РП Трудности русского языка, 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего
учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля
при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ).
Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших
классов, сформированные в основной школе. Содержание программы
предполагает

расширение

и

углубление

теоретического

материала,

позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых
заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы
целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать
в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Цели курса: освоение учащимися 11 классов норм русского
литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий
экзаменационной

работы

на

более

высоком

качественном

уровне,

формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и
коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной
и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.
Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного
предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и
навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне,
позволяющем

и

учителю,

и

ученику

прогнозировать положительные

результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и
языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование
умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и
коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов
при выполнении тестовых заданий;

-

освоение

стилистического

многообразия

и

практического

использования художественно-выразительных средств русского языка;
Программа элективного курса рассчитана на 68 часов (2 раза в неделю)
Материал программы предполагает использование его для расширения
и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом
уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе
освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с
нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с
тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как
результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и
коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств
конкретных текстов.
Последовательность
обусловлена

в

основном

освоения

содержания предлагаемого

композиционной

структурой

курса

тестовых

и

коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения
учебного материала в примерной программе изучения русского языка в
основной и средней школе.
Проектная

деятельность

учащихся

может

быть

представлена

разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление
собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса
заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков,
сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах,
акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков
выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс
обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных,
морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике,
словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы
русского литературного языка;
-

умение

адекватно

понимать

информацию

(основную

и

дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста,
микротекста).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы
норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая
Акцентологическая

норма,

норма

основные

(нормы

ударения).

правила

орфоэпии.

Причины

нарушения

орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на
орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова.
Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы,
антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного
употребления;

заимствованная

лексика,

устаревшие

и

новые

слова.

Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические

нормы (словообразовательная,

морфологическая,

синтаксическая нормы).
Словообразовательная
Ошибочное

словообразование.

норма. Способы
Предупреждение

словообразования.
ошибок

при

словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов
разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и
речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний.
Построение

словосочетаний.

Лексическая

сочетаемость

слов

в

словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и
сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое
и сложное предложения.
Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования
слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с
определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с
однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.
Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота.
Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в
косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их
предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные
нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при
освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии:
правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание
корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов
и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов
различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное,
дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная

грамотность. Использование

алгоритмов

при

освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в
простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными
членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в

бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении;
знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.
Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная
целостность

текста.

Последовательность

предложений

в

тексте.

Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями
микротекста.

Средства

связи

предложений

в

тексте.

Основная

и

дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных
стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология,
морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля
текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные

средства

языка. Выразительные

средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические
фигуры.
Обобщающее повторение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тематика курса

кол-во часов

п/п
11 класс
1

Литературный язык.

3

Языковые нормы.
Типы норм. Словари русского языка.
2

Орфоэпические нормы русского языка

6

3

Лексические нормы

3

4

Словообразовательные нормы.

6

5

Грамматические нормы.

5

6

Морфологические нормы и орфография

14

7

Синтаксические нормы и пунктуация

31

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема занятия

занят.
1-3

кол-во
час.

Литературный язык. Языковые нормы.

3

Типы норм.
Словари русского языка
4-9

11-12

Орфоэпические нормы.

2

Основные правила орфоэпии.

2

Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

2

Лексическое значение слова.

3

Многообразие лексики русского языка. Фразеология.
Речевые ошибки на лексическом уровне.
13-15

Изобразительно-выразительные средства языка.

3

Выразительные средства лексики и фразеологии.
Тропы (эпитет, метафора)
16-17

Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония

2

и др.)
Умение находить их в тексте.
18

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1

19-20

Морфологические нормы.

2

Правила образования форм слов разных частей речи.
21

Грамматические и речевые ошибки

1

на морфологическом уровне.
22-23

Грамматические и речевые ошибки

2

на морфологическом уровне.
24-25

Тренировочно-диагностическая работа
по словообразованию и морфологии.

2

26-27

Использование алгоритмов при написании –Н- и

2

–НН- в суффиксах разных частей речи.
28-29

Правописание корней и приставок.

2

30-31

Правописание личных окончаний глаголов и

2

суффиксов причастий настоящего времени.
32-33

Правописание суффиксов различных частей речи

2

(кроме –Н- и –НН-).
34

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

1

35

Слитное, дефисное и раздельное

1

написание омонимичных слов и сочетаний слов.
36-37

Тренировочно-диагностическая работа по

2

проверке навыков орфографической грамотности.
38-40

Синтаксические нормы.

3

Словосочетание, виды словосочетаний, их построение.
Лексическая сочетаемость слов.
41-44

Предложение.

4

Порядок слов в предложении.
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения,
способы их выражения.
45-47

Простые и сложные предложения.

3

Односоставные предложения.
Неполные предложения.
48-49

Интонационная норма.

2

Нормы согласования (согласование сказуемого
с подлежащим, согласование определений
с определяемым словом)
50-52

Нормы управления.

3

Построение предложений с однородными членами.
Построение сложноподчиненных предложений.
53-55

Нормы примыкания.

3

Правильное использование деепричастного оборота.
Правила преобразования прямой речи в косвенную.
56-57

Синтаксическая синонимия.

2

Тренировочно-диагностическая работа по
теме «Синтаксические нормы»
58-60

Знаки препинания в простом предложении

3

(с однородными членами предложения,
при

обособлении

второстепенных

членов

предложения)
61-62

Знаки препинания в сложноподчиненных и

2

бессоюзных предложениях
63-64

Знаки препинания в сложноподчиненных и

2

бессоюзных предложениях
65-66

Итоговая зачетная работа (с само- и взаимопроверкой

2

по окончании работы)
67-68

Подведение итогов года

2

Учебно – методическое обеспечение
1.Таблицы
2.Комплекты карточек
3.Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
Литература
1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание
разных лет
3. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных
лет.
4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 110 баллов», изд. «Экзамен».
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
2. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 110 баллов» и др.
4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».