МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
МКУ УО ГО Богданович
МАОУ Чернокоровская СОШ
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по
УВР
Флягиной Е.А.
Протокол №1 от
26 августа 2024 гола
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Трудности русского языка»
для обучающихся 10 класса
на 2024-2025 учебный год
Учитель:
Флягина Елена Аркадьевна
Первая квалификационная
категория
с.Чернокоровское, 2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего
учебного курса по русскому языку для учащихся 10 классов любого профиля
при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ).
Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших
классов, сформированные в основной школе. Содержание программы
предполагает
расширение
и
углубление
теоретического
материала,
позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых
заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы
целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать
в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Цели курса: освоение учащимися 10 классов норм русского
литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий
экзаменационной
работы
на
более
высоком
качественном
уровне,
формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и
коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной
и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.
Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного
предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и
навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне,
позволяющем
и
учителю,
и
ученику
прогнозировать положительные
результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и
языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование
умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и
коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов
при выполнении тестовых заданий;
-
освоение
стилистического
многообразия
и
практического
использования художественно-выразительных средств русского языка;
Программа элективного курса рассчитана на 68 часов (2 раза в неделю)
Материал программы предполагает использование его для расширения
и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом
уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе
освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с
нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с
тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как
результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и
коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств
конкретных текстов.
Последовательность
обусловлена
в
основном
освоения
содержания предлагаемого
композиционной
структурой
курса
тестовых
и
коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения
учебного материала в примерной программе изучения русского языка в
основной и средней школе.
Проектная
деятельность
учащихся
может
быть
представлена
разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление
собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса
заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков,
сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах,
акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков
выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс
обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных,
морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике,
словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы
русского литературного языка;
-
умение
адекватно
понимать
информацию
(основную
и
дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста,
микротекста).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы
норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая
Акцентологическая
норма,
норма
основные
(нормы
ударения).
правила
орфоэпии.
Причины
нарушения
орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на
орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова.
Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы,
антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного
употребления;
заимствованная
лексика,
устаревшие
и
новые
слова.
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические
нормы (словообразовательная,
морфологическая,
синтаксическая нормы).
Словообразовательная
Ошибочное
словообразование.
норма. Способы
Предупреждение
словообразования.
ошибок
при
словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов
разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и
речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний.
Построение
словосочетаний.
Лексическая
сочетаемость
слов
в
словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и
сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое
и сложное предложения.
Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования
слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с
определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с
однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.
Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота.
Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в
косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их
предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные
нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при
освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии:
правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание
корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов
и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов
различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное,
дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная
грамотность. Использование
алгоритмов
при
освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в
простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными
членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в
бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении;
знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.
Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная
целостность
текста.
Последовательность
предложений
в
тексте.
Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями
микротекста.
Средства
связи
предложений
в
тексте.
Основная
и
дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных
стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология,
морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля
текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные
средства
языка. Выразительные
средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические
фигуры.
Обобщающее повторение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тематика курса
кол-во
п/п
часов
10 класс
1
Литературный язык.
3
Языковые нормы.
Типы норм. Словари русского языка.
2
Орфоэпические нормы русского языка
6
3
Лексические нормы
3
4
Словообразовательные нормы.
6
5
Грамматические нормы.
5
6
Морфологические нормы и орфография
14
7
Синтаксические нормы и пунктуация
31
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
занят.
1-3
кол-во
час.
Литературный язык. Языковые нормы.
3
Типы норм.
Словари русского языка
4-9
10-12
Орфоэпические нормы.
2
Основные правила орфоэпии.
2
Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
2
Лексическое значение слова.
3
Многообразие лексики русского языка. Фразеология.
Речевые ошибки на лексическом уровне.
13-15
Изобразительно-выразительные средства языка.
3
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Тропы (эпитет, метафора)
16-17
Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония
2
и др.)
Умение находить их в тексте.
18
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
1
19-20
Морфологические нормы.
2
Правила образования форм слов разных частей речи.
21
Грамматические и речевые ошибки
1
на морфологическом уровне.
22-23
Грамматические и речевые ошибки
2
на морфологическом уровне.
24-25
Тренировочно-диагностическая работа
по словообразованию и морфологии.
2
26-27
Использование алгоритмов при написании –Н- и
2
–НН- в суффиксах разных частей речи.
28-29
Правописание корней и приставок.
2
30-31
Правописание личных окончаний глаголов и
2
суффиксов причастий настоящего времени.
32-33
Правописание суффиксов различных частей речи
2
(кроме –Н- и –НН-).
34
Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.
1
35
Слитное, дефисное и раздельное
1
написание омонимичных слов и сочетаний слов.
36-37
Тренировочно-диагностическая работа по
2
проверке навыков орфографической грамотности.
38-40
Синтаксические нормы.
3
Словосочетание, виды словосочетаний, их построение.
Лексическая сочетаемость слов.
41-44
Предложение.
4
Порядок слов в предложении.
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения,
способы их выражения.
45-47
Простые и сложные предложения.
3
Односоставные предложения.
Неполные предложения.
48-49
Интонационная норма.
2
Нормы согласования (согласование сказуемого
с подлежащим, согласование определений
с определяемым словом)
50-52
Нормы управления.
3
Построение предложений с однородными членами.
Построение сложноподчиненных предложений.
53-55
Нормы примыкания.
3
Правильное использование деепричастного оборота.
Правила преобразования прямой речи в косвенную.
56-57
Синтаксическая синонимия.
2
Тренировочно-диагностическая работа по
теме «Синтаксические нормы»
58-60
Знаки препинания в простом предложении
3
(с однородными членами предложения,
при
обособлении
второстепенных
членов
предложения)
61-62
Знаки препинания в сложноподчиненных и
2
бессоюзных предложениях
63-64
Знаки препинания в сложноподчиненных и
2
бессоюзных предложениях
65-66
Итоговая зачетная работа (с само- и взаимопроверкой
2
по окончании работы)
67-68
Подведение итогов года
2
Учебно – методическое обеспечение
1.Таблицы
2.Комплекты карточек
3.Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
Литература
1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому
языку 2013 г.
3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание
разных лет
4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных
лет.
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
2. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.
4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания