Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Юный биолог

Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и
одной из форм организации свободного времени учащихся.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся
возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление
взаимосвязи и
преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для
выявления индивидуальности ребёнка. В школе
учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы,
конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут
способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при
кабинете биологии.
Применение игровой методики для развития интеллекта позволит
школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для
них темам, демонстрировать их в интеллектуальных
соревнованиях.
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897) и локальными актами образовательной организации.
Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга
учащихся.
Задачи:
расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального
творчества;
развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи,
умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных
ценностей современного поколения;
развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности
природы, объединение и организация досуга учащихся.
Программа строится на основе следующих принципов:
 равенство всех участников;
 добровольное привлечение к процессу деятельности;
 чередование коллективной и индивидуальной работы;
 свободный выбор вида деятельности;
 нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат
деятельности;
 развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
 учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Метапредметные связи.
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
 определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и








способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;

 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является
формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников,
интеллекта учащихся.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных
умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения
ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на
приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектноисследовательской, практической, социальной.
Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические и практические.
Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при освоении программы имеет отличительные особенности:
 практическая направленность, которая определяет специфику содержания и
возрастные особенности детей;
 групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных
умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою
точку зрения и др.;
 в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами
своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
 реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к
различным видам деятельности посредством вовлечения их в творческую
деятельность.
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной
познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному
самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание
курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем
использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни
для решения конкретных задач.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные
исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, участие в конкурсах
и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою

активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их
эмоциональное восприятие.
Место данного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часов в год, 1 час в неделю). Занятия по
программе проводятся во внеурочное время с использованием оборудования центра «Точка
Роста» по БИОЛОГИИ.
Ценностные ориентиры содержания программы внеурочной деятельности.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Юный биолог» обучающиеся
на ступени основного общего образования:
 получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут
целостный взгляд на мир;
 познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения
проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые
причинно-следственные связи в окружающем мире;
 получат возможность научиться использовать различные справочные издания
(словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью
поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания
собственных устных или письменных высказываний.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного
предмета:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными
объектами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
 использование справочной и дополнительной литературы;
 владение цитированием и различными видами комментариев;
 использование различных видов наблюдения;
 качественное и количественное описание изучаемого объекта;
 проведение эксперимента;
 использование разных видов моделирования.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом
пространстве Интернета;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях.
Содержание программы
Введение (1 ч.)
Тема 1. Использование usb-микроскопа для изучения объектов (12 часов).
- Подготовка микроскопа
- Использование usb-микроскопа для изучения 5 объектов
- Строение растительной клетки
- Наблюдение за движением цитоплазмы в клетке растений
- Изучение покровной ткани растений
- Изучение проводящей ткани органов растений
- Микроскопическое строение крови человека и лягушки
- Изучение способов движения одноклеточных животных
- Изучение животных тканей, тканей организма человека на готовых микропрепаратах
- Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука репчатого
- Изучение микроскопического строения плесневых грибов
- Изучение микроскопического строения зеленых водорослей
Тема 2. Использование цифровой лаборатории для определения абиотических
факторов среды. (13ч.)
- Определение относительной влажности воздуха
- Измерение влажности и температуры в разных зонах класса.
- Испарение воды листьями до и после полива
- Измерение уровня освещенности в различных зонах
- Исследование естественной освещенности помещения класса
- Изучение влияния освещенности на физическое здоровье людей.
- Определение температуры воздушной среды
- Измерение температуры остывающей воды в зависимости от времени
- Изучение температуры на различных участках тела человека
- Нарушение кровообращения при наложении жгута
- Изучение функций кожи с помощью температурного датчика и датчика влажности
- Влияние физических нагрузок на температуру тела человека
- Определение тепловых эффектов растворения веществ в воде
Тема 3. Использование водородного показателя как
индикатора состояния среды живых организмов (6 часов)
- Анализ (изучение) ph среды почвы

-

Анализ pн воды открытых водоемов
Анализ pн проб снега, взятых на территории селитебной зоны
Определение показателя ph в гигиенических средствах
Изучение процесса скисания молока с помощью показателей ph
Сравнение pн пищевых продуктов и блюд

Предполагаемые результаты реализации программы
В процессе прохождения программы должны быть достигнуты следующие результаты:
«Приобретение социальных знаний» личностные качества:
- уважительное отношение к труду и творчеству своих товарищей;
- формирование эстетических чувств, познавательных интересов и мотивов,
направленных на изучение живой природы;
универсальные способности
умение видеть и понимать значение практической и игровой деятельности;
опыт в проектно-исследовательской деятельности-умение работать с разными источниками
информации;
овладение составляющими исследовательской и научно-практической
деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.) и эстетического отношения к живым объектам;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе.
уровень результатов «Формирование ценностного отношения к социальной реальности»
личностные качества:
- навыки индивидуальной деятельности в процессе практической работы под
руководством учителя;
- навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
универсальные способности:
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- способность передавать эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
- опыт в проектно-исследовательской деятельности:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить
задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы;
- умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и
отличий при сличении результатов с заданным эталоном; оценка результатов работы
— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

уровень результатов: «Получение самостоятельного общественного действия»
личностные качества:
- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с
позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
универсальные способности:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
-

-

сверстниками и взрослыми;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию;
опыт в проектно-исследовательской деятельности: выражение в игровой деятельности
своего отношения к природе

Обучающиеся смогут:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в
практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе;
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения программы
внеурочной деятельности.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной
деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет
контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие
конкурсы, КВНы, ролевые игры, проведение опытов и экспериментов.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения
программы внеурочной деятельности будет
способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося,
а также будет способствовать процессу обучения в
командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником
деятельности.

Календарно-тематическое планирование
№ Содержание
п/п
1
2

Кол- Цель
во
часов
Введение
1
Использование usb-микроскопа для изучения объектов
Подготовка микроскопа
1
Приготовление и изучение
препарата клеток чешуи
луковицы лука репчатого
Наблюдение за движением
цитоплазмы в клетке растений

1

1

провести
наблюдения за
движением
цитоплазмы
в клетках растений
на примере клеток
листа элодеи
канадской.

5

Изучение покровной ткани
растений

1

6

Изучение проводящей ткани
органов растений

1

изучить
особенности
строения
покровной ткани
растений на
примере листьев
комнатных
растений традесканции
виргинской и
пеларгонии
обыкновенной.
изучить
особенности
строения
проводящей ткани
органов растений

7

Микроскопическое строение
крови человека и лягушки

1

8

Изучение способов движения
одноклеточных животных

1

3

4

изучение
особенностей
эритроцитов
человека в
сравнительном
плане и выявление
связи особенности
строения
выполняемой
функцией.
изучить с
помощью USBмикроскопа

Оборудование

цифровой USBмикроскоп к USB-порту
ноутбука/ компьютера.
цифровой USBмикроскоп к USB-порту
ноутбука/ компьютера
ноутбук и USBмикроскоп,
лабораторные стекла,
пинцет, пипетка, вода,
фильтровальная бумага,
листья элодеи
канадской, карандаш,
учебник.
ноутбук и USBмикроскоп,
лабораторные стекла,
пинцет, пипетка, вода,
бумага, листья
пеларгонии
обыкновенной и
традесканции
виргинской.

ноутбук и USBмикроскоп, готовые
препараты срезов
первичного строения
корня, корня ириса,
стебля березы, клевера,
липы, листа камелии.
ноутбук и USBмикроскоп, готовые
окрашенные
микропрепараты крови
человека и лягушки.

ноутбук и USBмикроскоп, предметное
и покровное стекла,

способы
озерная вода (вода из
передвижения
вазы с цветами, из лужи
одноклеточных
или приготовленный
животных в
раствор сена лугового).
водной среде.
9
Изучение животных тканей,
1
ноутбук и USBпознакомиться с
тканей организма человека на
микроскоп,
морфологическими
готовых микропрепаратах
готовые
особенностями тканей
микропрепараты
животных и человека
тканей животных и сравнить их.
человека (нервная
ткань, железистый
эпителий,
мышечная ткань,
жировая ткань).
10 Плазмолиз и деплазмолиз в
1
ноутбук и USBпознакомиться с
клетках кожицы
микроскоп,
полупроницаемостью
лука репчатого
временный
мембраны – ее основным
микропрепарат
свойством.
клеток кожицы
лука репчатого,
раствор хлорида
натрия NaCl –
поваренной соли,
дистиллированная
вода, пипетка,
фильтровальная
бумага.
11 Изучение микроскопического
1
познакомиться с
ноутбук и USBстроения плесневых грибов
микроскопическим микроскоп, временный
строением
микропрепарат плесени.
плесневых грибов
на примере
мукора,
пеницилла,
аспергилла и
дрожжей.
12 Изучение микроскопического
1
познакомиться с
ноутбук и USBстроения зеленых водорослей
микроскопическим микроскоп, временный
строением
микропрепарат
водорослей на
одноклеточных и
примере
многоклеточных
спирогиры,
зеленых водорослей.
улотрикса,
хлореллы,
хламидомонады.
Использование цифровой лаборатории для определения абиотических факторов среды
13 Определение относительной
1
освоение методов
датчик для измерения
влажности воздуха
определения
влажности,
относительной
температурный датчик,
влажности на
ноутбук.
исследуемой
территории.
14 Измерение влажности и
1
определение и
цифровой мультидатчик,
температуры
сравнение
датчики температуры и

в разных зонах класса

влажности и
температуры

15

Испарение воды листьями до и
после полива

1

16

Измерение уровня
освещенности
в различных зонах

1

17

Исследование естественной
освещенности помещения
класса

1

18

Изучение влияния
освещенности на физическое
здоровье людей

1

19

Определение температуры
воздушной среды

1

20

Измерение температуры
остывающей воды
в зависимости от времени

1

21

Изучение температуры на
различных участках тела
человека

1

22

Нарушение кровообращения
при наложении жгута

1

исследование
зависимости
уровня испарения
от влажности
почвы.
определение

провести анализ
уровня
освещенности в
школьных
помещениях и на
улице.
обследование
уровня
освещенности
рабочего места
учащихся в школе.
определение
температуры
атмосферного
воздуха
в разных
селитебных зонах,
сравнение
полученных
результатов.
опытным путем
установить
зависимость
скорости,
с которой остывает
вода, от ее объема,
по аналогии с
остыванием всего
объема воды в
море и небольшой
реке.
изучение
процессов
распределения
температуры по
кожному покрову
человека.
исследование
терморегуляторной
функции крови,
обоснование

влажности, ноутбук с
соответствующим
программным
обеспечением
цифровой мультидатчик,
температурный датчик и
датчик влажности.
ноутбук, датчик,
фиксирующий
изменение уровня
освещенности.
ноутбук и датчик
освещенности

беспроводной
мультидатчик для
проведения
биологического
мониторинга и датчик
освещенности.
температурный датчик и
ноутбук.

температурный датчик и
ноутбук, емкости для
воды (разной формы и
глубины), мензурка
(мерный цилиндр),
масло подсолнечное и
теплая вода.

ноутбук и датчик
температуры.

цифровой мультидатчик,
ноутбук и датчик
температуры, тонкий
шнур (прочная нить)

23

изучение функций кожи
с помощью температурного
датчика и датчика влажности

1

Влияние физических нагрузок
на температуру тела человека

1

негативного
влияния
прекращения
кровоснабжения на
органы и ткани
человека за счет
передавливания
артерий,
построение
графика
взаимозависимости
температуры кожи
и длительности
наложения жгута.
изучение функций
кожного покрова –
терморегуляторной
и выделительной,
установить
взаимозависимость
интенсивности
потоотделения и
температуры

длиной 40–60 см.

температурный датчик,
цифровой мультидатчик,
датчик определения
относительной
влажности, тонкий 20сантиметровый шнур
или резиновое кольцо,
пластиковый пакет,
обеспечивающий
герметичность, лампа с
рефлектором.
ноутбук и
температурный датчик.

изучение
воздействия
физических
нагрузок
на распределение
температуры
кожного покрова
человека.
25 Определение тепловых
1
определение
цифровой мультидатчик,
эффектов растворения веществ
теплового эффекта температурный датчик
в воде
растворения
(также может быть
гидроксида натрия использован датчик
NaOH, нитрата
высокой температуры),
аммония NH4NO3 3 химических стакана на
и хлорида железа
50 мл, стеклянная
(III) FeCl3.
палочка, емкость
Использование водородного показателя как индикатора состояния среды живых
организмов
26 Анализ (изучение) ph среды
1
определение
программа «Цифровая
почвы
характера среды
лаборатория»,
(кислая, щелочная установленная на
или нейтральная)
ноутбуке, рН-датчик,
разных видов почв, температурный датчик и
проанализировать
датчик влажности
пригодность этих
почвы, лабораторный
почв для
штатив с муфтой
выращивания
и кольцом, лабораторная
различных с/х
промывалка, бумага
растений.
фильтровальная
и воронка, пробирка,
24

27

Анализ pн воды открытых
водоемов

28

Анализ pн проб снега, взятых
1
на территории селитебной зоны

29

Определение показателя ph в
гигиенических средствах

1

30

Изучение процесса
скисания молока с помощью
показателей ph

1

31

Сравнение pн пищевых
продуктов и блюд

1

32
33
34

Защита работы.
Защита работы.
Итоговое занятие.
Итого;

1
1
1
34ч.

1

ознакомление с
понятием
«кислотность»,
определение
рН воды, взятой из
различных
источников.
ознакомиться с
понятием
«кислотность
снега», пробы
которого взяты на
территории
микрорайона.
освоение
методики
определения рН,
значение этих
методов.

определение
изменений рН
молока,
находящегося
в термосе порядка
30 часов
(инкубационный
период скисания
молочного
продукта).
освоение методики
определения
показателя рН и
его значение.

стеклянная палочка, 2
химических стакана
объемом 100–150 мл.
ноутбук и датчик рН,
лабораторная
промывалка и
фильтровальная бумага,
штатив с держателем,
стакан химический,
реактивы.
ноутбук и датчик рН,
лабораторная
промывалка и
фильтровальная бумага,
штатив с держателем,
стакан химический,
реактивы.
ноутбук и датчик рН,
лабораторная
промывалка и
фильтровальная бумага,
чистая вода, мерные
стаканы (8 шт.)
с растворами геля для
душа различных марок,
стаканы с
дистиллированной водой
(4 шт.).
ноутбук и датчик рН,
лабораторная
промывалка и
фильтровальная бумага,
термос на 1 литр (с
пробкой, позволяющей
загерметизировать
провод рН-метра).
ноутбук, датчик рН, 5
мерных стаканов и
чистая вода, сок яблока,
сок моркови, молоко 2,5
% жирности, кефир 1,5
% жирности, компот из
сухофруктов, борщ,
картофельное пюре.

Учебно-методическое обеспечение:
Буслаков В.В., А.В. Пынеев. Реализация образовательных программ естественнонаучной и
технологической направленностей по БИОЛОГИИ с использованием оборудования центра
«Точка Роста». Методическое пособие./ -М., 2021г. – 195с.
Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия
развития» - 192с.;
Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М.
МНЭПУ, 2009.
Аспиз М.Е. Разные секреты. – М.:Дет.лит., 1988.-64с.
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для
детей. - М.:
Эгмонт, Россия Лтд, 2011.
Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра - Terra,2008.
Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки.
Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489.
Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010. – 160.
Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение,
2009.
Плешаков А. А.
Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков.
Москва .: Просвещение, 2008.
Трайтак Д.И.Как сделать интересной внеклассную работу по биологии
// Просвещение. Москва.1971.
Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета,
2011. – 256.
Хрестоматия по биологии: Бактери. Грибы.Растения/ Авт.-сост.
О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144с.
Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные:Книга для учителя.
– М.: Издательство «Первое сентября», 1999.– 366с.
Оборудование и пособия к занятиям:
Оборудование по биологии и экологии центра «Точка Роста»
Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы)
Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы)
плакаты, презентации, компьютер, мультимедийный проектор.
Информационные источники, используемые при составлении программы:
Электронные учебники:
Открытая биология. (библиотека ГИМЦ)
1С: Репетитор. Биология.
Интернет – адреса сайтов
- Сайт Минобрнауки http://rsr-olymp.ru
http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/integratsiya-na- urokakh-khimii-biologii
http://old.iro.yar.ru/pnpo_yar/biolog06.htm
http://www.edu-eao.ru/images/stories/masterklass/him-biolog.pdf
http://centrdop.ucoz.ru
http://www.moi-universitet.ru/schoolkonkurs/KonkursAMO
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/514689/

Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/sistemaraboty-s-odarennymi-i-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».