МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области МКУ УО ГО Богданович МАОУ Чернокоровская СОШ СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР Флягиной Е.А. Протокол №1 от 26 августа 2024 гола РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Трудности русского языка» для обучающихся 10 класса на 2024-2025 учебный год Учитель: Флягина Елена Аркадьевна Первая квалификационная категория с.Чернокоровское, 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Цели курса: освоение учащимися 10 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся. Задачи курса: - совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа; - дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки; - обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий; - освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка; Программа элективного курса рассчитана на 68 часов (2 раза в неделю) Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов. Последовательность обусловлена в основном освоения содержания предлагаемого композиционной структурой курса тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе. Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий). Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями: - умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических); - умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания; - умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка; - умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка. Орфоэпическая Акцентологическая норма, норма основные (нормы ударения). правила орфоэпии. Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы). Словообразовательная Ошибочное словообразование. норма. Способы Предупреждение словообразования. ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе. Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы. Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов). Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Обобщающее повторение. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тематика курса кол-во п/п часов 10 класс 1 Литературный язык. 3 Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. 2 Орфоэпические нормы русского языка 6 3 Лексические нормы 3 4 Словообразовательные нормы. 6 5 Грамматические нормы. 5 6 Морфологические нормы и орфография 14 7 Синтаксические нормы и пунктуация 31 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия занят. 1-3 кол-во час. Литературный язык. Языковые нормы. 3 Типы норм. Словари русского языка 4-9 10-12 Орфоэпические нормы. 2 Основные правила орфоэпии. 2 Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. 2 Лексическое значение слова. 3 Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне. 13-15 Изобразительно-выразительные средства языка. 3 Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора) 16-17 Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония 2 и др.) Умение находить их в тексте. 18 Стилистические фигуры, их роль в тексте. 1 19-20 Морфологические нормы. 2 Правила образования форм слов разных частей речи. 21 Грамматические и речевые ошибки 1 на морфологическом уровне. 22-23 Грамматические и речевые ошибки 2 на морфологическом уровне. 24-25 Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии. 2 26-27 Использование алгоритмов при написании –Н- и 2 –НН- в суффиксах разных частей речи. 28-29 Правописание корней и приставок. 2 30-31 Правописание личных окончаний глаголов и 2 суффиксов причастий настоящего времени. 32-33 Правописание суффиксов различных частей речи 2 (кроме –Н- и –НН-). 34 Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. 1 35 Слитное, дефисное и раздельное 1 написание омонимичных слов и сочетаний слов. 36-37 Тренировочно-диагностическая работа по 2 проверке навыков орфографической грамотности. 38-40 Синтаксические нормы. 3 Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. 41-44 Предложение. 4 Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. 45-47 Простые и сложные предложения. 3 Односоставные предложения. Неполные предложения. 48-49 Интонационная норма. 2 Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) 50-52 Нормы управления. 3 Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. 53-55 Нормы примыкания. 3 Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. 56-57 Синтаксическая синонимия. 2 Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы» 58-60 Знаки препинания в простом предложении 3 (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения) 61-62 Знаки препинания в сложноподчиненных и 2 бессоюзных предложениях 63-64 Знаки препинания в сложноподчиненных и 2 бессоюзных предложениях 65-66 Итоговая зачетная работа (с само- и взаимопроверкой 2 по окончании работы) 67-68 Подведение итогов года 2 Учебно – методическое обеспечение 1.Таблицы 2.Комплекты карточек 3.Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы Литература 1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум». 2. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2013 г. 3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет 4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет. 5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен». Литература для учащихся 1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним. 2. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка». 3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др. 4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания». 5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания