Пояснительная записка
Рабочая программа «Я гражданин» для занятий по внеурочной
деятельности в 5 - 7 классе составлена на основе «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России», с учетом
требований к результатам освоения образовательной программы по истории
России основного общего образования, установленных Федеральным
государственным стандартом основного общего образования.
В основе программы по внеурочной деятельности «Я гражданин» лежит
программа курса и тематическое планирование к пособию под.редакцией Л.Н.
Боголюбова.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания,
форм, методов и приемов педагогического воздействия,
опирается на принцип взаимодействия личности и коллектива, развивающего
воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Я гражданин» предполагает:
- воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России;
- формирование патриотических чувств и национального самосознания на
основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развитие чувства гордости за свою страну;
- воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на
защиту интересов страны.
Любовь к Родине, патриотически чувства формируются у детей
постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем
мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны в разные
периоды ее истории, о труде людей и родной природе.
Цель программы:
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с
присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,
установками, мотивами деятельности и поведения, воспитание любви к
Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих
ценностей.
Обозначенная цель подразумевает работу педагога по формированию
основных мировоззренческих идей и качеств личности: гражданственности,
ответственности, законопослушания, патриотизма, терпимого отношения к
мнению других людей, а также выбора личностью гражданских ценностных
ориентаций, действуя в соответствии с ними.
Задачи программы:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического
воспитания школьников;
- организовывать эффективную работу по патриотическому воспитанию,
обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого учащегося
верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданские и
патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитание уважения к
культурному и историческому прошлому России, традициям родного края;
- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому России, к ее
истории, традициям;
- повышать качество патриотического воспитания через организаторскую и
пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма
как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Отличительной особенностью программы является акцентирование
внимания не только на права детей, но и на их обязанностях, показа
неразрывности прав и обязанностей, необходимости уважения прав других.
Разработанная программа курса направлена на вовлечение учащихся в
активную деятельность, участие школьников в социально-значимых
проектах, направленных на решение школьных, местных, общественных
проблем. Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам
обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности
среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости,
правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном- коллективная, а
также используется групповая и индивидуальные формы работы.
Предусматриваются следующие формы работы:
- теоретическое занятие
- беседы
- подготовка учащимися сообщений
- литературно-музыкальные композиции
- просмотр и обсуждение видеоматериала
-экскурсии
- поездки, походы по историческим и памятным местам
- творческие конкурсы
- интеллектуально-познавательные игры
- тренинги
- наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- заочные путешествия
- творческие проекты, презентации
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического
содержания.
Место предмета в учебном плане
Внеурочная деятельность по истории входит в предметную область
«Общественные науки» и изучается в 5 – 7-х классах основной
общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 3 года. Общее
количество часов составляет 102 часа, 1 час в неделю: 5 класс – 34 часа, 6
класс - 34 часа, 7 класс – 34 часа.
Содержание учебного материала
5класс
Введение (1 час)
Тема 1 Моя Родина - Россия (6 часов)
Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России.
Самое главное богатство – люди. Города России. Малая родина.
Тема 2 Кто такой гражданин и как им стать (6 часов)
Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России,
учащихся школы. Государственные символы.
Тема 3 Я и мои права (21 час)
Введение понятий «права и свобода». «Всеобщая декларация прав человека».
«Конвенция о правах ребенка». Право на имя. Право на семью. Право на
бесплатное образование. Право на бесплатное медицинское обслуживание.
Право на отдых. Право на труд. Право на пользование культурным
наследством. Мои обязанности.
6 класс
Вводное занятие по курсу (1 час) Тема 1 «Я и я» (5 часов).
Формирование гражданского отношения к себе. Кто я такой. Кто я . Откуда я
родом. Что такое личность. Правила поведения в обществе.
Тема 2 «Я и семья» (4 часа).
Формирование гражданского отношения к своей семье. Забота о родителях.
Мои семейные обязанности. Семейные традиции.
Тема 3 «Я и культура» (5 часов).
Формирование гражданского отношения к культуре. Культурное многообразие
мира. Культура общения. Этика и эстетика. Культура родного края.
Тема 4 «Я и школа» (3 часа).
Формирование гражданского отношения к школе. Этика взаимоотношений
«ученик – ученик», «ученик – учитель». Права и обязанности учащегося.
Тема 5 «Я и мое Отечество» (9 часов)
Формирование гражданского отношения к Отечеству. Конституция РФ.
Символика и государственные праздники Российской Федерации. Герои России
и Кузбасса. Моя малая Родина.
Тема 6 «Я и планета». (7 часов).
Формирование гражданского отношения к планете Земля. Экология. Охрана
природы. Защита природы родного края.
7 класс
Введение (1 час)
Тема 1. Мы - россияне (5 часов)
Граждане России - россияне. Россия - многонациональное государство.
Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие
народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Многообразие
и единство нашей страны.
Малая родина в составе России.
Тема 2. Российская государственность (5 часов)
Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется
государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство,
парламент, суд.
Ролевая игра «Выборы». Власть и политика. Участие граждан в управлении
страной.
Тема 3. Россия - демократическое государство (5 часов)
Демократия - власть народа: история и современность Признаки правового
государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая
культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении
общественных проблем.
Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии.
Тема 4. Гражданин в экономических отношениях (5 часов)
Государство в экономической жизни людей - история и современность.
Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе.
Гражданский кодекс РФ. Государство в экономической жизни людей - история
и современность. Экономические функции государства. Занятость и
трудоустройство в современной России.
Налоговая политика государства.
Тема 5. Современное российское общество (5 часов)
Современное российское общество и тенденции его развития. Представления
об историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные
открытия и технические достижения
Тема 6. Россия в современном мире (4 часа)
Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в
истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн.
Международный терроризм как острая проблема современного мира.
Пацифисты.
Диспут «Современный мир».
Защита проектов (4часа)
Планируемые результаты изучения
Курс внеурочной деятельности «Я гражданин» ориентирован на достижение
следующих результатов (освоение универсальных учебных действий – УУД)
Личностные результаты:
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте
единого и целостного отечества при всем многообразии культур,
национальностей, религий;
- чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и
культуре;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов
России;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных
моральных норм, требующих для выполнения развития самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об
обществе, о роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения
дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях:
равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон,
вероисповедание, социальная помощь, Конституция, ребенок, государство,
гражданство, инвалид, милосердие, ответственность;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и
нравственного поведения;
- знание наиболее значимых событий материальной и духовной культуры
России;
- приводить примеры достижений России в мировой истории.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель работы, ставить задачи, планировать и определять
последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
- выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости
исправлять свои ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдения под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать
информацию;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- давать определения понятиям. Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции,
сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство;
-критично относиться к своему мнению и корректировать его;
- оценивать свои достижения, черты характера с учетом мнения других людей;
- проводить самооценку своих личностных качеств и поступков.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу своей страны, формирование гордости
за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства,
формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм
правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров,
способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная
гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа
личности гражданина России.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности 5 класс
(34 часа)
Формы
№
Раздел, тема
Часы
организации и
основные виды
учебной
деятельности
1 Введение
1
Групповая работа,
решение
проблемных
заданий
2 Моя Родина - Россия
6
Работа с разными
видами источников
информации
3
4
Кто такой гражданин и как
им стать
Я и мои права
6
21
Групповая работа,
ролевая игра
Защита проектов,
викторина
Тематическое планирование по внеурочной деятельности 6 класс
(34 часа)
№
Раздел, тема
Часы
1
Вводное занятие по курсу
1
2
«Я и я»
5
3
«Я и семья»
4
4
«Я и культура»
5
5
«Я и школа»
3
6
«Я и мое Отечество»
9
7
«Я и планета»
7
Формы
организации и
основные виды
учебной
деятельности
Групповая работа,
решение проблемных
заданий
Работа с разными
видами источников
информации
Групповая работа,
ролевая игра
Защита проектов,
викторина
Групповая работа,
решение проблемных
заданий
Работа с разными
видами источников
информации
Групповая работа,
ролевая игра
Тематическое планирование по внеурочной деятельности 7 класс
(34 часа)
Формы организации и
№
Раздел, тема
Часы
основные виды учебной
деятельности
1 Введение
1
Групповая работа,
решение проблемных
заданий
Беседа, работа с разными
2 Мы – россияне
5
источниками
информации
3 Российская
5
Практическая работа с
государственность
письменными
источниками
4 Россия – демократическое
5
Ролевая игра
государство
Разработка мини5 Гражданин в экономических
5
отношениях
проектов
6 Современное российское
5
Диспут
общество
7 Россия в современном мире
4
Круглый стол
8 Защита проектов
4
Представление проектов