РП внеурочной деятельности Мир вокруг нас

1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» была разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального образования
(Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
Стандарты второго поколения / под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2011). Рабочая
программа составлена с учетом следующих нормативных, инструктивных и методических
документов, обеспечивающих организацию образовательного процесса:
• "Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (редакция от 23.07.2013).
• "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
• "О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
• "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях" /
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 № 02600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
Место и роль курса
Программа «Мир вокруг нас» эколого-биологической и учебно-познавательной
направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы.
Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности в 3 и 4 классе - 1 час в
неделю, всего 34 часа в год.
Цель программы «Мир вокруг нас» – формирование основ экологической грамотности
обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать
умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся
знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
формировать представления о природных сообществах области; формировать представления
об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека
в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений
и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей
её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует
природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг,
наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с
природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется
эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и
практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период
обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших
школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети
знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы.
При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто
не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый
материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается
новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих
способностей учащихся.
2

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,
опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных
материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с
определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций,
ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного
выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания,
игровые задания, практикумы и опытническую работу. Данная программа способствует
формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы
личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию
широких познавательных интересов и творчества.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы (внеурочной)
деятельности
Личностными результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства
и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность
выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами
(художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного
искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения
окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в
себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный
вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных
учебных достижений;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора
источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации,
представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации,
корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в
соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и
неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под
воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для
дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;
—в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними
питомцами;
—в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из
литературы и искусства;
—в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья
человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

3

3. Содержание программы
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и
предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад,
перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ
в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого
на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель
Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и
карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности.
Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их
особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены
времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за
погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых
организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное
отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль
растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного
края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы.
Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,
пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных
(хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб,
птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на
основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва,
растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения —
пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние
человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе
наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные
условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое
значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности
4

человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы
и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их
роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и
животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого
человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические
организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их
проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты
пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья
окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с
другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные
ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и
развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру
человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с
другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных
групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и
взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях,
престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовнонравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный,
школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским
языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство,
транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный
бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие
экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач
общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и
профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при
пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного
здоровья.
5

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий:
Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России,
Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при
прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за
социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения
духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника
Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День
народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к
общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических
событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I
— Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по
выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные
особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм,
буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.
Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика):
название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в
данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории
родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовнонравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди
разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте,
столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию
человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая
культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких
травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в
разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с
газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон,
подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и
собакой.
6

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и
использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека
3 класс
№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

1

Письмо экологам.

3

2

Эта удивительная природа

10

3

Мы и наше здоровье

5

4

Наша безопасность

5

5

Экономика вокруг нас

4

6

Путешествие по городам и странам.

6

7

Конференция. Защита портфолио.

1

Итого:

34

Письмо экологам (3 ч)
Природа вокруг нас (экскурсия по родному хутору).
Почему мы часто слышим слово «экология». Экологическая обстановка в родном крае (сочинение
письма- сказки).
Береги Природу (конкурс рисунков).
Эта удивительная природа (10 ч)
Про молекулы и атомы (просмотр и обсуждение мультфильма).
Просмотр и обсуждение видеосюжета «Воздух и его охрана».
Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?»
Экологическая игра «Лесная аптека».
Необычные цветы.
Загадочный мир животных.
Животные-рекордсмены.
«По рыбьему следу рек и озер нашего края» (устный журнал).
Подготовка проекта «Сохраним живую природу».
Презентация проекта «Сохраним живую природу».
Мы и наше здоровье (5 ч)
Тело человека: настоящее чудо. Клетки- кирпичики нашего организма.
Скелет. Как ты растёшь.
Какие бывают клетки крови и что такое синяки.
Какие бывают болезни. Сон-лучшее лекарство.
Если хочешь быть здоров. Составление и иллюстрирование правил ЗОЖ.
Наша безопасность (5 ч)
Чтобы огонь не причинил вреда.
«Будь осторожен на дороге» (просмотр и обсуждение видеоурока).
7

Безопасность при любой погоде.
Правила безопасности для детей (просмотр обучающего мультфильма)
Мини-конференция «Забота о Земле. Экологическая безопасность»
Экономика вокруг нас (4 ч)
Проект «Экономика родного края».
Игра «В гостях у гнома Эконома».
Деньги. Копейка рубль бережёт. Личные финансы и экономия.
Реклама. Практическое занятие по созданию и рекламированию нового товара.
Путешествие по городам и странам (6 ч)
Золотое кольцо России. Сергиев–Посад. Музей загорской матрёшки.
Золотое кольцо России. Прогулка по Ярославлю (просмотр и обсуждение фильма).
Наши ближайшие соседи. Грузия.
Наши ближайшие соседи. Япония.
Путешествуем по Европе.
Мини-конференция «Малоизвестные, но интересные».
Конференция. Защита портфолио (1 ч)
Представление творческих работ, выполненных в течение учебного года.
4 класс
№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

1

Земля и человечество

5

2

Природа России

8

3

Изучаем родной край

6

4

Страницы всемирной истории

3

5

Страницы истории России

10

6

Современная Россия

1

7

Конференция. Защита портфолио.

1

Итого:

34

Земля и человечество (5 ч)
Планеты Солнечной системы.
Как рождаются звёзды.
Географические открытия.
Проект «Международная Красная книга».
Презентация проекта «Международная Красная книга».
Природа России ( 8 ч)
8

Природа Ильменского заповедника.
Устный журнал «Моря, озёра и реки России. Почему они так называются?»
Творческая работа «Экологические проблемы Арктики».
Тундра. Заповедник «Остров Врангеля» .
Экологическая игра «Лес- наш друг».
История Оренбургского заповедника (просмотр фильма).
Обитатели пустыни.
У Черного моря. Оформление рекламного буклета для туристов.
Изучаем родной край (6 ч)
Наш край. Экологические проблемы.
Конкурс рисунков «Водоемы края просят о помощи».
Подземная кладовая.
В дубовом лесу (просмотр и обсуждение презентации).
Проект «Отрасли сельского хозяйства нашего края».
Презентация проекта «Отрасли сельского хозяйства нашего края».
Страницы всемирной истории (3 ч)
Мир древности: Египет.
Средние века. Кто такие рыцари (просмотр и обсуждение фильма).
Мини –конференция «Страницы всемирной истории».
Страницы истории России (10 ч)
Жизнь и верования древних славян. Оберег (творческая мастерская).
Рукописные книги Древней Руси (просмотр и обсуждение презентации) .
Куликовская битва (просмотр мультфильма).
Иван III –государь всея Руси. Детство и юность.
Сочинение-рассуждение «Могу ли я назвать себя патриотом России?»
Кто такой Петр I . Биография.
Биография и открытия М.В. Ломоносова.
Проект «Они сражались за Родину» (подготовка).
Презентация проекта «Они сражались за Родину».
«Год на орбите». Путешествие с космонавтом (просмотр и обсуждение фильма).
Современная Россия (1 ч)
Праздники России. Творческая мастерская «Поздравительная открытка к одному из праздников
нашей страны».
Конференция. Защита портфолио (1 ч)
Представление творческих работ, выполненных в течение учебного года.

9

4. Тематический план программы
3 класс
Темы, входящие
в разделы
программы

Основное содержание по
темам

Раздел «Письмо
экологам» (3 ч)

1. Природа вокруг нас

Раздел «Эта
удивительная
природа» (10 ч)

1. Про молекулы и атомы

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий)
Научатся устанавливать взаимосвязь
между живыми существами и
окружающей средой, взаимодействии
человека с природой; правилам
поведения в природе.
Личностные : осознание целостности
окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности,
элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей.
Регулятивные: использовать речь для
регуляции своего действия.
Познавательные: анализировать текст и
схемы учебника и дополнительной
литературы, анализировать
экологические связи, приводить
примеры, моделировать связи
организмов с окружающей средой.
Коммуникативные: умение работать в
парах, координировать и оценивать
процесс и результат творческой
деятельности.

(экскурсия по родному
хутору).
2. Почему мы часто слышим
слово «экология».
Экологическая обстановка в
родном крае (сочинение
письма- сказки).
3. Береги Природу (конкурс
рисунков).

(просмотр и обсуждение
мультфильма).
2. Просмотр и обсуждение
видеосюжета «Воздух и его
охрана».
3. Конкурс творческих работ
«Где мы теряем воду?»
4. Экологическая игра «Лесная
аптека».
5. Необычные цветы.
6. Загадочный мир животных.
7. Животные-рекордсмены.
8. «По рыбьему следу рек и
озер нашего края» (устный
журнал).
9. Подготовка проекта
«Сохраним живую природу».
10. Презентация проекта
«Сохраним живую природу».

10

Научатся устанавливать источники
загрязнения воздуха и водоемов,
бережному и экономному отношению к
воде, характеризовать факторы
отрицательного воздействия человека
на мир растений и животных,
устанавливать взаимосвязи в природе,
научатся правилам поведения в
природе.
Личностные :формирование
целостного взгляда на мир в его
разнообразии природы; освоение основ
экологической грамотности, правил
поведения в природной среде.
Регулятивные: определять цель и
этапы работы; преобразовывать
практическую задачу в познавательную.
Познавательные: установление
причинно-следственных связей;
использование различных способов
поиска, сбора, передачи информации.
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию,

задавать вопросы; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение
окружающих.
Раздел «Мы и
наше здоровье»
(5 ч)

1.Тело человека: настоящее
чудо. Клетки- кирпичики
нашего организма.
2.Скелет. Как ты растёшь.
3.Какие бывают клетки крови
и что такое синяки.
4.Какие бывают болезни. Сонлучшее лекарство.
5.Если хочешь быть здоров.
Составление и
иллюстрирование правил
ЗОЖ.

Научатся характеризовать роль скелета
и мышц в жизнедеятельности
организма; раскрывать роль правильной
осанки для здоровья человека, роль
физической культуры в поддержании
тонуса мышц; самостоятельно изучать
материал темы и готовить рассказы по
предложенному плану; научатся
предупреждать болезни, выполнять
правила сохранения и укрепления
здоровья.
Личностные :формирование установки
на безопасный, здоровый образ жизни.
Регулятивные: планировать свои
действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации.
Познавательные: извлекать нужную
информацию во время чтения и
слушания.
Коммуникативные: вступать в
учебный диалог, формулировать
собственные мысли.

Раздел «Наша
безопасность»
(5 ч)

1.Чтобы огонь не причинил
вреда.
2.«Будь осторожен на дороге»
(просмотр и обсуждение
видеоурока).
3.Безопасность при любой
погоде.
4.Правила безопасности для
детей (просмотр обучающего
мультфильма)
5.Мини-конференция «Забота
о Земле. Экологическая
безопасность».

Научатся правильно действовать при
пожаре, утечке газа. Научатся
соблюдать правила безопасного
поведения пешехода, велосипедиста,
пассажира, правильно вести себя во
время грозы, распознавать ядовитые
растения и грибы, избегать опасности
при встречах и общении с животными,
соблюдать правила экологической
безопасности в повседневной жизни,
обсуждать предложенные ситуации,
которые являются потенциально
опасными. Научатся работать с разными
источниками информации, делать
сообщения в устной и письменной
форме.
Личностные : развитие
самостоятельности и личной
ответственности.
Регулятивные : понимать учебную
задачу и стараться её выполнить,
действовать по плану.
Познавательные : извлекать нужную
информацию, понимать информацию.
Коммуникативные: учебный диалог,
высказывать и обосновывать свою

11

точку зрения.
Раздел
«Экономика
вокруг нас» (4 ч)

1. Проект «Экономика родного

Раздел
«Путешествие
по городам и
странам» (6 ч)

1. Золотое кольцо России.

Раздел
«Конференция.
Защита
портфолио» (1 ч)

Представление творческих
работ, выполненных в течение
учебного года.

края».
2. Игра «В гостях у гнома
Эконома».
3. Деньги. Копейка рубль
бережёт. Личные финансы и
экономия.
4. Реклама. Практическое
занятие по созданию и
рекламированию нового
товара.

Научатся раскрывать роль экономики в
жизни родного края, научатся понимать
роль денег в экономике, различать
денежные единицы.
Личностные : презентовать и
оценивать результат проектной
деятельности. Умение создавать
благоприятную атмосферу, не создавая
конфликтов, на уроке.
Регулятивные: понимать учебную
задачу и стараться выполнить её.
Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи.
Коммуникативные: распределение
обязанностей, совместная работа с
одноклассниками, с учителем.
Научатся находить на карте города
Золотого кольца России, приводить
примеры достопримечательностей этих
городов, осознавать необходимость
бережного отношения к памятникам
истории и культуры. Научатся
рассказывать о разных странах по
физической и политической картам,
дополнять эти сведения информацией
из других источников.
Личностные : формирование
уважительного отношения к истории
и культуре других народов;
доказывать своё мнение, формирование
положительного отношения к учебе.
Регулятивные: понимать учебную
задачу и стараться её выполнить,
действовать по плану, адекватно
воспринимать оценку учителя.
Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи,
осуществлять поиск необходимой
информации в специальной и учебной
литературе для выполнения заданий и
решения задач.
Коммуникативные: высказывать и
обосновывать свою точку зрения.

Сергиев–Посад. Музей
загорской матрёшки.
2. Золотое кольцо России.
Прогулка по Ярославлю
(просмотр и обсуждение
фильма).
3. Наши ближайшие соседи.
Грузия.
4. Наши ближайшие соседи.
Япония.
5. Путешествуем по Европе.
6. Мини-конференция
«Малоизвестные, но
интересные».

12

Уметь применить полученные знания к
конкретной ситуации для ее
объяснения, использовать законы и
правила для осмысления своего опыта.
Личностные : способность к
самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности;

Регулятивные: определять цель
учебной деятельности с помощью
учителя; ставить учебную задачу на
основе жизненного опыта учащихся.
Познавательные: преобразовывать
практическую задачу в познавательную;
осуществлять поиск необходимой
информации в специальной и учебной
литературе для выполнения заданий и
решения задач.
Коммуникативные :уметь строить
монологическое высказывание;
ориентироваться в поведении на
принятые моральные нормы.

4 класс
Темы, входящие
в разделы
программы
Раздел «Земля и
человечество»
(5 ч)

Основное содержание по
темам
1. Планеты Солнечной

системы.
2. Как рождаются звёзды.
3. Географические открытия.
4. Проект «Международная
Красная книга».
5. Презентация проекта
«Международная Красная
книга».

13

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий)
Характеризовать планеты Солнечной
системы, рассказывать об изучении
планет астрономами, уметь описывать
отдельные (изученные) географические
открытия, знать названия некоторых
растений и животных, занесённых в
Международную Красную книгу .
Составлять сообщение об одном из них,
иллюстрируя рассказ фотографиями и
рисунками.
Анализировать с одноклассниками
правила защитников природы. Рисовать
(делать аппликации, фотографии)
условные обозначения к данным
правилам в виде запрещающих и
разрешающих знаков.
Личностные: осознавать важность и
понимать необходимость охраны
природы и своего участия в этой работе,
воспитывать бережное отношение к
растениям и животным, занесённым в
Международную Красную книгу,
формировать представление об
экологически грамотном поведении
человека в природе. Учебно –
познавательный интерес к новому
материалу .
Регулятивные: планировать свои
действия в соответствии с поставленной
задачей. Учиться высказывать своȅ
предположение на основе иллюстраций
учебника и дополнительной

литературы.
Познавательные: строить сообщения в
устной форме, устанавливать причинно
– следственные связи в изучаемом круге
явлений.
Коммуникативные : аргументировать
свою позицию и координировать еȅ с
позициями портнȅров.
Раздел «Природа
России» ( 8 ч)

1.Природа Ильменского
заповедника.
2.Устный журнал «Моря,
озёра и реки России. Почему
они так называются?»
3.Творческая работа
«Экологические проблемы
Арктики».
4.Тундра. Заповедник «Остров
Врангеля» .
5.Экологическая игра «Леснаш друг».
6.История Оренбургского
заповедника (просмотр
фильма).
7.Обитатели пустыни.
8.У Черного моря.
Оформление рекламного
буклета для туристов.

Рассказывать об экологических
проблемах и заповедниках.
Характеризовать особенности
изучаемых водных
объектов. Находить в Интернете
сведения о загрязнении воды в морях,
озȅрах и реках и меры борьбы с
загрязнениями. Знать роль растений в
природе и жизни людей, правила
поведения в лесу.
Личностные: чувство любви к своей
стране, выражающееся в интересе к еȅ
природе. Навыки сотрудничества в
разных ситуациях, умение не создавать
конфликтов и находить выход из
спорных ситуаций.
Регулятивные: учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с
учителем. Учиться высказывать своȅ
предположение.
Познавательные: ставить и
формулировать проблемы, строить
сообщения в устной форме,
осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков.
Коммуникативные : формулировать
своȅ мнение и позицию, задавать
вопросы, слушать собеседника.

Раздел «Изучаем
родной край»
(6 ч)

1.Наш край. Экологические
проблемы.
2.Конкурс рисунков
«Водоемы края просят о
помощи».
3.Подземная кладовая.
4.В дубовом лесу (просмотр и
обсуждение презентации).
5.Проект «Отрасли сельского
хозяйства нашего края».
6.Презентация проекта
«Отрасли сельского хозяйства
нашего края».

Выявлять источники
загрязнений, участвовать в
водоохранных мероприятиях.
Знать важнейшие полезные
ископаемые родного края,
выявлять зависимость растениеводства
в регионе от природных
условий. Знакомиться с помощью
краеведческой литературы с одной из
отраслей сельского хозяйства края.
Личностные: чувство любви к своему
краю, выражающееся в интересе к его
природе. Навыки сотрудничества в
разных ситуациях.

14

Регулятивные: адекватно
воспринимать предложения и оценку
учителей, одноклассников, родителей.
Осознанно и произвольно строить
сообщения в устной форме.
Познавательные: владеть основами
смыслового восприятия
познавательного материала,
сообщаемого в устной форме, выделять
существенную информацию.
Коммуникативные : формулировать
свои затруднения, задавать вопросы.
Раздел
«Страницы
всемирной
истории» (3 ч)

1. Мир древности: Египет.
2. Средние века. Кто такие

Знать историю Древнего мира и
Средних веков, извлекать информацию
из дополнительной
литературы, готовить сообщения и
презентовать их перед классом.
Личностные: становление
гуманистических и демократических
ценностных ориентаций, формирование
уважительного отношения к истории и
культуре других народов.
Регулятивные: планировать свои
действия в соответствии с поставленной
задачей.
Познавательные: осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий с
использованием различных источников.
Коммуникативные : допускать
возможность существования у
партнёров различных точек зрения, не
совпадающих с собственной.

Раздел
«Страницы
истории России»
(10 ч)

1. Жизнь и верования древних

рыцари (просмотр и
обсуждение фильма).
3. Мини –конференция
«Страницы всемирной
истории».

славян. Оберег (творческая
мастерская).
2. Рукописные книги Древней
Руси (просмотр и обсуждение
презентации) .
3. Куликовская битва
(просмотр мультфильма).
4. Иван III –государь всея
Руси. Детство и юность.
5. Сочинение-рассуждение
«Могу ли я назвать себя
патриотом России?»
6. Кто такой Петр I .
Биография.
7. Биография и открытия М.В.
Ломоносова.
8. Проект «Они сражались за
Родину» (подготовка).
15

Знать кто такие славяне, их быт, нравы,
обычаи. выявлять роль летописей для
изучения истории
России, характеризовать оформление
рукописных книг как памятников
древнерусского искусства. Знать :
в чём значение победы русского войска
на поле Куликовом?
Уметь самостоятельно находить в
дополнительных источниках сведения
по определённой теме, излагать их в
виде сообщения, рассказа.
Уметь составлять план рассказа о ходе
Великой Отечественной войны,
рассказывать о ней по плану.
Уметь извлекать из дополнительной
литературы и Интернета информацию
об освоении космоса.
Личностные: называть образ одного из

9. Презентация проекта «Они

сражались за Родину».
10. «Год на орбите».
Путешествие с космонавтом
(просмотр и обсуждение
фильма).

выдающихся соотечественников как
пример для подражания. Оценивать
значимость его жизни и деятельности
для себя лично.
Регулятивные: самостоятельно
оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение, как по ходу
его реализации, так и в конце действия.
Познавательные: владеть основами
смыслового восприятия познавательных
текстов, выделять существенную
информацию из сообщений разных
видов (в первую очередь текстов).
Коммуникативные : задавать вопросы,
обращаться за помощью.

Раздел
«Современная
Россия» (1 ч)

Праздники России.
Творческая мастерская
«Поздравительная открытка к
одному из праздников нашей
страны».

Различать праздники государственные,
профессиональные, церковные,
народные, семейные. Знакомиться с
праздниками и Памятными днями
России, обсуждать их значение для
страны и каждого еȅ гражданина.
Личностные : учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам
решения новой задачи.
Регулятивные: осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по
результату. Перерабатывать
полученную информацию: делать
выводы в результате совместной работы
всего класса.
Познавательные: осуществлять
поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с
использованием различных источников.
Коммуникативные : задавать
вопросы, необходимые для
организации собственной
деятельности.

Раздел
«Конференция.
Защита
портфолио» (1 ч)

Представление творческих
работ, выполненных в течение
учебного года.

Уметь применить полученные знания к
конкретной ситуации для ее
объяснения, использовать законы и
правила для осмысления своего опыта.
Личностные : способность к
самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности;
Регулятивные: определять цель
учебной деятельности с помощью
учителя; ставить учебную задачу на
основе жизненного опыта учащихся.
Познавательные: преобразовывать
практическую задачу в познавательную;

16

осуществлять поиск необходимой
информации в специальной и учебной
литературе для выполнения заданий и
решения задач.
Коммуникативные :уметь строить
монологическое высказывание;
ориентироваться в поведении на
принятые моральные нормы.

17

Цифровые образовательные ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
2. http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
(ФЦИОР)
3. http://www.ict.edu.ru - Портал "Информационно-коммуникационные технологии в
образовании"
4. http://www.school-club.ru - Школьный клуб
5. http://nachalka.info - Начальная школа
6. http://nsc.1september.ru - Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое
сентября»

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».