Пояснительная записка Рабочая программа курса «Мир профессий» составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Закон РФ «Об образовании» №273 – ФЗ от 29 декабря 2012г. 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299; 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования». 5. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам). Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда. Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования должна помочь формированию у обучающихся готовности к выбору направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда. У подростков важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Программа курса «Я в профессии» помогает расширить представления детей о мире профессий и научит детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа курса «Я в профессии» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся пятых классов. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Отличительными особенностями программы курса «Я в профессии» являются: 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями. Цели, задачи и принципы программы Цель Программы – оказание учащимся педагогической и информационной поддержки в формировании жизненного и профессионального самоопределения. Основные задачи реализации Программы: формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению; обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда; формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершении обучения в основной школе; приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической литературой. Профессиональная ориентация обучающихся реализует следующие принципы: - доступность, познавательность и наглядность; - учет возрастных особенностей; - сочетание теоретических и практических форм деятельности; - психологическая комфортность. На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в профессии, а только подвести школьника к формированию готовности и способности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности и/ или направления профильного образования. Основной метод: Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности. Формы организации занятий: беседы, игры-викторины, описание профессии, сочинения, экскурсии, встречи с представителями разных профессий. Программа курса «Мир профессий» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Программа курса «В мире профессий» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Объем: Программа курса «В мире профессий» рассчитана на 34 часов и предполагает проведение 1 часа занятий в неделю в 6 классе. Срок реализации – 1 год. 2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мир профессий» Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы курса «Мир профессий», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов: Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее: овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении; формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей. Формы учета знаний, умений Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, написание сочинений-рассуждений «Профессии моих родителей», «Почему мне нравится профессия». По окончании курса предусмотрено: - составление презентации; - проведение занятия в игровой форме «В мире профессии» (6 кл.) 4. Тематическое планирование № п/п Тема Количество часов 1 Вводное занятие 1 2 Многообразие мира профессий 1 3 Способность и талант 1 4 Как здоровье может влиять на выбор профессии 1 5 Интересы и склонности 1 6 «Экскурс в мир профессий» 1 7 «Кем я хочу стать?» 1 8 Рекламный бизнес 1 9 Художник. Профессия или призвание? 1 10 Мерчендайзер 1 11 Промоутер 1 12 Профессия «врач» 1 13 Профессия «продавец» 1 14 Профессия «полицейский» 1 15 Урок-игра 1 16 Профессиональный турнир 1 17 «Все работы хороши, выбирай на вкус» 1 18 Предмет и цель труда 1 19 Средства и условия труда 1 20 Характер труда 1 21 Профессия, 1 специальность, должность 22 Профессия «Водитель» 1 23 Профессия «Сварщик» 1 24 Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир) 1 25 Игротека «Угадай профессию» 1 26 Профессия «Стоматолог» 1 27 Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии 1 28 Рекламный бизнес 1 29 Менеджер 1 30 Логистик 1 31 Коучер 1 32 Фондовая биржа 1 33 Девелопер 1 34 Заключительное занятие 1 Итого 34 часа