РП по родной русской литературе, 5-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ Управление образования ГО Богданович
МАОУ Чернокоровская СОШ

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
Протокол № 1 от
«28» 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература»
для обучающихся 5-9 классов

с. Чернокоровское, 2023 год

Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной
программы по учебному предмету «Родная литература» составляют следующие
документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от
31 декабря 2015 г. № 1577);
«Концепции

преподавания

русского

языка

и

литературы»,

утвержденной

распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской
Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели
изучения родной (русской) литературы, даётся общая характеристика курса, определяется
место учебного предмета в «Родная литература» учебном плане, раскрываются основные
подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные
линии.
Программа

устанавливает

требования

к

результатам

освоения

основной

образовательной программы основного общего образования по родному (русской)
литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное
содержание учебного предмета «Родная литература».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения,
основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Родная литература»

Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена на основе
Примерной

основной

образовательной

программы

основного

общего

образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в
образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков,
академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011 г., а
также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам.
Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011, авторской программой В.Я. Коровиной
/Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв,
В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух
частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение
2012.
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение
учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной
литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского
народа.
Задачи:
 формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения
родной литературы;
 обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным
ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее
произведениям;
 приобщение к литературному наследию своего народа;
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
 формирование умения актуализировать в художественных текстах родной
литературы

личностно

значимые

образы,

темы

и

проблемы,

учитывать

исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в
процессе анализа художественного литературного произведения;
 обогащение

активного

и

потенциального

словарного

запаса,

обучающихся культуры владения родным языком во всей

развитие

у

полноте его

функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанровородовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности
школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на
освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического,
выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков
творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках
родной литературы.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы
для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и
уважающего его традиции, язык и культуру.

Изучение родной литературы играет

ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и
творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и
исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ
России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве
школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в
человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и
всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или
фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её
непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора
художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность,
гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие
задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
 Устное народное творчество.
 Древнерусская литература.
 Русская литература XVIII в.
 Русская литература XIX в.
 Русская литература XX в.

Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной
области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная
литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся,
формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка
художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической
функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в
5-9 классах и рассчитана на 17 часов в каждом классе.
Класс

Количество часов в неделю

5
6
7
8
9

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2,5

Итого

Количество
часов в год
17
17
17
17
17
85

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части
программы.
Контрольные работы: в V- IX классах - 2 сочинения.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные
уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий
урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные
уроки: зачёт, семинар. Виды и формы контроля:
 письменный ответ на вопрос;
 выразительное чтение (чтение наизусть);
 сочинение на литературоведческую тему;
 проект.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностными результатами изучения предмета родная (русская) литература
являются:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России;

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором
текста;
 потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология
продуктивного чтения.
Учащийся научится:
 понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского
народа;
 уважительно относиться к родной литературе;
 оценивать свои и чужие поступки;
 проявлять внимание, желание больше узнать.
 понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
 анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература
является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
 формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока;
способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
 анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
 совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность под руководством учителя;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:

 планированию пути достижения цели;
 установлению целевых приоритетов;
 оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос
«что я не знаю и не умею?»).
 учитывать условия выполнения учебной задачи;
 осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного
действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
 овладение навыками смыслового чтения;

 извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация, таблица, схема);
 владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
 перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из
одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и
наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
 излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной
литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
 строить сообщение в устной форме;
 находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
 ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
 анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
 осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
 обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).











Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке
учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.








Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении
обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина
внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их
применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
сформированность следующих умений:
 осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
 понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п.;
 формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.











Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.

Устное народное творчество
Учащийся научится:
 видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
 пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки
художественные средства;
 учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
 характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений
древнерусской литературы;
 характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
 формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.














Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
характеризовать нравственную позицию героев;
формулировать художественную идею произведения;
формулировать вопросы для размышления;
участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах
искусства, аргументировано оценивать их;
выразительно читать произведения лирики;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).

Календарно- тематическое планирование
5 класс
№
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока
Родная литература как национально-культурная ценность народа
Сказка «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» Волшебная
богатырская сказка героического содержания. Тема защиты родной
земли. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в
оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Солдатская шинель» — народные представления о справедливости,
добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках
Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря».
Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум
умолк…».
Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».
Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».
Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».
Урок выразительного чтения
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».
Гайдар А.П. «Тимур и его команда».
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы». Пришвин М.М. «Остров спасения»
Рубцов Н.М. «Родная деревня» Блок А. «Ты помнишь, в нашей
бухте сонной…».
Самойлов Д. «Сказка». Берестов В. «Почему-то в детстве…»
Защита проектов

Дата

Календарно-тематическое планирование
6 класс
№
1
2

3
4

5

6
7

8

Тема урока
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего
развития человека. Родная литература как способ познания жизни.
Воплощение в фольклорных произведениях национального
характера, народных нравственных ценностей, прославление силы,
справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Выразительное чтение
произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов»,
«Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда
тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их
реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда».
Предательство и муки совести героя. Преодоление героем
собственных слабостей в главе «Экзамены».
Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание в
романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в
воспитании ребёнка.
Н. Лесков «Тупейный художник».
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю.
Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы
«Сашка»);
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и

Дата

9
10

11
12

13

14

15

16
17

его отношение к родине в строках лирических стихотворений.
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина
человеческих чувств и способы их выражения в литературе..
А.И. Приставкин.Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и
нравственная проблематика рассказаВыразительные средства
создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания,
заботы о беззащитном.
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование
внутренним нравственным идеалам.
А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и
огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о
жизни и о себе. Настоящая любовь.
Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их
взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни.Позиция
автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я.
Брюсов. «Весенний дождь». Поэтическое изображение родной
природы.
Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский
«Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…». Выражение
авторского настроения, миросозерцания.
А. Вознесенский «Снег в сентябре». Слияние с природой,
эмоциональное состояние лирического героя.
Защита проектов.
Календарно - тематическое планирование
7 класс

№
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема урока
Устное народное творчество. Народная драма «Барин»
«Моления Даниила Заточника» - памятник гражданственности,
духовности и нравственности. «Повесть о горе-злосчастии». Тема
трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со
старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской
моралью. «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в
произведениях древнерусской литературы.
А.Сумароков. «Эпиграмма». В.Капнист. «На кончину Гавриила
Романовича Державина»
И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая
основа басен.
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».
И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей.
«Певцы». Роль таланта (на выбор).
А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».
А.И.Куприн.«Изумруд». Комментированное чтение
А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».
А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества
писателя. Два мира в рассказе.
Сатирические произведения. Сатира. Юмор.
Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими
и чужими.
М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в
рассказе.
Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты

Дата

14
15
16
17

№
1

2
3

4

5
6
7
8
9

10
11
12
13

14
15

16

17

(внешней и внутренней).
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери,
потерявшей ребенка.
В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема
«отцов и детей».
Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.
Защита проектов
Календарно-тематическое планирование
8 класс
Тема урока
Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.
Значение художественного произведения
в культурном наследии страны
Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в
произведениях русской литературы.
Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми,
мати зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина:
«Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка»,
«Бахчисарайский фонтан»
А.Никитин. «Хождение за три моря» - памятник литературы в форме
путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием
Никитиным во время его путешествия в индийское государство
Бахмани в1468 гг.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия». Произведение «Евгений
и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть».
Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия». Система образов.
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в
идейном содержании произведения.
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Система образов-персонажей,
сочетание в них реального и символического планов, значение
образа Петербурга.
Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы.
Мотив "божественного дитя".
А.Н.Майков, А.К.Толстой, Я.П.Полонский (1-2 стихотворения по
выбору)
А.Т. Аверченко «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех
писателя.
Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). -Изображение жизни
мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о
трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и
стойкости.
А. Адамович «Блокадная книга». Героизм жителей осажденного
фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.
Нравственная проблематика, гуманистическое звучание
произведений. Д. Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о
том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в
жестоком мире взрослых.
Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты) - повесть о
мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни
проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать,
придумывать воображаемые миры
Защита проектов

Дата

Календарно- тематическое планирование
9 класс

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Особенности развития древнерусской литературы.
«Задонщина». Тема единения Русской земли..
«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к
минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.
Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К.
Тредиаковского и А. П. Сумарокова.
Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н.
Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические
традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм
светского общества и благородство чувств героя рассказа
И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».
А.Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям
о русском человеке.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья
автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества
и о судьбе России.
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения
человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям,
памяти о них.
Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». (или
К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери.
Смысл названия рассказа)
А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.
Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В
прекрасном и яростном мире».
Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в
годы Великой Отечественной войны.
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов
рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»
Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема
отсутствия понимания между людьми.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя
рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей
человеческой жизни в изображении писателя
Защита проекта
Примерные темы проектных и исследовательских работ
5 – 6 класс
1. Книги вчера, сегодня, завтра
2. Литература и мой край
3. Мои ровесники в литературных произведениях
4. Знаменитые поэты и писатели моего города
5. Что читают мои одноклассники

6. Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества
7 - 8 класс
1. Говорящие фамилии в произведениях писателей
2. Литературные премии
3. Памятники литературным героям
4. Символика яблока в русской литературе
5. Образы растений и цветов в литературе
6. Песни Б Окуджавы о Великой Отечественной войне
8 – 9 классы
1. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
2. Мудрость слова
3. Мой Высоцкий
4. Что читают в моем классе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».