АОП по предмету География, для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (Вариант 1), 7-9 классы

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ 7-9 класс
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по географии представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную
записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки
обучающихся. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания
и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены
программой.
Адаптированная образовательная программа составлена с учетом Федерального Закона от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок,
внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от
30.12.2008 № 7-ФКЗ), Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года,
вступила в силу 2 сентября 1990 года), Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации», Законом Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в
редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной
образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной
основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010; Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Санитарноэпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья"; указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации, международных актов в области защиты прав ребенка, законов и иных нормативноправовых актов, решений и приказов соответствующих органов управления образованием, Уставов и локальных актов Школы.

Рабочая адаптивная программа по предмету география в 7-9 классе создана на основе:
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. N 159;
АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ «География» Т.М. Лифановой из сборника «Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида» 2006 года под редакцией И.М. Бгажноковой.
Изучение географии расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает
благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции
познавательной деятельности детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинноследственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая
словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно
употреблять новые слова в связной речи.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:
7.класс — «География России» (68 ч),
8.класс — «География материков и океанов» (68 ч),
9.класс — «География материков и океанов» (52 ч) «Наш край» (16 ч)

3

Цели программы
 всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию,
 расширение кругозор об окружающем мире.
 воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе;
 развитие наблюдательности, памяти, воображения, речи, логического мышления, умения анализировать, обобщать,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости;
 воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам;
Задачи программы
Образовательные
 дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего
края.
 показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
 помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные
 содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
 содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Коррекционно - развивающие
 учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
 содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
 расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
- понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.
4

Личностными результатами изучения курса являются:
 развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
 воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
 развитие мотивации к изучению предмета.
Технологии обучения предмету:
 проблемное обучение
 дифференцированные задания
 тестирование и программированные опросы
 познавательные игры,
 создание занимательных ситуаций
 эвристические беседы
 использование информационно-коммуникативных технологий по темам
 самостоятельная работа
 работа по простейшим алгоритмам
 коллективный способ обучения
 элементы технологии коммуникативного обучения
 элементы технологии совместной продуктивной
 деятельности
 элементы технологии уровневой дифференциации
 личностно ориентированная коллективная творческая деятельность
 элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр
 практические методы учения: упражнения наблюдения опыты исследовательская деятельность
 имитационные упражнения, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, методы проблемного обучения
 частично-поисковые или эвристические методы, исследовательские методы, самостоятельная работа с литературой
 ролевые игры, проведение предметных недель, уроки-экскурсии, коллективные творческие дела, акции по охране природы

5

Формы контроля:
Тестирование, промежуточные и итоговые контрольные работы в конце учебного года
Заканчивается курс географии региональным обзором.
Тема «Свой край» завершает весь географический цикл. На краеведческих уроках необходимо значительно усилить изучение
социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и
региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной
степени повысит интерес к изучаемому предмету. Астрономический материал, посвященный изучению кратких сведений о Земле,
Солнце, Луне, космических полетов, явлений природы на Земле и в космосе, тесно связан с географией, но не является ее
органичной частью. Это дало основание не выделять его в программе в самостоятельный раздел, а включить в тему «Земной шар»
В предлагаемой программе на изучение своей местности отводится 4-я четверть Эта тема стала концентром всего курса географии.
Так, введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в своей местности. В 7 классе более
подробно может быть изучена своя природная зона. В 8 классе учитель должен уделить больше внимания той местности, в которой
расположена школа.
В процессе изучения Свердловской области обучающиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными
экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в нашей области. Уделяется внимание изучению
социальных, экологических и культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и
региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств.
Поскольку миграция выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида мала (они остаются жить и работать в той
местности, в которой учились), основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа.
Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает
овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить
обучающихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к
Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы обучающиеся овладели культурой поведения в природе, научились
быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.
В программе усилена практическая направленность обучения, особое внимание обращается на развитие речи как средства
общения, четко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала. Последнее
направление очень важно для обеспечения более осознанного восприятия обучающимися единства и общности многих явлений и
понятий.

6

7.КЛАСС
Обучающиеся должны знать:
• положение России на физической карте, карте
полушарий и глобусе;
• пояса освещенности, в которых расположена наша
страна;
• природные зоны России;
• природные условия
и
богатства
России,
возможности использования их человеком;
• типичных представителей растительного и животного
мира в каждой природной зоне;
• хозяйство, основное население, его занятия и крупные
города в каждой природной зоне;
• экологические проблемы и основные мероприятия по
охране природы в России;
• правила поведения в природе;
• названия географических объектов на территории
России, указанные в программе (по атласу в специально
разработанному для коррекционных школ VIII вида).

Обучающиеся должны уметь:
• показывать границы России на глобусе, карте
полушарий, физической карте и карте природных зон
России, давать элементарное описание природы по зонам,
пользуясь картинами и картами;
• показывать по картам (физической и природных зон
России) из приложения к учебнику географические
объекты, указанные в программе;
• устанавливать
взаимосвязь
между
климатом,
растительным и животным миром, природными
условиями и занятиями населения;
• делать несложные макеты изучаемых природных зон;
• принимать участие в мероприятиях по
охране окружающей среды;
• правильно вести себя в природе;
• выполнять задания в «Рабочей тетради по географии
России» для 7 класса специальной коррекционной
школы VIII вида (количество заданий и время
заполнения
определяет
учитель
с
учетом
индивидуальных возможностей обучающихся).

7

7.класс Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ЧАСЫ
Тема
Особенности природы и хозяйства
России (общая характеристика) (11ч)
Природные зоны России (55 ч)
Зона арктических пустынь (5 ч)
Зона тундры (8 ч)
Лесная зона (18 ч)
Зона степей (8 ч)
Зона полупустынь и пустынь (6 ч)
Зона субтропиков (2ч)
Высотная поясность в горах (6 ч)
Обобщающий урок (1ч)
ВСЕГО 66

Всего

Теория

Практика

12

12

-

56
5
8
18
8
6
3
6
1
68

56
5
8
18
8
6
3
6
1
68

-

8

Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс

1

Наименование раздела, темы
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (12ч)
Географическое положение России на карте мира.

2

Европейская и азиатская части России.

3
4

Административное деление России.
Разнообразие рельефа.

5

Полезные ископаемые, их основные месторождения.

6

Климат России.

7

Водные ресурсы России, их использование.

8

Население России. Народы России.

9

Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли

10

Сельское хозяйство, его отрасли.

11

Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.

12

Размещение природных зон на территории России.
Карта природных зон России.

№ урока

Природные зоны России (56 ч) Зона арктических пустынь (5 ч)
13

Положение на карте.

14
15
16
17

Климат.
Растительный и животный мир.
Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
9

19

Обобщающий урок
Зона тундры (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые

20
21
22

Климат. Водоемы тундры.
Растительный мир.
Животный мир.

23

Население и его основные занятия. Хозяйство.

24

Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь.

25

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Обобщающий урок
Лесная зона
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат.
Реки, озера, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга).
Смешанные и лиственные леса.
Животный мир. Пушные звери.
Систематизация знаний
Значение леса.

35

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны.

36

Центральная Россия. Промышленность и сельское хозяйство.

37
38

Города Центральной России.
Северо-Западная Россия. Особенности развития хозяйства

18

10

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

Города Северо-Западной России: Санкт- Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь
Восточная Сибирь.
Дальний Восток.
Города, хозяйство, экологические
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.
Обобщающий урок по лесной зоне.
Зона степей (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки.
Растительный мир.
Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск
Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.
Охрана природы зоны степей.
Обобщающий урок по степной зоне.
Зона полупустынь и пустынь (6 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки.
Растительный мир. Животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Города зоны полупустынь и пустынь
Зона субтропиков. (3 ч)
Положение на карте. Климат. Особенности природы
Растительный и животный мир субтропиков
11

61
62
63
64
65
66
67
68

Население и его основные занятия. Курортное хозяйство. Города-курорты (Сочи, Туапсе, Анапа,
Геленджик). Город Новороссийск.
Высотная поясность в горах (6 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.
Урал – каменный пояс России. Города
Экологические проблемы Урала. Заповедники Урала
Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население его основные занятия. Города.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Обобщающий урок по географии России.

Практические работы
Работа с физической картой и картой природных зон России в атласе-приложении к учебнику.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и подпись их названий в рабочей тетради на печатной основе для 7
класса.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные
зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

12

8.КЛАСС
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
• Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий,
• показывать
на географической карте из
Индийский океаны. Географическое положение и
приложения к учебнику океаны, давать им
их хозяйственное значение;
характеристику;
• особенности
географического
положения,
• определять на карте полушарий географическое
очертания берегов и природные условия каждого
положение и очертания берегов каждого материка;
материка, население и особенности размещения;
• давать
элементарное описание природных
• названия изученных географических объектов (по
условий всех материков, опираясь на карту и картины;
атласу,
специально
разработанному
для
• находить в периодической печати сведения об
коррекционных школ VIII вида).
изученных государствах и показывать их на политической
карте;
• выполнять задания в «Рабочей тетради по
географии материков и океанов» для 8 класса
специальной (коррекционной) школы VIII вида
(количество заданий и время – заполнения определяет
учитель с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся).

13

8 КЛАСС
Тематическое планирование по географии 8 класс

№ п/п

Тема

ЧАСЫ
Всего

Теория

Практика

1

Введение (1 ч)

1

1

-

2

Мировой океан (5 ч)

5

5

-

3

Африка (12 ч)

12

12

-

4

Австралия (8 ч)

7

7

-

5
6
7
8
9

Антарктида (6 ч)
Америка (20 ч)
Северная Америка (8 ч)
Южная Америка (11ч)
Евразия (14 ч)
ВСЕГО 66

7
20
9
11
16
68

7
20
9
11
16
68

-

14

Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс
№ п/п

Четверть, количество часов наименование раздела, темы

2
3
4
5

Введение (1ч)
Что изучают в курсе географии материков и океанов.
Материки и части света на глобусе и карте.
Мировой океан (5 ч)
Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан.
Тихий океан.
Индийский океан.

6

Современное изучение Мирового океана.

1

8

Африка (12 ч)
Географическое положение. Океаны и моря, омывающие Африку.
(Остров Мадагаскар, полуостров Сомали)
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. (Пустыня Сахара,
реки Нил, Нигер, Заир, Атласские горы, Суэцкий канал.)

9
10
11

Природные зоны. Растительный мир тропических лесов
Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн.

7

Практические работы

Обозначение океанов на контурной карте
полушарий в рабочей тетради на печатной
основе.
Составление
схемы
хозяйственного
использования океанов.
Зарисовки рыб, морских животных,
айсберга.
Подбор иллюстраций по теме «Мировой
океан».
Обозначение на контурной карте из
рабочей тетради на печатной основе
географических объектов, указанных в
номенклатуре.
Запись названий и зарисовки в тетрадях
наиболее типичных растений и животных
(или прикрепление их иллюстраций к
15

12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Животный мир саванн.
Растительный и животный мир пустынь.
Население.
Государства: Египет, Эфиопия.

магнитной карте).

Танзания. Демократическая республика Конго (ДР Конго).
Нигерия, Южно-Африканская
Обобщающий урок.
Австралия (7 часов)
Географическое положение. Океаны и моря, омывающие
Австралию. (Река Муррей. Города Канберра, Сидней, Мельбурн.
Острова Тасмания и Новая Гвинея)
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный мир.
Животный мир.
Население. Австралийский Союз.
Океания. Остров Новая Гвинея.
Обобщающий урок.
Антарктида (7 ч)
Географическое положение. Антарктика. Океаны и моря, омывающие
Антарктиду. Южный полюс.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
Разнообразие рельефа, климат.
Растительный и животный мир Антарктиды.
Охрана природы.

Обозначение на контурной карте из
рабочей тетради на печатной основе
географических объектов, указанных в
номенклатуре.
Запись названий и зарисовки в тетрадях
наиболее типичных растений и животных
(или прикрепление их иллюстраций к
магнитной карте).
Обозначение на контурной карте океанов,
омывающих Антарктиду, Южного полюса
в рабочей тетради на печатной основе.
Составление альбома иллюстраций по
теме: «Антарктида». Зарисовки птиц и
животных Антарктиды.
16

31
32

33

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Современные исследования Антарктиды.
Обобщающий урок.
Америка (20 ч)

Америка

Изготовление
простейшего
изучаемого материка.

макета

Обозначение на контурной карте из
рабочей
тетради
географических
объектов, указанных в номенклатуре.
Запись названий и зарисовки в тетрадях
наиболее типичных растений и животных
(или прикрепление их иллюстраций к
магнитной карте).

Северная Америка (8 ч)
Географическое положение. Океаны, моря и заливы,
омывающие Северную Америку. Острова Гренландия, Куба,
полуострова Лабрадор, Аляска, Флорида, Калифорния
Разнообразие рельефа, климат. (Горы Кордильеры)
Реки и озера. (Реки Миссисипи и Миссури, Великие озера.)
Растительный и животный мир.
Население и государства.
Соединенные Штаты Америки. Канада.
Мексика. Куба.
Обобщающий урок.
Южная Америка (11ч)
Географическое положение. Океаны, омывающие Южную Америку. Обозначение на контурной карте в
(Остров Огненная Земля, Панамский канал Магелланов пролив.)
рабочей
тетради
географических
Разнообразие рельефа, климат. (Амазонская низменность, горы объектов, указанных в номенклатуре.
17

Анды)
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

54

55

Реки и озера. (Река Амазонка)
Растительный мир тропических лесов.

Запись названий и зарисовки в тетрадях
наиболее типичных растений и животных
(или прикрепление их иллюстраций к
магнитной карте).

Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов.
Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.
Население
Государства: Бразилия,
Аргентина, Перу или другие (по выбору учителя).
Обобщающий урок. Часть света — Америка.
Евразия (14 ч)
Географическое положение.
Очертания берегов Евразии Моря Северного Ледовитого и
Атлантического океанов. Острова и полуострова. (Моря:
Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, ВосточноСибирское, Чукотское, Средиземное, Черное.
Острова:
Великобритания
Полуострова:
Скандинавский,
Пиренейский, Апенинский, Балканский)
Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и
полуострова. (Берингово, Охотское, Японское Восточно-Китайское,
Южно-Китайское, Аравийское Красное.
Заливы: Бенгальский, Персидский
Острова: Шри-Ланка, Индонезийские, Японские, Сахалин)
Полуострова: Малая Азия Аравийский, Индостан, Индокитай,

Обозначение на контурной карте морей,
заливов, островов, полуостровов, гор, рек,
озер, обозначенных в номенклатуре.
Проведение на контурной карте условной
границы между Европой и Азией в
рабочей тетради на печатной основе.
Запись в тетради названий типичных
представителей
растительного
и
животного мира.

18

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Корея, Камчатка.
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые Европы. (Горы: Альпы, Карпаты, Кавказ)
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые Азии. (Горы: Тянь-Шань, Тибет, Гималаи.)
Климат Евразии.
Реки и озера Европы. (Реки: Дунай, Днепр, Дон, Волга)
Реки и озера Азии. (Реки: Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Сырдарья,
Амударья, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озера: Балхаш, Байкал, Иссык- Куль, Каспийское, Аральское.
Пустыни: Гоби, Каракум, Кызылкум)
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии.
Культура и быт народов Европы.
Культура и быт народов Азии.
Обобщающий урок.
Итоговая контрольная работа
Итоговый урок

19

9.КЛАСС
Обучающиеся должны знать:
• географическое
положение,
столицы
и
характерные особенности изучаемых государств
Евразии;
• границы, государственный строй и символику
России;
• особенности географического положения своей
местности, типичных представителей растительного и
животного мира, основные мероприятия по охране
природы в своей области, правила поведения в
природе, меры безопасности при стихийных
бедствиях;
• медицинские учреждения и отделы социальной
защиты своей местности.

Обучающиеся должны уметь:
 находить на политической карте Евразии, изучаемые
государства и их столицы в атласах, специально
разработанных для коррекционных школ VIII вида.
 показывать Россию на политических картах мира и
Евразии;
• находить свою местность на карте России (политикоадминистративной, физической и карте природных зон);
• давать несложную характеристику природных условий
и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую
историческую справку о прошлом своего края;
• называть и показывать на иллюстрациях изученные
культурные и исторические памятники своего края;
• правильно вести себя в природе; выполнять задания в
«Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 9
класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
(количество заданий и время заполнения определяет
учитель с учетом индивидуальных особенностей

20

9.КЛАСС
Тематическое планирование по географии 9 класс

№ п/п
1
2
3
4
5

Тема
Введение (1 ч)
Европа (23 ч)
Азия (22 ч)
Россия (повторение) (6 ч)
Свой край (16 ч)
ВСЕГО- 68

ЧАСЫ
Всего

Теория

Практика

1
23
22
6
16
68

1
23
22
6
16
68

-

21

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс
№ п/п

Четверть, количество часов наименование раздела, темы

3

Политическая карта Евразии.
Западная Европа
Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной
Ирландии).
Франция (Французская Республика).

4

Германия (Федеративная Республика Германия).

5

Австрия (Австрийская Республика).

6

Швейцария (Швейцарская Конфедерация).

7

Южная Европа Испания.

8

Португалия (Португальская Республика).

9
10

12

Италия (Итальянская Республика).
Греция (Греческая Республика).
Северная Европа
Норвегия (Королевство Норвегия).
Швеция (Королевство Швеция).

13

Финляндия (Финляндская Республика).

14

Восточная Европа
Польша (Республика Польша).

1
2

11

Практические работы

Обозначение на контурной карте
государств Евразии и их столиц в
рабочей тетради на печатной основе.
Нанесение границы Европы и Азии.
Составление альбома «По странам и
континентам».

15

Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика).

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Венгрия (Венгерская Республика).
Румыния (Республика Румыния).
Болгария (Республика Болгария).
Сербия. Черногория.
Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Латвийская Республика).
Литва (Литовская Республика).
Белоруссия (Республика Беларусь)
Украина
Молдавия (Республика Молдова).
Центральная Азия
Казахстан (Республика Казахстан).

26
27

Узбекистан (Республика Узбекистан).

28
29

Туркмения (Туркменистан).
Киргизия (Кыргызская Республика)

30

Таджикистан (Республика Таджикистан).

31

Юго-Западная Азия Грузия.

32

Азербайджан (Азербайджанская республика).

33
34
35
36

Армения (Республика Армения).
Турция (Турецкая Республика).
Ирак (Республика Ирак).
Иран (Исламская Республика Иран).
23

37
38

Афганистан (Исламская Республика Афганистан).
Южная Азия Индия (Республика Индия).

39
40

Восточная Азия Китай (Китайская Народная Республика).
Монголия.
Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика
Корея).
Япония.
Юго-Восточная Азия Таиланд (Королевство Таиланд).
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).
Индонезия (Республика Индонезия)
Обобщающий урок по географии материков и океанов.
Россия Границы и символика России.
Природа России
Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии.
Административное деление России.
Столица, крупные города России.
Обобщающий урок по России.

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

История возникновения нашего края. Географическое положение. Границы.
Рельеф.

54
55
56
57

Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.
Полезные ископаемые и почвы.
Реки, пруды, озёра, каналы.
Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов.

На карте своей области обозначить
условными знаками, вырезанными из
картона, месторождения полезных
ископаемых, цветными кружками —

24

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные
растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения).
Красная книга. Охрана растительного мира.
Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и
сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые.)
Вред природе, наносимый браконьерами.
Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам.
Заповедники, заказники.
Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции,
костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут
работать выпускники школы.
Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство,
бахчеводство и т.п.).
Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.
Наш город (поселок, деревня).
Обобщающий урок «Моя малая Родина».

районные центры. Обозначить на
контурной карте России свою
область. К карте своей области
прикрепить
контуры
наиболее
распространённых
растений
и
животных, отметить заповедные
места.
Зарисовать и подписать растения и
животных, занесенных в Красную
книгу края. Записать в тетрадь
названия местных водоемов, форм
земной
поверхности,
фамилии
известных людей края.
Вычертить
простейшую
схему
структуры народного хозяйства
области. Регулярно читать местную
периодическую печать. Выполнить
рисунки и написать сочинение на
тему «Прошлое, настоящее и
будущее нашего края».

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».