Пояснительная записка Актуальность Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования(в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. Целеполагание Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о нихи заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Планируемые результаты Метапредметные и предметные 5-6 класс Уровень узнавания и понимания 7 класс Уровень анализа и синтеза Грамотность ЕстественноЧитательская Математическая научная находит и находит и находит и извлекает извлекает извлекает информацию из математическую информацию о различных информацию в естественнонаучтекстов различном ных явлениях в контексте различном применяет контексте извлеченную из применяет текста математические объясняет и информацию для знания для описывает решения разного решения разного естественнонаучрода проблем рода проблем ные явления на основе имеющихся научных знаний анализирует и формулирует распознает и интегрирует математическую исследует личные, информацию, проблему на местные, полученную из основе анализа национальные, текста ситуации глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте Финансовая находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте применяет финансовые знания для решения разного рода проблем анализирует информацию в финансовом контексте 8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации 9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания оценивает финансовые проблемы в различном контексте оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения Личностные Читательская 5-9 классы оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному Грамотность Математическая Естественнонаучная объясняет объясняет гражданскую гражданскую позицию в позицию в конкретных конкретных ситуациях ситуациях общественной общественной жизни на основе жизни на основе математических естественнонаучзнаний с позиции ных знаний с норм морали и позиции норм общечеловечесморали и ких ценностей общечеловеческих ценностей Финансовая оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны Характеристика образовательного процесса Программа рассчитана для 5 - 9 классы, реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс-комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю. Таким образом, общее количество часов: 136 часов. Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте –34 часа, т.е 1час в неделю: по 8 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность», «естественно – научная грамотность»; 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения. 1 четверть – модуль «читательская грамотность». 2 четверть – модуль «математическая грамотность», 3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность», 4 четверть – модуль «финансовая грамотность». Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 5,6 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). Формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач. В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания. В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль: «Основы финансовой грамотности» класс 5 ,6 № 1. 2. 3. 4. Тема занятия Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Игра, круглый стол, дискуссии. 1 Круглый стол, игра, квест. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 5. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? 1 6. Личные деньги 1 Проект, игра. 7 Проведение рубежной аттестации. 2 8 Тестирование. Итого Беседы, диалоги, дискуссии. 7 класс № Тема занятия 1. Что такое налоги и почему мы их должны платить? 2. Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. 3. Что такое государственный бюджет? На расходуются налоговые сборы? 4. Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. 5. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. 6. Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. 7 Проведение рубежной аттестации. Итого Кол-во часов 1 1 что 1 Формы деятельности Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. Игра, круглый стол, дискуссии. 1 Круглый стол, игра, квест. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 2 8 Проект, игра. Тестирование. класс 8 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 Тема занятия Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. Проведение рубежной аттестации. Итого Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Круглый стол, игра. 1 Викторина, круглый стол, дискуссии. 1 Круглый стол, игра, квест. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Проект, игра. 2 8 Тестирование. 9 класс № Тема занятия 1. Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником. Проведение рубежной аттестации. Итого 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Круглый стол, игра. 1 Круглый стол, дебаты. 1 Круглый стол, игра, квест. 1 Беседы, викторина, квест, квиз. 1 1 1 8 Дебаты, беседы. Проект, дискуссии, «Что? Где? Когда?». Тестирование. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы читательской грамотности» 5 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема занятия Кол-во часов Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки какисточник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом. Проведение рубежной аттестации. Формы деятельности Беседа, конкурс. 1 1 1 1 ИТОГО Работа в парах. Ролевая игра. Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Круглый стол. 1 Квест, конкурс. 1 Квест, игра «Что? Где? Когда?». 1 2 9 Ролевая игра. Тестирование. 6 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема занятия Определение основной темы и идеи в эпическом произведении Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. Сопоставление содержания художественныхтекстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседа, конкурс. 1 Круглый стол, ролевая игра. 1 Работа в парах, игра в формате КВН. 1 Квест, круглый стол. 1 Круглый стол, дискуссия. 1 Квест, игра «Что? Где? Когда?». 7. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. 1 8. Проведение рубежной аттестации. 1 8 ИТОГО Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Тестирование. 7 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема занятия Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источникинформации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация втекстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшегоиспользования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с не сплошным текстом: информационные листы и объявления, графикии диаграммы. Проведение рубежной аттестации. Итого Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседа, конкурс. 1 Работа в парах. 1 Беседа, круглый стол, ролевая игра. 1 Квест, дискуссия, круглый стол. 1 Деловая игра. 1 Квест, круглый стол. 1 Деловая игра. 1 8 Тестирование. 8 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема занятия Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). Проведение рубежной аттестации. Итого Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседа, конкурс. 1 Работа в парах. 1 Беседа, круглый стол. 1 Квест, дискуссия. 1 Квест, круглый стол. 1 Квест, круглый стол. 1 Деловая игра. 1 8 Тестирование. 9 класс № 1. 2. 3. 4. Тема занятия Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверностисодержащейся в тексте информации? Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). 5. Составление плана на основе исходного текста. 6. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). Проведение рубежной аттестации. 7. 8. Итого Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседа, конкурс. 1 Работа в парах, дискуссия. 1 Квест, круглый стол. 1 Деловая игра, круглый стол. 1 Работа в группах, соревнование в формате КВН. 1 Квест, круглый стол. 1 Деловая игра. 1 8 Тестирование. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы математической грамотности» 5 класс № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Беседа, обсуждение, практикум. Обсуждение, практикум, брейн-ринг. 1. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. 1 2. Сюжетные задачи, решаемые с конца. 1 3. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. 1 Обсуждение, урокисследование. 4. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. 1 Беседа, обсуждение практикум. 5. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. 6. 7. 8. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц доВселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных ввиде таблиц, диаграмм, графиков. Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач. Проведение рубежной аттестации. Итого 1 Игра, урок-исследование, брейн-ринг, конструирование. 1 Обсуждение, урокпрактикум, моделирование. 1 Урок-практикум. 1 8 Тестирование 6 класс № Тема занятия 1. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. 2. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. 3. 4. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). 5. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. 6. 7. 8. Кол-во часов Формы деятельности 1 Игра, обсуждение, практикум. 1 Исследовательская работа, урок-практикум. 1 1 1 Урок-игра, урокисследование. Урок-игра, индивидуальная работа в парах. 1 Обсуждение, урокпрактикум. 1 Беседа, урокисследование, моделирование. Проведение рубежной аттестации. 1 Итого Обсуждение, урокпрактикум, соревнование. 8 Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра. 7 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема занятия Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практическогосодержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Решение геометрических задачисследовательского характера. Проведение рубежной аттестации. Итого Кол-во часов Формы деятельности 1 Обсуждение, практикум. 1 Исследовательская работа, урокпрактикум. 1 Обсуждение, урокпрактикум. 1 Обсуждение, урокпрактикум,урокисследование. 1 Урок-игра, урокисследование. 1 Урок-исследование. 1 1 8 Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра. Тестирование. 8 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема занятия Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. Проведение рубежной аттестации. Итого Кол-во часов Формы деятельности 1 Практикум. 1 Беседа. Исследование. 1 Исследовательская работа, практикум. 1 Проектная работа. 1 Обсуждение. Урок практикум. 1 Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. 1 Урок-исследование. 1 8 Тестирование. 9 класс № Тема занятия 1. Представление данных в виде таблиц. Простые исложные вопросы. 2. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Кол-во часов Формы деятельности 1 Беседа. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Исследование. Практикум. Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум. Обсуждение. Исследование. Исследование. Выбор способа решения. Практикум. 1 1 Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. 1 1 Обсуждение. Практикум. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости. Проведение рубежной аттестации. 1 Обсуждение. Практикум. 1 Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. Итого 1 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 5 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Звуковые явления Звуковые явления. Звуки живой и неживой Беседа, демонстрация записей 1 природы. Слышимые и неслышимые звуки. звуков. Устройство динамика. Современные 1 Наблюдение физическихявлений. акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Строение вещества Движение и взаимодействие частиц. Признаки 1 Презентация. Учебный эксперимент. химических реакций. Природные индикаторы. Наблюдениефизических явлений. Вода. Уникальность воды. 1 Углекислый газ в природе и его значение. 1 Земля и земная кора. Минералы Работа с коллекциями Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с 1 минералов и горных пород. Посещение минералами, горной породой и рудой. минералогической экспозиции. Атмосфера Земли. 1 Живая природа 1 Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Проведение рубежной аттестации. 1 Итого 8 7. 8 1. 2. 3. 4. 5. Тестирование. 6 класс 4 № Беседа. Презентация. Тема занятия Кол-во часов Строение вещества состояния 1 Формы деятельности Тело и вещество. Агрегатные Наблюдения. вещества. Лабораторная работа. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели 1 Моделирование. атома. Тепловые явления Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Презентация. Учебный эксперимент. 1 Использование явления теплового расширения Наблюдение для измерения температуры. физических явлений. Плавление и отвердевание. Испарение и 1 Проектная работа. конденсация. Кипение. Земля, Солнечная система и Вселенная Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Обсуждение. Исследование. 1 Модель солнечной системы. Проектная работа. Царства живой природы Проведение рубежной аттестации. 6. 7. Живая природа 1 2 Итого 8 7 класс 5 № Квест. Тестирование. Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности 1. Структура и свойства вещества Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и 1 Беседа. Демонстрация моделей. газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Механические явления. Силы и движение 2. Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. 3. 4. Демонстрация моделей.Лабораторная работа. 1 Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. Посещение производственныхили научных 1 лабораторий с разрывными машинами и прессом. Земля, мировой океан Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. 1 Проектная деятельность. Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. 1 Исследование океана. Использование подводных дронов. Биологическое разнообразие Растения. Генная модификация растений. 1 Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. Оформление коллажа. Созданиежурнала «Музей Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их фактов». многообразие. Пресноводные и морские рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы. 1 Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. Проведение рубежной аттестации. 1 Тестирование. Итого 8 5. 6. 7. 8. 8 класс 6 № 1. 2. Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Структура и свойства вещества (электрические явления) Беседа. Демонстрация Занимательное электричество. 1 моделей. Электромагнитные явления. Производство электроэнергии Беседа. Демонстрация Магнетизм и электромагнетизм. 1 моделей. Презентация. 3. Строительство плотин Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. 1 4. 5. 6. 7. 8. Гидроэлектростанции. Экологические 1 рискипри строительстве Проектная работа. гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, 1 объединенные энергосистемы. Биология человека (здоровье, гигиена, питание) Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. 1 Моделирование. Виртуальное моделирование. Наследственность. Системы жизнедеятельности человека. 1 Проведение рубежной аттестации. 1 Тестирование. Итого 8 9 класс № 1. Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Структура и свойства вещества На сцену выходит уран. Радиоактивность. 1 Демонстрация моделей. Искусственная радиоактивность. Дебаты. Химические изменения состояния вещества Изменения состояния веществ. Беседа. Демонстрация моделей. Физические явления и химические превращения. Презентация. Учебный эксперимент. 1 Отличие химических реакций от физических Исследование явлений. Наследственность биологических объектов Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. 1 Закономерности наследования признаков. 3. Вид и популяции. Общая характеристика Беседа. Демонстрация моделей. популяции. Экологические факторы и условия Учебный эксперимент.Наблюдение явлений. среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. 4. 1 Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Экологическая система Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. 5. Средообразующая деятельность организмов. 1 Демонстрация моделей. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция Моделирование. биосферы. 6. Антропогенное воздействие на биосферу. 1 Основы рационального природопользования. 2 Тестирование. 7. Проведение рубежной аттестации. Итого 8 2.