Содержание I. Целевой раздел программы 3 1.1.Пояснительная записка 3 1.2.Цели и задачи реализации программы 3 1.2.1. Обязательной части программы 3 1.2.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений 4 1.3. Принципы и подходы к формированию программы 4 1.3.1. Обязательной части программы 4 1.3.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений 6 1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе 8 характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 1.5. Планируемые результаты освоения программы 10 1.5.1. Обязательной части программы 11 1.5.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений 11 II. Содержательный раздел программы 12 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, 12 представленными в области физическое развитие в обязательной части программы 2.2. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, 15 представленными в области физическое развитиев части программы формируемой участниками образовательных отношений 2.3. Интеграция образовательных областей 20 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы в обязательной части 21 программы и части формируемой участниками образовательных отношений 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями 23 воспитанников III. Организационный раздел программы 30 3.1. Материально-техническое обеспечение в обязательной части программы и части 30 формируемой участниками образовательных отношений 3.2.Обеспечение методическими материала и средствами обучения и воспитания 31 3.3. Распорядок и режим дня 32 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в обязательной 39 части программы и части формируемой участниками образовательных отношений 3.5. Особенности организации предметно-пространственной среды 2 42 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1.Пояснительная записка 1.1 Пояснительная записка Рабочая программа (далее-Программа) разработана в соответствии с основной образовательной учреждение программой Муниципальное Чернокоровская средняя автономное общеобразовательное общеобразовательная школа группа общеразвивающей направленности, далее (школа, ГОН) с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов сохранения и укрепления здоровья детей. Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ от 17 октября 2013 года № 1155) и Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Полноценное физическое развитие ребёнка дошкольного возраста - это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений; развитие интереса к различным, доступным нравственно-волевых ребенку черт видам характера движений; личности; воспитание содействие в положительных стимулировании деятельности сердечно -сосудистой и дыхательной систем, в формировании опорнодвигательного аппарата, как основу правильной осанки. Большое значение для развития дошкольника приобретают занятия физической культуры не только в зале, но и на улице, они являются одним из средств закаливания и профилактики заболеваний. Данная программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основному направлению – «Физическое развитие». 1.2 Цели и задачи реализации программы 1.2.1 Обязательной части программы Цель программы: построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников педагогического процесса, обеспечивающей оптимальные условия для перехода на новый, более высокий уровень работы по физическому развитию детей, формированию у них физических способностей и качеств с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и склонностей, обеспечивающей охрану и укрепление здоровья, формирование основ здорового образа жизни. Для достижения цели программы первостепенное значение имеет решение следующих задач: - развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации; 3 - накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье); - формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании; - воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка - формирование ценностей здорового образа жизни. 1.2.2. Части программы, формируемой участниками образовательных отношений Часть программы, формируемой участниками образовательных отношений реализуется с учётом парциальной программы физического развития детей дошкольного возраста «Малыши крепыши» (О.В. Бережнова, В.В. Бойко). Цель: Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование привычки к здоровому образу жизни, развитие его физических качеств и совершенствование двигательных навыков. Задачи: - приобретение детьми опыта в двигательной деятельности (выполнение упражнений, нацеленных на развитие координации гибкости); - формирование начальных представлении о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей ЗОЖ; - создание условий для укрепления и охраны здоровья детей; - приобщение детей к физической культуре. 1.3 Принципы и подходы к формированию программы 1.3.1 Обязательная часть программа Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155; С использованием следующих нормативных правовых документов: -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. "Об утверждении Порядка организации и 4 осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; -Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; -Постановление Главного государственного санитарного врача СанПиНом 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Программа разработана с учетом: -Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду: Младшая группа». Принципы к формированию программы: -принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; -принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); -принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; -принцип культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании; -программа соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»); -обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников. Подходы: программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также интегративных качеств; -индивидуальный подход к воспитанию и обучению детей в школе ГОН определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приёмов 5 и средств воспитания и обучения в соответствии с учётом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников; -деятельностный деятельности в общем взаимосвязанными подход направлен контексте мотивами и на организацию образовательного целями; видами целенаправленной процесса: ее деятельности структурой, (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребёнка при включении в образовательную деятельность; -культурно-исторический подход предусматривает развитие ребёнкапо двум линиям. Первая следует путём естественного созревания, вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаковое – символическими средствами, в первую очередь речью и языком; -проблемный подход предусматривает проектирование и реализацию деятельности образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между возможностями ГОН, интересами общества (запросами родителей) и потребностями ребёнка. 1.3.2 Части программы, формируемой участниками образовательных отношений Принципы: - принцип психологической комфортности: взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи; - принцип деятельности: основной акцент делается на организацию самостоятельных детских открытий в процессе разнообразных видов деятельности и активности детей (в первую очередь – двигательной, а также игровой, коммуникативной; педагог выступает прежде всего как организатор образовательной деятельности; - принцип целостности: стратегия и тактика образовательной деятельности с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка (у ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, своих физических возможностях, ценностях здорового образа жизни); -принцип минимакса: создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории физического развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума; 6 - принцип творчества: образовательная деятельность ориентирована на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта двигательной деятельности и активности; - принцип вариативности: детям предоставляются возможности выбора видов двигательной активности, участников совместной деятельности, материалов и атрибутов, способа действия и др.; - принцип непрерывности: обеспечивается преемственность в содержании, технологиях и методах между дошкольными и начальным общим образованием, определяется дальняя перспектива физического развития. Подходы: - личностно – ориентированный подход, предусматривает организацию образовательного процесса с учётом того, что развитие личности ребёнка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно – ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учётом признания уникальности личности, её интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; - диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие её творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъектсубъектных отношений; - культурологический культуросообразного подход, содержания имеющий дошкольного высокий потенциал образования, позволяет в отборе выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребёнка с культурой, овладевая которой на уровне определённых средств, ребёнок становится субъектом культуры и её творцом; - социально-педагогический подход в воспитании и обучении в школе ГОН предусматривает единство и согласованность действий социальных институтов воспитания ребёнка вне зависимости от их функционального предназначения в целях гармонизации взаимодействия ребёнка и социума.При этом социальный подход пронизывает все сферы жизнедеятельности ребёнка, связанные с переживанием им своего места в семье, группе и обществе и отношений с людьми, пониманием и преобразованием окружающего мира; - системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. 7 1.4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. ГОН функционирует в режиме 10,5 – часового пребывания воспитанников в период с 7-30 до 18-00 при 5- дневной рабочей неделе. Рабочая программа по физической культуре для детей 2-3 лет рассчитана на проведение 108 часов непрерывной образовательной деятельности в учебный год (3 раза в неделю), длительностью по 10 минут. Обязательная часть программы в содержательном отношении разработана с учётом основной общеобразовательной программы школы ГОН. Объём обязательной части программы составляет не менее 60% от её общего объёма. Объём части программы формируемой участниками образовательных отношений составляет не более 40%. Содержательные и организационные аспекты данной части ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей, художественно – эстетическое развитие воспитанников, поддержку инициативы и свободной спонтанной игры. Школа, ГОН расположена в селе Чернокоровском, Богдановичскогорайона, Свердловской области. Природно-климатические, географические и экологические особенности села Чернокоровского, Свердловской области обусловлены тем, что село расположено на левом берегу реки Большой Калиновки. В 12 км. на юго-восток от административного цент округа – города Богдановича. Вдоль северного края проходит Сибирский тракт. Климатические условия связаны с тем, что село находится в зоне континентального климата с холодной и продолжительной зимой. Достаточно выгодное географическое положение (в том числе близость к региональному центру – 111 км, от города Екатеринбурга). В связи с этим, при планировании образовательного процесса предусмотрены вариативные режимы дня: холодный и теплый периоды.В содержании образования особое внимание уделяется миру природы, объектам неживой природы и природным явлениям с учетом специфики их протекания в данной местности, к животным и растениям, встречающимся в Богдановичскомрайоне, а также ознакомлению детей с деятельностью сельских жителей в тот или иной сезон с учетом реальной климатической обстановки. В с.Чернокоровском, городском округе Богданович Свердловской области – развиты отрасли сельского хозяйства. Главные отрасли растениеводства: зерновое хозяйство, кормопроизводство, овощеводство и картофелеводство и т.д. Основные отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство, пчеловодство. В 12 км. от с.Чернокоровского находится ГО Богданович – промышленный город, образующее предприятие ОАО «Огнеупоры». Завод производит кирпичи, необходимые для 8 строительства огнеупорных печей для черной металлургии. В городе Богданович функционируют: комбикормовый завод, Комбинат строительных материалов, хлебозавод, предприятие «ВЭС» и т.д. Относительно неблагоприятная экологическая ситуация определяет необходимость вести углубленную работу экологической направленности. Национально-культурные и этнокультурные особенности Население с.Чернокоровского многонациональное. В результате миграционных процессов в селе значительно выросло количество этнически русских, бывших граждан государств СНГ. Но при этом в школе ГОН этнический состав семей воспитанников в основном имеет однородный характер, основной контингент - дети из русскоязычных семей. В содержании образовательной программы учитывается многонациональность, многоконфессиональность Уральского региона, культура народов региона (национальные обычаи и традиции). Исторически сложившиеся народы Среднего Урала - русские, удмурты, татары, башкиры, марийцы, чуваши. С учетом национально-культурных традиций народов Среднего Урала осуществлен отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора, народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством, народных игр, средств оздоровления. Особое внимание уделяется к формированию толерантного и уважительного отношения к людям другой национальности. И в то же время созданы условия для обеспечения возможности почувствовать гордость своей национальной принадлежности. Возрастные и индивидуальные особенностидетейот 2 до 3 лет Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами. Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. 9 Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.). 1.5 Планируемые результаты освоения программы. Конечным результатом освоения Образовательной программы является сформированность интегративных качеств ребенка (физических, интеллектуальных, личностных): Физические качества: ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Общие показатели физического развития. Сформированность основных физических качеств и потребности в двигательной активности. Двигательные умения и навыки. Двигательно-экспрессивные способности и навыки. Навыки здорового образа жизни. Понимание необходимости соблюдения правил гигиены (регулярно мыть руки, чистить зубы). Умение самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры. Планируемые результаты: Первая младшая группа: Укрепление физического и психического здоровья детей: Воспитание культурно-гигиенических навыков; Сформированность начальных представлений о здоровом образе Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и жизни; координации); Накопление и двигательного опыта детей; Овладение и обогащение основными видами движения; Сформированность у воспитанников потребности в двигательной физическом совершенствовании. 10 активности и 1.5.1 Обязательной части программы Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров: - ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам; - способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной музыкальной деятельности; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах физкультурной деятельности, и прежде всего в спортивных играх; - владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуации; - умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам,умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать; - у ребенка повышается способности к предварительному программированию как пространственных, так и временных параметров движений; после выполнения движений ребенок способен самостоятельно подключиться к анализу полученных результатов и установлению необходимых корректировок; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; - ребенок при соответствующих условиях может быстро достигать высокого результата в точности выполнения сложных движений; - проявляет ответственность за начатое дело; - хорошо; - проявляет уважение к старшим и заботу о младших. 1.5.2.Части программы, формируемой участниками отношений - Ребенок имеет представление о ценностях здоровья; - у ребёнка сформировано желание вести здоровый образ жизни; 11 образовательных - имеет представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы; - ребенок знаком с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма, имеет представление о необходимости закаливания; - у ребенка наблюдается повышение выносливости к осуществлению динамической работы. II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в области физического развития в обязательной части программы. Содержательный раздел разработан и сформирован с учётом образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду: Младшая группа». Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и физическое развитие. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Конкретное содержание образовательной области соответствует примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы. 12 Задачи и содержание работы по физическому развитию в младшей группе (от 2-3) Физкультурно – оздоровительная работа. В течении года у детей воспитывают интерес и желание участвовать в подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Учить держать ложку в правой руке. Задачи по физической культуре: 1.Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. 2.Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. 3.Приучать действовать сообща придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентир, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. 4.Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). 5.Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами. Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т.д.). 13 Примерный перечень основных движений, спортивных игр и упражнений Основные движения Ходьба. Ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу, взявшись за руки, с изменением темпа, с переходом на бег, и наоборот, с изменением направления, врассыпную (после 2 лет 6 месяцев), обходят предмет, приставным шагом вперед, в стороны. Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина 20см., длина 2 – 3м.), с перешагиванием через предметы (высота 10 – 15 см.); по доске, гимнастической скамейке, бревну (ширина 20 – 25 см.). Кружение в медленном темпе (с предметом в руках). Бег. Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течении 30-40 секунд (непрерывно), с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями (расстоянием между ними 25-30 см.). Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м), по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см; по гимнастической скамейке. Подлезание под воротца, веревку (высота 30-40см.), перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м.) удобным для ребенка способом. Катание, бросание, ловля, метание. Катание мяча двумя руками и одной рукой педагогу, друг другу, под дугу, стоя и сидя (расстояние 50-100см.); бросание мяча вперед двумя руками снизу, от груди, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребенка, с расстояния 1-1,5м., через сетку, натянутую на уровне роста ребенка. Метание мячей, набивных мешочков, шишек на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную цель – двумя руками, правой (левой) рукой с расстояния 1м. Ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния 50-100см. Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперед; прыжки на двух ногах через шнур (линию); через две параллельные линии (10-30 см.). Прыжки вверх с касанием предмета, находящегося на 10-15 см. выше поднятой руки ребенка. Общеразвивающие упражнения Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вперед, вверх, в стороны; скрещивать их вперед грудью и разводить в стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать их. Хлопать руками перед собой, над головой, размахивать вперед-назад, вниз-вверх. Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поворачиваться вправо-влево, передавая предметы рядом стоящему (сидящему). Наклоняться вперед и в стороны. Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу. 14 Поднимать и опускать ноги, лежа на спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Ходить на месте. Сгибать левую (правую) ноги в колене (с поддержкой) из исходного положения стоя. Приседать, держась за опору; потягиваться, поднимаясь на носки. Выставлять ногу вперед на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя). Подвижные игры С ходьбой и бегом. «Догони мяч», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише», «Перешагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет». С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай линию!», «Обезьянки». С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься точнее». С подпрыгиванием. «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек». На ориентировку в пространстве. «Где звенит?», «Найди флажок». Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок». 2.2 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в области физическое развитие в части программы, формируемой участниками образовательных отношений с описанием вариативных форм, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в обязательной части. Таблица 1 Образовательная Направления Задачи область Физическая Создание культура для условий - Организовывать работу по осуществлению охраны и мероприятий, способствующих укреплению укрепления здоровья здоровья детей, иммунной системы организма; детей систематически проводить оздоровительные и закаливающие мероприятия; 15 создавать условия, стимулирующие двигательную активность детей; формировать и совершенствовать основные виды движений, способствовать формированию правильной осанки; - обеспечивать психолого-педагогическую поддержку родителей компетентности в в деле повышения вопросах охраны и укрепления здоровья детей. Формирование детей Формировать у детей начальные начальных представления о ЗОЖ; представлений ЗОЖ у - о - поддерживать у детей интерес к изучению своих физических возможностей; - воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью; - развивать у детей интерес к правилам здоровьесберегающего поведения. Приобщение детей к - удовлетворять потребность детей в движении физической культуре и развивать положительные эмоции, активность и самостоятельность; - знакомить детей с подвижными играми основных движений; - развивать у детей умение ходить и бегать свободно, естественно, согласовывая движения рук и ног; выполнять во время ходьбы двигательные задания: повернуться, присесть и остановиться; - развивать у детей умение бегать, держа темп в соответствии с указанием педагога (медленно, быстро) - формировать у детей умение сохранять правильную осанку в различных положениях: сидя, стоя, в движении; - развивать у детей чувство равновесия и ориентировку в пространстве; 16 - развивать у детей навыки энергичного отталкивания двумя ногами и правильного приземления во время прыжков с высоты, на месте с продвижением вперед; - развивать у детей умение бросать и ловить мяч кистями рук, не прижимая его к груди; отталкивать предметы во время катания; - закреплять у детей умение ползать на четвереньках, толкая мяч головой, перелезать через препятствия, лазать по лесенке- стремянке и гимнастической стенке. Организация образовательной деятельности по приобщению детей 2-3 лет к физической культуре. Таблица 2 Основные формы и методы Периодичность и особенности организации детей Занятия по физическому развитию 3 раза в неделю с групповой или подгрупповой детей (один раз - на улице), 10 мин Эмоционально – стимулирующая утренняя гимнастика. Ежедневно с подгруппой Составляется комплекс общеразвивающих или группой детей упражнений(далее – ОРУ)с предметами и без них. Через (в теплое время года – на каждые две недели он меняется. В него входят упражнения : улице). 3-5 мин. для развития и укрепления кистей рук, мышц плечевого пояса, спины, гибкости позвоночника, мышц брюшного пресса и ног. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Ежедневно с группой или подгруппой детей. 10-12 мин Оздоровительная гимнастика пробуждение после сна с Ежедневно с группой детей. включением ОРУ. 5-7 мин. 17 Самостоятельная двигательная деятельность детей. Ежедневно в разные отрезки режима дня. Принципы с учётом образовательной области физическое развитие Таблица 3 Образовательная Принципы область Физическое развитие Научно – методические принципы: - принцип первенства физической (двигательной) активности; - принцип своевременного начала физического воспитания; - принцип целеполагания; - игровой принцип; - принцип интеграции; - психосоматический принцип; - принцип дозированной помощи; - принцип возрастающей независимости (эмансипации) от взрослых и самостоятельности в творческом решении. Дидактические принципы: - систематичность и последовательность; - развивающее обучение; - доступность; - воспитывающее обучение; - учет индивидуальных и возрастных особенностей; - сознательность и активность ребенка; - наглядность. Специальные принципы: - непрерывность; - последовательность наращивания воздействий; - цикличность. Гигиенические принципы: - сбалансированность нагрузок; 18 тренирующих - рациональность чередования деятельности и отдыха; - возрастная адекватность; - оздоровительная направленность всего образовательного процесса; - осуществление личностно-ориентированного обучения и воспитания. Формы, способы, методы и средства реализации обязательной части программы Таблица 4 Образователь Содержание Деятельностный модуль ные образовательн Виды детской Формы и приемы направления ых областей деятельности организации развития образовательного процесса Физическое Формирование Двигательная (овладение Совместная развитие представлений основными движениями), образовательная о здоровом формы образе активности деятельность педагогов и жизни. ребенка. детей. Физическая Самостоятельная культура. деятельность детей. Образовательная деятельность в семье. Вариативность форм образовательной деятельности Таблица 5 Виды деятельности Игровая Возможные формы работы Подвижные игры, игры малой подвижности, физминутки, пальчиковые игры Коммуникативная Беседы. Ситуативный разговор. Игры с правилами. Трудовая Совместные действия. Поручение. Задание. Реализация проектов Познавательно-исследовательская Экскурсии. Разрешение проблемных ситуаций. Реализация проекта. Игры с правилами 19 Продуктивная Реализация проектов Музыкально-художественная Слушание. Подвижные игры. Чтение Разучивание Двигательная Подвижные дидактические игры. Подвижные игры с правилами. Игровые упражнения. Соревнования 2.3. Интеграция образовательных областей Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Связь с другими образовательными областями Таблица 6 ОО «Физическое Развитие физических качеств для спортивной деятельности, развитие» использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. ОО «Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области физкультуры; развитие всех компонентов устной речи в спортивной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия движений на занятии ОО «Познавательное Расширение кругозора детей в области физической развитие » культуры направлено на достижение целей развития у детей спортивных интересов ОО «Социально – Формирование представлений о физической культуре коммуникативное направлено на достижение целей овладения развитие» конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. ОО «Художественно – Развитие физических качеств направлено на достижение 20 эстетическое развитие» целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы в обязательной части программы и части формируемой участниками образовательных отношений. Психолого – педагогические условия реализации программы Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а занятия по физической культуре должны быть увлекательными. Развивать координации движений в крупных и мелких мышечных группах, равновесие. Укреплять мышечный аппарат стопы, мышечно-связочного аппарата ног и туловища. Развивать мышцы плечевого пояса. Укреплять мышечный корсет позвоночника. Укреплять опорно-двигательный аппарат. Увеличивать амплитуду движений в голеностопных суставах стоп и пальцев ног. Формировать правильную осанку, навыки правильного положения головы. Развивать быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах. Учить расслаблению мышц. Обучать правильному носовому дыханию, восстановлению дыхания. Формировать ритмичный вдох и выдох, углубленное дыхание. Тренировать дыхательную мускулатуру грудной клетки. Укрепление мышц лица. Формировать правильный стереотип ходьбы и навыки правильной осанки. Укреплять суставы (голеностопный), мышечный корсет туловища и конечностей, мышцы тазового пояса ног. Укреплять мышечно-связочного аппарата ног и туловища. Укреплять опорно-двигательный аппарат. Укреплять мышцы, участвующие в формировании свода стопы. Улучшать координацию движений. Компенсировать деформации восстанавливать свод стопы. Общее укрепление мышц туловища и конечностей. 21 Тренировать правильное носовое дыхание (вдох носом, выдох ртом). Укреплять мышцы лица, круговую мышцу рта. Тренировать дыхательную мускулатуру грудной клетки. Вырабатыватьнавыкдиафрагмально-релаксационногодыхания,спокойноедыхание. Способы и направления поддержки деткой инициативы: вселять ребенку уверенность в себе: «Я тебе доверяю! Ты сможешь это сделать! Я рада за тебя!» поощрять добрую волю и достигнутое; оценивать успехи и инициативу, а не ошибки детей; показывать детям радость и позитивное чувство; обучить детей практическим навыкам, а для этого надо вместе играть; использовать технологии проектирования, как средство развития познавательной инициативы (способностей); использование косвенных методов руководства игрой (деятельностью детей) – метод проблемных ситуаций (способствует развитию мыслительных процессов, познавательной активности во время игры); доброжелательное отношение взрослых; общение строить на принципах сотрудничества и партнерства; поддерживать формы общения в соответствии с возрастом; создавать большое количество ситуаций, предметов, подталкивающих ребенка к общению со взрослым; педагогическое общение строить на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, как условии полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка; педагогически грамотно относиться к ошибкам ребенка – не как к неуспеху, а как нормальному инициирующему моменту развития; развивать самостоятельность ребенка (в раннем возрасте в самообслуживании, предметно-игровой деятельности, общении). Способы и направления поддержки деткой инициативы: вселять ребенку уверенность в себе: «Я тебе доверяю! Ты сможешь это сделать! Я рада за тебя!» поощрять добрую волю и достигнутое; оценивать успехи и инициативу, а не ошибки детей; показывать детям радость и позитивное чувство; обучить детей практическим навыкам, а для этого надо вместе играть; 22 использовать технологии проектирования, как средство развития познавательной инициативы (способностей); использование косвенных методов руководства игрой (деятельностью детей) – метод проблемных ситуаций (способствует развитию мыслительных процессов, познавательной активности во время игры); доброжелательное отношение взрослых; общение строить на принципах сотрудничества и партнерства; поддерживать формы общения в соответствии с возрастом; создавать большое количество ситуаций, предметов, подталкивающих ребенка к общению со взрослым; педагогическое общение строить на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, как условии полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка; педагогически грамотно относиться к ошибкам ребенка – не как к неуспеху, а как нормальному инициирующему моменту развития; развивать самостоятельность ребенка (в раннем возрасте в самообслуживании, предметно-игровой деятельности, общении). Создание условий для физического развития Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. Становление детской идентичности, образа «Я» тесно связано с физическим развитием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, активностью. Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно: •ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться; •обучать детей правилам безопасности; •создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; • использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать. 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в 23 одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Дошкольный возраст – это фундамент здоровой личности, а следовательно, и здорового общества в настоящем и будущем. Развитие физической культуры – одно из приоритетных направлений государственной политики, нацеленной на укрепление и здоровье детей. Формирование у ребёнка потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, возможности окружающих его взрослых создать благоприятные условия для физического развития. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников. Основной целью взаимодействия является создание условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни дошкольной образовательной организации. Задачи взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей: изучить отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в организации и семье; познакомить педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей в дошкольной образовательной организации и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; создавать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечь семьи воспитанников к участию в совместных мероприятиях различного уровня; поощрять родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семьей. Основные формы взаимодействия с родителями воспитанников Таблица 6 Название Задачи Результат 24 - выявить роль физическом семьи воспитании в Помогает и эффективность оздоровлении детей; родителей физкультурно- оздоровительной - систематизировать знания Анкетирование определить в области физической культуры; деятельности ГОН и разработать стратегию дальнейшего взаимодействия всех участников образовательного процесса - заинтересовать родителей к новым формам семейного досуга; - ознакомить родителей с - Расширяются представления о физкультурно- особенностях оздоровительной работой развития детей; ГОН; появляется - Родительские собрания - воздействовать родителей физического с интерес к на физической культуре. целью привлечения к совместным занятиям. - привлекать родителей к совместному Родители какими изготовлению атрибутами можно пополнить атрибутов для ежедневных свой физкультурных узнают, занятий арсенал в ежедневных группе и дома; пособий для физкультурных занятий и игр дома; Изготовление наглядного - знакомить родителей с - знакомятся со способами материала и атрибутов вариантами использования использования данного для физкультурных атрибутов для привлечения оборудования для повышения занятий детей к занятиям физической двигательной активности детей. культуры; - способствовать созданию в семье условий реализации детей для потребности в физической 25 активности. - повышать интерес детей к физической культуре культуре, - воспитывать желание вести фотовыставок Выставки совместных работ ЗОЖ; - родителей с на целью выполнению физических упражнений; - воздействовать повышению и интереса детей к физической спорту; Оформление Способствует дети знакомятся спортивными со увлечениями своих родственников. привлечения к совместным занятиям спортом; - расширять представление родителей и детей о формах семейного досуга. - повысит у детей и их Во интерес к совместных мероприятий царит физической культуре и атмосфера спортивного азарта, дверей Конкурсы Совместные мероприятия проведения родителей спорту; Дни и недели открытых время доброжелательности совершенствовать двигательные навыки и эмоционального подъема. Дети, видя, как родители вместе с ними принимают участие в - воспитывать физические и соревнованиях, начинают морально-ролевые качества; проявлять больший интерес к культуре, детей физической эмоционально отзываются на все гигиенические навыки. задания, стремятся выполнять их - закреплять у как можно лучше, поскольку за ними наблюдают их родные. 26 - рассказывать о значение Такие мероприятия вызывают у физкультуры для человека; Советы специалистов Консультации Совместные практикумы повышать интерес родителей желание заниматься к физической культуре; сортом. В результате родители могут отвести своего ребёнка в спортивную секцию или кружок. - воспитывать желание вести ЗОЖ; - формировать интерес к занятиям физкультурой Планирование работы с родителями Таблица 7 В обязательной части программы В части программы, формируемой участниками образовательных отношений Сентябрь - Организация и проведение индивидуальных - Оформление спортивного стенда на тему бесед с родителями (по запросу родителей); «Закаливание»; - привлечение родителей к подготовке к празднику «День знаний» Октябрь - Организация и проведение консультации - Мастер-класс на тему «Ритмичные «Роль дыхательной гимнастики, как метод движения под детские песни» оздоровления дошкольников» - Участие родителей в спортивном соревновании «Я и моя семья». Ноябрь - Организация и проведение консультаций по -Участие родителей к показательному запросу родителей; выступлению с мячами и обручами, - оформление стенда «Как научить ребенка посвящённого«Дню матери»; делать упражнения в домашних условиях»; - организация и проведение индивидуальных 27 бесед с родителями (по запросу родителей). Декабрь - Организация и проведение родительского - Участие родителей в подготовке к собрания «Правила поведения на праздниках в «Новому году» детском саду»; - оформление спортивного стенда на тему «Новогодние игры»; - участие родителей в новогодней эстафете на лыжах Январь - Организация и проведение по запросам - Мастер-класс на тему «Самые гибкие» родителей на актуальные темы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста; - организация и проведение индивидуальных бесед с родителями (по запросу родителей); - оформление спортивного стенда на тему «Музыкальная терапия» Февраль - Участие родителей в празднике, посвящённом - Привлечение родителей к подготовке Дню защитника Отечества; детей к соревнованиюк Дню Защитника - организация и проведение консультации «10 Отечества. причин отдать ребенка в спортивную школу»; - оформление спортивного стенда на тему «Папа всякие нужны, папы разные важны » Март - Организация и проведение консультаций по Привлечение родителей к подготовке запросу родителей; костюмов на праздники - участие родителей в празднике, посвящённом Международному женскому дню; - оформление спортивного стенда на тему «Спортивный танец для любимой мамы». Апрель - Организация и проведение консультации на - Участие родителей в празднике, 28 тему «Спорт в жизни ребенка»; посвящённом дню смеха; - организация и проведение индивидуальных бесед с родителями (по запросу родителей). Май - Участие родителей в празднике, посвященный - Привлечение родителей к подготовке 9 мая; детей к соревнованиям по легкой атлетике» - участие родителей в выпускном празднике «До свидания детский сад! Здравствуй, школа!» 29 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение в обязательной части программы и части формируемой участниками образовательных отношений Материально-техническое обеспечение программы обеспечивает полноценное развитие личности детей в соответствии с одной образовательной области: художественно-эстетическое развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям. Физкультурное оборудование и инвентарь К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчета активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование — безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить правильную обработку деревянных предметов (скамейки, гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы (окрашены). Всё оборудование проверяется педагогом перед занятием на устойчивость, прочность и т.д. В нашем дошкольном отделении и спортивном зале имеется следующее оборудование: Центры «Крепешы»; «Здоровячок» Таблица 8 Мячи резиновые: большие, средние, маленькие 11/11/13шт. Мячи надувные 14 шт. Гимнастические палки 10 шт. Скакалки 20 шт. Кегли 22 шт. Обручи 20 шт. Цветные флажки 37 шт. Цветные ленты 20 шт. Гантели 12 (пар) Мешочки с песком 15 шт. Коврики гимнастические 20 шт. 30 Городки 1 шт. Клюшки, шайба 1 (пара) Бадминтон 1 шт. Мягкие модули (кубики и т.д.) 11шт. Спортивный зал Гимнастический мат, гимнастические палки 11/2 шт. Гимнастические скамейки 4 шт. Стенка гимнастическая (деревянная) 6 шт. Конус 5 шт. Дуга для подлезания 1 шт. Санки 2 шт. Велосипед 2 шт. Канат, Шнуры 1/2 шт. Самокаты 2 шт. Лыжи, лыжные палки 11(пар)/11 (пар) Теннисные ракетки, мяч 2 шт. Сетка 1 шт. Кольцо баскетбольное Щит для метания, 2/2 шт. Набивные мячи 6 шт. Баскетбольные мячи, Волейбольные мячи, Футбольные мячи 11/12/5 шт. Стойки 4 шт. Газовые кольца 6 шт. Рукава для эстафеты 2 шт. Напольное бревно 1 шт. 3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания Таблица 9 Образовательная область Перечень методических пособий, технологий В обязательной В части программы, формируемой части участниками образовательных отношений программы Физическое Пензулаева Л.И. О.В. Бережнова, В.В. Бойко Физическое развитие развитие. Физическая детей 3-7 лет «Малыши-крепыши», 2016-135с. 31 культура детском в Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и саду. динамические паузы в дошкольных Младшая группа образовательных учреждениях: практ. пособие / 20014 – 112с. И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с. Э.Я. Степаненкова. Сборник подвижн игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2021. – 168 с. 3.3. Распорядок и режим дня Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления. При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание). Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности. Формирование культурно-гигиенических навыков. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы. 32 Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми. Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду, и время работы родителей. Группа общеразвивающей направленности работает по режиму пятидневной недели, время пребывания детей 10,5 часов: 7.30 – 18.00. Режим дня на холодный период Таблица 10 Режимные моменты Временной промежуток Прием детей на воздухе (условия температурного режима) Утренняя гимнастика, беседа, Подготовка к завтраку, завтрак Игры Непосредственно образовательная деятельность /Самостоятельная деятельность (игры) Динамическая пауза (10 мин) после каждого занятия Второй завтрак Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, игры Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, чтение перед сном, дневной сон Подъем, Ленивая гимнастика Подготовка к полднику, полдник Региональная специфика Игры по интересам детей Индивидуальная работа 33 7.30-8.10 8.10-8.25 8.25-8.45 8.45-9.20 9.20-11.00 10.00-10.10 11.00-12.05 12.05-12.20 12.20-13.00 13.00-15.10 15.10-15.20 15.20-15.40 15.40-16.00 16.00-16.40 16.40-16.50 Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой 16.50-18.00 Режим дня на июнь при 10,5 часового пребывания детей2-3 лет Таблица 11 Режимные моменты Временной промежуток Утренний приём, на улице, прогулка 7.30-8.15 Утренняя гимнастика на улице 8.15-8.25 Возвращение с прогулки. Санитарно –гигиенические 8.25-8.45 процедуры. Пальчиковая и артикуляционная гимнастики. Подготовка к завтраку. Завтрак. Двигательная активность. 8.45-09.00 Проблемные, игровые ситуации. Игровая деятельность Совместная и самостоятельная деятельность (игровая, 09.00-10.10 коммуникативная, познавательно – исследовательская, самообслуживание, бытовой труд). Двигательная, игровая активность. Второй завтрак Подготовка к прогулке. Прогулка. 10.10-12.10 Возращение с прогулки, самообслуживание. 12.10-12.30 Гигиенические процедуры. Подготовка к обеду Обед 12.30-12.50 Подготовка ко сну. Дневной сон. 12.50-15.00 Постепенный подъём. Ленивая гимнастика. 15:00-15:20 Гигиенические, закаливающие процедуры. Подготовка к полднику. Полдник. 15.20-15.40 Совместная деятельность(игровая, коммуникативная, 15.40-16.00 познавательно – исследовательская, самообслуживание, бытовой труд). 34 Подготовка к прогулке. Прогулка 16.00-18.00 Расписание непосредственной образовательной деятельности Таблица 12 Понедельник 9.00 – 9.10 Музыка 9.20 – 9.30 Ознакомление с окружающим миром Вторник 9.00 – 9.10 Физическая культура 9.20 – 9.30 Развитие речи Среда 9.00 – 9.10 Развитие речи 9.20 – 9.30 Формирование элементарных математических представлений 35 Четверг 9.00 – 09.10 Физическая культура 9.20 – 9.30 Лепка Пятница 9.00 – 9.10 Рисование 9.20 – 9.30 Музыка 11.10 – 11.20 Физическая культура на воздухе Режим двигательной активности детей дошкольного возраста Таблица 13 Формы работы Виды занятий Количество и длительность занятий (в мин) в зависимости от возраста детей 2 – 3 лет Физкультурные занятия в помещении 2 раза в неделю 10-15 на воздухе 1 раз в неделю 10-15 Физкультурно – утренняя гимнастика (по Ежедневно оздоровительная работа в желанию детей) 5 – 10 режиме дня подвижные и спортивные Ежедневно игры и упражнения на на каждой прогулке 10-12 прогулке Закаливающие процедуры и ежедневно 5-7 гимнастика после сна физкультминутки 3 – 5 ежедневно в зависимости от (в середине вида и содержания занятий статистического занятия) Активный отдых физкультурный досуг 1 раз в месяц 20 физкультурный праздник - день здоровья 1 раз в квартал Самостоятельная самостоятельное ежедневно двигательная использование деятельность физкультурного и спортивно – игрового оборудования Самостоятельная Ежедневно физическая активность в помещении самостоятельные подвижные и спортивные игры на прогулке 37 ежедневно Система физкультурной – оздоровительной работы. Цель: Удовлетворять биологическую потребность растущего организма ребёнка в двигательной деятельности, давать возможность ему ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом. Таблица 14 № Мероприятия Периодичность Ответственный ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Утренняя гимнастика Ежедневно Воспитатели групп или инструктор по физкультуре 2. Физическая культура 3 раза в неделю: Инструктор по физкультуре 2 раза в физ.зале, 1 раз на воздухе, 3. Подвижные игры 2 раза в день Воспитатели групп или инструктор по физкультуре 4. Гимнастика после Ежедневно Воспитатели дневного сна 5. Спортивные упражнения групп или инструктор по физкультуре 2 раза в неделю Воспитатели групп или инструктор по физкультуре 6. Спортивные игры 2 раза в неделю Воспитатели групп или инструктор по физкультуре 7. Физкультурные досуги 1 раз в месяц Инструктор по физкультуре 8. Физкультурные 2 раза в год Инструктор праздники по музыкальный физкультуре, руководитель, воспитатели групп 9. День здоровья 2 раз в год Инструктор по музыкальный физкультуре, руководитель, воспитатели групп 11. Динамические паузы Ежедневно Инструктор по физкультуре или 38 музыкальный руководитель или воспитатели 12. Оздоровительный бег (в 2 раза в неделю Инструктор по физкультуре конце прогулки) ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ 1. Профилактика гриппа и В Воспитатели, простудных заболеваний неблагоприятные физкультуре (режимы проветривания, периоды работа с родителями) Инструктор по (осень- весна) возникновения инфекции) 2. Кварцевание групп Воспитатели ЗАКАЛИВАНИЕ 1. Ходьба босиком 2. Облегченная 3. После сна Воспитатели одежда В течение дня Воспитатели, детей воспитатели Мытье рук, лица, шеи В течение дня Воспитатели, прохладной водой воспитатели младшие младшие 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в обязательной части программы и части формируемой участниками образовательных отношений. Каждое учреждение, несмотря на одинаковое предназначение, имеет свои отличительные особенности. С годами складываются свои традиции, так или иначе связанные с жизнедеятельностью участников образовательных отношений. В настоящее время они становятся все разнообразнее. В Программе, реализуемой нашим учреждением, обозначены собственные традиции, становление которых начиналось с основания учреждения. Коллектив учреждения придает важное значение по физическому воспитанию, укреплению и сохранению здоровья наших воспитанников, в связи с этим у нас 39 сложились следующие традиции: устраиваются совместные с детьми спортивные праздники: спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья» с участием детей и родителей. Непременной традицией нашего коллектива является проведение «Недели здоровья». Для этого дня заранее составляются специальные сценарии в каждой группе, приглашаются родители. Совершенствование работы взаимодействия с родителями является ежегодно одной из задач нашего коллектива. Традицией стало для нас проведение «Зимних игр спорта» для воспитанников детского сада. Проведение родительских встреч в «семейных гостиных», посвященных определенным темам. Содержание культурно-досуговой деятельности планируется педагогическими работниками физической (воспитателями, культуре) музыкальными совместно в руководителями, соответствии с инструкторами по комплексно-тематическим планированием. Культурно-досуговая деятельность организуется во всех возрастных группах еженедельно. Примерное комплексно тематическое планирование работы с детьми 3-го года жизни. Таблица 15 № 1 2 Время проведения Сентябрь Октябрь Мероприятия Ответственные Физкультурный досуг «Осень в гости просим» Инструктор по Развлечение Ф.К., «В стране спортивных игр»(эстафеты). воспитатели Развлечение «Солнышко встает» Инструктор по Досуг «всем на старт» Ф.К., воспитатели 3 4 Ноябрь Декабрь Праздник «День здоровья» Инструктор по Развлечение «Джунгли зовут» Ф.К., Досуг «До свиданья осень» воспитатели Развлечение «Здравствуй Зимушка, Зима» Инструктор по Развлечение «Мы мороза не боимся» Ф.К., 40 5 Январь Досуг «Зимушка зима, спортивная пора» воспитатели Праздник «Зимние олимпийские игры» Инструктор по Досуг «Пришла зима хрустальная, с забавами Ф.К., и играми» воспитатели Развлечение «Веселый стадион» 6 7 8 Февраль Март Апрель Развлечение «Спортивная семейка» Инструктор по Досуг «День защитника Отечества» Ф.К., День здоровья воспитатели Досуг Мам «Мама, папа, я спортивная семья» Инструктор по Развлечение «Веселые старты» Ф.К., Досуг «Весна идет и все мы рады» воспитатели Досуг «День юмора в стране спортландии» Инструктор по Развлечение «Что бы в космос полететь, надо Ф.К., спортом заниматься» воспитатели Развлечение «В стране дорожных знаков» 9 Май Развлечение «Мой веселый, звонкий мяч» Инструктор по Развлечение «Спасибо деду за Победу» Ф.К., День здоровья воспитатели Таблица 16 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Месячник по Формирование ценностных безопасности представлений о здоровье и гостях у простудихи», «Веселый здоровом образе жизни, о светофорик», «Юные правилах дорожной и пожарники». Проектная пожарной безопасности. деятельность. День семьи Февраль Спортивные праздники «В Формирование первичных Последняя Спортивные соревнования ценностных представлений о неделя мая. «Мама, папа, я – спортивная семье, семейных традициях, семья» обязанностях. Посадка цветов на участке ГОН. 41 3.5.Особенности организации предметно-пространственной среды Основой реализации программы является развивающая предметная среда, необходимая для развития ребенка во всех детских видах деятельности. Развивающая предметно-пространственная образовательного среда пространства обеспечивает дошкольного максимальную отделения, а также реализацию территории, прилегающей к дошкольному отделению. В дошкольном учреждении она построена таким образом, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное, речевое и социальное развитие ребенка. Все помещения детского сада соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников. Принципы построения развивающей дошкольном учреждении: - насыщенность; - трансформируемость; - полифункциональность; - вариативность; - доступность; - безопасность. 42 предметно-пространственной среды в