АОП по предмету Основы социальной жизни, для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (Вариант 1), 9 класс

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа (далее АРП) учебного предмета «Основы социальной жизни» (далее ОСЖ) составлена на
основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
- постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от
29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.32.86-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В. В.
Воронковой. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013г.Сб. № 1.
АРП учебного предмета ОСЖ рассчитана на 5 лет
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и подготовка их к самостоятельной жизни в социуме.
Основные задачи:
- формирование у воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной
адаптации;
- формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и их
социально-психологической адаптации;
- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
- развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей
жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
- повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
- воспитание позитивных качеств личности.
Предмет ОСЖ изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в
обучении при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования
имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Изучаемый предмет имеет своё логическое продолжение в системе
внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях по ОСЖ знаний и умений в процессе
практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и
воспитателя позволит достичь желаемых результатов.
Занятия по ОСЖ проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования,
обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации
кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате реализации АРП учебного предмета ОСЖ у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в
современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
Учащиеся должны знать:
- О вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека.
- Стиль одежды и моды, гарантийные сроки носки, правила возврата покупок, санитарно-гигиенические требования и правила по
Т.Б. при работе со средствами для выведения пятен.
- Порядок и условия заключения и расторжения брака, распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
- Требования к культуре поведения, нормы морали и этики в современном обществе, правила приема гостей.
- Способы приготовления национальных и диетических блюд, правила сервировки праздничного стола.
- Основные службы аэровокзала, основные маршруты самолетов, службы аэровокзала, порядок приобретения авиабилетов,
правила регистрации билета и багажа, правила посадки и безопасного поведения в самолете.
- Отделы рынка, цены на отдельные товары, отличия цен на ярмарке, рынке, в магазинах.
- Меры по предупреждению инфекционных заболеваний, условия освобождения от работы (по болезни и ухода за больным).
- Учреждения и отделы по трудоустройству.

- Виды документов необходимых для поступления на работу, правила перехода на другую работу.
- Правила расстановки мебели в квартире. Требования к подбору занавесей. Светильников и других деталей интерьера.
- Виды оказываемых услуг бытовой сферы, профессии работников предприятий.
- Современные виды связи, денежные переводы и их стоимость.
- Перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
Учащиеся должны уметь:
- Встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей, соблюдать морально-этические норы в семье и обществе.
- Анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку.
- Подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размерами, выводить пятна различными
способами и средствами.
- Сервировать праздничный стол, готовить национальные блюда и блюда диетического питания, составлять меню праздничного
стола.
- Выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями, вежливо обращаться к продавцу, подсчитывать
стоимость покупки.
- Ориентироваться в расписании авиарейсов, определять маршрут и выбирать транспортные средства.
- Одевать, умывать, кормить больного, измерять температуру, ставить горчичники.
- Заполнять бланки почтово-телеграфного перевода.
- Заполнять анкету, писать заявления о принятии на работу, учебу, автобиографию, обращаться в отделы кадров для устройства на
работу.
- Составлять заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку.
II.Содержание учебного предмета
Согласно учебному плану МАОУ «Чернокоровская СОШ» на изучение учебного предмета «ОСЖ» в 9 классе отводится 2 часа в
неделю:
Четверть
Кол-во часов
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

1
16

Темы
Одежда и обувь
Семья
Культура поведения
Питание
Жилище
Транспорт
Торговля
Средства связи
Медицинская помощь
Профориентация и трудоустройство

9 класс (66 часов)
2
16
Тематическое планирование
Всего
6
4
2
10
4
4
2
6
6
16

Учреждения, организации и предприятия
2
Подведение итогов за год
2
Личная гигиена (повторение)
2
Всего:
66
Одежда и обувь
Мода. Стиль одежды.
Способы определения собственного размера одежды и обуви.
Правила и способы выведения мелких пятен на одежде.
Использование подручных средств выведения различных пятен на одежде.
Практические работы
Определение собственного размера обуви и одежды.
Экскурсии
В специализированный магазин «Одежда», «Обувь».
Семья
Российская семья. Основы семейных отношений.
Условия создания семьи.
Распределение обязанностей по ведению хозяйства и семейного бюджета.
Семейные традиции. Формы организации досуга и отдыха в семье.
Культура поведения
Соседи. Приём гостей и правила хорошего тона при общении.
Сюжетно-ролевые игры
« Мои соседи».
Питание
Диетическое питание, его виды.
Национальные блюда, их виды.
Составление меню диетического питания.
11.
12.
13.

3
20

4
14

Теория
4
4
1
5
3
3
2
2
4
6

Практика
2
1
5
1
1
4
2
10

1
2
2
39

1
27

Меню и сервировка праздничного стола.
Практические работы
Приготовление диетического блюда.
Подбор, чтение и запись рецептов национальных блюд.
Приготовление вареников с картофелем.
Составление меню и сервировка праздничного стола.
Жилище
Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.
Характерные особенности жилища. Понятие о композиции в интерьере.
Сохранение жилищного фонда. Косметический ремонт жилья.
Практические работы
Рациональная расстановка мебели (макет).
Транспорт
Назначение авиатранспорта. Аэропорт.
Авиамаршруты. Порядок приобретения билетов. Примерная стоимость перелёта.
Правила поведения в аэропорту. Правила посадки и безопасного поведения в самолете.
Сюжетно-ролевые игры
« Я - пассажир авиатранспорта», «Ситуации в полете».
Торговля
Рынок. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, оптовые, мелкооптовые и др.
Отличие рынка от магазина: право покупателя предлагать снизить цену.
Средства связи
Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные, через Интернет).
Виды связи: сотовая связь, автоответчик, факс, интернет.
Правила безопасного пользования интернетом.
Практические работы
Заполнение бланка почтового денежного перевода.
Экскурсии
В салон сотовой связи, почтовое отделение.
Медицинская помощь
Инфекционные заболевания.
Меры по предупреждению инфекционных заболеваний.
Уход за больным.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность. Справка и листок нетрудоспособности.
Сюжетно-ролевые игры
«Больной в доме».
Практические работы
Чтение назначений врача в рецепте, чтение аннотаций.
Профориентация и трудоустройство
Назначение учреждений и отделов по трудоустройству населения.
Основные виды работ и профессий, запрещенных для несовершеннолетних.
Документы, необходимые для поступления на работу.
Правила составления деловых бумаг.
Ситуация выбора после окончания 9 класса.
Экскурсии
В Центр занятости населения.
Впрофессиональные учебные заведения.
Сюжетно-ролевые игры
«Я подаю документы ...».
Личная гигиена
Я - выбираю здоровый образ жизни!
Правила безопасного поведения во время летнего отдыха.
III. Формы организации учебных занятий
Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроке ОСЖ различных
методов обучения:
Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении.
Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.
Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках ОСЖ используют: рассказ-вступление,
направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы;
рассказ-заключение, обобщающий материал.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения,
а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько
логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитываются знания, опыт и типологические особенности учащихся.
Беседа является одним из основных методов обучения на уроках ОСЖ.

Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного
выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации
практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать
виды деятельности по усмотрению учителя.
Экскурсии – им отводится значительное место в АРП. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Текущие экскурсии
служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении
работы над темой.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе
экскурсий могут проводиться практические работы.
Сюжетно-ролевые игры - применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими
приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Медицинская помощь», «Культура
поведения» и др.
Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала.
IV. Календарно - тематическое планирование в 9 классе
№
Тема урока
п/п
Одежда и обувь
1.
Мода. Стиль одежды.
2.
Способы определения собственного размера одежды и обуви.
3.
Практическая работа. Определение собственного размера
обуви и одежды.
4.
Виртуальная экскурсия в специализированный магазин
«Одежда», «Обувь».
5.
Правила и способы выведения мелких пятен на одежде.
6.
Использование подручных средств выведения различных
пятен на одежде.
Питание
7.
Диетическое питание, его виды.
8.
Составление меню диетического питания.
9.
Пр.р. Приготовление диетического блюда.
10.
Пр.р. Приготовление диетического блюда.
11.
Национальные блюда, их виды.
12.
Пр.р. Подбор, чтение и запись рецептов национальных блюд.
13.
Практическая работа. Приготовление вареников с картофелем.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Практическая работа. Приготовление вареников с картофелем.
Меню и сервировка праздничного стола.
Практическая работа. Составление меню и сервировка
праздничного стола.

1
1
1

Российская семья. Основы семейных отношений.
Условия создания семьи.
Распределение обязанностей по ведению хозяйства и
семейного бюджета.
20.
Семейные традиции. Формы организации досуга и отдыха в
семье.
Культура поведения
21.
Соседи. Приём гостей и правила хорошего тона при общении.
22.
Сюжетно-ролевая игра: « Мои соседи».
Жилище
23.
Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.
24.
Характерные особенности жилища. Понятие о композиции в
интерьере.
25.
Практическая работа. Рациональная расстановка мебели
(макет).
26.
Сохранение жилищного фонда. Косметический ремонт жилья.
Транспорт
27.
Назначение авиатранспорта. Аэропорт.
28.
Авиамаршруты. Порядок приобретения билетов. Примерная
стоимость перелёта.
29.
Правила поведения в аэропорту. Правила посадки в самолет.
30.
Правила безопасности во время полета самолетом.
Сюжетно-ролевая игра: « Я - пассажир авиатранспорта»

1
1
1

14.
15.
16.
Семья
17.
18.
19.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Средства связи
31.
Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные, через
Интернет).
32.
Практическая работа. Заполнение бланка почтового денежного
перевода.
33.
Виды связи: сотовая связь, автоответчик, факс, интернет.
34.
Правила безопасного пользования интернетом.
35.
Экскурсия на почту.
Беседа с работниками почты о денежных переводах.
36.
Экскурсия в салон сотовой связи.
Способы оплаты карты сотовой связи.
Торговля
37.
Рынок. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые,
открытые, оптовые, мелкооптовые и др.
38.
Отличие рынка от магазина: право покупателя предлагать
снизить цену. Сюжетно-ролевая игра: «На рынке ….».
Медицинская помощь
39.
Инфекционные заболевания.
40.
Меры по предупреждению инфекционных заболеваний.
41.
Уход за больным.
42.
Сюжетно-ролевая игра: «Больной в доме».
43.
Практическая работа. Чтение назначений врача в рецепте,
чтение аннотаций.
44.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность. Справка и
листок нетрудоспособности.
Учреждения, организации и предприятия
45.
Предприятие бытового обслуживания.
46.
Виртуальная экскурсия на предприятие бытового
обслуживания с целью ознакомления с видами деятельности.
Профориентация и трудоустройство
47.
Назначение учреждений и отделов по трудоустройству
населения.
48.
Основные виды работ и профессий, запрещенных для
несовершеннолетних.
49.
Экскурсия в Центр занятости города Георгиевска.
50.
Экскурсия в Центр занятости города Георгиевска.
51.
Документы, необходимые для поступления на работу.
52.
Правила составления деловых бумаг.
53.
Практическая работа. Составление деловых бумаг: заявление.
54.
Практическая работа. Составление деловых бумаг:
автобиография.
55.
Практическая работа. Составление деловых бумаг: расписка.
56.
Практическая работа. Составление деловых бумаг: докладная
записка.
57.
Ситуация выбора после окончания 9 класса.
58.
Ролевая игра: «Я подаю документы ...».
59.
Обобщение пройденного материала по разделу:
«Профориентация и трудоустройство».
60.
Контрольное тестирование по разделу: «Профориентация и
трудоустройство».
61.
Экскурсия в профессиональные учебные заведения города
Георгиевска.
62.
Экскурсия в профессиональные учебные заведения города
Георгиевска.
63.
Повторение раздела: «Культура поведения».
64.
Повторение раздела: « Личная гигиена».

Итого: 64 часа

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебный комплекс для обучающихся:
В.П.Субчева «Социально-бытовая ориентировка, 9 класс» (Москва, 2013)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».