ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее — программа)
разработана
в соответствии
с требованиями
федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участника- ми
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного
отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью,
сохранение
и укрепление
традиционных
российских
духовнонравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
● в формировании его российской идентичности;
● в формировании интереса к познанию;
● в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
● в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
● в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
● в развитии у школьников общекультурной компетентности;
● в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
● в осознании своего места в обществе;
● в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
● в формировании готовности к личностному самоопределению. Нормативноправовую основу рабочей программы курсван еурочной деятельности «Разговоры о
важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025
года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего обраозвания».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации
цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа реализуется в работе с обучающимися 10‒11 классов, в течение одного
учебного года, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные
беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить,
что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы
образовательной организации, поэтому тематика
и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить учебную и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но
это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового
знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение
учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается
в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности
территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно
учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности. При
необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания,
выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и
многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть
потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику
анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением)
Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем
школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит
тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и
методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные
части сценария: первая часть — мотивационная, вторая часть — основная, третья часть —
заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением
в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека. Роль знаний в
развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний.
Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и
эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации.
Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под
влиянием цифровой среды.
Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог
успеха в будущем. Правила использования стилей речи
в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет?
Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого
человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться,
работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые
технологии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества.
Контроль распространения атомной энергии. Уникальные атомные технологии и достижения
отечественной научной школы. Влияние
экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое достояние
человечества. Реализация творческого потенциала взрослых
и детей. Музыка как вид искусства. Состояние развития современной отечественной музыки: ее
жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безусловной
ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому
труду, к государству — фундамент гармоничного развития общества. Правила
общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и
формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого человека,
основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог взаимопонимания
в семье. Преодоление конфликтов
и проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур,
языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской
Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии
своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей, отличных
друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и
самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в
общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа
гармоничных
отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в
современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве,
медицине, промышленности и т.д. Мировое признание достижений
отечественной научной школы. Открытия И.В. Мичурина и их влияние на развитие
страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном
развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и
каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению.
Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила
разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать.
Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск
ради другого человека. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в
экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила
безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни
человека. Ответственность, забота и бережное отношение
к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления
ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с
животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества
и решительности — неотъемлемая часть российской идентичности
и культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности, признательности и
уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации —
основной закон страны. Конституция закрепляет права
и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна
из важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов
страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности
есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от
зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Роль в формировании
нравственности традиционных ценностей, культуры и истории.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не
только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря.
Новогодние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы
новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития отечественной
мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее
достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый
фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи
— до экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы? Музейное дело.
170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители богатейшего
материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и
культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация
и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей
русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность
реализовать свою мечту и принести пользу обществу.
Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и
улучшении жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная
работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей
стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки
и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие
науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий?
Государственная поддержка науки
и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым? Слушать,
слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная сфера
деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских
граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа
международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с
окружающими людьми и вести конструктивный диалог.
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером
для окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие
качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник
научной педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Русский театр — это не просто сцена и кулисы, это зеркало
общества, отражающее эпохи, нравы и судьбы страны. Театр — семья разных профессий:
декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие.
Достижения русской театральной школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных
театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед
важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки
положительно влияют на эмоциональное состояние?
Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических держав.
Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной
гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Труд
конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего
человечества новые горизонты. Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии
переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему
об экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина
роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение
окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья и
единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад
в общее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться
вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать
неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий. В
них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на чувство
сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне
последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания
создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям
помогает человеку развиваться и достигать успеха.
Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают общество, но только
в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и
сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и
инициативы; наличие мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное
развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения,
правосознания, экологической культуры, способности ставить цели
и строить жизненные планы; готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и
в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части: гражданского воспитания, патриотического
воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического
воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового
воспитания, экологического воспитания, осознания ценности научного познания, а также
результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
проявлять готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владеть
навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, уметь
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать средства
информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности; определять назначение и функции различных социальных
институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: продуктивно
общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми средствами —
уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: самостоятельно
определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях; самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к
которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского литературного языка и
развитие умения применять знания о них в речевой практике;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской и мировой
классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой культуры;
формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
формирование умений учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять
в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в
развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран
изучаемого языка; развитие умения использовать иностранный язык как средство для получения
информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и связанных с ней процессов
в окружающем мире; формирование базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в
Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической науке, её специфике, методах
исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории
России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом
историческом процессе; формирование умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; развитие умений
вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной развивающейся системе в единстве
и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов; формирование представлений об основных
тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение
умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений; развитие навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов общественного развития.
География: формирование представлений о современной географической науке, её участии
в решении важнейших проблем человечества; владение географическим мышлением для
определения географических аспектов природных, социально-экономических и
экологических процессов и проблем; формирование системы комплексных социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих
в географическом пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
природных и антропогенных
воздействий; владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях; владение умениями
географического анализа и интерпретации разнообразной информации; владение умениями
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к
изменению её условий; формирование представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и социально- экономических аспектах
экологических проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой
природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование
биологической терминологией и символикой; владение основными методами
научного познания; формирование собственной
позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к
глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10-11 КЛАСС
№ п/п
1
2
Темы занятий
Зачем человеку
учиться?
Русский язык в
эпоху цифровых
технологий
Коли
чест
во
часо
в
1
1
Основное содержание
Форма проведения
занятий
Электронные
ресурсы
Обучение — важный процесс
развития человека. Роль
знаний в развитии личности и
общества. Влияние цифровых
технологий на приобретение
знаний. Развитие навыков
работы в команде, уважения
разных мнений, разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе
школьного образования.
Формирующиеся ценности:
жизнь, созидательный труд,
патриотизм
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
Русский язык —
государственный язык,
объединяющий
многонациональную семью
народов Российской
Федерации. Современное
разнообразие русского языка,
изменения в устной и
письменной речи под
влиянием цифровой среды.
Грамотная, логичная и
понятная речь — признак
образованного человека и
залог успеха в будущем.
Правила использования
стилей речи в современной
коммуникации.
Формирующиеся ценности:
высокие нравственные
идеалы, патриотизм
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
3
4
Цифровой
суверенитет
страны
Мирный атом.
День работника
атомной
промышленности
1
1
Что такое цифровой
суверенитет? Как
обеспечивается цифровая
безопасность государства и
каждого человека?
Возможности цифрового
мира: как современные
технологии помогают
учиться, работать и осваивать
новые горизонты. Мир
цифровых профессий: как
создаются новые технологии?
Правила безопасного
поведения в сети и угрозы
цифрового мира.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, права и
свободы человека
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
Мирный атом — это
использование атомной
энергии в мирных целях на
благо человечества. Контроль
распространения атомной
энергии. Уникальные
атомные технологии и
достижения отечественной
научной школы. Влияние
экологически чистых и
эффективных источников
энергии на будущее
человечества.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный
труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
5
О творчестве. Ко
Дню музыки
1
Русская культура —
признанное мировое
достояние человечества.
Реализация творческого
потенциала взрослых и детей.
Как раскрыть свой
творческий потенциал?
Музыка как вид искусства.
Состояние развития
современной отечественной
музыки: жанры и
направления.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, служение
Отечеству
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
6
Что такое
уважение? Ко Дню
учителя
1
Уважение — это понимание
безусловной ценности
каждого человека.
Осознанное уважительное
отношение к людям, к
чужому труду, к государству
— фундамент гармоничного
развития общества. Правила
общения внутри семьи,
школы и коллектива.
Подготовка к взрослой жизни
и формирование
ответственности. О роли
педагога в воспитании
личности.
Формирующиеся ценности:
взаимоуважение, служение
Отечеству и
ответственность за его
судьбу
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
7
Как понять друг
друга разным
поколениям?
1
Семья как ценность в жизни
каждого человека, основа
любого общества.
Формирование общих
семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье.
Преодоление конфликтов и
проблем в общении за счет
взаимоуважения и обмена
опытом.
Формирующиеся ценности:
крепкая семья
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
8
О городах. Ко Дню
народного
единства
1
Города России: разнообразие
культур, языков и вековых
традиций. Единство народов,
проживающих на территории
Российской Федерации.
Древнейшие города России
как хранители информации о
наших предках и культурного
кода страны. Изучение
российских городов —
изучение страниц истории
Отечества. Роль государства
в развитии малых городов.
Возможности граждан в
развитии своей малой
родины.
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
гражданственность
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
9
Общество
безграничных
возможностей
1
Современное общество —
совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но
имеющих единые
потребности в любви,
уважении, дружбе, принятии
и самореализации. Роль
цифровых технологий в
расширении возможностей
участия в общественных
процессах. Готовность
уважительно воспринимать
другого человека — основа
гармоничных отношений в
обществе.
Формирующиеся ценности:
жизнь, взаимоуважение
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
10
Селекция и
генетика. К 170летию И. В.
Мичурина
1
Генетика и селекция —
перспективные области
науки, улучшающие жизнь
общества. Уникальные
научные достижения
российских ученых прошлого
и настоящего. Открытия И. В.
Мичурина и их влияние на
развитие страны.
Возможности для
подрастающего поколения в
познании мира и личном
развитии.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, высокие
нравственные идеалы
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
11
Как решать
конфликты и
справляться с
трудностями. Ко
Дню психолога
1
Конфликты и трудности —
естественный элемент
развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск
причины конфликтов как
ключ к их разрешению.
Совместные усилия и
внимание друг к другу как
залог преодоления
трудностей. Правила
разрешения конфликтных
ситуаций.
Формирующиеся ценности:
взаимопомощь,
взаимоуважение,
коллективизм
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
12
Профессия —
жизнь спасать
1
Спасатели — специалисты,
которые помогают людям в
опасных ситуациях.
Спасатель и риск ради
другого человека.
Профессиональные качества
и навыки спасателей.
Поведение в экстремальных
ситуациях. Ответственное
отношение к своей и чужой
жизни, правила безопасности.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение
Отечеству и
ответственность за его
судьбу
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
13
Домашние
питомцы.
Всемирный день
питомца
1
Роль домашних питомцев в
жизни человека. Бережное
отношение к питомцам и
ответственность за их жизнь
— качества владельца
домашних животных.
Всемирный день питомца
объединяет людей всей
планеты для укрепления
ценностей дружбы и заботы о
животных. Правила
безопасности при общении с
животными.
Формирующиеся ценности:
милосердие
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
14
Россия — страна
победителей. Ко
Дню Героев
Отечества
1
Герои России с древнейших
времен и до современности.
Традиции героизма, мужества
и решительности —
неотъемлемая часть
российской идентичности и
культурного кода. День
Героев Отечества —
выражение благодарности,
признательности и уважения
за самоотверженность и
мужество.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение
Отечеству и
ответственность за его
судьбу
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
15
Закон и
справедливость.
Ко Дню
Конституции
1
Конституция Российской
Федерации — основной закон
страны. Конституция
закрепляет права и свободы
человека как высшую
ценность. Справедливость —
одна из важнейших духовнонравственных ценностей
российского общества.
Знание законов страны как
прямая обязанность каждого
гражданина России. Какие
права и обязанности есть у
детей?
Формирующиеся ценности:
справедливость, жизнь,
достоинство, права и
свободы человека
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
16
Совесть внутри
нас
1
Совесть — внутренний
ориентир, помогающий
отличить добро от зла.
Ключевая роль совести в
осуществлении личного
выбора. Влияние
традиционных ценностей,
культуры и исторического
опыта страны на
формирование нравственных
ориентиров личности.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный
труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
17
Календарь
полезных дел.
Новогоднее
занятие
1
Зимние каникулы — это
время не только для
семейного досуга и отдыха,
но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы
провести время с пользой:
составление календаря.
Новогодние традиции
народов России. Подарки,
создание атмосферы
новогодней сказки для своих
родных и близких.
Формирующиеся ценности:
крепкая семья, единство
народов России,
взаимопомощь
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
18
Как создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация
1
История развития
отечественной
мультипликации.
Отечественная школа
мультипликации и ее
достижения. Мировое
признание советских и
российских
мультипликационных
фильмов. Каждый фильм —
это труд большой команды
профессионалов.
Современная
мультипликация, профессии
этой сферы. Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным, гуманизм
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
19
Музейное дело.
170 лет
Третьяковской
галерее
1
Российские музеи —
хранители богатейшего
материального и
нематериального наследия
страны. Сохранение
исторического и культурного
наследия как направление
государственной политики.
Изучение, реставрация и
интерпретация памятников
искусства. Третьяковская
галерея — крупнейший музей
русского искусства и объект
всемирного достояния.
Почему важно посещать
музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как
создавать и развивать
школьный музей?
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, служение
Отечеству
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
20
Как создавать свой
бизнес?
1
Бизнес — ответственный
выбор человека, возможность
реализовать свою мечту и
принести пользу обществу.
Современные
предприниматели и их
возможности в развитии
отечественной экономики и
улучшении жизни людей.
Бизнес — это не только
личный успех, но и
ответственная командная
работа. С чего начать свое
дело? О мерах поддержки для
молодых предпринимателей в
нашей стране.
Формирующиеся ценности:
коллективизм,
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
21
Есть ли у знания
границы? Ко Дню
науки
1
Богатейшее наследие
российской науки и ее
выдающихся представителей.
Технологическое лидерство
государства и развитие
науки. Как меняются
научные подходы с
развитием цифровых
технологий? Государственная
поддержка науки и молодых
ученых. Как происходят
современные открытия? Как
стать ученым?
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный
труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
22
«Слушать,
слышать и
договариваться.
Кто такие
дипломаты?»
1
Дипломатия — важная сфера
деятельности государства,
обеспечивающая защиту
интересов государства и
российских граждан.
Специфика дипломатической
работы. Диалог между
государствами как основа
международной
стабильности. Навыки для
жизни: как научиться
договариваться с
окружающими людьми и
вести конструктивный
диалог.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений,
многонациональное единство
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
23
Герой из соседнего
двора.
Региональный
урок ко Дню
защитника
Отечества
1
Герой — реальный человек,
живущий рядом с нами, чья
жизнь является примером для
окружающих. В каждом
регионе России живут
выдающиеся герои,
отважные, мужественные и
трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества
отличают героя?
Формирующиеся ценности:
патриотизм, единство
народов России
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
24
День наставника
1
День наставника — важный
государственный праздник,
который позволяет закрепить
статус наставников,
подчеркнуть значимость этой
деятельности и повысить ее
престиж. Роль наставника в
формировании и
профессиональном развитии
личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К.
Д. Ушинский как
основоположник научной
педагогики в России. Как
найти наставника?
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству,
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
25
Большой. За
кулисами. 250 лет
Большому театру и
150 лет Союзу
театральных
деятелей России
1
Российская драматургия,
опера и балет — часть
мирового наследия. Театр —
целая семья разных
профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры,
музыканты, дирижеры,
гримеры и многие другие.
Почему достижения русской
театральной школы широко
используются во многих
странах мира? Как стать
актером и что для этого
нужно? Развитие школьных
театров в России.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным,
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
26
Как справляться с
волнением?
1
Волнение как естественное
состояние человека перед
важным событием в жизни.
Контроль эмоционального
состояния, забота о своем
физическом и
психологическом здоровье.
Какие полезные привычки
положительно влияют на
эмоциональное состояние?
Как их сформировать и
придерживаться?
Формирующиеся ценности:
жизнь
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
27
«65 лет триумфа.
Ко Дню
космонавтики»
1
«Россия — одна из ведущих
космических держав.
Развитие космической
отрасли — приоритетное
направление национальных
проектов. Достижения
прошлого как предмет
национальной гордости и
мотивация для будущих
свершений отечественной
космонавтики. Как устроен
современный космодром?
Труд конструкторов,
инженеров, летчиков и
других специалистов
открывает для страны и всего
человечества новые
горизонты.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству,
историческая память»
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
28
Как мусор
получает «вторую
жизнь»?
Технологии
переработки
1
Состояние планеты — личная
ответственность каждого
человека. Почему об
экологии должен заботиться
каждый человек?
Неосознанное потребление
как причина роста количества
мусора. Климатические
изменения, загрязнение
окружающей среды. Развитие
системы переработки отходов
и роль государства в этом
процессе. Какие полезные
привычки необходимо
сформировать у себя?
Формирующиеся ценности:
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
29
Что значит
работать в
команде? Сила
команды. Ко Дню
труда
1
Команда — это друзья и
единомышленники, где
каждый вносит свой
значимый вклад в общее дело
и помогает добиться успеха.
Развитие умения слышать
друг друга и трудиться
вместе. Умение слышать и
трудиться сообща, разделять
успех и вместе переживать
неудачу. Примеры
коллективной работы в
истории страны.
Формирующиеся ценности:
коллективизм,
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
30
Песни о войне. Ко
Дню Победы
1
Военные песни как способ
отражения истории народа.
Влияние песни на чувство
сопричастности истории
народа, сохранение памяти о
Великой Отечественной
войне последующими
поколениями. Как песни
передают чувства, эмоции и
переживания создателей?
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
историческая память и
преемственность поколений
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/
31
Ценности, которые
нас объединяют
1
Занятие проходит по итогам
всех занятий года. Ценности
— это ориентир, который
помогает поступать
правильно и ответственно.
Традиционные ценности
помогают чувствовать себя
частью народа, способствуют
укреплению общества и
развитию страны.
Следование ценностям
помогает человеку
развиваться и достигать
успеха. Уникальность
каждого человека и опыт
разных поколений обогащают
общество, но только в
сочетании с единством,
взаимопомощью и уважением
друг к другу существует
сильный и сплоченный
народ.
Формирующиеся ценности:
традиционные российские
духовно-нравственные
ценности
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий
https://разгово
рыоважном.рф
/