Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) технической направленности «Робототехника» реализуется с использованием оборудования центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка Роста». Данная программа поможет поддержать детскую инициативу в освоении интересного увлекательного мира технического прогресса. Программа разработана с учѐтом нормативно-правовой основы: - Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Направленность ДООП является технической и заключается в популяризации и развитии технического творчества у обучающихся, формировании у них первичных представлений о технике, еѐ свойствах, назначении в жизни человека. Техническое творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации обучающихся, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Работа с образовательными конструкторами LEGO WeDo позволяет учащимся в форме игры исследовать основы механики, физики и программирования. Разработка, сборка и построение алгоритма поведения модели позволяет учащимся самостоятельно освоить целый набор знаний из разных областей, что способствует повышению интереса к быстроразвивающейся науке робототехнике. Новизна программы заключается в инженерной направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром научно-технического творчества. Программа основана на принципах развивающего обучения, способствуетповышению качества обучения, формированию алгоритмического стиля мышления и усилению мотивации к обучению. Актуальность Общеобразовательная робототехника – это инновационнообразовательный проект развития образования, направленный на внедрение современных научно-практических технологий в учебный процесс. Занятия по программе «Робототехника» позволяют вовлечь в процесс технического творчества детей 11-13 лет, дает возможность учащимся создавать инновации своими руками. В настоящее время в образовании применяют различные робототехнические комплексы, одним из которых является конструктор LEGO WeDo. Работа с образовательными конструкторами позволяет учащимся в форме игры исследовать основы механики, физики и программирования. Разработка, сборка и построение алгоритма поведения модели позволяет учащимся самостоятельно освоить целый набор знаний из разных областей, что способствует повышению интереса к быстроразвивающейся науке робототехнике. В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчѐты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями. Отличительные особенности программы. Программа разработана для обучения обучающихся основам конструирования и моделирования роботов при помощи программируемых конструкторов LEGO WeDo 2.0. На каждом уроке, используя привычные элементы LEGO, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую модель, посредством USB-кабеля подключает ее к ноутбуку и программирует действия робота. В ходе изучения учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами. Ребенок получает возможность расширить свой круг интересов и получить новые навыки в таких предметных областях, как Естественные науки, Грамотность, Технология, Математика, Конструирование, Развитие речи. Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники. Программа предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных целей: Развить словарный запас и навыки общения ребенка при объяснении работымодели; Научить установлению причинно-следственных связей; Научить анализировать результаты и искать новые оптимальные решения; Научить экспериментальному исследованию, оценке влияния отдельных факторов; Развить логическое мышление; Показать систему межпредметного взаимодействия и межпредметных связей информатики, технологии, математики; Выработать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Задачи программы: Обучающие: Изучение основ проектирования и конструирования в ходе построения моделей из деталей конструктора LEGO WeDo; Получение навыков работы с датчиками и двигателями; Изучение основ алгоритмизации и программирования в ходе разработки алгоритма поведения робота; Реализация межпредметных связей с физикой, информатикой иматематикой; Развитие навыком решения базовых задач робототехники. Развивающие: Развитие конструкторских навыков; Развитие умения творчески подходить к решению задачи; Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; Развитие мелкой моторики; Развитие логического мышления; Развитие пространственного воображения. Воспитательные: Развитие умения работать в команде, умения подчинять личные интересы общей цели; Воспитание настойчивости в достижении поставленной цели трудолюбия, ответственности, дисциплинированности,внимательности, аккуратности; Воспитание у учащихся интереса к техническим видам творчества; Формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. Адресат программы. Обучающиеся, имеющие склонность к конструированию, технике, программированию в возрасте 11-13 лет. Объем программы: Программа рассчитана на 2 года. Сроки реализации освоения программы определяются содержанием программы и обеспечивают достижение планируемых результатов при режиме занятий: 1 год обучения – 1 раз в неделюпо 1 академическому часа в день; 2 год обучения – 1 раз в неделю по 1 академическому часу в день, 34 учебных недели в год. 1 год обучения – 34 часа в год, 2 год обучения – 34 часа в год. Кроме занятий, проводимых по учебному плану, практикуется участие обучающихся в муниципальных и районных конкурсах. Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания образовательной программы и возраста обучающихся. Традиционными формами проведения занятий являются: беседа, рассказ, проблемное изложение материала. Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с групповой, индивидуальной формой работы школьников. Форма обучения – очная. Первый и второй год обучения включают в себя рассмотрение следующих направлений «Механические конструкции», «Мир живой природы» и «Транспорт», но отличаются сложностью выполняемых практических заданий, сложностью механизмов. Учебный план 1.2. 1 год обучения № п/п Количество часов Наименование раздела, темы Формы аттестации/контроля Всего 1 Теория 1 Практика 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 2 Обзор набора Lego WeDo 2.0 2 0,5 1,5 3 Программное обеспечение Lego WeDo 2.0 Работа над проектом «Механические конструкции» 4 1 3 4 5 25 11 16 Итоговая работа. 2 1 1 Всего 34 13,5 20,5 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1 ГОД ОБУЧЕНИЯ Упражнениесоревнование, тестирование Смотры, конкурсы Викторины, игра-соревнование, защита проектов Викторины, тесты, конкурсы, защита проектов Раздел 1. Вводное занятие. (1 час) Теория: Инструктаж по технике безопасности. Задачи кружка на новый учебный год. Обсуждение программ и планов. Организационные вопросы. Режим работы группы. Раздел 2. Обзор набора Lego WeDo 2.0 (2 часа) Теория: Знакомство с компонентами конструктора Lego WeDo 2.0. Практика: Конструирование по замыслу. Раздел 3. Программное обеспечение Lego WeDo 2.0 (4 часа) Теория: Знакомство со средой программирования (блоки, палитра, пиктограммы,связь блоков программы с конструктором). Практика: Конструирование по замыслу. Составление программ. Раздел 4. Работа над проектом «Механические конструкции» (25 часов) Теория: Измерения, расчеты, программирование модели. Решение задач. Практика: Сборка конструкций: «Майло»; «Датчик перемещения "Майло"; «Датчик наклона Майло»; «Совместная работа». Сборка конструкции «Тягач»; «Датчик перемещения и датчик наклона «Болгарка». Сборка конструкции «Дрель»; «Датчик перемещения «Дрель»; «Датчик наклона «Дрель». Сборка конструкции «Пилорама»; «Датчик перемещения и датчик наклона «Пилорама». Сборка конструкции «Автобот»; «Датчик перемещения «Автобот»; «Датчик наклона «Автобот». Сборка конструкции «Робот-наблюдатель»; «Датчик перемещения «Робот наблюдатель». Сборка конструкции «Миниробот»; «Датчик перемещения «Миниробот», «Датчик наклона «Миниробот». Конструирование модели по схеме. Практическая работа. Конструирование по замыслу. Программирование. Раздел 8. Итоговая работа. (2 часа) Теория: Программирование. Презентация. Практика: Конструирование модели по замыслу УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п Наименование раздела, темы Количество часов Тео Прак Всего рия тика 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 1 2. Обзор набора Lego WeDo 2.0 1 3. Программное обеспечение Lego WeDo 2.0 2 1 1 4. Работа над проектом «Транспорт» 28 10 18 5. Итоговая работа. 2 1 1 34 13 21 ИТОГО: 1 0 1 Формы аттестации/ контроля Обзор научнопопулярной и технической литературы; демонстрация моделей Упражнениесоревнование, тестирование Смотры, конкурсы, соревнования, выставки по итогам тем Викторины, игра-соревнования, защита проектов Викторины, тесты, конкурсы, защита проектов - СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. Вводное занятие. (час) Теория: Инструктаж по технике безопасности. Задачи кружка на новый учебный год. Обсуждение программ и планов. Организационные вопросы. Режим работы. Раздел 2. Обзор набора Lego WeDo 2.0 (1 час) Теория: Повторение и закрепление знаний о компонентах конструктора LegoWeDo 2.0. Практика: Конструирование по замыслу. Раздел 3. Программное обеспечение Lego WeDo 2.0 (2 часа) Теория: Повторение и закрепление знаний о среде программирования (блоки,палитра, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором). Практика: Конструирование по замыслу. Составление программ. Раздел 4. Работа над проектом «Транспорт» (28 часа) Теория: Измерения, расчеты, программирование модели. Решение задач. Практика: Сборка конструкций: «Подметально-уборочная машина», Датчик перемещения», «Подметальноуборочная машина», «Датчик наклона «Подметально-уборочная машина»; «Снегоочиститель», «Датчик перемещения «Снегоочиститель», «Датчик наклона «Снегоочиститель»; «Катер», «Датчик перемещения «Катер», «Датчик наклона «Катер»; «Самолет», «Датчик перемещения «Самолет», «Датчик наклона «Самолет». Конструирование модели. Соревнование команд. Создание моделей и написание новых программ для них. Раздел 5. Итоговая работа. (2 часа) Теория: Программирование. Презентация. Практика: Конструирование модели по замыслу. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: По окончании первого года обучения, обучающиеся должны Знать: - технику безопасности и предъявляемые требования к организации рабочегоместа; - закономерности конструктивного строения изображаемых предметов; - различные приѐмы работы с конструктором «Lego WeDo 2.0»; - начальные навыки линейного программирования сконструированных роботов; - решать задачи практического содержания, моделировать и исследовать процессы; - переходить от обучения к учению. Уметь: - конструировать и создавать реально действующие модели роботов; - управлять поведением роботов при помощи простейшего линейного программирования; - применять на практике изученные конструкторские, инженерные и вычислительные умения и навыки; - проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создаваямодели реальных объектов и процессов; -пользоваться обучающей и справочной литературой, интернет источниками. Приобрести личностные результаты: - учащиеся мотивированы на достижение результатов, на успешность и способны к дальнейшему саморазвитию; - совместно обучаться в рамках одного коллектива, распределяя обязанности в своей команде; - проявлять повышенное внимание культуре и этике общения: слушать собеседника и высказывать свою точку зрения, предлагать свою помощь ипросить о помощи товарища; - проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ, понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе; - учащиеся освоили необходимые способы деятельности, применяемые ими как в образовательном процессе, так и при решении реальных жизненных ситуаций, могут научить другого; - приобрели в совокупности универсальные учебные действия и коммуникативные навыки, которые обеспечивают способность учащихся к дальнейшему усвоению новых знаний и умений, личностному самоопределению. По окончании второго года обучения кружковцы должны Знать: - технику безопасности на компьютере и предъявляемые требования к организации рабочего места; - принципы создания алгоритмов и их назначение; - принципы создания объектов и их свойства; - обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, знает компьютерную среду, включающую в себя линейное программирование, создает действующие модели роботов на основе конструктора Lego WeDo 2.0 по разработанной схеме, демонстрирует технические возможности роботов, создает программы на компьютере для различных роботов с помощью педагога и запускает их самостоятельно; - принципы и способы создания анимации, принципы работы механизмов и их применение, программу как среду программирования, программные средства управления механизмами. Уметь: - работать с аппаратными средствами (включать и выключать компьютер и блок управления); - запускать различные программы на выполнение; - использовать меню, работать с несколькими окнами; - работать с файлами и папками (создавать, выделять, копировать, перемещать, переименовывать и удалять); находить файлы и папки; загружать проект в блок управления; овладевает роботоконструированием, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования Lego WeDo 2.0, общении, познавательно – исследовательской и технической деятельности; - способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы(в пары). Приобрести личностные результаты: - обладает установкой положительного отношения к роботоконструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации; - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для роботов; - владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора Lego WeDo 2.0; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемыми в робототехнике, различает условную и реальную ситуации; - достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо- технической и исследовательской деятельности; - способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками; - проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы педагогу и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать; - способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора Lego WeDo 2.0. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Общая продолжит е льность (календарн ых дней) Режим заняти й (Колич ество часов в день) Очн ая 1 год 170 1 34 Очн ая 2 год 170 1 34 Фор ма обуч ения Колич ество часов Тео Прак рия тика (Ко (колл во -во час.) час о в) 13. 20.5 5 13 21 Самосто ятельная работа (Кол-во час.) Промеж уточная аттестац ия (колво час, вид аттест) Итоговая аттестаци я (кол-во час,вид атт) 4 2 Презент ация изделия 4 2 Презент ация изделия 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: Для полноценной реализации программы необходимо: - создать условия для разработки проектов; - обеспечить удобным местом для индивидуальной и групповой работы; - обеспечить обучающихся аппаратными и программными средствами. Занятия проходят в МАОУ Коменской СОШ по адресу с.Коменки, ул.30 лет Победы, 14, кабинет №8 (Техническая лаборатория Центра Точки роста») Учебная аудитория для проведения лекционных и практических занятий оснащенная мебелью. № Наименование оборудования, программного Количество, шт п/п обеспечения 1 Стол для педагога 1 2 Стул педагога 1 3 Стол ученический 8 4 Стул ученический 16 5 Стол для робототехники 1 6 Компьютер для педагога 1 7 Планшет для обучающегося 5 8 Ноутбук для обучающегося 1 9 Базовый набор LEGO Education WeDo 2.0 7 10 Мотор 7 11 Датчик движения WeDo 2.0 7 12 Датчик расстояния WeDo 2.0 7 13 USB Lego – коммутатор (хаббл) 1 14 Магнитно-маркерная доска 1 15 Шкаф книжный 2 Аппаратные средства: - Компьютер; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает обучаемому мультимедиа-возможности: видеоизображение и звук. - Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь. - Устройства для презентации: проектор, экран. - Локальная сеть для обмена данными. - Выход в глобальную сеть Интернет. Программные средства: - Операционная система. - Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). - Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор,растровый и векторный графические редакторы, электронные таблицы и средства разработки презентаций. - Программное обеспечение Lego Education WEDO 2.0. Дидактическое обеспечение: - Лего-конструкторы. - Персональный компьютер. Информационное обеспечение: Включает комплекс дидактических, наглядных пособий, набор инструктивнотехнологических карт, информационную, справочнуюлитературу. Образовательные порталы 1. http://www.redline.ru - Российская образовательная сеть; 2. http://www.dod.miem.edu.ru - Дополнительное образование; 3. http://www.alledu.ru - Все образование; 4. http://school-education.ru - Образование в современной школе. 5. http://school-collection.edu.ru – Цифровые образовательные ресурсыСайты электронных изданий. 1. http://www.ug.ru - Учительская газета; 2. http://www.1september.ru - 1 сентября. Кадровое обеспечение. В реализации программы занят педагог первой квалификационной категории, соответствующий установленным требованиям к педагогическим работникам. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Оценку образовательных результатов учащихся по программе следует проводить в виде: - тестирование, демонстрация моделей; - упражнение-соревнование, игра-соревнование, игра-путешествие; - викторины, конкурсы профессионального мастерства, смотры, открытыезанятия, представление курсовой работы; - персональные выставки, выставки по итогам разделов, текущая и итоговаязащита проектов. Формы подведения реализации программы. Главным результатом реализации программы является создание каждым ребѐнком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата. Это возможно при: - Организации текущих выставок лучших работ. Представление собственных модернизированных моделей на этих выставках. - Наблюдение за работой учащихся на занятиях, командный анализ проведѐнной работы, зачѐтная оценка по окончании занятия. - Участие учащихся в проектной деятельности, соревнования, конкурсахразного уровня. - В конце 1 и 2 года обучения ребята создают своих собственных роботов иделают презентацию их возможностей для родителей. Способы и формы проверки результатов освоения программы.Виды контроля: - вводный, который проводится перед началом работы и предназначен длязакрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам; - текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания поданной теме. Формы проверки результатов: - наблюдение за учащимися в процессе работы; - игры; - индивидуальные и коллективные творческие работы. Формы подведения итогов: - выполнение практических работ; - контрольные занятия. Итоговая аттестация учащихся проводится по результатам подготовки и защиты проекта (участия в соревнованиях). Проверка усвоения учащимися программы производится в форме аттестации (входной контроль, текущая, промежуточная и итоговая), а также участием в выставках, конкурсах, соревнованиях. Формы и критерии оценки результативности определяются самим педагогом и заносятся в протокол (бланк ниже), чтобы можно было отнести обучающихся к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий. Оценочными критериями результативности обучения также являются: - критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии; - критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности; - критерии оценки уровня развития обучающихся детей: культура организации практической деятельности: культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей. 2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется следующая система оценивания: 1. минимальный уровень знает и понимает смысл понятий, выполняет стандартные задания 2. базовый уровень знает, понимает и применяет на практике 3. повышенный уровень знает, понимает и применяет на практике, осуществляет самостоятельный поиск решения выполнения заданий повышенной трудности Таблицы мониторинга представлены в Приложении 1. 2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ На занятиях используются различные методы обучения: Объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение, демонстрации, опыты, таблицы и др.) – способствуют формированию уобучающихся первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека. - Репродуктивные (воспроизводящие) – содействуют развитию у обучающихся умений и навыков. - Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично – поисковые, исследовательские) – в совокупности с предыдущими служат развитию творческих способностей обучающихся. - Пооперационный метод (презентации), метод проектов – необходимо сочетать репродуктивный и проблемно-поисковый методы, для этого используют наглядные динамические средства обучения. Также в работе применяются разнообразные образовательные технологии – технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, коммуникативная технология обучения, технология решения изобретательских задач, проектная и здровьесберегающая технологии. Основными формами работы в объединении является учебнопрактическая деятельность: - 80% практических занятий, - 20% теоретических занятий. На занятиях используются различные формы работы: - беседа, выставка, защита проектов, игра, профессиональный конкурс, мастеркласс, викторины, тестирование, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, праздники и мероприятия, эстафета, ярмарка, презентация, техническая мастерская; - индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий); групповая, которая предполагает наличие системы «руководитель-группа обучающийся»; парная (или командная), которая может быть представлена парами сменного состава; где действует разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося, существует взаимный контроль перед группой. Тематика и формы методических и дидактических материалов, используемых педагогом: - различные специализированные пособия, оборудование, чертежи, технические рисунки, плакаты моделей; - инструкционные материалы, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий, наглядный и раздаточные материалы. Алгоритм учебного занятия: – подготовительный этап (приветствие, подготовка обучающихся к работе, организация начала занятия, создание психологического настроя, активизация внимания, объявление темы и цели занятия, проверка усвоениязнаний предыдущего занятия) - основной этап (подготовка к новому содержанию, обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; усвоение новых знаний и способов действий, обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения; первичная проверка понимания изученного, установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и ихкоррекция; применение пробных практических заданий; закрепление новых знаний-умений, способов действий и их применения, обобщение и систематизация знаний-умений; выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль, самокоррекция знаний-умений и способов действий) - заключительный этап (анализ и оценка успешности достижения цели и задач, определение перспективы последующей работы; совместное подведение итогов занятия; рефлексия - самооценка учащимися своей работоспособности, психологического состояния, причин и способы устранения некачественной работы, результативности работы, содержанияи полезности работы). Методические рекомендации. На первых занятиях следует продемонстрировать работу всех инструментов и приспособлений, необходимых для работы в течении года. Детально проработать правила техники безопасности. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ремѐнные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ. Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем. Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами. Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путѐм модификации еѐ конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями 22 датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров. Группы второго года обучения комплектуются из обучающихся, прошедших начальную подготовку. Работа в кружке расширяет круг знаний обучающихся. Они способны конструировать и моделировать самостоятельно. Изготовив любую модель робота, необходимо проверить еѐ запрограммированные свойства, провести пробные запуски, корректировать. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в рамках одной группы. Подготовка и проведение демонстрации модели. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами. Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы. Общение в устной форме с использованием специальных терминов. Использование интервью, чтобы получить информацию и составить схему рассказа. Написание сценария с диалогами с помощью моделей. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и еѐ оформление визуальными и звуковыми эффектами при помощи моделирования. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Собираем робота из конструктора Lego WeDo 2.0 (программируемые роботы). Основной предметной областью являются естественнонаучные представления о приемах сборки и программирования. Этот модуль используется как справочный материал при работе с комплектом заданий. Он изучается и на отдельных занятиях, чтобы познакомить обучающихся с основами построения механизмов и программирования. Данный модуль формирует представления обучающихся о взаимосвязи программирования и механизмов движения. 2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Методическая литература 1. «Базовый набор Перворобот» Книга для учителя. Перевод на русскийязык Института новых технологий образования, М., 1999 г. 2. «Введение в Робототехнику», справочное пособие к программномуобеспечению ПервороботNXT, ИНТ, 2007г. 3. Безбородова Т.В. «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009. 4. Волкова С.И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009. 5. Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества»Москва «Просвещение» 1976 6. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборникпроектов. LEGO Group. 7. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборникпроектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., ил. 8. Книги для учителя по работе с конструктором «Перворобот LEGO WeDo» 9.Козлова В.А. Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г. 10.Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001 11.Кружок робототехники, [электронныйресурс]//http://lego.rkc74.ru/index.php/-lego 12. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab).Эксперименты с моделью вентилятора: Учебнометодическое пособие, - М., ИНТ, 1998. - 46 с. 13. Литвиненко В.М., Аксѐнов М.В. ЛЕГО МАСТЕР. Санкт-Петербург..: «Издательство «Кристалл»». 1999г. 14. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельностиу учащихся с помощью LEGO». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2003 15. Сборник «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей». Москва: Издательский дом «Школьная книга», 2006г. 16. Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс, как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г. 17. Справочное пособие к программному обеспечению Robolab. Москва.:ИНТ. 18. Трактуев О., Трактуева С., Кузнецов В. «ПЕРВОРОБОТ. Методическоеучебное пособие для учителя». Москва.: ИНТ. 19. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика» Список источников для педагога 1. Волохова Е.А. Дидактика: Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 2. Дуванов А.А. Азы информатики. Книга 4. Рисуем на компьютере. Урок 4,5, 6, 7 / Информатика, № 1, 2 / 2004 г. 3. Евладова Е.Б. Дополнительное образование учащихся. - М.: Владос, 2004. 4. Задачник-практикум, 1-2 том / под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002. 5. Золотарева А.В. Дополнительное образование учащихся: теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с. 6. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования учащихся: новые подходы. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. – 256 с. 7. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования учащихся. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. - 288 с. 8. Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. 2014 9. Информатика: учебник для 6 класса/ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд.,испр. – М.: БИНОМ. 2014 10.Матросов А., Сергеев А., Чаунин М. НТМL. 4.0. - СПб.: БХВ, 2003. 11.Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11классы / Составитель М.Н. Бородин. – 4-е изд. М.:БИНОМ. Лабораториязнаний, 2007. 12.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся – М.:Аркти, 2007 г. Интернет ресурсы 1. http://int-edu.ru Институт новых технологий 2. http://7robots.com/ 3. http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15 Школа "Технологииобучения" 4. http://roboforum.ru/ Технический форум по робототехнике. 5. http://www.robocup2010.org/index.php 6. http://www.NXTprograms.com. Официальный сайт NXT 7. http://www.membrana.ru . Люди. Идеи. Технологии. 8. http://www.3dnews.ru . Ежедневник цифровых технологий. О роботах нарусском языке 9. http://www.all-robots.ru Роботы и робототехника. 10.http://www.ironfelix.ru Железный Феликс. Домашнее роботостроение.11.http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника. 12.http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование. 15. https://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка - презентации,планыконспекты уроков, тесты для учителей. 16. http://klyaksa.net/htm/kopilka/ Информатика и информационно коммуникационные технологии в школе 17.http://lbz.ru/metodist/ Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 18. www.int-edu.ru 19.http://strf.ru/material.aspx?d_no=40548&CatalogId=221&print=1 20.http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/bulavka/library/translate.htm 21.http://www.nauka.vsei.ru/index.php?pag=04201008 22.http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=7&showentry= 1948 23.http://legomet.blogspot.com 24.http://www.memoid.ru/node/Istoriya_detskogo_konstruktora_Lego 25.http://legomindstorms.ru/2011/01/09/creation-history/#more-5 Рекомендуемый список источников для обучающихся 1. Александров В.В. Диаграммы в Ехсе1: Краткое руководство. - М. - СПб. Киев: Диалектика, 2004. 2. Беккерман Е.Н. Работа с электронной почтой с использованием ClawsMail и MozillaThunderbird (ПО для управления электронной почтой). Учебное пособие – М: Альт Линукс, 2009 г. 3. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике. 3-е изд. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007. 4. Волков В., Черепанов А., группа документаторов ООО «Альт Линукс». Комплект дистрибутивов Альт Линукс 5.0 Школьный. Руководство пользователя. – М: Альт Линукс, 2009 г. 5. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие, М., БИНОМ, 2006. 6. Информатика. 7-9 класс. Практикум – задачник по моделированию/ Подред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001. 7. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К.Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2004. 26 8. Кошелев М.В. Справочник школьника по информатике / М.В. Кошелев –2-е издание – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г. 9. Лукин С.Н. Самоучитель для начинающих: Практические советы. - М.:Диалог-МИФИ, 2004. 10.Машковцев И.В. Создание и редактирование Интернет-приложений сиспользованием Bluefish и QuantaPlus (ПОдля создания и редактирования Интернет-приложений). Учебное пособие – М: Альт Линукс 2009 г. 11.Немчанинова Ю.П. Алгоритмизация и основы программирования на базе KTurtle (ПО для обучения программированию KTurtle). Учебное пособие. – М: Альт Линукс, 2009 г. 12.Новейшая энциклопедия персонального компьютера. -М.: ОЛМАПРЕСС,2003.-920 с.:ил. 13.Филиппов С.А. Робототехника для учащихся и родителей СанктПетербург «Наука» 2010г. 14.Фролов М. Учимся работать на компьютере: Самоучитель для учащихсяи родителей. - М.: Бином Лаборатория знаний, 2004 г. 15.Хахаев И. Первые шаги в GIMP. – М: Альт Линукс, 2009 г. 16.Хахаев И., Машков В. и др. OpenOffice.Org Теория и практика. – М:Альт Линукс, 2009 г. 17.Шафран Э. Создание web-страниц; Самоучитель.- СПб.:Питер, 2000. Список web-сайтов для дополнительного образования обучающихся 1. http://www.unikru.ru Сайт – Мир Конкурсов от УНИКУМ 2. http://infoznaika.ru Инфознайка. Конкурс по информаике и информационным технологиям 3. http://www.filipoc.ru Детский журнал «Наш Филиппок» - всероссийскиеконкурсы для детей. 4. http://leplay.com.ua Сайт для маленьких и взрослых любителей знаменитого конструктора Lego. 5. https://www.lego.com/ru-ru/games Игры - Веб- и видеоигры - LEGO.comRU 6. www.uchebnik.mos.ru Виртуальная робототехника 7. www.trikset.com Онлайн уроки с TRIK-Studio Приложение 1 Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Показатели (оцениваемые параметры) 1.Теоретическая подготовка детей: 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) 1.2. Владение специальной терминологией Критерии Соответствие теоретических знаний программным требованиям Осмысленност ьправильность использования Степень выраженности оцениваемого качества - минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема знаний); - средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½); - максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой) и - минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины); средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой); %/ колво чел. Методы диагностики Собеседование, Соревнования, Тестирование, Анкетирование, Наблюдение, Итоговая работа, Собеседование, Тестирование, Опрос, Анкетирование ,наблюдение - максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием) минимальный уровень 2. Практическая Соответствие (овладели менее чем ½ практических подготовка детей: предусмотренных умений 2.1. Практические умений и и умения и навыки, навыков навыков); предусмотренные программным - средний уровень (объем программой (по требованиям освоенных умений и основным разделам) навыков составляет более ½); - максимальный уровень (дети овладели практическивсеми умениями и навыками, предусмотренными программой) 2.2. Владение Отсутствие - минимальный уровень серьезные в (испытывают специальным затруднений затруднения при работе с оборудованием и использовани оборудованием) и оснащением средний уровень (работает с помощью педагога) максимальный уровень (работают самостоятельно) начальный 2.3. Творческие Креативность в (элементарный, выполняют навыки выполнении лишь простейшие практических практические задания) заданий репродуктивный (выполняют задания на основе образца) - творческий (выполняют практические задания с элементами творчества) Самостоятельност минимальный 3. Общеучебные умения и навыки ьв подборе и (испытывают серьезные затруднения, нуждаются в анализе ребенка: помощи и контроле 3.1. Учебно- литературы педагога) интеллектуальные - средний (работают с умения: литературой с помощью 3.1.1. Умение педагога и родителей) подбирать и максимальный анализировать (работают самостоятельно) специальную литературу 3.1.2. Умение Самостоятельност Уровни по аналогии с п. 3.1.1. пользоваться ьв пользовании - минимальный компьютерными -средний источниками -максимальный информации Наблюдения, Соревнования, Итоговые работы, наблюдение Наблюдение, Итоговые работы Наблюдение, Анкетирование , Наблюдение, Опрос, 3.1.3. Умение осуществлять учебно -исследовательскую работу (рефераты, самостоятельные учебные исследования, проекты и т.д.) 3.2. Учебно коммуникативны еумения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией Учебноорганизационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место 3.3.2. Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности 3.3. Самостоятельност ьв учебноисследовательско йработе Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный -средний Наблюдение, Беседа, Инд. Работа, -максимальный Адекватность восприятия информации, от идущей педагога Свобода владения и подачи подготовленной информации Самостоятельно готовят и убираютрабочее место Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный -средний -максимальный Наблюдения, Опрос, Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный -средний наблюдения -максимальный Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный -средний наблюдение -максимальный Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям - минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема навыков соблюдения ТБ); - средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½); - максимальный уровень (освоили практически весь объем навыков) 3.3.3. Умение Аккуратность и - удовлетворительно аккуратно выполнять ответственность в - хорошо -отлично работу работе наблюдение Наблюдение, Итоговые работы