АОП по предмету Основы социальной жизни, для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (Вариант 1),7 класс

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа (далее АРП) учебного предмета «Основы социальной жизни» (далее ОСЖ)
составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №7»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
- постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации
03.03.2011 № 19993);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.32.86-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией
В. В. Воронковой. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013г.Сб. № 1.
АРП учебного предмета ОСЖ рассчитана на 5 лет
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и подготовка их к самостоятельной жизни в социуме.
Основные задачи:
- формирование у воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната знаний и умений,
способствующих социальной адаптации;
- формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и их
социально-психологической адаптации;
- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
- развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления
своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
- повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об
окружающем мире;
- воспитание позитивных качеств личности.
Предмет ОСЖ изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и
последовательности в обучении при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для
расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Изучаемый предмет имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель
осуществляет закрепление полученных на занятиях по ОСЖ знаний и умений в процессе практической работы,
формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя
позволит достичь желаемых результатов.
Занятия по ОСЖ проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для
оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ,
предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и
правила техники безопасности.
I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате реализации АРП учебного предмета ОСЖ у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для
самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном
поиске работы и трудоустройстве.

Учащиеся должны знать:
- Правила соблюдения личной гигиены подростка, правила смены одежды, нательного и постельного белья.
- Особенности стирки белья с использованием стиральной машины-автомата. Санитарно-гигиенические
требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке с помощью стиральной машины,
последовательность и особенности утюжки брюк и спортивной одежды. Назначение прачечной, виды услуг и
правила пользования. Некоторые тихие и подвижные игры для младших школьников.
- Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов, последовательность приготовления блюд, правила
пользования бытовыми электроприборами и возможность использования их, санитарно-гигиенические
требования и правила безопасности при приготовлении пищи, правила пользования столовыми приборами.
- Правила приема приглашения в гости и поведения в гостях, правила вручения и приема подарков.
- Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, способы и периодичность
ухода за полом в зависимости от его покрытия, виды моющих средств.
- Функции железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов, примерную стоимость билета в
зависимости от вида вагона и дальности расстояния, виды справочных служб, виды камер хранения, сроки и
стоимость хранения багажа.
- Перечень предметов, посылаемых посылкой, максимальный вес и стоимость посылаемых предметов, виды и
способы упаковки посылки.
- Состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав
домашней аптечки, местные лекарственные растения, правила обработки незначительных порезов и наложение
повязки.
- Местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов, виды
выпускаемой продукции, названия рабочих специальностей.
Учащиеся должны уметь:
- Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, стирать белье с помощью стиральной машины-автомата,
гладить брюки и спортивную одежду.
- Одевать малышей на прогулку, объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и
подвижные игры, помогать первоклассникам при уборке игрушек.
- Выбирать подходящую одежду для визита в гости, культурно вести себя в гостях, выбирать подарки,
изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки.
- Готовить обед, готовить третьи блюда, оформлять готовые блюда, сервировать стол к обеду.
- Убирать жилые помещения, мыть пол в зависимости от его покрытия, выбирать моющие средства.
- Ориентироваться в расписании, приобретать билеты в железнодорожной кассе, обращаться за справкой в
справочную службу вокзала, центральную справочную по телефону.
- Упаковывать посылку, составлять опись содержимого посылки.
- Пользоваться термометром, готовить отвары и настои из лекарственных растений, обрабатывать раны при
микротравмах.
II.Содержание учебного предмета
Согласно учебному плану МАОУ «Чернокоровская СОШ» на изучение учебного предмета «ОСЖ» в 7 классе
отводится 2 часа в неделю:
Четверть
Кол-во часов
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

7 класс (68 часов)
1
2
18
14
Тематическое планирование
Темы

Личная гигиена
Одежда и обувь
Семья
Питание
Культура поведения
Жилище
Транспорт
Средства связи
Медицинская помощь
Учреждения и организации
Торговля
Подведение итогов за год

3
20
Всего
6
8
6
10
6
4
6
6
6
4
4
2

4
16
Теория
5
4
2
5
3
3
4
4
3
2
3
2

Пра

Всего:
68
40
Личная гигиена
Особенности личной гигиены в жизни подростка.
Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела.
Особенности ухода за кожей лица, волосами.
Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные.
Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.
Практические работы
Подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учетом их состояния.
Одежда и обувь
Значение продления срока служения одежды.
Виды штопок, наложение заплат.
Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей.
Правила и приемы глажения брюк, спортивной одежды.
Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной.
Практические работы
Ремонт одежды: штопка и наложение заплат.
Стирка изделий из х/б тканей с помощью стиральной машины.
Глажение брюк.
Экскурсии
В школьную прачечную.
Семья
Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми –одевание, обувание, причесывание.
Помощь родителям и воспитателям: в соблюдении чистоты и порядка в школе-интернате и дома.
Практические работы
Оказание помощи первокласснику в одевании, обувании на прогулку.
Оказание помощи первоклассникам в уборке класса.
Разучивание тихих и подвижных игр для младших школьников.
Самостоятельные работы.
Проведение игр с младшими школьниками.
Питание
Виды питания. Пищевая ценность продуктов.
Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление.
Использование механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи.
Правила безопасной работы с режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами.
Этикет. Сервировка стола к обеду.
Практические работы
Приготовление щей из свежей капусты.
Подбор и чтение рецептов приготовления киселя, компота.
Приготовления киселя из замороженных ягод.
Сервировка стола к обеду.
Культура поведения
Правила приема приглашения в гости и формы отказа.
Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа), подарки.
Правила вручения подарка.
Сюжетно-ролевые игры: « Меня пригласили в гости».«В гостях…».
Практические работы
Изготовление несложных сувениров.
Жилище
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.
Подготовка квартиры и дома к весне, лету.
Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за
полом.
Практические работы
Мытье полов с использованием химических моющих средств.
Транспорт
Междугородний железнодорожный транспорт.
Вокзалы. Их назначение и основные службы.
Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.
Виды пассажирских вагонов. Формы приобретения железнодорожных билетов.

Экскурсии
Виртуальная экскурсия на ж-д вокзал.
Средства связи
Почта. Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления.
Упаковка. Стоимость пересылки.
Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления.
Практические работы
Упаковка посылки.
Экскурсии
В почтовое отделение.
Медицинская помощь
Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах.
Домашняя аптечка. Состав домашней аптечки.
Лекарственные растения в домашней аптечке.
Практические работы
Измерение температуры, обработка раны при незначительном порезе.
Упаковка домашней аптечки.
Приготовление витаминизирующего отвара.
Учреждения и организации
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села.
Культура поведения в общественных местах.
Экскурсии
На швейную фабрику.
Торговля
Универмаги и универсамы, их назначение.
Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.
Порядок приобретения (выбор товара, оплата в кассе, получение чека, сдачи).
Экскурсии
В универсам – самостоятельное нахождение указанного отдела.
III. Формы организации учебных занятий
Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроке
ОСЖ различных методов обучения:
Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в
специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления
сложного, не усвоенного ранее.
Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках ОСЖ используют:
рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение,
раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний,
закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему
материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитываются знания,
опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках
ОСЖ.
Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для
самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут
использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные.
Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.
Экскурсии – им отводится значительное место в АРП. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые.
Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Итоговые
экскурсии организуются при завершении работы над темой.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами
обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.
Сюжетно-ролевые игры - применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими
методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля»,
«Медицинская помощь», «Культура поведения» и др.
Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала.
IV. Календарно - тематическое планирование в 7 классе
№
Тема

Кол-во

Дата

п/п
Личная гигиена
1.
Особенности личной гигиены в жизни подростка.
2.
Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела.
3.
Особенности ухода за кожей лица, волосами.
4.
Пользование шампунем в соответствии с типом волос:
жирные, сухие, нормальные.
5.
Практическая работа. Подбор мыла, шампуня для мытья
кожи и волос с учетом их состояния.
6.
Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.

часов
1
1
1
1
1
1

Одежда и обувь
7.
Значение продления срока служения одежды.
Виды штопок, наложение заплат.

1

Практическая работа. Ремонт одежды: штопка и
наложение заплат.
Использование бытовой техники при стирке белья из
хлопчатобумажных тканей.

1

10.

Практическая работа. Стирка изделий из х/б тканей с
помощью стиральной машины.

1

11.

Правила и приемы глажения брюк, спортивной одежды.

1

12.
13.
14.
Семья
15.

Практическая работа. Глажение брюк.
Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной.
Экскурсия в школьную прачечную.

1
1
1

Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими
детьми – одевание, обувание, причесывание.

1

16.

Практическая работа. Оказание помощи первокласснику
в одевании, обувании на прогулку.

1

17.

Помощь родителям и воспитателям: в соблюдении
чистоты и порядка в школе-интернате и дома.
Практическая работа. Оказание помощи первоклассникам
в уборке класса.
Практическая работа. Разучивание тихих и подвижных
игр для младших школьников.
Практическая работа. Проведение игр с младшими
школьниками.

1

Виды питания. Пищевая ценность продуктов.
Значение первых, вторых, третьих блюд и их
приготовление.
Практическая работа. Приготовление щей из свежей
капусты.
Практическая работа. Приготовление щей из свежей
капусты.
Практическая работа. Чтение рецептов приготовления
киселя, компота.
Практическая работа. Приготовления киселя из
замороженных ягод.
Использование механических и электробытовых
приборов при приготовлении пищи.
Правила безопасной работы с режущими инструментами,
приспособлениями, электроприборами.

1
1

Этикет. Сервировка стола к обеду.

1

8.
9.

18.
19.
20.
Питание
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

30.
Практическая работа. Сервировка стола к обеду.
Культура поведения
31.
Правила приема приглашения в гости и формы отказа.

1
1

32.

Сюжетно-ролевая игра: « Меня пригласили в гости».

1

33.

Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда,
обувь, украшения, прическа), подарки.
Практическая работа. Изготовление несложных
сувениров.
Правила вручения подарка.
Сюжетно ролевая игра: «В гостях…».

1

Междугородний железнодорожный транспорт.
Вокзалы. Их назначение и основные службы.
Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.
Виды пассажирских вагонов. Формы приобретения
железнодорожных билетов.
Виртуальная экскурсия на железнодорожный вокзал.
Виртуальная экскурсия на железнодорожный вокзал.

1
1
1
1

34.
35.
36.
Транспорт
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Торговля
43.
44.
45.

Универмаги и универсамы, их назначение.
Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.
Экскурсия в универсам – самостоятельное нахождение
указанного отдела.
46.
Экскурсия в универсам – порядок приобретения (выбор
товара, оплата в кассе, получение чека, сдачи).
Учреждения и организации
47.
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия
данной местности, их значение для жителей города и
села.
48.
Повторение. Культура поведения в общественных
местах.
49.
Экскурсия на швейную фабрику для ознакомления с
деятельностью фабрики и основными профессиями.
50.
Экскурсия на мебельную фабрику для ознакомления с
деятельностью фабрики и основными профессиями.
Жилище
51.
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.
52.
Подготовка квартиры и дома к весне, лету.
53.
Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика,
масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за
полом.

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1
1
1

Практическая работа. Мытье полов с использованием
химических моющих средств.

1

Средства связи
55.
Почта. Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с
уведомлением).

1

54.

56.

Упаковка. Стоимость пересылки.

1

57.

Посылки. Виды упаковок. Правила отправления.
Стоимость отправления.
Практическая работа. Упаковка посылки.
Экскурсия на почту.
Ознакомление с приемкой посылок.
Экскурсия на почту.

1

58.
59.
60.

1
1
1

Практическая работа. Составление описи содержимого
посылки.
Медицинская помощь
61.
Виды доврачебной помощи: измерение температуры,
обработка ран при микротравмах.

1
1

63.

Практическая работа. Измерение температуры, обработка
раны при незначительном порезе.
Домашняя аптечка. Состав домашней аптечки.

64.

Практическая работа. Упаковка домашней аптечки.

1

65.

Лекарственные растения в домашней аптечке.

1

66.

Практическая работа. Приготовление
витаминизирующего отвара.

1

62.

Итого: 66 часов
Учебный комплекс для обучающихся:
В.П.Субчева «Социально-бытовая ориентировка, 7 класс» (Москва, 2013)

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».