ДООП Робототехника

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП)
технической направленности «Робототехника» реализуется с использованием оборудования
центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка Роста». Данная
программа поможет поддержать детскую инициативу в освоении интересного
увлекательного мира технического прогресса.
Программа разработана с учѐтом нормативно-правовой основы:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания".
Направленность ДООП является технической и заключается в популяризации и
развитии технического творчества у обучающихся, формировании у них первичных
представлений о технике, еѐ свойствах, назначении в жизни человека. Техническое
творчество является одним из важных способов формирования профессиональной
ориентации обучающихся, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а
также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Работа с образовательными конструкторами LEGO WeDo позволяет учащимся в
форме игры исследовать основы механики, физики и программирования. Разработка, сборка
и построение алгоритма поведения модели позволяет учащимся самостоятельно освоить
целый набор знаний из разных областей, что способствует повышению интереса к
быстроразвивающейся науке робототехнике.
Новизна программы заключается в инженерной направленности обучения, которое
базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию
информационной культуры и взаимодействию с миром научно-технического творчества.
Программа основана на принципах развивающего обучения, способствуетповышению
качества обучения, формированию алгоритмического стиля мышления и усилению
мотивации к обучению.
Актуальность Общеобразовательная робототехника – это инновационнообразовательный проект развития образования, направленный на внедрение современных
научно-практических технологий в учебный процесс. Занятия по программе
«Робототехника» позволяют вовлечь в процесс технического творчества детей 11-13 лет,
дает возможность учащимся создавать инновации своими руками.
В настоящее время в образовании применяют различные робототехнические
комплексы, одним из которых является конструктор LEGO WeDo. Работа с
образовательными конструкторами позволяет учащимся в форме игры исследовать основы
механики, физики и программирования. Разработка, сборка и построение алгоритма
поведения модели позволяет учащимся самостоятельно освоить целый набор знаний из
разных областей, что способствует повышению интереса к быстроразвивающейся науке
робототехнике.
В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической
передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами, или
в командах, учащиеся могут учиться создавать и программировать модели, проводить
исследования, составлять отчѐты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими
моделями.
Отличительные особенности программы.
Программа разработана для обучения обучающихся основам конструирования и

моделирования роботов при помощи программируемых конструкторов LEGO WeDo 2.0.

На каждом уроке, используя привычные элементы LEGO, а также мотор и датчики,
ученик конструирует новую модель, посредством USB-кабеля подключает ее к ноутбуку и
программирует действия робота. В ходе изучения учащиеся развивают мелкую моторику
кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным
творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные
знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами.
Ребенок получает возможность расширить свой круг интересов и получить новые
навыки в таких предметных областях, как Естественные науки, Грамотность, Технология,
Математика, Конструирование, Развитие речи.
Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества,
развитие конструктивного мышления средствами робототехники. Программа предоставляет
средства для достижения целого комплекса образовательных целей:
 Развить словарный запас и навыки общения ребенка при объяснении работымодели;
 Научить установлению причинно-следственных связей;
 Научить анализировать результаты и искать новые оптимальные решения;
 Научить экспериментальному
исследованию,
оценке
влияния
отдельных
факторов;


Развить логическое мышление;



Показать систему межпредметного взаимодействия и межпредметных связей
информатики, технологии, математики;
Выработать у учащихся навыки
самостоятельной
исследовательской
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
 Изучение
основ проектирования
и конструирования
в ходе
построения моделей из деталей конструктора LEGO WeDo;
 Получение навыков работы с датчиками и двигателями;
 Изучение основ алгоритмизации
и программирования
в ходе
разработки алгоритма поведения робота;
 Реализация межпредметных связей с физикой, информатикой иматематикой;
 Развитие навыком решения базовых задач робототехники.
Развивающие:
 Развитие конструкторских навыков;
 Развитие умения творчески подходить к решению задачи;
 Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
 Развитие мелкой моторики;
 Развитие логического мышления;
 Развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
 Развитие умения работать в команде, умения подчинять личные интересы
общей цели;
 Воспитание настойчивости в достижении поставленной цели трудолюбия,
ответственности,
дисциплинированности,внимательности, аккуратности;
 Воспитание у учащихся интереса к техническим видам творчества;
 Формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с
различными источниками информации, умения самостоятельно искать,
извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.



Адресат программы.
Обучающиеся,
имеющие
склонность
к
конструированию,
технике,
программированию в возрасте 11-13 лет.
Объем программы:
Программа рассчитана на 2 года. Сроки реализации освоения программы
определяются содержанием программы и обеспечивают достижение планируемых
результатов при режиме занятий: 1 год обучения – 1 раз в неделюпо 1 академическому часа в
день; 2 год обучения – 1 раз в неделю по 1 академическому часу в день, 34 учебных недели в
год. 1 год обучения – 34 часа в год, 2 год обучения – 34 часа в год.
Кроме занятий, проводимых по учебному плану, практикуется участие обучающихся
в муниципальных и районных конкурсах.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных
интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания
образовательной программы и возраста обучающихся. Традиционными формами проведения
занятий являются: беседа, рассказ, проблемное изложение материала. Основная форма
деятельности учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая
деятельность учащихся, в сочетании с групповой, индивидуальной формой работы
школьников.
Форма обучения – очная.
Первый и второй год обучения включают в себя рассмотрение следующих
направлений «Механические конструкции», «Мир живой природы» и «Транспорт», но
отличаются сложностью выполняемых практических заданий, сложностью механизмов.
Учебный план

1.2.
1 год обучения
№
п/п

Количество часов

Наименование
раздела, темы

Формы
аттестации/контроля

Всего
1

Теория
1

Практика

1

Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности

2

Обзор набора Lego
WeDo 2.0

2

0,5

1,5

3

Программное
обеспечение Lego
WeDo 2.0
Работа над проектом
«Механические
конструкции»

4

1

3

4

5

25

11

16

Итоговая работа.

2

1

1

Всего

34

13,5

20,5

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1
ГОД ОБУЧЕНИЯ

Упражнениесоревнование,
тестирование
Смотры, конкурсы

Викторины,
игра-соревнование,
защита проектов
Викторины, тесты,
конкурсы,
защита проектов

Раздел 1. Вводное занятие. (1 час)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Задачи кружка на новый учебный год.
Обсуждение программ и планов. Организационные вопросы. Режим работы группы.
Раздел 2. Обзор набора Lego WeDo 2.0 (2 часа)
Теория: Знакомство с компонентами конструктора Lego WeDo 2.0.
Практика: Конструирование по замыслу.
Раздел 3. Программное обеспечение Lego WeDo 2.0 (4 часа)
Теория: Знакомство со средой программирования (блоки, палитра, пиктограммы,связь блоков
программы с конструктором).
Практика: Конструирование по замыслу. Составление программ.
Раздел 4. Работа над проектом «Механические конструкции» (25 часов)
Теория: Измерения, расчеты, программирование модели. Решение задач.
Практика: Сборка конструкций: «Майло»; «Датчик перемещения "Майло";
«Датчик наклона Майло»; «Совместная работа». Сборка конструкции «Тягач»;
«Датчик перемещения
и датчик наклона
«Болгарка».
Сборка конструкции
«Дрель»; «Датчик перемещения «Дрель»; «Датчик наклона «Дрель». Сборка конструкции
«Пилорама»; «Датчик перемещения и датчик наклона «Пилорама». Сборка конструкции
«Автобот»; «Датчик перемещения «Автобот»; «Датчик наклона «Автобот». Сборка
конструкции «Робот-наблюдатель»; «Датчик перемещения «Робот наблюдатель». Сборка
конструкции «Миниробот»; «Датчик перемещения «Миниробот», «Датчик наклона
«Миниробот». Конструирование модели по схеме. Практическая работа. Конструирование по
замыслу. Программирование.
Раздел 8. Итоговая работа. (2 часа)
Теория: Программирование. Презентация.
Практика: Конструирование модели по замыслу
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов
Тео
Прак
Всего
рия
тика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности

1

2.

Обзор набора Lego WeDo 2.0

1

3.

Программное обеспечение Lego
WeDo 2.0

2

1

1

4.

Работа над проектом «Транспорт»

28

10

18

5.

Итоговая работа.

2

1

1

34

13

21

ИТОГО:

1

0

1

Формы аттестации/
контроля
Обзор научнопопулярной и
технической
литературы;
демонстрация моделей
Упражнениесоревнование,
тестирование
Смотры, конкурсы,
соревнования,
выставки по итогам тем
Викторины,
игра-соревнования,
защита проектов
Викторины, тесты,
конкурсы,
защита проектов
-

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Вводное занятие. (час)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Задачи кружка на новый учебный год.
Обсуждение программ и планов. Организационные вопросы. Режим работы.
Раздел 2. Обзор набора Lego WeDo 2.0 (1 час)
Теория: Повторение и закрепление знаний о компонентах конструктора LegoWeDo 2.0.
Практика: Конструирование по замыслу.
Раздел 3. Программное обеспечение Lego WeDo 2.0 (2 часа)
Теория: Повторение и закрепление знаний о среде программирования (блоки,палитра,
пиктограммы, связь блоков программы с конструктором).
Практика: Конструирование по замыслу. Составление программ.
Раздел 4. Работа над проектом «Транспорт» (28 часа)
Теория: Измерения, расчеты, программирование модели. Решение задач. Практика: Сборка
конструкций: «Подметально-уборочная машина», Датчик перемещения», «Подметальноуборочная машина»,
«Датчик
наклона
«Подметально-уборочная машина»; «Снегоочиститель», «Датчик перемещения
«Снегоочиститель», «Датчик наклона «Снегоочиститель»; «Катер», «Датчик перемещения
«Катер», «Датчик наклона «Катер»; «Самолет», «Датчик перемещения «Самолет», «Датчик
наклона «Самолет». Конструирование модели. Соревнование команд. Создание моделей и
написание новых программ для них.
Раздел 5. Итоговая работа. (2 часа)
Теория: Программирование. Презентация.
Практика: Конструирование модели по замыслу.

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
По окончании первого года обучения, обучающиеся должны
Знать:
- технику безопасности и предъявляемые требования к организации рабочегоместа;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов;
- различные приѐмы работы с конструктором «Lego WeDo 2.0»;
- начальные навыки линейного программирования сконструированных роботов;
- решать задачи практического содержания,
моделировать
и исследовать
процессы;
- переходить от обучения к учению.
Уметь:
- конструировать и создавать реально действующие модели роботов;
- управлять поведением
роботов
при помощи
простейшего
линейного
программирования;
- применять
на практике
изученные
конструкторские,
инженерные
и
вычислительные умения и навыки;

- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создаваямодели

реальных объектов и процессов;
-пользоваться обучающей и справочной литературой, интернет источниками.
Приобрести личностные результаты:
- учащиеся мотивированы на достижение результатов, на успешность и способны к
дальнейшему саморазвитию;
- совместно обучаться в рамках одного коллектива, распределяя обязанности в своей
команде;
- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения: слушать собеседника и
высказывать свою точку зрения, предлагать свою помощь ипросить о помощи товарища;

- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ, понимать необходимость

добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе;
- учащиеся освоили необходимые способы деятельности, применяемые ими как в
образовательном процессе, так и при решении реальных жизненных ситуаций, могут
научить другого;
- приобрели в совокупности универсальные учебные действия и коммуникативные
навыки, которые обеспечивают способность учащихся к дальнейшему усвоению новых
знаний и умений, личностному самоопределению.
По окончании второго года обучения кружковцы должны
Знать:
- технику безопасности на компьютере и предъявляемые требования к организации
рабочего места;
- принципы создания алгоритмов и их назначение;
- принципы создания объектов и их свойства;
- обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике,
знает компьютерную среду, включающую в себя линейное программирование, создает
действующие модели роботов на основе конструктора Lego WeDo 2.0 по разработанной
схеме, демонстрирует технические возможности роботов, создает программы на компьютере
для различных роботов с помощью педагога и запускает их самостоятельно;
- принципы и способы создания анимации, принципы работы механизмов и их применение,
программу как среду программирования, программные средства управления механизмами.
Уметь:
- работать с аппаратными средствами (включать и выключать компьютер и блок
управления);
- запускать различные программы на выполнение;
- использовать меню, работать с несколькими окнами;
- работать с файлами и папками (создавать, выделять, копировать, перемещать,
переименовывать и удалять); находить файлы и папки; загружать проект в блок управления;
овладевает роботоконструированием, проявляет инициативу и самостоятельность в
среде программирования Lego WeDo 2.0, общении, познавательно – исследовательской и
технической деятельности;
- способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы(в пары).
Приобрести личностные результаты:
- обладает установкой положительного отношения к роботоконструированию, к разным
видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными
источниками информации;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам
и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в

себя, старается разрешать конфликты;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской
и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании; по
разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для роботов;
- владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными
компонентами конструктора Lego WeDo 2.0; видами подвижных и неподвижных соединений
в конструкторе, основными понятиями, применяемыми в робототехнике, различает
условную и реальную ситуации;
- достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации творческо- технической и исследовательской
деятельности;
- способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со
взрослыми и сверстниками;
- проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает
вопросы педагогу и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать,
экспериментировать;
- способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои
знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора
Lego WeDo 2.0.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Общая
продолжит
е льность
(календарн
ых дней)

Режим
заняти
й
(Колич
ество
часов в
день)

Очн
ая
1
год

170

1

34

Очн
ая
2
год

170

1

34

Фор
ма
обуч
ения

Колич
ество
часов

Тео Прак
рия тика
(Ко (колл
во
-во час.)
час
о
в)
13. 20.5
5

13

21

Самосто
ятельная
работа
(Кол-во
час.)

Промеж
уточная
аттестац
ия (колво час,
вид
аттест)

Итоговая
аттестаци
я (кол-во
час,вид
атт)

4

2
Презент
ация
изделия

4

2
Презент
ация
изделия

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
Для полноценной реализации программы необходимо:
- создать условия для разработки проектов;
- обеспечить удобным местом для индивидуальной и групповой работы;
- обеспечить обучающихся аппаратными и программными средствами. Занятия
проходят в МАОУ Коменской СОШ по адресу с.Коменки,
ул.30 лет Победы, 14, кабинет №8 (Техническая лаборатория Центра Точки роста»)
Учебная аудитория для проведения лекционных и практических занятий оснащенная
мебелью.
№
Наименование оборудования, программного
Количество, шт
п/п
обеспечения
1
Стол для педагога
1
2
Стул педагога
1
3
Стол ученический
8
4
Стул ученический
16
5
Стол для робототехники
1
6
Компьютер для педагога
1
7
Планшет для обучающегося
5
8
Ноутбук для обучающегося
1
9
Базовый набор LEGO Education WeDo 2.0
7
10
Мотор
7
11
Датчик движения WeDo 2.0
7
12
Датчик расстояния WeDo 2.0
7
13
USB Lego – коммутатор (хаббл)
1
14
Магнитно-маркерная доска
1
15
Шкаф книжный
2
Аппаратные средства:
- Компьютер; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает
обучаемому мультимедиа-возможности: видеоизображение и звук.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами – клавиатура и мышь.
- Устройства для презентации: проектор, экран.
- Локальная сеть для обмена данными.
- Выход в глобальную сеть Интернет.
Программные средства:
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор,растровый
и векторный графические редакторы, электронные таблицы и

средства разработки презентаций.
- Программное обеспечение Lego Education WEDO 2.0.
Дидактическое обеспечение:
- Лего-конструкторы.
- Персональный компьютер.
Информационное обеспечение:
Включает комплекс дидактических, наглядных пособий, набор инструктивнотехнологических карт, информационную, справочнуюлитературу.
Образовательные порталы
1. http://www.redline.ru - Российская образовательная сеть;
2. http://www.dod.miem.edu.ru - Дополнительное образование;
3. http://www.alledu.ru - Все образование;
4. http://school-education.ru - Образование в современной школе.
5. http://school-collection.edu.ru – Цифровые образовательные ресурсыСайты
электронных изданий.
1. http://www.ug.ru - Учительская газета;
2. http://www.1september.ru - 1 сентября.
Кадровое обеспечение. В реализации программы занят педагог первой
квалификационной категории, соответствующий установленным требованиям к
педагогическим работникам.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Оценку
образовательных
результатов
учащихся
по программе
следует проводить в виде:
- тестирование, демонстрация моделей;
- упражнение-соревнование, игра-соревнование, игра-путешествие;
- викторины, конкурсы профессионального мастерства, смотры, открытыезанятия,
представление курсовой работы;
- персональные выставки, выставки по итогам разделов, текущая и итоговаязащита
проектов.
Формы подведения реализации программы. Главным результатом реализации
программы является создание каждым ребѐнком своего оригинального продукта, а
главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько
его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного
результата. Это возможно при:
- Организации
текущих
выставок
лучших
работ.
Представление
собственных модернизированных моделей на этих выставках.
- Наблюдение за
работой учащихся
на занятиях,
командный
анализ
проведѐнной работы, зачѐтная оценка по окончании занятия.
- Участие учащихся в проектной деятельности, соревнования, конкурсахразного
уровня.
- В конце 1 и 2 года обучения ребята создают своих собственных роботов иделают
презентацию их возможностей для родителей.
Способы и формы проверки результатов освоения программы.Виды
контроля:

- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен длязакрепления

знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания поданной теме.
Формы проверки результатов:
- наблюдение за учащимися в процессе работы;
- игры;
- индивидуальные и коллективные творческие работы.
Формы подведения итогов:
- выполнение практических работ;
- контрольные занятия.
Итоговая аттестация учащихся проводится по результатам подготовки и защиты
проекта (участия в соревнованиях).
Проверка усвоения учащимися программы производится в форме аттестации
(входной контроль, текущая, промежуточная и итоговая), а также участием в выставках,
конкурсах, соревнованиях. Формы и критерии оценки результативности определяются
самим педагогом и заносятся в протокол (бланк ниже), чтобы можно было отнести
обучающихся к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий.
Оценочными критериями результативности обучения также являются:
- критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие
уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода
восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со
специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной
терминологии;
- критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие
уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода
владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения
практического задания; технологичность практической деятельности;
- критерии оценки уровня развития обучающихся детей: культура организации
практической деятельности: культура поведения; творческое отношение к выполнению
практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость
специальных способностей.

2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценки усвоения обучающимися содержания программы используется
следующая система оценивания:
1. минимальный уровень знает и понимает смысл понятий, выполняет
стандартные задания
2. базовый уровень знает, понимает и применяет на практике
3. повышенный уровень знает, понимает и применяет на практике, осуществляет
самостоятельный поиск решения выполнения заданий повышенной трудности
Таблицы мониторинга представлены в Приложении 1.
2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
На занятиях используются различные методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение, демонстрации,
опыты, таблицы и др.) – способствуют формированию уобучающихся первоначальных
сведений об основных элементах производства, материалах, технике, технологии,
организации труда и трудовой деятельности человека.
- Репродуктивные (воспроизводящие) – содействуют развитию у обучающихся
умений и навыков.

- Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично – поисковые,
исследовательские) – в совокупности с предыдущими служат развитию творческих
способностей обучающихся.
- Пооперационный метод (презентации), метод проектов – необходимо сочетать
репродуктивный и проблемно-поисковый методы, для этого используют наглядные
динамические средства обучения.
Также в работе применяются разнообразные образовательные технологии –
технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология
исследовательской деятельности, коммуникативная технология обучения, технология
решения изобретательских задач, проектная и здровьесберегающая технологии.
Основными формами работы в объединении является учебнопрактическая
деятельность:
- 80% практических занятий,
- 20% теоретических занятий.
На занятиях используются различные формы работы:
- беседа, выставка, защита проектов, игра, профессиональный конкурс, мастеркласс, викторины, тестирование, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие,
праздники и мероприятия, эстафета, ярмарка, презентация, техническая мастерская;
- индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий); групповая, которая

предполагает наличие системы «руководитель-группа обучающийся»; парная (или
командная), которая может быть представлена парами сменного состава; где действует
разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося,
существует взаимный контроль перед группой.
Тематика и формы методических и дидактических материалов, используемых
педагогом:
- различные специализированные пособия, оборудование, чертежи, технические
рисунки, плакаты моделей;
- инструкционные материалы, технологические карты, задания, упражнения,
образцы изделий, наглядный и раздаточные материалы.
Алгоритм учебного занятия:
– подготовительный этап (приветствие, подготовка обучающихся к работе,
организация начала занятия, создание психологического настроя, активизация внимания,
объявление темы и цели занятия, проверка усвоениязнаний предыдущего занятия)
- основной этап (подготовка к новому содержанию, обеспечение мотивации и
принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; усвоение новых знаний
и способов действий, обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания
связей и отношений в объекте изучения; первичная проверка понимания изученного,
установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала,
выявление ошибочных или спорных представлений и ихкоррекция; применение пробных
практических заданий; закрепление новых знаний-умений, способов действий и их
применения, обобщение и систематизация знаний-умений; выявление качества и уровня
овладения знаниями, самоконтроль, самокоррекция знаний-умений и способов действий)
- заключительный этап (анализ и оценка успешности достижения цели и задач,
определение перспективы последующей работы; совместное подведение итогов занятия;
рефлексия - самооценка учащимися своей работоспособности, психологического
состояния, причин и способы устранения некачественной работы, результативности
работы, содержанияи полезности работы).
Методические рекомендации.
На первых занятиях следует продемонстрировать работу всех инструментов и
приспособлений, необходимых для работы в течении года. Детально проработать
правила техники безопасности. Изучение процесса передачи движения и преобразования
энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая
рычаги, зубчатые и ремѐнные передачи. Ознакомление с более сложными типами

движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание
того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев
испытаний. Понимание потребностей живых существ. Создание и программирование
действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и
моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в
качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем. Использование
программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения
работать с цифровыми инструментами и технологическими системами. Сборка,
программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путѐм
модификации еѐ конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков.
Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение
расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью
вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности
работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием
датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и
показаниями 22 датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке
качественных параметров.
Группы второго года обучения комплектуются из обучающихся, прошедших
начальную подготовку. Работа в кружке расширяет круг знаний обучающихся. Они
способны конструировать и моделировать самостоятельно. Изготовив любую модель
робота, необходимо проверить еѐ запрограммированные свойства, провести пробные
запуски, корректировать. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений.
Обучение принципам совместной работы и обмена идеями, совместно обучаться в
рамках одной группы. Подготовка и проведение демонстрации модели. Участие в
групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.
Становление самостоятельности: распределять обязанности в своей группе, проявлять
творческий подход к решению поставленной задачи, создавать модели реальных
объектов и процессов, видеть реальный результат своей работы. Общение в устной
форме с использованием специальных терминов. Использование интервью, чтобы
получить информацию и составить схему рассказа. Написание сценария с диалогами с
помощью моделей. Описание логической последовательности событий, создание
постановки с главными героями и еѐ оформление визуальными и звуковыми эффектами
при помощи моделирования. Применение мультимедийных технологий для
генерирования и презентации идей. Собираем робота из конструктора Lego WeDo 2.0
(программируемые роботы). Основной предметной областью являются естественнонаучные представления о приемах сборки и программирования. Этот модуль
используется как справочный материал при работе с комплектом заданий. Он изучается
и на отдельных занятиях, чтобы познакомить обучающихся с основами построения
механизмов и программирования. Данный модуль формирует представления
обучающихся о взаимосвязи программирования и механизмов движения.

2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1. «Базовый набор Перворобот» Книга для учителя. Перевод на русскийязык
Института новых технологий образования, М., 1999 г.
2. «Введение в Робототехнику», справочное пособие к программномуобеспечению
ПервороботNXT, ИНТ, 2007г.
3. Безбородова Т.В. «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение»,
2009.
4. Волкова С.И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009.
5. Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества»Москва
«Просвещение» 1976
6. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборникпроектов. LEGO
Group.

7. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборникпроектов. LEGO

Group, перевод ИНТ, - 87 с., ил.
8. Книги для учителя по работе с конструктором «Перворобот LEGO
WeDo»
9.Козлова В.А. Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
10.Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001 11.Кружок
робототехники, [электронныйресурс]//http://lego.rkc74.ru/index.php/-lego
12. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab).Эксперименты с моделью вентилятора:
Учебнометодическое пособие, - М., ИНТ, 1998. - 46 с.
13. Литвиненко В.М., Аксѐнов М.В. ЛЕГО МАСТЕР. Санкт-Петербург..:
«Издательство «Кристалл»». 1999г.
14. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельностиу учащихся с
помощью LEGO». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2003
15. Сборник «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей». Москва:
Издательский дом «Школьная книга», 2006г.
16. Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс, как
непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г.
17. Справочное пособие к программному обеспечению Robolab. Москва.:ИНТ.
18. Трактуев О., Трактуева С., Кузнецов В. «ПЕРВОРОБОТ. Методическоеучебное
пособие для учителя». Москва.: ИНТ.
19. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика»
Список источников для педагога
1. Волохова Е.А. Дидактика: Конспект лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2004.
2. Дуванов А.А. Азы информатики. Книга 4. Рисуем на компьютере. Урок 4,5, 6, 7 /
Информатика, № 1, 2 / 2004 г.

3. Евладова Е.Б. Дополнительное образование учащихся. - М.: Владос,
2004.
4. Задачник-практикум, 1-2 том / под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
5. Золотарева А.В. Дополнительное образование учащихся: теория и методика
социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.
6. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования учащихся:
новые подходы. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. – 256 с.
7. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования учащихся. Ростов
н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. - 288 с.
8. Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.:
БИНОМ. 2014
9. Информатика: учебник для 6 класса/ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд.,испр. – М.:
БИНОМ. 2014
10.Матросов А., Сергеев А., Чаунин М. НТМL. 4.0. - СПб.: БХВ, 2003. 11.Программы
для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11классы / Составитель М.Н.
Бородин. – 4-е изд. М.:БИНОМ. Лабораториязнаний, 2007.
12.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся – М.:Аркти, 2007 г.
Интернет ресурсы
1. http://int-edu.ru Институт новых технологий
2. http://7robots.com/
3. http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15 Школа

"Технологииобучения"

4. http://roboforum.ru/ Технический форум по робототехнике.
5. http://www.robocup2010.org/index.php
6. http://www.NXTprograms.com. Официальный сайт NXT
7. http://www.membrana.ru . Люди. Идеи. Технологии.
8. http://www.3dnews.ru . Ежедневник цифровых технологий. О роботах нарусском

языке
9. http://www.all-robots.ru Роботы и робототехника. 10.http://www.ironfelix.ru
Железный Феликс. Домашнее роботостроение.11.http://www.roboclub.ru РобоКлуб.
Практическая робототехника. 12.http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника
и Образование.
15. https://www.metod-kopilka.ru
Методическая
копилка - презентации,планыконспекты уроков, тесты для учителей.
16. http://klyaksa.net/htm/kopilka/
Информатика
и
информационно коммуникационные технологии в школе 17.http://lbz.ru/metodist/
Методическая
служба.
Издательство
«БИНОМ.
Лаборатория знаний»
18. www.int-edu.ru 19.http://strf.ru/material.aspx?d_no=40548&CatalogId=221&print=1
20.http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/bulavka/library/translate.htm
21.http://www.nauka.vsei.ru/index.php?pag=04201008
22.http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=7&showentry=
1948
23.http://legomet.blogspot.com
24.http://www.memoid.ru/node/Istoriya_detskogo_konstruktora_Lego
25.http://legomindstorms.ru/2011/01/09/creation-history/#more-5

Рекомендуемый список источников для обучающихся

1. Александров В.В. Диаграммы в Ехсе1: Краткое руководство. - М. - СПб. Киев: Диалектика, 2004.
2. Беккерман Е.Н. Работа с электронной почтой с использованием ClawsMail и
MozillaThunderbird (ПО для управления электронной почтой). Учебное пособие – М:
Альт Линукс, 2009 г.
3. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике. 3-е изд. – М.:Бином. Лаборатория
знаний, 2007.
4. Волков В., Черепанов А., группа документаторов ООО «Альт Линукс». Комплект
дистрибутивов Альт Линукс 5.0 Школьный. Руководство пользователя. – М: Альт
Линукс, 2009 г.
5. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие, М., БИНОМ,
2006.
6. Информатика. 7-9 класс. Практикум – задачник по моделированию/ Подред. Н.В.
Макаровой. – СПб.: Питер, 2001.
7. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К.Хеннера. М.:
БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2004. 26
8. Кошелев М.В. Справочник школьника по информатике / М.В. Кошелев –2-е издание –
М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.
9. Лукин С.Н. Самоучитель для начинающих: Практические советы. - М.:Диалог-МИФИ,
2004.
10.Машковцев И.В. Создание и редактирование Интернет-приложений сиспользованием
Bluefish и QuantaPlus (ПОдля создания и редактирования Интернет-приложений).
Учебное пособие – М: Альт Линукс 2009 г.
11.Немчанинова Ю.П. Алгоритмизация и основы программирования на базе KTurtle

(ПО для обучения программированию KTurtle). Учебное пособие. – М: Альт Линукс,
2009 г.
12.Новейшая энциклопедия персонального компьютера. -М.: ОЛМАПРЕСС,2003.-920
с.:ил.
13.Филиппов
С.А.
Робототехника
для
учащихся
и
родителей
СанктПетербург «Наука» 2010г.
14.Фролов М. Учимся работать на компьютере: Самоучитель для учащихсяи родителей.
- М.: Бином Лаборатория знаний, 2004 г.
15.Хахаев И. Первые шаги в GIMP. – М: Альт Линукс, 2009 г.
16.Хахаев И., Машков В. и др. OpenOffice.Org Теория и практика. – М:Альт
Линукс, 2009 г.
17.Шафран Э. Создание web-страниц; Самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
Список web-сайтов для дополнительного образования обучающихся

1. http://www.unikru.ru Сайт – Мир Конкурсов от УНИКУМ
2. http://infoznaika.ru
Инфознайка.
Конкурс

по

информаике

и

информационным технологиям
3. http://www.filipoc.ru
Детский журнал «Наш Филиппок» - всероссийскиеконкурсы
для детей.
4. http://leplay.com.ua
Сайт для маленьких
и взрослых
любителей
знаменитого конструктора Lego.
5. https://www.lego.com/ru-ru/games
Игры - Веб- и видеоигры - LEGO.comRU
6. www.uchebnik.mos.ru Виртуальная робототехника
7. www.trikset.com Онлайн уроки с TRIK-Studio
Приложение 1

Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретическая

подготовка детей:
1.1.
Теоретические
знания (по основным
разделам
учебнотематического плана
программы)

1.2.
Владение
специальной
терминологией

Критерии

Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям

Осмысленност
ьправильность
использования

Степень
выраженности
оцениваемого качества
- минимальный уровень
(овладели менее чем ½
объема знаний);
- средний уровень (объем
освоенных
знаний
составляет более ½);
- максимальный уровень
(дети освоили практически
весь
объем
знаний,
предусмотренных
программой)
и - минимальный уровень
(избегают
употреблять
специальные термины);
средний
уровень
(сочетают
специальную
терминологию с бытовой);

%/
колво
чел.

Методы
диагностики
Собеседование,
Соревнования,
Тестирование,
Анкетирование,
Наблюдение,
Итоговая
работа,

Собеседование,
Тестирование,
Опрос,
Анкетирование
,наблюдение

- максимальный уровень
(термины
употребляют
осознанно и в полном
соответствии с их
содержанием)
минимальный уровень
2.
Практическая Соответствие
(овладели менее чем ½
практических
подготовка детей:
предусмотренных умений
2.1.
Практические умений и
и
умения и
навыки, навыков
навыков);
предусмотренные
программным
- средний уровень (объем
программой
(по требованиям
освоенных
умений
и
основным разделам)
навыков составляет более
½);
- максимальный уровень
(дети овладели
практическивсеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой)
2.2.
Владение Отсутствие
- минимальный уровень
серьезные
в (испытывают
специальным
затруднений
затруднения при работе с
оборудованием
и использовани
оборудованием)
и
оснащением
средний
уровень
(работает с
помощью
педагога)
максимальный
уровень
(работают
самостоятельно)
начальный
2.3.
Творческие Креативность в (элементарный,
выполняют
навыки
выполнении
лишь
простейшие
практических
практические задания)
заданий
репродуктивный
(выполняют задания на
основе образца)
- творческий (выполняют
практические задания с
элементами творчества)
Самостоятельност
минимальный
3.
Общеучебные
умения и навыки ьв подборе и (испытывают серьезные
затруднения, нуждаются в
анализе
ребенка:
помощи
и
контроле
3.1.
Учебно- литературы
педагога)
интеллектуальные
- средний (работают с
умения:
литературой с помощью
3.1.1.
Умение
педагога и родителей)
подбирать
и
максимальный
анализировать
(работают
самостоятельно)
специальную
литературу
3.1.2.
Умение Самостоятельност Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
пользоваться
ьв пользовании
- минимальный
компьютерными
-средний
источниками
-максимальный
информации

Наблюдения,
Соревнования,
Итоговые
работы,

наблюдение

Наблюдение,
Итоговые
работы

Наблюдение,
Анкетирование
,

Наблюдение,
Опрос,

3.1.3.
Умение
осуществлять учебно
-исследовательскую
работу
(рефераты,
самостоятельные
учебные
исследования,
проекты и т.д.)
3.2. Учебно коммуникативны
еумения:
3.2.1. Умение слушать
и слышать педагога
3.2.2.
Умение
выступать
перед
аудиторией

Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1.
Умение
организовать свое
рабочее
(учебное)
место
3.3.2.
Навыки
соблюдения ТБ в
процессе деятельности
3.3.

Самостоятельност
ьв
учебноисследовательско
йработе

Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
-средний

Наблюдение,
Беседа,
Инд. Работа,

-максимальный

Адекватность
восприятия
информации,
от
идущей
педагога
Свобода владения
и
подачи
подготовленной
информации
Самостоятельно
готовят и
убираютрабочее
место

Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
-средний
-максимальный

Наблюдения,
Опрос,

Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
-средний

наблюдения

-максимальный
Уровни по аналогии с п.
3.1.1.
- минимальный
-средний

наблюдение

-максимальный
Соответствие
реальных навыков
соблюдения ТБ
программным
требованиям

- минимальный уровень
(овладели менее чем ½
объема
навыков
соблюдения ТБ);
- средний уровень (объем
освоенных
навыков
составляет более ½);

- максимальный уровень
(освоили практически весь
объем навыков)
3.3.3.
Умение Аккуратность
и - удовлетворительно
аккуратно выполнять ответственность в - хорошо
-отлично
работу
работе

наблюдение

Наблюдение,
Итоговые
работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».