РП внеурочная детяльность Финансовая грамотность 11 класс

Пояснительная записка
Курс «Финансовая грамотность» для 11 класса тесно переплетается с
общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может
добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и
закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся – осознать, что
полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной
жизни.
Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию
финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых
продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума.
Также курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных
последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических
схем при осуществлении финансовых операций.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 11
класса посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а
также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с
финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.
На изучение курса «Финансовая грамотность» отводится 34 часа (1 час в неделю).

1. Содержание элективного курса по финансовой грамотности
Риски и финансовая безопасность
Что такое финансовые риски и какими они бывают. Финансовая пирамида, или как не
попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не
потерять деньги в сети Интернет.
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Виды пенсий и условия их получения. Думай о пенсии смолоду, или как формируется
пенсия. Как сделать пенсию достойной. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. Риски при переводе накопительной
пенсии в негосударственный пенсионный фонд.
Финансовые механизмы работы предприятия
Предпринимательский риск и с чем он связан. Чем опасна высокая инфляция для бизнеса. Большая дебиторская задолженность как фактор риска предприятия во время кризисов.
Как вести себя в случае экономического кризиса.
Организация и ведение собственного бизнеса
Как зарегистрировать предприятие. Типичные ошибки начинающих предпринимателей. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение предприятий.

2. Планируемые результаты освоения элективного курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества, представление о математических основах
функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества
(выборы, опросы и другое), умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к прошлому и
настоящему российской математики, ценностное отношение к достижениям российских
математиков и российской математической школы, использование этих достижений в других
науках, технологиях, сферах экономики;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа, сформированность нравственного
сознания, этического поведения, связанного с практическим применением достижений науки
и деятельностью учёного, осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику математических закономерностей,
объектов, задач, решений, рассуждений, восприимчивость к математическим аспектам
различных видов искусства;
5) физического воспитания:
сформированность умения применять математические знания в интересах здорового и
безопасного образа жизни, ответственное отношение к своему здоровью (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), физическое
совершенствование при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности трудолюбия, интерес к различным сферам
профессиональной деятельности, связанным с математикой и её приложениями, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные
планы, готовность и способность к математическому образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни, готовность к активному участию в решении практических задач
математической направленности;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, ориентация на применение математических
знаний для решения задач в области окружающей среды, планирование поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, понимание математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладение языком
математики и математической культурой как средством познания мира, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов,
понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и

отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей
и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
проводить самостоятельно доказательства математических утверждений (прямые и от
противного), выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры,
обосновывать собственные суждения и выводы;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать
вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, устанавливать искомое и данное,
формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить самостоятельно спланированный эксперимент, исследование по
установлению особенностей математического объекта, явления, процесса, выявлению
зависимостей между объектами, явлениями, процессами;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на вопрос и для
решения задачи;
выбирать информацию из источников различных типов, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
структурировать информацию, представлять её в различных формах, иллюстрировать
графически;
оценивать надёжность информации по самостоятельно сформулированным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных
текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать
варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов, владеть способами самопроверки, самоконтроля
процесса и результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить

коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных ошибок,
выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям, объяснять причины достижения
или недостижения результатов деятельности, находить ошибку, давать оценку
приобретённому опыту.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных задач, принимать цель совместной деятельности, планировать
организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать
процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими
членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения обучающийся получит следующие предметные результаты по
отдельным темам рабочей программы элективного курса:
выявлять признаки финансовой пирамиды в мошеннической схеме;
распознавать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений;
находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб;
сопоставлять информацию, полученную из различных источников;
понимать особенности пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах,
определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
использовать критерии выбора негосударственного пенсионного фонда;
понимать основы функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана,
налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
отличать виды финансовых мошенничеств и особенности их функционирования,
понимать способы идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых
финансовых продуктов;
понимать правила поведения при взаимодействии с различными финансовыми
институтами;
отличать организационно-правовые формы предприятий;
ориентироваться в правах и обязанностях, возникающих вследствие регистрации
хозяйственного общества или индивидуального предпринимателя;
ориентироваться в процедуре регистрации собственного бизнеса;
рассчитывать налоговую нагрузку на бизнес в рамках выбранного режима
налогообложения;
находить актуальную информацию о порядке расчёта и уплаты налогов на
официальных сайтах министерств и ведомств в сети Интернет;
рассчитывать стоимость привлечения отдельных финансовых ресурсов для развития
организации;
вести простые финансовые расчеты: считать издержки, доход, прибыль.

3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№
п/п

Раздел программы,
количество часов

1.

Риски и
финансовая
безопасность,
10 ч

2.

3.

4.

5.

6.
7.

8.

9.

10.
11.
12.

Обеспеченная
старость:
возможности

Тема урока
Что такое финансовые
риски и какими они бывают
Доходность, срок
инвестирования, сумма
инвестирования
Доходность, срок
инвестирования, сумма
инвестирования
Виды рисков при
осуществлении
финансовых операций
Финансовая пирамида, или
как не попасть в сети
мошенников
Виды финансовых
пирамид
Способы защиты от
финансовых
мошенничеств
Виртуальные ловушки,
или как не потерять деньги
в сети Интернет
Виртуальные ловушки,
или как не потерять деньги
в сети Интернет
Решение практических
задач
Виды пенсий и условия их
получения
О пенсионной грамотности

Колво
часов
1
1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://www.yaklass.ru/p/osno
vy-finansovojgramotnosti#program-11-klass

1

Деятельность учителя с учётом
рабочей программы воспитания

Побуждать обучающихся соблюдать
на уроке принципы учебной дисциплины
и самоорганизации.
 Привлекать внимание школьников
к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, понятий, приёмов.

1

1

1
1

1

1

1
1
1

https://www.yaklass.ru/p/osnovy
-finansovojgramotnosti#program-11-klass



Инициировать обучающихся к
обсуждению, высказыванию своего
мнения, выработке своего отношения по

13.

пенсионного
накопления, 8 ч

14.
15.

16.

17.

18.

19.
20.

Финансовые
механизмы работы
предприятия, 5 ч

21.
22.

23.
24.
25.

Организация и
ведение
собственного
бизнеса, 11 ч

Думай о пенсии смолоду,
или как формируется
пенсия
Как сделать пенсию
достойной
Как распорядиться своими
пенсионными
накоплениями
Как выбрать
негосударственный
пенсионный фонд
Как выбрать
негосударственный
пенсионный фонд
Риски при переводе
накопительной пенсии в
негосударственный
пенсионный фонд
Предпринимательский
риск и с чем он связан
Предпринимательский
риск и с чем он связан
Чем опасна высокая
инфляция для бизнеса
Большая дебиторская
задолженность как фактор
риска предприятия во
время кризисов
Как вести себя в случае
экономического кризиса
Как зарегистрировать
предприятие
Создание собственного
бизнеса: что и как надо
сделать

поводу получаемой на уроке социально
значимой информации.
 Сотрудничать с другими
педагогическими работниками и другими
специалистами в решении
воспитательных задач.
 Находить ценностный аспект
учебного знания и информации,
обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися.

1

1
1

1

1

1

1
1

https://www.yaklass.ru/p/osnovy
-finansovojgramotnosti#program-11-klass

 Инициировать обучающихся к
обсуждению, высказыванию своего
мнения, выработке своего отношения по
поводу получаемой на уроке социально
значимой информации.
 Находить ценностный аспект
учебного знания и информации,
обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися.

https://www.yaklass.ru/p/osnovy
-finansovojgramotnosti#program-11-klass

 Побуждать обучающихся
соблюдать на уроке принципы учебной
дисциплины и самоорганизации.
 Привлекать внимание школьников
к ценностному аспекту изучаемых на

1
1

1
1
1

26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.

33.

34.

Типичные ошибки
начинающих
предпринимателей
Расходы и доходы в
собственном бизнесе
Составление личного
финансового плана
Составление личного
финансового плана
Налогообложение
предприятий
Налогообложение малого
и среднего бизнеса
С какими финансовыми
рисками может
встретиться бизнесмен
С какими финансовыми
рисками может
встретиться бизнесмен
Итоговое занятие по курсу

1

1
1

1
1
1

1

1

уроках явлений, понятий, приёмов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».