I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026. ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «История Отечества» относится к образовательной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю), в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цели и задачи учебного предмета «История Отечества». Цели обучения: формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Задачи обучения: овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории; формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи; формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках; формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего; усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории; формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания; формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе; воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; воспитание гражданственности и толерантности; 2 коррекция и развитие познавательных психических процессов. Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 8 классе определяет следующие задачи: овладение представлениями об историческом пути России с конца XVII по XX век; формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в данное время; знакомство обучающихся с историческими личностями, важнейшими датами и событиями данного периода истории России; усвоение доступных для обучающихся исторических понятий, понимание некоторых закономерностей общественного развития; выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом; воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству. в 9 классе определяет следующие задачи: овладение представлениями об историческом пути России с начала XX по XXI век; формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в данное время; знакомство обучающихся с историческими личностями, важнейшими датами и событиями данного периода истории России; усвоение доступных для обучающихся исторических понятий, понимание некоторых закономерностей общественного развития; выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом; воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 8 классе продолжается системное изучение истории Отечества. Происходит преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 7 классе. Программа «История Отечества» для 8 класса хронологически охватывает период с конца XVII по XX век. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений. Реализация программы учебного предмета «История Отечества» предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков и обобщающих уроков. Основными организационными формами работы на уроках истории являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков предполагается использование методических средств и приёмов, необходимых для формирования осознанного усвоения учебного материала. Работа с учебником: комментированное чтение учебника или дополнительного материала; чтение вслух отрывков, отдельных абзацев, устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя. Работа с учебником проводится в сочетании с наглядными методами обучения (иллюстрации, макеты, схемы, таблицы, видеосюжеты). 3 Работа с наглядно-дидактическими материалами: используются иллюстрации в учебнике, репродукции, опорные схемы, таблицы, маркерные рисунки на доске, макеты, что способствует развитию воображения, умению элементарно анализировать изучаемые события, формировать вопросы, составлять развёрнутые ответы, используя зрительную опору, воспроизводить изученный материал. Работа с исторической картой: является одной из форм деятельностного подхода и позволяет формировать у обучающихся пространственные представления. Словарная работа: рассматривается как обязательный вид деятельности на каждом уроке, где обучающиеся знакомятся с новыми терминами и понятиями, учатся их объяснять, выделять, находить в тексте учебника, употреблять новые слова в ответе. За счёт многократного, вариативного повторения новых терминов формируется активный и пассивный исторический словарь обучающихся. Для развития критического мышления на уроках истории эффективным приёмом является применение кластеров. Обучающиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Кластеры помогают структурировать полученные знания и лучше запомнить изученный материал. Проектная деятельность: обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; развитие исследовательских и творческих способностей. Способствует воспитанию информационной культуры обучающихся; развитие познавательных интересов, умений в работе с компьютером, самоконтроля; формирование умения излагать свою точку зрения. Содержание разделов № Название раздела Количество часов 3 31 16 1. 2. 3. Россия в конце XVII века Россия в XVIII веке Россия в первой половине XIX века 4. Россия во второй половине XIX - начале XX века Россия в 1917 году 5. Итого Контрольные работы 2 2 16 2 2 1 68 7 В 9 классе продолжается системное изучение истории Отечества. Происходит преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 8 классе. Программа «История Отечества» для 9 класса хронологически охватывает период с начала XX по XXI век. 4 Содержание разделов № Название раздела, темы п/п Количество Контрольные часов работы 1. Россия в 1917-1921 годах 11 1 2. 3. 8 13 1 1 4. СССР в 20-е - 30-е годы XX века СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Советский Союз в 1945 - 1991 годах 16 2 5. Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах 11 1 6. Современная Россия 9 1 68 7 ИТОГО III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8 класс Личностные: развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности обучающихся; формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры региона. умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование чувства уважения к национальным святыням и символам; знание государственных праздников, Дней воинской славы России; знание основ развития и становления России как государства, её границ, знание особенностей культуры своей страны и своего региона, географического положения, достижений страны в области литературы, искусства, науки; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные: Минимальный уровень: знать некоторые даты важнейших событий истории России (по выбору); уметь пользоваться «Лентой времени»; устанавливать по датам последовательность и длительность исторических событий с помощью учителя; знать некоторые имена великих исторических деятелей (царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); устанавливать причинно-следственные связи с помощью учителя; 5 описывать объекты, события, исторические героев с опорой на наглядность, по наводящим вопросам учителя; находить, показывать на исторической карте территории, границы, основные изучаемые объекты, события под контролем учителя; находить в словаре или в учебнике значение исторических терминов; узнавать и называть, изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; выполнять несложные задания под контролем учителя; адекватно оценивать свою работу; осуществлять поиск информации в доступном источнике. Достаточный уровень: - определять хронологические рамки ключевых процессов, знать основные исторические даты истории России; соотносить дату с событием и личностью; знать некоторые основные исторические факты, события, явления, процессы; их причины, участников, результаты и значение; уметь составлять рассказы об исторических событиях, формулировать выводы; знать места совершения основных исторических событий; знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); составлять исторические портреты с опорой на иллюстративный, текстовый материал; понимать «легенду» исторической карты, «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»; объяснять значение основных терминов, понятий; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительности исторических событий; сравнивать, разбирать, обобщать исторические факты; осуществлять поиск информации в доступных источниках; раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями; участвовать в беседе по содержанию, изученных тем; выполнять доступные задания без текущего контроля учителя. 9 класс Личностные: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, через изучение ратных подвигов защитников Отечества; осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; способность осмысления основных общественно-политических событий, происходящих в Российской Федерации и в мире; готовность и способность к саморазвитию; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств через освоение историко-художественного наследия народов России; 6 формирование бережного отношения к историческим памятникам, материальным и духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Предметные: Минимальный уровень: знать и правильно употреблять термины и понятия, понимать их значение; знать изображения символики РФ; иметь представление о территории России и её границах; уметь пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях, таблицах, исторических картах; знать некоторые точные исторические даты; различать точные и приблизительные исторические даты; уметь пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком; устанавливать последовательность исторических событий; знать имена основных исторических деятелей; уметь пересказывать учебный материал, с опорой на наглядность или по заранее составленному плану; уметь соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; знать традиции и обычаи предков; знать некоторые исторические памятники, уметь соотносить их с событиями в истории России. Достаточный уровень: знать определения основных терминов и понятия; знать хронологические рамки исторических процессов, даты важнейших событий; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий; иметь представление о территории России, её границах и об их изменениях; знать основные факты (событий, явлений, процессов), их причины, участников, результатов, значения; давать характеристику историческим личностям, рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении; знать места совершения основных исторических событий; знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); иметь представление о культурном пространстве России XIX века; «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»; сравнивать, разбирать, обобщать исторические факты; проводить поиск информации в одном или нескольких источниках; выполнять задания без текущего контроля учителя; устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями; высказывать свое суждение о значении исторического наследия предков; проводить поиск информации при составлении описания исторических и культурных памятников на территории современной России; 7 объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России; оценивать ответ обучающегося, дополнять его, пользуясь учебником и картой; иметь представление об истории, географии, достижениях и культурных традициях родного края; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при понимании исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни. 8 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема предмета Кол-во часов Россия в конце XVII века- 3 часа 1 Наше Отечество - Россия в XVII веке 1 2 Детство и юность Петра I 1 3 Семейные раздоры, борьба за власть 1 Россия в XVIII веке -31 час 4 Начало царствования Петра I 1 5 Азовские походы 1 6 Великое посольство Петра I 1 7 Начало Северной войны 1 8 Первые победы над шведами 1 9 Строительство Петербурга 1 10 Полтавская битва: разгром шведов 1 11 Окончание Северной войны 1 12 Реформы государственного управления, губернская реформа 1 13 Нововведения в культуре 1 14 Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея 1 15 Личность Петра I Великого 1 16 Обобщающий урок по разделу: «Российское государство в конце XVII – начале XVIII века». Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Екатерина I Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Внук Петра Великого Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Анна Иоанновна Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Царствование Елизаветы Петровны Войны России в период правления Елизаветы Петровны 1 Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Петр III Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова 1 1 25 Основание первого Российского университета и Академии художеств Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм 26 Укрепление императорской власти 1 27 Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. 1 17 18 19 20 21 22 23 24 1 1 1 1 1 1 1 9 28 Присоединение Крыма и освоение Новороссии 1 29 «Золотой век дворянства» 1 30 Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение 1 31 Культура и быт России во второй половине XVIII века 1 32 Правление Павла 1 1 33 Правление Павла I. Отношения России со странами Европы в конце XVIII – начале XIX века Обобщающий урок по разделу «Россия в XVIII веке» 1 34 1 Россия в первой половине XIX века - 16 часов 35 Приход к власти Александра I 1 36 Внутренняя и внешняя политика России 1 37 Отечественная война 1812 года 1 38 Основные этапы и сражения войны 1 39 Бородинская битва 1 40 Основные этапы и сражения войны. Наполеон в Москве 1 41 Причины победы России в Отечественной войне 1 42 Народная память о войне 1812 года 1 43 1 45 Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники Восстание декабристов на Сенатской площади в СанктПетербурге Правление Николая I 46 Внешняя политика России 1 47 Крымская война 1853-1856 годов 1 48 "Золотой век" русской культуры первой половины XIX века. Развитие живописи, архитектуры, литературы, музыки "Золотой век" русской культуры первой половины XIX века 1 44 49 1 1 1 50 Обобщающий урок по разделу «Россия в первой половине века 1 XIX» Россия во второй половине XIX - начале XX века- 16 часов 51 Правление Александра II 1 52 Социально-экономическое развитие России 1 53 Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране 1 54 Приход к власти Александра III 1 55 1 56 Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии Положение и жизнь рабочих 57 Появление революционных кружков 1 1 10 58 Наука и культура во второй половине XIX века 1 59 Начало правления Николая II 1 60 Положение основных групп населения 1 61 Русско-японская война 1904-1905 годах: основные сражения 1 62 Первая русская революция 1905-1907 годов 1 63 Реформы П. А. Столыпина и их итоги 1 64 «Серебряный век» русской культуры 1 65 Россия в Первой мировой войне 1 66 Обобщающий урок по разделу: «Россия в конце XIX-начале XX века» Россия в 1917 веке - 2 часа 1 67 Революционные события 1917 года 1 68 Заключительный урок 1 11 9 класс № Тема предмета Кол-во часов Россия в 1917-1921 годах – 11 часов 1 Февральская революция и отречение царя от престола 1 2 Октябрь 1917 года в Петрограде 1 3 II Всероссийский съезд Советов 1 4 Установление советской власти в стране и образование нового государства – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) Судьба семьи Николая II 1 1 7 Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы вооруженной борьбы Положение населения в годы войны 8 Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны 1 9 Экономический и политический кризис в конце 1920 - начале 1921 годов. Массовые выступления против политики власти Переход к новой экономической политике, положительные и отрицательные результаты нэпа Обобщающий урок по теме «Россия в 1917-1921 годах» 1 5 6 10 11 1 1 1 1 СССР в 20-е - 30-е годы XX века - 8 часов 12 Образование СССР 1 13 Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина 1 14 Индустриализация страны, первые пятилетние планы 1 15 1 16 Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление, экономические и социальные последствия Новая Конституция СССР 1936 года 17 Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е - 1930-е годы 1 18 Политическая жизнь страны в 30-е годы 1 19 Обобщающий урок по теме «СССР в 20-е - 30-е годы XX века» 1 1 СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов – 13 ч 20 СССР накануне Второй мировой войны 1 21 Начало Великой Отечественной войны 1 22 Битва за Москву, ее историческое значение 1 23 Героизм тружеников тыла. "Все для фронта! Все для победы!" 1 24 Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев 1 25 Сталинградская битва 1 12 26 Борьба советских людей на оккупированной территории 1 27 Битва на Курской дуге 1 28 Создание антигитлеровской коалиции 1 29 Завершение Великой Отечественной войны. День Победы -9 мая 1945 года Вступление СССР в войну с Японией 1 1 32 Советские полководцы (Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский, И. С. Конев), герои войны Обобщающий урок «СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» Советский Союз в 1945 - 1991 годах – 16 часов 33 Возрождение Советской страны после войны 1 34 Формирование двух военно-политических блоков 1 35 Приход к власти Н. С. Хрущева 1 36 Реформы Н. С. Хрущева 1 37 Достижения в науке и технике в 50-60-е годы 1 38 Освоение космоса и полет первого человека 1 39 Хрущевская "оттепель" 1 40 Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева 1 41 Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы 1 42 Советская культура, жизнь и быт советских людей в 70-е – начале 80-х годов XX века 1 43 Смерть Л. И. Брежнева 1 44 Приход к власти М. С. Горбачева 1 45 1 46 Реформы Горбачева в политической, социальной и экономической сферах Избрание первого президента СССР - М.С. Горбачева 47 Распад СССР 1 48 Обобщающий урок «Советский Союз в 1945 - 1991 годах» 1 30 31 1 1 1 Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах – 11 часов 49 Вступление России в новый этап истории 1 50 Принятие Конституции России 1993 года 1 51 Военно-политический кризис в Чеченской Республике 1 52 Отставка Б. Н. Ельцина, президентские выборы в 2000 году 1 53 Второй президент России - В.В. Путин 1 54 Развитие экономики и социальной сферы 1 55 Культура и духовная жизнь общества в начале XXI века 1 13 Русская православная церковь в новой России Президентские выборы 2008 года. Президент России - Д. А. Медведев Президентские выборы 2012, 2018 годов. Президент России В.В. Путин Обобщающий урок по разделу «Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах» Современная Россия- 9 часов 1 60 Современная Россия 1 61 Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году 1 62 Воссоединение Крыма с Россией 1 63 Помощь Сирии в борьбе с международным терроризмом 1 64 Конституционная реформа 2020 года 1 65 Празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1 66 Отношение России с Западом в 2022 году 1 67 Обобщающий урок по разделу «Современная Россия» 1 68 Заключительный урок 1 56 57 58 59 1 1 1 14