Содержание
I. Целевой раздел программы
3
1.1.Пояснительная записка
3
1.2.Цели и задачи реализации программы
3
1.2.1. Обязательной части программы
3
1.2.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений
4
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
4
1.3.1. Обязательной части программы
4
1.3.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений
6
1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе
8
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
1.5. Планируемые результаты освоения программы
10
1.5.1. Обязательной части программы
11
1.5.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений
11
II. Содержательный раздел программы
12
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка,
12
представленными в области физическое развитие в обязательной части программы
2.2. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка,
15
представленными в области физическое развитиев части программы формируемой
участниками образовательных отношений
2.3. Интеграция образовательных областей
20
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы в обязательной части
21
программы и части формируемой участниками образовательных отношений
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
23
воспитанников
III. Организационный раздел программы
30
3.1. Материально-техническое обеспечение в обязательной части программы и части
30
формируемой участниками образовательных отношений
3.2.Обеспечение методическими материала и средствами обучения и воспитания
31
3.3. Распорядок и режим дня
32
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в обязательной
39
части программы и части формируемой участниками образовательных отношений
3.5. Особенности организации предметно-пространственной среды
2
42
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа (далее-Программа) разработана в соответствии с основной
образовательной
учреждение
программой
Муниципальное
Чернокоровская
средняя
автономное
общеобразовательное
общеобразовательная
школа
группа
общеразвивающей направленности, далее (школа, ГОН) с учетом основных принципов,
требований к организации и содержанию различных видов сохранения и укрепления
здоровья детей. Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом (Приказ от 17 октября 2013 года № 1155) и Примерной
основной образовательной программы дошкольного образования.
Полноценное физическое развитие ребёнка дошкольного возраста - это прежде
всего своевременное формирование двигательных навыков и умений; развитие интереса к
различным,
доступным
нравственно-волевых
ребенку
черт
видам
характера
движений;
личности;
воспитание
содействие
в
положительных
стимулировании
деятельности сердечно -сосудистой и дыхательной систем, в формировании опорнодвигательного аппарата, как основу правильной осанки. Большое значение для развития
дошкольника приобретают занятия физической культуры не только в зале, но и на улице,
они являются одним из средств закаливания и профилактики заболеваний.
Данная программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учётом их
возрастных и индивидуальных особенностей по основному направлению – «Физическое
развитие».
1.2 Цели и задачи реализации программы
1.2.1 Обязательной части программы
Цель программы: построение целостной системы с активным взаимодействием
всех участников педагогического процесса, обеспечивающей оптимальные условия для
перехода на новый, более высокий уровень работы по физическому развитию детей,
формированию у них физических способностей и качеств с учетом их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и склонностей, обеспечивающей охрану и
укрепление здоровья, формирование основ здорового образа жизни.
Для достижения цели программы первостепенное значение имеет решение
следующих задач:
- развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости,
координации;
3
- накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными
двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);
-
формирование потребности
в
двигательной
активности
и
физическом
совершенствовании;
- воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически
совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка
- формирование ценностей здорового образа жизни.
1.2.2.
Части
программы,
формируемой
участниками
образовательных
отношений
Часть программы, формируемой участниками образовательных отношений
реализуется с учётом парциальной программы физического развития детей дошкольного
возраста «Малыши крепыши» (О.В. Бережнова, В.В. Бойко).
Цель:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование
привычки
к
здоровому
образу
жизни,
развитие
его
физических
качеств
и
совершенствование двигательных навыков.
Задачи:
- приобретение детьми опыта в двигательной деятельности (выполнение
упражнений, нацеленных на развитие координации гибкости);
- формирование начальных представлении о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей ЗОЖ;
- создание условий для укрепления и охраны здоровья детей;
- приобщение детей к физической культуре.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1.3.1 Обязательная часть программа
Программа разработана на основе требований Федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
утверждённого
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года
№1155;
С использованием следующих нормативных правовых документов:
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. "Об утверждении Порядка организации и
4
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования";
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
-Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
СанПиНом
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
Программа разработана с учетом:
-Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой.Рабочая программа ориентирована на использование
учебно-методического комплекта: Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду:
Младшая группа».
Принципы к формированию программы:
-принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует
основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
-принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
-принцип культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в
образовании;
-программа соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале,
максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
-обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию дошкольников.
Подходы:
программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей, а также интегративных качеств;
-индивидуальный подход к воспитанию и обучению детей в школе ГОН
определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приёмов
5
и средств воспитания и обучения в соответствии с учётом индивидуального уровня
подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников;
-деятельностный
деятельности
в
общем
взаимосвязанными
подход
направлен
контексте
мотивами
и
на
организацию
образовательного
целями;
видами
целенаправленной
процесса:
ее
деятельности
структурой,
(нравственная,
познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и
методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребёнка при включении в
образовательную деятельность;
-культурно-исторический подход предусматривает развитие ребёнкапо двум
линиям. Первая следует путём естественного созревания, вторая состоит в овладении
культурными способами поведения и мышления. Развитие мышления и других
психических функций происходит в первую очередь через их саморазвитие, а через
овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаковое – символическими
средствами, в первую очередь речью и языком;
-проблемный подход предусматривает проектирование и реализацию деятельности
образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями
между
возможностями
ГОН,
интересами
общества
(запросами
родителей)
и
потребностями ребёнка.
1.3.2
Части
программы,
формируемой
участниками
образовательных
отношений
Принципы:
- принцип психологической комфортности: взаимоотношения между детьми и
взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;
-
принцип
деятельности:
основной
акцент
делается
на
организацию
самостоятельных детских открытий в процессе разнообразных видов деятельности и
активности детей (в первую очередь – двигательной, а также игровой, коммуникативной;
педагог выступает прежде всего как организатор образовательной деятельности;
- принцип целостности: стратегия и тактика образовательной деятельности с
детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка (у ребенка
формируется целостное представление о мире, себе самом, своих физических
возможностях, ценностях здорового образа жизни);
-принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по
индивидуальной траектории физического развития и саморазвития – в своем темпе, на
уровне своего возможного максимума;
6
- принцип творчества: образовательная деятельность ориентирована на развитие
творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта
двигательной деятельности и активности;
- принцип вариативности: детям предоставляются возможности выбора видов
двигательной активности, участников совместной деятельности, материалов и атрибутов,
способа действия и др.;
- принцип непрерывности: обеспечивается преемственность в содержании,
технологиях и методах между дошкольными и начальным общим образованием,
определяется дальняя перспектива физического развития.
Подходы:
-
личностно
–
ориентированный
подход,
предусматривает
организацию
образовательного процесса с учётом того, что развитие личности ребёнка является
главным
критерием
его
эффективности.
Механизм
реализации
личностно
–
ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения
ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учётом признания уникальности
личности, её интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;
- диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие её
творческих
возможностей,
самосовершенствование
в
условиях
равноправных
взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъектсубъектных отношений;
-
культурологический
культуросообразного
подход,
содержания
имеющий
дошкольного
высокий
потенциал
образования,
позволяет
в
отборе
выбирать
технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребёнка с культурой,
овладевая которой на уровне определённых средств, ребёнок становится субъектом
культуры и её творцом;
- социально-педагогический подход в воспитании и обучении в школе ГОН
предусматривает
единство
и
согласованность
действий
социальных
институтов
воспитания ребёнка вне зависимости от их функционального предназначения в целях
гармонизации взаимодействия ребёнка и социума.При этом социальный подход
пронизывает все сферы жизнедеятельности ребёнка, связанные с переживанием им своего
места в семье, группе и обществе и отношений с людьми, пониманием и преобразованием
окружающего мира;
- системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как
целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.
7
1.4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе
характеристики
особенностей
развития
детей
дошкольного
возраста.
ГОН функционирует в режиме 10,5 – часового пребывания воспитанников в период с
7-30 до 18-00 при 5- дневной рабочей неделе. Рабочая программа по физической культуре
для детей 2-3 лет рассчитана на проведение 108 часов непрерывной образовательной
деятельности в учебный год (3 раза в неделю), длительностью по 10 минут.
Обязательная часть программы в содержательном отношении разработана с учётом
основной общеобразовательной программы школы ГОН. Объём обязательной части
программы составляет не менее 60% от её общего объёма. Объём части программы
формируемой участниками образовательных отношений составляет не более 40%.
Содержательные и организационные аспекты данной части ориентированы на сохранение
и укрепление здоровья детей, художественно – эстетическое развитие воспитанников,
поддержку инициативы и свободной спонтанной игры.
Школа, ГОН расположена в селе Чернокоровском, Богдановичскогорайона,
Свердловской области. Природно-климатические, географические и экологические
особенности села Чернокоровского, Свердловской области обусловлены тем, что село
расположено на левом берегу реки Большой Калиновки. В 12 км. на юго-восток от
административного цент округа – города Богдановича. Вдоль северного края проходит
Сибирский тракт.
Климатические условия связаны с тем, что село находится в зоне
континентального климата с холодной и продолжительной зимой. Достаточно выгодное
географическое положение (в том числе близость к региональному центру – 111 км, от
города Екатеринбурга).
В связи с этим, при планировании образовательного процесса предусмотрены
вариативные режимы дня: холодный и теплый периоды.В содержании образования особое
внимание уделяется миру природы, объектам неживой природы и природным явлениям с
учетом специфики их протекания в данной местности, к животным и растениям,
встречающимся в Богдановичскомрайоне, а также ознакомлению детей с деятельностью
сельских жителей в тот или иной сезон с учетом реальной климатической обстановки.
В с.Чернокоровском, городском округе Богданович Свердловской области –
развиты отрасли сельского хозяйства. Главные отрасли растениеводства: зерновое
хозяйство, кормопроизводство, овощеводство и картофелеводство и т.д.
Основные
отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство, пчеловодство. В 12 км. от
с.Чернокоровского находится ГО Богданович – промышленный город, образующее
предприятие ОАО «Огнеупоры». Завод производит кирпичи, необходимые для
8
строительства огнеупорных печей для черной металлургии. В городе Богданович
функционируют: комбикормовый завод, Комбинат строительных материалов, хлебозавод,
предприятие «ВЭС» и т.д.
Относительно неблагоприятная экологическая ситуация определяет необходимость
вести углубленную работу экологической направленности.
Национально-культурные и этнокультурные особенности
Население с.Чернокоровского многонациональное. В результате миграционных
процессов в селе значительно выросло количество этнически русских, бывших граждан
государств СНГ. Но при этом в школе ГОН этнический состав семей воспитанников в
основном имеет однородный характер, основной контингент - дети из русскоязычных
семей.
В содержании образовательной программы учитывается многонациональность,
многоконфессиональность Уральского региона, культура народов региона (национальные
обычаи и традиции). Исторически сложившиеся народы Среднего Урала - русские,
удмурты,
татары, башкиры, марийцы, чуваши. С учетом национально-культурных
традиций народов Среднего Урала осуществлен отбор произведений национальных
(местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального
(местного) фольклора, народных художественных промыслов при ознакомлении детей с
искусством, народных игр, средств оздоровления. Особое внимание уделяется к
формированию
толерантного
и
уважительного
отношения
к
людям
другой
национальности. И в то же время созданы условия для обеспечения возможности
почувствовать гордость своей национальной принадлежности.
Возрастные и индивидуальные особенностидетейот 2 до 3 лет
Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными,
свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь
определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять
направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием
педагога.
Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать,
переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с
продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в
подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.
9
Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых
совершенствуются
основные
движения
(ходьба,
бег,
бросание,
катание). Учить
выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых
персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята,
и т. п.).
1.5 Планируемые результаты освоения программы.
Конечным результатом освоения Образовательной программы является
сформированность интегративных качеств ребенка (физических, интеллектуальных,
личностных):
Физические качества: ребенок физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические
качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные
возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа
жизни.
Общие показатели физического развития.
Сформированность основных физических качеств и потребности в двигательной
активности.
Двигательные умения и навыки.
Двигательно-экспрессивные способности и навыки.
Навыки здорового образа жизни.
Понимание необходимости соблюдения правил гигиены (регулярно мыть руки,
чистить зубы).
Умение самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.
Планируемые результаты:
Первая младшая группа:
Укрепление
физического и психического здоровья детей:
Воспитание культурно-гигиенических навыков;
Сформированность начальных представлений о здоровом образе
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
жизни;
координации);
Накопление и двигательного опыта детей;
Овладение и обогащение основными видами движения;
Сформированность у воспитанников потребности в двигательной
физическом совершенствовании.
10
активности и
1.5.1 Обязательной части программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка,
высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не
позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных
образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов
освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров:
- ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою
позицию по разным вопросам;
- способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские
функции в совместной музыкальной деятельности;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
физкультурной деятельности, и прежде всего в спортивных играх;
-
владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную
ситуации;
- умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам,умеет распознавать
различные ситуации и адекватно их оценивать;
- у ребенка повышается способности к предварительному программированию как
пространственных, так и временных параметров движений; после выполнения движений
ребенок способен самостоятельно подключиться к анализу полученных результатов и
установлению необходимых корректировок;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- ребенок при соответствующих условиях может быстро достигать высокого
результата в точности выполнения сложных движений;
- проявляет ответственность за начатое дело;
-
хорошо;
- проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
1.5.2.Части
программы,
формируемой
участниками
отношений
- Ребенок имеет представление о ценностях здоровья;
- у ребёнка сформировано желание вести здоровый образ жизни;
11
образовательных
- имеет представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения
вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы;
- ребенок знаком с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы
организма, имеет представление о необходимости закаливания;
- у ребенка наблюдается повышение выносливости к осуществлению динамической
работы.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития
ребёнка, представленными в области физического развития в обязательной части
программы.
Содержательный раздел разработан и сформирован с учётом образовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Рабочая программа ориентирована на
использование учебно-методического комплекта: Л.И. Пензулаева «Физическая культура
в детском саду: Младшая группа».
Содержание
программы
обеспечивает
развитие
личности,
мотивации
и
способностей детей в различных видах деятельности и физическое развитие.
Физическое
развитие включает
приобретение
опыта
в
следующих
видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
(в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.).
Конкретное
содержание
образовательной
области
соответствует примерной
основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до
школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы.
12
Задачи и содержание работы по физическому развитию в младшей группе (от 2-3)
Физкультурно – оздоровительная работа.
В течении года у детей воспитывают интерес и желание участвовать в подвижных
играх и физических упражнениях на прогулке.
При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный
подход к детям с учетом состояния их здоровья.
Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и
медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания
родителей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть
руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.
Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык
пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем,
расческой, горшком).
Учить держать ложку в правой руке.
Задачи по физической культуре:
1.Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
2.Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными
движениями рук и ног.
3.Приучать
действовать
сообща
придерживаясь
определенного
направления
передвижения с опорой на зрительные ориентир, менять направление и характер
движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
4.Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить,
класть, бросать, катать).
5.Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места,
отталкиваясь двумя ногами.
Подвижные игры.
Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым
содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в
игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание,
катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия
некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку,
как цыплята, и т.д.).
13
Примерный перечень основных движений, спортивных игр и упражнений
Основные движения
Ходьба. Ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу, взявшись за руки, с
изменением темпа, с переходом на бег, и наоборот, с изменением направления,
врассыпную (после 2 лет 6 месяцев), обходят предмет, приставным шагом вперед, в
стороны.
Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина 20см., длина 2 – 3м.), с
перешагиванием через предметы (высота 10 – 15 см.); по доске, гимнастической скамейке,
бревну (ширина 20 – 25 см.). Кружение в медленном темпе (с предметом в руках).
Бег. Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по
одному, в медленном темпе в течении 30-40 секунд (непрерывно), с изменением темпа.
Бег между двумя шнурами, линиями (расстоянием между ними 25-30 см.).
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м), по доске,
лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см; по
гимнастической скамейке. Подлезание под воротца, веревку (высота 30-40см.),
перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и
вниз (высота 1,5 м.) удобным для ребенка способом.
Катание, бросание, ловля, метание.
Катание мяча двумя руками и одной рукой педагогу, друг другу, под дугу, стоя и сидя
(расстояние 50-100см.); бросание мяча вперед двумя руками снизу, от груди, из-за головы,
через шнур, натянутый на уровне груди ребенка, с расстояния 1-1,5м., через сетку,
натянутую на уровне роста ребенка. Метание мячей, набивных мешочков, шишек на
дальность правой и левой рукой; в горизонтальную цель – двумя руками, правой (левой)
рукой с расстояния 1м. Ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния 50-100см.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперед; прыжки на двух
ногах через шнур (линию); через две параллельные линии (10-30 см.). Прыжки вверх с
касанием предмета, находящегося на 10-15 см. выше поднятой руки ребенка.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.
Поднимать руки вперед, вверх, в стороны; скрещивать их вперед грудью и разводить в
стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать их. Хлопать руками перед
собой, над головой, размахивать вперед-назад, вниз-вверх.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.
Поворачиваться вправо-влево, передавая предметы рядом стоящему (сидящему).
Наклоняться вперед и в стороны. Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу.
14
Поднимать и опускать ноги, лежа на спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и
подниматься.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.
Ходить на месте. Сгибать левую (правую) ноги в колене (с поддержкой) из исходного
положения стоя. Приседать, держась за опору; потягиваться, поднимаясь на носки.
Выставлять ногу вперед на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).
Подвижные игры
С ходьбой и бегом. «Догони мяч», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише»,
«Перешагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и
дождик», «Птички летают», «Принеси предмет».
С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай
линию!», «Обезьянки».
С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч»,
«Попади в воротца», «Целься точнее».
С подпрыгиванием. «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в
гнездышках», «Через ручеек».
На ориентировку в пространстве. «Где звенит?», «Найди флажок».
Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок».
2.2 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития
ребёнка, представленными в области физическое развитие в части программы,
формируемой участниками образовательных отношений с описанием вариативных
форм, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов в обязательной части.
Таблица 1
Образовательная
Направления
Задачи
область
Физическая
Создание
культура
для
условий - Организовывать работу по осуществлению
охраны
и мероприятий, способствующих укреплению
укрепления здоровья здоровья детей, иммунной системы организма;
детей
систематически проводить оздоровительные и
закаливающие мероприятия;
15
создавать
условия,
стимулирующие
двигательную активность детей; формировать
и совершенствовать основные виды движений,
способствовать
формированию
правильной
осанки;
-
обеспечивать
психолого-педагогическую
поддержку родителей
компетентности
в
в
деле повышения
вопросах
охраны
и
укрепления здоровья детей.
Формирование
детей
Формировать
у
детей
начальные
начальных представления о ЗОЖ;
представлений
ЗОЖ
у -
о - поддерживать у детей интерес к изучению
своих физических возможностей;
- воспитывать у детей бережное отношение к
своему здоровью;
- развивать у детей интерес к правилам
здоровьесберегающего поведения.
Приобщение детей к - удовлетворять потребность детей в движении
физической культуре и
развивать
положительные
эмоции,
активность и самостоятельность;
- знакомить детей с подвижными играми
основных движений;
- развивать у детей умение ходить и бегать
свободно, естественно, согласовывая движения
рук и ног; выполнять во время ходьбы
двигательные задания: повернуться, присесть и
остановиться;
- развивать у детей умение бегать, держа темп
в
соответствии
с
указанием
педагога
(медленно, быстро)
- формировать у детей умение сохранять
правильную осанку в различных положениях:
сидя, стоя, в движении;
- развивать у детей чувство равновесия и
ориентировку в пространстве;
16
- развивать у детей навыки энергичного
отталкивания двумя ногами и правильного
приземления во время прыжков с высоты, на
месте с продвижением вперед;
- развивать у детей умение бросать и ловить
мяч кистями рук, не прижимая его к груди;
отталкивать предметы во время катания;
- закреплять у детей умение ползать на
четвереньках, толкая мяч головой, перелезать
через
препятствия,
лазать
по
лесенке-
стремянке и гимнастической стенке.
Организация образовательной деятельности
по приобщению детей 2-3 лет к физической культуре.
Таблица 2
Основные формы и методы
Периодичность и
особенности организации
детей
Занятия по физическому развитию
3 раза в неделю с
групповой или
подгрупповой детей (один
раз - на улице), 10 мин
Эмоционально – стимулирующая утренняя гимнастика.
Ежедневно с подгруппой
Составляется комплекс общеразвивающих
или группой детей
упражнений(далее – ОРУ)с предметами и без них. Через
(в теплое время года – на
каждые две недели он меняется. В него входят упражнения :
улице). 3-5 мин.
для развития и укрепления кистей рук, мышц плечевого
пояса, спины, гибкости позвоночника, мышц брюшного
пресса и ног.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Ежедневно с группой или
подгруппой детей. 10-12
мин
Оздоровительная гимнастика пробуждение после сна с
Ежедневно с группой детей.
включением ОРУ.
5-7 мин.
17
Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Ежедневно в разные
отрезки режима дня.
Принципы с учётом образовательной области физическое развитие
Таблица 3
Образовательная
Принципы
область
Физическое развитие
Научно – методические принципы:
-
принцип
первенства
физической
(двигательной)
активности;
-
принцип
своевременного
начала
физического
воспитания;
-
принцип целеполагания;
-
игровой принцип;
-
принцип интеграции;
-
психосоматический принцип;
-
принцип дозированной помощи;
-
принцип возрастающей независимости (эмансипации) от
взрослых и самостоятельности в творческом решении.
Дидактические принципы:
-
систематичность и последовательность;
-
развивающее обучение;
-
доступность;
-
воспитывающее обучение;
-
учет индивидуальных и возрастных особенностей;
-
сознательность и активность ребенка;
-
наглядность.
Специальные принципы:
-
непрерывность;
-
последовательность
наращивания
воздействий;
-
цикличность.
Гигиенические принципы:
-
сбалансированность нагрузок;
18
тренирующих
-
рациональность чередования деятельности и отдыха;
-
возрастная адекватность;
-
оздоровительная направленность всего образовательного
процесса;
-
осуществление личностно-ориентированного обучения и
воспитания.
Формы, способы, методы и средства реализации обязательной части
программы
Таблица 4
Образователь
Содержание
Деятельностный модуль
ные
образовательн
Виды детской
Формы и приемы
направления
ых областей
деятельности
организации
развития
образовательного
процесса
Физическое
Формирование
Двигательная (овладение Совместная
развитие
представлений
основными движениями), образовательная
о
здоровом формы
образе
активности деятельность педагогов и
жизни. ребенка.
детей.
Физическая
Самостоятельная
культура.
деятельность детей.
Образовательная
деятельность в семье.
Вариативность форм образовательной деятельности
Таблица 5
Виды деятельности
Игровая
Возможные формы работы
Подвижные игры, игры малой подвижности,
физминутки, пальчиковые игры
Коммуникативная
Беседы. Ситуативный разговор. Игры с правилами.
Трудовая
Совместные действия. Поручение. Задание.
Реализация проектов
Познавательно-исследовательская
Экскурсии. Разрешение проблемных ситуаций.
Реализация проекта. Игры с правилами
19
Продуктивная
Реализация проектов
Музыкально-художественная
Слушание. Подвижные игры.
Чтение
Разучивание
Двигательная
Подвижные дидактические игры. Подвижные игры
с правилами. Игровые упражнения. Соревнования
2.3. Интеграция образовательных областей
Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области
как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Связь с другими образовательными областями
Таблица 6
ОО «Физическое
Развитие физических качеств для спортивной деятельности,
развитие»
использование музыкальных произведений в качестве
музыкального сопровождения различных видов детской
деятельности и двигательной активности.
Сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей, формирование представлений о здоровом
образе жизни, релаксация.
ОО «Речевое развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в
области физкультуры; развитие всех компонентов устной
речи в спортивной деятельности; практическое овладение
воспитанниками нормами речи. Использование
музыкальных произведений с целью усиления
эмоционального восприятия движений на занятии
ОО «Познавательное
Расширение кругозора детей в области физической
развитие »
культуры направлено на достижение целей развития у детей
спортивных интересов
ОО «Социально –
Формирование представлений о физической культуре
коммуникативное
направлено на достижение целей овладения
развитие»
конструктивными способами и средствами взаимодействия
с окружающими людьми.
ОО «Художественно –
Развитие физических качеств направлено на достижение
20
эстетическое развитие»
целей формирования интереса к эстетической стороне
окружающей
действительности,
удовлетворение
потребности детей в самовыражении.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы в обязательной части
программы и части формируемой участниками образовательных отношений.
Психолого – педагогические условия реализации программы
Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и
эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском
саду должно доставлять ребенку радость, а занятия по физической культуре должны быть
увлекательными.
Развивать координации движений в крупных и мелких мышечных группах,
равновесие. Укреплять мышечный аппарат стопы, мышечно-связочного аппарата ног и
туловища. Развивать мышцы плечевого пояса.
Укреплять мышечный корсет позвоночника.
Укреплять опорно-двигательный аппарат.
Увеличивать амплитуду движений в голеностопных суставах
стоп и пальцев
ног. Формировать правильную осанку, навыки правильного положения головы.
Развивать быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах.
Учить расслаблению мышц.
Обучать правильному носовому
дыханию, восстановлению дыхания.
Формировать ритмичный вдох и выдох, углубленное дыхание.
Тренировать дыхательную мускулатуру грудной клетки.
Укрепление мышц лица.
Формировать правильный стереотип ходьбы и навыки правильной осанки.
Укреплять суставы (голеностопный), мышечный корсет туловища и конечностей,
мышцы тазового пояса ног.
Укреплять мышечно-связочного аппарата ног и туловища.
Укреплять опорно-двигательный аппарат.
Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода
стопы.
Улучшать координацию движений.
Компенсировать деформации восстанавливать свод стопы.
Общее укрепление мышц туловища и конечностей.
21
Тренировать правильное носовое дыхание (вдох носом, выдох ртом).
Укреплять мышцы лица, круговую мышцу рта.
Тренировать дыхательную мускулатуру грудной клетки.
Вырабатыватьнавыкдиафрагмально-релаксационногодыхания,спокойноедыхание.
Способы и направления поддержки деткой инициативы:
вселять ребенку уверенность в себе: «Я тебе доверяю! Ты сможешь это сделать!
Я рада за тебя!» поощрять добрую волю и достигнутое;
оценивать успехи и инициативу, а не ошибки детей; показывать детям радость и
позитивное чувство;
обучить детей практическим навыкам, а для этого надо вместе играть;
использовать технологии проектирования, как средство развития познавательной
инициативы (способностей);
использование косвенных методов руководства игрой (деятельностью детей) –
метод
проблемных ситуаций
(способствует
развитию
мыслительных процессов,
познавательной активности во время игры);
доброжелательное отношение взрослых;
общение строить на принципах сотрудничества и партнерства;
поддерживать формы общения в соответствии с возрастом;
создавать большое количество ситуаций, предметов, подталкивающих ребенка к
общению со взрослым;
педагогическое общение строить на принципах любви, понимания, терпимости и
упорядоченности деятельности, как условии полноценного развития позитивной свободы
и самостоятельности ребенка;
педагогически грамотно относиться к ошибкам ребенка – не как к неуспеху, а как
нормальному инициирующему моменту развития;
развивать самостоятельность ребенка (в раннем возрасте в самообслуживании,
предметно-игровой деятельности, общении).
Способы и направления поддержки деткой инициативы:
вселять ребенку уверенность в себе: «Я тебе доверяю! Ты сможешь это сделать!
Я рада за тебя!» поощрять добрую волю и достигнутое;
оценивать успехи и инициативу, а не ошибки детей; показывать детям радость и
позитивное чувство;
обучить детей практическим навыкам, а для этого надо вместе играть;
22
использовать технологии проектирования, как средство развития познавательной
инициативы (способностей);
использование косвенных методов руководства игрой (деятельностью детей) –
метод проблемных ситуаций (способствует развитию мыслительных процессов,
познавательной активности во время игры);
доброжелательное отношение взрослых;
общение строить на принципах сотрудничества и партнерства;
поддерживать формы общения в соответствии с возрастом;
создавать большое количество ситуаций, предметов, подталкивающих ребенка к
общению со взрослым;
педагогическое общение строить на принципах любви, понимания, терпимости и
упорядоченности деятельности, как условии полноценного развития позитивной свободы
и самостоятельности ребенка;
педагогически грамотно относиться к ошибкам ребенка – не как к неуспеху, а как
нормальному инициирующему моменту развития;
развивать самостоятельность ребенка (в раннем возрасте в самообслуживании,
предметно-игровой деятельности, общении).
Создание условий для физического развития
Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет
реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности,
образа «Я» тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью,
подвижностью, активностью.
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:
•ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
•обучать детей правилам безопасности;
•создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия,
способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в
двигательной сфере;
• использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем
физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ОУ с семьей - установление
доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в
23
одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и
совместно их решать.
Дошкольный возраст – это фундамент здоровой личности, а следовательно, и
здорового общества в настоящем и будущем. Развитие физической культуры – одно из
приоритетных направлений государственной политики, нацеленной на укрепление и
здоровье детей. Формирование у ребёнка потребности в движении в значительной степени
зависит от особенностей жизни и воспитания, возможности окружающих его взрослых
создать благоприятные условия для физического развития.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка
является развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.
Основной целью взаимодействия является создание условий для формирования
ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности
родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни
дошкольной образовательной организации.
Задачи взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей:
изучить отношения педагогов и родителей к различным вопросам
воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности
в организации и семье;
познакомить педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей в
дошкольной
образовательной
организации
и
семье,
а
также
с
трудностями,
возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
создавать
условия
для
разнообразного
по
содержанию
и
формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов
и родителей с детьми;
привлечь семьи воспитанников к участию в совместных мероприятиях
различного уровня;
поощрять
родителей
за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их
удовлетворения в семьей.
Основные формы взаимодействия с родителями воспитанников
Таблица 6
Название
Задачи
Результат
24
-
выявить
роль
физическом
семьи
воспитании
в Помогает
и эффективность
оздоровлении детей;
родителей
физкультурно-
оздоровительной
- систематизировать знания
Анкетирование
определить
в
области
физической культуры;
деятельности
ГОН и разработать стратегию
дальнейшего
взаимодействия
всех
участников
образовательного процесса
- заинтересовать родителей к
новым
формам
семейного
досуга;
- ознакомить родителей с - Расширяются представления о
физкультурно-
особенностях
оздоровительной
работой развития детей;
ГОН;
появляется
-
Родительские собрания
-
воздействовать
родителей
физического
с
интерес
к
на физической культуре.
целью
привлечения к совместным
занятиям.
- привлекать родителей к совместному
Родители
какими
изготовлению атрибутами можно пополнить
атрибутов для ежедневных свой
физкультурных
узнают,
занятий
арсенал
в ежедневных
группе и дома;
пособий
для
физкультурных
занятий и игр дома;
Изготовление наглядного - знакомить родителей с - знакомятся со способами
материала и атрибутов
вариантами
использования использования
данного
для физкультурных
атрибутов для привлечения оборудования для повышения
занятий
детей к занятиям физической двигательной активности детей.
культуры;
- способствовать созданию в
семье
условий
реализации
детей
для
потребности
в
физической
25
активности.
- повышать интерес детей к физической
культуре
культуре,
- воспитывать желание вести
фотовыставок
Выставки совместных
работ
ЗОЖ;
-
родителей
с
на
целью
выполнению
физических упражнений;
-
воздействовать
повышению
и интереса детей к физической
спорту;
Оформление
Способствует
дети
знакомятся
спортивными
со
увлечениями
своих родственников.
привлечения к совместным
занятиям спортом;
- расширять представление
родителей и детей о формах
семейного досуга.
- повысит у детей
и их Во
интерес
к совместных мероприятий царит
физической
культуре
и атмосфера спортивного азарта,
дверей
Конкурсы
Совместные мероприятия
проведения
родителей
спорту;
Дни и недели открытых
время
доброжелательности
совершенствовать
двигательные навыки
и
эмоционального подъема. Дети,
видя, как родители вместе с
ними
принимают
участие
в
- воспитывать физические и соревнованиях,
начинают
морально-ролевые качества;
проявлять больший интерес к
культуре,
детей физической
эмоционально отзываются на все
гигиенические навыки.
задания, стремятся выполнять их
-
закреплять
у
как можно лучше, поскольку за
ними наблюдают их родные.
26
- рассказывать о значение Такие мероприятия вызывают у
физкультуры для человека;
Советы специалистов
Консультации
Совместные практикумы
повышать
интерес
родителей желание заниматься
к
физической культуре;
сортом. В результате родители
могут отвести своего ребёнка в
спортивную секцию или кружок.
- воспитывать желание вести
ЗОЖ;
-
формировать
интерес
к
занятиям физкультурой
Планирование работы с родителями
Таблица 7
В обязательной части программы
В части программы, формируемой
участниками образовательных
отношений
Сентябрь
- Организация и проведение индивидуальных - Оформление спортивного стенда на тему
бесед с родителями (по запросу родителей);
«Закаливание»;
- привлечение родителей к подготовке к
празднику «День знаний»
Октябрь
- Организация и проведение консультации - Мастер-класс на тему «Ритмичные
«Роль дыхательной гимнастики, как метод движения под детские песни»
оздоровления дошкольников»
- Участие родителей в спортивном
соревновании «Я и моя семья».
Ноябрь
- Организация и проведение консультаций по
-Участие родителей к показательному
запросу родителей;
выступлению с мячами и обручами,
- оформление стенда «Как научить ребенка
посвящённого«Дню матери»;
делать упражнения в домашних условиях»;
- организация и проведение индивидуальных
27
бесед с родителями (по запросу родителей).
Декабрь
- Организация и проведение родительского - Участие родителей в подготовке к
собрания «Правила поведения на праздниках в «Новому году»
детском саду»;
- оформление спортивного стенда на тему
«Новогодние игры»;
- участие родителей в новогодней эстафете на
лыжах
Январь
- Организация и проведение по запросам - Мастер-класс на тему «Самые гибкие»
родителей на актуальные темы физического
воспитания детей раннего и дошкольного
возраста;
- организация и проведение индивидуальных
бесед с родителями (по запросу родителей);
- оформление спортивного стенда на тему
«Музыкальная терапия»
Февраль
- Участие родителей в празднике, посвящённом
- Привлечение родителей к подготовке
Дню защитника Отечества;
детей к соревнованиюк Дню Защитника
- организация и проведение консультации «10
Отечества.
причин отдать ребенка в спортивную школу»;
- оформление спортивного стенда на тему
«Папа всякие нужны, папы разные важны »
Март
- Организация и проведение консультаций по
Привлечение родителей к подготовке
запросу родителей;
костюмов на праздники
- участие родителей в празднике, посвящённом
Международному женскому дню;
- оформление спортивного стенда на тему
«Спортивный танец для любимой мамы».
Апрель
- Организация и проведение консультации на
- Участие родителей в празднике,
28
тему «Спорт в жизни ребенка»;
посвящённом дню смеха;
- организация и проведение индивидуальных
бесед с родителями (по запросу родителей).
Май
- Участие родителей в празднике, посвященный
- Привлечение родителей к подготовке
9 мая;
детей к соревнованиям по легкой атлетике»
- участие родителей в выпускном празднике
«До свидания детский сад!
Здравствуй, школа!»
29
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение в обязательной части программы и части
формируемой участниками образовательных отношений
Материально-техническое обеспечение программы обеспечивает полноценное
развитие
личности
детей
в
соответствии
с
одной
образовательной
области:
художественно-эстетическое развития личности детей на фоне их эмоционального
благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Физкультурное оборудование и инвентарь
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и
гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами
физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать
возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчета
активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование — безопасность
физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить правильную
обработку деревянных предметов (скамейки, гимнастической стенки и др.). Во избежание
травм они должны быть хорошо отполированы (окрашены). Всё оборудование
проверяется педагогом перед занятием на устойчивость, прочность и т.д. В нашем
дошкольном отделении и спортивном зале имеется следующее оборудование:
Центры «Крепешы»; «Здоровячок»
Таблица 8
Мячи резиновые: большие, средние, маленькие
11/11/13шт.
Мячи надувные
14 шт.
Гимнастические палки
10 шт.
Скакалки
20 шт.
Кегли
22 шт.
Обручи
20 шт.
Цветные флажки
37 шт.
Цветные ленты
20 шт.
Гантели
12 (пар)
Мешочки с песком
15 шт.
Коврики гимнастические
20 шт.
30
Городки
1 шт.
Клюшки, шайба
1 (пара)
Бадминтон
1 шт.
Мягкие модули (кубики и т.д.)
11шт.
Спортивный зал
Гимнастический мат, гимнастические палки
11/2 шт.
Гимнастические скамейки
4 шт.
Стенка гимнастическая (деревянная)
6 шт.
Конус
5 шт.
Дуга для подлезания
1 шт.
Санки
2 шт.
Велосипед
2 шт.
Канат, Шнуры
1/2 шт.
Самокаты
2 шт.
Лыжи, лыжные палки
11(пар)/11 (пар)
Теннисные ракетки, мяч
2 шт.
Сетка
1 шт.
Кольцо баскетбольное Щит для метания,
2/2 шт.
Набивные мячи
6 шт.
Баскетбольные мячи, Волейбольные мячи, Футбольные мячи
11/12/5 шт.
Стойки
4 шт.
Газовые кольца
6 шт.
Рукава для эстафеты
2 шт.
Напольное бревно
1 шт.
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Таблица 9
Образовательная
область
Перечень методических пособий, технологий
В обязательной
В части программы, формируемой
части
участниками образовательных отношений
программы
Физическое
Пензулаева Л.И. О.В. Бережнова, В.В. Бойко Физическое развитие
развитие.
Физическая
детей 3-7 лет «Малыши-крепыши», 2016-135с.
31
культура
детском
в Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и
саду. динамические
паузы
в
дошкольных
Младшая группа образовательных учреждениях: практ. пособие /
20014 – 112с.
И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
– 144 с.
Э.Я. Степаненкова. Сборник подвижн игр. Для
занятий с детьми 2-7 лет. – 2-е изд., испр. И доп.
– М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021. – 168 с.
3.3. Распорядок и режим дня
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни,
предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность
различных видов деятельности и отдыха.
У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает
через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями
в
деятельности
всех
внутренних
органов.
Организм
как
бы
заблаговременно
настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил.
Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей
(сон, питание).
Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение
самостоятельности и активности.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку,
устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от
состояния их нервной системы.
32
Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его
компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон,
общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в
детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с
детьми.
Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста
ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать
возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима
дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду, и время
работы родителей.
Группа общеразвивающей направленности работает по режиму пятидневной недели,
время пребывания детей 10,5 часов: 7.30 – 18.00.
Режим дня на холодный период
Таблица 10
Режимные моменты
Временной промежуток
Прием детей на воздухе (условия температурного режима)
Утренняя гимнастика, беседа,
Подготовка к завтраку, завтрак
Игры
Непосредственно образовательная деятельность
/Самостоятельная деятельность (игры)
Динамическая пауза (10 мин) после каждого занятия
Второй завтрак
Подготовка к прогулке, прогулка
Возвращение с прогулки, игры
Подготовка к обеду, обед
Подготовка ко сну, чтение перед сном, дневной сон
Подъем,
Ленивая гимнастика
Подготовка к полднику, полдник
Региональная специфика
Игры по интересам детей
Индивидуальная работа
33
7.30-8.10
8.10-8.25
8.25-8.45
8.45-9.20
9.20-11.00
10.00-10.10
11.00-12.05
12.05-12.20
12.20-13.00
13.00-15.10
15.10-15.20
15.20-15.40
15.40-16.00
16.00-16.40
16.40-16.50
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой
16.50-18.00
Режим дня на июнь при 10,5 часового пребывания детей2-3 лет
Таблица 11
Режимные моменты
Временной промежуток
Утренний приём, на улице, прогулка
7.30-8.15
Утренняя гимнастика на улице
8.15-8.25
Возвращение с прогулки. Санитарно –гигиенические
8.25-8.45
процедуры.
Пальчиковая и артикуляционная гимнастики.
Подготовка к завтраку. Завтрак.
Двигательная активность.
8.45-09.00
Проблемные, игровые ситуации. Игровая деятельность
Совместная и самостоятельная деятельность (игровая,
09.00-10.10
коммуникативная, познавательно – исследовательская,
самообслуживание, бытовой труд).
Двигательная, игровая активность. Второй завтрак
Подготовка к прогулке. Прогулка.
10.10-12.10
Возращение с прогулки, самообслуживание.
12.10-12.30
Гигиенические процедуры. Подготовка к обеду
Обед
12.30-12.50
Подготовка ко сну. Дневной сон.
12.50-15.00
Постепенный подъём. Ленивая гимнастика.
15:00-15:20
Гигиенические, закаливающие процедуры.
Подготовка к полднику. Полдник.
15.20-15.40
Совместная деятельность(игровая, коммуникативная,
15.40-16.00
познавательно
– исследовательская,
самообслуживание, бытовой труд).
34
Подготовка к прогулке.
Прогулка
16.00-18.00
Расписание непосредственной образовательной деятельности
Таблица 12
Понедельник
9.00 – 9.10
Музыка
9.20 – 9.30
Ознакомление с
окружающим
миром
Вторник
9.00 – 9.10
Физическая
культура
9.20 – 9.30
Развитие речи
Среда
9.00 – 9.10
Развитие речи
9.20 – 9.30
Формирование
элементарных
математических
представлений
35
Четверг
9.00 – 09.10
Физическая
культура
9.20 – 9.30
Лепка
Пятница
9.00 – 9.10
Рисование
9.20 – 9.30
Музыка
11.10 – 11.20
Физическая
культура на
воздухе
Режим двигательной активности детей дошкольного возраста
Таблица 13
Формы работы
Виды занятий
Количество и длительность
занятий (в мин) в
зависимости от возраста
детей 2 – 3 лет
Физкультурные занятия
в помещении
2 раза в
неделю
10-15
на воздухе
1 раз в
неделю
10-15
Физкультурно –
утренняя гимнастика (по
Ежедневно
оздоровительная работа в
желанию детей)
5 – 10
режиме дня
подвижные и спортивные
Ежедневно
игры и упражнения на
на каждой прогулке 10-12
прогулке
Закаливающие процедуры и
ежедневно 5-7
гимнастика после сна
физкультминутки
3 – 5 ежедневно в зависимости от
(в середине
вида и содержания занятий
статистического занятия)
Активный отдых
физкультурный досуг
1 раз
в
месяц
20
физкультурный праздник
-
день здоровья
1 раз в квартал
Самостоятельная
самостоятельное
ежедневно
двигательная
использование
деятельность
физкультурного и
спортивно – игрового
оборудования
Самостоятельная
Ежедневно
физическая активность в
помещении
самостоятельные
подвижные и спортивные
игры на прогулке
37
ежедневно
Система физкультурной – оздоровительной работы.
Цель: Удовлетворять биологическую потребность растущего организма ребёнка в
двигательной деятельности, давать возможность ему ощущать радость и удовольствие от
умения управлять своим телом.
Таблица 14
№
Мероприятия
Периодичность
Ответственный
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.
Утренняя гимнастика
Ежедневно
Воспитатели
групп
или
инструктор по физкультуре
2.
Физическая культура
3 раза в неделю: Инструктор по физкультуре
2 раза в физ.зале,
1 раз на воздухе,
3.
Подвижные игры
2 раза в день
Воспитатели
групп
или
инструктор по физкультуре
4.
Гимнастика
после Ежедневно
Воспитатели
дневного сна
5.
Спортивные упражнения
групп
или
инструктор по физкультуре
2 раза в неделю
Воспитатели
групп
или
инструктор по физкультуре
6.
Спортивные игры
2 раза в неделю
Воспитатели
групп
или
инструктор по физкультуре
7.
Физкультурные досуги
1 раз в месяц
Инструктор по физкультуре
8.
Физкультурные
2 раза в год
Инструктор
праздники
по
музыкальный
физкультуре,
руководитель,
воспитатели групп
9.
День здоровья
2 раз в год
Инструктор
по
музыкальный
физкультуре,
руководитель,
воспитатели групп
11. Динамические паузы
Ежедневно
Инструктор по физкультуре или
38
музыкальный руководитель или
воспитатели
12. Оздоровительный бег (в 2 раза в неделю
Инструктор по физкультуре
конце прогулки)
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1.
Профилактика гриппа и В
Воспитатели,
простудных заболеваний неблагоприятные
физкультуре
(режимы проветривания, периоды
работа с родителями)
Инструктор
по
(осень-
весна)
возникновения
инфекции)
2.
Кварцевание групп
Воспитатели
ЗАКАЛИВАНИЕ
1.
Ходьба босиком
2.
Облегченная
3.
После сна
Воспитатели
одежда В течение дня
Воспитатели,
детей
воспитатели
Мытье рук, лица, шеи В течение дня
Воспитатели,
прохладной водой
воспитатели
младшие
младшие
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в обязательной
части программы и части формируемой участниками образовательных отношений.
Каждое учреждение, несмотря на одинаковое предназначение, имеет свои
отличительные особенности. С годами складываются свои традиции, так или иначе
связанные с жизнедеятельностью участников образовательных отношений. В настоящее
время они становятся все разнообразнее. В Программе, реализуемой нашим учреждением,
обозначены собственные традиции, становление которых начиналось с основания
учреждения.
Коллектив учреждения придает важное значение по физическому воспитанию,
укреплению и сохранению здоровья наших воспитанников, в связи с этим у нас
39
сложились следующие традиции: устраиваются совместные с детьми спортивные
праздники: спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья» с участием детей и
родителей. Непременной традицией нашего коллектива является проведение «Недели
здоровья». Для этого дня заранее составляются специальные сценарии в каждой группе,
приглашаются родители.
Совершенствование работы взаимодействия с родителями является ежегодно одной
из задач нашего коллектива.
Традицией стало для нас проведение «Зимних игр спорта» для воспитанников детского
сада.
Проведение
родительских
встреч
в
«семейных
гостиных»,
посвященных
определенным темам.
Содержание культурно-досуговой деятельности планируется педагогическими
работниками
физической
(воспитателями,
культуре)
музыкальными
совместно
в
руководителями,
соответствии
с
инструкторами
по
комплексно-тематическим
планированием.
Культурно-досуговая деятельность организуется во всех возрастных группах
еженедельно.
Примерное комплексно тематическое планирование работы с детьми 3-го года
жизни.
Таблица 15
№
1
2
Время проведения
Сентябрь
Октябрь
Мероприятия
Ответственные
Физкультурный досуг «Осень в гости просим»
Инструктор по
Развлечение
Ф.К.,
«В
стране
спортивных
игр»(эстафеты).
воспитатели
Развлечение «Солнышко встает»
Инструктор по
Досуг «всем на старт»
Ф.К.,
воспитатели
3
4
Ноябрь
Декабрь
Праздник «День здоровья»
Инструктор по
Развлечение «Джунгли зовут»
Ф.К.,
Досуг «До свиданья осень»
воспитатели
Развлечение «Здравствуй Зимушка, Зима»
Инструктор по
Развлечение «Мы мороза не боимся»
Ф.К.,
40
5
Январь
Досуг «Зимушка зима, спортивная пора»
воспитатели
Праздник «Зимние олимпийские игры»
Инструктор по
Досуг «Пришла зима хрустальная, с забавами
Ф.К.,
и играми»
воспитатели
Развлечение «Веселый стадион»
6
7
8
Февраль
Март
Апрель
Развлечение «Спортивная семейка»
Инструктор по
Досуг «День защитника Отечества»
Ф.К.,
День здоровья
воспитатели
Досуг Мам «Мама, папа, я спортивная семья»
Инструктор по
Развлечение «Веселые старты»
Ф.К.,
Досуг «Весна идет и все мы рады»
воспитатели
Досуг «День юмора в стране спортландии»
Инструктор по
Развлечение «Что бы в космос полететь, надо
Ф.К.,
спортом заниматься»
воспитатели
Развлечение «В стране дорожных знаков»
9
Май
Развлечение «Мой веселый, звонкий мяч»
Инструктор по
Развлечение «Спасибо деду за Победу»
Ф.К.,
День здоровья
воспитатели
Таблица 16
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Месячник по
Формирование ценностных
безопасности
представлений о здоровье и
гостях у простудихи», «Веселый
здоровом образе жизни, о
светофорик», «Юные
правилах дорожной и
пожарники». Проектная
пожарной безопасности.
деятельность.
День семьи
Февраль
Спортивные праздники «В
Формирование первичных
Последняя Спортивные соревнования
ценностных представлений о
неделя мая. «Мама, папа, я – спортивная
семье, семейных традициях,
семья»
обязанностях.
Посадка цветов на участке ГОН.
41
3.5.Особенности организации предметно-пространственной среды
Основой реализации программы является развивающая предметная среда,
необходимая для развития ребенка во всех детских видах деятельности. Развивающая
предметно-пространственная
образовательного
среда
пространства
обеспечивает
дошкольного
максимальную
отделения,
а
также
реализацию
территории,
прилегающей к дошкольному отделению. В дошкольном учреждении она построена
таким образом, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное,
речевое и социальное развитие ребенка.
Все помещения детского сада соответствуют санитарным и гигиеническим нормам,
нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и
работников.
Принципы
построения
развивающей
дошкольном учреждении:
- насыщенность;
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативность;
- доступность;
- безопасность.
42
предметно-пространственной
среды в