Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чернокоровская средняя общеобразовательная школа ПРИНЯТО Педагогическим советом школы Протокол № 11 от 05.06.2024 . УТВЕРЖДЕНО и введено в действие приказом от 05.06.2024 года № 43 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ I. Общие положения Настоящее положение действует на основании: 1) Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в РФ»; 2) Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; 3) Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014года № 1599; 4) Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ» от 10.07.2015 № 26; 5) Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016года № ВК-452-07 «О введении ФГОС ОВЗ»; 6) Приказа Министерства Просвещения от 02.09.2020 года № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Организация индивидуального обучения детей ставит задачу освоения образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта обучающимися, которые по причине болезни не могут обучаться в образовательном учреждении, либо обучаются в образовательном учреждении индивидуально, по специально подобранному образовательному маршруту. Индивидуальное обучение на дому рекомендуется тем детям, для которых в образовательном учреждении не создаются соответствующие условия (дети с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, другие нарушения). Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. Содержание образовательных программ должно соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту. II. Организация индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация индивидуального обучения осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ученик. Основанием для организации индивидуального обучения является: медицинское заключение лечебного учреждения. Для организации индивидуального обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья родители (законные представители) ребенка предоставляют в общеобразовательное учреждение следующие документы: 1) заявление родителей (законных представителей) об осуществлении обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 2) заключение лечебно-профилактического учреждения в соответствии с перечнем заболеваний, наличие которых дает право на индивидуальный маршрут обучения; 3) индивидуальную реабилитационную карту ребенка - инвалида, либо заключение ПМПК с рекомендациями на детей, нуждающихся в созданий специальных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. На основании представленных документов администрация общеобразовательного учреждения формирует пакет необходимых документов для организации индивидуального обучения тому или иному обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья с приложением копий заявления родителей (законных представителей), заключения лечебно-профилактического учреждения. в котором указывается распределение часов индивидуального учебного плана, список педагогических работников, осуществляющих обучение данного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учебный план, календарно-тематическое планирование, расписание учебных занятий, которые утверждаются директором общеобразовательного учреждения и согласовывается с родителями (законными представителями). Издается приказ «Об организации индивидуального обучения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья”. Общеобразовательное учреждение предоставляет на время обучения детям с ограниченными возможностями здоровья бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке общеобразовательного учреждения. С целью обеспечения качественного образования и инклюзии в общество ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также во избежание лишения его естественной социальной среды, могут быть использованы различные формы организации занятий с обучающимися: 1. занятия в образовательном учреждении индивидуально; 2. занятия на дому; 3. комбинированно: часть занятий ребенок с ограниченными возможностями здоровья посещает в классе, часть - индивидуально по расписанию, часть - самостоятельно с родителями (законными представителями) Выбор формы проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебного учреждения, психолого-медикопедагогической комиссии, отсутствия противопоказаний для занятий в классе. Гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе примерной АООП, позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медикопедагогических рекомендаций, совместно с родителями (законными представителями). Включение деятельности родителей (законных представителей) в обучение ребенка является обязательным условием. Это необходимо для формирования адекватной оценки возможностей ребенка с целью согласования индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания. В периоды, когда дети, данной категории временно не могут посещать общеобразовательное учреждение, школа, обеспечивает обучение этих детей на дому по индивидуальному плану в соответствии с графиком, согласованным с родителями ребенка. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивают педагогические работники, работающие в данном общеобразовательном учреждении. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с учетом его индивидуальных особенностей и психофизических возможностей составляют программу обучения. Дети, находящиеся на инклюзивном обучении обеспечиваются бесплатным горячим питанием. При назначении учителей, работающих с обучающимися, преимущественно отдается учителям, работающим в данном классе. При невозможности организовать обучения на дому обучающегося силами своего педагогического коллектива, администрация образовательного учреждения имеет право привлечь педагогических работников не работающих в данном учреждении. Участники образовательного процесса. Участники образовательного процесса: обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся. 1) Обучающийся имеет право: на получение общего образования в соответствии с ФГОС; вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в администрацию образовательного учреждения; на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; на моральное и материальное поощрение за успехи в учении. 2) Обучающийся обязан: соблюдать требования образовательного учреждения; добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ; уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения; соблюдать расписание занятий; находиться в часы, отведенные для занятий дома; вести дневник 3) Родители (законные представители) имеют право: защищать законные права ребенка; обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения, в управление образования; присутствовать на уроках с разрешения администрации образовательного учреждения; вносить предложения по составлению расписания занятий, по включению в пределах выделенных часов, предметов из учебного плана школы, аргументировав необходимость, с учетом способностей и интересов ребенка; родители (законные представители) могут при обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в стенах школы и на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности могут участвовать совместно с педагогическими работниками школы в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 4) Родители обязаны: выполнять требования образовательного учреждения; поддерживать интерес ребенка к школе и образованию; ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенности режима; создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению знаний; своевременно, в течение дня, информировать образовательное учреждение об отмене занятий по случаю болезни и возобновлении занятий; контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий. 5) Учитель обязан: выполнять государственные программы с учетом склонностей и интересов обучающихся; составлять рабочие программы учебных предметов; развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой; знать специфику заболевания, особенности режима и организации домашних занятий; не допускать перегрузки обучающихся; своевременно заполнять журналы учета успеваемости; 6) Обязанность классного руководителя: согласовывать с учителями, обучающимися ребенка, родителями расписание занятий; поддерживать контакт с учащимися и родителями, выявлять привычки и особенности учащихся, состояние здоровья больных детей. 7) Обязанности администрации: контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации не реже 1 раза в четверть; контролировать своевременность проведения занятий на дому, ведение журнала учета обучения больных детей на дому; обеспечивать своевременный подбор учителей. Документация. При организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья школа должна иметь следующие документы: Заявление родителей. Медицинская справка ВК. Приказ по школе. Индивидуальную образовательную программу, учебный план и расписание занятий, письменно согласованные с родителями и утвержденные директором школы. Журнал учета проведенных занятий.