МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования молодёжной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович
МАОУ Чернокоровская СОШ
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
Флягиной Е.А.
Протокол №1 от 26 августа 2024 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Итоговое сочинение: теория и практика»
для 10 класса
на 2024 -2025 учебный год
Учитель:
Флягина Елена Аркадьевна
Первая квалификационная категория
с.Чернокоровское, 2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Итоговое сочинение: теория и практика» для
10 класса изучается в объеме 34 часа в год (1 час в неделю в течение года).
Целью данной программы является помощь обучающимся в обобщении
полученных знаний по литературе, развитии умений формулировать и
развернуто высказывать свое мнение, подтверждая его аргументами и фактами.
Задачами курса являются:
• совершенствование навыков
выражать собственное мнение;
• формирование умений
следить за логикой высказывания;
• формирование умений
отбирать аргументы и факты в поддержку своих мыслей;
• развитие исследовательских
навыков;
формирование умений строить развернутое высказывание в
•
соответствии с коммуникативной задачей;
• формирование навыков
• развить
анализа художественных текстов и критических статей;
умение использовать языковые тропы.
В работе используются материалы, опубликованные на сайте
https://fipi.ru/itogovoe- sochinenie.
Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты:
•
осознание
своей
российской
гражданской
идентичности,
воспитание
патриотизма, уважения к истории Отечества, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание
истории, языка, культурного наследия народов России и человечества;
усвоение
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•
ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе умения ориентироваться в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
•
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
•
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
•
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей;
•
моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе
личностного
выбора,
формирование
нравственных
чувств
и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
•
коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
•
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
•
основы экологической культуры, соответствующее современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
•
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•
эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать
мотивацию
и
расширять
интересы
своей
познавательной
деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы
действий
в
рамках
предложенных
условий
и
требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
•
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
•
смысловое чтение;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
•
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетенции);
•
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные:
•
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
•
понимание литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
•
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой
культуры;
•
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать своё мнение и излагать его устно и
письменно с учётом возможностей различных жанров высказывания —
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
•
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
•
овладение различными видами анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
осознавать
художественность
воспроизведения
современной
автору
действительности в литературном произведении, воспринимать прочитанное
не только на эмоциональном уровне, но и на уровне интеллектуального
осмысления.
В результате изучения на уровне среднего общего образования выпускник на
базовом уровне научится:
•
демонстрировать знание ключевых произведений русской, родной и мировой
литературы, приводя примеры двух (или более) текстов, затрагивающих общие
темы или проблемы;
•
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский
опыт, а именно:
✓ обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(скрытые в нём смыслы и подтексты);
✓ использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на
фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие
анализа;
✓ давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять
две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие
в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая
сложность художественного мира произведения;
✓ анализировать
жанрово-родовой выбор автора: раскрывать особенности
композиции, развития сюжета и связи различных элементов в художественном
мире произведения: места и времени действия, способов изображения действия
и его развития, приёмов введения персонажей и средств раскрытия и/или
развития их характеров;
✓ определять
контекстуальное
художественном
значение
произведении
слов
(включая
и
фраз,
переносные
используемых
и
в
коннотативные
значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения
новизны,
эмоциональной
и
смысловой
наполненности,
эстетической
значимости;
✓ анализировать авторский выбор определённых композиционных решений,
раскрывая, как расположение и взаимосвязь определённых частей текста
способствуют формированию всей структуры произведения и обусловливают
эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина
и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
✓ анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/ или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что действительно
подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);
•
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
✓ давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении
или
создавать
небольшие
рецензии
на
самостоятельно
прочитанные
произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира
произведения, понимание принадлежности произведения к литературному
направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
✓ выполнять
проектные работы по литературе и искусству, предлагать
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
•
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в
том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки,
исторических документов и т. п.);
•
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём
объективных законов литературного развития и субъективных черт
авторской индивидуальности;
•
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими
областями
гуманитарного
знания
(философией,
историей,
психологией и др.);
•
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинопостановку или театральную
постановку;
запись
художественного
чтения;
серию
иллюстраций
к
произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник получит возможность узнать:
•
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
•
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
•
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в Интернете;
•
об историко-культурном подходе в литературоведении;
•
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
•
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или
течений (реализм, романтизм, символизм и т. п.);
•
имена ведущих писателей, особенно значимые факты их творческой
биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными
образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной
культуре, например: Ф. М. Достоевский, М. А. Булгаков, А. И. Солженицын, Ф.
Кафка, Э.-М. Ремарк; Дон Кихот, Гамлет, Манилов, Обломов, «человек в
футляре» и т. п.;
•
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой
(например, футуризм и эпоха технического прогресса в начале ХХ века и т. п.).
Содержание курса
1. Особенности написания сочинения – рассуждения по литературе. Критерии
оценивания
2. Композиция
сочинения. Клише написания сочинения. Виды и формы
вступления
3. Комментарий тем из разделов:
- «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
- «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
- «Природа и культура в жизни человека».
4. Написание и анализ сочинений.
5. Корректировка написанного сочинения.
6. Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения
Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение
7. Типы
ошибок.
Фактические,
грамматические ошибки
этические,
речевые,
логические
и
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Количество
часов
Особенности написания сочинения –
рассуждения по литературе. Критерии оценивания
3
Композиция сочинения. Клише написания
сочинения. Виды и формы вступления
3
Комментарий тем из раздела
«Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека»
Практикум. Сочинение по направлению
«Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека»
Комментарий тем из раздела
«Семья, общество, Отечество в жизни человека»
3
15-16
Практикум. Сочинение по направлению
«Семья, общество, Отечество в жизни человека»
3
17-18
Комментарий тем из раздела
«Природа и культура в жизни человека»
2
19-21
Практикум. Сочинение по направлению
«Природа и культура в жизни человека»
3
22-23
Анализ сочинений
2
24-26
Пробное итоговое сочинение
3
Анализ сочинений
1
28-30
Речевое оформление сочинения. Связность и
последовательность изложения
3
31-32
Композиция сочинения. Логические ошибки.
Абзацное членение
2
33-34
Типы ошибок. Фактические, этические, речевые,
логические и грамматические ошибки
2
1-3
4-6
7-9
10-12
13-14
27
3
2