Пояснительная записка Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации. Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга учащихся. Задачи: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества; развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения; развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся. Программа строится на основе следующих принципов: равенство всех участников; добровольное привлечение к процессу деятельности; чередование коллективной и индивидуальной работы; свободный выбор вида деятельности; нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности; развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки; учет возрастных и индивидуальных особенностей. Метапредметные связи. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Общая характеристика программы внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся. Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектноисследовательской, практической, социальной. Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Деятельность школьников при освоении программы имеет отличительные особенности: практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей; групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения их в творческую деятельность. Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся. Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, участие в конкурсах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие. Место данного курса в учебном плане. Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часов в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время с использованием оборудования центра «Точка Роста» по БИОЛОГИИ. Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности. В результате освоения программы внеурочной деятельности «Юный биолог» обучающиеся на ступени основного общего образования: получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир; познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире; получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: использование справочной и дополнительной литературы; владение цитированием и различными видами комментариев; использование различных видов наблюдения; качественное и количественное описание изучаемого объекта; проведение эксперимента; использование разных видов моделирования. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Содержание программы Введение (1 ч.) Тема 1. Использование usb-микроскопа для изучения объектов (12 часов). - Подготовка микроскопа - Использование usb-микроскопа для изучения 5 объектов - Строение растительной клетки - Наблюдение за движением цитоплазмы в клетке растений - Изучение покровной ткани растений - Изучение проводящей ткани органов растений - Микроскопическое строение крови человека и лягушки - Изучение способов движения одноклеточных животных - Изучение животных тканей, тканей организма человека на готовых микропрепаратах - Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука репчатого - Изучение микроскопического строения плесневых грибов - Изучение микроскопического строения зеленых водорослей Тема 2. Использование цифровой лаборатории для определения абиотических факторов среды. (13ч.) - Определение относительной влажности воздуха - Измерение влажности и температуры в разных зонах класса. - Испарение воды листьями до и после полива - Измерение уровня освещенности в различных зонах - Исследование естественной освещенности помещения класса - Изучение влияния освещенности на физическое здоровье людей. - Определение температуры воздушной среды - Измерение температуры остывающей воды в зависимости от времени - Изучение температуры на различных участках тела человека - Нарушение кровообращения при наложении жгута - Изучение функций кожи с помощью температурного датчика и датчика влажности - Влияние физических нагрузок на температуру тела человека - Определение тепловых эффектов растворения веществ в воде Тема 3. Использование водородного показателя как индикатора состояния среды живых организмов (6 часов) - Анализ (изучение) ph среды почвы - Анализ pн воды открытых водоемов Анализ pн проб снега, взятых на территории селитебной зоны Определение показателя ph в гигиенических средствах Изучение процесса скисания молока с помощью показателей ph Сравнение pн пищевых продуктов и блюд Предполагаемые результаты реализации программы В процессе прохождения программы должны быть достигнуты следующие результаты: «Приобретение социальных знаний» личностные качества: - уважительное отношение к труду и творчеству своих товарищей; - формирование эстетических чувств, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; универсальные способности умение видеть и понимать значение практической и игровой деятельности; опыт в проектно-исследовательской деятельности-умение работать с разными источниками информации; овладение составляющими исследовательской и научно-практической деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) и эстетического отношения к живым объектам; знание основных принципов и правил отношения к живой природе. уровень результатов «Формирование ценностного отношения к социальной реальности» личностные качества: - навыки индивидуальной деятельности в процессе практической работы под руководством учителя; - навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; универсальные способности: - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; - способность передавать эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; - опыт в проектно-исследовательской деятельности: - умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; - умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. уровень результатов: «Получение самостоятельного общественного действия» личностные качества: - умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; универсальные способности: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со - - сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; опыт в проектно-исследовательской деятельности: выражение в игровой деятельности своего отношения к природе Обучающиеся смогут: - узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; - ухаживать за домашними животными и птицами; - выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; - применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; - ухаживать за культурными растениями и домашними животными; - доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; - заботиться об оздоровлении окружающей природной среды; - предвидеть последствия деятельности людей в природе; - осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы. Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, проведение опытов и экспериментов. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. Календарно-тематическое планирование № Содержание п/п 1 2 Кол- Цель во часов Введение 1 Использование usb-микроскопа для изучения объектов Подготовка микроскопа 1 Приготовление и изучение препарата клеток чешуи луковицы лука репчатого Наблюдение за движением цитоплазмы в клетке растений 1 1 провести наблюдения за движением цитоплазмы в клетках растений на примере клеток листа элодеи канадской. 5 Изучение покровной ткани растений 1 6 Изучение проводящей ткани органов растений 1 изучить особенности строения покровной ткани растений на примере листьев комнатных растений традесканции виргинской и пеларгонии обыкновенной. изучить особенности строения проводящей ткани органов растений 7 Микроскопическое строение крови человека и лягушки 1 8 Изучение способов движения одноклеточных животных 1 3 4 изучение особенностей эритроцитов человека в сравнительном плане и выявление связи особенности строения выполняемой функцией. изучить с помощью USBмикроскопа Оборудование цифровой USBмикроскоп к USB-порту ноутбука/ компьютера. цифровой USBмикроскоп к USB-порту ноутбука/ компьютера ноутбук и USBмикроскоп, лабораторные стекла, пинцет, пипетка, вода, фильтровальная бумага, листья элодеи канадской, карандаш, учебник. ноутбук и USBмикроскоп, лабораторные стекла, пинцет, пипетка, вода, бумага, листья пеларгонии обыкновенной и традесканции виргинской. ноутбук и USBмикроскоп, готовые препараты срезов первичного строения корня, корня ириса, стебля березы, клевера, липы, листа камелии. ноутбук и USBмикроскоп, готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки. ноутбук и USBмикроскоп, предметное и покровное стекла, способы озерная вода (вода из передвижения вазы с цветами, из лужи одноклеточных или приготовленный животных в раствор сена лугового). водной среде. 9 Изучение животных тканей, 1 ноутбук и USBпознакомиться с тканей организма человека на микроскоп, морфологическими готовых микропрепаратах готовые особенностями тканей микропрепараты животных и человека тканей животных и сравнить их. человека (нервная ткань, железистый эпителий, мышечная ткань, жировая ткань). 10 Плазмолиз и деплазмолиз в 1 ноутбук и USBпознакомиться с клетках кожицы микроскоп, полупроницаемостью лука репчатого временный мембраны – ее основным микропрепарат свойством. клеток кожицы лука репчатого, раствор хлорида натрия NaCl – поваренной соли, дистиллированная вода, пипетка, фильтровальная бумага. 11 Изучение микроскопического 1 познакомиться с ноутбук и USBстроения плесневых грибов микроскопическим микроскоп, временный строением микропрепарат плесени. плесневых грибов на примере мукора, пеницилла, аспергилла и дрожжей. 12 Изучение микроскопического 1 познакомиться с ноутбук и USBстроения зеленых водорослей микроскопическим микроскоп, временный строением микропрепарат водорослей на одноклеточных и примере многоклеточных спирогиры, зеленых водорослей. улотрикса, хлореллы, хламидомонады. Использование цифровой лаборатории для определения абиотических факторов среды 13 Определение относительной 1 освоение методов датчик для измерения влажности воздуха определения влажности, относительной температурный датчик, влажности на ноутбук. исследуемой территории. 14 Измерение влажности и 1 определение и цифровой мультидатчик, температуры сравнение датчики температуры и в разных зонах класса влажности и температуры 15 Испарение воды листьями до и после полива 1 16 Измерение уровня освещенности в различных зонах 1 17 Исследование естественной освещенности помещения класса 1 18 Изучение влияния освещенности на физическое здоровье людей 1 19 Определение температуры воздушной среды 1 20 Измерение температуры остывающей воды в зависимости от времени 1 21 Изучение температуры на различных участках тела человека 1 22 Нарушение кровообращения при наложении жгута 1 исследование зависимости уровня испарения от влажности почвы. определение провести анализ уровня освещенности в школьных помещениях и на улице. обследование уровня освещенности рабочего места учащихся в школе. определение температуры атмосферного воздуха в разных селитебных зонах, сравнение полученных результатов. опытным путем установить зависимость скорости, с которой остывает вода, от ее объема, по аналогии с остыванием всего объема воды в море и небольшой реке. изучение процессов распределения температуры по кожному покрову человека. исследование терморегуляторной функции крови, обоснование влажности, ноутбук с соответствующим программным обеспечением цифровой мультидатчик, температурный датчик и датчик влажности. ноутбук, датчик, фиксирующий изменение уровня освещенности. ноутбук и датчик освещенности беспроводной мультидатчик для проведения биологического мониторинга и датчик освещенности. температурный датчик и ноутбук. температурный датчик и ноутбук, емкости для воды (разной формы и глубины), мензурка (мерный цилиндр), масло подсолнечное и теплая вода. ноутбук и датчик температуры. цифровой мультидатчик, ноутбук и датчик температуры, тонкий шнур (прочная нить) 23 изучение функций кожи с помощью температурного датчика и датчика влажности 1 Влияние физических нагрузок на температуру тела человека 1 негативного влияния прекращения кровоснабжения на органы и ткани человека за счет передавливания артерий, построение графика взаимозависимости температуры кожи и длительности наложения жгута. изучение функций кожного покрова – терморегуляторной и выделительной, установить взаимозависимость интенсивности потоотделения и температуры длиной 40–60 см. температурный датчик, цифровой мультидатчик, датчик определения относительной влажности, тонкий 20сантиметровый шнур или резиновое кольцо, пластиковый пакет, обеспечивающий герметичность, лампа с рефлектором. ноутбук и температурный датчик. изучение воздействия физических нагрузок на распределение температуры кожного покрова человека. 25 Определение тепловых 1 определение цифровой мультидатчик, эффектов растворения веществ теплового эффекта температурный датчик в воде растворения (также может быть гидроксида натрия использован датчик NaOH, нитрата высокой температуры), аммония NH4NO3 3 химических стакана на и хлорида железа 50 мл, стеклянная (III) FeCl3. палочка, емкость Использование водородного показателя как индикатора состояния среды живых организмов 26 Анализ (изучение) ph среды 1 определение программа «Цифровая почвы характера среды лаборатория», (кислая, щелочная установленная на или нейтральная) ноутбуке, рН-датчик, разных видов почв, температурный датчик и проанализировать датчик влажности пригодность этих почвы, лабораторный почв для штатив с муфтой выращивания и кольцом, лабораторная различных с/х промывалка, бумага растений. фильтровальная и воронка, пробирка, 24 27 Анализ pн воды открытых водоемов 28 Анализ pн проб снега, взятых 1 на территории селитебной зоны 29 Определение показателя ph в гигиенических средствах 1 30 Изучение процесса скисания молока с помощью показателей ph 1 31 Сравнение pн пищевых продуктов и блюд 1 32 33 34 Защита работы. Защита работы. Итоговое занятие. Итого; 1 1 1 34ч. 1 ознакомление с понятием «кислотность», определение рН воды, взятой из различных источников. ознакомиться с понятием «кислотность снега», пробы которого взяты на территории микрорайона. освоение методики определения рН, значение этих методов. определение изменений рН молока, находящегося в термосе порядка 30 часов (инкубационный период скисания молочного продукта). освоение методики определения показателя рН и его значение. стеклянная палочка, 2 химических стакана объемом 100–150 мл. ноутбук и датчик рН, лабораторная промывалка и фильтровальная бумага, штатив с держателем, стакан химический, реактивы. ноутбук и датчик рН, лабораторная промывалка и фильтровальная бумага, штатив с держателем, стакан химический, реактивы. ноутбук и датчик рН, лабораторная промывалка и фильтровальная бумага, чистая вода, мерные стаканы (8 шт.) с растворами геля для душа различных марок, стаканы с дистиллированной водой (4 шт.). ноутбук и датчик рН, лабораторная промывалка и фильтровальная бумага, термос на 1 литр (с пробкой, позволяющей загерметизировать провод рН-метра). ноутбук, датчик рН, 5 мерных стаканов и чистая вода, сок яблока, сок моркови, молоко 2,5 % жирности, кефир 1,5 % жирности, компот из сухофруктов, борщ, картофельное пюре. Учебно-методическое обеспечение: Буслаков В.В., А.В. Пынеев. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по БИОЛОГИИ с использованием оборудования центра «Точка Роста». Методическое пособие./ -М., 2021г. – 195с. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192с.; Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М. МНЭПУ, 2009. Аспиз М.Е. Разные секреты. – М.:Дет.лит., 1988.-64с. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2011. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра - Terra,2008. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010. Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489. Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010. – 160. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2009. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2008. Трайтак Д.И.Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва.1971. Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256. Хрестоматия по биологии: Бактери. Грибы.Растения/ Авт.-сост. О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144с. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные:Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999.– 366с. Оборудование и пособия к занятиям: Оборудование по биологии и экологии центра «Точка Роста» Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы) Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации, компьютер, мультимедийный проектор. Информационные источники, используемые при составлении программы: Электронные учебники: Открытая биология. (библиотека ГИМЦ) 1С: Репетитор. Биология. Интернет – адреса сайтов - Сайт Минобрнауки http://rsr-olymp.ru http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/integratsiya-na- urokakh-khimii-biologii http://old.iro.yar.ru/pnpo_yar/biolog06.htm http://www.edu-eao.ru/images/stories/masterklass/him-biolog.pdf http://centrdop.ucoz.ru http://www.moi-universitet.ru/schoolkonkurs/KonkursAMO Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/514689/ Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/sistemaraboty-s-odarennymi-i-