АОП История Отечества, 1 вариант, для 8-9 классов на 2024-2026 уч. год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «История Отечества» относится к образовательной области
«Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «История
Отечества» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год
(2 часа в неделю), в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов
в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цели и задачи учебного предмета «История Отечества».
Цели обучения:
 формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к
определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического
опыта своей страны;
 развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной
деятельности;
 развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических
функций.
Задачи обучения:
 овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории;
 формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в
разные исторические эпохи;
 формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
 формирование представлений о постоянном развитии общества, связи
прошлого и настоящего;
 усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для
понимания хода развития истории;
 формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры,
средству познания мира и самопознания;
 формирование у обучающихся умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими
людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном
обществе;
 воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
 воспитание гражданственности и толерантности;

2

 коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в
 8 классе определяет следующие задачи:
 овладение представлениями об историческом пути России с конца XVII по
XX век;
 формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в
данное время;
 знакомство обучающихся с историческими личностями, важнейшими датами
и событиями данного периода истории России;
 усвоение доступных для обучающихся исторических понятий, понимание
некоторых закономерностей общественного развития;
 выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим
материалом;
 воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.
 в 9 классе определяет следующие задачи:
 овладение представлениями об историческом пути России с начала XX по
XXI век;
 формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в
данное время;
 знакомство обучающихся с историческими личностями, важнейшими датами
и событиями данного периода истории России;
 усвоение доступных для обучающихся исторических понятий, понимание
некоторых закономерностей общественного развития;
 выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим
материалом;
 воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 8 классе продолжается системное изучение истории Отечества. Происходит
преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 7 классе.
Программа «История Отечества» для 8 класса хронологически охватывает период с
конца XVII по XX век.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
обучающихся специфических нарушений.
Реализация
программы
учебного
предмета
«История
Отечества»
предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков и
обобщающих уроков. Основными организационными формами работы на уроках
истории являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах. При проведении уроков предполагается использование методических
средств и приёмов, необходимых для формирования осознанного усвоения учебного
материала.
Работа с учебником: комментированное чтение учебника или дополнительного
материала; чтение вслух отрывков, отдельных абзацев, устные ответы на вопросы,
нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя. Работа с учебником
проводится в сочетании с наглядными методами обучения (иллюстрации, макеты,
схемы, таблицы, видеосюжеты).

3

Работа с наглядно-дидактическими материалами: используются иллюстрации
в учебнике, репродукции, опорные схемы, таблицы, маркерные рисунки на доске,
макеты, что способствует развитию воображения, умению элементарно
анализировать изучаемые события, формировать вопросы, составлять развёрнутые
ответы, используя зрительную опору, воспроизводить изученный материал.
Работа с исторической картой: является одной из форм деятельностного
подхода и позволяет формировать у обучающихся пространственные представления.
Словарная работа: рассматривается как обязательный вид деятельности на
каждом уроке, где обучающиеся знакомятся с новыми терминами и понятиями,
учатся их объяснять, выделять, находить в тексте учебника, употреблять новые слова
в ответе. За счёт многократного, вариативного повторения новых терминов
формируется активный и пассивный исторический словарь обучающихся.
Для развития критического мышления на уроках истории эффективным
приёмом является применение кластеров. Обучающиеся наблюдают, сравнивают,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Кластеры помогают
структурировать полученные знания и лучше запомнить изученный материал.
Проектная деятельность: обеспечивает активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся; развитие исследовательских и творческих способностей.
Способствует воспитанию информационной культуры обучающихся; развитие
познавательных интересов, умений в работе с компьютером, самоконтроля;
формирование умения излагать свою точку зрения.
Содержание разделов
№

Название раздела

Количество
часов
3
31
16

1.
2.
3.

Россия в конце XVII века
Россия в XVIII веке
Россия в первой половине XIX века

4.

Россия во второй половине XIX - начале XX
века
Россия в 1917 году

5.

Итого

Контрольные
работы
2
2

16

2

2

1

68

7

В 9 классе продолжается системное изучение истории Отечества. Происходит
преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 8 классе.
Программа «История Отечества» для 9 класса хронологически охватывает период с
начала XX по XXI век.

4

Содержание разделов
№

Название раздела, темы

п/п

Количество

Контрольные

часов

работы

1.

Россия в 1917-1921 годах

11

1

2.
3.

8
13

1
1

4.

СССР в 20-е - 30-е годы XX века
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов
Советский Союз в 1945 - 1991 годах

16

2

5.

Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах

11

1

6.

Современная Россия

9

1

68

7

ИТОГО

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

8 класс
Личностные:

развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории
Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм
организации деятельности обучающихся;

формирование нравственного сознания обучающихся на основе
приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры
региона.

умение изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность
и познавательную ценность;

осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;

формирование чувства уважения к национальным святыням и символам;

знание государственных праздников, Дней воинской славы России;

знание основ развития и становления России как государства, её границ,
знание особенностей культуры своей страны и своего региона, географического
положения, достижений страны в области литературы, искусства, науки;

формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
Минимальный уровень:

знать некоторые даты важнейших событий истории России (по выбору);

уметь пользоваться «Лентой времени»;

устанавливать по датам последовательность и длительность
исторических событий с помощью учителя;

знать некоторые имена великих исторических деятелей (царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);

устанавливать причинно-следственные связи с помощью учителя;
5


описывать объекты, события, исторические героев с опорой на
наглядность, по наводящим вопросам учителя;

находить, показывать на исторической карте территории, границы,
основные изучаемые объекты, события под контролем учителя;

находить в словаре или в учебнике значение исторических терминов;

узнавать и называть, изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

выполнять несложные задания под контролем учителя;

адекватно оценивать свою работу;

осуществлять поиск информации в доступном источнике.
Достаточный уровень:

- определять хронологические рамки ключевых процессов,

знать основные исторические даты истории России;

соотносить дату с событием и личностью;

знать некоторые основные исторические факты, события, явления,
процессы; их причины, участников, результаты и значение;

уметь составлять рассказы об исторических событиях, формулировать
выводы;

знать места совершения основных исторических событий;

знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры);

составлять исторические портреты с опорой на иллюстративный,
текстовый материал;

понимать «легенду» исторической карты, «читать» историческую карту с
опорой на ее «легенду»;

объяснять значение основных терминов, понятий;

соотносить год с веком, устанавливать последовательность и
длительности исторических событий;

сравнивать, разбирать, обобщать исторические факты;

осуществлять поиск информации в доступных источниках;

раскрывать причинно-следственные связи между историческими
событиями и явлениями;

участвовать в беседе по содержанию, изученных тем;

выполнять доступные задания без текущего контроля учителя.
9 класс
Личностные:

осознание себя как гражданина России;

формирование чувства гордости за свою Родину, через изучение ратных
подвигов защитников Отечества;

осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края;

способность осмысления основных общественно-политических событий,
происходящих в Российской Федерации и в мире;

готовность и способность к саморазвитию;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств через
освоение историко-художественного наследия народов России;

6


формирование бережного отношения к историческим памятникам,
материальным и духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Предметные:
Минимальный уровень:

знать и правильно употреблять термины и понятия, понимать их
значение;

знать изображения символики РФ;

иметь представление о территории России и её границах;

уметь пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях,
таблицах, исторических картах;

знать некоторые точные исторические даты;

различать точные и приблизительные исторические даты;

уметь пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

устанавливать последовательность исторических событий;

знать имена основных исторических деятелей;

уметь пересказывать учебный материал, с опорой на наглядность или по
заранее составленному плану;

уметь соотносить содержание иллюстративного материала с текстом
учебника;

знать традиции и обычаи предков;

знать некоторые исторические памятники, уметь соотносить их с
событиями в истории России.
Достаточный уровень:

знать определения основных терминов и понятия;

знать хронологические рамки исторических процессов, даты важнейших
событий;

соотносить год с веком, устанавливать последовательность и
длительность исторических событий;

иметь представление о территории России, её границах и об их
изменениях;

знать основные факты (событий, явлений, процессов), их причины,
участников, результатов, значения;

давать характеристику историческим личностям, рассказывать об
исторических событиях, делать выводы об их значении;

знать места совершения основных исторических событий;

знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры);

иметь представление о культурном пространстве России XIX века;

«читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;

сравнивать, разбирать, обобщать исторические факты;

проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;

выполнять задания без текущего контроля учителя;

устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между
историческими событиями и явлениями;

высказывать свое суждение о значении исторического наследия предков;

проводить поиск информации при составлении описания исторических и
культурных памятников на территории современной России;

7


объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и
личностям истории России;

оценивать ответ обучающегося, дополнять его, пользуясь учебником и
картой;

иметь представление об истории, географии, достижениях и культурных
традициях родного края;

использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни при понимании исторических причин и
исторического значения событий и явлений современной жизни.

8

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема предмета

Кол-во часов

Россия в конце XVII века- 3 часа
1

Наше Отечество - Россия в XVII веке

1

2

Детство и юность Петра I

1

3

Семейные раздоры, борьба за власть

1

Россия в XVIII веке -31 час
4

Начало царствования Петра I

1

5

Азовские походы

1

6

Великое посольство Петра I

1

7

Начало Северной войны

1

8

Первые победы над шведами

1

9

Строительство Петербурга

1

10

Полтавская битва: разгром шведов

1

11

Окончание Северной войны

1

12

Реформы государственного управления, губернская реформа

1

13

Нововведения в культуре

1

14

Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея

1

15

Личность Петра I Великого

1

16

Обобщающий урок по разделу: «Российское государство в конце
XVII – начале XVIII века».
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I. Екатерина I
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I. Внук Петра Великого
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I. Анна Иоанновна
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I.
Царствование Елизаветы Петровны
Войны России в период правления Елизаветы Петровны

1

Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I. Петр III
Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова

1

1

25

Основание первого Российского университета и Академии
художеств
Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм

26

Укрепление императорской власти

1

27

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги.

1

17
18
19
20

21
22
23
24

1
1
1
1

1

1

1

9

28

Присоединение Крыма и освоение Новороссии

1

29

«Золотой век дворянства»

1

30

Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение

1

31

Культура и быт России во второй половине XVIII века

1

32

Правление Павла 1

1

33

Правление Павла I.
Отношения России со странами Европы в конце XVIII – начале
XIX века
Обобщающий урок по разделу «Россия в XVIII веке»

1

34

1

Россия в первой половине XIX века - 16 часов
35

Приход к власти Александра I

1

36

Внутренняя и внешняя политика России

1

37

Отечественная война 1812 года

1

38

Основные этапы и сражения войны

1

39

Бородинская битва

1

40

Основные этапы и сражения войны. Наполеон в Москве

1

41

Причины победы России в Отечественной войне

1

42

Народная память о войне 1812 года

1

43

1

45

Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их
участники
Восстание декабристов на Сенатской площади в СанктПетербурге
Правление Николая I

46

Внешняя политика России

1

47

Крымская война 1853-1856 годов

1

48

"Золотой век" русской культуры первой половины XIX века.
Развитие живописи, архитектуры, литературы, музыки
"Золотой век" русской культуры первой половины XIX века

1

44

49

1
1

1

50

Обобщающий урок по разделу «Россия в первой половине века
1
XIX»
Россия во второй половине XIX - начале XX века- 16 часов

51

Правление Александра II

1

52

Социально-экономическое развитие России

1

53

Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране

1

54

Приход к власти Александра III

1

55

1

56

Развитие российской промышленности, формирование русской
буржуазии
Положение и жизнь рабочих

57

Появление революционных кружков

1

1

10

58

Наука и культура во второй половине XIX века

1

59

Начало правления Николая II

1

60

Положение основных групп населения

1

61

Русско-японская война 1904-1905 годах: основные сражения

1

62

Первая русская революция 1905-1907 годов

1

63

Реформы П. А. Столыпина и их итоги

1

64

«Серебряный век» русской культуры

1

65

Россия в Первой мировой войне

1

66

Обобщающий урок по разделу: «Россия в конце XIX-начале XX
века»
Россия в 1917 веке - 2 часа

1

67

Революционные события 1917 года

1

68

Заключительный урок

1

11

9 класс
№

Тема предмета

Кол-во часов

Россия в 1917-1921 годах – 11 часов
1

Февральская революция и отречение царя от престола

1

2

Октябрь 1917 года в Петрограде

1

3

II Всероссийский съезд Советов

1

4

Установление советской власти в стране и образование нового
государства – Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики (РСФСР)
Судьба семьи Николая II

1

1

7

Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные
этапы вооруженной борьбы
Положение населения в годы войны

8

Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны

1

9

Экономический и политический кризис в конце 1920 - начале
1921 годов. Массовые выступления против политики власти
Переход к новой экономической политике, положительные и
отрицательные результаты нэпа
Обобщающий урок по теме «Россия в 1917-1921 годах»

1

5
6

10
11

1

1

1
1

СССР в 20-е - 30-е годы XX века - 8 часов
12

Образование СССР

1

13

Сосредоточение всей полноты партийной и государственной
власти в руках И. В. Сталина

1

14

Индустриализация страны, первые пятилетние планы

1

15

1

16

Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное
осуществление, экономические и социальные последствия
Новая Конституция СССР 1936 года

17

Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е - 1930-е годы

1

18

Политическая жизнь страны в 30-е годы

1

19

Обобщающий урок по теме «СССР в 20-е - 30-е годы XX века»

1

1

СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов – 13 ч

20

СССР накануне Второй мировой войны

1

21

Начало Великой Отечественной войны

1

22

Битва за Москву, ее историческое значение

1

23

Героизм тружеников тыла. "Все для фронта! Все для победы!"

1

24

Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев

1

25

Сталинградская битва

1

12

26

Борьба советских людей на оккупированной территории

1

27

Битва на Курской дуге

1

28

Создание антигитлеровской коалиции

1

29

Завершение Великой Отечественной войны. День Победы -9 мая
1945 года
Вступление СССР в войну с Японией

1

1

32

Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М.
Василевский, И. С. Конев), герои войны
Обобщающий урок «СССР во Второй мировой и Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов»
Советский Союз в 1945 - 1991 годах – 16 часов

33

Возрождение Советской страны после войны

1

34

Формирование двух военно-политических блоков

1

35

Приход к власти Н. С. Хрущева

1

36

Реформы Н. С. Хрущева

1

37

Достижения в науке и технике в 50-60-е годы

1

38

Освоение космоса и полет первого человека

1

39

Хрущевская "оттепель"

1

40

Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева

1

41

Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы

1

42

Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е –
начале 80-х годов XX века

1

43

Смерть Л. И. Брежнева

1

44

Приход к власти М. С. Горбачева

1

45

1

46

Реформы Горбачева в политической, социальной и
экономической сферах
Избрание первого президента СССР - М.С. Горбачева

47

Распад СССР

1

48

Обобщающий урок «Советский Союз в 1945 - 1991 годах»

1

30
31

1

1

1

Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах – 11 часов
49

Вступление России в новый этап истории

1

50

Принятие Конституции России 1993 года

1

51

Военно-политический кризис в Чеченской Республике

1

52

Отставка Б. Н. Ельцина, президентские выборы в 2000 году

1

53

Второй президент России - В.В. Путин

1

54

Развитие экономики и социальной сферы

1

55

Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века

1
13

Русская
православная церковь в новой России
Президентские выборы 2008 года. Президент России - Д. А.
Медведев
Президентские выборы 2012, 2018 годов. Президент России В.В. Путин
Обобщающий урок по разделу «Россия (Российская Федерация)
в 1991 - 2015 годах»
Современная Россия- 9 часов

1

60

Современная Россия

1

61

Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году

1

62

Воссоединение Крыма с Россией

1

63

Помощь Сирии в борьбе с международным терроризмом

1

64

Конституционная реформа 2020 года

1

65

Празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне

1

66

Отношение России с Западом в 2022 году

1

67

Обобщающий урок по разделу «Современная Россия»

1

68

Заключительный урок

1

56
57
58
59

1
1
1

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».