Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Индивидуальный проект» для 10 класса разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, требований к
результатам освоения основной образовательной программы, с учетом примерной основной
образовательной программы среднего общего образования. «Индивидуальный проект» на уровне среднего
общего образования изучается в 10 классе, как полидисциплинарный курс.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель:
- формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий
и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для Достижения практикоориентированных результатов образования;
- формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися
'результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и
(или) социальнозначимой проблемы
Задачи:
- сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического
мышления;
- выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
- продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также
самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
(работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
- мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя
(тьютора) в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде
завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого,
социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютора) сводится к минимуму.
Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и
задачи своего проектирования. выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу ученики ищут под эту
конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и
исследовательского продукта.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Индивидуальный проект» учебным планом отводится 1 час в неделю в 10 классе, 34
часа в год.
УМК
•
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностноориентированного образования: Методическое пособие для педагогов /Под ред.проф.Е.Я.Когана. Самара: Учебная литература, 2009. - 176с.
•
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / Под
ред.проф.Е.Я.Когана. - Самара: Учебная литература, 2009. -224с.
Специфика программы
Особенности учебно-исследовательской деятельности и проектной работы старшеклассников
обусловлены, в первую очередь, открытостью образовательной организации на уровне среднего общего
образования. Исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности
полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры. Процесс
становления проектной деятельности предполагает и допускает наличие проб в рамках совместной
деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего общего образования проект реализуется
самим старшеклассником. Обучающиеся самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят ;
цели, описывают необходимые ресурсы и пр. Начинают использоваться элементы математического
моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов исследования. Обучающийся сам
определяет параметры и критерии успешности реализации проекта. Кроме того, он формирует навык
принятия параметров и критериев успешности проекта, предлагаемых другими, внешними по отношению к
школе социальными и культурными сообществами.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной и учебноисследовательской деятельности являются:
естественно-научное
бизнес-проектирование;
исследовательское;
инженерное;
|
информационное.
Основные требования к инструментарию опенки сформированности универсальных учебных
действий при процедуре зашиты реализованного проекта:
- оценке подвергается не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в
проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом учитываются
целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла
проекта;
- для оценки проектной работы создается экспертная комиссия, в которую входят педагоги и представители
администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех
сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы;
- оценивание производится на основе критериальной модели;
- результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом образовательной
организацией доводятся до сведения обучающихся. Исследовательские проекты могут иметь следующие
направления:
- естественно-научные исследования;
- исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например,
в психологии, социологии);
- экономические исследования;
- социальные исследования;
- научно-технические исследования.
Формы организации занятий:
| - Индивидуальная;
- Парная;
- Групповая;
- Коллективная;
- Самостоятельная работа
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам
представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть представлены два элемента
проектной-исследовательской работы:
- защита темы проекта/исследования (идеи);
защита реализованного проекта/исследования.
Форма промежуточной аттестации: защита проекта.
II. Планируемые результаты проектной деятельности обучающихся
Личностные результаты:
• Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию
себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы,
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями;
•
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения.
•
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности.
•
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение
к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
•
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
•
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что
цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни
и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
-
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
- Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и
отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так р со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Выпускник (10 класс) научится:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели,
методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;- использовать такие методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент ,моделирование,
- использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применяемости
модели/теории;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук:
постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, использование
статистических данных, интерпретация фактов.
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватно
обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, оценкам,
реконструировать их обоснование;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при
получении, распространении и применении научного знания.
-
Выпускник (10 класс) получит возможность научиться:
-самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный
проекты;
-использовать догадку, озарение, интуицию;
Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук:
анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
- использовать некоторые приемы художественного познания мира: целостное отображение мира,
художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного,
оригинального;
-целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые
средства;
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Содержание курса «Индивидуальный проект»
Модуль 1. Введение - 3 ч.
Проект как тип деятельности проектная культура. Виды проектов: практико-ориентированный,
исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов.
Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Методология и
технология проектной деятельности.
Модуль 2. Мониторинг проекта - 20 ч.
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения.
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки
результатов. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой пггурм»). Выбор
оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение I проекта. Рассмотрение текста с
точки зрения его структуры. Расчет календарного графика проектной деятельности. Работа с научной
литературой. Работа в сети Интернет. Оформление и систематизация материалов. Способы и формы
представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная
литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка
литературы. Подготовка к публичной защите проекта.
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ- 3ч.
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная
обработка данных исследования, проекта и курсовых работ. Управление завершением проекта, курсовых
работ. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ.
Организационно-консультативные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив,
возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и
предложений.
Модуль 4. Публичная защита результатов проектной деятельности -5 ч
Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия проектной
деятельности.
Модуль5. Рефлексия проектной деятельности – З ч
Рефлексия проектной деятельности. Экспертиза действий и движения в проекте.
Индивидуальный прогресс. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Тематическое планирование
№ п/п Раздел, тема
Модуль 1. Введение
Проект как тип деятельности.
Виды проектов: практикоориентированный. Исследовательские, информационные
проекты. Понятие, особенности
3
Игровой и культурно-досуговый проект. Понятие, особенности.
Модуль 2. Мониторинг проекта
4
Структура учебно-исследовательской деятельности
5
Виды переработки текста.
6
Виды научных работ.
7
Индивидуальный план.
8
Сбор и уточнение информации.
9
Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта.
10
Основные источники получения информации.
11
Виды информации и методы поиска.
12
Работа с научной литературой.
13
Работа в сети Интернет.
14-15 Оформление и систематизация материалов.
16
Компьютерная обработка данных исследования.
Количество
часов
3 ч.
1
2
20 ч.
17
Применение информационных технологий в исследовании.
18-19
Консультирование по проблемам проектной деятельности.
20
Формы представления проектов.
21
Подготовка к публичной защите проекта.
22
Главные предпосылки успеха публичного выступления.
23
Библиография, справочная литература, каталоги.
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских
работ
24
Поиск и предложение возможных вариантов решения
25
Постановка цели, формулирование задач, выдвижение гипотез.
26
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения.
Модуль 4. Публичная защита результатов проектной деятельности
27-30 Публичная защита результатов проектной деятельности.
31
Рефлексия проектной деятельности.
Модуль5. Рефлексия проектной деятельности
32
Экспертиза действий и движения в проекте
33
Индивидуальный прогресс.
34
Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы
Зч
5ч
Зч
Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
№
Дата перенесенного
урока
Тема урока
Форма коррекции
Причина коррекции