АОП по предмету Биология, для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (Вариант 1), 7-9 классы

МММ

Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью 7-9 класса и
составлена в соответствии с
- ФЗ-273 «Об образовании в РФ»,
- требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1.

- с
учётом
планируемых
результатов
освоения
адаптированная
основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
- федеральным перечнем учебников, предметной линией учебников 7 класс
Клепинина Т.В. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс. (Для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями). М.: Просвещение, 2021. 8 класс А.И. Никишов. Биология.
Животные, учебник для 8 класса М.: Просвещение, 2018 9 класс Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева
Биология. Человек. 9 класс : учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. ,
М.,
Просвещение,2018
- рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География Т.
М. Лифанова, Е. Н. Соломина, Т. В. Шевырёва, М.: Просвещение , 2020
Рабочая программа по биологии 7-9 класса составлена с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся:
В связи с тем, что для обучающегося с умственной отсталостью характерна слабость
процессов возбуждения и торможения, замедленное формирование условных связей,
тугоподвижностью нервных процессов, затруднено его включение в учебный процесс. Нарушен
объем и темп восприятия, недостаточная его дифференцировка, мыслительные операции обладают
целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между
частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от
несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия, слабость
обобщения, трудности понимания смысла явления или факта. Для обучающихся присуща
сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую,
они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея
внутреннего плана действия. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации
обучающимися с умственной отсталостью имеют целый ряд специфических особенностей: они
лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом,
труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных
сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений.
Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память
может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с
умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения
информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических
отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством
искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения,
замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что
связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что
выражается в неустойчивости внимания. В соответствии с вышеперечисленной характеристикой,
дети данной категории имеют особые образовательные потребности:

2

• доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
• систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных,
трудовых и других ситуаций;
•
обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики
психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
• развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
• специальное обучение способам усвоения общественного опыта — умений действовать
совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
• стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к
окружающему миру.
Цели предмета - сообщение учащимся элементарных сведений о живой и неживой природе,
об организме человека и приобщение к здоровому образу жизни на основе охраны здоровья.
Основные задачи курса:
• создать условия для коррекции и развития психических функций личности каждого
учащегося.
• сформировать элементарные научные представления о компонентах живой природы:
строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
• показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и
ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать
умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых,
медицинских и экологических проблем;
• сформировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому,
эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому воспитанию подростков, помочь усвоить
правила здорового образа жизни;
• развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать
природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать
причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и
другие психические функции.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Биология как учебный предмет изучается в рамках предметной области «Естествознание» в
течение 3 лет (в 7-9 классах) в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. Курс «Биология» состоит из трех разделов: «Растения.
Бактерии. Грибы», «Животные» и «Человек».
«Растения. Бактерии. Г рибы» (7 класс).
Этот курс начинает изучение живой природы в системе естествоведческой (биологической)
подготовки учащихся с нарушениями интеллектуального развития.
Раздел «Растения вокруг нас» знакомит учащихся с дикорастущими, культурными,
различными формами растений, а также со значением растений для человека и их охраной.
В следующем разделе «Общее знакомство с цветковыми растениями» представлены
сведения о внешнем строении цветкового растения, его органах и их

3

функциях. Здесь же представлены описания лабораторных работ. «Растения - целостный организм»
предполагает в процессе актуализации и систематизации изученных знаний о строениях и функциях
органов цветкового растения раскрытие взаимосвязи органов растения между собой и самого
растения с окружающей средой. Следующий раздел «Многообразие растительного мира» содержит
сведения о делении растений на группы и рассматривает представителей из групп: мхи,
папоротники, голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения. Он также включает
описание осенних и весенних работ на учебно-опытном участке, а также основные мероприятия по
уходу за комнатными растениями . Вся информация о строении и жизнедеятельности растений
обобщается в разделе «Растения - живой организм». Знакомству с бактериями и грибами, их
распространением, образу жизни, значению в природе и жизни человека посвящены следующие два
раздела программы - «Г рибы» и «Бактерии».
«Животные» (8 класс).
Программой данного курса предусмотрено не только знакомство учащихся с элементарным
зоологическим материалом, но и со значительным объемом информации прикладного характера:
профилактика заражения паразитическими червями, основные сведения об уходе и выращивании
сельскохозяйственных животных, о содержании кошек и собак и т. д. В данном курсе выделяются 2
раздела: «Беспозвоночные животные» и «Позвоночные животные». В раздел «Беспозвоночные
животные» включены темы: «Черви» и «Насекомые», а также материал, характеризующий общие
признаки беспозвоночных животных. Этот раздел знакомит учащихся с дождевым червем и
некоторыми червями-паразитами, а также с основными представителями насекомых:
бабочка-капустница, яблонная плодожорка, майский жук, медоносная пчела, тутовый шелкопряд.
Раздел «Позвоночные животные» предполагает знакомство с общими признаками позвоночных
животных, а также с группами этих животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие. Отдельно выделен материал о сельскохозяйственных млекопитающих, а также
экскурсии и практические работы по курсу «Животные».
«Человек» (9 класс).
Курс завершает биологическое образование учащихся с нарушениями интеллектуального
развития. Его усвоение особенно важно для подготовки умственно отсталых школьников к
самостоятельной жизни в социуме, поэтому кроме анатомофизиологических и морфологических
сведений курс содержит информацию санитарногигиенического характера, сведения о медицинских
организациях, специализации врачей и т. п. Введение предусматривает знакомство обучающихся с
науками, изучающими организм человека: анатомией, физиологией и гигиеной. В разделе «Общий
обзор организма человека» на элементарном уровне раскрываются понятия: «клетка», «ткани»,
«органы» и «системы органов». Следующие разделы посвящены рассмотрению систем организма
человека: опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной,
мочевыделительной, нервной, а также коже и органам чувств. Раздел «Охрана здоровья человека в
Российской Федерации» знакомит учащихся с охраной здоровья граждан в РФ, их социальным
обеспечением, с основными факторами, сохраняющими здоровье. Содержание программы по курсу
«Биология» включает базовые биологические представления и понятия и направлено на овладение
ключевыми предметными компетенциями, коррекцию и развитие памяти, мышления, воображения,
наблюдательности и речи учащихся, выявление причинно-следственных отношений и взаимосвязи
живых организмов между собой и со средой обитания; определение взаимосвязей человека с живой
и неживой природой; формирование здорового образа жизни. Содержание курса предусматривает
реализацию воспитательного потенциала уроков биологии: биологическая информация
представлена с позиции биоцентризма и

4

гуманного отношения ко всему живому, а также содержит сведения о рациональном
использовании природы - все это будет способствовать социализации учащихся и становлению их
личности в целом.
З.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Класс
Количество часов в неделю
Количество часов в год

7
2
68

8
2
68

9
2
68

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
7 класс. Растения. Бактерии. Г рибы

Раздел курса
Введение

Планируемые предметные результаты
Планируемые предметные результаты в соответствии с ФГОС
Минимальные
Достаточные
• Представление о биологии
• Представление об объектах неживой
(название групп изучаемых живых и живой природы.
организмов).
• Представление о биологии как
• Выполнение некоторых видов
науки.
работ с учебником и тетрадью на
• Знание названий групп живых
печатной основе совместно с
организмов.
учителем
• Выполнение заданий из учебника и

тетради на печатной основе
самостоятельно
Растения вокруг нас • Узнавание и различение деревьев, • Знание признаков разных форм
кустарников, трав в окружающем
растительных объектов (дерево,
мире, фотографиях, рисунках.
кустарник, трава), разных групп
• Представление о культурных и
растений (культурных,
дикорастущих растений
дикорастущих).
• Представление о цветковых
растениях.
• Выполнение классификации
растений на основе выделения общих
признаков (культурные/
дикорастущие; деревья/ кустарники/
травы)
Общее знакомство с
цветковыми
• Знание частей цветковых растений
растениями
(корень, стебель, лист, цветок).
• Представление о цветковом
растении как живом организме.
• Узнавание цветковых растений в
окружающем мире, моделях,
фотографиях, гербариях и рисунках.
• Представление о разнообразии
корней, стеблей, листьев и цветков
покрытосеменных (цветковых)
растений, узнавание в окружающем
мире, моделях, фотографиях,
гербариях и рисунках.
5

• Представления о строении частей
цветковых растений.
• Осознание взаимосвязи: цветок плоды и семена (результат развития
цветка).
• Выполнение практических работ
самостоятельно или при
предварительной помощи педагога по
определению частей
растений/выделению части

цветка как органа цветкового
растения («Внешний вид фасоли» и
«Строение семени фасоли»/строение
зерновка пшеницы/ условия
прорастания семян/ глубина заделки
семян/значение стебля в жизни
• Представление о значение корня, растений) по выращиванию семян на
стебля, листьев, цветков в жизни
естественных, фиксированных и
растения.
иллюстрированных пособиях.
• Представления об опылении как
• Выполнение классификаций на
необходимом условии образования основе общих признаков для разных
плодов и семян.
частей растения.
• Представления о размножении
• Осознание взаимосвязи между
растений - распространение плодов и живой и неживой природой.
семян; об условиях прорастания
• Осознание взаимосвязи внешнего
семян.
строения и его функции
• Представление о питании растения
- образование органических веществ
в листьях на свету.
• Представление об испарении воды
листьями.
• Представление о дыхании растений.
• Представление о листопаде.
• Представление о передвижении
воды и питательных веществ по
стеблю.
• Выполнение некоторых
практических работ,
предусмотренных программой:
«Внешний вид семян фасоли»,
«Внешний вид зерновки»,
«У словия прорастания семян»,
«Определение всхожести семян» (10
штук), установление изменения цвета
раствора крахмала при действии на
него раствора йода; нахождение
органических веществ в разных
частях растения: в семенах (жир), в
корнеплодах и плодах (сахар).
• Применение полученных знаний в
бытовых ситуациях
Многообразие
растительного
мира

• Знание особенностей внешнего вида
групп изученных растений.
• Представления о многообразии
• Знание признаков сходства и
растений (мхах, папоротниках,
голосеменных и покрытосеменных различия групп изученных растений.
• Выполнение классификаций на
растениях).
основе изученных признаков.
• Знание особенностей внешнего
вида изученных растений.
• Узнавание представителей
• Узнавание растений в окружающем изученных групп растений по
мире, моделях, фотографиях,
внешнему виду (на естественных,
коллекциях и рисунках.
фиксированных и
6

Растения - живой
организм

иллюстративный пособиях).
• Установление взаимосвязей между
• Применение полученных знаний в формой и функцией, средой обитания
и внешним видом.
бытовых ситуациях (уход за
растениями в доме, огороде, саду и т. • Выполнение практических работ
самостоятельно или при
д.).
предварительной помощи педагога:
• Выполнение некоторых
осенние и весенние работы в саду и на
практических работ,
пришкольном участке
предусмотренных программой:
строение луковицы, строение клубня
картофеля, перевалка пересадка
комнатных растений и др.
• Знание правил поведения в
природе, техники безопасности при
выполнении работ в саду и огороде
• Представление о растении как
живом организме.
• Знание общих признаков растений
как живых организмов (питаются,
• Установление взаимосвязи между
дышат, размножаются).
средой обитания и внешним видом
• Узнавание растений в окружающем растения (единство формы и
мире, моделях, фотографиях,
функции), осознание взаимосвязей
гербариях и рисунках.
между растением и условиями его
• Применение полученных знаний в жизни (полив, минеральная подборка,
бытовых ситуациях
свет, тепло, свежий воздух).
• Владение сформированными
знаниями в учебных, учебнобытовых,
учебно-трудовых ситуациях
(сельскохозяйственный труд и т.
д.).

Бактерии, грибы

• Представления о различных группах
бактерий.
• Установление взаимосвязи между
• Представления о бактериях как
процессами, происходящими в
мельчайших живых организмах.
природе и жизни человека и
• Применение полученных знаний и деятельностью бактерий
сформированных умений в бытовых (инфекционные заболевания, гниения
ситуациях (предупреждение опасных умерших растений и животных и т.
заболеваний, вызванных
д.).
болезнетворными бактериями.
• Представление о строении
• Знание правил безопасного образа шляпочного гриба.
жизни (соблюдение личной гигиены, • Установление взаимосвязи между
гигиены питания).
средой обитания и строением гриба
• Представления о шляпочных грибах (взаимосвязь корней растений и
как живых организмах.
грибов).
• Знание особенностей внешнего
• Знание особенностей внешнего вида
вида съедобных грибов, узнавание и съемочных и несъедобных грибов,
различение съедобных грибов в
узнавание и различение съедобных и
окружающем мире, моделях,
несъедобных грибов в окружающем
фотографиях, рисунках.
мире, моделях, фотографиях,
7

• Знание общих правил
поведения в природе (сбора
грибов).
• Применение полученных
знаний и сформированных
умений в бытовых ситуациях
(сбор и употребление грибов)

рисунках.
• Владение сформированными
знаниями в учебных, учебнобытовых, учебно-трудовых
ситуациях

Планируемые личностные результаты:
• Осознание необходимости охраны природы;
• Установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и
сохранением многообразия мира растений;
• Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (соблюдать правила
выполнения проведения простейших опытов по изучению растений, грибов, бактерий,
правила поведения в природе и бережного отношения к растительным организмам);
• Овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни;
• Формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию
окружающей природы);
• Формирование готовности к самостоятельной жизни;
• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях (в классе и на пришкольном участке);
• Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на пришкольном участке.

8 класс. Животные

Раздел курса

Введение

Планируемые предметные результаты
Планируемые предметные результаты в соответствии с
ФГОС
Минимальные
Достаточные
• Представления о животных.
• Узнавание и различение
животных на фотографиях и
рисунках

Беспозвоночные животные
8

• Представления о животных;
узнавание животных по внешнему
виду (натуральные объекты,
муляжи, слайды, рисунки, схемы).
• Выполнение классификаций
групп животных (дикие,
домашние и др.).
• Представления о животных;
узнавание животных по внешнему
виду (натуральные объекты,
муляжи, слайды, рисунки, схемы).
• Выполнение классификаций
групп животных (дикие,
домашние и др.)

Черви

Насекомые

• Установление взаимосвязи
между средой обитания и
• Представления о червях (
внешним видом дождевого червя,
дождевых, паразитических).
/аскариды (единство формы и
• Знание особенностей внешнего функции).
вида червя и образа жизни.
• Осознание основных
• Узнавание и различение
взаимосвязей между природными
дождевых червей в окружающем компонентами (дождевой червь мире, моделях, макетах,
почва, дождевой червь - другие
фотографиях, рисунках.
животные).
• Применение полученных знаний • Знание способов
и сформированных умений в
самонаблюдения, описания
бытовых ситуациях (соблюдение особенностей своего состояния
правил профилактики глистных (заражение глистными
заболеваний)
заболеваниями
• Представления о насекомых.
• Знание особенностей внешнего
вида насекомых (бабочки
капустницы, яблонной
плодожорки, майского жука;
комнатной мухи, медоносной
Представления о насекомых как
пчелы, тутового шелкопряда),
группе беспозвоночных
узнавание и различение
животных, знание названий и
изученных насекомых в
расположения основных частей
окружающем мире, моделях,
тела насекомых.
макетах, фотографиях, рисунках. •
• Узнавание изученных
Знание общих правил здорового насекомых по внешнему виду
образа.
(натуральные объекты, муляжи,
• Выполнение совместно с
слайды, рисунки, схемы).
учителем практической работы
• Установление взаимосвязи
(рассматривание гусеницы
между средой обитания и
яблонной плодожорки из
внешним видом изученного
поврежденного яблока).
насекомого (единство формы и
• Применение полученных знаний функции, например, ротовой
и сформированных умений в
аппарат насекомых и характер
бытовых ситуациях ((защита
пищи, маскировочная окраска пищевых продуктов и посуды от образ жизни и др.).
мух, способы защиты плодовых • Знание признаков сходства и
садов от яблонной плодожорки) различия между изученными
насекомыми; выполнение
классификаций на основе
выделения общих признаков.
• Знание правил здорового образа
жизни, использование их для
объяснения новых ситуаций. •
Осознание основных взаимосвязей
между возникновением кишечных
болезней и наличием большого
количества мух.
• Выполнение практических
9

работ самостоятельно или при
предварительной
(ориентировочной) помощи
педагога (рассматривание
гусеницы яблонной плодожорки
из поврежденного яблока

Рыбы

Земноводные

Позвоночные животные
• Представление о рыбах, их
образе жизни (дыхание, питание,
размножение, развитие)
• Знание особенностей внешнего
вида рыб, узнавание и различение
рыб в окружающем мире, моделях, • Представления о рыбах как
макетах, фотографиях, рисунках. позвоночных животных.
• Знание общих признаков рыб. • Установление взаимосвязи
между средой обитания и
• Представления о
внешним видом объекта (форма
промышленном рыболовстве,
рыбном промысле, значении для тела, чешуя, окрас) и образом
жизни рыб.
людей
• Представления о внутреннем
строении рыб: органах
пищеварения, дыхания,
кровообращения, нервной
системы. • Знание названий,
элементарных функций и
расположения основных органов.
• Узнавание рыб по внешнему
виду на разных стадиях развития
(икринка, малек, взрослая рыба) на
слайдах, рисунках, схемах.
• Осознание основных
взаимосвязей между природными
компонентами (неблагоприятные
условия - количество икринок).
• Знакомство с разведением рыб
человеком в прудах и
естественных условиях.
• Осознание основных
взаимосвязей между природой и
человеком (значение рыбного
промысла в жизни человека;
использование рыбы человеком)
органами.
• Представления о лягушке и жабе
• Представления о лягушке как как представителях земноводных.
представителе земноводных.
• Установление взаимосвязи
• Представление о внешнем виде между средой обитания и
лягушки и образе жизни ( питание, внешним видом лягушки и жабы
дыхание, размножение, развитие). (длинные задние ноги • Узнавание и различение
передвигается прыжками,
10

лягушки в окружающем мире,
моделях, макетах, фотографиях,
рисунках

Пресмыкающиеся

Птицы

перепонки между пальцами хорошо плавает; задние ноги
короче - передвигается мелкими
прыжками или ползают).
• Представления о внутреннем
строении земноводных - органах
пищеварения, дыхания,
кровообращения, нервной
системы. • Знание названий,
элементарных функций и
расположения основных органов.
• Узнавание лягушки по
внешнему виду на разных стадиях
развития (икра, головастик,
лягушонок) на слайдах, рисунках,
схемах
• Представления о
пресмыкающихся (прыткой
ящерице, уже, гадюке).
• Знание особенностей внешнего
вида и образа жизни (питание,
дыхание, размножение и развитие)
• Знание признаков сходства и
изученных пресмыкающихся.
различия разных групп
• Узнавание изученных животных
пресмыкающихся (змеи, прыткая
в окружающем мире, моделях,
ящерица).
макетах, фотографиях, рисунках
• Выполнение классификаций на
основе выделения общих
признаков пресмыкающихся.
• Представления о внутреннем
строении пресмыкающихся органах пищеварения, дыхания,
кровообращения, нервной
системы. • Знание названий,
элементарных функций основных
органов.
• Знание особенностей
размножения пресмыкающихся.
• Осознание основных
взаимосвязей между природными
условиями (наличием тепла) и
развитием зародышей
пресмыкающихся.
• Знание названий изученных
пресмыкающихся.
• Выполнение классификаций
пресмыкающихся на основе
выделения общих признаков
• Представление о птицах,
• Представление о птицах
11

Млекопитающие

основных частях скелета птиц,
образе жизни птиц (питание,
дыхание, размножение, развитие).
• Представление об образе жизни
разных групп птиц.
• Знание особенностей внешнего как позвоночных животных.
вида птиц.
• Установление взаимосвязи
• Представление о промышленном
между средой обитания и
разведении домашних птиц, его
внешним видом объекта (единство
значении для людей.
формы и функции - крылья,
• Узнавание и различение птиц в
крупные маховые перья, самые
окружающем мире, моделях,
крупные мышц поднимают и
макетах, фотографиях, рисунках.
опускают крылья), взаимосвязей
• Знание общих признаков птиц.
между природными условиями и
• Выполнение совместно с
образом жизни и внешним видом
учителем практических работ:
птиц.
показ частей тела птицы (на
• Знание названий частей скелета
рисунке, чучеле, макете).
птицы.
• Применение полученных знаний
• Представления о внутреннем
и сформированных умений в
строении птиц (органах
бытовых ситуациях
пищеварения, дыхания,
кровообращения, выделения).
• Знание названий, элементарных
функций основных групп органов
птицы.
• Выполнение практических работ
самостоятельно или при
предварительной
(ориентировочной) помощи
педагога (описание внешнего вида
птицы, нахождение на схеме
частей скелета птиц).
• Представления о разведении и
выращивании
сельскохозяйствен-ных птиц.
• Знание признаков сходства и
различия между группами птиц.
• Выполнение классификаций на
основе выделения общих
признаков.
• Владение
сформированными знаниями и
умениями в учебных,
учебно-бытовых и учебнотрудовых ситуациях (правила
выращивания и ухода за
сельскохозяйственными птицами)
• Представление о
млекопитающих животных.
• Знание особенностей внешнего
вида
12

• Представления о
млекопитающих как позвоночных
животных.
• Знание общих признаков

млекопитающих.
• Представления об образе жизни
млекопитающих (передвижение,
питание, дыхание).
• Представление о значении
изученных групп млекопитающих млекопитающих животных.
в природе и жизни человека.
• Представления об основных
• Узнавание и различение
частях скелета млекопитающих. •
млекопитающих в окружающем
Представления о внутреннем
мире, моделях, макетах,
строении млекопитающих.
фотографиях, рисунках.
• Знание общих признаков
• Знание правил поведения в
отдельных групп млекопитающих.
природе и здорового образа
• Установление взаимосвязи
жизни.
• Применение полученных знаний между средой обитания и
внешним видом млекопитающих
и сформированных умений в
(строением челюстного аппарата и
бытовых ситуациях.
• Применение полученных знаний кишечника, средой обитания и
формой тела)
и сформированных умений в
• Представления о разведении и
бытовых ситуациях (знание
выращивании млекопитающих
правил ухода за домашними
(кролики, норки).
животными (кроликами и др.)
• Выполнение практических работ
самостоятельно или при
предварительной
(ориентировочной) помощи
педагога (нахождение на схеме
частей скелета млекопитающих). •
Владение сформированными
знаниями и умениями в учебных,
учебно-бытовых и учебнотрудовых ситуациях (правила
выращивания и ухода за
домашними животными)
С
ельскохозяйственные
млекопитающие
• Представления о
сельскохозяйственных
млекопитающих, их значении в
жизни человека.
• Представление об образе жизни
сельскохозяйственных
млекопитающих.
• Представления о содержании,
разведении и выращивании
сельскохозяйственных
млекопитающих, о значении
животноводческих ферм.
• Узнавание и различение
сельскохозяйственных
млекопитающих в окружающем
мире, моделях, макетах,
фотографиях,
13

• Представления об изученных
животных как
сельскохозяйственных
млекопитающих.
• Знание общих признаков разных
групп сельскохозяйственных
млекопитающих, значения их для
жизни человека.
• Установление взаимосвязи
между средой обитания и
внешним видом
сельскохозяйственных
млекопитающих, между средой
обитания и способом содержания
сельскохозяйственных
млекопитающих.

Что вы узнали о
животных?

рисунках.
• Владение
• Применение полученных знаний сформированными знаниями и
и сформированных умений в
умениями в учебных,
бытовых ситуациях (знание
учебно-бытовых и учебноправил ухода за
трудовых ситуациях (правила
сельскохозяйственными
выращивания и ухода за
млекопитающими)
сельскохозяйственными
млекопитающими)
• Знание признаков разных групп
животных.
• Представление о животных,
образе жизни и среде обитания. • • Выполнение
Узнавание и различение животных классификаций животных на
основе выделения общих
в окружающем мире, макетах,
признаков
фотографиях, рисунках. • Роль
животных в природе и жизни
человека

Планируемые личностные результаты:
• Осознание необходимости охраны природы;
• Установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и
сохранением многообразия мира животных;
• Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни (правила поведения в
природе, бережное отношение к животным организмам);
• Овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни;
• Формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту, гармонию
окружающей природы);
• Формирование готовности к самостоятельной жизни (знание правил ухода за животными
в доме, на ферме и т. п.);
• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях (в классе и на пришкольном участке);
• Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
при выполнении практических работ в классе и на пришкольном участке.

9 класс. Человек
Планируемые предметные результаты
Раздел курса

Планируемые предметные результаты в соответствии с ФГОС
Минимальные
Достаточные
Введение
• Представление о содержании
курса человек.
• Представление об анатомии,
• Представления о человеке как
физиологии, гигиене как науках. •
части живой природы.
Сравнение млекопитающих и
• Знание отличительных признаков человека по ведущим признакам.
человека от других млекопитающих • Установление основных
взаимосвязей между образом жизни
и строением
Общий обзор организма • Представления о том, что
• Представления о тканях
человека
организм человека состоит из
организма, видах тканей и их
клеток.
функциях.
14

• Представление об органах и
системах органов

Опорно
двигательная
система

• Установление взаимосвязи между
функцией органа и тканью, которая
его образует.
• Осознание взаимосвязи между
органами и системами органов у
человека

• Представление об опорнодвигательной системе человека,
состоящей в основном из скелета
(костей) и мышц.
• Знание правил здорового образа
жизни (профилактика нарушений
осанки, плоскостопия, физического
• Представление о строении скелета
утомления).
• Применение полученных знаний человека, костей и мышц.
• Знание названий и значения
и сформированных умений в
частей скелета и групп мышц.
бытовых ситуациях (зарядка,
• Осознание взаимосвязи между
доврачебная помощь при
внешним видом (строением частей
растяжении связок, вывихах,
скелета, костей, мышц) и
переломах).
выполняемой функцией.
• Выполнение совместно с
• Знание названий, и основных
учителем практических работ,
функций опорно-двигательной
демонстрирующих изменение
системы (опора телу, защита
объема мышцы при сокращении
внутренних органов; осуществление
движений и поддержание нужного
положения тела).
• Описание особенностей
состояния своей опорнодвигательной системы.
• Знание правил здорового образа
жизни и безопасного поведения
(нужно: правильно питаться,
заниматься физическим трудом,
физкультурой и спортом; не нужно:
неправильно питаться, вести
малоподвижный образ жизни,
чрезмерных физических нагрузок,
неправильно подобранной для
работы и отдыха мебелью,
неправильно подобранной обуви и
одежды.
• Владение сформированными
знаниями и умениями в учебных,
учебно-бытовых , учебно-трудовых
ситуациях.
• Выполнение практических работ
самостоятельно или при
предварительной
(ориентировочной) помощи
педагога (помощь при растяжении
связок, растяжениях, переломах)
15

Кровь и
кровообращение.
Сердечнососудистая
система

Дыхательная

• Представление о сердечнососудистой системе человека,
состоящей в основном из сердца и
кровеносных сосудов.
• Представление о крови и
кровообращении.
• Знание правил здорового образа
• Описание особенностей
жизни (профилактика
сердечно-сосудистых заболеваний). состояния своей сердечно• Применение полученных знаний сосудистой системы (учащение
пульса при физической нагрузке). •
и сформированных умений в
Представление о строении
бытовых ситуациях (отказ от
кровеносной системы, составе
вредных привычек, регулярные
занятия физкультурой, правильное крови.
• Знание названий и значения
питание, соблюдение
частей кровеносной системы.
гигиенических правил).
• Представление о составе крови. •
• Выполнение совместно с
Осознание взаимосвязи между
учителем практических работ
(нахождение пульса, помощь при внешним видом (вены, артерии,
венозная и артериальная кровь) и
капиллярном кровотечении).
выполняемой функцией.
• Знание названий врача
• Знание названий и основных
специалиста(кардиолог)
функций частей сердечнососудистой системы (перенос
кислорода и питательных веществ,
воды, выведение углекислого газа,
выведение вредных и ненужных
веществ, защита организма).
• Описание особенностей
состояния своей опорнойдвигательной системы
(артериальное давление, группа
крови, пульс).
• Знание правил здорового образа
жизни и безопасного поведения
(регулярные занятия физкультурой,
правильное питание, соблюдение
гигиенических правил, отказ от
вредных привычек).
• Владение сформированными
знаниями в учебных, учебнобытовых, учебно-трудовых
ситуациях.
• Выполнение практических работ
самостоятельно или при
предварительной
(ориентировочной) помощи
педагога (измерение частоты
пульса, оказание первой
доврачебной помощи при
кровотечениях и др.)
• Представление о
• Представление о строении
16

система

Пищеварительная
система

дыхательной системе человека
(дыхательные пути, легкие).
• Знание правил здорового образа
жизни (профилактика заболеваний
дыхательной системы).
• Применение полученных знаний
и сформированных умений в
дыхательной системы.
бытовых ситуациях (зарядка,
проветривание и влажная уборка • Знание названий и значения
помещений, прогулки на свежем
частей дыхательных путей.
воздухе, соблюдение правил
• Представление о газообмене в
личной гигиены, закаливание, отказ легких и других органах.
от вредных привычек).
• Осознание взаимосвязи между
• Выполнение совместно с
строением (легкие) и выполняемой
учителем практических работ,
функцией, физической нагрузкой и
демонстрирующих изменение
снабжением организма кислородом.
объема легких при вдохе и выдохе • Знание названий и основных
функций дыхательной системы.
• Описание особенностей
состояния своей дыхательной
системы (тип дыхания, частота
дыхания).
• Знание правил здорового образа
жизни и безопасного поведения
(занятия физкультурой и спортом;
отсутствие вредных привычек,
чистый воздух неправильно
подобранная для работы и отдыха
одежда, профилактика заболеваний
рентгенологическое обследование
легких - флюорография.
• Меры, принимаемые по охране
воздушной среды.
• Знание правил предупреждения
простудных заболеваний органов
дыхания, инфекционных
заболеваний.
• Владение сформированными
знаниями и умениями в учебных,
учебно-бытовых, учебно-трудовых
ситуациях.
• Выполнение практических работ
самостоятельно или при
предварительной
(ориентировочной) помощи
педагога (показ частей дыхательной
системы на макета, схемах,
таблицах пр.)
• Представление о питании и
пищеварении.
• Представление о
пищеварительной системе
17

• Представление о строении
пищеварительной системы.
• Знание названий и значения
органов пищеварения.

Мочевыделительная
система

человека (желудок, кишечник,
печень, желчный пузырь,
поджелудочная железа).
• Осознание взаимосвязи между
• Знание правил здорового образа
внешним видом и выполняемой
жизни (режим питания, правила
функцией.
предупреждения инфекционных и
• Знание правил здорового образа
глистных заболеваний, правила
жизни и правильного питания
гигиены, здоровая пища, отказ от
(гигиена питания, правила хранения
вредных привычек, своевременное
пищевых продуктов, правила
обращение к врачу.
обработки пищи, режим питания,
• Применение полученных знаний
предупреждение глистных,
и сформированных умений в
инфекционных и желудочнобытовых ситуациях (правила сбора
кишечных заболеваний).
и обработки грибов и ягод, правила
• Владение сформированными
хранения пищевых продуктов,
знаниями и умениями в учебных,
правила предупреждения
учебно-бытовых, учебно-трудовых
инфекционных и глистных
ситуациях.
заболеваний)
• Выполнение практических работ
самостоятельно или при
предварительной
(ориентировочной) помощи
педагога (показ пищеварительной
системы и ее отдельных органов на
макетах, моделях, схемах,
определение местоположения,
выполнение заданий на печатной
основе)
• Представление об органах
выделения - почках.
• Знание правил здорового образа
• Представление о
жизни (профилактика заболеваний
мочевыделительной системе.
органов мочевыделительной
• Знание названий частей
системы (занятие физкультурой,
мочевыделительной системы.
соблюдение правил личной
гигиены, одежда, соответствующая • Знание основных функций
мочевыделительной системы
погоде, правильное питание).
• Применение полученных знаний (удаление из организма ненужных,
и сформированных умений в вредных веществ и воды в виде
мочи).
бытовых ситуациях
• Описание особенностей
состояния своей
мочевыделительной системы
(наличие /отсутствие болей в
области поясницы, длительность
удержания мочи, цвет мочи и т. п.).
• Знание правил здорового образа
жизни и безопасного поведения.
• Владение сформированными
знаниями и умениями в учебных,
учебно - бытовых, учебно трудовых ситуациях.
• Выполнение практических
18

Кожа

работ самостоятельно или при
предварительной
(ориентировочной) помощи педагог
• Представление о коже, волосах,
ногтях и их значении.
• Знание правил здорового образа
жизни (гигиена кожи, волос,
правила закаливания,
гигиенические требования к
подбору одежды и обуви).
• Применение полученных знаний
и сформированных умений в
бытовых ситуациях (правила
закаливания водой, принятия
солнечных ванн, помощь при
перегревании, ожогах,
обморожении, правила ухода за
ногтями и волосами).
• Выполнение совместно с
учителем практических работ.
• Знание названия врача специалиста (дерматолог)

Нервная система

• Представление о строении кожи и
ее видоизменениях (волосы, ногти).
• Осознание взаимосвязи между
состоянием кожи и влиянием
внешних факторов (обморожении,
перегрев и т. д.). • Знание основных
функций кожи (осязание, защита
внутренних органов и тканей,
терморегуляция), свойства кожи:
прочность, упругость,
растяжимость (эластичность).
• Описание особенностей
состояния своей кожи
(чувствительность к холоду,
потоотделение, наличие/отсутствие
жжения, зуда, запаха.
• Знание правил здорового образа
жизни (закаливание, личная
гигиена, предупреждение
инфекционных заболеваний) и
безопасного поведения (правила
принятия солнечных ванн).
• Владение сформированными
знаниями и умениями в учебных,
учебно-бытовых, учебно-трудовых
ситуациях.
• Выполнение практических работ
самостоятельно или при
предварительной
(ориентировочной) помощи
педагога (рассматривали через лупу
кожу на предмет обнаружения пор)

• Представление нервной системе • Представление о строении
нервной системы человека.
человека.
• Знание правил здорового образа • Знание названий и частей нервной
жизни (отказ от вредных привычек, системы.
• Знание функций нервной системы.
соблюдение режима дня, смена
видов деятельности, чередование • Осознание взаимосвязи между
работы и отдыха)
наличием вредных
19

• Применение полученных знаний
и сформированных умений в привычек и потерей здоровья,
бытовых ситуациях.
сокращением
• Знание названия врачей
продолжительности жизни.
специалистов - нарколог,
• Описание особенностей
невропатолог
состояния своего самочувствия
(характеристика сна,
наличие/отсутствие сновидений,
описание режима дня,
наличие/отсутствие вредных
привычек, координация движений,
состояние памяти,
работоспособности).
• Владение сформированными
знаниями и умениями в учебных,
учебно-бытовых, учебно-трудовых
ситуациях
Органы чувств
• Представление об органах чувств
человека ( зрение, слух, обоняние,
вкус).
• Знание правил здорового образа
• Представление о строении
жизни (профилактика заболеваний
органов чувств (зрения, слуха,
органов зрения и слуха).
обоняния, вкуса).
• Применение полученных знаний
• Знание значения органов чувств.
и сформированных умений в
• Осознание взаимосвязи между
бытовых ситуациях (гигиенические
внешним видом и выполняемой
процедуры).
функцией.
• Выполнение совместно с
• Знание названий и основных
учителем практических работ
функций органов чувств.
• Описание особенностей
состояния органов чувств (острота
зрения и слуха, цвет радужной
оболочки, наличие/отсутствие
насморка и аллергии, принятие/
непринятие резких запахов.
• Знание правил здорового образа
жизни и безопасного поведения.
• Владение сформированными
знаниями и умениями в учебных,
учебно-бытовых, учебно-трудовых
ситуациях.
• Выполнение практических работ
самостоятельно или при
предварительной
(ориентировочной) помощи
педагога
Охрана здоровья
• Знание правил здорового образа • Осознание взаимосвязи между
человека в Российской жизни.
потерей здоровья и сокращением
Федерации
• Знаний названий специализаций жизни.
врачей.
• Знание факторов, определяющих
• Применение полученных
на здоровье
20

знаний и сформированных умений
в бытовых ситуациях (знание
названий медицинских
организаций и их назначения,
знание расположения этих
организаций по месту жительства
ученика)

человека.
• Знание способов
самонаблюдения, описание
особенностей своего состояния,
самочувствия, знание основных
показателей своего организма
(группа крови, состояние зрения,
слуха, нормы температуры,
кровяного давления)
• Знание правил здорового
образа жизни и безопасного
поведения, использование их
для объяснения новых ситуаций

Планируемые личностные результаты:
• Развитие адекватных представлений о собственных возможностях (индивидуальные
особенности организма), о насущно необходимом для жизнеобеспечения (правильное
питание, соблюдение режима дня, соблюдение гигиенических правил и норм, отказ от
вредных привычек; чередование труда и отдыха, профилактические прививки и ежегодная
диспансеризация, охрана окружающей среды и т. д.);
• Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире (соблюдение правил поведения в социуме, соблюдение
санитарно-гигиенических правил, знание телефонов экстренных служб и местных
учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, умение получать новую
информацию из СМИ (запрет на купание в водоемах, объявление карантинных
мероприятий, начало профилактических прививок, чрезвычайные погодные условия и т. п.);
• Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(соблюдение санитарно-гигиенических правил, составление и соблюдение режима дня,
отказ от вредных привычек, правильное приготовление и хранение пищи; знание правил
места сбора и обработки грибов, самонаблюдение и анализ своего самочувствия, знание
правил измерение температуры тела и сбора анализов, знание телефонов экстренных служб
и местных учреждений здравоохранения).
• Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
(описание особенностей состояния своего здоровья, обращение за помощью, беседа с
врачом, взаимодействие с учителем и одноклассниками на уроке и во внеурочное время и т.
д.);
• Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
• Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях (на уроке, дома, в поликлинике, на городских мероприятиях и т. д.);
• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств (понятие о здоровье как
ценности и обязанности, уход за телом, ротовой полостью, волосами, ногтями; чистая и
удобная (соответствующая ситуации и деятельности) одежда,

21

обувь; эстетическая подача и потребление пищи; формирование навыка опрятности);
• Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (готовность оказать
первую доврачебную помощь при растяжении, тепловых исполненных ударах и т. п.,
посильную помощь лицам с нарушениям зрения, опорнодвигательного аппарата, людям с
хроническим заболеваниями, пожилым людям);
• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
окружающей среды;
• Формирование готовности к самостоятельной жизни.
5. Содержание учебного предмета 7 класс. Растения.
Бактерии. Грибы (2 ч в неделю)
Введение. Значение растений и их охрана
Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения
(на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. Цветение и плодоношение
растений. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос,
корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и
сочные. Распространение плодов и семян. Семена растений. Строение семени (на примерах фасоли и
пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение
всхожести семян. Правила заделки семян в почву. Практическая работа: - определение всхожести
семян. Демонстрация опытов: - условия, необходимые для прорастания семян; Корни и корневые
системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня.
Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и
корнеклубень). Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья
простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа
органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого
явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Демонстрация опытов: - испарение воды
листьями; - дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в
темноте). Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения - доставка
воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от
листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей. Демонстрация опыта: - передвижение
минеральных веществ и воды по древесине. Растение - целостный организм (взаимосвязь всех
органов и всего растительного организма со средой обитания)
Лабораторные работы
1. Органы цветкового растения.
2. Строение цветка.
3. Строение семени фасоли.
4. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Экскурсии: - в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и
семян (в начале сентября).
Многообразие бактерий, грибов, растений Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и
жизни человека. Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и
ядовитые, их распознавание. Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания
мхов. Торфяной мох и образование торфа. Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места
произрастания папоротника. Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от
лиственных деревьев. Сравнение сосны и

22

ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии: — в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью
и весной.
Цветковые растения Деление цветковых растений на однодольные (например, пшеница) и
двудольные (например, фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система,
жилкование листа). Однодольные растения Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза.
Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание:
посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной
местности. Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист,
луковица, корневище). Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход,
уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого
грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан). Практические работы: — перевалка и пересадка комнатных
растений. Лабораторная работа Строение луковицы. Двудольные растения Пасленовые. Картофель,
томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петуния, черный паслен, душистый табак.
Лабораторная работа Строение клубня картофеля. Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных
районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы. Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина,
шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов). Биологические особенности
растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод
садовых растений, их уборка и использование. Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы
— однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее
растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания
подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
— в саду, на школьном учебно-опытном участке;
— вскапывание приствольных кругов;
— рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия:
— «Весенние работы в саду».
Заключение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.
8 класс. Животные (2 ч в неделю)
Введение Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их
к условиям жизни.
Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние
животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие
позвоночника (внутреннего скелета).
Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание,
способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или
влажного препарата. Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными
заболеваниями.
Насекомые. Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук,
комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.
Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос
болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. Пчела, тутовый шелкопряд —
полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни,
питание. Способ передвижения.

23

Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение
одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и
шелковых нитей от шелкопряда. Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых,
вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых. Экскурсия в
природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника
(внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп).
Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная
система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное
использование и охрана рыб. Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о
рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания,
образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание,
кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами
и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего
строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных. Демонстрация живой лягушки или
влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше).
Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств.
Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу
жизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего
строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие
птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности
образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка —
домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и
разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. Демонстрация скелета птицы, чучел
птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах. Экскурсия в зоопарк или на
птицеферму. Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к
условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение
живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на
примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система. Демонстрация
скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов. Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие
признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ
жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности
человека. Охрана белок и бобров. Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие
признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни,
питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в
народном хозяйстве. Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных
зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и
различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение
хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за
ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и
значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах. Ластоногие морские животные:
тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих
животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

24

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина.
Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их
охрана. Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных
животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья).
Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их.
Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные
сельскохозяйственные животные — свинья. Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность
коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их
оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят. Овца. Распространение овец.
Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые
породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое
содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни.
Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека. Северный олень.
Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности
питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. Свинья. Внешнее строение свиньи:
особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные
свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление.
Выращивание поросят. Откорм свиней. Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища,
головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве.
Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы.
Общая характеристика. Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки
изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие
и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Практические работы на животноводческих фермах.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской
аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом. Практическая
работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за
помещением и животными, участие в раздаче кормов.
9 класс. Человек (2 ч в неделю)
Введение Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в
живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на
основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных). Общий обзор организма
человека Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей
человека.
Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная,
выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). Демонстрация торса человека. Опора тела и
движение. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека.
Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок,
вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц.
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Демонстрация скелета
человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы;
свойства декальцинированных и прокаленных костей.

25

Кровь и кровообращение. Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные,
белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги
кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс.
Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.
Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на
весь организм). Демонстрация муляжа сердца млекопитающего. Лабораторные работы
1. Микроскопическое строение крови.
2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений
(приседания, прыжки, бег).
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат.
Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания.
Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение. Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые
продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание
питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных
заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов: 1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле. 2. Обнаружение белка и
крахмала в пшеничной муке. 3. Действие слюны на крахмал. 4. Действие желудочного сока на белки.
Почки. Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их
расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа. Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота)
и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.
Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система. Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и
его значение.
Органы чувств. Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения.
Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса. Демонстрация
влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации Система здравоохранения в Российской
Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха.
Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

б.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
7 класс
Тема
Кол-во
№
п/п
часов Основные виды учебной деятельности обучающихся
Введение
1
1
2
Растения вокруг нас
3
Узнавание и определение названий растений. Умение
вести наблюдения. Умение давать определения
терминам, правописание. Умение сравнивать. Умение
формулировать ответ на вопрос.
3
Умение вести наблюдения. Знание названий и
Общее знакомство с
22
значения частей цветкового растения.
цветковыми растениями
26

4

5

6

7

- цветок -плоды
- семя
- корень -лист -стебель
-растение - целостный
организм

3
3
3
4
1

Многообразие
растительного мира

5

Однодольные
покрытосеменные
растения

8

Двудольные
покрытосеменные
растения

21

Уход за комнатными
растениями

5

3
3 Осознание взаимосвязи между строением органов
цветкового растения и выполняемыми функциями.
Узнавание цветковых растений на моделях,
фотографиях, гербариях и рисунках. Выполнение
классификации растений на основе выделения общих
признаков. Выполнение практических работ по
определению частей растений, выделение части
цветка как органа цветкового растения, внешний вид
фасоли, строение семени фасоли, строение семени
пшеницы, условия прорастания семян, определение
всхожести семян, изменение цвета раствора крахмала
при действии на него раствора йода, нахождение
органических веществ в разных частях растения.
Применение полученных знаний в учебных,
учебно-трудовых и бытовых ситуациях.
Умение вести наблюдения. Знание классификации
растений. Умение работать с биологическими
понятиями, проходить тестовый контроль, выполнять
индивидуальную работу по карточке. Выполнение
задания на сравнение, обобщение.

Умение вести наблюдения. Осознание взаимосвязи
между строением органов цветкового растения и
выполняемыми функциями. Узнавание однодольных
цветковых растений на моделях, фотографиях,
гербариях и рисунках. Выполнение классификации
растений на основе выделения общих признаков.
Выполнение практических работ определение
признаков однодольных растений, строение
луковицы. Применение полученных знаний в
учебных, учебно - трудовых и бытовых ситуациях.

Умение вести наблюдения. Осознание взаимосвязи
между строением органов цветкового растения и
выполняемыми функциями. Узнавание двудольных
цветковых растений на моделях, фотографиях,
гербариях и рисунках. Выполнение классификации
растений на основе выделения общих признаков.
Выполнение практических работ определение
признаков двудольных растений, выполнение осенних
и весенних работ на пришкольном участке.
Применение полученных знаний в учебных, учебно трудовых и бытовых ситуациях.
Выполнение практических работ по уходу за
комнатными растениями. Применение полученных
знаний в учебных, учебно 27

трудовых и бытовых ситуациях

Бактерии

8

1
Умение вести наблюдения. Знание названий и
значения частей бактериальной клетки. Узнавание
бактерий на фотографиях и рисунках. Выполнение
классификации бактерий на основе их формы и
значения в природе и жизни человека. Применение
полученных знаний в учебных, учебнотрудовых и
бытовых ситуациях.

Грибы

9

2
Умение вести наблюдения. Знание названий и
значения частей грибов. Узнавание съедобных и
несъедобных грибов на моделях, фотографиях и
рисунках. Выполнение классификации грибов.
Установление взаимосвязи между средой обитания и
строением грибов. Знание правил безопасного образа
жизни. Применение полученных знаний в учебных,
учебно-трудовых и бытовых ситуациях.

ИТОГО

68
8 класс

№
п/п
1

2

3

Тема
Введение

Беспозвоночные
животные
-Черви
-Насекомые

Позвоночные животные
-Рыбы
-Земноводные
-Пресмыкающиеся

Кол-во
часов
2

10
1
9

56
7
3
3

Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Развитие навыков составления рассказа по картинкам
на основе зрительного восприятия, формирование
умения работы с тетрадью. Формирование умения
работать с учебной литературой, коррекции формы
изложения материала на основе жизненного опыта.
Умение строить ответы на вопросы.
Умение выявлять причинно - следственные связи.
Умение строить ответы на вопросы.
Узнавание беспозвоночных животных по

внешнему виду. Выполнение классификации групп
животных. Установление взаимосвязи между средой
обитания и внешним строением дождевого
червя/аскариды. Знание способов заражения
глистными заболеваниями. Установление
взаимосвязи между средой обитания и внешним
видом насекомого майского жука, бабочки
капустницы, комнатной мухи, медоносной пчелы
(ротовой аппарат и характер пищи). Выполнение
практических работ рассматривание гусеницы
яблонной плодожорки из поврежденного яблока..
Применение полученных знаний в бытовых ситуациях
Установление взаимосвязи между средой
обитания и внешним строением позвоночного
животного. Знание названий и расположения
внутренних органов животных. Узнавание
28

-Птицы
-Млекопитающие Сельскохозяйственные
млекопитающие

ИТОГО

12
17
14
рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и
млекопитающих по внешнему виду и на разных
стадиях развития Формирование умения сравнивать,
делать анализ образца, используя зрительное
восприятие объекта. Работа с натуральными
образцами, индивидуальная работа по карточкам,
рассказ, беседа с учителем. Объяснение взаимосвязей
между природой и человеком. Выполнение
практических работ описание внешнего вида птиц,
нахождение на схеме частей скелета птиц,
млекопитающих. Владение сформированными
знаниями и действиями в учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых ситуациях (правила выращивания и
ухода за домашними животными). Применение
полученных знаний в учебных, учебнотрудовых и
бытовых ситуациях. Знание общих признаков разных
групп
сельскохозяйственных животных, их значение для
жизни человека. Установление взаимосвязи между
средой обитания и внешним строением
сельскохозяйственных млекопитающих, их
содержанием. Владение сформированными знаниями
и действиями в бытовых ситуациях (правила
выращивания и ухода за домашними животными).
68
9 класс

№
п/п
1

Тема
Введение

Кол-во
часов
2

Основные виды учебной деятельности обучающихся
Развитие навыков составления рассказа по картинкам
на основе зрительного восприятия. Формирование
умения работать с учебной литературой, коррекции
формы изложения материала на основе жизненного
опыта. Умение строить ответы на вопросы. Сравнение
млекопитающих и человека. Развитие навыков
наблюдения.

2

3

Общий обзор организмом
человека

2

Опорно-двигательная

14

Умение выявлять причинно-следственные связи.
Выполнение классификации групп тканей.
Установление взаимосвязи между функцией органа и
тканью, которая его образует. Установление
взаимосвязи между органами и системами органов.
Развитие навыков составления рассказа по картинкам
на основе зрительного восприятия.
Формирование умения работать с учебной
литературой, коррекции формы изложения материала
на основе жизненного опыта.
Знание названий и значения частей скелета и
29

система
групп мышц. Осознание взаимосвязи между
строением органов и их функцией. Установление
взаимосвязи между средой обитания и внешним
строением животного. Формирование умения
сравнивать, делать анализ рисунка, используя
зрительное восприятие объекта. Знание правил
здорового образа жизни и безопасного поведения.
Владение сформированными знаниями и действиями
в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых
ситуациях
4

5

6

Кровь и
кровообращение. Сердечно
-сосудистая система

8

Дыхательная система

5

Пищеварительная

Знание названий и значения частей кровеносной
системы. Осознание взаимосвязи между строением
органов и их функцией. Знание правил здорового
образа жизни и безопасного поведения. Выполнение
самостоятельно или совместно с учителем
практических работ (изменение частоты пульса,
оказание первой доврачебной помощи при
кровотечениях), показ кровеносной системы и ее
отдельных органов на макетах, моделях, схемах.
Владение сформированными знаниями и действиями
в учебных, учебно - бытовых и учебно -трудовых
ситуациях

Знание названий и значения частей дыхательной
системы. Осознание взаимосвязи между строением
органов и их функцией. Знание правил здорового
образа жизни и безопасного поведения. Выполнение
самостоятельно или совместно с учителем
практических работ, демонстрирующих изменение
объема легких при вдохе и выдохе, показ дыхательной
системы и ее отдельных органов на макетах, моделях,
схемах). Владение сформированными знаниями и
действиями в учебных, учебно -бытовых.
13

система

7

Мочевыделительная
система

2

Знание названий и значения частей пищеварительной
системы. Осознание взаимосвязи между строением
органов и их функцией. Знание правил здорового
образа жизни и правильного питания. Выполнение
самостоятельно или совместно с учителем
практических работ (показ пищеварительной системы
и ее отдельных органов на макетах, моделях, схемах).
Владение сформированными знаниями и действиями
в учебных, учебнобытовых
Знание названий и значения частей
мочевыделительной системы. Осознание взаимосвязи
между строением органов и их функцией. Знание
правил здорового образа жизни и безопасного
поведения. Выполнение
30

8

9

10

Кожа

Нервная система

Система органов чувств

самостоятельно или совместно с учителем
практических работ (показ мочевыделительной
системы и ее отдельных органов на макетах, моделях,
схемах). Применение полученных знаний и
сформированных умений в бытовых ситуациях
6
Знание названий и значения частей кожи и ее
производных. Осознание взаимосвязи между
строением кожи и выполняемыми функциями. Знание
правил здорового образа жизни. Выполнение
совместно с учителем или самостоятельно
практических работ (показ кожи и ее отдельных
структур на схемах, рассматривание кожи через лупу
на предмет обнаружения пор). Владение
сформированными знаниями и умениями в различных
ситуациях.
7
Знание названий и значения частей нервной системы.
Осознание взаимосвязи между строением органов и
их функцией. Знание правил здорового образа жизни.
Осознание взаимосвязи между наличием вредных
привычек и потерей здоровья. Выполнение
самостоятельно или совместно с учителем
практических работ (показ нервной системы и ее
отдельных органов на макетах, моделях, схемах). .
Владение сформированными знаниями и умениями в
различных ситуациях
7
Знание названий и значения органов чувств.
Осознание взаимосвязи между строением органов
чувств и их функцией. Знание правил здорового
образа жизни и безопасного поведения. Выполнение
совместно с учителем или самостоятельно
практических работ (показ нервной системы и ее
отдельных органов на макетах, моделях, схемах
Владение сформированными знаниями и умениями в
различных ситуациях.

11

Охрана здоровья человека в
Российской Федерации

2

ИТОГО

68

Осознание взаимосвязи между потерей здоровья и
сокращением жизни. Знание способов
самонаблюдения, описание особенностей своего
состояния самочувствия, знание основных
показателей своего организма. Применение
полученных знаний и сформированных умений в
бытовых ситуациях (знание названий, назначений и
расположение медицинских организаций)

7. Материально-техническое обеспечение:
• Компьютерное оборудование;
• Дидактические материалы;
31

• Объемные модели систем органов человека.
• Микропрепараты (Используются при проведении лабораторных работ по изучению
организмов на гистологическом уровне)
• Гербарии (Предназначены для использования в качестве демонстрационного материала на
уроках биологии при изучении раздела "Растения") 1. Дикорастущие растения 2. Культурные
растения 3. Лекарственные растения 4. Гербарий Основные группы растений
• Коллекции (Предназначены для использования в качестве демонстрационного материала
на уроках биологии). 1.Коллекция "Голосемянные растения" 2. Коллекция плодов и семян 3.
Коллекция "Развитие насекомых с неполным превращением" 4. Коллекция "Развитие насекомых с
полным превращением"
• Муляжи, динамические пособия, анатомические модели, демонстрационные
• Модели по ботанике и зоологии, остеологические модели, рельефные таблицы
• Модели по анатомии (Используется в качестве демонстрационного материала при изучении
раздела "Человек")
• Набор муляжей (Предназначен для демонстрации строения плодов и корнеплодов
культурных растений при изучении раздела "Общая биология " и «Растения» на уроках биологии)

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».