проектов, результатов иссле- Публично представлять результаты проведовательской работы дённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ (12 ч) Прецедентные тексты, высказывания, сиРаспознавать прецедентные тексты, выскатуации, имена. Культурное пространство зывания, ситуации, имена. текста Характеризовать прецедентные тексты как средство культурной связи поколений, характеризовать место прецедентных текстов в культурном наследии. Выявлять структурно-смысловые компоненты и анализировать языковые особенности художественных текстов; интерпретировать Тексты сплошные и несплошные (2 ч) Виды несплошных текстов. Роль иллюстративного материала в содержательном наполнении текста Коммуникативная грамотность. Приёмы работы с текстом публицистического стиля (2 ч) Приёмы работы с текстом публицистического стиля. Способы выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля. Информационные ловушки Тексты инструктивного типа (1 ч) Назначение текстов инструктивного типа. Инструкции вербальные и невербальные художественные тексты Характеризовать различия в представлении информации в сплошных и несплошных текстах. Приводить соответствующие примеры сплошных и несплошных текстов и комментировать их. Анализировать тексты, содержащие разные способы представления информации. Выявлять роль иллюстративного материала в содержательном наполнении несплошных текстов разных видов Владеть приёмами работы с текстами публицистического стиля; характеризовать способы выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля; приводить соответствующие примеры и комментировать их. Выявлять структурно-смысловые компоненты и анализировать языковые особенности публицистических текстов. Распознавать информационные ловушки. Создавать тексты публицистических жанров (в рамках изученного) Распознавать тексты инструктивного типа, характеризовать их с точки зрения назначения. Осуществлять информационную переработку вербальных и невербальных инструкций. Использовать инструкции для решения раз- Основные жанры интернеткоммуникации (1 ч) Блогосфера. Средства создания коммуникативного комфорта и языковая игра Традиции и новаторство в художественных текстах (2 ч) Стилизация. Сетевые жанры Проверочная работа 3. Проектно-исследовательская деятельность (2 ч) Представление проектов, результатов исследовательской работы Резерв (2 ч) личных учебных и практических жизненных задач. Составлять инструкции, определяющие условия и порядок осуществления действий Различать основные жанры интернеткоммуникации. Характеризовать тексты разных жанров интернет-коммуникации. Владеть средствами создания коммуникативного комфорта Характеризовать традиции и новаторство в художественных текстах; приводить соответствующие примеры и комментировать их. Распознавать стилизацию; комментировать отступления от языковых норм в языковой игре Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты