I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «История Отечества» относится к образовательной области
«Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «История
Отечества» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год
(2 часа в неделю), в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов
в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цели и задачи учебного предмета «История Отечества».
Цели обучения:
формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к
определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического
опыта своей страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной
деятельности;
развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических
функций.
Задачи обучения:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в
разные исторические эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи
прошлого и настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для
понимания хода развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры,
средству познания мира и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими
людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном
обществе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;
2
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в
8 классе определяет следующие задачи:
овладение представлениями об историческом пути России с конца XVII по
XX век;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в
данное время;
знакомство обучающихся с историческими личностями, важнейшими датами
и событиями данного периода истории России;
усвоение доступных для обучающихся исторических понятий, понимание
некоторых закономерностей общественного развития;
выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим
материалом;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.
в 9 классе определяет следующие задачи:
овладение представлениями об историческом пути России с начала XX по
XXI век;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в
данное время;
знакомство обучающихся с историческими личностями, важнейшими датами
и событиями данного периода истории России;
усвоение доступных для обучающихся исторических понятий, понимание
некоторых закономерностей общественного развития;
выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим
материалом;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 8 классе продолжается системное изучение истории Отечества. Происходит
преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 7 классе.
Программа «История Отечества» для 8 класса хронологически охватывает период с
конца XVII по XX век.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
обучающихся специфических нарушений.
Реализация
программы
учебного
предмета
«История
Отечества»
предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков и
обобщающих уроков. Основными организационными формами работы на уроках
истории являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах. При проведении уроков предполагается использование методических
средств и приёмов, необходимых для формирования осознанного усвоения учебного
материала.
Работа с учебником: комментированное чтение учебника или дополнительного
материала; чтение вслух отрывков, отдельных абзацев, устные ответы на вопросы,
нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя. Работа с учебником
проводится в сочетании с наглядными методами обучения (иллюстрации, макеты,
схемы, таблицы, видеосюжеты).
3
Работа с наглядно-дидактическими материалами: используются иллюстрации
в учебнике, репродукции, опорные схемы, таблицы, маркерные рисунки на доске,
макеты, что способствует развитию воображения, умению элементарно
анализировать изучаемые события, формировать вопросы, составлять развёрнутые
ответы, используя зрительную опору, воспроизводить изученный материал.
Работа с исторической картой: является одной из форм деятельностного
подхода и позволяет формировать у обучающихся пространственные представления.
Словарная работа: рассматривается как обязательный вид деятельности на
каждом уроке, где обучающиеся знакомятся с новыми терминами и понятиями,
учатся их объяснять, выделять, находить в тексте учебника, употреблять новые слова
в ответе. За счёт многократного, вариативного повторения новых терминов
формируется активный и пассивный исторический словарь обучающихся.
Для развития критического мышления на уроках истории эффективным
приёмом является применение кластеров. Обучающиеся наблюдают, сравнивают,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Кластеры помогают
структурировать полученные знания и лучше запомнить изученный материал.
Проектная деятельность: обеспечивает активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся; развитие исследовательских и творческих способностей.
Способствует воспитанию информационной культуры обучающихся; развитие
познавательных интересов, умений в работе с компьютером, самоконтроля;
формирование умения излагать свою точку зрения.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
3
31
16
1.
2.
3.
Россия в конце XVII века
Россия в XVIII веке
Россия в первой половине XIX века
4.
Россия во второй половине XIX - начале XX
века
Россия в 1917 году
5.
Итого
Контрольные
работы
2
2
16
2
2
1
68
7
В 9 классе продолжается системное изучение истории Отечества. Происходит
преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 8 классе.
Программа «История Отечества» для 9 класса хронологически охватывает период с
начала XX по XXI век.
4
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
п/п
Количество
Контрольные
часов
работы
1.
Россия в 1917-1921 годах
11
1
2.
3.
8
13
1
1
4.
СССР в 20-е - 30-е годы XX века
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов
Советский Союз в 1945 - 1991 годах
16
2
5.
Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах
11
1
6.
Современная Россия
9
1
68
7
ИТОГО
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 класс
Личностные:
развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории
Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм
организации деятельности обучающихся;
формирование нравственного сознания обучающихся на основе
приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры
региона.
умение изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность
и познавательную ценность;
осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
формирование чувства уважения к национальным святыням и символам;
знание государственных праздников, Дней воинской славы России;
знание основ развития и становления России как государства, её границ,
знание особенностей культуры своей страны и своего региона, географического
положения, достижений страны в области литературы, искусства, науки;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
Минимальный уровень:
знать некоторые даты важнейших событий истории России (по выбору);
уметь пользоваться «Лентой времени»;
устанавливать по датам последовательность и длительность
исторических событий с помощью учителя;
знать некоторые имена великих исторических деятелей (царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
устанавливать причинно-следственные связи с помощью учителя;
5
описывать объекты, события, исторические героев с опорой на
наглядность, по наводящим вопросам учителя;
находить, показывать на исторической карте территории, границы,
основные изучаемые объекты, события под контролем учителя;
находить в словаре или в учебнике значение исторических терминов;
узнавать и называть, изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
выполнять несложные задания под контролем учителя;
адекватно оценивать свою работу;
осуществлять поиск информации в доступном источнике.
Достаточный уровень:
- определять хронологические рамки ключевых процессов,
знать основные исторические даты истории России;
соотносить дату с событием и личностью;
знать некоторые основные исторические факты, события, явления,
процессы; их причины, участников, результаты и значение;
уметь составлять рассказы об исторических событиях, формулировать
выводы;
знать места совершения основных исторических событий;
знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры);
составлять исторические портреты с опорой на иллюстративный,
текстовый материал;
понимать «легенду» исторической карты, «читать» историческую карту с
опорой на ее «легенду»;
объяснять значение основных терминов, понятий;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и
длительности исторических событий;
сравнивать, разбирать, обобщать исторические факты;
осуществлять поиск информации в доступных источниках;
раскрывать причинно-следственные связи между историческими
событиями и явлениями;
участвовать в беседе по содержанию, изученных тем;
выполнять доступные задания без текущего контроля учителя.
9 класс
Личностные:
осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою Родину, через изучение ратных
подвигов защитников Отечества;
осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края;
способность осмысления основных общественно-политических событий,
происходящих в Российской Федерации и в мире;
готовность и способность к саморазвитию;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств через
освоение историко-художественного наследия народов России;
6
формирование бережного отношения к историческим памятникам,
материальным и духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Предметные:
Минимальный уровень:
знать и правильно употреблять термины и понятия, понимать их
значение;
знать изображения символики РФ;
иметь представление о территории России и её границах;
уметь пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях,
таблицах, исторических картах;
знать некоторые точные исторические даты;
различать точные и приблизительные исторические даты;
уметь пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
устанавливать последовательность исторических событий;
знать имена основных исторических деятелей;
уметь пересказывать учебный материал, с опорой на наглядность или по
заранее составленному плану;
уметь соотносить содержание иллюстративного материала с текстом
учебника;
знать традиции и обычаи предков;
знать некоторые исторические памятники, уметь соотносить их с
событиями в истории России.
Достаточный уровень:
знать определения основных терминов и понятия;
знать хронологические рамки исторических процессов, даты важнейших
событий;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и
длительность исторических событий;
иметь представление о территории России, её границах и об их
изменениях;
знать основные факты (событий, явлений, процессов), их причины,
участников, результатов, значения;
давать характеристику историческим личностям, рассказывать об
исторических событиях, делать выводы об их значении;
знать места совершения основных исторических событий;
знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры);
иметь представление о культурном пространстве России XIX века;
«читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;
сравнивать, разбирать, обобщать исторические факты;
проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
выполнять задания без текущего контроля учителя;
устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между
историческими событиями и явлениями;
высказывать свое суждение о значении исторического наследия предков;
проводить поиск информации при составлении описания исторических и
культурных памятников на территории современной России;
7
объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и
личностям истории России;
оценивать ответ обучающегося, дополнять его, пользуясь учебником и
картой;
иметь представление об истории, географии, достижениях и культурных
традициях родного края;
использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни при понимании исторических причин и
исторического значения событий и явлений современной жизни.
8
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема предмета
Кол-во часов
Россия в конце XVII века- 3 часа
1
Наше Отечество - Россия в XVII веке
1
2
Детство и юность Петра I
1
3
Семейные раздоры, борьба за власть
1
Россия в XVIII веке -31 час
4
Начало царствования Петра I
1
5
Азовские походы
1
6
Великое посольство Петра I
1
7
Начало Северной войны
1
8
Первые победы над шведами
1
9
Строительство Петербурга
1
10
Полтавская битва: разгром шведов
1
11
Окончание Северной войны
1
12
Реформы государственного управления, губернская реформа
1
13
Нововведения в культуре
1
14
Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея
1
15
Личность Петра I Великого
1
16
Обобщающий урок по разделу: «Российское государство в конце
XVII – начале XVIII века».
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I. Екатерина I
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I. Внук Петра Великого
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I. Анна Иоанновна
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I.
Царствование Елизаветы Петровны
Войны России в период правления Елизаветы Петровны
1
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I. Петр III
Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова
1
1
25
Основание первого Российского университета и Академии
художеств
Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм
26
Укрепление императорской власти
1
27
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги.
1
17
18
19
20
21
22
23
24
1
1
1
1
1
1
1
9
28
Присоединение Крыма и освоение Новороссии
1
29
«Золотой век дворянства»
1
30
Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение
1
31
Культура и быт России во второй половине XVIII века
1
32
Правление Павла 1
1
33
Правление Павла I.
Отношения России со странами Европы в конце XVIII – начале
XIX века
Обобщающий урок по разделу «Россия в XVIII веке»
1
34
1
Россия в первой половине XIX века - 16 часов
35
Приход к власти Александра I
1
36
Внутренняя и внешняя политика России
1
37
Отечественная война 1812 года
1
38
Основные этапы и сражения войны
1
39
Бородинская битва
1
40
Основные этапы и сражения войны. Наполеон в Москве
1
41
Причины победы России в Отечественной войне
1
42
Народная память о войне 1812 года
1
43
1
45
Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их
участники
Восстание декабристов на Сенатской площади в СанктПетербурге
Правление Николая I
46
Внешняя политика России
1
47
Крымская война 1853-1856 годов
1
48
"Золотой век" русской культуры первой половины XIX века.
Развитие живописи, архитектуры, литературы, музыки
"Золотой век" русской культуры первой половины XIX века
1
44
49
1
1
1
50
Обобщающий урок по разделу «Россия в первой половине века
1
XIX»
Россия во второй половине XIX - начале XX века- 16 часов
51
Правление Александра II
1
52
Социально-экономическое развитие России
1
53
Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране
1
54
Приход к власти Александра III
1
55
1
56
Развитие российской промышленности, формирование русской
буржуазии
Положение и жизнь рабочих
57
Появление революционных кружков
1
1
10
58
Наука и культура во второй половине XIX века
1
59
Начало правления Николая II
1
60
Положение основных групп населения
1
61
Русско-японская война 1904-1905 годах: основные сражения
1
62
Первая русская революция 1905-1907 годов
1
63
Реформы П. А. Столыпина и их итоги
1
64
«Серебряный век» русской культуры
1
65
Россия в Первой мировой войне
1
66
Обобщающий урок по разделу: «Россия в конце XIX-начале XX
века»
Россия в 1917 веке - 2 часа
1
67
Революционные события 1917 года
1
68
Заключительный урок
1
11
9 класс
№
Тема предмета
Кол-во часов
Россия в 1917-1921 годах – 11 часов
1
Февральская революция и отречение царя от престола
1
2
Октябрь 1917 года в Петрограде
1
3
II Всероссийский съезд Советов
1
4
Установление советской власти в стране и образование нового
государства – Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики (РСФСР)
Судьба семьи Николая II
1
1
7
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные
этапы вооруженной борьбы
Положение населения в годы войны
8
Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны
1
9
Экономический и политический кризис в конце 1920 - начале
1921 годов. Массовые выступления против политики власти
Переход к новой экономической политике, положительные и
отрицательные результаты нэпа
Обобщающий урок по теме «Россия в 1917-1921 годах»
1
5
6
10
11
1
1
1
1
СССР в 20-е - 30-е годы XX века - 8 часов
12
Образование СССР
1
13
Сосредоточение всей полноты партийной и государственной
власти в руках И. В. Сталина
1
14
Индустриализация страны, первые пятилетние планы
1
15
1
16
Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное
осуществление, экономические и социальные последствия
Новая Конституция СССР 1936 года
17
Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е - 1930-е годы
1
18
Политическая жизнь страны в 30-е годы
1
19
Обобщающий урок по теме «СССР в 20-е - 30-е годы XX века»
1
1
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов – 13 ч
20
СССР накануне Второй мировой войны
1
21
Начало Великой Отечественной войны
1
22
Битва за Москву, ее историческое значение
1
23
Героизм тружеников тыла. "Все для фронта! Все для победы!"
1
24
Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев
1
25
Сталинградская битва
1
12
26
Борьба советских людей на оккупированной территории
1
27
Битва на Курской дуге
1
28
Создание антигитлеровской коалиции
1
29
Завершение Великой Отечественной войны. День Победы -9 мая
1945 года
Вступление СССР в войну с Японией
1
1
32
Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М.
Василевский, И. С. Конев), герои войны
Обобщающий урок «СССР во Второй мировой и Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов»
Советский Союз в 1945 - 1991 годах – 16 часов
33
Возрождение Советской страны после войны
1
34
Формирование двух военно-политических блоков
1
35
Приход к власти Н. С. Хрущева
1
36
Реформы Н. С. Хрущева
1
37
Достижения в науке и технике в 50-60-е годы
1
38
Освоение космоса и полет первого человека
1
39
Хрущевская "оттепель"
1
40
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева
1
41
Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы
1
42
Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е –
начале 80-х годов XX века
1
43
Смерть Л. И. Брежнева
1
44
Приход к власти М. С. Горбачева
1
45
1
46
Реформы Горбачева в политической, социальной и
экономической сферах
Избрание первого президента СССР - М.С. Горбачева
47
Распад СССР
1
48
Обобщающий урок «Советский Союз в 1945 - 1991 годах»
1
30
31
1
1
1
Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах – 11 часов
49
Вступление России в новый этап истории
1
50
Принятие Конституции России 1993 года
1
51
Военно-политический кризис в Чеченской Республике
1
52
Отставка Б. Н. Ельцина, президентские выборы в 2000 году
1
53
Второй президент России - В.В. Путин
1
54
Развитие экономики и социальной сферы
1
55
Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века
1
13
Русская
православная церковь в новой России
Президентские выборы 2008 года. Президент России - Д. А.
Медведев
Президентские выборы 2012, 2018 годов. Президент России В.В. Путин
Обобщающий урок по разделу «Россия (Российская Федерация)
в 1991 - 2015 годах»
Современная Россия- 9 часов
1
60
Современная Россия
1
61
Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году
1
62
Воссоединение Крыма с Россией
1
63
Помощь Сирии в борьбе с международным терроризмом
1
64
Конституционная реформа 2020 года
1
65
Празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне
1
66
Отношение России с Западом в 2022 году
1
67
Обобщающий урок по разделу «Современная Россия»
1
68
Заключительный урок
1
56
57
58
59
1
1
1
14