РП профориентация 10-11 класс

2

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................. 3
Цель и задачи изучения курса ................................................................................. 4
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ............................................................... 3
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ........ 20
Личностные ...................................................................................................... 20
Метапредметные .............................................................................................. 22
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .......................................................... 25
10- й класс ............................................................................................................ 25
11- й класс .......................................................................................................... 27

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................... 32
4.1. Информационно–методические условия реализации программы....... 32
4.2. Информационные образовательные ресурсы ........................................ 34
4.3. Материально–технические условия реализации программы ............... 39
5. ПРИЛОЖЕНИЕ ................................................................................................. 40

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои
горизонты» (далее – Рабочая программа) составлена на основе примерной
рабочей программы курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
для основного и среднего общего образования.
Рабочая программа реализуется в рамках реализации профессионального
минимума в 10–11-х классах с учетом возможностей МАОУ Чернокоровской
СОШ. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год в каждом классе.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральным законом от
24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
 приказом
Минпросвещения
России
от
17.05.2012
№ 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказом
Минпросвещения от 12.08.2022 № 732);
 приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования» (с изменениями, внесенными приказами Минпросвещения России
от 01.02.2024 № 62, от 19.03.2024 № 171, от 09.10.2024 № 704);
 приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
 СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача
от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача
от 28.01.2021 № 2;
 Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума в образовательных организациях РФ, реализующих образовательные

4

программы основного общего и среднего общего образования, и Порядком
реализации профориентационного минимума в образовательных организациях
РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования, направленными письмами Минпросвещения России
от 17.08.2023 № ДГ-1773/05, от 21.02.2024 № АЗ-323/05;
 Методическими
рекомендациями по организации внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального общего и
основного общего образования, направленными письмом Минпросвещения
России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;
 Методическими рекомендациями по реализации проекта «Билет в
будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6–11-х классов
образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования;
 планом внеурочной деятельности основного общего образования
МАОУ Чернокоровской СОШ на 2025-2026 учебный год;
 рабочей программой воспитания Лицея.
Данная рабочая программа разработана с целью реализации комплексной
и систематической профориентационной работы для обучающихся 10–11х классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта
«Билет в будущее».
Участие школы во Всероссийском проекте «Билет в будущее» –
современный и эффективный вариант реализации профориентационной работы
в школе. Мероприятия программы обеспечивают содействие самоопределению
обучающихся школы через сочетание мотивационно-активизирующего,
информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностикоконсультативного подходов к формированию готовности к профессиональному
самоопределению и вовлечению всех участников образовательного процесса.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности.
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению
(ГПС) обучающихся 10–11-х классов.
Задачи:
 содействовать профессиональному самоопределению обучающихся;
 сформировать индивидуальные рекомендации для обучающихся по
построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от
интересов, способностей, доступных им возможностей;
 информировать обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными и

5

востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики
РФ);
 формировать у обучающихся навыки и умения карьерной грамотности
и другие компетенции, необходимые для осуществления всех этапов карьерной
самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого
опыта,
активного
освоения
ресурсов
территориальной
среды
профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения
профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной
образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом
имеющихся компетенций и возможностей среды;
 формировать ценностное отношение к труду как основному способу
достижения
жизненного
благополучия,
залогу
его
успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне.
Данная Рабочая программа разработана с учетом преемственности задач
профориентации при переходе обучающихся 10–11-х классов из класса в класс
и из основной школы в среднюю.
Формы проведения занятий: беседы, дискуссии, мастер-классы,
экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных
профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры,
консультации педагога и психолога.
Данная программа составлена с учетом федеральной рабочей программы
воспитания, рабочей программы воспитания Лицея. Это позволяет на практике
соединить
обучающую
и
воспитательную
деятельность
педагога,
ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие учащегося. Это проявляется в следующем:
 приоритете
личностных
результатов
реализации
программы
внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в
федеральной рабочей программе воспитания;
 возможности включения школьников в деятельность, организуемую
Лицеем в рамках курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» и
программы воспитания;
 возможности проведения единых и общих тематических занятий в
разновозрастных группах, организованных для профориентационной
деятельности;
 интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих
большую их вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми
деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых
общностей.

6

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты, мои
достижения» – 1 час
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального
развития. Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях страны.
Разделение труда как условие его эффективности. Разнообразие отраслей.
Цели и возможности курса “Россия - мои горизонты”, виды занятий, основные
образовательные
формы,
правила
взаимодействия.
Платформа «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/ , возможности личного
кабинета обучающегося.
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое
будущее» – 1 час
10- й класс. Структура высшего образования, укрупненные группы
специальностей
и
направлений
подготовки
(УГСН).
Варианты образования и карьерного пути.
11- й класс. Различные жизненные сценарии и профессиональные пути
после
окончания
школы.
Персональный
карьерный
путь
–
выбор
и
развитие.
Приемы
построения
маршрутов
карьерного
развития.
Выбор образовательной организации: образовательной организации высшего
образования (ООВО), профессиональной образовательной организации (ПОО)
как первого шага для формирования персонального образовательнопрофессионального маршрута.
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» –
1 час
Составляющие готовности к профессиональному выбору, особенности
диагностик для самостоятельного прохождения на платформе «Билет в
будущее» https://bvbinfo.ru/. 10 класс – диагностика «Мои интересы». 11 класс –
диагностика «Мои ориентиры».
Тема 4. Россия аграрная: растениеводство, садоводство – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике
нашей страны. Достижения России в отраслях аграрной сферы, актуальные
задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования. Рассматриваются такие направления как:
полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, лесоводство.

7

10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в сфере сельского хозяйства. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
отраслей растениеводство и садоводство.
Тема 5. Россия индустриальная: атомная промышленность – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в
экономике нашей страны. Достижения России в сфере атомной
промышленности, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейший
работодатель
отрасли
корпорация
"Росатом",
географическая
представленность корпорации, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества, характерные для
профессий в атомной отрасли и возможности построения карьеры.
Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для корпорации Росатом.
Тема 6. Практико-ориентированное занятие — 1 час
Занятие посвящено «формуле профессии» - схеме описания профессии,
созданной для облегчения поиска профессии по критериям: предмет
профессиональной деятельности, направление дополнительного образования,
условия работы, школьные предметы, личные качества, цели и ценности, а
также компетенции.
Тема 7. Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное
питание – 1 час
Продолжение знакомства обучающихся с ролью сельского хозяйства в
экономике нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях
аграрной сферы, актуальные задачи и перспективы развития. Особенности
работодателей, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
Рассматриваются
такие
направления,
как
пищевая
промышленность и общественное питание.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в аграрной сфере. Возможности высшего и среднего
профессионального
образования
в
подготовке
специалистов
для
рассматриваемых отраслей.
Тема 8. Россия здоровая: биотехнологии, экология – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью рассматриваемых отраслей в
экономике нашей страны. Достижения России в отраслях «биотехнологии»,
«экология», актуальные задачи и перспективы развития. Особенности

8

работодателей,
их
географическая
представленность,
перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в сфере здоровья. Возможности высшего и среднего
профессионального
образования
в
подготовке
специалистов
для
рассматриваемых.
Тема 9. Россия безопасная: полиция, противопожарная служба,
служба спасения, охрана – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью служб безопасности в экономике
нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях, актуальные
задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
Рассматриваются
такие
направления,
как
полиция,
противопожарная служба, служба спасения, охрана.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в службах безопасности. Возможности высшего и среднего
профессионального
образования
в
подготовке
специалистов
для
рассматриваемых отраслей.
Тема 10. Практико-ориентированное занятие – 1 час
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в
изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): пищевая
промышленность и общественное питание; биотехнологии и экология.
Тема 11. Россия комфортная: транспорт – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи
и перспективы развития. Крупнейшие работодатели в отрасли «Транспорт», их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.

9

10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в сфере отрасли. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли.
Тема 12. Россия здоровая: медицина и фармация – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике
нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и
перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Рассматриваются такие направления, как медицина и фармация.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в сфере здравоохранения. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
отраслей медицина и фармация.
Тема 13. Россия деловая: предпринимательство – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью деловой сферы в экономике нашей
страны. Достижения России в отрасли предпринимательства, актуальные
задачи и перспективы развития. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Рассматриваются такие направления, как предпринимательство.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в деловой сфере. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли
«предпринимательство».
Тема 14. Россия комфортная: энергетика – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью энергетики в экономике нашей страны.
Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития.
Крупнейшие
работодатели,
их
географическая
представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в энергетике. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли.
Тема 15. Практико-ориентированное занятие – 1 час
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в
изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной

10

организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): транспорт и
энергетика; медицина и фармация; предпринимательство.
Тема 16. Проектное занятие – 1 час
Обучающиеся переходят от знакомства с информацией и выполнения
упражнений к более активному проектированию собственной деятельности и
поиску ответов на свои вопросы, связанные с профориентацией. Занятие
посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с
особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми
взрослыми). В зависимости от возраста ученики готовят более узкий или более
широкий список вопросов для беседы и знакомятся с правилами и
особенностями
проведения
интервью.
Материалы занятия могут быть использованы учениками в самостоятельной
деятельности.
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее»
– 1 час
10- й класс. Личностные особенности и выбор профессии. Формирование
представлений о значимости личностных качеств в жизни человека и в его
профессиональном становлении. Повышение мотивации к самопознанию,
пониманию своих преимуществ и дефицитов в рамках отдельных
профессиональных обязанностей. Средства компенсации личностных
особенностей, затрудняющих профессиональное развитие и становление.
Обсуждение темы универсальных компетенций, их влияние на
профессиональное становление профессионала.
11- й класс. Профессиональные склонности и профильность обучения.
Роль профессиональных интересов в выборе профессиональной деятельности и
профильности общего обучения, дополнительное образование. Персонализация
образования. Способы самодиагностики профессиональных интересов,
индивидуальные различия и выбор профессии. Повышение мотивации к
самопознанию, профессиональному самоопределению. Анонс возможности
самостоятельного участия в диагностике профессиональных интересов и их
возможного соотнесения с профильностью обучения «Мои качества».
Тема 18. Россия индустриальная: добыча и переработка – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в
экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых отраслях,
актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.

11

Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как
добыча и переработка.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
отраслей добычи и переработки.
Тема 19. Россия индустриальная: легкая промышленность – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике
нашей страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы
развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
легкой промышленности.
Тема 20. Россия умная: наука и образование – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике
нашей страны. Достижения России в отраслях науки и образования, актуальные
задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в науке и образовании. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для изучаемых
отраслей.
Тема 21. Практико-ориентированное занятие – 1 час
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в
изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): добыча и
переработка, легкая промышленность; наука и образование.

12

Тема 22. Россия индустриальная: тяжелая промышленность,
машиностроение – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью тяжелой промышленности и
машиностроения в экономике нашей страны. Достижения России в тяжелой
промышленности и машиностроении, актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
тяжелой промышленности и машиностроения.
Тема 23. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в
экономике нашей страны. Достижения России в отраслях военнопромышленного комплекса, актуальные задачи и перспективы развития.
Крупнейшие
работодатели,
их
географическая
представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в отрасли. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для военнопромышленного комплекса.
Тема 24. Практико-ориентированное занятие – 1 час
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в
изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): тяжелая
промышленность и машиностроение; военно-промышленный комплекс.
Тема 25. Россия умная: программирование и телекоммуникации – 1
час
Знакомство
обучающихся
с
ролью
программирования
и
телекоммуникаций в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях
программирования и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы

13

развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в программировании и телекоммуникации. Возможности
высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для изучаемых отраслей.
Тема 26. Россия комфортная: строительство и архитектура – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью строительства и архитектуры в
экономике нашей страны. Достижения России в отраслях строительства и
архитектуры, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие
работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность
в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в изучаемых отраслях. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей
строительства и архитектуры.
Тема 27. Практико-ориентированное занятие – 1 час
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в
изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий из отраслей (на выбор):
программирование и телекоммуникации; строительство и архитектура.
Тема 28. Россия социальная: сервис и туризм – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в экономике
нашей страны. Достижения России в сервисе и туризме, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в социальной сфере. Возможности высшего и среднего

14

профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей
сервиса и туризма.
Тема 29. Россия креативная: искусство и дизайн – 1 час
Знакомство обучающихся с ролью креативной сферы в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях искусства и дизайна, актуальные задачи
и перспективы развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в креативной сфере. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для искусства и
дизайна.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие – 1 час
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в
изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): сервис и туризм;
искусство и дизайн.
Тема 31. Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика – 1
час
Знакомство обучающихся с ролью животноводства, селекции и генетики
в экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых, актуальные
задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в сфере сельского хозяйства. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
животноводства, селекции и генетики.
Тема 32. Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская
оборона – 1 час

15

Знакомство обучающихся с отраслями «вооружённые силы, гражданская
оборона» в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях,
актуальные задачи и перспективы развития. Государство как работодатель,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
10–11-е классы. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для вооруженных сил и гражданской
обороны.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие – 1 час
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в
изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): животноводство,
селекция и генетика; вооруженные силы, гражданская оборона.
Тема 34. Рефлексивное занятие – 1 час
Итоги изучения курса за год. Что было самым важные и впечатляющим.
Какие действия в области выбора профессии совершили ученики за год (в
урочной и внеурочной деятельности, практико-ориентированном модуле,
дополнительном образовании и т. д.). Самооценка собственных результатов.
Оценка курса обучающимися, их предложения.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
2.1. Личностные результаты
Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
По основным направлениям воспитания:
 гражданское: неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
готовность
к разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи;
 патриотическое: осознание российской гражданской идентичности
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса

16

к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России;
 духовно-нравственное: ориентация на моральные ценности и нормы
в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение
и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства;
 эстетическое: восприимчивость к разным видам искусства, традициям
и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства;
 физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя
и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние свое
и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека;
 трудовое: осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей;
 экологическое: повышение уровня экологической культуры; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 ценность научного познания: овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной

17

и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
 потребность во взаимодействии в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
 потребность в действии в условиях неопределенности, в повышении
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
 необходимость в формировании новых знаний, умений связывать
образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях,
в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний
и компетенций, планирование своего развития;
 умение
оперировать
основными
понятиями,
терминами
и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать
и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои
действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
 способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой
и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер;
 оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения
и действия;
 формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;
 быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
2.2. Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
 выявлять
и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учетом
предложенной
задачи
выявлять
закономерности
и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

18

предлагать
критерии
для
выявления
закономерностей
и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений
и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях;
 самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий
с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
 формировать
гипотезу об истинности собственных суждений
и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
 воспринимать
и формулировать
суждения, выражать эмоции


19

в соответствии с целями и условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности
и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

20

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться
в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
 объяснять
причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить
себя на место другого человека, понимать мотивы
и намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать все вокруг.

21

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10- й КЛАСС

№
раздела/
темы

Наименование раздела/темы

Количество
часов,
отводимых
на освоение
каждой темы

ЭОР

1

Установочное занятие «Моя Россия – мои
горизонты, мои достижения»

1

bvbinfo.ru

2

Тематическое профориентационное занятие
«Открой свое будущее»

1

bvbinfo.ru

3

Тематическое профориентационное занятие
«Познаю себя»

1

bvbinfo.ru

4

Россия аграрная: растениеводство, садоводство

1

bvbinfo.ru

5

Россия индустриальная: атомная промышленность

1

bvbinfo.ru

6

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

7

Россия аграрная: пищевая промышленность и
общественное питание

1

bvbinfo.ru

8

Россия здоровая: биотехнологии, экология

1

bvbinfo.ru

9

Россия безопасная: полиция, противопожарная
служба, служба спасения, охрана

1

bvbinfo.ru

10

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

11

Россия комфортная: транспорт

1

bvbinfo.ru

12

Россия здоровая: медицина и фармация

1

bvbinfo.ru

13

Россия деловая: предпринимательство

1

bvbinfo.ru

14

Россия комфортная: энергетика

1

bvbinfo.ru

15

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

16

Проектное занятие

1

bvbinfo.ru

17

Профориентационное тематическое занятие «Мое
будущее»

1

bvbinfo.ru

18

Россия индустриальная: добыча и переработка

1

bvbinfo.ru

19

Россия индустриальная: легкая промышленность

1

bvbinfo.ru

22

20

Россия умная: наука и образование

1

bvbinfo.ru

21

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

22

Россия индустриальная: тяжелая промышленность,
машиностроение

1

bvbinfo.ru

23

Россия безопасная: военно-промышленный
комплекс

1

bvbinfo.ru

24

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

25

Россия умная: программирование и
телекоммуникации

1

bvbinfo.ru

26

Россия комфортная:
строительство и архитектура

1

bvbinfo.ru

27

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

28

Россия социальная: сервис и туризм

1

bvbinfo.ru

29

Россия креативная: искусство и дизайн

1

bvbinfo.ru

30

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

31

Россия аграрная: животноводство, селекция и
генетика

1

bvbinfo.ru

32

Россия безопасная: вооруженные силы,
гражданская оборона

1

bvbinfo.ru

33

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

34

Рефлексивное занятие

1

bvbinfo.ru

Итого за учебный год

34

11- й КЛАСС

№
раздела/
темы

Наименование раздела/темы

Количество
часов,
отводимых на
освоение
каждой темы

ЭОР

1

Установочное занятие «Моя Россия – мои
горизонты, мои достижения»

1

bvbinfo.ru

2

Тематическое профориентационное занятие
«Открой свое будущее»

1

bvbinfo.ru

23

3

Тематическое профориентационное занятие
«Познаю себя»

1

bvbinfo.ru

4

Россия аграрная: растениеводство, садоводство

1

bvbinfo.ru

5

Россия индустриальная: атомная промышленность

1

bvbinfo.ru

6

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

7

Россия аграрная: пищевая промышленность и
общественное питание

1

bvbinfo.ru

8

Россия здоровая: биотехнологии, экология

1

bvbinfo.ru

9

Россия безопасная: полиция, противопожарная
служба, служба спасения, охрана

1

bvbinfo.ru

10

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

11

Россия комфортная: транспорт

1

bvbinfo.ru

12

Россия здоровая: медицина и фармация

1

bvbinfo.ru

13

Россия деловая: предпринимательство

1

bvbinfo.ru

14

Россия комфортная: энергетика

1

bvbinfo.ru

15

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

16

Проектное занятие

1

bvbinfo.ru

17

Профориентационное тематическое занятие «Мое
будущее»

1

bvbinfo.ru

18

Россия индустриальная: добыча и переработка

1

bvbinfo.ru

19

Россия индустриальная: легкая промышленность

1

bvbinfo.ru

20

Россия умная: наука и образование

1

bvbinfo.ru

21

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

22

Россия индустриальная: тяжелая
промышленность, машиностроение

1

bvbinfo.ru

23

Россия безопасная: военно-промышленный
комплекс

1

bvbinfo.ru

24

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

25

Россия умная: программирование и
телекоммуникации

1

bvbinfo.ru

26

Россия комфортная:
строительство и архитектура

1

bvbinfo.ru

24

27

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

28

Россия социальная: сервис и туризм

1

bvbinfo.ru

29

Россия креативная: искусство и дизайн

1

bvbinfo.ru

30

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

31

Россия аграрная: животноводство, селекция и
генетика

1

bvbinfo.ru

32

Россия безопасная: вооруженные силы,
гражданская оборона

1

bvbinfo.ru

33

Практико-ориентированное занятие

1

bvbinfo.ru

34

Рефлексивное занятие

1

bvbinfo.ru

Итого за учебный год

34

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Информационно–методические условия реализации Программы

№
п/п
1

2

Наименование объектов
и средств материально–
технического
обеспечения
Интерактивный
комплекс «Smart Board»
с программным
обеспечением Windows
XР и программа
Microsoft Office–Power
Point.
Информационные
источники

Дидактическое описание
Используется учителем, обучающимися в соответствии с
планируемой потребностью учителя и обучающихся

http://www.abiturcenter.ru
http://baby–scool.narod.ru/media/book/metod/progr.html/
http://anstars.ru/load/28/

Электронный предмет– Адрес сайта: http://digital.1september.ru/
но– методический
журнал «Школьный
психолог», «Управление
школой» с приложением
(презентации,
раздаточные материалы,
образовательное видео)

25

3

Учебно–наглядные пособия

3.1 Таблицы:

3.2 Схемы:

3.3 Индивидуальный
дидактический,
раздаточный материал:

3.4 Диагностические
материалы

Как эффективно действовать в процессе собеседования
Матрица профессионального выбора
Крупнейшие предприятия на территории Омской области
(по отраслям)
Психологическая карта характера
Соответствие результатов диагностики профилям обучения
Десять шагов к уверенности в себе
Мир профессионального образования
Мотивы выбора профессии
Порядок действий при проектировании профессионального
пути Слагаемые успеха–«Хочу», «Могу», «Надо»
Формула профессии Требование к резюме
Формы профессионального образования
Описание профессий
Медицинские ограничения профессиональной пригодности
Схема анализа профессий
Различные типы интеллекта
Акцентуация характера и профессия
Анкета «Ориентация» Методика «Профиль»
Опросник профессиональных предпочтений Дж.Голланда
Методика «Кто я?»
Анкета «Здоровье» Методика 10 слов Р.А. Лурия
Лингвистический и математический субтест Г. Айзенка
Тест коммуникабельности «Можете ли вы работать с
людьми?» Тест технического мышления Беннета
Методика «Мир профессий и профессиональные
требования» Тест «Границы вашей решительности»
Тест «Ваш творческий потенциал»
Личностный опросник, методика полярных профилей
Методика «Определение предпочтительного типа будущей
профессии» (Е.А. Климов)
Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши
Методика «Цель–Средство–Результат» (ЦСР)
Мини–тест «Мои ценности»
Тест определения типа темперамента Г.Айзенка
Анкета «Типы интеллекта»
Опросник «Вегетативная лабильность»
Методика уровня профессиональной готовности
(А.П.Чернявская)
Опросник статуса профессиональной идентичности А.А.
Азбель
Опросник «Тип мышления» Г.В. Резапкина.

Электронные образовательные и информационные ресурсы
1

СD

Занятия, тренинги, разработка уроков. Издательство

26

2

Учитель. Программа компьютерной обработки блока
психологических тестов. Диагностика умственных
способностей школьника. Версия 1.0. Амалтея.
Программа «Психологический мониторинг»

4.2. Информационные образовательные ресурсы
Литература:
1. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация
школьников. Источник: https://f.eruditor.one/file/383311/ (дата обращения
12.05.2025).
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.
Источник: https://f.eruditor.one/file/97850/ (дата обращения 12.05.2025).
3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры. упражнения,
опросники (8-11 классы). Источник: https://f.eruditor.one/file/172124/ (дата
обращения 12.05.2025).
4. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Образовательно-профессиональное
самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном
обучении. Источник: https://f.eruditor.one/file/218949/ (дата обращения
12.05.2025).
Издания периодической печати:
1. Арюкова, Е.А. Профориентационная составляющая проектно–
исследовательской деятельности / Е.А. Арюкова, Е.С. Земскова // Химия в
школе. — 2021. — № 5. — С. 61–64.
2. Атлас профессий будущего и востребованных навыков // Управление
современной школой. Завуч. — 2021. — № 1. — С. 103–124.
3. Ахмадеева, М.С. Профориентационный веб — квест «В поисках
новых открытий» / М.С. Ахмадеева, О.В. Шевчук // Методист. – 2021. - № 2. –
С. 38–40. – Система работы по ранней профориентации.
4. Безверхая, О.В. Модель управления ценностно–профессиональным
самоопределением учащихся на основе сценарного подхода / О.В. Безверхая,
О.Н. Бойко // Упр. качеством образования: теория и практика эффект.
администрирования. — 2021. — № 6. — С. 69–95.
5. Березина, А. В. Дорожная карта: профориентационная работа с детьми
и подростками в библиотеке / А.В. Березина, Н.Г. Малахова, С.С. Кукушкина //
Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2021. - № 11. – С. 73 - 135.
6. Березина, А.В. Дорожная карта: профориентационная работа с детьми
и подростками в библиотеке / А. В. Березина, Н. Г. Малахова, С. С. Кукушкина
// Школьная библиотека: сегодня и завтра. — 2021. — № 10. — С. 6 — 72.

27

7. Боловцова, Ю.А. Практика проведения педагогической мастерской
«Использование профориентационных социально–моделирующих игр в
воспитательной деятельности» / Ю.А. Боловцова // Методист. — 2021. — № 4.
— С. 12–14.
8. Валиева, А.Р. Инклюзивное образование как важный фактор
профессиональной ориентации выпускников образовательных учреждений с
ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.Р. Валиева // Управление
современной школой. Завуч. — 2021. — № 8. — С. 83–87.
9. Викторова,
Л.В.
Конкурс
«Юный
химик»
как
форма
профориентационной работы / Л.В. Викторова // Химия в школе. – 2021. - № 9.
– С. 62–65.
10. Гаритова, С.В. Выбор будущей профессии — важный шаг в жизни
человека / С. В. Гаритова // Методист. — 2021. — № 3. — С. 32–33. —
Подготовка обучающихся 9–х классов к жизненному и профессиональному
самоопределению.
11. Гребёнкина, Т.С. Как помочь учащимся найти свой путь /
Т.С. Гребёнкина // Химия в школе. — 2021. — № 7. — С. 2–3.
12. Ермохина, О. Опыт профориентационной работы с воспитанниками /
О. Ермохина // Беспризорник. — 2021. — № 2. — С. 38–42.
13. Зубкова, Н. Встреча с людьми разных профессий / Н. Зубкова //
Беспризорник. — 2021. — № 2. — С. 12–14.
14. Зубов, Э.Р. Профориентационная работа как средство преодоления
кадрового дефицита среднего медицинского персонала [Текст] / Э.Р. Зубов,
О.В. Новикова // Среднее проф. образование. — 2020. — № 2. — С. 46–48.
15. Иванова, О.В. Творческий проект как средство профессионального
самоопределения обучающихся [Текст] / О. В. Иванова // Шк. и пр–во. — 2021.
— № 7. — С. 27–30. — Вышивка «блэкворк» на изделиях из кожи.
16. Идт, Е.В. Метод проектов во внеучебной работе по физике как
средство профессиональной ориентации старших школьников [Текст] /
Е.В. Идт // Исследовательская работа школьников. — 2021. — № 1. — С. 43–45.
17. Ильина,
А.В.
Нормативное
обеспечение
организации
профессиональной ориентации школьников. / А.В. Ильина, А.В. Коптелов,
С.А. Ларюшкин // Методист. — 2020. — № 4. — С. 38–51.
18. Карташова, Е.Ю. Социальный проект «Успех в твоих руках!» и его
вклад в профессиональное самоопределение школьников / Е.Ю. Карташова,
В.Ю. Ерохина, И. В. Иванова // Методист. – 2021. – № 4. – С. 28–33.
19. Киселёв, С.М. Профориентационная работа с обучающимися и их
родителями – основа предпрофессиональной подготовки / С.М. Киселёв // Доп.
образование и воспитание. — 2020. — № 6. — С. 54–55.

28

20. Коморова, И.В. Выбор профессии – дело серьезное / И. В. Коморова //
Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 8. — С. 27–31.
21. Коморова,
И.В.
Выбор
профессии
–
дело
серьезное:
профориентационная игра по мотивам игры «Форт Бойярд» / И.В. Коморова //
Доп. образование и воспитание. – 2021. – № 1. – С. 46–48.
22. Конкурсное движение как инструмент профориентации молодежи /
А.В. Койвунен [и др.] // Упр. качеством образования: теория и практика эффект.
администрирования. — 2021. — № 5. — С. 58–64.
23. Королёв, А.В. Организация профориентационной работы с
использованием предметных знаний / А.В. Королёв, С.О. Пустовит // Химия в
школе. — 2020. — № 3. — С. 63–70.
24. Кропивянская,
С.О.
К
вопросу
об
эффективности
профориентационной работы в современной школе / С.О. Кропивянская // Шк.
и пр–во. — 2020. — № 5. — С. 49–57.
25. Кунафина, Ю.И. О профессиональной ориентации на уроках биологии
/ Ю.И. Кунафина // Биология в школе. — 2020. — № 2. — С. 51–55.
26. Майорова, Г.В. Залог успешного завтра: от интересов ребенка к
профессиональному пути / Г.В. Майорова // Доп. образование и воспитание. –
2021. – № 1. – С. 33–36.
27. Майорова, Г.В. Залог успешного завтра: от интересов ребенка к
профессиональному пути / Г.В. Майорова // Доп. образование и воспитание. —
2020. — № 9. — С. 26–29.
28. Макушкин, О.В. Деловая игра «Бизнес — квест: лето профи» /
О.В. Макушкин, Л.А. Колоцей, А.И. Сорокин // Доп. образование и воспитание.
— 2020. — № 12. — С. 55–59. — Участники: дети 11–16 лет.
29. Мелетичев, В.В. Профессиональные склонности и мотивация
обучающихся как условие успешности выбора и освоения профессии [Текст] /
В.В. Мелетичев, Е.В. Харитонова // Педагогика. — 2020. — № 1. — С. 87–93.
30. Модель
«Траектория
ответственного
поиска»
(внеурочная
деятельность как ресурс профессиональной ориентации учащихся основной
школы) / Т.М. Прокофьева [и др.] // Упр. качеством образования: теория и
практика эффект. администрирования. — 2020. — № 1. — С. 38–63.
31. Мялицына, Е.В. Профессиональные пробы как ориентир для
профессионального самоопределения / Е.В. Мялицына // Управление
современной школой. Завуч. — 2021. — № 6. — С. 61–70.
32. Насипова, Д.А. Выявление фасилитирующих обстоятельств
профессионального самоопределения / Д.А. Насипова // Педагогика. — 2021. —
№ 1. — С. 86–97.

29

33. Павлова, Ю. Деловая игра «Дороги, которые мы выбираем» /
Ю. Павлова // Беспризорник. — 2020. — № 5. — С. 44–46.
34. Попова, Е.А. Резюме как метод профессионального самоопределения
обучающегося / Е.А. Попова // Иностр. яз. в шк. — 2021. — № 7. — С. 25–32. —
Изучение темы «Работа и трудоустройство» на занятиях в старших классах.
35. Савкина, М.В. Тематическая вечеринка «Профориентационный
маскарад» / М.В. Савкина // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 10.
— С. 46–48.
36. Савкина, М.В. Игровой профориентационный тренинг «Выбери
правильный маршрут!» / М.В. Савкина // Доп. образование и воспитание. —
2020. — № 12. — С. 40–43. — Библиогр. в конце ст.
37. Савчук,
Н.В.
Опыт
применения
современных
методов
профориентационной работы на уровне основного общего образования [Текст]
/ Н.В. Савчук // Методист. — 2021. — № 9. — С. 45–47.
38. Сергеев, И.С. Прогноз развития системы профессиональной
ориентации в условиях цифровой трансформации / И.С. Сергеев, Д.А. Махотин,
В.Н. Пронькин, Н.Ф. Родичев // Педагогика. — 2021. — № 7. — С. 5–19.
39. Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и
перспективы развития / В.В. Афанасьев [и др.] // Инновационные проекты и
программы в образовании. — 2021. — № 1. — С. 6–16.
40. Соловьева, Д. Профориентация: как наверстать упущенное с помощью
интернет — сервисов / Д. Соловьева // Справочник классного руководителя. –
2021. - № 3. – С. 66–73.
41. Тихонова, Е.В. Сегодня и всегда: в центре внимания — воспитание /
Е.В. Тихонова, Ю. В. Сальникова // Методист. — 2020. — № 6. — С. 15–20.
42. Усова, С.Н. Профориентационная работа в пространстве внеурочной
деятельности: смешанные форматы и современные технологии [Текст] /
С.Н. Усова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. —
№ 3. — С. 25–29.
43. Фатнева, Е.А. Методы и формы профессиональной ориентации
обучающихся на уровне среднего общего образования / Е.А. Фатнева //
Методист. — 2021. — № 2. — С. 5–8.
44. Фирменное обучение как система ранней профориентационной
работы с обучающимися / В.В. Баишев [и др.] // Методист. — 2021. — № 7. —
С. 32–35.
45. Черных, С.А. Комплексное взаимодействие психологов, педагогов,
родителей в работе по профессиональному самоопределению обучающихся в
системе дополнительного образования детей и молодёжи [Текст] / С.А. Черных,
М.Г. Мищенко, Е.М. Манойленко // Методист. — 2021. — № 8. — С. 29–31.

30

Интернет–ресурсы для ученика
https://москва.профориентация.рф/ - Сайт Центра тестирования МГУ
«Гуманитарные технологии». Рекомендации школьникам по выбору профессии и учебного
заведения. Информация о школах и вузах.
https://abiturcenter.narod.ru/ - Учебно-научный центр довузовского образования. Портал для
абитуриентов. Справочник абитуриента. On–line тесты для абитуриентов и старшеклассников и
др.
https://proforientator.ru/partners/detail.php?ID=5959
Портал
информационной поддержки Единого государственного экзамена.
https://elementy.ru/catalog/3444/Gosudarstvennyy_NII_informatsionnykh_tek
hnologiy_i_telekommunikatsiy_Informika_informika_ru/ - Государственный НИИ
информационных
технологий
и телекоммуникаций
(Информика).
Новости
образования, информация о конференциях, выставках, семинарах.
https://elementy.ru/catalog/t138/Obrazovanie - Информика. Каталог «Наука в Рунете».
Образование.
www.5balIov.ru - Образование в России и за рубежом. Информация о вузах, книжный
магазин, образовательные тесты, репетиционные версии вариантов ЕГЭ.
www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал. Образовательные
ресурсы для учителей, учеников и их родителей. Газета
«Первое сентября» и ее приложения. Правовая база.
www.auditorium.ru/
Портал «Гуманитарные науки». Система федеральных
образовательных порталов.
www.ed.vseved.ru - Справочно–поисковая система «Образование в России». Рейтинг
учебных заведений.
www.rabota.ru/ – сайт департамента Федеральной государственной службы занятости
населения. Информация о рынке труда, советы психолога и юриста, возможность записаться па
консультацию, банк вакансии и много другой полезной информации.
http://www.metodkabi.net.ru – методический кабинет по профориентации http://vse–professii/ –
справочник профессий
www.rabota.mail.ru – справочные материалы
www.students.ru – База вакансий, статьи по проблемам трудоустройства, возможность
подписки на интернет–рассылку новостей для поиска работы.

4.3. Материально-технические условия реализации Программы
Материально-техническое
обеспечение
необходимое для реализации Программы оборудование:








магнитно-маркерная доска – 1 шт.;
настенные часы – 1 шт.;
учебно-методический комплект материалов – 1 шт.;
ноутбук – 1 шт.;
мультимедиа-проектор – 1 шт.
экран – 1 шт.

включает

следующее

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».