РП по курсу Итоговое сочинение теория и практика, 10 класса на 2024-2025 уч. год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования молодёжной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович
МАОУ Чернокоровская СОШ

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
Флягиной Е.А.
Протокол №1 от 26 августа 2024 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Итоговое сочинение: теория и практика»
для 10 класса
на 2024 -2025 учебный год

Учитель:
Флягина Елена Аркадьевна
Первая квалификационная категория

с.Чернокоровское, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Итоговое сочинение: теория и практика» для
10 класса изучается в объеме 34 часа в год (1 час в неделю в течение года).
Целью данной программы является помощь обучающимся в обобщении
полученных знаний по литературе, развитии умений формулировать и
развернуто высказывать свое мнение, подтверждая его аргументами и фактами.
Задачами курса являются:
• совершенствование навыков

выражать собственное мнение;

• формирование умений

следить за логикой высказывания;

• формирование умений

отбирать аргументы и факты в поддержку своих мыслей;

• развитие исследовательских

навыков;

формирование умений строить развернутое высказывание в

•

соответствии с коммуникативной задачей;
• формирование навыков
• развить

анализа художественных текстов и критических статей;

умение использовать языковые тропы.

В работе используются материалы, опубликованные на сайте
https://fipi.ru/itogovoe- sochinenie.
Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты:
•

осознание

своей

российской

гражданской

идентичности,

воспитание

патриотизма, уважения к истории Отечества, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание
истории, языка, культурного наследия народов России и человечества;
усвоение

традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•

ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе умения ориентироваться в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;

•

целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития

науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
•

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;

•

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей;

•

моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе

личностного

выбора,

формирование

нравственных

чувств

и

нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
•

коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;

•

сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;

•

основы экологической культуры, соответствующее современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

•

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•

эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:

•

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать

мотивацию

и

расширять

интересы

своей

познавательной

деятельности;
•

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;

•

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы

действий

в

рамках

предложенных

условий

и

требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;

•

владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
•

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;

•

смысловое чтение;

•

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;

•

формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетенции);
•

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной

ориентации.
Предметные:
•

осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

•

понимание литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;

•

обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой
культуры;

•

воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать своё мнение и излагать его устно и
письменно с учётом возможностей различных жанров высказывания —
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

•

развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;

•

овладение различными видами анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
осознавать

художественность

воспроизведения

современной

автору

действительности в литературном произведении, воспринимать прочитанное
не только на эмоциональном уровне, но и на уровне интеллектуального
осмысления.
В результате изучения на уровне среднего общего образования выпускник на
базовом уровне научится:
•

демонстрировать знание ключевых произведений русской, родной и мировой
литературы, приводя примеры двух (или более) текстов, затрагивающих общие
темы или проблемы;

•

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский
опыт, а именно:

✓ обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в

качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(скрытые в нём смыслы и подтексты);
✓ использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на

фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие
анализа;
✓ давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять

две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие
в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая
сложность художественного мира произведения;
✓ анализировать

жанрово-родовой выбор автора: раскрывать особенности

композиции, развития сюжета и связи различных элементов в художественном
мире произведения: места и времени действия, способов изображения действия
и его развития, приёмов введения персонажей и средств раскрытия и/или
развития их характеров;
✓ определять

контекстуальное

художественном

значение

произведении

слов

(включая

и

фраз,

переносные

используемых
и

в

коннотативные

значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения
новизны,

эмоциональной

и

смысловой

наполненности,

эстетической

значимости;
✓ анализировать авторский выбор определённых композиционных решений,

раскрывая, как расположение и взаимосвязь определённых частей текста
способствуют формированию всей структуры произведения и обусловливают
эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина
и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);

✓ анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/ или героев

требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что действительно
подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);
•

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

✓ давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении

или

создавать

небольшие

рецензии

на

самостоятельно

прочитанные

произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира
произведения, понимание принадлежности произведения к литературному
направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
✓ выполнять

проектные работы по литературе и искусству, предлагать

собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
•

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в
том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки,
исторических документов и т. п.);

•

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём
объективных законов литературного развития и субъективных черт
авторской индивидуальности;

•

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими

областями

гуманитарного

знания

(философией,

историей,

психологией и др.);
•

анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинопостановку или театральную
постановку;

запись

художественного

чтения;

серию

иллюстраций

к

произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник получит возможность узнать:
•

о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

•

о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

•

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в Интернете;

•

об историко-культурном подходе в литературоведении;

•

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

•

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или

течений (реализм, романтизм, символизм и т. п.);
•

имена ведущих писателей, особенно значимые факты их творческой
биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными
образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной
культуре, например: Ф. М. Достоевский, М. А. Булгаков, А. И. Солженицын, Ф.
Кафка, Э.-М. Ремарк; Дон Кихот, Гамлет, Манилов, Обломов, «человек в
футляре» и т. п.;

•

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой
(например, футуризм и эпоха технического прогресса в начале ХХ века и т. п.).
Содержание курса
1. Особенности написания сочинения – рассуждения по литературе. Критерии

оценивания
2. Композиция

сочинения. Клише написания сочинения. Виды и формы

вступления
3. Комментарий тем из разделов:
- «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
- «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
- «Природа и культура в жизни человека».
4. Написание и анализ сочинений.
5. Корректировка написанного сочинения.
6. Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения

Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение
7. Типы

ошибок.

Фактические,

грамматические ошибки

этические,

речевые,

логические

и

Тематическое планирование
№ п/п

Тема

Количество
часов

Особенности написания сочинения –
рассуждения по литературе. Критерии оценивания

3

Композиция сочинения. Клише написания
сочинения. Виды и формы вступления

3

Комментарий тем из раздела
«Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека»
Практикум. Сочинение по направлению
«Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека»
Комментарий тем из раздела
«Семья, общество, Отечество в жизни человека»

3

15-16

Практикум. Сочинение по направлению
«Семья, общество, Отечество в жизни человека»

3

17-18

Комментарий тем из раздела
«Природа и культура в жизни человека»

2

19-21

Практикум. Сочинение по направлению
«Природа и культура в жизни человека»

3

22-23

Анализ сочинений

2

24-26

Пробное итоговое сочинение

3

Анализ сочинений

1

28-30

Речевое оформление сочинения. Связность и
последовательность изложения

3

31-32

Композиция сочинения. Логические ошибки.
Абзацное членение

2

33-34

Типы ошибок. Фактические, этические, речевые,
логические и грамматические ошибки

2

1-3

4-6
7-9

10-12
13-14

27

3
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».