Пояснительная записка 1 Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287); - требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); - основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. Общая характеристика учебного предмета Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений . 2 Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся . Цели изучения учебного предмета Целями изучения учебного курса являются: - овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; - приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; - развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; - становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; - формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; - обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; 3 - воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; - содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; - формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом . - формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; - создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; - формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; - идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Место учебного предмета ОДНКНР в учебном плане В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, 1 учебный час в неделю. Цели курса определяют следующие задачи: - овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; - приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; 4 - развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; - становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; - формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; - обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; - воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; - содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; - формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом . Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов: - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287); - Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); - письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761. Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России" - письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761. Об изучении предметных областей: "Основы 5 религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России" - Основы духовно – нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник/ Н.Ф. Виноградова, - 2-е изд, стер. - Москва: Просвещение, 2022 г – 123: ил.; - Основы духовно – нравственной культуры народов России: 6 класс: учебник/ Н.Ф. Виноградова, Т.Э. Мариносян - 2-е изд, стер. - Москва: Просвещение, 2022 г – 156: ил.; Содержание учебного предмета ОДНКНР 6 класс (34 часа, 1 раз в неделю) Введение Что такое ОДНКНР и для чего его изучают? Раздел I. Что такое культура общества? (3 ч) Культура общества Что такое культура общества? Что такое индивидуальная культура человека. Материальная и духовная культура. Источники развития культуры общества. Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры. Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры. Человек и вера. Что такое вера? Как появилась вера в Бога? Что такое религия? Традиционные религии России – православие, буддизм, иудаизм, ислам. Православие как направление христианства. Ислам – религия мусульман. Иудаизм – национальная религия евреев. Философия буддизма. Раздел II. Нравственные ценности российской культуры (9 ч) Гражданин и государство. Должен ли гражданин соблюдать законы и правила, установленные государством и обществом? Конституция РФ - главный закон в РФ, его основные положения: права и обязанности граждан РФ. Кого называют патриотом? Что такое патриотизм? Проявления патриотизма. 6 Героические страницы истории нашей страны. Отечественная война 1812 г – причины, участники, ход войны, исторические события (Бородинское сражение), герои, подвиги, итоги войны. Генерал Николай Раевский, полководец М.И Кутузов, М.А. Суворов, генерал, партизан - Денис Давыдов, партизанка Василиса Кожина, . Подвиг генерала Н.Н. Раевского. Военная операция генерала Дорохова. Великая Отечественная война 1941 -1945 г. «Когда народ един – он непобедим!» Герои Великой Отечественной войны – летчик И.Н. Кожедуб, снайпер Л. Павличенко, рядовой Ф.К. Попов. Нравственные ценности личности. Человек – кто он? Что отличает человека от животных? Что такое индивид, индивидуальность, личность? Человеческие пороки. Что такое совесть? Примеры известнейших общественных личностей, добившихся успеха в жизни – Валентин Дикуль, Евгений Симрнов, Олеся Владыкина. Что такое воля? Как развить в себе это качество? Раздел III. Семья – создатель и хранитель духовно – нравственных ценностей (5 ч) Что такое семья и для чего она создается? Почему семью называют ячейкой общества? Функции семьи. Государство и семья. Чем одна семья отличается от другой (виды семей)? Семейный детский дом – что это такое? Семейные роли. Семейные ценности. Семейные традиции. Какие качества воспитывали родители в детях в далеком прошлом? (трудолюбие). Отношение к результатам труда и бережливость. Доброта и милосердие. Гостеприимство – семейная традиция. Традиционные религии о семейных ценностях – ценности православной семьи, семейные ценности мусульман, семья в иудаизме, отношение буддистов к семейной жизни. Раздел IV. Роль образования в развитии культуры общества (7 ч) Общество и образование. Система образования РФ. Какие образовательные организации есть в России? Как образование влияет на развитие общества? Кого называют образованным человеком? Страницы истории развития образования. Начальное образование на Руси. Образование в России в XVIII –XIX веках (в эпоху правления Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины Великой). Образование в XIX веке (в эпоху правления Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Николая II). Царскосельский лицей. Иван Сытин - российский книгоиздатель. Религия и образование. Христианская вера и образование на Руси. Софья Палеолог и появление первой библиотеки на Руси. Влияние ислама на развитие образования. Влияние буддизма на развитие образования. Влияние иудаизма на развитие образования. 7 Раздел V. Художественная культура народов России (8 ч) Области художественной культуры. Что такое художественная культура? Что является ядром художественной культуры? Области художественной культуры. Виды искусства. Какую эпоху называют «золотым веком культуры? Мифология и фольклор как пласт культуры. Образы славянской мифологии – языческие боги Сварог, Перун, Берегиня, Лада, Велес, Святобор. Декоративно – прикладное искусство народов России. Что такое декоративно – прикладное искусство? искусства, значение. Виды декоративно-прикладного Выдающиеся деятели культуры народов России. Великий пейзажист - Исаак Левитан, композитор П.И. Чайковский, творцы российской культуры – А.М. Павлова, А.С. Пушкин, Ф.И. Шаляпин, М.А. Эсамбаев, М.Ф. Казаков, В.И. Мухина, С.Д. Эрьзя, К.С. Станиславский, Р.Г. Гамзатов. Художественная культура, рожденная религией. Православный храм. Мечеть – исламский храм. Буддийские храмы и монастыри. Синагога. Художественная культура традиционных религий России. Православная художественная культура. Икона. Икона Божией Матери. Иконостас. Духовная музыка. Колокольный звон. Художественная культура ислама. Каллиграфия – искусство письма. Арабески в искусстве ислама. Вклад буддизма в мир искусства. Иудаизм и художественная культура. Иван Айвазовский и библейские сюжеты. Раздел VI. Как сохранить культуру общества (2 ч) Кого называют образованным человеком? Образованные гении России – М. В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, Н.И. Лобачевский, С.В. Ковалевская, Ж. И. Алферов, Л.Д. Ландау, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский. Культурное наследие России: почему необходимо его сохранять. Что такое культурное наследие? Кому принадлежит культурное наследие? Объекты культурного наследия – Московский Кремль, озеро Байкал, Кижский погост (Кижи), Великий Новгород. Что такое памятник культуры? Как государство охраняет культурные ценности? Что каждый из нас может сделать для сохранения культуры общества? Планируемые результаты освоения программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 8 Личностные результаты: готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками; формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Универсальные учебные действия: Познавательные: характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; различать культовые сооружения разных религий; формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся: 9 воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. Метапредметные результаты: владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Планируемые результаты освоения учебного курса ОДНКНР на уровне основного общего образования Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность 10 внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. Патриотическое воспитание: Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание: - осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; - сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Духовно-нравственное воспитание: - сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - сформированность нравственной рефлексии компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -осознание значения семьи в жизни человека и общества; - принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; - готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и 11 универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование); - смысловое чтение; - развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) . 3. Регулятивные универсальные учебные действия: Регулятивные универсальные учебные действия включают: 12 - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности . Предметные результаты: Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. 13 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс № п/п Наименование разделов и тем урока Количество часов 1 Введение 1 2 Раздел I. Что такое культура общества? 3 3 Раздел II. Нравственные ценности российской культуры 8 4 Раздел III. Семья – создатель и хранитель духовно – нравственных ценностей 5 5 Раздел IV. Роль образования в развитии культуры общества 6 6 Раздел V. Художественная культура народов России 8 7 Раздел VI. Как сохранить культуру общества 2 8 Контрольная работа ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ Дата изучения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://scoolcollection. edu.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection. edu.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection. edu.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection. edu.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection. edu.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection. edu.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scoolcollection. edu.ru https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru 1 34 14 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс 1 Зачем изучать предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России». Что такое культура общества? Отношение к культуре родного народа, Родины как отражение патриотических чувств человека. 1 0 Дата изучения Вид деятельности Виды, формы контроля Формировать представление об особенностях курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»; Вести самостоятельную работу с учебником Устный опрос, письменный контроль практические работы Количество часов контрольные работы Наименование разделов и тем программы всего № п/п 0 Введение 1 час 05.09.2024 2 Культура общества Раздел I. Что такое культура общества 3 часа 1 0 1 12.09.2024 3 Человек и вера 1 0 0 19.09.2024 4 Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм 1 0 1 26.09.2024 5 Гражданин и государство. Конституция РФ. 6 Кого называют патриотом? Раздел II. Нравственные ценности российской культуры 8 часов 1 0 1 03.10.2024 1 0 0 10.10.2024 15 Устный опрос, письменный контроль, практическая работа Устный опрос, письменный контроль Устный опрос, письменный контроль, практическая работа Устный опрос, письменный контроль, практическая работа Устный опрос, письменный контроль 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Героические страницы истории нашей страны. Отечественная война 1812 года Герои – участники Отечественной войны 1812 года и их подвиги 1 0 0 17.10.2024 Устный опрос, письменный контроль 1 0 1 24.10.2024 Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг Герои ВОВ 1941 1945г.и их подвиги 1 0 0 07.11.2024 Устный опрос, письменный контроль, практическая работа Устный опрос, письменный контроль Устный опрос, письменный контроль, практическая работа Нравственные 1 0 0 21.11.2024 Устный опрос, ценности личности: письменный что такое личность? контроль Примеры сильных 1 0 0 28.11.2024 Устный опрос, личностей - артисты, письменный спортсмены, танцоры контроль Раздел III. Семья – создатель и хранитель духовно – нравственных ценностей 5 часов Семья – ячейка 1 0 0 05.12.2024 Устный опрос, общества. Функции письменный семьи контроль Государство и семья 1 0 0 12.12.2024 Устный опрос, письменный контроль Виды семей. 1 0 1 19.12.2024 Устный опрос, Семейные роли. письменный контроль, практическая работа Семейные ценности: 1 0 0 26.12.2024 Устный опрос, трудолюбие, письменный уважение к труду, контроль бережливость, доброта и милосердие Традиционные 1 0 1 09.01.2025 Устный опрос, религии о семейных письменный ценностях: ценности контроль, православной семьи, практическая семейные ценности работа 1 0 1 14.11.2024 16 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 мусульман, семья в иудаизме, отношение буддистов к семейной жизни. Раздел IV. Роль образования в развитии культуры общества 6 часов Общество и 1 0 0 16.01.2025 Устный опрос, образование письменный контроль Страницы истории 1 0 1 23.01.2025 Устный опрос, развития письменный образования: контроль, начальное практическая образование на Руси работа Страницы истории 1 0 1 30.01.2025 Устный опрос, развития письменный образования: контроль, образование в России практическая в XVIII – XIX веках работа Страницы истории 1 0 1 06.02.2025 Устный опрос, развития письменный образования: контроль, образование в России практическая в XVIII – XIX веках работа .Религия и 1 0 1 13.02.2025 Устный опрос, образование. письменный Христианская вера и контроль, образование на Руси. практическая работа Влияние ислама, Устный опрос, буддизма, иудаизма 1 0 0 20.02.2025 письменный на развитие контроль образования Раздел V. Художественная культура народов России 8 часов Области 1 0 1 27.02.2025 Устный опрос, художественной письменный культуры. Виды контроль, искусства практическая работа Мифология и 1 0 1 05.03.2025 Устный опрос, фольклор как пласт письменный культуры. Образы контроль, славянской практическая мифологии. работа Декоративно – 1 0 0 12.03.2025 Устный опрос, прикладное письменный искусство народов контроль России Выдающиеся деятели 1 0 0 19.03.2025 Устный опрос, культуры народов письменный 17 28 29 30 31 32 33 34 России. Творцы российской культуры Художественная культура, рожденная религией: православный храм Художественная культура, рожденная религией: мечеть, буддийские храмы и монастыри, синагоги Художественная культура традиционных религий России: православная культура Художественная культура ислама, буддизма и иудаизма Кого называют образованным человеком? Образованные гении России. Культурное наследие России: что это такое, кому оно принадлежит, объекты культурного наследия, почему необходимо его сохранять Контрольная работа ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ контроль Устный опрос, письменный контроль, практическая работа Устный опрос, письменный контроль 1 0 1 26.03.2025 1 0 0 02.04.2025 1 0 1 09.04.2025 Устный опрос, письменный контроль, практическая работа 1 0 1 16.04.2025 Устный опрос, письменный контроль, практическая работа . Раздел VI. Как сохранить культуру общества 2 часа 1 0 0 23.04.2025 Устный опрос, письменный контроль 1 0 0 07.05.2025 Устный опрос, письменный контроль 1 1 0 14.05.2025 Письменный контроль 34 1 16 18 Учет воспитательного компонента в тематическом планировании курса ОДНКНР Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений . Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России . Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся . Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовнонравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории. Учебно-методическое обеспечение курса истории Электронные ресурсы: 1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя. Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/ 2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/ 3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для обучающихся. https://education.yandex.ru/home/ 4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу. Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения 19 задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/ 5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов (текст, мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент подготовлен для детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для обучающихся 1-11 классов. Предусмотрена система видеоконференций и мессенджер. https://mob-edu.ru/ 6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия о воспитании и развитии детей. https://foxford.ru/about 7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по различным предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60 до 120 часов предназначены для использования в качестве программ дополнительного образования, а также для повышения квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/ 8. «Маркетплейс образовательных услуг» - доступ к каталогу интерактивных образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и курсам. В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля, среди которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство «Просвещение» и другие. https://elducation.ru/ 9. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и тренажеры естественно-научного и гуманитарного цикла для 1-11 классов. https://interneturok.ru/ 10. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс располагается по адресу https://media.prosv.ru/ 11. «Академкнига/Учебник» - on-line библиотека учебной литературы сайт http://akademkniga.ru/ 12. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным тренажёрам, а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов. https://русское-слово.рф/ 13. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе, различным медиаресурсам, электронным версиям журналов «Семейное чтение», «Читайка». https://biblioschool.ru/ 16. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям учебников издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы, инновационные сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления знаний. https://lecta.rosuchebnik.ru/ 20 21