РП Обществознание теория и практика, 11 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Обществознание: теория и практика» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
основной образовательной программы среднего общего образования (далее ООП СОО).
Учебный курса «Обществознание: теория и практика» знакомит обучающихся с основами жизни общества,
с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный курса
«Обществознание: теория и практика» является интегративным, включает достижения различных наук
(философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что
позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а
комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира.
Содержание учебного курса «Обществознание: теория и практика» на базовом уровне среднего общего
образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного курса «Обществознание:
теория и практика» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных
объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания,
расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и
представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие
выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
Задачами реализации примерной программы учебного курса «Обществознание: теория и практика» на
уровне среднего общего образования являются:
– формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные
планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии
его основных сфер и институтов;
– овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
– овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов;
– формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового
сообщества в глобальном мире;
– формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
– овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и
нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках
различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития
– распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Цель воспитания обучающихся: развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи воспитания усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных
отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим
нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных
программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей
самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, итого - 68 часов.
Учебник: Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебниковой. Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса
общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2018г.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обществознания
Личностные результаты освоения обществознания должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности

перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений;
11) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
12) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
13) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни.
Метапредметные результаты освоения обществознания должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом
гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств
их достижения.
Требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного курса «Обществознание:
теория и практика» на профильном уровне должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития
мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в
источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
8) сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской
гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым
Конституцией Российской Федерации;
9) понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
10) сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и
сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
11) формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
12) сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции,
факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и
интерпретации данных различных источников.
В результате изучения учебного курса «Обществознание: теория и практика» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек в системе общественных отношений
– Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте
возрастания роли образования и науки в современном обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни
человека.
Общество как сложная динамическая система
– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и
противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои
суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации;
иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Правовое регулирование общественных отношений
сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с
проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное
отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты
экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя
последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права,
применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные
организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа
(Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ).
Содержание программы учебного курса
11 класс (68ч)
Введение (1 ч)
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (26 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность.
Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и
предложения. Фондовый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные
издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес
в
экономике.
Организационно-правовые
формы
и
правовой
режим
предпринимательской деятельности в РФ.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы
маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный
долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые
институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная
политика в области занятости в РФ.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные
проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное
экономическое поведение потребителя и производителя.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (16 ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и
ответственность за его последствия.
Религиозные объединения и организации в РФ, РК Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Социальная структура общества. Социальные группы. Социальное неравенство. Социальная
стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные контроль. Девиантное поведение.
Преступность.
Нации и межнациональные отношения. Род, племя, народ, нация. Межнациональные конфликты.
Национализм. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Функция семьи. Брак. Бытовые отношения.
Гендер – социальный пол. Эмансипация. Гендерная идентичность.
Молодёжь в современном обществе. Молодёжные субкультуры.
Демографическая ситуация в РФ. Миграция. Проблема неполных семей в РФ.
ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (20 ч)
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение.
Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической
жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного
права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная
гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты
экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную
собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных
и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения
профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции.
Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных.
Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного
времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное
право.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира.
Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические
аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации
Итоговое повторение -2 часа

Календарно-тематическое планирование
Наименование темы, раздела

№п\п
1.

Введение

1

2.

Экономическая жизнь общества

25

3.

Социальная сфера

16

4.

Политическая жизнь общества

20

5.

Заключение

2

6.

Резерв времени

4

Итого

68

Тема уроков
1

Количество часов

кол-во
часов

Введение

Тип урока
ЦОР

Вводные
понятия

Практическ ая часть

Работа с документами

1

Вводный урок
комбинированный

Специализация
производства

1

комбинированный

Экономическая
теория
Неравномерность
экономического
развития

Экономическая жизнь общества 25ч
2

Роль экономики в жизни
общества

2

3

Экономика
жизни

1

4

Экономика:
хозяйство

5-6

Экономический рост и
развитие

2

комбинированный

7-8

Рыночные отношения в
экономике

2

Изучение
нового Социально
Работа с документами
материала
ориентированная
Урок- практикум
рыночная
экономика

9-10

Фирма в экономике

и

уровень

наука

и

11-12 Финансовый рынок

13-14 Слагаемые
бизнесе

успехи

Урок - практикум

Коммерческие
организации

беседа

2

комбинированный

Ценные бумаги

Работа с таблицами и схемами

2

комбинированный

Маркетинговое
исследование

Работа с учебником

2

в

15-16 Экономика и государство

2

Урок - практикум

Экономическая
безопасность.
Налоговая
политика

Работа с таблицами

17-18 Финансовая
государства

2

Урок - практикум

Финансовый
рынок

Работа с таблицей

19-20 Занятость и безработица

2

Урок - практикум

трудоустройство

беседа

21-22 Мировая экономика

2

Урок - практикум

Глобализация
экономики

Работа со схемами

23-24 Экономическая культура

2

лекция

Экономические
интересы,
экономическая
свобода

Работа с документами

политика

25

Повторение
«Экономическая
общества

темы
жизнь

1

повторение

Работа с учебником

26

Контрольная работа по
теме
«Экономическая
жизнь общества»

1

Контрольный
https://sdamgia.ru

тестирование

https://worldskills.ru/n
ashiproektyi/demonstraczi
onnyijekzamen/obshhayainformacziya.html
Гл.2 Социальная сфера 16ч
2

лекция

Социальная
Работа с заданиями учебника
дифференциация

2

беседа

Социальные
нормы,
отклоняющееся
(девиантное)
поведение,
социальный
контроль

Работа с документами

31-32 Нации и национальные
отношения

2

комбинированный

Нация,
ксенофобия,
национальная
дискриминация

Работа с источниками

33-34 Семья и брак

2

лекция

Семья как малая Работа с текстом
группа, семья как
социальный
институт,
многопоколенная
(расширенная)
семья

35-36 Гендер – социальный пол

2

лекция

Гендер,
гендерная
идентичность,
эмансипация

Работа с таблицей

37-38 Молодежь в современном
обществе

2

беседа

Молодежь,
субкультура

Работа с документами

27-28 Социальная
общества

структура

29-30 Социальные нормы
отклоняющееся
поведение

и

39-40 Демографическая
ситуация в современной
России

2

лекция

41

Повторение
темы
«Социальная сфера»

1

повторение

42

Контрольная работа по
теме «Социальная сфера»

1

Контрольныйhttps://s
damgia.ru

Депопуляция,
рождаемость.
смертность

Работа со схемой

тестирование

https://worldskills.ru/n
ashiproektyi/demonstraczi
onnyijekzamen/obshhayainformacziya.html
Гл.3. Политическая жизнь общества 20ч
43-44 Политика и власть

2

лекция

Политика, власть Работа с документами
политическая

45-46 Политическая система

2

комбинированный

Политическая
система,
политический
режим

беседа

47-48 Гражданское общество и
правовое государство

2

лекция

Гражданское
общество,
правовое
государство,
муниципальная
коммуна

Работа со схемой

49-50 Демократические выборы

2

комбинированный

Выборы,
заградительный
барьер

Работа с документами

51-52 Политические партии и
партийные системы
53-54 Политическая элита и
политическое лидерство

2

комбинированный

Партия,

Работа со СМИ

2

беседа

Политическая
элита,
политическое
лидерство

Работа с документами

55-56 Политическое сознание

2

комбинированный

Политическое
сознание,
политическая
идеология

Работа с источниками

57-58 Политическое поведение

2

комбинированный

Политическое
поведение,
экстремизм

Работа с документами

59-60 Политический процесс и
культура политического
участи

2

комбинированный

Политический
процесс,
политическое
участие,
политическая
культура

Работа с документами

Повторение
по
теме
«Политическая
жизнь
общества»

1

повторение

61

Работа с учебником

62

Контрольная работа по
теме « Политическая
жизнь общества»

1

Контрольный
https://sdamgia.ru

1

беседа

тестирование

Заключение 2 ч
63

Взгляд в будущее

Работа со СМИ
Глобальные
проблемы
человечества,
постиндустриаль
ное
информационное
общество

Итоговое повторение и контроль знаний 5ч
64

Итоговое повторение по
теме 1и2 «Экономическая
жизнь
общества»
«Социальная сфера»

1

https://sdamgia.ru

65

Тестирование в формате
ЕГЭ по темам1и2

1

https://sdamgia.ru

тест

66

Внутришкольный
мониторинг
Итоговый тест за курс

1

https://sdamgia.ru

Диагностическая
работа

67

Итоговый тест за курс

1

68

Заключительный урок за
курс

1

https://worldskills.ru/n
ashiproektyi/demonstraczi
onnyijekzamen/obshhayainformacziya.html
тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».