ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее — программа) разработана в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку,
культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
● в формировании его российской идентичности;
● в формировании интереса к познанию;
● в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
● в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
● в создани и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
● в развитии у школьников общекультурной компетентности;
● в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
● в осознании своего места в обществе;
● в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
● в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ
Президента
Российской
Федерации
от 09.11.2022
№ 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996- р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на
период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении фе- дерального государственного образовательного стандарта
основного об- щего образования».
7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении феде- рального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении фе- деральной образовательной программы начального общего
образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении фе- деральной образовательной программы основного общего
образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371 «Об утверждении фе- деральной образовательной программы среднего общего
образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 5–9 классов в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в
неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блицопросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При реализации содержания занятия, которое
предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует
данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности. При
необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнять
которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать,
сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации,
слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале.
Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сце- нарием и методическими комментариями к нему. Необходимо
обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть — мотивационная, вторая часть — основная, третья часть —
заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно
начинается с просмо-тра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной
информацией), ком- муникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние
цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и
эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов
Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды.
Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в
современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого
человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир
цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо
человечества. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль распространения атомной энергии.
Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое достояние человечества. Реализация творческого потенциала
взрослых и детей. Как раскрыть свой творческий потенциал? Музыка как вид искусства. Состояние развития современной отечественной
музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безусловной ценности каждого человека. Осознанное
уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент гармоничного развития общества. Правила общения
внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспита- нии личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и про- блем в общении за счет взаимоуважения и обмена
опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообра- зие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и культурного
кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в раз- витии малых городов.
Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые
потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в рас- ширении возможностей участия в
общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной России. Роль генетики и селекции в сельском
хозяйстве, медицине, промышленности и т. д. Мировое признание достижений отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и
их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты и трудности — естественный элемент развития
общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу
как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях. Профессиональные качества и
навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное
отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных.
Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции
героизма, мужества и ре- шительности — неотъемлемая часть российской идентичности. День Героев Отечества — выражение
благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Фе- дерации — основной закон страны. Конституция закрепляет
права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского
общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении
личного выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных ориентиров
личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это вре- мя не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел.
Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогод- ние традиции народов России. Подарки, создание
атмосферы новогодней сказ- ки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития отечественной мультипликации. Отечественная школа
мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд
большой команды профессионалов. Со- временная мультипликация, профессии этой сферы.
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — храни- тели богатейшего материального и нематериального наследия
страны. Сохра- нение исторического и культурного наследия как направление государствен- ной политики. Изучение, реставрация и
интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект все- мирного достояния. Почему
важно посещать музеи? Профессии в сфере музей- ного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, воз- можность реализовать свою мечту и принести пользу обществу.
Современ- ные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не только
личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей
стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка
науки и молодых ученых. Как прои ходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая
защиту интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Ди- алог между государствами как основа
международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести кон- структивный диалог?
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья
жизнь является при- мером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и
трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, ко- торый позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть
значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и про- фессиональном развитии личности.
Знаменитые россияне и их наставники. К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти на- ставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература — настоящий культурный феномен.
Русских классиков любят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских писателей? Роль
поэзии в личном развитии человека, интел- лекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения,
можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театраль- ных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет
— часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и
многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко используются во многих странах
мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед важным событием в жизни. Контроль
эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на
эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие космической отрасли —приоритетное
направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гор- дости и мотивация для будущих свершений
отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов
открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему
об экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста мусора. Климатические изменения,
загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой
значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться сообща, разделять успех и
вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Военные песни как способ отражения истории народа. Влияние песни на чувство сопричастности истории
народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующим поколениям. Как песни передают чувства, эмоции и переживания
создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно.Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию
страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСАЗанятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных ин- тересов других людей; активное участие в жизни семьи,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной дея- тельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в
ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
формирование ценностного отношения к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа; уважение к государ- ственным символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как сред- ством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального
опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе развитие
умения учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать и выявлять взаимосвязи природы,
общества и экономики; развитие умения оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации,
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно,
систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать
эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения
других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и
(или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких
людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять
свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решений в группе, принятие решений группой); делать выбор и
брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого человека,
понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; осознавать невозможность
контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание
курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений речевого
взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебнонаучной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым);
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме
содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте, извлечение информации из
различных источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и
патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства,
принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных
произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное
произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и
формулировать вопросы к тексту; развитие умений участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные
темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку
прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных
технологий; развитие умения соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых
устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями
региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России, определять современников исторических событий,
явлений, процессов; развитие умений выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
формирование умения рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой
истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий;
развитие
умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов, устанавливать причинноследственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при
наличии) с важнейшими событиями XX — начала XXI вв.; формирование умения определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта
взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной при- надлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур, уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими
людьми, важности семьи как базового социального института, о характерных чертах общества, о содержании и значении социальных норм,
регулирующих общественные отношения, о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни
общества, об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе
гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего), о системе образования в Российской Федерации, об основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии
коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
развитие умения характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и
свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); формирование умения
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных
сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных
объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействие
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи политических потрясений и
социально-экономических кризисов в государстве; развитие умения использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; развитие умений с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм
своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; развивать умения анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом; развитие умений оценивать собственные поступки и поведение других
людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли
географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических
задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; формирование
умения устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально
наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; развитие умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и
компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
Темы занятий
Зачем человеку учиться?
Русский язык в эпоху
цифровых технологий
Цифровой
суверенитет страны
Количество
часов
Основное содержание
Виды деятельности
обучающихся
Электронные ресурсы
1
Обучение — важный процесс развития человека. Роль знаний в развитии личности и
общества. Влияние цифровых технологий
на приобретение знаний. Развитие
навыков работы в команде, уважения
разных мнений, разрешения конфликтов и
эмпатии в ходе школьного образования.
Формирующиеся ценности: жизнь, созидательный труд, патриотизм
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
1
Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью
народов Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная
и понятная речь — признак образованного
человека и залог успеха в будущем.
Правила использования стилей речи в
современной коммуникации.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, патриотизм
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
1
Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность
государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные
технологии помогают учиться, работать и
осваивать новые горизонты. Мир
цифровых профессий: как создаются
новые технологии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы цифрового
мира.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
права и свободы человека
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
4
5
6
7
Мирный атом.
День работника атомной
промышленности
О творчестве.
Ко Дню
музыки
Что такое уважение?
Ко Дню учителя
Как понять друг друга
разным поколениям?
1
Мирный атом — это использование атомной
энергии в мирных целях на благо человечества. Контроль распространения атомной
энергии. Уникальные атомные технологии и
достижения отечественной научной школы.
Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
1
Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Как
раскрыть свой творческий потенциал?
Му- зыка как вид искусства. Состояние
развития современной отечественной
музыки: жанры и направления.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
1
1
Уважение — это понимание безусловной
ценности каждого человека. Осознанное
уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества. Правила
общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни
и формиро- вание ответственности. О роли
педагога в воспитании личности.
Формирующиеся ценности:
взаимоуважение,
служение Отечеству и ответственность
за его судьбу
Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Преодоление
конфликтов и проблем в общении за счет
взаимоуважения и обмена опытом.
Формирующиеся ценности: крепкая семья
8
9
10
11
О городах России.
Ко Дню народного
единства
Общество безграничных
возможностей
Селекция и генетика.
К 170-летию
И. В. Мичурина
Как решать
конфликты и
справляться
с трудностями.
Ко Дню психолога
1
1
1
1
Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской
Федерации. Древнейшие города России как
хранители информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Формирующиеся ценности: единство народов России, гражданственность
Современное общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, но
имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации.
Роль цифровых технологий в расширении
возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимоуважение
Генетика и селекция — перспективные области науки, улучшающие жизнь общества.
Уникальные научные достижения российских ученых прошлого и настоящего.
Открытия И. В. Мичурина и их влияние на
развитие страны. Возможности для
подрастающего поколения в познании мира
и личном развитии.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
высокие нравственные идеалы
Конфликты и трудности — естественный
элемент развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу
как залог преодоления трудностей. Правила
разрешения конфликтных ситуаций.
Формирующиеся ценности: взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
12
13
14
Профессия —
жизнь спасать
Домашние питомцы.
Всемирный день питомца
Россия — страна
победителей.
Ко Дню Героев Отечества
1
1
1
Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях.
Спасатель и риск ради другого человека.
Профессио- нальные качества и навыки
спасателей. По- ведение в экстремальных
ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни,
правила безопасности.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
Роль домашних питомцев в жизни
человека. Бережное отношение к
питомцам и ответственность за их жизнь
— качества владельца домашних
животных. Всемирный день питомца
объединяет людей всей планеты для
укрепления ценностей дружбы и заботы о
животных. Правила безопасности при
общении с животными.
Формирующиеся ценности: милосердие
Герои России с древнейших времен и до
современности. Традиции героизма,
мужества и решительности —
неотъемлемая часть российской
идентичности и культурного кода. День
Героев Отечества — выражение
благодарности, признательности и уважения
за самоотверженность и мужество.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
15
16
17
18
Закон и справедливость.
Ко Дню Конституции
Совесть внутри нас
Календарь полезных дел.
Новогоднее занятие
Как создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация
1
1
1
1
Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из
важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов
страны как прямая обязанность каждого
гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Формирующиеся ценности:
справедливость,
жизнь, достоинство, права и свободы человека
Совесть — внутренний ориентир,
помогаю- щий отличить добро от зла.
Ключевая роль совести в осуществлении
личного выбора. Влияние традиционных
ценностей, культуры и исторического опыта
страны на формиро- вание нравственных
ориентиров личности. Формирующиеся
ценности: патриотизм, созидательный труд
Зимние каникулы — это время не только
для семейного досуга и отдыха, но и добрых
дел. Чем заняться на каникулах, чтобы
провести время с пользой: составление
календаря. Новогодние традиции народов
России.
Подарки, создание атмосферы новогодней
сказки для своих родных и близких.
Формирующиеся ценности: крепкая семья,
единство народов России, взаимопомощь
История развития отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание
советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд
большой команды профессионалов. Современная мультипликация, профессии этой
сферы.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, гуманизм
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
19
20
21
Музейное дело.
170 лет Третьяковской
галерее
Как создавать свой
бизнес?
Есть ли у знания
границы?
Ко Дню науки
1
1
1
Российские музеи — хранители
богатейшего материального и
нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и куль- турного
наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация
и интерпретация памятников искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший
музей русского искусства и объект
всемирного достояния. Почему важно
посещать музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и развивать
школьный музей?
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству
Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и
при- нести пользу обществу. Современные
пред- приниматели и их возможности в
развитии отечественной экономики и
улучшении жизни людей. Бизнес — это не
только лич- ный успех, но и ответственная
командная работа. С чего начать свое дело?
О мерах поддержки для молодых
предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Богатейшее наследие российской науки и
ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие
науки. Как меняются научные подходы с
развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
22
23
24
Слушать,
слышать и
договариваться.
Кто такие дипломаты?
Герой с соседнего
двора. Региональный
урок ко Дню защитника
Отечества
День наставника
1
1
1
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту
интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы.
Диалог между государствами как основа
международной стабильности. Навыки для
жизни: как научиться договариваться с
окружающими людьми и вести
конструктив- ный диалог.
Формирующиеся ценности: историческая
память и преемственность поколений,
мно- гонациональное единство
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером
для окружающих. В каждом регионе
России живут выдающиеся герои,
отважные, мужественные и
трудолюбивые. Что такое героизм? Какие
качества отличают героя?
Формирующиеся ценности: патриотизм,
единство народов России
День наставника — важный государственный праздник, который позволяет закрепить
статус наставников, подчеркнуть
значимость этой деятельности и повысить ее
престиж.
Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский
как основоположник научной педагогики в
России. Как найти наставника?
Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
25
26
27
Всемирный день поэзии
Большой. За кулисами.
250 лет Большому
театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей
России
Как
справляться с
волнением?
1
1
1
Поэзия как часть литературного наследия
страны. Русская литература — настоящий
культурный феномен. Русских классиков
любят и читают не только на родине, но и
за рубежом. Почему иностранцы любят и
читают русских писателей? Роль поэзии в
личном развитии человека, интеллекта и
душевных качеств. О современных поэтах
России. Почему люди пишут
стихотворения, можно ли этому
научиться?
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, созидательный
труд
Российская драматургия, опера и балет
— часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как
стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, созидательный
труд
Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния,
забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки
положительно влияют на эмоциональное
состояние? Как их сформировать и придерживаться?
Формирующиеся ценности: жизнь
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
28
29
30
65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики
Как мусор получает
«вторую жизнь»?
Технологии переработки
Что значит работать
в команде? Сила команды.
Ко Дню труда
1
1
1
Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие космической отрасли —
прио- ритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как
предмет национальной гордости и
мотивация для будущих свершений
отечественной космонавтики. Как устроен
современный космодром? Труд
конструкторов, инженеров, летчиков и
других специалистов открывает для страны
и всего человечества новые горизонты.
Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, историческая память
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый человек?
Неосознанное потребление как причина
роста количества мусора. Климатические
изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов
и роль государства в этом процессе. Какие
полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Формирующиеся ценности: созидательный
труд
Команда — это друзья и единомышленники,
где каждый вносит свой значимый вклад в
общее дело и помогает добиться успеха.
Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и
трудиться сообща, разделять успех и
вместе переживать неудачу. Примеры
коллективной работы в истории страны.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
31
32
Песни о войне.
Ко Дню
Победы
Ценности, которые
нас объединяют
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
Военные песни как способ отражения
истории народа. Влияние песни на чувство
сопричастности истории народа,
сохранение памяти о Великой
Отечественной войне последующими
поколениями. Как песни передают чувства,
эмоции и переживания создателей?
Формирующиеся ценности: единство народов России, историческая память и преемственность поколений
Занятие проходит по итогам всех занятий
года. Ценности — это ориентир, который
помогает поступать правильно и
ответственно. Традиционные ценности
помогают чувствовать себя частью народа,
способствуют укреплению общества и
развитию страны.
Следование ценностям помогает
человеку развиваться и достигать успеха.
Уникальность каждого человека и опыт
разных поколений обогащают общество, но
только в сочетании с единством,
взаимопомощью и уважением друг к
другу существует сильный и сплоченный
народ.
Формирующиеся ценности: традиционные
российские духовно-нравственные
ценности
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
32