1 Содержание I. Целевой раздел программы 3 1.1.Пояснительная записка 3 1.2.Цели и задачи реализации программы 3 1.2.1. Обязательной части программы 3 1.2.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений 4 1.3. Принципы и подходы к формированию программы 4 1.3.1. Обязательной части программы 4 1.3.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений 6 1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе 8 характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 1.5. Планируемые результаты освоения программы 10 1.5.1. Обязательной части программы 10 1.5.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений 11 II. Содержательный раздел программы 11 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, 11 представленными в области физическое развитие в обязательной части программы 2.2. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, 15 представленными в области физическое развитиев части программы формируемой участниками образовательных отношений 2.3. Интеграция образовательных областей 21 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы в обязательной части 22 программы и части формируемой участниками образовательных отношений 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями 24 воспитанников III. Организационный раздел программы 30 3.1. Материально-техническое обеспечение в обязательной части программы и части 30 формируемой участниками образовательных отношений 3.2.Обеспечение методическими материала и средствами обучения и воспитания 31 3.3. Распорядок и режим дня 32 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в обязательной 39 части программы и части формируемой участниками образовательных отношений 3.5. Особенности организации предметно-пространственной среды 2 42 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1.Пояснительная записка 1.1 Пояснительная записка Рабочая программа (далее-Программа) разработана в соответствии с основной образовательной учреждение программой Муниципальное Чернокоровская средняя автономное общеобразовательное общеобразовательная школа группа общеразвивающей направленности, далее (школа, ГОН) с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов сохранения и укрепления здоровья детей. Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ от 17 октября 2013 года № 1155) и Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Полноценное физическое развитие ребёнка дошкольного возраста - это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений; развитие интереса к различным, доступным нравственно-волевых ребенку черт видам характера движений; личности; воспитание содействие в положительных стимулировании деятельности сердечно -сосудистой и дыхательной систем, в формировании опорнодвигательного аппарата, как основу правильной осанки. Большое значение для развития дошкольника приобретают занятия физической культуры не только в зале, но и на улице, они являются одним из средств закаливания и профилактики заболеваний. Данная программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основному направлению – «Физическое развитие». 1.2 Цели и задачи реализации программы 1.2.1 Обязательной части программы Цель программы: построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников педагогического процесса, обеспечивающей оптимальные условия для перехода на новый, более высокий уровень работы по физическому развитию детей, формированию у них физических способностей и качеств с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и склонностей, обеспечивающей охрану и укрепление здоровья, формирование основ здорового образа жизни. Для достижения цели программы первостепенное значение имеет решение следующих задач: - развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации; 3 - накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье); - формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; - воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка - формирование ценностей здорового образа жизни. 1.2.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений Часть программы, формируемой участниками образовательных отношений реализуется с учётом парциальной программы физического развития детей дошкольного возраста «Малыши крепыши» (О.В. Бережнова, В.В. Бойко). Цель: Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование привычки к здоровому образу жизни, развитие его физических качеств и совершенствование двигательных навыков. Задачи: - приобретение детьми опыта в двигательной деятельности (выполнение упражнений, нацеленных на развитие координации гибкости); - формирование начальных представлении о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей ЗОЖ; - создание условий для укрепления и охраны здоровья детей; - приобщение детей к физической культуре. 1.3 Принципы и подходы к формированию программы 1.3.1 Обязательная часть программа Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155; С использованием следующих нормативных правовых документов: -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. "Об утверждении Порядка организации и 4 осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; -Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; -Постановление Главного государственного санитарного врача СанПиНом 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Программа разработана с учетом: -Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду: Младшаягруппа». Принципы к формированию программы: -принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; -принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); -принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; -принцип культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании; -программа соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»); -обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников. Подходы: программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также интегративных качеств; -индивидуальный подход к воспитанию и обучению детей в школе ГОН, определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приёмов 5 и средств воспитания и обучения в соответствии с учётом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников; -деятельностный деятельности в общем взаимосвязанными подход направлен контексте мотивами и на организацию образовательного целями; видами целенаправленной процесса: ее деятельности структурой, (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребёнка при включении в образовательную деятельность; -культурно-исторический подход предусматривает развитие ребёнкапо двум линиям. Первая следует путём естественного созревания, вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаковое – символическими средствами, в первую очередь речью и языком; -проблемный подход предусматривает проектирование и реализацию деятельности образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между возможностями школы ГОН, интересами общества (запросами родителей) и потребностями ребёнка. 1.3.2 Части программы, формируемой участниками образовательных отношений Принципы: - принцип психологической комфортности: взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи; - принцип деятельности: основной акцент делается на организацию самостоятельных детских открытий в процессе разнообразных видов деятельности и активности детей (в первую очередь – двигательной, а также игровой, коммуникативной; педагог выступает прежде всего, как организатор образовательной деятельности; - принцип целостности: стратегия и тактика образовательной деятельности с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка (у ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, своих физических возможностях, ценностях здорового образа жизни); -принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории физического развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума; 6 - принцип творчества: образовательная деятельность ориентирована на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта двигательной деятельности и активности; - принцип вариативности: детям предоставляются возможности выбора видов двигательной активности, участников совместной деятельности, материалов и атрибутов, способа действия и др.; - принцип непрерывности: обеспечивается преемственность в содержании, технологиях и методах между дошкольными и начальным общим образованием, определяется дальняя перспектива физического развития. Подходы: - личностно – ориентированный подход, предусматривает организацию образовательного процесса с учётом того, что развитие личности ребёнка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно – ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учётом признания уникальности личности, её интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; - диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие её творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъектсубъектных отношений; - культурологический культуросообразного подход, содержания имеющий дошкольного высокий потенциал образования, позволяет в отборе выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребёнка с культурой, овладевая которой на уровне определённых средств, ребёнок становится субъектом культуры и её творцом; - социально-педагогический подход в воспитании и обучении в школе ГОН, предусматривает единство и согласованность действий социальных институтов воспитания ребёнка вне зависимости от их функционального предназначения в целях гармонизации взаимодействия ребёнка и социума.При этом социальный подход пронизывает все сферы жизнедеятельности ребёнка, связанные с переживанием им своего места в семье, группе и обществе и отношений с людьми, пониманием и преобразованием окружающего мира; - системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. 7 1.4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. ГОН функционирует в режиме 10,5 – часового пребывания воспитанников в период с 7-30 до 18-00 при 5- дневной рабочей неделе. Рабочая программа по физической культуре для детей 3-4 лет рассчитана на проведение 108 часов непрерывной образовательной деятельности в учебный год (3 раза в неделю), длительностью по 15 минут. Обязательная часть программы в содержательном отношении разработана с учётом основной общеобразовательной программы школы ГОН. Объём обязательной части программы составляет не менее 60% от её общего объёма. Объём части программы формируемой участниками образовательных отношений составляет не более 40%. Содержательные и организационные аспекты данной части ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей, художественно – эстетическое развитие воспитанников, поддержку инициативы и свободной спонтанной игры. Школа, ГОН расположена в селе Чернокоровском, Богдановичского района, Свердловской области. Природно-климатические, географические и экологические особенности села Чернокоровского, Свердловской области обусловлены тем, что село расположено на левом берегу реки Большой Калиновки. В 12 км. на юго-восток от административного цент округа – города Богдановича. Вдоль северного края проходит Сибирский тракт. Климатические условия связаны с тем, что село находится в зоне континентального климата с холодной и продолжительной зимой. Достаточно выгодное географическое положение (в том числе близость к региональному центру – 111 км, от города Екатеринбурга). В связи с этим, при планировании образовательного процесса предусмотрены вариативные режимы дня: холодный и теплый периоды. В содержании образования особое внимание уделяется миру природы, объектам неживой природы и природным явлениям с учетом специфики их протекания в данной местности, к животным и растениям, встречающимся в Богдановичском районе, а также ознакомлению детей с деятельностью сельских жителей в тот или иной сезон с учетом реальной климатической обстановки. В с.Чернокоровском, городском округе Богданович Свердловской области – развиты отрасли сельского хозяйства. Главные отрасли растениеводства: зерновое хозяйство, кормопроизводство, овощеводство и картофелеводство и т.д. Основные отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство, пчеловодство. В 12 км. от с.Чернокоровского находится ГО Богданович – промышленный город, образующее 8 предприятие ОАО «Огнеупоры». Завод производит кирпичи, необходимые для строительства огнеупорных печей для черной металлургии. В городе Богданович функционируют: комбикормовый завод, Комбинат строительных материалов, хлебозавод, предприятие «ВЭС» и т.д. Относительно неблагоприятная экологическая ситуация определяет необходимость вести углубленную работу экологической направленности. Национально-культурные и этнокультурные особенности Население с.Чернокоровского многонациональное. В результате миграционных процессов в селе значительно выросло количество этнически русских, бывших граждан государств СНГ. Но при этом в школе ГОН этнический состав семей воспитанников в основном имеет однородный характер, основной контингент - дети из русскоязычных семей. В содержании образовательной программы учитывается многонациональность, многоконфессиональность Уральского региона, культура народов региона (национальные обычаи и традиции). Исторически сложившиеся народы Среднего Урала - русские, удмурты, татары, башкиры, марийцы, чуваши. С учетом национально-культурных традиций народов Среднего Урала осуществлен отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора, народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством, народных игр, средств оздоровления. Особое внимание уделяется к формированию толерантного и уважительного отношения к людям другой национальности. И в то же время созданы условия для обеспечения возможности почувствовать гордость своей национальной принадлежности. Возрастные и индивидуальные особенности детей от 3 до 4 лет Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. 9 Учить энергично, отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно. Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать. 1.5 Планируемые результаты освоения программы. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; Воспитание культурно-гигиенических навыков; Сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни; Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); Сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. 1.5.1 Обязательной части программы Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров: - ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам; - способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной музыкальной деятельности; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах физкультурной деятельности, и прежде всего в спортивных играх; - владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуации; 10 - умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам,умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать; - у ребенка повышается способности к предварительному программированию как пространственных, так и временных параметров движений; после выполнения движений ребенок способен самостоятельно подключиться к анализу полученных результатов. - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; - ребенок при соответствующих условиях может быстро достигать высокого результата в точности выполнения сложных движений; - проявляет ответственность за начатое дело; - проявляет уважение к старшим и заботу о младших. 1.5.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений - Ребенок имеет представление о ценностях здоровья; - у ребёнка сформировано желание вести здоровый образ жизни; - имеет представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы; - ребенок знаком с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма, имеет представление о необходимости закаливания; - у ребенка наблюдается повышение выносливости к осуществлению динамической работы. II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в области физического развития в обязательной части программы. Содержательный раздел разработан и сформирован с учётом образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду: Младшая группа». Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и физическое развитие. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; 11 способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Конкретное содержание образовательной области соответствует примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Задачи по физической культуре: Продолжать развивать разнообразные вид движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская голов, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях. 12 Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно. Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать. Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него. Учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место. Учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой», и др.; выполнять правила в подвижных играх. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Подвижные игры. Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовать игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры с велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений. Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Примерный перечень основных движений, спортивных игр и упражнений Основные движения Ходьба. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами); в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом). Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина 15-20см., длина 2 – 2,5м.), по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба по наклонной доске (высота 30-35см.). Медленное кружение в обе стороны. 13 Бег. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25-50 см., длина 5-6 м.), по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место), бег с изменением темпа (в медленном темпе в течение 50-60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10м.). Катание, бросание, ловля, метание. Катание мяча (шарика) друг, другу, между предметами, в воротца (ширина 50-60 см.). Метание на дальность правой и левой рукой (к концу года на расстояние 2,5 -5м.), в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой (расстояние 1,5-2м.), в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2 м.) правой и левой рукой (расстояние 1-1,5м.). Ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 70-100см.). Бросание мяча вверх, вниз, об пол (землю), ловля его (2-3 раза подряд). Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м), между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие (высота 50см.), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5м.). Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед (расстояние 2-3м.), из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15-20 см., вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4-6 линий (поочередно через каждую); через предметы (высота 5см.); в длину с места через две линии (расстояние между ними 25-30 см.); в длину с места на расстояние не менее 40 см. Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; размыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево переступанием. Ритмическая гимнастика. Выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и цикличных движений под музыку. Общеразвивающие упражнения Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно, поочередно). Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед собой и отводить руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами. 14 Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворотом в стороны (вправовлево). Из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами, как при езде на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя захватывать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику (диаметр 6-8см.) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни. Спортивные игры и упражнения. Катание на санках. Катать на санках друг друга; кататься с невысокой горки. Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с поддержки взрослых. Ходьба на лыжах. Ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом; делать повороты на лыжах переступанием. Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу, с поворотами направо, налево. Подвижные игры С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках». С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку». С ползанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики». С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет». На ориентировку в пространстве, на внимание. «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано». 2.2 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в области физическое развитие в части программы, формируемой участниками образовательных отношений с описанием вариативных форм, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и 15 индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в обязательной. Таблица 1 Образовательная Направления Задачи область Физическая Создание культура для условий - Продолжать работу по осуществлению охраны и мероприятий, способствующих сохранению укрепления здоровья здоровья детей, закаливанию, повышению детей защитных сил организма; - осуществлять контроль над формированием у детей правильной осанки; - обеспечить рациональный режим дня, достаточное пребывание детей на воздухе; - организовывать и проводить с детьми различные подвижные игры; - ежедневно проводить с детьми утреннюю гимнастику; - повышать компетентность родителей в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья детей. Формирование детей Создавать представление о ценности начальных здоровья, формировать у детей желание вести представлений ЗОЖ у - о ЗОЖ; - продолжать формировать у детей представление о частях тела и органах чувств, их функциональном значении для жизни и здоровья человека; - расширять представление детей о важности в жизни человека закаливающих физических гигиенических процедур, упражнений, режим сна, и дня, свежего воздуха; - воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей. 16 Приобщение детей к - Развивать двигательные умения и навыки физической культуре детей, умение творчески использовать их в самостоятельной деятельности; - обогащать двигательный опыт детей за счет усвоения основных видов движений и различных подвижных игр; - развивать осознанное отношение ребенка к выполнению правил подвижных игр; - совершенствовать разные виды ходьбы: обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом; время ходьбы вариативные упражнения (присесть, изменить положение рук идр.) - развивать у детей умение бегать легко и ритмично; - продолжать формировать у детей правильную осанку во время выполнения различных упражнений; - развивать умение детей энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте, сочетая отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие; - развивать у детей координацию во время ходьбы на лыжах ступающим шагом (на расстояние не более 500м), катания на трехколесном велосипеде; - формировать у детей умение ловить мяч, метать предметы, принимая правильное и.п.; - совершенствовать у детей навыки ползания на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, пролезая различные 17 в обруч, перелезания препятствия, лазания через по гимнастической стенке; - развивать у детей физические качества: быстроту, ловкость, координацию, гибкость. Организация образовательной деятельности по приобщению детей 3-4 лет к физической культуре. Таблица 2 Основные формы и методы Периодичность и особенности организации детей Занятия по физическому развитию 3 раза в неделю с групповой или подгрупповой детей (один раз - на улице), 12-15 мин Эмоционально – стимулирующая утренняя Ежедневно с подгруппой или группой гимнастика. Составляется комплекс детей(в теплое время года – на улице). общеразвивающих упражнений(далее – ОРУ)с 5-7 мин. предметами и без них. Через каждые две недели он меняется. В него входят упражнения: для развития и укрепления кистей рук, мышц плечевого пояса, спины, гибкости позвоночника, мышц брюшного пресса и ног. Подвижные игры и физические упражнения на Ежедневно с группой или подгруппой прогулке. детей. 10-12 мин Оздоровительная гимнастика пробуждение после Ежедневно с группой детей. 7-10 мин. сна с включением ОРУ. Самостоятельная двигательная деятельность детей. Ежедневно в разные отрезки режима дня. Принципы с учётом образовательной области физическое развитие Таблица 3 Образовательная Принципы область Физическое развитие Научно – методические принципы: - принцип первенства 18 физической (двигательной) активности; - принцип своевременного начала физического воспитания; - принцип целеполагания; - игровой принцип; - принцип интеграции; - психосоматический принцип; - принцип дозированной помощи; - принцип возрастающей независимости (эмансипации) от взрослых и самостоятельности в творческом решении. Дидактические принципы: - систематичность и последовательность; - развивающее обучение; - доступность; - воспитывающее обучение; - учет индивидуальных и возрастных особенностей; - сознательность и активность ребенка; - наглядность. Специальные принципы: - непрерывность; - последовательность наращивания тренирующих воздействий; - цикличность. Гигиенические принципы: - сбалансированность нагрузок; - рациональность чередования деятельности и отдыха; - возрастная адекватность; - оздоровительная направленность всего образовательного процесса; - осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания. 19 Формы, способы, методы и средства реализации обязательной части программы Таблица 4 Образователь Содержание Деятельностный модуль ные образовательн Виды детской Формы и приемы направления ых областей деятельности организации развития образовательного процесса Физическое Формирование Двигательная (овладение Совместная развитие представлений основными движениями), образовательная о здоровом формы образе активности деятельность педагогов и жизни. ребенка. детей. Физическая Самостоятельная культура. деятельность детей. Образовательная деятельность в семье. Вариативность форм образовательной деятельности Таблица 5 Виды деятельности Возможные формы работы Игровая Подвижные игры, игры малой подвижности, физминутки, пальчиковые игры Коммуникативная Беседы. Ситуативный разговор. Игры с правилами. Трудовая Совместные действия. Поручение. Задание. Реализация проектов Познавательно-исследовательская Экскурсии. Разрешение проблемных ситуаций. Реализация проекта. Игры с правилами Продуктивная Реализация проектов Музыкально-художественная Слушание. Подвижные игры. Чтение Разучивание Двигательная Подвижные дидактические игры. Подвижные игры с правилами. Игровые упражнения. Соревнования 20 2.3. Интеграция образовательных областей Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Связь с другими образовательными областями Таблица 6 ОО «Физическое развитие» Развитие физических качеств для спортивной деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. ОО «Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области физкультуры; развитие всех компонентов устной речи в спортивной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия движений на занятии ОО «Познавательное развитие Расширение кругозора детей в области физической » культуры направлено на достижение целей развития у детей спортивных интересов ОО «Социально – Формирование представлений о физической культуре коммуникативное развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. ОО «Художественно – Развитие эстетическое развитие» достижение физических качеств направлено целей формирования на интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. 21 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы в обязательной части программы и части формируемой участниками образовательных отношений. Психолого – педагогические условия реализации программы Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а занятия по физической культуре должны быть увлекательными. Развивать координации движений в крупных и мелких мышечных группах, равновесие. Укреплять мышечный аппарат стопы, мышечно связочного аппарата ноги туловища. Развивать мышцы плечевого пояса. Укреплять мышечный корсет позвоночника. Укреплять опорно-двигательный аппарат. Увеличивать амплитуду движений в голеностопных суставах стоп и пальцев ног. Формировать правильную осанку, навыки правильного положения головы. Развивать быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах. Учить расслаблению мышц. Обучать правильному носовому дыханию, восстановлению дыхания. Формировать ритмичный вдох и выдох, углубленное дыхание. Тренировать дыхательную мускулатуру грудной клетки. Укрепление мышц лица. Формировать правильный стереотип ходьбы и навыки правильной осанки. Укреплять суставы (голеностопный), мышечный корсет туловища и конечностей, мышцы тазового пояса ног. Укреплять мышечно-связочного аппарата ног и туловища. Укреплять опорно-двигательный аппарат. Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы. Улучшать координацию движений. Компенсировать деформации восстанавливать свод стопы. Общее укрепление мышц туловища и конечностей. Тренировать правильное носовое дыхание (вдох носом, выдох ртом). Укреплять мышцы лица, круговую мышцу рта. 22 Тренировать дыхательную мускулатуру грудной клетки. Вырабатывать навык диафрагмально-релаксационного дыхания, спокойное дыхание. Способы и направления поддержки деткой инициативы: вселять ребенку уверенность в себе: «Я тебе доверяю! Ты сможешь это сделать! Я рада за тебя!» поощрять добрую волю и достигнутое; оценивать успехи и инициативу, а не ошибки детей; показывать детям радость и позитивное чувство; обучить детей практическим навыкам, а для этого надо вместе играть; использовать технологии проектирования, как средство развития познавательной инициативы (способностей); использование косвенных методов руководства игрой (деятельностью детей) – метод проблемных ситуаций (способствует развитию мыслительных процессов, познавательной активности во время игры); доброжелательное отношение взрослых; общение строить на принципах сотрудничества и партнерства; поддерживать формы общения в соответствии с возрастом; создавать большое количество ситуаций, предметов, подталкивающих ребенка к общению со взрослым; педагогическое общение строить на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, как условии полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка; педагогически грамотно относиться к ошибкам ребенка – не как к неуспеху, а как нормальному инициирующему моменту развития; развивать самостоятельность ребенка (в раннем возрасте в самообслуживании, предметно-игровой деятельности, общении). Создание условий для физического развития Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа «Я» тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью. Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно: •ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться; •обучать детей правилам безопасности; 23 •создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; • использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать. 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Дошкольный возраст – это фундамент здоровой личности, а следовательно, и здорового общества в настоящем и будущем. Развитие физической культуры – одно из приоритетных направлений государственной политики, нацеленной на укрепление и здоровье детей. Формирование у ребёнка потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, возможности окружающих его взрослых создать благоприятные условия для физического развития. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников. Основной целью взаимодействия является создание условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни дошкольной образовательной организации. Задачи взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей: изучить отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в организации и семье; дошкольной познакомить педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей в образовательной организации и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; создавать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; 24 привлечь семьи воспитанников к участию в совместных мероприятиях различного уровня; поощрять родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. Основные формы взаимодействия с родителями воспитанников Таблица 6 Название Задачи Результат - выявить роль семьи в физическом Помогает воспитании и оздоровлении детей; - систематизировать родителей Анкетирование в определить эффективность знания области физической культуры; физкультурнооздоровительной деятельности разработать ГОН и стратегию - заинтересовать родителей к новым дальнейшего формам семейного досуга; взаимодействия всех участников образовательного процесса - Родительские собрания ознакомить родителей с - Расширяются физкультурно-оздоровительной представления работой ГОН; особенностях - воздействовать на родителей с целью привлечения к совместным занятиям. физического о развития детей; - появляется интерес к физической культуре. - привлекать родителей к - Родители узнают, Изготовление наглядного совместному изготовлению атрибутов какими атрибутами материала и атрибутов для ежедневных физкультурных можно пополнить свой для физкультурных занятий в группе и дома; арсенал пособий для занятий - знакомить родителей с вариантами 25 ежедневных физкультурных занятий использования привлечения атрибутов детей к для и игр дома; занятиям физической культуры; знакомятся - со способами - способствовать созданию в семье использования данного условий для реализации потребности оборудования детей в физической активности. для повышения двигательной активности детей. - повышать интерес детей к - физической культуре и спорту; Способствует повышению детей интереса к физической культуре, выполнению Оформление - воспитывать желание вести ЗОЖ; фотовыставок - воздействовать на родителей с физических упражнений; целью привлечения к совместным - дети знакомятся со занятиям спортом; спортивными - расширять представление родителей увлечениями своих Выставки совместных работ и детей о формах семейного досуга. родственников. - повысит у детей и их родителей Во время проведения интерес к физической культуре и совместных спорту; - мероприятий совершенствовать двигательные навыки Дни и недели открытых дверей Конкурсы - воспитывать царит атмосфера спортивного азарта, доброжелательности физические морально-ролевые качества; и и эмоционального подъема. Дети, видя, как - закреплять у детей гигиенические родители вместе с ними принимают участие в навыки. Совместные мероприятия соревнованиях, начинают больший проявлять интерес физической к культуре, эмоционально отзываются 26 на все задания, стремятся выполнять их как можно лучше, ними поскольку за наблюдают их родные. рассказывать - о значение Такие физкультуры для человека; Советы специалистов Консультации Совместные практикумы вызывают у родителей - повышать интерес к физической культуре; мероприятия желание сортом. заниматься В результате родители могут отвести - воспитывать желание вести ЗОЖ; своего ребёнка в - формировать интерес к занятиям спортивную секцию или кружок. физкультурой Планирование работы с родителями Таблица 7 В обязательной части программы В части программы, формируемой участниками образовательных отношений Сентябрь - Организация и проведение индивидуальных - Оформление спортивного стенда на тему бесед с родителями (по запросу родителей); «Закаливание»; - привлечение родителей к подготовке к празднику «День знаний» Октябрь - Организация и проведение консультации - Мастер-класс на тему «Ритмичные «Роль дыхательной гимнастики, как метод движения под детские песни» оздоровления дошкольников» - Участие родителей в спортивном соревновании «Я и моя семья». Ноябрь - Организация и проведение консультаций по -Участие родителей к показательному 27 запросу родителей; выступлению с мячами и обручами, - оформление стенда «Как научить ребенка посвящённого«Дню матери»; делать упражнения в домашних условиях»; - организация и проведение индивидуальных бесед с родителями (по запросу родителей). Декабрь - Организация и проведение родительского - Участие родителей в подготовке к «Новому собрания «Правила поведения на праздниках в году» детском саду»; - оформление спортивного стенда на тему «Новогодние игры»; - участие родителей в новогодней эстафете на лыжах Январь - Организация и проведение по запросам - Мастер-класс на тему «Самые гибкие» родителей на актуальные темы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста; - организация и проведение индивидуальных бесед с родителями (по запросу родителей); - оформление спортивного стенда на тему «Музыкальная терапия» Февраль - Участие родителей в празднике, - Привлечение родителей к подготовке детей посвящённом Дню защитника Отечества; к соревнованиюк Дню Защитника Отечества. - организация и проведение консультации «10 причин отдать ребенка в спортивную школу»; - оформление спортивного стенда на тему «Папа всякие нужны, папы разные важны » Март - Организация и проведение консультаций по Привлечение родителей к подготовке запросу родителей; костюмов на праздники - участие родителей в празднике, посвящённом Международному женскому дню; 28 - оформление спортивного стенда на тему «Спортивный танец для любимой мамы». Апрель - Организация и проведение консультации на - Участие родителей в празднике, тему «Спорт в жизни ребенка»; посвящённом дню смеха; - организация и проведение индивидуальных бесед с родителями (по запросу родителей). Май - Участие родителей в празднике, - Привлечение родителей к подготовке детей посвященный 9 мая; к соревнованиям по легкой атлетике» - участие родителей в выпускном празднике «До свидания детский сад! Здравствуй, школа!» 29 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение в обязательной части программы и части формируемой участниками образовательных отношений Материально-техническое обеспечение программы обеспечивает полноценное развитие личности детей в соответствии с одной образовательной области: художественно-эстетическое развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям. Физкультурное оборудование и инвентарь К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчета активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование — безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить правильную обработку деревянных предметов (скамейки, гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы (окрашены). Всё оборудование проверяется педагогом перед занятием на устойчивость, прочность и т.д. В нашем дошкольном отделении и спортивном зале имеется следующее оборудование: Центры «Крепешы»; «Здоровячок». Таблица 8 Мячи резиновые: большие, средние, маленькие 11/11/13шт. Мячи надувные 14 шт. Гимнастические палки 10 шт. Скакалки 20 шт. Кегли 22 шт. Обручи 20 шт. Цветные флажки 37 шт. Цветные ленты 20 шт. Гантели 12 (пар) Мешочки с песком 15 шт. Коврики гимнастические 20 шт. 30 Городки 1 шт. Клюшки, шайба 1 (пара) Бадминтон 1 шт. Мягкие модули (кубики и т.д.) 11шт. Спортивный зал Гимнастический мат, гимнастические палки 11/2 шт. Гимнастические скамейки 4 шт. Стенка гимнастическая (деревянная) 6 шт. Конус 5 шт. Дуга для подлезания 1 шт. Санки 2 шт. Велосипед 2 шт. Канат, Шнуры 1/2 шт. Самокаты 2 шт. Лыжи, лыжные палки 11(пар)/11 (пар) Теннисные ракетки, мяч 2 шт. Сетка 1 шт. Кольцо баскетбольное Щит для метания, 2/2 шт. Набивные мячи 6 шт. Баскетбольные мячи, Волейбольные мячи, Футбольные мячи 11/12/5 шт. Стойки 4 шт. Газовые кольца 6 шт. Рукава для эстафеты 2 шт. Напольное бревно 1 шт. 3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания Таблица 9 Образовательная область Перечень методических пособий, технологий В обязательной В части программы, формируемой части участниками образовательных отношений программы Физическое Пензулаева Л.И. О.В. Бережнова, В.В. Бойко Физическое развитие 31 развитие. Физическая культура детском детей 3-7 лет «Малыши-крепыши», 2016-135с. в Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и саду: динамические паузы в дошкольных Вторая младшая образовательных учреждениях: практ. пособие / группа. – И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. М.МОЗАИКА – – 144 с. СИНТЕЗ, 3-4 Э.Я. Степаненкова. Сборник подвижн игр. Для лет. 20014. занятий с детьми 2-7 лет. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021. – 168 с. 3.3. Распорядок и режим дня Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления. При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание). Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности. Формирование культурно-гигиенических навыков. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы. 32 Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми. Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду, и время работы родителей. Группа общеразвивающей направленности работает по режиму пятидневной недели, время пребывания детей 10,5 часов: 7.30 – 18.00. Режим дня на сентябрь – май при 10,5 часового пребывания детей Раннего и дошкольного возраста Таблица 10 Режимные моменты Временной промежуток Приход детей, самостоятельная деятельность 7.30-8.00 Утренняя гимнастика, Утренний круг 8.00-8.20 Подготовка к завтраку, завтрак 8.20-8.50 Игры, самостоятельная деятельность детей 8.50-9.00 Организованная детская деятельность /Самостоятельная деятельность (игры) Динамическая пауза (10 мин) после каждого занятия Второй завтрак 9.00-10.00 10.00-10.10 Подготовка к прогулке, прогулка 10.10-12.05 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 12.05-12.20 Подготовка к обеду, обед 12.20-12.50 Подготовка ко сну, дневной сон 12.50-15.00 33 Постепенный подъем, самостоятельная деятельность 15.00-15.25 Подготовка к полднику, полдник Игры, самостоятельная и организованная деятельность Вечерний круг Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой 15.25-15.50 15.50-16.20 16.20-16.30 16.30-18.00 Режим дня на июнь при 10,5 часового пребывания детей раннего и дошкольного возраста Таблица 11 Режимные моменты Утренний приём, наулице, прогулка Утренняя гимнастика на улице Возвращение с прогулки. Санитарно–гигиенические процедуры. Пальчиковая и артикуляционная гимнастики. Подготовка к завтраку. Завтрак. Временной промежуток 7.30-8.15 8.15-8.25 8.25-8.45 Двигательная активность. Проблемные, игровые ситуации. Игровая деятельность 8.45-09.00 Совместная и самостоятельная деятельность (игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, самообслуживание, бытовой труд). Двигательная,игровая активность. Второй завтрак Подготовкак прогулке.Прогулка. 09.00-10.10 Возращение с прогулки, самообслуживание. Гигиенические процедуры. Подготовка к обеду Обед Подготовка ко сну. Дневной сон. Постепенный подъём. Ленивая гимнастика. Гигиенические, закаливающие процедуры. Подготовка к полднику. Полдник. Совместная деятельность(игровая, коммуникативная, познавательно– исследовательская, самообслуживание, бытовой труд). Подготовка к прогулке Прогулка, уход домой 34 10.10-12.10 12.10-12.30 12.30-12.50 12.50-15.00 15:00-15:20 15.20-15.40 15.40-16.00 16.00-18.00 Расписание непрерывной образовательной деятельности. Таблица 12 Понедельник 9.00 – 9.15 Ознакомление с окружающим миром 9.40 – 9.55 Музыка Вторник 9.00 – 9.15 Развитие речи 9.40 – 9.55 Физическая культура Среда 9.00 – 9.15 Формирование элементарных математических представлений 9.40 – 9.55 Музыка Четверг 9.00 – 9.15 Лепка/аппликация 9.40 – 9.55 Физическая культура Пятница 9.10 – 9.15 Рисование 11.25 – 11.40 Физическая культура на воздухе Режим двигательной активности детей дошкольного возраста Таблица 13 Формы работы Виды занятий Количество и длительность занятий (в мин) в зависимости от возраста детей 3 – 4 лет Физкультурные занятия в помещении 2 раза в неделю 15-20 на воздухе 1 раз в неделю 15-20 Физкультурно – утренняя гимнастика (по Ежедневно оздоровительная работа в желанию детей) 5 – 10 режиме дня подвижные и спортивные Ежедневно игры и упражнения на на каждой прогулке 15-20 прогулке Закаливающие процедуры и Ежедневно 15-20 гимнастика после сна физкультминутки 3 – 5 ежедневно в зависимости от (в середине вида и содержания занятий статистического занятия) Активный отдых физкультурный досуг 1 раз в месяц 20 физкультурный праздник - день здоровья 1 раз в квартал 36 Самостоятельная самостоятельное двигательная использование деятельность физкультурного и Ежедневно спортивно – игрового оборудования Самостоятельная Ежедневно физическая активность в помещении самостоятельные подвижные и спортивные игры на прогулке 37 Ежедневно Система физкультурной – оздоровительной работы. Цель: Удовлетворять биологическую потребность растущего организма ребёнка в двигательной деятельности, давать возможность ему ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом. Таблица 14 № Мероприятия Периодичность Ответственный ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Утренняя гимнастика Ежедневно 5- Воспитатели 10мин. 2. Физическая культура групп или инструктор по физкультуре 3 раза в неделю: Инструктор по физкультуре 2 раза в физ.зале, 1 раз на воздухе, 3. Подвижные игры Воспитатели 2 раза в день групп или инструктор по физкультуре 4. Гимнастика после Ежедневно Воспитатели дневного сна 5. 6. Спортивные упражнения Спортивные игры групп или инструктор по физкультуре Ежедневно на Воспитатели групп каждой прогулке инструктор по физкультуре 2 раза в неделю Воспитатели групп или или инструктор по физкультуре 7. Физкультурные досуги 1 раз в месяц Инструктор по физкультуре 20мин. 8. Физкультурные праздники 9. День здоровья Инструктор по музыкальный - физкультуре, руководитель, воспитатели групп 1 раз в квартал Инструктор по музыкальный воспитатели групп 38 физкультуре, руководитель, 11. Динамические паузы Инструктор по физкультуре или Ежедневно музыкальный руководитель или воспитатели 12. Оздоровительный бег (в 2 раза в неделю Инструктор по физкультуре конце прогулки) ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ 1. Профилактика гриппа и В Воспитатели, простудных заболеваний неблагоприятные физкультуре (режимы проветривания, периоды работа с родителями) Инструктор по (осень- весна) возникновения инфекции) 2. Кварцевания групп По графику Воспитатели После сна Воспитатели ЗАКАЛИВАНИЕ 1. Ходьба босиком 2. Облегченная 3. одежда В течение дня Воспитатели, младшие детей воспитатели Мытье рук, лица, шеи В течение дня Воспитатели, младшие прохладной водой воспитатели 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Каждое учреждение, несмотря на одинаковое предназначение, имеет свои отличительные особенности. С годами складываются свои традиции, так или иначе связанные с жизнедеятельностью участников образовательных отношений. В настоящее время они становятся все разнообразнее. В Программе, реализуемой нашим учреждением, обозначены собственные традиции, становление которых начиналось с основания учреждения. Коллектив учреждения придает важное значение по физическому воспитанию, укреплению и сохранению здоровья наших воспитанников, в связи с этим у нас 39 сложились следующие традиции: устраиваются совместные с детьми спортивные праздники: спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья» с участием детей и родителей. Непременной традицией нашего коллектива является проведение «Недели здоровья». Для этого дня заранее составляются специальные сценарии в каждой группе, приглашаются родители. Совершенствование работы взаимодействия с родителями является ежегодно одной из задач нашего коллектива. Традицией стало для нас проведение «Зимних игр спорта» для воспитанников детского сада. Проведение родительских встреч в «семейных гостиных», посвященных определенным темам. Содержание культурно-досуговой деятельности планируется педагогическими работниками физической (воспитателями, культуре) музыкальными совместно в руководителями, соответствии с инструкторами по комплексно-тематическим планированием. Культурно-досуговая деятельность организуется во всех возрастных группах еженедельно. Примерное комплексно тематическое планирование работы с детьми 4-го года жизни. Таблица 15 № 1 2 Время проведения Сентябрь Октябрь Мероприятия Ответственные Физкультурный досуг «Осень в гости просим» Инструктор по Развлечение Ф.К., «В стране спортивных игр»(эстафеты). воспитатели Развлечение «Солнышко встает» Инструктор по Досуг «всем на старт» Ф.К., воспитатели 3 4 Ноябрь Декабрь Праздник «День здоровья» Инструктор по Развлечение «Джунгли зовут» Ф.К., Досуг «До свиданья осень» воспитатели Развлечение «Здравствуй Зимушка, Зима» Инструктор по Развлечение «Мы мороза не боимся» Ф.К., воспитатели 40 Досуг «Зимушка зима, спортивная пора» 5 Январь Праздник «Зимние олимпийские игры» Инструктор по Досуг «Пришла зима хрустальная, с забавами Ф.К., и играми» воспитатели Развлечение «Веселый стадион» 6 7 8 Февраль Март Апрель Развлечение «Спортивная семейка» Инструктор по Досуг «День защитника Отечества» Ф.К., День здоровья воспитатели Досуг Мам «Мама, папа, я спортивная семья» Инструктор по Развлечение «Веселые старты» Ф.К., Досуг «Весна идет и все мы рады» воспитатели Досуг «День юмора в стране спортландии» Инструктор по Развлечение «Что бы в космос полететь, надо Ф.К., спортом заниматься» воспитатели Развлечение «В стране дорожных знаков» 9 Май Развлечение «Мой веселый, звонкий мяч» Инструктор по Развлечение «Спасибо деду за Победу» Ф.К., День здоровья воспитатели Таблица 16 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Месячник по Формирование ценностных безопасности представлений о здоровье и гостях у простудихи», здоровом образе жизни, о «Веселый светофорик», правилах дорожной и «Юные пожарники». пожарной безопасности. Проектная деятельность. День семьи Февраль Спортивные праздники «В Формирование первичных Последняя Спортивные соревнования ценностных представлений о неделя мая. «Мама, папа, я – спортивная семье, семейных традициях, семья» обязанностях. Посадка цветов на участке 41 детского сада 3.5.Особенности организации предметно-пространственной среды Основой реализации программы является развивающая предметная среда, необходимая для развития ребенка во всех детских видах деятельности. Развивающая предметно-пространственная образовательного среда пространства обеспечивает дошкольного максимальную отделения, а также реализацию территории, прилегающей к дошкольному отделению. В дошкольном учреждении она построена таким образом, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное, речевое и социальное развитие ребенка. Все помещения детского сада соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников. Принципы построения развивающей дошкольном учреждении: - насыщенность; - трансформируемость; - полифункциональность; - вариативность; - доступность; - безопасность. 42 предметно-пространственной среды в