Рабочая-программа-курса-Трудности-русского-языка-для-11-класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ: Сложности русского
языка» для 11 класса разработана на основе авторской программы Н. Г. Гольцовой к учебнику
«Русский язык 10-11 классы». Авторы Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина (5
издание) Москва, «Русское слово» 2014 г. Рабочая программа нацелена на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов. Особое место в программе занимает
достижение результатов, касающихся работы с информацией.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными
средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности.
Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых заданий:
составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по
идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей
деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и
произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ тоже является элементом
развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и
комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
Программа включает также работу над заданием повышенной сложности. Работа над
сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и
вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она
приобщает обучающегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на
мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть
культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо
уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие
личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А
развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических
задач. Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку – одна из актуальных
проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.
Программа внеурочной деятельности по русскому «Подготовка к ЕГЭ: Сложности русского
языка» будет полезна любому выпускнику школы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
Основная цель курса: гуманитарное развитие обучающихся, развитие творческих
способностей личности, овладение обучающимися свободной письменной речью, подготовка
обучающихся к сдаче ЕГЭ.
Основные задачи курса:
1.Помочь обучающимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий
ЕГЭ по русскому языку
2.Совершенствовать практическую грамотность
3.Совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре
сочинения-рассуждения
4.Формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью
5.Совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать
общее содержание текстов разных функциональных стилей

6.Совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме свое
индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки
фактов и явлений
7.Формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа внеурочной деятельности «Трудности русского языка» рассчитана на 68
часов в год в 11 классе (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по
русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная
версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари
русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы
ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение
ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое
многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы;
общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика,
устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование.
Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом
уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение
словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая
(предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены
предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование
сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы
управления.
Построение
предложений
с
однородными
членами.
Построение
сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование
деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в
косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность.
Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской
орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание
корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-

/НН-); правописание
НЕ
и
НИ; слитное,
дефисное
и
раздельное
написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных
норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в
предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях,
обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в
бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинеRнном предложении; знаки препинания в
сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными
видами связи.
Формы организации деятельности:
-практикумы
-интерактивные уроки
-«языковые путешествия»
-ролевые игры
работа с языковым материалом, словарями Виды деятельности: -познавательная
-досуговое общение
-межличностное общение
-проектная деятельность
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты обучения:
Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; эстетическое
отношение к миру; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов.
Метапредметные результаты обучения:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения:
обучающиеся знают:
критерии оценивания письменного монологического высказывания. (Часть 2, задание
27, Сочинение-рассуждение ЕГЭ);
особенности понятий: проблема, комментарий, авторская позиция, аргументы, абзацное
членение, композиционная стройность;
классификацию логических, грамматических, речевых, стилистических, фактических и
этических ошибок.
обучающиеся умеют:
-читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных
функциональных стилей;
-передавать в письменной форме индивидуальное восприятие поставленных в тексте
проблем, свою оценку фактов и явлений;
подбирать аргументы, органично вводить их в текст; - стройно и последовательно
излагать свои мысли.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

11 КЛАСС
Количество часов
Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Введение
1

Введение в курс «Трудности русского языка»

Итого по разделу

1
1

Раздел 2. Языковые нормы.

3

Информационная обработка письменных
текстов различных стилей и жанров
Средства связи предложений в тексте

4

Лексическое значение слова

1

5

Орфоэпические нормы. Орфоэпический
словник

2

2-3

6

7

Лексические нормы (употребление слова в
соответствии с точным лексическим значением
и требованием лексической сочетаемости)
Морфологические нормы (образование форм
слова). Формы имен
существительных, прилагательных,
числительных, местоимений

2

https://rus-ege.sdamgia.ru/?
ysclid=m1jat3yuka25818350

2

2

2

8

Синтаксические нормы. Нормы согласования.
Нормы управления

3

9

Правописание корней

2

10

Правописание приставок

2

https://fipi.ru/?
ysclid=m1jauuck44346791352

11

Правописание суффиксов различных частей
речи (кроме н-нн)

2

12

Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий

2

13

Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий. Практикум

2

14

Правописание не и ни

2

15
16
17

18

19

20
21
22

Слитное, дефисное и раздельное написание
слов
Слитное, дефисное и раздельное написание
слов. Практикум
Правописание н-нн в различных частях речи
Знаки препинания в простом осложнеRнном
предложении (с однородными членами).
Пунктуация в ССП и простом предложениях с
однородными членами
Знаки препинания в предложениях с
обособленными членами (определениями,
обстоятельствами, приложениями,
дополнениями)
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными
с членами предложения
Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении
Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста

2

https://100ballnik.com/
%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8
2%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%
B4/?ysclid=m1jayer3pb403468561

https://rus-ege.sdamgia.ru/?
ysclid=m1jat3yuka25818350

https://fipi.ru/?
ysclid=m1jauuck44346791352

2
2

2

2

2
2
2

https://fipi.ru/?
ysclid=m1jauuck44346791352

23
24

25
26

Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Лексическое значение слова. Синонимы.
Антонимы. Омонимы. Фразеологические
обороты. Группы слов по происхождению и
употреблению
Средства связи предложений в тексте

2

2
2

27

Часть 2. Сочинение-рассуждение. Критерии
оценки сочинения

1

28

Вступление. Проблема текста

2

29

Работа над текстом. Комментарий одной из
проблем текста

3

30

Работа над текстом. Выявление авторской
позиции в тексте

2

32

Работа над текстом. Выражение согласия и
несогласия с точкой зрения автора.
Комментарий авторской позиции
Аргументация

33

Заключение в сочинении.

1

34

Работа над текстом. Написание сочинения по
тексту

5

31

https://fipi.ru/?
ysclid=m1jauuck44346791352

2

1

1
2

Итого по разделу

67

Итоговый контроль

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

1

1

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

Тема урока

Количество часов
Всего

Введение в курс «Трудности русского языка»
Информационная обработка письменных текстов
различных стилей и жанров

2

3

Средства связи предложений в тексте

2

4

Лексическое значение слова

1

5

Орфоэпические нормы. Орфоэпический словник

6

Лексические нормы (употребление слова в
соответствии с точным лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости)
Морфологические нормы (образование форм
слова). Формы имен
существительных, прилагательных, числительных,
местоимений
согласования.

2

https://fipi.ru/?
ysclid=m1jauuck44346791352

2

Синтаксические нормы. Нормы
Нормы управления

9

Правописание корней

2

10

Правописание приставок

2

11

Правописание суффиксов различных частей речи
(кроме н-нн)

3

2

Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий

https://rus-ege.sdamgia.ru/?
ysclid=m1jat3yuka25818350

2

8

12

Практичес
кие работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

2

7

Контрольн
ые работы

Дата
изучени
я

2

https://100ballnik.com/
%D1%81%D1%82%D0%B0%
D1%82%D0%B3%D1%80%D
0%B0%D0%B4/?
ysclid=m1jayer3pb403468561

13

Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий. Практикум

2

14

Правописание не и ни

2

15

Слитное, дефисное и раздельное написание слов

16

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Практикум

2

17

Правописание н-нн в различных частях речи

2

18

Знаки препинания в простом осложнеRнном
предложении (с однородными членами).
Пунктуация в ССП и простом предложениях с
однородными членами
Знаки препинания в предложениях с
обособленными членами (определениями,
обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения
Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении

19

20

21

2

2

https://rus-ege.sdamgia.ru/?
ysclid=m1jat3yuka25818350

https://fipi.ru/?
ysclid=m1jauuck44346791352

https://fipi.ru/?
ysclid=m1jauuck44346791352

2

2
2

22

Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста

2

23

Текст как речевое произведение. Смысловая и
композиционная целостность текста

2

24

Функционально-смысловые типы речи

25

Лексическое значение слова. Синонимы.
Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.
Группы слов по происхождению и употреблению

2
2

https://fipi.ru/?
ysclid=m1jauuck44346791352

26

Средства связи предложений в тексте

2

27

Часть 2. Сочинение-рассуждение. Критерии
оценки сочинения

1

28

Вступление. Проблема текста

2

29

Работа над текстом. Комментарий одной из
проблем текста

3

30

Работа над текстом. Выявление авторской позиции
в тексте

2

31

Работа над текстом. Выражение согласия и
несогласия с точкой зрения автора. Комментарий

1

1

авторской позиции
32

Аргументация

2

33

Заключение в сочинении.

1

34

Работа над текстом. Написание сочинения по
тексту

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

1
1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. ЕГЭ 2024. Русский язык. Тренировочные задания. И.П.Цыбулько, С.И.Львова,
В.А.Коханова. – М.:Эксмо, 2024.
2. Егораева Г.Т., Русский язык. Универсальные материалы с методическими
рекомендациями, решениями и ответами. – М.: Издательство «Экзамен», 2024.
3. Русский язык: 10 класс: базовый и углубленный уровни: учебник / Гусарова И.В. – 10-е
издание, стереотипное. – Москва: «Издательство «Просвещение», 2024
4. Русский язык: 11 класс: базовый и углубленный уровни: учебник / Гусарова И.В. – 10-е
издание, стереотипное. – Москва: «Издательство «Просвещение», 2024
5. Учебник «Русский язык 10-11 классы». Авторы Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А.
Мищерина (5 издание) Москва, «Русское слово» 2014 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. ЕГЭ 2024. Русский язык. Тренировочные задания. И.П.Цыбулько, С.И.Львова.,
В.А.Коханова. – М.:Эксмо, 2024.
2. Авторская программа Н. Г. Гольцовой к учебнику «Русский язык 10-11 классы».
Авторы Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина (5 издание) Москва, «Русское
слово» 2014 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. https://fipi.ru/?ysclid=m1jauuck44346791352
2. https://rus-ege.sdamgia.ru/?ysclid=m1jat3yuka25818350
3. https://100ballnik.com/
%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4/?
ysclid=m1jayer3pb403468561


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».