МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования молодёжной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович МАОУ Чернокоровская СОШ СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР Флягиной Е.А. Протокол №1 от 26 августа 2024 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Итоговое сочинение: теория и практика» для 10 класса на 2024 -2025 учебный год Учитель: Флягина Елена Аркадьевна Первая квалификационная категория с.Чернокоровское, 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Итоговое сочинение: теория и практика» для 10 класса изучается в объеме 34 часа в год (1 час в неделю в течение года). Целью данной программы является помощь обучающимся в обобщении полученных знаний по литературе, развитии умений формулировать и развернуто высказывать свое мнение, подтверждая его аргументами и фактами. Задачами курса являются: • совершенствование навыков выражать собственное мнение; • формирование умений следить за логикой высказывания; • формирование умений отбирать аргументы и факты в поддержку своих мыслей; • развитие исследовательских навыков; формирование умений строить развернутое высказывание в • соответствии с коммуникативной задачей; • формирование навыков • развить анализа художественных текстов и критических статей; умение использовать языковые тропы. В работе используются материалы, опубликованные на сайте https://fipi.ru/itogovoe- sochinenie. Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты: • осознание своей российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважения к истории Отечества, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе умения ориентироваться в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; • основы экологической культуры, соответствующее современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивацию и расширять интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • смысловое чтение; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетенции); • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные: • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и излагать его устно и письменно с учётом возможностей различных жанров высказывания — аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; • овладение различными видами анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественность воспроизведения современной автору действительности в литературном произведении, воспринимать прочитанное не только на эмоциональном уровне, но и на уровне интеллектуального осмысления. В результате изучения на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится: • демонстрировать знание ключевых произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух (или более) текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: ✓ обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (скрытые в нём смыслы и подтексты); ✓ использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; ✓ давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; ✓ анализировать жанрово-родовой выбор автора: раскрывать особенности композиции, развития сюжета и связи различных элементов в художественном мире произведения: места и времени действия, способов изображения действия и его развития, приёмов введения персонажей и средств раскрытия и/или развития их характеров; ✓ определять контекстуальное художественном значение произведении слов (включая и фраз, переносные используемых и в коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; ✓ анализировать авторский выбор определённых композиционных решений, раскрывая, как расположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию всей структуры произведения и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); ✓ анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/ или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола); • осуществлять следующую продуктивную деятельность: ✓ давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); ✓ выполнять проектные работы по литературе и искусству, предлагать собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник получит возможность научиться: • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); • анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинопостановку или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст. Выпускник получит возможность узнать: • о месте и значении русской литературы в мировой литературе; • о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; • о важнейших литературных ресурсах, в том числе в Интернете; • об историко-культурном подходе в литературоведении; • об историко-литературном процессе XIX и XX веков; • о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений (реализм, романтизм, символизм и т. п.); • имена ведущих писателей, особенно значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре, например: Ф. М. Достоевский, М. А. Булгаков, А. И. Солженицын, Ф. Кафка, Э.-М. Ремарк; Дон Кихот, Гамлет, Манилов, Обломов, «человек в футляре» и т. п.; • о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой (например, футуризм и эпоха технического прогресса в начале ХХ века и т. п.). Содержание курса 1. Особенности написания сочинения – рассуждения по литературе. Критерии оценивания 2. Композиция сочинения. Клише написания сочинения. Виды и формы вступления 3. Комментарий тем из разделов: - «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»; - «Семья, общество, Отечество в жизни человека»; - «Природа и культура в жизни человека». 4. Написание и анализ сочинений. 5. Корректировка написанного сочинения. 6. Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение 7. Типы ошибок. Фактические, грамматические ошибки этические, речевые, логические и Тематическое планирование № п/п Тема Количество часов Особенности написания сочинения – рассуждения по литературе. Критерии оценивания 3 Композиция сочинения. Клише написания сочинения. Виды и формы вступления 3 Комментарий тем из раздела «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» Практикум. Сочинение по направлению «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» Комментарий тем из раздела «Семья, общество, Отечество в жизни человека» 3 15-16 Практикум. Сочинение по направлению «Семья, общество, Отечество в жизни человека» 3 17-18 Комментарий тем из раздела «Природа и культура в жизни человека» 2 19-21 Практикум. Сочинение по направлению «Природа и культура в жизни человека» 3 22-23 Анализ сочинений 2 24-26 Пробное итоговое сочинение 3 Анализ сочинений 1 28-30 Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения 3 31-32 Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение 2 33-34 Типы ошибок. Фактические, этические, речевые, логические и грамматические ошибки 2 1-3 4-6 7-9 10-12 13-14 27 3 2