Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа (далее АРП) учебного предмета «Основы социальной жизни» (далее ОСЖ) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; -Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”; - постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993); - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.32.86-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; -«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013г.Сб. № 1. АРП учебного предмета ОСЖ рассчитана на 5 лет Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и подготовка их к самостоятельной жизни в социуме. Основные задачи: - формирование у воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации; - формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и их социально-психологической адаптации; - развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков; - развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности; - повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире; - воспитание позитивных качеств личности. Предмет ОСЖ изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Изучаемый предмет имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях по ОСЖ знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Занятия по ОСЖ проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности. I. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета В результате реализации АРП учебного предмета ОСЖ у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве. Учащиеся должны знать: - Правила соблюдения личной гигиены подростка, правила смены одежды, нательного и постельного белья. - Особенности стирки белья с использованием стиральной машины-автомата. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке с помощью стиральной машины, последовательность и особенности утюжки брюк и спортивной одежды. Назначение прачечной, виды услуг и правила пользования. Некоторые тихие и подвижные игры для младших школьников. - Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов, последовательность приготовления блюд, правила пользования бытовыми электроприборами и возможность использования их, санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при приготовлении пищи, правила пользования столовыми приборами. - Правила приема приглашения в гости и поведения в гостях, правила вручения и приема подарков. - Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, способы и периодичность ухода за полом в зависимости от его покрытия, виды моющих средств. - Функции железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов, примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния, виды справочных служб, виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа. - Перечень предметов, посылаемых посылкой, максимальный вес и стоимость посылаемых предметов, виды и способы упаковки посылки. - Состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки, местные лекарственные растения, правила обработки незначительных порезов и наложение повязки. - Местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов, виды выпускаемой продукции, названия рабочих специальностей. Учащиеся должны уметь: - Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, стирать белье с помощью стиральной машины-автомата, гладить брюки и спортивную одежду. - Одевать малышей на прогулку, объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры, помогать первоклассникам при уборке игрушек. - Выбирать подходящую одежду для визита в гости, культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки. - Готовить обед, готовить третьи блюда, оформлять готовые блюда, сервировать стол к обеду. - Убирать жилые помещения, мыть пол в зависимости от его покрытия, выбирать моющие средства. - Ориентироваться в расписании, приобретать билеты в железнодорожной кассе, обращаться за справкой в справочную службу вокзала, центральную справочную по телефону. - Упаковывать посылку, составлять опись содержимого посылки. - Пользоваться термометром, готовить отвары и настои из лекарственных растений, обрабатывать раны при микротравмах. II.Содержание учебного предмета Согласно учебному плану МАОУ «Чернокоровская СОШ» на изучение учебного предмета «ОСЖ» в 7 классе отводится 2 часа в неделю: Четверть Кол-во часов № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 7 класс (68 часов) 1 2 18 14 Тематическое планирование Темы Личная гигиена Одежда и обувь Семья Питание Культура поведения Жилище Транспорт Средства связи Медицинская помощь Учреждения и организации Торговля Подведение итогов за год 3 20 Всего 6 8 6 10 6 4 6 6 6 4 4 2 4 16 Теория 5 4 2 5 3 3 4 4 3 2 3 2 Пра Всего: 68 40 Личная гигиена Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица, волосами. Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Практические работы Подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учетом их состояния. Одежда и обувь Значение продления срока служения одежды. Виды штопок, наложение заплат. Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей. Правила и приемы глажения брюк, спортивной одежды. Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной. Практические работы Ремонт одежды: штопка и наложение заплат. Стирка изделий из х/б тканей с помощью стиральной машины. Глажение брюк. Экскурсии В школьную прачечную. Семья Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми –одевание, обувание, причесывание. Помощь родителям и воспитателям: в соблюдении чистоты и порядка в школе-интернате и дома. Практические работы Оказание помощи первокласснику в одевании, обувании на прогулку. Оказание помощи первоклассникам в уборке класса. Разучивание тихих и подвижных игр для младших школьников. Самостоятельные работы. Проведение игр с младшими школьниками. Питание Виды питания. Пищевая ценность продуктов. Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление. Использование механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи. Правила безопасной работы с режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами. Этикет. Сервировка стола к обеду. Практические работы Приготовление щей из свежей капусты. Подбор и чтение рецептов приготовления киселя, компота. Приготовления киселя из замороженных ягод. Сервировка стола к обеду. Культура поведения Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа), подарки. Правила вручения подарка. Сюжетно-ролевые игры: « Меня пригласили в гости».«В гостях…». Практические работы Изготовление несложных сувениров. Жилище Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к весне, лету. Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за полом. Практические работы Мытье полов с использованием химических моющих средств. Транспорт Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Экскурсии Виртуальная экскурсия на ж-д вокзал. Средства связи Почта. Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления. Практические работы Упаковка посылки. Экскурсии В почтовое отделение. Медицинская помощь Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах. Домашняя аптечка. Состав домашней аптечки. Лекарственные растения в домашней аптечке. Практические работы Измерение температуры, обработка раны при незначительном порезе. Упаковка домашней аптечки. Приготовление витаминизирующего отвара. Учреждения и организации Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села. Культура поведения в общественных местах. Экскурсии На швейную фабрику. Торговля Универмаги и универсамы, их назначение. Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения (выбор товара, оплата в кассе, получение чека, сдачи). Экскурсии В универсам – самостоятельное нахождение указанного отдела. III. Формы организации учебных занятий Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроке ОСЖ различных методов обучения: Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее. Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках ОСЖ используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал. Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитываются знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках ОСЖ. Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя. Экскурсии – им отводится значительное место в АРП. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Сюжетно-ролевые игры - применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Медицинская помощь», «Культура поведения» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала. IV. Календарно - тематическое планирование в 7 классе № Тема Кол-во Дата п/п Личная гигиена 1. Особенности личной гигиены в жизни подростка. 2. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. 3. Особенности ухода за кожей лица, волосами. 4. Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. 5. Практическая работа. Подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учетом их состояния. 6. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос. часов 1 1 1 1 1 1 Одежда и обувь 7. Значение продления срока служения одежды. Виды штопок, наложение заплат. 1 Практическая работа. Ремонт одежды: штопка и наложение заплат. Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей. 1 10. Практическая работа. Стирка изделий из х/б тканей с помощью стиральной машины. 1 11. Правила и приемы глажения брюк, спортивной одежды. 1 12. 13. 14. Семья 15. Практическая работа. Глажение брюк. Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной. Экскурсия в школьную прачечную. 1 1 1 Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми – одевание, обувание, причесывание. 1 16. Практическая работа. Оказание помощи первокласснику в одевании, обувании на прогулку. 1 17. Помощь родителям и воспитателям: в соблюдении чистоты и порядка в школе-интернате и дома. Практическая работа. Оказание помощи первоклассникам в уборке класса. Практическая работа. Разучивание тихих и подвижных игр для младших школьников. Практическая работа. Проведение игр с младшими школьниками. 1 Виды питания. Пищевая ценность продуктов. Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление. Практическая работа. Приготовление щей из свежей капусты. Практическая работа. Приготовление щей из свежей капусты. Практическая работа. Чтение рецептов приготовления киселя, компота. Практическая работа. Приготовления киселя из замороженных ягод. Использование механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи. Правила безопасной работы с режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами. 1 1 Этикет. Сервировка стола к обеду. 1 8. 9. 18. 19. 20. Питание 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30. Практическая работа. Сервировка стола к обеду. Культура поведения 31. Правила приема приглашения в гости и формы отказа. 1 1 32. Сюжетно-ролевая игра: « Меня пригласили в гости». 1 33. Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа), подарки. Практическая работа. Изготовление несложных сувениров. Правила вручения подарка. Сюжетно ролевая игра: «В гостях…». 1 Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Виртуальная экскурсия на железнодорожный вокзал. Виртуальная экскурсия на железнодорожный вокзал. 1 1 1 1 34. 35. 36. Транспорт 37. 38. 39. 40. 41. 42. Торговля 43. 44. 45. Универмаги и универсамы, их назначение. Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров. Экскурсия в универсам – самостоятельное нахождение указанного отдела. 46. Экскурсия в универсам – порядок приобретения (выбор товара, оплата в кассе, получение чека, сдачи). Учреждения и организации 47. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села. 48. Повторение. Культура поведения в общественных местах. 49. Экскурсия на швейную фабрику для ознакомления с деятельностью фабрики и основными профессиями. 50. Экскурсия на мебельную фабрику для ознакомления с деятельностью фабрики и основными профессиями. Жилище 51. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. 52. Подготовка квартиры и дома к весне, лету. 53. Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за полом. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практическая работа. Мытье полов с использованием химических моющих средств. 1 Средства связи 55. Почта. Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). 1 54. 56. Упаковка. Стоимость пересылки. 1 57. Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления. Практическая работа. Упаковка посылки. Экскурсия на почту. Ознакомление с приемкой посылок. Экскурсия на почту. 1 58. 59. 60. 1 1 1 Практическая работа. Составление описи содержимого посылки. Медицинская помощь 61. Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах. 1 1 63. Практическая работа. Измерение температуры, обработка раны при незначительном порезе. Домашняя аптечка. Состав домашней аптечки. 64. Практическая работа. Упаковка домашней аптечки. 1 65. Лекарственные растения в домашней аптечке. 1 66. Практическая работа. Приготовление витаминизирующего отвара. 1 62. Итого: 66 часов Учебный комплекс для обучающихся: В.П.Субчева «Социально-бытовая ориентировка, 7 класс» (Москва, 2013) 1